Монополистические объединения что это
Монополистические объединения
Монополистические объединения в промышленности, на транспорте и в торговле Первые монополистические объединения возникли в России в 80-е годы XIX в. в металлургической промышленности и в транспортом машиностроении. Связанные с выполнением крупных железнодорожных заказов, они взяли на себя функции объединенного руководства в этой важной отрасли производства. Так, временные союзы нескольких предприятий, выпускавших одинаковую продукцию, уже тогда распределяли заказы на определенные виды продукции согласно принятым Советом этих объединений квотам. Этим же органом устанавливалась цена на продукцию. Объединения носили временный характер: договоры между предприятиями заключались на 3—5 лет. По истечении срока договора эти монополистические объединения распадались. Подобного типа объединения в 90-х годах XIX в. возникали в текстильной, свеклосахарной, нефтедобывающей и нефтеобрабатывающей промышленности.
В организационном отношении временные монополистические союзы 80—90-х годов представляли собой картели — такую форму объединения, участники которого заключали соглашение о регулировании объемов производства, условиях сбыта продукции и найме рабочих в целях извлечения монопольной прибыли. Участники картеля сохраняли производственно-коммерческую самостоятельность. Впоследствии большинство картелей перерастали в синдикаты — объединения, где распространение заказов, закупка сырья и реализация произведенной продукции осуществлялись через единую сбытовую контору. В синдикате сохранялась производст-
венная, но утрачивалась коммерческая самостоятельность отдельных предприятий. Наиболее высокой формой монополистического объединения являлся трест. Тресты монополизировали не только сбыт, но и производство в определенной отрасли промышленности, поэтому они объединяли те предприятия, в которых производилась однородная продукция. У входивших в трест предприятий утрачивалась их коммерческая и производственная самостоятельность; предприятия превращались фактически в отделы гигантского производства, управляемого из единого центра — Правления треста.
Обычно сосуществовали все три названных типа промышленных монополистических объединений, но при преобладании одного из них. Для России начала XX в. были характерны монополистические объединения в форме синдикатов.
Экономический кризис 1900—1903 гг. дал новый толчок монополизации промышленности. Начинается следующий этап истории монополистического капитала, когда капиталистические монополии стали одной из основ хозяйственной жизни, охватывая практически все отрасли тяжелой и некоторые легкой промышленности. Складываются также устойчивые связи между крупнейшими промышленными предприятиями и банками. Монополизации промышленности способствовала и экономическая политика царского правительства, видевшего в ней средство спасения крупных предприятий от краха в годы кризиса.
Ведущая роль в становлении монополистического капитала принадлежала отраслям промышленности, производившим средства производства. Участие иностранного капитала в монополизации ограничивалось финансированием отдельных контрагентов крупных синдикатов в металлургической, топливной и некоторых других отраслях промышленности.
Крупнейшим промышленным монополистическим объединением в России был возникший в 1902 г. синдикат «Продамет» («Общество для продажи изделий русских металлургических заводов»). Постепенно этот синдикат прибирал к своим рукам реализацию наиболее важных видов продукции металлургической промышленности. Хотя он объединил не более 20% заводов этой отрасли, они производили 80% всей продукции на сумму 255 млн. руб. (данные 1910 г.).
В 1902 г. был образован синдикат «Трубопродажа», куда вошли все предприятия трубопрокатного производства. Деятельность проволочных и гвоздильных предприятий контролировалась синдикатом «Гвоздь» (1904), а после его распада — синдикатом «Проволока» (1908).
Монополистическое объединение в цветной металлургии «Медь» (1907) выступало от имени торговых обществ, но за спиной его стояла обосновавшаяся в Москве германская торговая фирма «Вогау», получившая от русского правительства монопольное право на продажу меди. Заключив соглашение с меднопрокатными заводами, она
лишила их самостоятельности в покупке меди и в продаже изделий из нее.
Высокого уровня монополизация достигла в нефтяной промышленности, где монополистические соглашения охватили не только весь внутренний рынок, но и экспортный. В этой отрасли действовали две главные фирмы — товарищество «Братья Нобель» и общество «Мазут», которые представляли собой монополистические организации высшего типа. В 1905 г. они заключили между собой соглашение, монополизировавшее 77% торговли нефтепродуктами.
В каменноугольной промышленности синдикат «Продуголъ» («Общество для торговли минеральным топливом Донецкого бассейна», основано в 1904 г.) объединил предприятия с 75% всей добычи угля в этом районе. Образовавшиеся позднее угольные синдикаты, которые действовали на местных рынках Урала, Сибири и Польши, вскоре попали под влияние «Продугля». В районе Донбасса и Криворожья развернул свою деятельность основанный в 1907 г. синдикат «Продаруд». Он объединил крупнейшие горнорудные предприятия Юга России.
В транспортном машиностроении в этот период возникли два синдиката, которые почти полностью монополизировали эту отрасль промышленности: «Продвагон» (1904) и «Союз паровозостроительных заводов» (1906).
Крупные монополистические синдикаты возникли в цементной и резиновой отраслях промышленности. Первый под названием «Русское товарищество торговли цементом.» (1904) монополизировал 90% производства цемента, второй — «Треугольник» (1907) объединил все предприятия по изготовлению резиновых изделий.
Монополистические объединения действовали в речном и морском судоходстве. Так, в течение трех лет (1906 — 1908) на всех крупных реках России появились синдикатского типа объединения пароходств, которые монополизировали все пароходные сообщения в бассейне Волги, Днепра и сибирских рек. В морском судоходстве в 1903 г. возник синдикат «Объединенное товарищество транспортирования и страхования грузов в Персии», монополизировавший все заграничные грузопотоки на Каспийском море. В противовес монополии товарищества «Бр. Нобель» и «Мазут» владельцы наливных судов в 1907 г. создали синдикат «Союз каспийских судовладельцев наливного флота», сосредоточивший в своих руках 65% грузоподъемности всех наливных судов. На Черном море «Русское общество пароходства и торговли («РОПИТ»), поглотив ряд других пароходных предприятий, монополизировало почти все грузопотоки.
В период экономического подъема (1909—1913) образовались новые монополистические объединения в виде картелей и синдикатов, шел интенсивный процесс централизации капитала и концентрации производства. Но характерной чертой этого времени стало создание монополий высшего типа — трестов и концернов. Возник-
ли такие комбинированные объединения, которые включали предприятия, осуществлявшие все стадии производства — от добычи сырья до организации сбыта готовой продукции. В России тресты возникали или путем слияния отдельных предприятий в одно, или на основе общего финансирования, при сохранении формальной самостоятельности входивших в трест предприятий. Наибольшее распространение получила вторая форма трестирования. Трестирование в первую очередь охватило отрасли тяжелой промышленности, где оно осуществлялось при участии правительственных органов.
Перед первой мировой войной практически не было в России такой отрасли промышленности или транспорта, которых не затронул бы процесс монополизации. Всего в России в то время существовало около 200 разного вида монополистических объединений. Ведущую роль среди них занимали 30 крупных монополий. Овладев внутренним рынком, монополии диктовали цены и искали выходы на внешний рынок. Таким образом монополистические объединения превратились в основной фактор хозяйственно-экономической жизни России.
Банковская система Перед первой мировой войной Россия располагала высокоразвитой банковской системой. Центральное место в ней занимали Государственный банк России и столичные акционерные коммерческие банки. Государственный банк России помимо своей роли как центрального эмиссионного банка и крупнейшего кредитного учреждения являлся важнейшим органом проведения в жизнь экономической политики правительства. Наряду с Особой канцелярией по кредитной части Министерства финансов Государственный банк был важнейшим звеном государственного хозяйства. Он оказывал поддержку банковским монополиям, сам осуществлял кредитование промышленности и торговли через широкую сеть своих отделений и контор.
Вторым крупным важным звеном в российской кредитной системе были частные акционерные банки коммерческого кредита. По концентрации капитала акционерные банки России превосходили банки развитых капиталистических стран. Наиболее крупную роль играла группа петербургских банков (так называемая «пятерка») — Русско-Азиатский, Петербургский международный, Азовско-Донской, Торгово-промышленный и Русский для внешней торговли. На их долю приходилась почти половина всех ресурсов капитала и активов русских акционерных банков.
Несмотря на высокий уровень концентрации и централизации капитала акционерных банков, резко возросла численность обществ взаимного кредита и городских банков. В 1913 г. в России насчитывалось 1108 обществ взаимного кредита с общей суммой основных активов 865 млн. руб. и 317 городских банков с суммой активов 245 млн. руб.
В системе земельного кредита по-прежнему выделялись основанные в 80-х годах XIX в. два государственных банка — Дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк. Их деятельность способствовала развитию капиталистического предпринимательства в сельском хозяйстве. Помимо государственных учреждений земельного кредита действовали еще 8 местных дворянских земельных банков, 10 акционерных земельных банков и 36 городских кредитных обществ. Более 60% всех кредитов поземельных банков центральных и местных было выдано поместному дворянству. Тем самым царское правительство оказало существенную поддержку сохранению помещичьего землевладения.
Промышленный подъем 1909—1913 гг. создал благоприятные условия для притока золота в Государственный банк и увеличения вкладов в частные коммерческие банки.
Финансовый капитал Путем объединения («сращивания») промышленного капитала с банковским создавалась система финансового капитала. Возникали объединенные промышленно-банковские монополии. Так, в годы предвоенного экономического подъема под руководством Русско-Азиатского и Петербургского международного коммерческих банков возникли два таких крупнейших объединения. Под контроль Русско-Азиатского банка вошли громадный военно-промышленный концерн «Путиловский-Невский», нефтяной концерн в составе трестов А. И. Манташева, С. Г. Лианозова и товарищества «Нефть», табачный, ниточный и жировой синдикаты. Кроме того в сфере влияния этого банка оказались ряд железнодорожных обществ, предприятия машиностроительной, горнорудной и каменноугольной промышленности. Финансово-промышленная группа Петербургского международного коммерческого банка создала огромный военно-промышленный концерн путем слияния двух трестов — строительного «Николаевский-Россуд» и транспортного машиностроения «Коломна-Сормово». Все предприятия, вошедшие в эти гигантские финансово-промышленные объединения, номинально сохраняли самостоятельность, но руководство банков полностью контролировало их деятельность.
Финансово-промышленные группы меньшего масштаба были созданы другими петербургскими банками — Учетным, Ссудным, Коммерческим, Азовско-Донским и Русским для внешней торговли.
Накануне и особенно в годы первой мировой войны развивались государственно-монополистические тенденции. Они выражались в соединении экономического потенциала капиталистических монополий с государственным аппаратом управления. Так, созданный еще в 1902 г. Комитет по распределению железнодорожных заказов, действовавший в тесном контакте с монополиями, превратился в государственно-монополистическую ор-
ганизацию. В государственно-монополистическую организацию в области судостроения превратилось и образованное в 1908 г. «Совещание по судостроению».
Государственно-монополистические тенденции прослеживались в сращивании банковских монополий с государственными финансовыми учреждениями. Их связи закреплялись личными униями. Крупнейшими российскими банками руководили бывшие высокопоставленные чиновники Министерства финансов, Министерства торговли и промышленности, Морского министерства. Государственные финансы использовались финансовой олигархией в качестве крупного источника сверхприбылей капиталистических монополий.
Россия с ее богатейшими запасами сырья и дешевой рабочей силой представляла сферу наиболее выгодного помещения для иностранного капитала. В производственной сфере иностранный капитал инвестировался главным образом в тяжелую промышленность. Его размеры в таких отраслях, как горнопромышленная, металлообрабатывающая и машиностроение, превышали российские капиталовложения. Значительной была доля вложений иностранного капитала в коммунальное хозяйство российских городов, строительство и химическую промышленность.
В металлургии и угольной промышленности Юга России преобладал франко-бельгийский капитал. Английский капитал инвестировался в нефтедобычу Бакинского района, в медную промышленность Урала и Казахстана, а также в золотодобывающую промышленность Сибири. Германский капитал занимал первенствующие позиции в отраслях тяжелой промышленности Польши и Прибалтики, коммунальном хозяйстве Петербурга и Москвы.
Инвестируемые в экономику России иностранные капиталы реализовывались, как правило, не в виде филиалов заграничных монополий, а вкладывались в действовавшие российские предприятия и объединения и по сути дела превращались в составную часть российского капитала. Таким образом, несмотря на финансовую зависимость России от иностранного капитала, русский финансовый капитал сохранял свою самостоятельность в определении направлений развития российской экономики.
Иностранный капитал поступал и в виде государственных займов для покрытия растущих расходов на бюрократический аппарат управления и на военные нужды. К 1914 г. государственный долг России по этим займам достиг 5,4 млрд. руб.
Монополистические объединения: понятие, сущность, цели
Варианты монополистических объединений.
Чистая монополия (от греч. monos — ≪один≫, poleo —≪продаю≫) — это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста. Понятие чистой монополии обычно является абстрактным. Понятие ≪монополия≫ имеет двоякий смысл: под монополией понимают во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, —положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой. Цель монополии — получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке.
Основные черты чистой монополии:
1) единственный продавец-производитель;
2) товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаровзаменителей;
3) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
4) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.
Различают несколько типов монополийРазличают несколько типов монополий.
1. Естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.).
2. Искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений. В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии: картель, синдикат, трест, концерн и др.
1. Картель — простейшая форма монополистического объединения. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использования патентов. Действуют картели, как правило, в рамках одной отрасли,попадают под действие антимонопольного законодательства. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором — соглашением о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д.
В настоящее время крупнейшим картелем считается Международный электротехнический картель, объединяющий 55 компаний из 11 стран мира (≪Телефункен≫, ≪Сименс≫, ≪Хитачи≫ и др.).
2. Синдикаты — организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляются централизованно. Они были широко распределены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Так, алмазный синдикат ≪Де Бурс≫ сосредоточил в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, как и многие страны мира, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом.
3. Трест — форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределя
4. Концерн — организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна,кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации — страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и др. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции, подразделения концерна по внутренним тарифным ценам, передачи ноу-хау и т.д.
Первоначально концерны были распространены в США и Японии. В настоящее время эта организационная форма стала преобладающей среди крупных фирм различных стран.
5. Пул получил распространение в области использования5. Пул получил распространение в области использованияпроектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.
6. Холдинг — акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями. В условиях рыночной экономики широкое распространение находят холдинговые компании.
7. Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля за их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя. Авторские права дают авторам произведений
исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки — это символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими.
Картель — это монополистический союз, в основе которого лежит соглашение, устанавливающее для всех участников союза объем производства, цены, долю каждого на рынке, разграничение рынков сбыта и т.д. при сохранении их хозяйственной самостоятельности. Внутри картелей конкурентная борьба сводится к следующим моментам. Так как в картель могут входить предприятия с различным техническим развитием, то среди них происходит борьба за применение тех или иных технических усовершенствований. Когда лидеры объединения получают львиную долю всех прибылей, они до известной степени утрачивают побудитеJ лъные мотивы к техническому прогрессу. Они стараются не допускать технических нововведений на предприятиях участников данного картеля. Слабые участники этого союза не хотят удовлетворяться меньшей прибылью. Они сговариваются и, вопреки давлению воротил монополии, добиваются на своих предприятиях повышения производительности труда за счет внедрения новых технологических процессов, изобретений и усовершенствований. Борьба за установление цен на продаваемые участниками картеля товары ведется систематически. Часто более сильные участники картеля в погоне за повышением прибыли идут на снижение цен путем увеличения количества продаваемых товаров. Менее мощные участники, у которых издержки производства выше, добиваются повышения устанавливаемых картельным соглашением цен.
Объектом острой борьбы внутри картелей являются квоты. Квота — это доля участника картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту соразмерно с его производственной мощностью и соответственно долю в прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях. Борьба за квоту ведется все время, начиная с организации картеля. Участники картеля требуют пересмотра квот, так как соотношение сил участников картеля меняется. Одни ослабевают, другие, наоборот, усиливаются, но все хотят иметь крупную квоту. Усиливающиеся участники требуют пересмотра квот в свою пользу, ослабевшие — сохранения прежнего порядка. Борьба идет и за установление периода действия соглашения о квотах, величину штрафа, увеличение квоты и т.д. Ведется борьба и за рынок. Каждый из них хочет получить наиболее выгодный.
Синдикат может ограничивать количество продаваемых товарор для того, чтобы держать рынок в состоянии товарного голода и вздувать цены. Примером может служить синдикат «Продаст», которые выплачивал премии за недовыполнение квот и штрафовал тех, которые производили металл сверх квоты.
Внутри трестов борьба несколько отличается. Трест — это такая форма монополий, при которой все объединяющиеся фирмы теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению. Так как участники объединения превращаются в акционеров треста, то они имеют возможностью продать свои акции. И в тресте зачастую идет борьба за овладение контрольным пакетом акций, т.е. за «контроль» над трестом. В трестах ведется борьба за наиболее влиятельные посты в правлениях, за распределение прибылей. Так что проводимые иногда в трестах «реорганизации» означают не что иное как захват господствующего положения в тресте новой группы крупнейших акционеров и вытеснение ранее главенствовавшей группы.
Концерн — это форма монополистических объединений, характеризующаяся единством собственности фирм различных производств и контроля за их деятельностью. В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах довольно сходна.
Монополия. Монополистические объединения
Высшей ступенью несовершенной конкуренции является чистая монополия, когда целая отрасль состоит из одной фирмы. Т.е. понятия «фирма» и «отрасль» количественно совпадают. В масштабе страны такая ситуация крайне редка, но в масштабе небольшого города или области, района такая ситуация вполне реальна и даже типична: в городе могут функционировать одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одна электростанция и т.д.
Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: во-первых, под монополией понимают крупное предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющей ей доминировать на нем.
Цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке за счет создания наиболее благоприятных условий.
Основные черты чистой монополии:
а) единственный продавец производитель;
б) товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров-заменителей;
в) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
г) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.
Различают два типа монополий: естественная и искусственная.
1. Естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно невоспроизводимые экономические ресурсы (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.).
Причинами возникновения естественных монополий являются:
— ограниченность, невоспроизводимость и различное качество природных ресурсов (дифференциация их качества);
— отсутствие близких заменителей (субститутов) при уникальности выпускаемого продукта.
Естественная монополия формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил при высоком уровне концентрации производства.
2. Искусственные монополии. Это объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических объединений. Искусственная монополия возникает на основе сговора или подавления конкурентов.
Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой. Если в обществе действует чистая монополия, то можно говорить об абсолютной власти ее в данной отрасли. Широко используются показатели удельного веса товарооборота фирм на рынке: доля 4 фирм, доля 8 фирм, доля 10 фирм и т.д. Более точными являются показатели, которые учитывают и количество фирм в отрасли, и долю каждой из них на рынке.
Для измерения силы монопольной власти используется также индекс английского экономиста Абби П. Лернера (1905 – 1982):
где М – индекс монопольной власти;
Рm – монопольная цена;
МС – предельные издержки (оптимальные)
Смысл индекса в следующем: чем больше разрыв между монопольной ценой и предельными издержками, тем больше сила монопольной власти.
В условиях совершенной конкуренции цены (Р) равны предельным издержкам (МС). Следовательно, в условиях совершенной конкуренции сила монопольной власти равна нулю, ибо Р – МС = 0. В условиях несовершенной конкуренции монопольная цена ( Рm ) выше предельных издержек (МС). Следовательно, интервал между 0 и 1 как раз и характеризует силу монопольной власти. Чем выше этот показатель, тем выше монопольная власть фирмы.
=
МС в России вообще не учитывают.
Если числитель и знаменатель этой формулы умножить на количество проданного товара (Q), то в числителе будет получена масса валовой прибыли, а в знаменателе – объем продаж, валовой (общий) доход. Отношение между ними ответит на вопрос: какова доля прибыли в общем объеме реализованной продукции? И тогда формула А.П. Лернера примет вид:
Вывод: высокая прибыль – это признак силы монопольной власти.
На рынке устанавливается монопольная цена, которая превышает предельные издержки, т.е. Рm > МС (зарубежом), Рm > АТС (в России). Власть абсолютной монополии приводит к увеличению прибыли самой монополии и одновременно к потере доходов потребителей. Монопольные цены всегда выше конкурентной цены.
Концентрация производства – главная причина возникновения монополий. Увеличение масштаба производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям (рис. 7.3):
Рис. 7.3. Направления концентрации производства
Процесс возникновения монополистических союзов обусловлен следующими факторами (рис. 7.4.):
Рис. 7.4. Процесс создания монополий
В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии: картель, синдикат, трест, концерн и др.
1. Картель – простейшая форма монополистического объединения. Это монополистическое соглашение о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использования патентов. Действуют картели, как правило, в рамках одной отрасли. Попадает под действие антимонопольного законодательства. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором (соглашением). Соглашение о ценах, рынок сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д.
2. Синдикаты – организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляется централизованно. Синдикаты – монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции. Они были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты, так, например алмазный синдикат «Де Бирс» сосредоточил в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, как и многие страны мира, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом.
3. Трест – это такая форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную и коммерческую самостоятельность. Трест – это монополистическое объединение на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров. Руководство трестом осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.
4. Концерн – организационная форма объединения предприятия различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации – страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и др. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируют и управляют единым центом компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделений концерна по внутренним тарифным ценам, передачи ноу-хау и т.д.
Первоначально концерны были распространены в США и Японии в настоящее время эта организационная форма стала преобладающей среди крупных фирм различных стран.
7. Конгломераты – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.
8. Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент – это документ, выданный правительством лицу о предоставлении исключительного права на изготовление, использование или продажу. Ондает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля над их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки — это символика, используемая предприятиями, зарегистрировав которую, государство делает незаконным ее использование другими.