Монтажник рэаип что это такое

Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов: кто это?

Монтажник рэаип что это такое. Смотреть фото Монтажник рэаип что это такое. Смотреть картинку Монтажник рэаип что это такое. Картинка про Монтажник рэаип что это такое. Фото Монтажник рэаип что это такое

Радиоэлектроника в современности – важнейшая отрасль народного хозяйства. И при этом для создания любого, даже самого простого электронного прибора требуются весьма специфические навыки.

Несмотря на неважное состояние радиоэлектронной промышленности в России, специалисты по сборке аппаратуры всегда востребованы на рынке труда.

Чем занимается монтажник радиоэлектронной аппаратуры

Как понятно из названия, монтажник занимается сборкой и комплектованием компонентов РЭА или монтажом нескольких устройств в единую систему.

Он отвечает за надежность электрических соединений при создании радиоэлектронных приборов.

Если упростить, то среди монтажников РЭА выделены несколько направлений в соответствии с технологическими операциями, которые они совершают:

монтажники готовых блоков аппаратуры;

монтажники электронных плат и компонентов;

пайщики печатных плат.

Разумеется, такое разделение целесообразно лишь на крупных предприятиях с потоковым производством техники. Но в России их со времен развала Советского Союза осталось не так уж много. Поэтому хороший монтажник должен уметь выполнять любые технологические операции.

На микропредприятиях, занимающихся сборкой серверов или компьютеров на заказ, монтажники занимаются ещё и сборкой, тестированием, комплектованием готового изделия.

Разумеется, монтажник РЭА при этом не паяет микросхему с нуля, а работает по заводской документации.

На практике, если взглянуть на большинство объявлений о трудоустройстве, монтажнику РЭА приходится иметь дело с:

монтажом, проверкой и демонтажем печатных плат;

монтажом проводов, удлинителей, жгутов и соединительных хомутов;

проверкой оборудования на работоспособность;

установкой и коммутацией системы согласно схеме (чертежу).

Все эти обязанности накладывают и специфические требования к навыкам такого специалиста. Абсолютный минимум – владеть навыками пайки компонентов печатных устройств. Однако это ещё далеко не все. Специалист должен:

уметь читать чертежи и техническую документацию для электронных устройств;

знать устройства и принципы монтируемой аппаратуры;

уметь пользоваться измерительными приборами;

уметь проводить диагностику блоков и узлов электронных устройств;

уметь проверять платы на наличие ошибок;

различать виды брака при монтаже компонентов и уметь их устранять;

знать правила техники безопасности и законодательные нормы по охране труда.

Монтажник рэаип что это такое. Смотреть фото Монтажник рэаип что это такое. Смотреть картинку Монтажник рэаип что это такое. Картинка про Монтажник рэаип что это такое. Фото Монтажник рэаип что это такое

Источник фото pvproductions/freepik

Где выучиться на монтажника радиоэлектронной аппаратуры и приборов

На работу монтажником РЭА можно устроиться, имея среднее специальное образование по профильной специальности. Таких специалистов готовят учебные центры СПО (колледжи электротехники, приборостроения и т.д.).

Также у специалиста по монтажу РЭА должен быть допуск для работы с электрооборудованием. В идеале – 4 группа по электробезопасности (обслуживание установок до 1000 V).

Курсы переподготовки при этом также возможный вариант освоения новой профессии, однако, при этом у человека должен быть опыт в какой-либо смежной специальности (например, электрика).

Квалификационные разряды монтажника РЭА и приборов по ЕТКС

В Едином тарифно-квалификационном справочнике рабочих специальностей выделено пять квалификационных разрядов профессии – со 2 по 6.

Монтажник РЭА и приборов 2 разряда

Умеет монтировать приборы по простым схемам и чертежам, а также проводит простейшие технологические операции: очистка и герметизация проводов и соединений, крепление с помощью клеев и мастик, демонтаж отдельных радиоэлементов и т.д.

Монтажник РЭА и приборов 3 разряда

Монтаж различных узлов, блоков и деталей по схемам средней сложности с распайкой и заделкой проводов и соединений. Монтаж радиостанций, прокладка силовых и высокочастотных кабелей по схеме, подключение и прозвонка проводов.

Монтажник РЭА и приборов 4 разряда

Монтаж сложных плат с микросхемами и бескорпусными элементами, датчиков. Монтаж больших групп сложных радиоустройств, радио аппаратуры, ЭВМ, аппаратуры звукозаписи и звуковоспроизведения.

Монтажник РЭА и приборов 5 разряда

Монтаж особо сложных узлов со смешанным монтажом из различных компонентов.

Монтажник РЭА и приборов 6 разряда

Выполнение особо сложных работ по установке и креплению электронных компонентов. Монтаж опытных и экспериментальных блоков, шкафов, стеллажей радиоэлектронной аппаратуры и средств связи по схемам.

Источник

Монтажник РЭА

Монтажник рэаип что это такое. Смотреть фото Монтажник рэаип что это такое. Смотреть картинку Монтажник рэаип что это такое. Картинка про Монтажник рэаип что это такое. Фото Монтажник рэаип что это такое

Монтажник (сборщик-монтажник) радиоэлектронной аппаратуры отвечает за электрические соединения при создании электронных приборов. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Монтажник рэаип что это такое. Смотреть фото Монтажник рэаип что это такое. Смотреть картинку Монтажник рэаип что это такое. Картинка про Монтажник рэаип что это такое. Фото Монтажник рэаип что это такое

Особенности профессии

Монтажник РЭА соединяет между собой провода, разъёмы, катушки индуктивности, резисторы и конденсаторы, печатные платы, внешние панели и т.д., создавая таким образом узлы и блоки будущих приборов. На следующем этапе объединяет эти блоки в работоспособный аппарат и устанавливает его в корпус. На больших производствах с конвейерным производством монтажник отвечает за свой конкретный этап работы. На малых предприятиях, например, в фирмах, собирающих компьютеры под заказ, его обязанности намного шире: там он отвечает за сборку аппарата целиком, соединяя меж собой готовые узлы и модули, и следит за тем, чтобы необходимые узлы и детали всегда были в наличии.

Монтажник не разрабатывает самостоятельно схемы сборки: действует в соответствии с готовой. Профессия монтажника РЭА родственна профессиям радиомастера и радиотехника. Для человека, всерьёз интересующегося этой сферой, профессия монтажника может стать начальной ступенькой, за которой последует дальнейшая учёба, инженерное образование и профессиональный рост.

Обучение на Монтажника РЭА

Освоить профессию монтажник радиоэлектронной аппаратуры можно в колледже, получив начальное профессиональное образование (НПО).

Источник

Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Монтажник рэаип что это такое. Смотреть фото Монтажник рэаип что это такое. Смотреть картинку Монтажник рэаип что это такое. Картинка про Монтажник рэаип что это такое. Фото Монтажник рэаип что это такое

Монта́жник радиоэлектро́нной аппарату́ры и прибо́ров — категория основных рабочих, профессиональными задачами которых являются:

Рабочих данной профессии готовят, в основном, учреждения начального профессионального образования.

Содержание

Примеры работ

Монтажники радиоэлектронной аппаратуры и приборов сегодня широко применяют свой труд при комплектации компьютерной техники (в сфере микропроцессорного производства и монтажа) [2] [нет в источнике]

Условия труда

Работает сидя, в спецодежде (халат белого цвета), на специально оборудованном рабочем месте с вытяжной вентиляцией и полным набором монтажного инструмента и техники (часто — на конвейере). Необходимые условия труда создаются руководителями заводов и иных предприятий, базирующихся на работе монтажников радиоэлектронной аппаратуры и приборов.

Необходимые знания

Приёмы и способы выполнения необходимых монтажных операций, принцип действия монтируемой аппаратуры, основы радио- и электротехники, свойства различных материалов, технологию пайки. Обучение ведется на базе новых ФГОС 3-го поколения и рабочих программ по общеобразовательным и специальным дисциплинам [3]

Необходимые умения

Чтение чертежей и принципиальных электрических схем, пользование монтажными инструментами и оборудованием (в том числе и измерительными приборами), охрана труда, техника безопасности, анализ блоков и узлов, проверка плат на наличие ошибок.

Медицинские ограничения

Заболевания дыхательных органов, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, аллергические заболевания, нарушение зрения (все — от несоблюдения норм охраны труда).

Источник

Профессия Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов в России 

Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов выполняет монтаж, установку, наладку и ремонт изделий, содержащих радиоэлектронные элементы, блоки и схемы. Такие специалисты в основном заняты на производстве различной аппаратуры гражданского и военного назначения. Они выполняют монтаж радиоэлементов, производят пайку печатных плат, собирают радиоэлектронные устройства из отдельных блоков, производят их настройку и калибровку. Кроме производственных процессов монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов может выполнять монтаж готовых блоков и изделий на различных механических, автомобильных и стационарных платформах. Например, такой специалист может выполнять монтаж оборудования теле-радиопередающих центров, узлов связи, различных промышленных агрегатов и устройств или монтировать оборудование на передвижных электротехнических лабораториях, медицинских диагностических автомобилях и т.д.

О профессии Монтажника радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Зарплаты: сколько получает Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов *

Монтажник рэаип что это такое. Смотреть фото Монтажник рэаип что это такое. Смотреть картинку Монтажник рэаип что это такое. Картинка про Монтажник рэаип что это такое. Фото Монтажник рэаип что это такое

Начинающий: 25000 ⃏ в месяц

Монтажник рэаип что это такое. Смотреть фото Монтажник рэаип что это такое. Смотреть картинку Монтажник рэаип что это такое. Картинка про Монтажник рэаип что это такое. Фото Монтажник рэаип что это такое

Опытный: 35000 ⃏ в месяц

Монтажник рэаип что это такое. Смотреть фото Монтажник рэаип что это такое. Смотреть картинку Монтажник рэаип что это такое. Картинка про Монтажник рэаип что это такое. Фото Монтажник рэаип что это такое

Профессионал: 55000 ⃏ в месяц

Востребованность профессии

Профессия монтажника радиоэлектронной аппаратуры и приборов востребована на предприятиях по выпуску профильного оборудования, бытовых, промышленных и военных изделий радиотехнического и радиоэлектронного назначения. Таких предприятий в нашей стране довольно много Потребность в квалифицированных кадрах на них высока. Отмечается определённый дефицит сотрудников, имеющих соответствующую подготовку. Профессия относится к категории востребованных. Проблем с трудоустройством не отмечается.

Для кого подходит профессия

Профессия требует знаний в области физики, электротехники и радиоэлектроники. Кроме того, специалист должен обладать хорошим зрением и концентрацией внимания.

Профессия подходит тем, кто:

Карьера

Профессия может относится к категории «рабочие» или «специалисты» в зависимости от специфики предприятия работодателя. В целом, такая специальность не предполагает какого-либо значимого карьерного роста. Здесь минимизирована административная работа. При этом, на производственных предприятиях и в специализированных организациях специалисты этого профиля могут занимать руководящие должности среднего уровня. При наличии средне специального образования монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов может стать начальником участка, брандером, руководителем отдела или небольшой лаборатории.

Обязанности

Обязанности монтажника радиоэлектронной аппаратуры и приборов включают в себя:

Источник

Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 210401.2 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по профессии 210401.02 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 882)

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

I. Область применения

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 210401.02 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих*(1).

II. Используемые сокращения

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

III. Характеристика подготовки по профессии

3.1. Сроки получения СПО по профессии 210401.02 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 391 в таблицу 1 внесены изменения

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)

Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения**

среднее общее образование

Контролер радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре

основное общее образование

* ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

** Независимо от применяемых образовательных технологий.

*** Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

3.2. Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: монтаж, сборка, регулировка элементов, узлов, блоков и устройств радиоэлектронной аппаратуры и приборов, их контроль, испытание и проверка качества работы.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

узлы, блоки, приборы радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи;

элементы устройств импульсной и вычислительной техники;

электрические монтажные схемы;

технологические процессы обслуживания радиоэлектронной аппаратуры и приборов;

технологические процессы электрической и механической проверки и регулировки блоков приборов и устройств радиоэлектронной аппаратуры.

4.3. Обучающийся по профессии 210401.02 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Выполнение монтажа и сборки средней сложности и сложных узлов, блоков, приборов радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи, элементов узлов импульсной и вычислительной техники.

4.3.2. Выполнение типовых слесарных и слесарно-сборочных работ.

4.3.3. Регулировка, диагностика и мониторинг работоспособности смонтированных узлов, блоков и приборов радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи, элементов узлов импульсной и вычислительной техники.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Выполнение монтажа и сборки средней сложности и сложных узлов, блоков, приборов радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи, элементов узлов импульсной и вычислительной техники.

ПК 1.1. Производить монтаж печатных схем, навесных элементов, катушек индуктивности, трансформаторов, дросселей, полупроводниковых приборов, отдельных узлов на микроэлементах, сложных узлов и приборов радиоэлектронной аппаратуры, а также монтаж больших групп сложных радиоустройств и приборов радиоэлектронной аппаратуры.

ПК 1.2. Выполнять сборку и монтаж отдельных узлов и приборов радиоэлектронной аппаратуры, устройств импульсной и вычислительной техники.

ПК 1.3. Обрабатывать монтажные провода и кабели с полной заделкой и распайкой проводов и соединений для подготовки к монтажу и производить укладку силовых и высокочастотных кабелей по схемам с их подключением и прозвонкой.

ПК 1.4. Обрабатывать и крепить жгуты средней и сложной конфигурации, изготовлять средние и сложные шаблоны по принципиальным и монтажным схемам, вязать средние и сложные монтажные схемы.

ПК 1.5. Комплектовать изделия по монтажным, принципиальным схемам, схемам подключения и расположения.

5.2.2. Выполнение типовых слесарных и слесарно-сборочных работ.

ПК 2.1. Выполнять сборку неподвижных разъемных соединений (резьбовых, шпоночных, шлицевых, штифтовых), неподвижных неразъемных соединений (клепку, развальцовку, соединения с гарантированным натягом), сборку механизмов вращательного движения, механизмов передачи вращательного движения, механизмов преобразования движения.

ПК 2.2. Выполнять основные слесарные операции.

ПК 2.3. Выполнять механическую обработку (точение, фрезерование, шлифование, сверление) деталей радиоэлектронной аппаратуры.

ПК 2.4. Выполнять термическую обработку сложных деталей.

5.2.3. Регулировка, диагностика и мониторинг работоспособности смонтированных узлов, блоков и приборов радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи, элементов узлов импульсной и вычислительной техники.

ПК 3.1. Проводить диагностику и мониторинг правильности электрических соединений по принципиальным схемам с помощью измерительных приборов, параметров электрических и радиотехнических цепей, характеристик и настроек электроизмерительных приборов и устройств.

ПК 3.2. Проводить проверку работоспособности резисторов, конденсаторов, полупроводниковых деталей с применением простых электроизмерительных приборов, качества паек, установки навесных элементов, раскладки и вязки жгутов, монтажа печатных плат.

ПК 3.3. Выполнять промежуточный контроль качества электромонтажа и механического монтажа по технологическим картам контроля, устранять неисправности со сменой отдельных элементов и узлов.

ПК 3.4. Проводить настройку блоков радиоэлектронной аппаратуры согласно техническим условиям.

ПК 3.5. Проводить испытания, тренировку радиоэлектронной аппаратуры, приборов, устройств и блоков с применением соответствующего оборудования.

ПК 3.6. Проводить электрическую и механическую регулировку радиоэлектронной аппаратуры, радиоустройств, вычислительной техники, телевизионных устройств, приборов и узлов разной сложности.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 391 в таблицу 2 внесены изменения

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел «Физическая культура»

Общепрофессиональный учебный цикл

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

читать чертежи, проекты, структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;

требования Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

виды нормативно-технической и производственной документации;

виды чертежей, проектов, структурных, монтажных и простых принципиальных электрических схем;

правила чтения технической и технологической документации

ОП.01. Основы черчения

рассчитывать параметры электрических схем;

эксплуатировать электроизмерительные приборы;

контролировать качество выполняемых работ;

производить контроль различных параметров;

читать инструктивную документацию;

методы расчета электрических цепей;

принцип работы типовых электронных устройств;

основные законы электротехники;

общие сведения об электросвязи и радиосвязи;

основные виды технических средств сигнализации;

основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защиты

ОП.02. Основы электротехники

использовать электроматериалы при выполнении монтажных работ;

общие сведения о строении материалов;

общие сведения о полупроводниковых, проводниковых, диэлектрических и магнитных материалах и изделиях;

сведения об электромонтажных изделиях;

назначение, виды и свойства материалов

ОП.03. Основы электроматериаловедения

подбирать необходимые электрорадиоэлементы для проведения монтажных и монтажно-сборочных работ;

классификацию, основные характеристики, виды, схемы резисторов, требования к выбору резисторов, причины возникновения и устранение неисправностей резисторов;

типы, основные параметры и характеристики конденсаторов, требования к выбору конденсаторов, причины возникновения и устранение неисправностей конденсаторов;

катушки индуктивности и дроссели, определение, типы, классификацию, основные электрические параметры и характеристики, требования к выбору дросселей и катушек индуктивности, неисправности катушек индуктивности и дросселей;

трансформаторы, определение, назначение, типы, конструкции, основные параметры и характеристики схемы, требования к выбору трансформаторов, основные неисправности трансформаторов;

полупроводниковые приборы, определение, классификацию, характеристики, эксплуатационные свойства, схемы включения, правила эксплуатации полупроводниковых приборов;

частотно-избирательные узлы радиоаппаратуры, классификацию, основные свойства, электрические параметры, интегральное исполнение;

коммутационные устройства, назначение, классификацию, конструкции;

унифицированные функциональные модули и микромодули, назначение, понятие, конструктивное исполнение, преимущества, тенденции развития;

интегральные микросхемы, классификацию, типы, технологию и методы изготовления, назначение, схемы, область применения, защиту и герметизацию микроэлементов, микромодулей и микросхем, назначение, основные методы, типы корпусов микросхем

ОП.04. Основы радиоэлектроники

производить настройку и сборку простейших систем автоматизации;

использовать в трудовой деятельности средства механизации и автоматизации производственного процесса;

основы техники измерений;

классификацию средств измерений;

основные сведения об автоматических системах регулирования;

общие сведения об автоматических системах управления

ОП.05. Основы автоматизации производства

работать в условиях изменяющихся технологий производства, рыночной экономики и предпринимательства;

находить и использовать необходимую экономическую информацию;

подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику;

механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях

ОП.06. Основы экономики организации

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

ОП.07. Безопасность жизнедеятельности

Профессиональный учебный цикл

Выполнение монтажа и сборки средней сложности и сложных узлов, блоков, приборов радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи, элементов узлов импульсной и вычислительной техники

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

монтажа и демонтажа узлов, блоков, приборов радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи, элементов устройств импульсной и вычислительной техники и комплектующих;

сборки средней сложности и сложных узлов, блоков и приборов радиоэлектронной аппаратуры;

оформления технической документации на монтаж и сборку радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи, элементов узлов импульсной и вычислительной техники;

выполнять различные виды пайки и лужения;

выполнять сварку деталей и элементов радиоэлектронной аппаратуры, склеивание, герметизацию элементов конструкции;

выполнять тонкопроводной монтаж печатных плат;

производить разделку концов кабелей и проводов, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей;

обрабатывать монтажные провода и кабели с полной заделкой и распайкой проводов и соединений для подготовки к монтажу;

производить укладку силовых и высокочастотных кабелей по схемам с их подключением и прозвонкой;

изготовлять средние и сложные шаблоны по принципиальным и монтажным схемам, вязать средние и сложные монтажные схемы;

собирать изделия по определенным схемам;

изготовлять сборочные приспособления;

производить сборку радиоэлектронной аппаратуры на интегральных микросхемах;

выполнять приработку механических частей радиоэлектронной аппаратуры, приборов, узлов;

применять различные приемы демонтажа отдельных узлов и блоков, выполненных способом объемного монтажа,

выполнять правила демонтажа печатных плат;

общую технологию производства радиоэлектронной аппаратуры и приборов;

основные виды сборочных и монтажных работ;

основные электромонтажные операции;

виды и назначение электромонтажных материалов;

принцип выбора и способы применения электромонтажных изделий и приборов;

технологию лужения и пайки;

требования к монтажу и креплению электрорадиоэлементов;

способы сварки, порядок выполнения сварочных операций;

основные методы и способы выполнения склеивания и герметизации элементов;

устройство, назначение и принцип действия монтируемой аппаратуры и узлов;

требования к подготовке и обработке монтажных проводов и кабелей, правила и способы их заделки, используемые материалы и инструменты;

способы механического крепления проводов, кабелей, шин, технологию пайки монтажных соединений;

сведения о припоях и флюсах, контроль качества паяных соединений;

конструктивные виды печатного монтажа, технологию его выполнения;

способы получения и материалы печатных плат, методы прозвонки печатных плат, техническую документацию на изготовление печатных плат;

способы и средства сборки и монтажа печатных схем;

технические требования на монтаж навесных элементов, маркировку навесных элементов;

требования к входному контролю и подготовке электрорадиоэлементов к монтажу;

технологию монтажа полупроводниковых приборов, основные требования на их монтаж;

понятия миниатюризации радиоэлектронной аппаратуры;

функционально-узловой метод модульного конструирования аппаратуры;

типы интегральных микросхем, правила и технологию их монтажа, требования к контролю качества;

техническую документацию на изготовление жгутов, правила и технологию вязки внутриблочных, межблочных жгутов и жгутов на шаблонах;

применение эскизирования для изготовления шаблона;

правила и технологию выполнения демонтажа узлов, блоков радиоэлектронной аппаратуры с частичной заменой деталей и узлов;

приемы демонтажа отдельных узлов и блоков, выполненных способом объемного монтажа, правила демонтажа печатных плат;

конструктивные формы монтажа:

объемный, печатный, комбинированный, содержание и последовательность основных этапов;

технологию монтажа сложных узлов, блоков и приборов радиоэлектронной аппаратуры;

технологическую последовательность и приемы монтажа больших групп радиоустройств;

режимы наладки технологического оборудования, правила чтения сложных принципиальных и монтажных схем, сборочных чертежей;

технические условия и нормативы на сборку и монтаж импульсной и вычислительной техники, требования к их монтажу, технологию и правила монтажа устройств импульсной и вычислительной техники;

способы проводки и крепления жгутов, проводов и кабелей различного назначения согласно монтажным схемам, правила их подключения;

приемы прозвонки силовых и высокочастотных кабелей;

правила обработки жгутов сложной конфигурации, разновидности и свойства материалов, применяемых для крепления жгутов, приемы изготовления сложных шаблонов для вязки сложных монтажных схем с составлением таблиц укладки проводов;

правила подводки схем и установки деталей и приборов, порядок комплектации изделий согласно имеющимся схемам и спецификациям;

МДК.01.01. Технология монтажа радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи, элементов узлов импульсной и вычислительной техники

МДК.01.02. Технология сборки радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи, элементов узлов импульсной и вычислительной техники

Выполнение типовых слесарных и слесарно-сборочных работ

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

выполнения типовых слесарных и слесарно-сборочных работ;

механической обработки деталей радиоэлектронной аппаратуры, блоков и узлов уметь:

выполнять гибку, правку, резку, опиливание, сверление, зенкование и зенкерование отверстий, нарезание наружной и внутренней резьбы;

обнаруживать и устранять дефекты при выполнении слесарных работ;

использовать необходимый инструмент и приспособления для выполнения слесарно-сборочных работ;

использовать способы, материалы, инструмент, приспособления для сборки разъемных и неразъемных соединений;

осуществлять сборку неподвижных неразъемных соединений с последующим контролем за качеством сборки;

выполнять сборку неподвижных разъемных соединений с последующим контролем за качеством сборки;

выполнять механическую обработку материалов резанием, использовать необходимые инструменты и приспособления;

выполнять термическую обработку сложных деталей и рабочего инструмента с проверкой качества выполнения закалки и отпуска;

нарезать наружные и внутренние резьбы на отдельных и сопрягаемых деталях ручным и механизированным инструментом;

выполнять пригоночные операции, контролировать качество их выполнения;

выполнять подгонку и доводку деталей по 7-10 квалитетам;

выполнять сборку механизмов вращательного движения с последующим контролем, сборку механизмов передачи вращательного движения, сборку механизмов преобразования движения;

использовать оборудование для изготовления сложных деталей со значительным количеством сопрягаемых размеров;

изготовлять режущий инструмент и приспособления;

организовывать рабочее место;

виды слесарных операций (гибку, правку, резку, опиливание, сверление, зенкование и зенкерование отверстий, нарезание наружной и внутренней резьбы), назначение, приемы и правила выполнения;

технологический процесс слесарной обработки;

рабочий слесарный инструмент и приспособления;

требования безопасности выполнения слесарных работ;

свойства обрабатываемых материалов;

принципы взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц;

систему допусков и посадок;

назначение и классификацию приборов для измерения линейных и угловых величин;

способы и приемы выполнения слесарно-сборочных работ;

назначение, классификацию и конструкцию разъемных и неразъемных соединений деталей;

технологию контроля качества выполнения слесарных и слесарно-сборочных работ;

наиболее вероятные дефекты, методы, средства, способы их устранения, правила организации рабочего места и выбор приемов работы;

требования электро- и пожарной безопасности;

общую технологию сборки и подготовки деталей к сборке;

виды и назначение технической документации на сборку;

последовательность, приспособления и инструменты, методы и средства контроля за качеством сборки;

виды движений при резании, основы технологии точения, фрезерования, шлифования, сверления, виды и назначение режущего инструмента;

технологию изготовления режущего инструмента;

технологию изготовления и ремонта типовых станочных, сборочных, контрольных приспособлений средней сложности;

инструменты и приспособления, применяемые при механической обработке радиоэлектронной аппаратуры и приборов;

механообрабатывающее оборудование, применяемое в производстве сложной радиоэлектронной аппаратуры, приборов и узлов;

виды, основные операции, последовательность, приемы выполнения механической обработки деталей радиоэлектронной аппаратуры;

виды и способы устранения наиболее вероятных дефектов механической обработки деталей радиоэлектронной аппаратуры;

виды, назначение и применение основных способов термической обработки металлов (закалки и отпуска сложных деталей);

технику выполнения закалки и отпуска, контроля качества обработанных поверхностей;

МДК.02.01. Теоретические основы слесарных работ и слесарно-сборочных работ

МДК.02.02. Теоретические основы механической обработки деталей радиоэлектронной аппаратуры, приборов и узлов

Регулировка, диагностика и мониторинг работоспособности смонтированных узлов, блоков и приборов радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи, элементов узлов импульсной и вычислительной техники

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

проверки сборки и монтажа узлов, блоков и элементов радиоэлектронной аппаратуры;

механической регулировки средней сложности и сложных приборов, механизмов и аппаратуры средств связи, узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры, радиоустройств;

выявлять и устранять механические неполадки в работе аппаратуры, приборов и комплектующих;

проводить контроль, испытание и проверку работоспособности резисторов, конденсаторов, полупроводниковых приборов;

проводить контроль изоляции сопротивления и изоляции проводников;

находить и устранять неисправности со сменой отдельных элементов и узлов;

выполнять промежуточный контроль качества электромонтажа и механического монтажа по технологическим картам контроля;

проводить внешний осмотр монтажа;

проверять качество паек, правильность установки навесных элементов, раскладки и вязки жгутов;

проверять правильность электрических соединений по принципиальным схемам с помощью измерительных приборов;

осуществлять контроль параметров электрических и радиотехнических цепей;

проверять характеристики и настраивать электроизмерительные приборы и устройства;

проводить контроль качества монтажа печатных плат;

проводить испытания и тренировку радиоэлектронной аппаратуры, приборов, устройств с применением соответствующего оборудования;

выполнять механическую регулировку средней сложности и сложных приборов, механизмов и аппаратуры средств связи, узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры, радиоустройств;

контролировать параметры электрических и радиотехнических цепей;

выполнять капитальный ремонт радиоэлектронной аппаратуры;

осуществлять приемку и сдачу обслуживаемой аппаратуры с учетом всех требований согласно схемам, чертежам и техническим условиям;

классификацию и виды дефектов в работе обслуживаемой аппаратуры;

диагностику неисправностей и последовательность их устранения в электрических схемах радиоэлектронной аппаратуры;

способы и приемы обнаружения механических неполадок в работе радиоэлектронной аппаратуры и приборов, причины их возникновения и приемы устранения;

способы и средства контроля качества сборочных и монтажных работ;

способы определения надежности радиоэлектронной аппаратуры и приборов, технические требования к параметрам электрорадиоэлементов и полупроводниковых приборов, способы их контроля и проверки;

виды контроля и испытаний радиоэлектронной аппаратуры и приборов;

способы проверки монтажа на полярность, обрыв, короткое замыкание и правильность подключения;

применяемые электроизмерительные приборы и оборудование;

правила включения монтируемых элементов в контрольно-испытательную сеть;

все виды возможных неисправностей и помех в настраиваемой аппаратуре, степень неисправности и правила определения ремонтопригодности обслуживаемой аппаратуры и ее узлов;

порядок устранения неисправностей;

способы замены отдельных элементов и узлов, методы проверки механической и электрической регулировки радиоэлектронной аппаратуры и приборов;

виды технологической и технической документации на контроль аппаратуры, приборов, приемы работы с ней;

правила выполнения промежуточного контроля, методы проверки качества монтажа на соответствие технологическим требованиям;

порядок проведения внешнего осмотра, требования к пайке и монтажу навесных элементов аппаратуры и приборов, раскладке и вязке жгутов;

приемы и последовательность проверки электрических соединений;

виды, назначение и правила применения измерительных приборов, способы измерения сопротивления, емкости, индуктивности, величины тока и напряжения;

приемы контроля параметров полупроводниковых приборов, используемые контрольно-измерительные средства;

основные технические характеристики электроизмерительных приборов и устройств, методы и средства их проверки, правила настройки;

технические требования на печатный монтаж, способы контроля монтажа печатных плат;

правила работы с картами и диаграммами сопротивлений и напряжений;

виды испытаний, классификация их по характеру внешних воздействий;

методы включения монтируемых элементов в контрольно-испытательную аппаратуру;

методы и технологию проведения испытаний радиоэлектронной аппаратуры и устройств;

последовательность и способы выполнения механической регулировки радиоэлектронной аппаратуры, средства и приспособления для механической регулировки;

требования к качеству выполняемых работ, технические условия на приемку узлов, блоков и приборов радиоэлектронной аппаратуры;

основные сведения о допусках на принимаемые изделия

МДК.03.01. Теоретические основы контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры

МДК.03.02. Технология регулировки радиоэлектронной аппаратуры и приборов

В результате освоения раздела обучающийся

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

Вариативная часть учебных циклов ППКРС

(определяется образовательной организацией)

Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ППКРС

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/ на базе основного общего образования

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 391 таблица 3 изложена в новой редакции

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура»

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 391 в пункт 7.1 внесены изменения

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3).

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень
кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *