Монтескье что сделал для истории

Монтескье, Шарль Луи

Монтескье что сделал для истории. Смотреть фото Монтескье что сделал для истории. Смотреть картинку Монтескье что сделал для истории. Картинка про Монтескье что сделал для истории. Фото Монтескье что сделал для истории

Шарль Луи де Монтескьё (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède e de Montesquieu ; 18 января 1689 — 10 февраля 1755) — французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». Собеседник французского исследователя спорных вопросов международного права Г. Мабли.

Содержание

Биография

Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 г. он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728—1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок.

Значение

Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрих Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической среды. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридмен и т. п.

В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адам Смита.

Монтескьё, а также Жан Жак Руссо (1712—1778) и Джон Локк (1632—1704) считаются основоположниками современных форм представительной демократии (см. Представительная демократия).

Незадолго перед смертью в 1753 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).

Политическое учение

Политические и правовые идеи Монтескье оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский кодекс Франции 1804 г. Еще при жизни Монтескье обрел европейскую известность благодаря работе «О духе законов».

Краткий обзор произведения «О духе законов»

О законах

Законам, созданным людьми, должна была предшествовать возможность справедливых отношений, отношения справедливости предшествуют установившему их положительному закону. Люди имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них ещё законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское.

Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим собственным побуждениям человек беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы. Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обуславливает необходимость образования государства. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо гражданское состояние (единство воли)

О войне

Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Существовавшее равенство исчезает и начинается война. Каждое общество начинает сознавать свою силу — отсюда состояние войны между народами. Отдельные лица начинают ощущать свою силу — отсюда война между отдельными лицами. Цель войны — победа; цель победы — завоевание; цель завоевания — сохранение. Из этого и предшествующего принципов должны проистекать все законы, образующие международное право.

О духе народа

Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни.

Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа. важно избегать всего, что может изменить общий дух нации; Законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением; Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

О трех различных образах правления

Основная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескьё, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.

Есть четыре образа правления: республиканский,аристократический, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомленные люди. Четыре определения или четрые факта: «республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа или части его; аристократическое, — при котором правит меньшинство, монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».

Принципы форм правления:

Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов необходимы и постановления сената, которые относятся к актам временного действия.

К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В общем виде Монтескьё отмечает, что естественно, и должно определять, по его мнению, главное направление аристократического законодательства в целом.

В монархии основные законы определяют «существование посредствующих каналов, по которым движется власть» Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.

Об индивидуальной свободе и свободе политической.

Основополагающие принципы политического либерализма, как приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного права, — отделение государства от гражданского общества и разделение властей.

«Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах в первом случае они равны, потому что они — все, во втором — потому, что они ничто. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие; главное — это безопасность гражданина.»

Политический либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества, и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами.

Либерализм — общественное движение: — провозглашающие свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества; — поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции; — поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод. лат. Liberalis — касающийся свободы.

Источник

Шарль Луи де Монтескье

Шарль Луи де Секонда, барон де Ла-Бред и де Монтескье (1689-1755) – французский писатель, правовед и философ эпохи Просвещения, один из основателей идеологии либерализма. Является автором доктрины о разделении властей, а также прозаических пасторалей и салонной литературы.

В биографии Монтескье есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Шарля Луи де Монтескье.

Монтескье что сделал для истории. Смотреть фото Монтескье что сделал для истории. Смотреть картинку Монтескье что сделал для истории. Картинка про Монтескье что сделал для истории. Фото Монтескье что сделал для истории

Биография Монтескье

Шарль Луи де Монтескье появился на свет 18 января 1689 в родовом замке Ла-Бред под Бордо. Он рос и воспитывался в семье чиновника Жан де Секонда. В детстве, мальчик проводил много времени с детьми крестьян, вследствие чего всегда одевался в скромные наряды.

В данный период биографии Монтескье отличался находчивостью и острословием, которые помогли ему позже стать автором ряда афоризмов. Когда ему было около 7 лет скончалась его мать, успевшая к тому моменту родить еще четверых детей.

В возрасте 16 лет Шарль окончил католический колледж, после чего изучал правоведение в учебных заведениях Бордо и Парижа. В 1714 г. его избрали советником парламента Бордо, а спустя пару лет он унаследовал от дяди пост вице-президента парламента и титул барона.

Наука

Хотя Монтескье занимал высокую государственную должность, вскоре у него пропал всякий интерес к государственным делам. Это привело к тому, что в 1726 г. он оставил политику, предпочтя ей научную деятельность.

Мужчина вел обособленный образ жизни, не стремясь посещать какие-либо светские мероприятия. В период биографии 1728-1731 гг. он часто путешествовал по европейским странам, проводя глубокие исследования в разных областях науки.

Интересен факт, что тогда же Шарль Луи де Монтескье стал членом масонской ложи «Горн». В Париже он регулярно посещал литературные салоны и клубы. Одновременно с этим, он работал над своим ключевым сочинением «О духе законов», которому посвятил более 20 лет жизни.

Монтескье что сделал для истории. Смотреть фото Монтескье что сделал для истории. Смотреть картинку Монтескье что сделал для истории. Картинка про Монтескье что сделал для истории. Фото Монтескье что сделал для истории

Данная книга представляла собой трактат по политической философии, ставший одним из главных трудов эпохи Просвещения. И хотя книга оказалась под запретом, она в кратчайшие сроки обрела известность не только во Франции, но и далеко за ее пределами.

В сочинении «О духе законов» Монтескье сформулировал идеи о потребности разделения властей и отмены рабства, которые легли в основу доктрины либерализма. В ней красной нитью проходила тема, касающаяся политической свободы: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами».

При этом Шарль Монтескье разделял принципы правления: для республики наиболее действенна политическая добродетель, для тирании – страх, а для монархии – честь. Важно отметить, что он был одним из первых, кто пропагандировал идеи о разделении властей.

Политолог заявлял, что в каждом государстве власть должна делиться на – законодательную, судебную и исполнительную. При этом исполнительная власть обязана находиться в руках правителя страны. Позднее он вывел ключевые факторы политического либерализма: отделение государства от гражданского общества, разделение властей и индивидуальная свобода, основанная на естественном праве.

Идея разделения властей по принципу Монтескье, сегодня лежит в основе каждого современного демократического строя. Он также был сторонником географической школы – концепции, согласно которой общественное развитие является не следствием проявления объективных закономерностей развития общества, а результатом влияния природных сил.

Таким образом, климат, почва, животный и растительный мир, наряду с другими подобными факторами, собственно, и определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты населения.

За годы научной биографии Монтескье добился большого признания в мире. Он был членом Французской академии и Лондонского королевского общества, а также являлся иностранным членом Берлинской академии наук. Его знаменитыми трудами также считаются «Персидские письма», «Книдский храм» и «Опыт о вкусе».

Личная жизнь

В 26-летнем возрасте молодой философ взял в жены Жанну де Лартиг, которая была протестанткой. Стоит заметить, что по законам того времени девушка должна была принять католичество, однако она отказалась менять веру. В этом браке у пары родились двое дочерей и одни сын.

Рассуждения Монтескье о свободе касались только мужской части населения. По мнению некоторых биографов, он не выпускал супругу из замка, не позволяя ей совершать прогулки даже в пределах Бордо. При этом он нередко изменял жене, а также часто прибегал к флирту.

Главным смыслом жизни для Шарля были наука и книги. В семейной жизни он далеко не всегда придерживался тех принципов, которые описывал в своих трудах. В частности, он заявлял, что «отсутствие мягкости и нежности при воспитании детей ожесточает их сердца». И все же, родных детей он воспитывал в крайней строгости, хотя и сильно любил их.

Смерть

Шарль Луи де Монтескье умер 10 февраля 1755 года в возрасте 66 лет. В последние годы биографии он ничего не видел, что было связано с прогрессирующей катарактой. Незадолго до смерти мужчина простудился и слег. По одной из версий, он скончался от осложнения пневмонии.

Фото Монтескье

Монтескье что сделал для истории. Смотреть фото Монтескье что сделал для истории. Смотреть картинку Монтескье что сделал для истории. Картинка про Монтескье что сделал для истории. Фото Монтескье что сделал для истории Монтескье что сделал для истории. Смотреть фото Монтескье что сделал для истории. Смотреть картинку Монтескье что сделал для истории. Картинка про Монтескье что сделал для истории. Фото Монтескье что сделал для истории Монтескье что сделал для истории. Смотреть фото Монтескье что сделал для истории. Смотреть картинку Монтескье что сделал для истории. Картинка про Монтескье что сделал для истории. Фото Монтескье что сделал для истории Монтескье что сделал для истории. Смотреть фото Монтескье что сделал для истории. Смотреть картинку Монтескье что сделал для истории. Картинка про Монтескье что сделал для истории. Фото Монтескье что сделал для истории Монтескье что сделал для истории. Смотреть фото Монтескье что сделал для истории. Смотреть картинку Монтескье что сделал для истории. Картинка про Монтескье что сделал для истории. Фото Монтескье что сделал для истории

Монтескье что сделал для истории. Смотреть фото Монтескье что сделал для истории. Смотреть картинку Монтескье что сделал для истории. Картинка про Монтескье что сделал для истории. Фото Монтескье что сделал для истории Профиль Шарля Луи Монтескьё на французских франках

Источник

Монтескьё

Монтескье что сделал для истории. Смотреть фото Монтескье что сделал для истории. Смотреть картинку Монтескье что сделал для истории. Картинка про Монтескье что сделал для истории. Фото Монтескье что сделал для истории

Шарль Луи де Монтескьё (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède e de Montesquieu ; 18 января 1689 — 10 февраля 1755) — французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». Собеседник французского исследователя спорных вопросов международного права Г. Мабли.

Содержание

Биография

Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 г. он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728—1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок.

Значение

Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрих Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической среды. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридмен и т. п.

В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адам Смита.

Монтескьё, а также Жан Жак Руссо (1712—1778) и Джон Локк (1632—1704) считаются основоположниками современных форм представительной демократии (см. Представительная демократия).

Незадолго перед смертью в 1753 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).

Политическое учение

Политические и правовые идеи Монтескье оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский кодекс Франции 1804 г. Еще при жизни Монтескье обрел европейскую известность благодаря работе «О духе законов».

Краткий обзор произведения «О духе законов»

О законах

Законам, созданным людьми, должна была предшествовать возможность справедливых отношений, отношения справедливости предшествуют установившему их положительному закону. Люди имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них ещё законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское.

Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим собственным побуждениям человек беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы. Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обуславливает необходимость образования государства. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо гражданское состояние (единство воли)

О войне

Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Существовавшее равенство исчезает и начинается война. Каждое общество начинает сознавать свою силу — отсюда состояние войны между народами. Отдельные лица начинают ощущать свою силу — отсюда война между отдельными лицами. Цель войны — победа; цель победы — завоевание; цель завоевания — сохранение. Из этого и предшествующего принципов должны проистекать все законы, образующие международное право.

О духе народа

Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни.

Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа. важно избегать всего, что может изменить общий дух нации; Законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением; Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

О трех различных образах правления

Основная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескьё, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.

Есть четыре образа правления: республиканский,аристократический, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомленные люди. Четыре определения или четрые факта: «республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа или части его; аристократическое, — при котором правит меньшинство, монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».

Принципы форм правления:

Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов необходимы и постановления сената, которые относятся к актам временного действия.

К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В общем виде Монтескьё отмечает, что естественно, и должно определять, по его мнению, главное направление аристократического законодательства в целом.

В монархии основные законы определяют «существование посредствующих каналов, по которым движется власть» Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.

Об индивидуальной свободе и свободе политической.

Основополагающие принципы политического либерализма, как приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного права, — отделение государства от гражданского общества и разделение властей.

«Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах в первом случае они равны, потому что они — все, во втором — потому, что они ничто. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие; главное — это безопасность гражданина.»

Политический либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества, и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами.

Либерализм — общественное движение: — провозглашающие свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества; — поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции; — поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод. лат. Liberalis — касающийся свободы.

Источник

Монтескье что сделал для истории

(1689-1755)

Монтескье что сделал для истории. Смотреть фото Монтескье что сделал для истории. Смотреть картинку Монтескье что сделал для истории. Картинка про Монтескье что сделал для истории. Фото Монтескье что сделал для истории

Знаменитый французский философ и писатель Шарль-Луи Монтескье, виднейший представитель раннего этапа эпохи Просвещения, принадлежит к плеяде великих людей, которые, по выражению Энгельса, просветили французские головы для приближавшейся революции выступали против феодально-аристократической и католической реакции. Он внес большой вклад не только в национальную, но и в мировую культуру, оказал значительное влияние на формирование свободолюбивых и прогрессивных идей.

Монтескье родился 18 января 1689 года в замке Бред близ г. Бордо. Его родители происходили из древнего аристократического рода, восходившего к XII веку. Они принадлежали к той части дворянства, которая находилась в оппозиции к королю и своими классовыми интересами тяготела к богатым верхам «третьего сословия». В 1705 году Монтескье окончил коллеж, после чего изучал юридические науки дома. В 1713 году он становится советником суда (парламента) в Бордо, а затем его президентом. Эту должность, унаследованную от своего богатого дяди вместе с фамилией Монтескье (настоящая его фамилия—Секонда) и родовым имением, он занимал до 1726 года, после чего уехал в Париж. В 1728 году Монтескье был избран во Французскую академию. Одновременно он принимает активное участие в работе научного общества — Бордосской академии, значительное внимание уделяя вопросам естествознания. Вскоре Монтескье совершает путешествие в Англию и другие страны Европы (1729—1731), внимательно изучая их общественно-политическую жизнь. Вернувшись на родину, он полностью отдается научной и литературной деятельности, живя частично в Париже, а большей частью в своем родовом замке Бред. В феврале 1755 года во время очередной поездки в Париж, Монтескье, простудившись, тяжело заболел и вскоре умер.

Деятельность Монтескье была весьма разнообразной. Он работал в области истории, философии, истории и теории государственного и гражданского права, политической экономии, художественной литературы. Подобно Ж.-Ж. Руссо, Монтескье был прежде всего социологом, т. е. философом, разрабатывающим вопросы общества и государства. В отличие от других французских просветителей, Монтескье сравнительно мало уделял внимания общим вопросам философии (натурфилософия, теория познания, основной вопрос философии и т. п.).

Рассуждение о причинах величия и падения римлян

О духе законов

Монтескье принадлежал к числу тех мыслителей, которые рассматривали исторический процесс как закономерность, а не проявление случайности. Широкую известность имел в XVIII веке философский трактат Монтескье «О духе законов» (1748), в котором изложены политические взгляды, в частности воззрения на государство и право. «Дух законов» явился теоретическим, философским обоснованием необходимости разрушения старой феодально-абсолютистской государственной машины. Здесь говорится об необходимости ввести во Франции новые, более справедливые законы, гражданскую свободу и по-новому организовать власть в государстве. Одним из главных вопросов, затронутых в этом произведении, является теория «разделения властей», предлагавшая отобрать у короля законодательную и судебную власть, оставив в его ведении лишь власть исполнительную. При ртом одна власть взаимно контролирует другую. В таком разделении властей Монтескье видел действенное средство против произвола и деспотизма. Теория «разделения властей» давала обоснование строю конституционной монархии.

Несмотря на классовую ограниченность и политическую умеренность этих взглядов, в условиях XVIII века они все же имели прогрессивное значение, подрывая устои старого режима. В начале Великой французской революции эти идеи Монтескье пользовались популярностью среди деятелей прогрессивного лагеря. Но вскоре сама жизнь выдвинула на смену умеренным теориям Монтескье более радикальную идею республики.

В «Духе законов» наряду с многими другими вопросами много внимания уделено осуждению войн, колониального угнетения и рабства, призывам к миру и справедливым отношениям между народами.

Монтескье-писатель. «Персидские письма»

Художественное творчество Монтескье теснейшим образом связано с философией XVIII века. Оно насквозь пронизано просветительской философской мыслью как в идейной проблематике, так и в системе образов и в изобразительных средствах. С помощью своеобразного рационалистического творческого метода, характерного для всей литературы Просвещения, Монтескье разрабатывает в своих художественных произведениях важнейшие философские и социологические проблемы, изложенные в его философских, научных сочинениях.

В историю художественной литературы Монтескье вошел как автор эпистолярного романа (романа в письмах) — «Персидские письма» (1721). Роман написан от имени вымышленных восточных путешественников Узбека и Рики, прибывших в Париж и с наивным изумлением излагающих свои впечатления в письмах на родину — в Персию. Посредством этого литературного приема, вводившего в заблуждение цензуру и вызывавшего интерес читателей, Монтескье в яркой и непринужденной форме, с изяществом и лукавой насмешкой нарисовал сатирическую картину жизни господствующих кругов современного ему французского общества. Условные персонажи его романа — Узбек и Рика — являются рупором просветительских идей самого автора. Роман написан на материале многолетних дневников писателя, отразивших его сокровенные мысли и чувства.

В «Персидских письмах» обличаются многие общественные пороки феодально-абсолютистской Франции: деспотизм и расточительство короля и его придворных, моральное разложение верхов общества, бесправие и приниженность людей «третьего сословия», т. е. большинства народа. Монтескье осуждает общую и финансовую политику Людовика XIV, его политику агрессивных войн.

Как и в «Духе законов», Монтескье развенчивает здесь католическую церковь и инквизицию, выступая за веротерпимость.

Будучи поборником свободы совести, Монтескье осуждал религиозную и политическую нетерпимость, ведущую к варварскому истреблению одних людей другими. «Никогда не было царства, в котором происходило бы столько гражданских войн, как в царстве Христа»,— писал он. «. История полна религиозных войн, но следует остерегаться говорить, что причина этому — в множестве религий: причина — в духе нетерпимости, которым бывала охвачена религия, считавшая себя господствующей». С презрением говорится в романе о папе — главе римско-католической церкви, подчеркивается его любовь к богатству и власти. «Папа — глава христиан. Это старый идол, которому кадят по привычке. Он называет себя преемником одного из первых христиан, которого зовут святым Петром, и это, несомненно, богатое преемничество, так как он имеет огромные сокровища и большую страну под своим владычеством».

В романе резко критикуется также инквизиция. С негодованием рисует автор жестокость и лицемерие инквизиционного суда, осуждавшего на сожжение и иные мучительные казни невиновных людей и обогащавшегося посредством конфискации имущества осужденных.

«Персидские письма», затрагивавшие наболевшие вопросы современности, имели огромный успех у читателей. Они являются шедевром художественной просветительской литературы, первым образцом философского романа во Франции, жанра, который впоследствии разрабатывали Вольтер, Дидро и другие просветители. Философский роман — своеобразная разновидность социального, глубоко проблемного романа.

Значительный интерес представляет философская повесть «Истинная история», судьба которой не совсем обычна. Вплоть до конца XIX века она была неизвестна читателям. Впервые она издана в первой редакции в 1892 году, во второй редакции — в 1902. Лучшее ее издание вышло в 1942 году. На русский язык «Истинная история» не переведена. Многие ценные рукописи Монтескье до сих пор не изучены и не изданы. Это богатое наследие еще ждет своих исследователей.

Перу Монтескье принадлежит также несколько менее значительных произведений: пастораль «Книдский храм», повесть «Арзас и Исмения», эстетический трактат «Опыт о вкусе», этический трактат «Лизимах», сборник «Мыслей и афоризмов», малоисследованная переписка, а также большое количество рукописей, которые начали публиковаться лишь с конца XIX века.

«Значение Монтескье для последующей общественной мысли и освободительной борьбы

В наследии Монтескье имеются и отсталые, ложные положения, несостоятельность которых была ясна уже в XVIII веке. Таково, например, «учение о климате», преувеличивающее роль естественных, географических факторов в развитии общества, идеализация монархии, аристократии, английского парламентского строя и т. п. Э™ положения встретили резкие возражения со стороны последующих, более радикальных французских просветителей — Вольтера, Гельвеция, Дидро и др. В критике феодально-абсолютистских пороков Монтескье занимал довольно умеренные позиции сравнительно со своими философскими собратьями. В этом сказывалась не только сословная принадлежность Монтескье, но также и то обстоятельство, что его деятельность падает на первую половину XVIII века, когда социально-политические противоречия во Франции еще не достигли своей предельной остроты, вследствие чего и передовая общественная мысль была еще недостаточно смелой, а ее критика феодально-аристократической и католической реакции слишком осторожной.

Впоследствии вокруг имени Монтескье происходит идейная борьба, особенно в период французской революции конца XVIII века, когда феодальные реакционеры и умеренные партии пытались использовать отсталые идеи Монтескье для обоснования своих обреченных классовых позиций, а революционный лагерь, наоборот, поднимал на щит все наиболее прогрессивное в его наследии, делая из него радикальные выводы.

Политический мыслитель и человеколюб, посвятивший многие годы своей жизни глубоким размышлениям над вопросом достижения наиболее разумного и справедливого устройства человеческого общества, Монтескье страстно желал счастья и мира для своей страны и всего человечества. Патриотизм сочетался у него с отсутствием национальной и расовой ограниченности и с гуманистической широтой взглядов.

Как уже отмечалось, Монтескье был весьма умеренным и осторожным человеком как в своем личном поведении, так и в политических концепциях. Однако умеренность и осторожность сочетались у него с гуманностью, чутким и бережным отношением к людям, горячим сочувствием к угнетенным и обездоленным: к неграм, закованным в кандалы и работающим на плантациях под плетью надсмотрщика, к крестьянам, отбывающим барщину и придавленным множеством налогов, к пленным, с которыми варварски обращаются тупые и самодовольные завоеватели,— ко всем жертвам войны, эксплуатации и колониального разбоя. И Монтескье выразил Это в своих произведениях.

В трудах Маркса и Энгельса содержится немало высказываний и упоминаний о Монтескье и ссылок на его сочинения. Маркс и Энгельс отмечали слабые стороны философии Монтескье и возможность их использования реакционерами после революции 1848 года и позже. Вместе с тем основоположники научного коммунизма отмечали большую историческую роль Монтескье, его значение для Эпохи Просвещения, Великой французской революции и для кодекса Наполеона. Они высоко ценили прогрессивные идеи Монтескье. Так, молодой Маркс в статье для «Рейнской газеты», критикуя несправедливые прусские законы и отмечая их крайнюю тяжесть для бедняков, использовал высказывания Монтескье из «Духа законов» о том, что законы, развращающие народ, являются большим бедствием: «Есть два вида испорченности,— говорит Монтескье,— один, когда народ совершенно не исполняет законов; второй, когда сами законы его портят; последнее зло неизлечимо, потому что оно заключается в самом лекарстве» ’.

Прогрессивные идеи Монтескье, как и всего французского Просвещения, полностью не вкладываются в рамки буржуазной идеологии и политики. Благородная общечеловеческая сторона их идеалов чужда повседневной практике буржуазного общества с его хищничеством, предельным эгоизмом, стяжательством и культом «золотого тельца», агрессивными войнами.

Монтескье в России

Монтескье пользовался значительной известностью в России, хотя и в меньшей степени, чем его великий соотечественник и младший современник Вольтер. Он принадлежал к тем передовым деятелям, чьи произведения и идеи были духовной пищей лучших, свободолюбивых людей России XVIII и XIX веков. Радищев, декабристы, Грибоедов, Пушкин, Герцен, Чернышевский проявляли к нему интерес и глубокое уважение. Позже великий русский писатель Л. Н. Толстой высоко ценил Монтескье как обличителя порочных общественных нравов. Толстой считал афоризмы Монтескье классическими, ставя их в один ряд с максимами Ларошфуко, Лабрюйера и Вовенарга, перевел часть их на русский язык и написал вступительную статью к ним (изд. 1908 г.).

В январе 1889 года русская общественность отмечала 200-летие со дня рождения Монтескье (юбилейное заседание Московского юридического общества).

Гуманистические идеи Монтескье

Произведения Монтескье исполнены благородного негодования против войн, мракобесия и Монтескье деспотизма. Значительный интерес представляют мысли Монтескье об ответственности правителей перед народом и государством, его мечты о счастье и благоденствии народов, их мирном экономическом и политическом развитии и прогрессе, страстный протест против колониального угнетения й всех видов рабства.

Вслед за прогрессивными французскими писателями и учеными конца XVII и начала XVIII веков Монтескье осуждал войны. Еще на заре духовного развития его волновала тема человеческих страданий и тесно связанная с нею забота об избавлении людей от губительных последствий военных столкновений.

Молодой Монтескье был современником войны за «испанское наследство» (1701—1714), в которой Франция принимала активное участие. В социально-философском романе «Персидские письма» Монтескье осуждает политику Людовика XIV, который «предпринимал большие войны или принимал в них участие», расстраивая экономику и финансы страны. Он подчеркивал, что подобная политика всегда сопровождается усилением деспотизма, преследованием свободомыслящих, разгулом террора.

В 1725 году в одной из речей, произнесенных при исполнении обязанностей председателя суда в Бордо, Монтескье говорил о мире, как о важнейшем условии процветания и благополучия государства. Заботу о мирном развитиии он считал священным долгом монархов перед народом и государством и призывал молодого короля Людовика XV не подражать примеру своего предшественника, советуя ему «вырабатывать в себе добродетели, далекие от военных». В трактате «Размышления о причинах величия и падения римлян» Монтескье указывал, что именно кие «теории», оправдывавшие политику завоеваний. Войну он считал несовместимой с нормами международного права. Она, по его мнению, не что иное, как акт насилия, варварское действие, несовместимое с гуманностью и цивилизацией. Монтескье отмечает, что войны часто имеют в своей основе корыстные мотивы, лицемерно прикрытые правом. Он осуждает «право завоевания», выступая против принципа «победителей не судят». В философско-политическом трактате «Дух законов» отмечается, что завоеватель не имеет права истреблять побежденные народы, а обязан хотя бы частично возместить причиненный ущерб. Монтескье призывал к гуманному обращению с пленными, считая проявлением каннибализма убийство их и жестокое обращение с ними.

Устами другого персонажа — Узбека — Монтескье требует запрещения международным правом ужасающих средств массового уничтожения людей, материальных и культурных ценностей. «. Ты говоришь, что боишься, как бы не изобрели какого-нибудь еще более ужасного способа истребления. Нет. Если бы и появилось такое роковое открытие, то оно вскоре было бы запрещено человеческим правом, и единодушное соглашение народов похоронило бы его. ».

Милитаризм и агрессивную политику он считает большим бедствием для народов и государств. «. Государи. получили предлог, ‘|’го6ы содержать большую массу регулярных войск, с помощью ко-8*бесчисленные захватнические войны и послужили одной из причин упадка и гибели древнеримской империи.

Монтескье не только осуждал войны, современные ему, но и войны прошлого, он заботился о том, чтобы и в будущем избавить от них свою страну и все человечество.

Большая заслуга Монтескье в том, что он опроверг юридичесторых они с течением времени стали притеснять своих подданных»,— говорит Реди в «Персидских письмах». Такие же мысли Монтескье высказывает и непосредственно от своего имени в «Духе законов», отмечая, что увеличение размеров армий и соревнование в области военного дела приводят к обнищанию народа и непомерному увеличению налогов, экономическому и культурному вырождению государств, не говоря уже об обострении отношений между государствами, и заключению военных союзов и группировок.

Особенно гибельным считает Монтескье начинать войны из-за ничтожных причин, из-за интересов отдельных людей и правителей. «. Нужно предварительно убедиться,— говорит он в «Персидских письмах»,— заслуживает ли смерти тот, кому объявляют войну, ибо воевать с кем-нибудь значит желать наказать его смертью. В государственном праве самым строгим актом правосудия является война, так как результатом ее может быть разрушение общества».

Любопытны замечания Монтескье об опасности затевать войну с отдаленными государствами, находящимися на расстоянии многих тысяч миль от своей страны. Так, ссылаясь на исторические примеры Карфагена и древнего Рима, которые, в конце концов, были побеждены, он пишет в «Духе законов»: «Это самое может случиться и со всякою державою, которая посылает свои войска в дальние страны, чтобы силою дисциплины и воинской власти соединить там умы, разделяющиеся между собой политическими и гражданскими выгодами. Общепринятое правило: не предпринимать отдаленной войны. ».

Ратуя за мир, Монтескье вместе с тем признает правомерность и справедливость освободительной войны в защиту отечества от иностранных захватчиков.

В сочинениях Монтескье содержится также протест против угнетения колониальных народов и расовой дискриминации. Рабство он считает несовместимым с высоким званием человека. «Оно по натуре своей нехорошо и бесплодно, противно конституции. Так как все люди родятся равными, то надобно сказать, что рабство противно природе. Рабство столько же противно гражданскому праву, как и праву естественному». Монтескье считал, что в основе стремления к порабощению лежат не интересы всего общества, а низменные эгоистические побуждения отдельных групп людей.

В «Персидских письмах» Монтескье осуждает истребление колонизаторами коренных обитателей Америки. «. На глазах у всех народ по численности равнявшийся всем народам Европы, вместе взятым, исчез с лица земли при появлении этих варваров, которые думали, казалось, только о том, чтобы показать людям, до каких пределов может быть доведена жестокость».

Разоблачая захватчиков, Монтескье отмечает, что приобретение колоний все же не принесло благоденствия метрополиям.

Монтескье говорит далее, что колониальные державы использовали достижения науки для покорения и истребления исконных жителей Африки, Америки и других «вновь открытых стран. Целые народы были истреблены, а люди, избежавшие смерти, попали в такое жестокое рабство, что один только рассказ о них приводит в содрогание». Автор приходит к выводу, что подобные варварские действия нельзя оправдать ничем.

Позорным явлением считал Монтескье также и рабство негров. Он высмеивал расовые предрассудки и «аргументы», к которым прибегают апологеты рабства для его оправдания, осуждал ханжество и лицемерие рабовладельцев, их стяжательство и жажду обогащения, прикрытые показным благочестием и рассуждениями о высокой «цивилизаторской» миссии. В своих выступлениях против рабства он использовал знание политэкономии. «Когда европейские народы истребили жителей Америки, то им непременно захотелось сделать рабами жителей Африки, чтобы пользоваться ими для возделывания множества земель. Сахар был бы слишком дорог, если бы растение, его производящее, не заставляли возделывать рабов. Люди, о которых идет речь, черны с ног до головы, и у них такие сплющенные носы, что почти невозможно жалеть их. Нельзя себе представить, чтобы бог, существо премудрое, мог вложить душу, особенно душу добрую, в совершенно черное тело. Доказательство, что негры не имеют здравого смысла — это то, что они стеклянное ожерелье предпочитают золоту, которое у образованных наций имеет такое огромное значение. Невозможно предположить, чтобы они были людьми, ибо если сочтем их за людей, то придется думать, что мы не люди. »,— с иронией писал Монтескье в «Духе законов». «Можно сказать, что право рабства происходит от презрения одной нации к другой, основанного на различии обычаев»,— с горечью отмечает автор. В «Персидских письмах» он также осуждает покупку негров в Африке и продажу их в Америку.

Монтескье говорит и об ответственности правительств перед народами. «Опыт показал, что только при хорошем правительстве можно пользоваться благоденствием»,— писал он. В некоторых афоризмах Монтескье, которые высоко ценил Л. Н. Толстой, обвиняются правители, безответственно относящиеся к своим обязанностям и обманывающие народы; рискуя их жизнью и благополучием, они принимают необдуманные решения и действия. Показательны в ртом смысле следующие афоризмы: «Властителям никогда не следует оправдываться: они всегда бывают слишком сильны, когда решают, и слишком слабы, когда рассуждают. Им надо поступать разумно, а рассуждать как можно меньше». «Не могу объяснить себе, почему властители с такой легкостью воображают, что они все, и почему народы так легко верят, что они — ничто».

Монтескье выступал за справедливые и гуманные принципы в международных отношениях, считая их важнейшим условием всеобщего счастья и благоденствия. Отношения между государствами должны быть основаны на взаимном уважении интересов, терпимости, политическом такте. Мир — главнейшее условие благополучия народов, поэтому правители должны всячески избегать войны и стремиться к длительному и устойчивому миру. Всякого рода конфликты между народами должны улаживаться без постороннего вмешательства, в соответствии с принципами справедливости и взаимной выгоды.

Союзы между государствами должны заключаться также на началах справедливости и взаимной выгоды и не в ущерб другим народам. «Но чтобы союз нас действительно связывал, нужно, чтобы он был справедлив; таким образом, союз, заключенный двумя нациями в целях притеснения третьей, незаконен, и его можно нарушить, не совершая этим преступления». То же самое относится и к мирным договорам. Они должны заключаться на основе взаимных интересов всех участвующих стран, служить благополучию народов и строго соблюдаться. «Мирные договоры столь священны для людей, что являются как бы голосом природы, заявляющей свои права. Все они законны, когда условия их таковы, что оба заключивших их народа могут сохранить неприкосновенность».

Использование международного права теми или иными государственными руководителями в своих корыстных интересах является извращением его и обманом народов.

Важное значение в международной политике придавал Монтескье также развитию торговли, промышленности, искусств. Торговлю он считает средством не только укрепления экономики государств, но и улучшения отношений между ними. «История торговли есть история сообщений между народами»,— пишет он. Международная торговля — одно из проявлений прогресса цивилизации и важный фактор мирного развития: «Естественное действие торговли состоит в том, чтобы приносить мир. Два народа, торгующие между собой, взаимно зависят друг от друга: один имеет нужду покупать, другой продавать; все связи их основываются на взаимных нуждах».

Выгоднее всего вести торговлю с миролюбивым государством, имеющим мощную экономику и добросовестно относящимся к своим торговым обязательствам, с нацией, «которой основное начало есть мир и которая старается приобрести, а не порабощать; гораздо, говорю, лучше иметь дело с сею нацией, нежели с другими, всегда конкурирующими и не доставляющими подобных выгод». Он выступал против любых препятствий для развития справедливой международной торговли, считая их нелепыми и вредными. Свободному развитию торговли не должны мешать различия в политических взглядах: «Истинная польза требует, чтобы без важных причин никакому народу не чинились препятствия вести торговлю». Монтескье ратует за такую международную торговлю, которая не вела бы к порабощению одного народа другим.

Монтескье выступал против практики правителей, преследующих в своей политике цели стяжательства, торгашества, своекорыстия и превращающих все в предмет купли и продажи. Так, он писал: «В тех государствах, где люди одушевляются одним только духом торговли, все дела человеческие, все нравственные добродетели подвергаются торгу: самомалейшие вещи, даже и те, которых требует человеколюбие, делаются или покупаются тут за деньги. ».

Гуманистические идеи Монтескье получили свое дальнейшее развитие в последующей французской культуре: в работах других французских просветителей — Вольтера, Дидро, Руссо, Мабли, в деятельности мыслителей и писателей французской революции конца XVIII века, а в XIX веке их поборником был великий «рыцарь мира» В. Гюго.

Несмотря на историческую и классовую ограниченность, наследие Монтескье, направленное против феодально-католической реакции, и сейчас сохраняет свою обличительную и гуманистическую силу. В феврале — марте 1955 года Всемирный Совет Мира торжественно отмечал юбилей Монтескье: 200-летие со дня его смерти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *