Монтескье утверждал что определяющим фактором развития народа является
Географический детерминизм
Географический детерминизм — концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер.
Содержание
XVIII век
Монтескье
Наиболее последовательно концепция географического детерминизма разработана в книге Шарля Луи Монтескье «Дух законов». Монтескье заимствовал физиологические основы своего учения из вышедшей в 1733 г. работы Джона Арбетнота о влиянии воздуха, но широкое применение этого учения к жизни государства и общества было заслугой Монтескье. Было достижением, основываясь на возросших географических знаниях своего времени, вновь обратиться к систематическому решению вопроса, который, опираясь на попытки античных авторов, ставили и на который довольно примитивно отвечали еще Боден и другие. Но интерес Монтескье был прикован прежде всего к непосредственным, часто очень грубо понимавшимся отдельным связям между климатом, народным характером и законодательством. Философ объяснял манию англичан к самоубийству климатом (в этом ему предшествовал аббат Дюбо); полагал, что открыл в климатических различиях между Европой и Азией «великую причину слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии». Раздвоение между природой как разумом и природой как детерминирующей принудительной силой может считаться главной темой его мышления. Он не урегулировал этот внутренний конфликт и не смог последовательно и органично провести учение о климате.
«Климат, — возразил ему Вольтер в статье „Климат“ в „Философском словаре“, — обладает определенной силой, но сила правительств во сто крат больше, а религия, объединенная с правительством, еще сильнее».
Гердер, Иоганн Готфрид
Гердер считал, что климат «не принуждает, а благоприятствует». Под климатом он понимал совокупность земных сил и влияний, на которую воздействует также флора и фауна, которая во взаимосвязи служит всем живым существам, но может быть изменена и человеком с помощью используемых им средств. Используя всю проделанную на протяжении столетия работу в области естествознания и географии, Гердер усовершенствовал учение о влиянии климата и геофизических условий вообще на человека. Он сделал его гибким, обращая внимание не только на сохраняющиеся отношения между определенной географической средой и определенными народами, но открыв и соотношения между поверхностью Земли и движениями и изменениями народов. Труд Гердера ввел новое плодотворное понимание в симбиоз всех живых существ и вызвал тем самым исследования, которые, продолжаясь до наших дней, открывали все новые скрытые связи. Климат воздействует на человека, но и человек воздействует на климат, преобразуя его, и воздействие климата сразу же нерасторжимо соединяется со своеобразным внутренним противодействием данного живого существа. «Какое бы воздействие ни оказывал климат, у каждого человека, каждого животного, каждого растения свой собственный климат, ибо все они воспринимают по-своему и органически перерабатывают все внешние воздействия». Это витализм на метафизическо-неоплатонической основе, который, индивидуализируя, разделяет и вновь связывает все индивидуальное.
XIX век
Наибольшей популярностью географический детерминизм пользовался во второй половине XIX века, среди разработчиков идей направления была Эллен Черчилль Семпл.
В той или иной степени склонность к географическому детерминизму в своих работах проявили такие авторы как Ж. Ж. Элизе Реклю, Генри Томас Бокль, Карл Риттер, Элсуорт Хантингтон, Г. В. Плеханов, Л. И. Мечников, А. П. Паршев.
XX век
В XX веке смыкается с геополитикой.
В своих работах, посвященных влиянию природного фактора на общество Л. Е. Гринин отмечает, что
влияние одного и того же природного фактора на разные общества (и одно и то же общество в разные эпохи) может вызывать разные реакции в зависимости от уровня развития общества, его структуры, исторического момента, ряда других обстоятельств. [1]
Гринин также делает вывод, что роль природной среды больше в древний период истории общества, а с развитем производительных сил роль природных факторов уменьшается. Хотя с другой стороны, не стоит сбрасывать со счетов влияние дестабилизирующих явлений, как негативных, так и позитивных которые могут вызывать глобальные последствия для общества.
Географический детерминизм Монтескье
Влияние географического фактора на общество. История возникновения концепции географического детерминизма. Натуралистический взгляд Ш. Монтескье на исторический процесс. Климат как решающая причина различия форм государственной власти и законодательства.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.08.2014 |
Размер файла | 23,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Педагогический институт физической культуры
Кафедра адаптивной физической культуры
Реферат по философии
Тема: Географический детерминизм Монтескье
Работу выполнил: Журавлев Н.Н.
4 курс афк. заочн.отд.
1. Понятие «географический детерминизм»
2. История возникновения географического детерминизма
3. Географический детерминизм Ш. Монтескье
монтескье детерминизм климат власть
Уже в XVI в. начинает зарождаться членение истории человечества на стадии дикости, варварства и цивилизации, окончательно оформившееся в XVIII в. Все в большей степени становится ясным, что у разных народов и в разных странах могут существовать разные общественные порядки. И перед мыслителями встает вопрос о причинах этого социально-исторического многообразия.
Одно из решений этого вопроса: объяснение разнообразия общественных порядков, при которых живут люди, различием природных условий их существования. Так возникает географический детерминизм. Этот термин нуждается в пояснении.
Влияние географического фактора на общество и на его развитие бесспорно. Его никто и никогда не отрицал. И само по себе признание этого факта никак не может быть названо географическим детерминизмом. О географическом детерминизме речь может идти только тогда, когда природная среда принимается за главный, основной фактор, определяющий характер социальной жизни. В ранних концепциях географического детерминизма природная среда выступала отнюдь не в качестве движущей силы исторического процесса. Она рассматривалась главным образом в качестве фактора, определяющего характер социальных порядков в том или ином конкретном обществе, а также фактора, влиявшего на его развитие.
В социальной философии Ш. Монтескье имеется тезис о том, что форма государства и его законы во многом зависят от обстоятельств географического характера: климата, почвы, рельефа и территории той или иной страны.
Несмотря на некоторую наивность и прямолинейность, это учение все же содержало в себе зерна материалистического истолкования общественных явлений.
1. Понятие «географический детерминизм»
Для начала определим понятие детерминизм. Это учение о связи и взаимообусловленности явлений действительности. Детерминизм рассматривает вопросы о законах природы, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах общественного развития, о воздействии общества и отдельных его подсистем на искусство, науку, мораль, на формирование и деятельность человеческих индивидов. Центральным вопросом детерминизма является вопрос о существовании и действии законов. Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки, научно ориентированной адаптации человека к различным процессам (или управление ими). Отрицание законов стимулировало взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы. Применительно к обществу такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов сравнительно с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для хода социальной истории.
Уже в XVI в. начинает зарождаться членение истории человечества на стадии дикости, варварства и цивилизации, окончательно оформившееся в XVIIIв. Всё в большей степени становится ясным, что у разных народов и в разных странах могут существовать разные общественные порядки. И перед мыслителями встаёт вопрос о причинах этого социально-исторического многообразия.
Влияние географического фактора на общество и его развитие бесспорно. Его никто и никогда не отрицал. И само по себе признание этого факта никак не может быть названо географическим детерминизмом. О географическом детерминизме речь может идти только тогда, когда природная среда принимается за главный, основной фактор, определяющий характер социальной жизни. В ранних концепциях географического детерминизма природная среда выступала отнюдь не в качестве движущей силы исторического процесса. Она рассматривалась главным образом в качестве фактора, определяющего характер социальных порядков в том или ином конкретном обществе, а также фактора, влиявшего на его развитие.
2. История возникновения географического детерминизма
Эта идея была подхвачена Аристотелем, который писал в «Политике»: «Племена, обитающие в странах с холодным климатом, притом в Европе, преисполнены мужества, но недостаточно наделены умом и способностями к ремеслам. Поэтому они дольше сохраняют свою свободу, но не способны к государственной жизни и не могут господствовать над своими соседями. Населяющие же Азию в духовном отношении обладают умом и отличаются способностями к ремеслам, но им не хватают мужества; поэтому они живут в подчинении и рабском состоянии».
3. Географический детерминизм Ш. Монтескье
Монтескье анализирует понятие закона и определяет его как необходимые отношения, вытекающие из природы вещей. В этом смысле можно говорить, что законы присущи как человеку, так и животным.
После того как люди начинают вести совместный образ жизни, они становятся сильными, исчезает равенство и наступает эпоха войны между народами и отдельными лицами. Вслед за этим появляется международное право, регулирующее отношения между народами, политическое право, связанное с защитой граждан, и гражданское право, определяющее отношения всех граждан между собой.
Основу всех построений Монтескье составляет убежденность философа в том, что все процессы в социально-политической сфере носят не случайный характер, а подчинены определенным закономерностям. Опираясь на рационалистическую интерпретацию естественного права, Монтескье выводит основные законы мироздания из первоначального разума и неизменной природы вещей.
Философ рассматривает человека в естественном состоянии как крайне боязливое существо, которое стремится к выживанию в тяжелых условиях на основе сотрудничества с другими людьми.
В отличие от своего предшественника он рассматривает влияние на развитие духа народов не только климата, но и почвы. Изменения же духовного мира людей в свою очередь приводят к изменениям социально-экономических отношении и политического строя государств.
Из приведенных высказываний ясно виден натуралистический взгляд Ш. Монтескье на исторический процесс. Человек в его концепции выступает как часть природы, и поэтому объяснение исторических событий и процессов французский просветитель ищет в условиях природной среды. Но в таком случае сама история превращается в часть естественнонаучной истории человечества или антропологию.
Монтескье не ограничился суждением о значимости условий физической среды, но прямо указал на необходимость того, чтобы законы страны соответствовали этим условиям. Иными словами, он ввел в свою концепцию нормативный элемент, который в более поздней геополитике, особенно немецкой, приобрел приоритетное значение. Семнадцатую книгу своего сочинения он почти полностью посвящает исследованию влияния климата и топографии на особенности государственного устройства и политическую природу различных народов, сопоставляя в этом смысле Европу и Азию.
В качестве главного подтверждения географического детерминизма, как правило, приводится его известное высказывание: «Власть климата есть первейшая власть на земле». У Монтескье действительно есть такое утверждение, но дело в том, что он никогда не определял климат как фактор, непосредственно влияющий на жизнь общества. Климат, по мнению Монтескье, оказывал свое прямое влияние на физиологическое состояние организма и прежде всего на психологию людей, а через нее уже на общественные и политические явления. Именно эта особенность давала ему право заявлять, что «малодушие народов жаркого климата всегда приводило их к рабству, между тем как мужество народов холодного климата сохраняло за ними свободу». Это была первая попытка с помощью вульгарного географического детерминизма объяснить различие форм государственного правления.
Данная точка зрения Монтескье была использована в свое время немецкими геополитиками. Правда, в качестве исходного пункта был взят не климат, а «жизненное пространство», и его влияние на психологию людей из физиологической области было перенесено в социальную. Нечто аналогичное проповедуют геополитики Германии и сейчас. При этом сохранился принцип подхода к решению задачи. В геосоциологической концепции западногерманские геополитики также пытаются через человека и его психологическое восприятие окружающей действительности объяснять историческое развитие. Изменился лишь объект исследования. Главное внимание сейчас уделяется самому сознанию, его преобразованию и воспитанию в реваншистском духе. Именно этим объясняется повышенный интерес к учению Монтескье геополитиков в Западной Германии.
По мнению Монтескье, разнообразие законов и учреждений не является результатом произвола, фантазии людей. Напротив, они объективно обусловлены своеобразием среды, в которой они создаются и функционируют.
Он назвал эту причинную обусловленность «духом законов» и определил ее как совокупность отношений, в которых находятся законы к климату страны, ее почве и рельефу, нравам, обычаям и религиозным верованиям, численности, материальной обеспеченности и экономической деятельности населения, к целям законодателя и обстоятельствам возникновения самих законов, характеру существующей политической власти и к наличному «порядку вещей» в целом.
Эти законы должны находиться в таком тесном соответствии со свойствами народа, для которого они установлены, что только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и для другого народа. Необходимо, чтобы законы соответствовали природе и принципам установленного или устанавливаемого правительства, имеют ли они целью устройство его, что составляет задачу политических законов, или только поддержание его существования, что составляет задачу гражданских законов.
У Монтескье не было выработано единого социологического принципа, объясняющего многообразие систем законодательства и образа правления. «Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы и обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа». Эти факторы в определенных условиях могут выступать либо на первый план социальной детерминации, либо отодвигаться назад, обусловливая все многообразие конкретных проявлений действительности. Если географическая среда играет решающую роль в общественной жизни отсталых народов, то такую же роль играют в жизни «цивилизованных народов» законодатель и законодательство. Более того, Монтескье настаивал, что все отмеченные факторы имеют значение при установлении законодательства и рассматривать их надо со всех точек зрения.
Как полагал Монтескье, «власть климата есть первейшая власть на земле», что составляло ключевую идею географического детерминизма. Монтескье разделил климат на холодный, умеренный и жаркий, выводя из него характеры людей и их склонности к установлению республики, монархии или деспотии. Обосновывая географическую детерминацию «образа правления», Монтескье подчеркивал, что прямое воздействие климата на физиологическое состояние людей, а значит и на их психологию, имеет решающее значение при организации общественного устройства и учреждении политических порядков: «малодушие народов жаркого климата всегда приводило их к рабству, между тем как мужество народов холодного климата сохраняло за ними свободу».
Поэтому образ правления в каждой стране должен соответствовать условиям географической среды, только тогда государство способно гармонично и успешно развиваться во времени и в пространстве. Так, по мнению Ш. Монтескье, демократическая республика требует небольшой территории, прямого участия населения в делах общества, подавления личного интереса, строгой дисциплины граждан.
Монтескье рассматривает человека в естественном состоянии как крайне боязливое существо, которое стремится к выживанию в тяжелых условиях на основе сотрудничества с другими людьми.
Мысль Монтескье о географическом детерминизме актуальная и в нынешнее время в эпоху глобального экологического кризиса.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
История философских воззрений на природу и общество. Особенности взаимосвязи и взаимодействия человека и природы. Исследование сущности теории географического детерминизма. Отличительные черты теории пассионарности Л. Гумилева. Теория золотого миллиарда.
контрольная работа [58,4 K], добавлен 18.10.2013
Отражение проблемы зарождения и развития человеческого общества в различных религиозно-философских течениях разных времен. Концепция географического детерминизма. Направления исследования исторического процесса становления общества Л.Н. Гумилевым.
презентация [2,0 M], добавлен 24.04.2013
История геософии в концепциях географического детерминизма: западноевропейская и русская школы. Геософия в теориях евразийцах: кн. Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Л.И. Мечникова, Г.В. Вернадского. Теория этногенеза и пассионарности Л.Н. Гумилева.
реферат [94,2 K], добавлен 30.11.2007
Французский просветитель Шарль Монтескье. Политические доктрины в философском романе-трактате «Персидские письма». Отношение к принципу частной собственности. Поэтическое дарование Монтескье. «Дух законов» и «юридическая иллюзия» стареющего философа.
реферат [24,9 K], добавлен 24.07.2009
Учение о причинности. Античный, дефинитивный, жесткий (лапласовский) детерминизм. Краткая биография Пьера Симона Лапласа, суть и анализ его теорий. Проблема синтеза видов детерминизма, вероятностно-статистические закономерности. Детерминизм и случайность.
реферат [56,7 K], добавлен 20.12.2011
реферат [19,0 K], добавлен 29.03.2009
История возникновения и изучения понятия причинности, ее проявления в повседневной жизни и науке. Статистические законы классической физики с позиции детерминизма. Принцип неопределенности Гейзенберга, описание в механике состояния физической системы.
контрольная работа [39,0 K], добавлен 11.09.2011
Географический детерминизм: его сущность и основные черты — Теория географического детерминизма
Географический детерминизм страсть философская
Вопрос о роли географической среды в жизни общества изучался практически всеми мыслителями. Эти соображения достигли двух крайностей — географического детерминизма, который утверждал, что вся деятельность человека обусловлена только его природной средой, и культурного детерминизма, который, напротив, утверждал, что влияние окружающей среды на человека зависит от его культуры, и поэтому объяснение деятельности человека должно быть культурным.
Понятие «географический детерминизм» утверждает, что процесс социального развития является не результатом проявления объективных законов, а следствием воздействия природных сил. По мнению представителей этой теории, структура поверхности, климат, почва, растительность, фауна и другие природные факторы непосредственно определяют характер социальной системы, уровень экономического развития той или иной страны и даже физические и психические характеристики людей, их способности, склонности и темперамент. Представители географического детерминизма ставят социально-экономические явления в решающую зависимость от географических факторов.
Понятие географического детерминизма наиболее последовательно развито в книге Шарля Луи Монтескье «Дух законов». В этой книге Монтескье в первую очередь интересовался взаимосвязями между климатом, популярным характером и правом.
В частности, он утверждал: «Люди в жарком климате боятся, как старики; люди в холодном климате храбры, как юноши». Он объяснил это тем, что в холодном климате «активность сердца и реакция волокон конечностей там лучше, жидкости находятся в большем равновесии, кровь более энергично стремится к сердцу, и, таким образом, имеет более значительную силу». В южных странах, с другой стороны, «организм нежный и слабый, но чувствительный». В чрезмерно жарком климате «тело теряет все силы, а угнетение тела переходит в душу, ему безразлично все, а не любопытно….».
И только умеренный климат, по словам Монтескье, помогает обеспечить, чтобы люди, борясь за то, чтобы свести концы с концами (строительство домов, закупка продуктов питания), имели свободное время, чтобы посвятить себя улучшению своей жизни. Поэтому в этих странах возможно прогрессивное развитие цивилизации (Европа как раз в таком климате). Здесь люди уравновешены, их разум и эмоции в гармонии, меньше рабства и анархии.
Так что можно сказать, что в произведениях Монтескье содержится определенная примесь евроцентризма, высокомерного отношения к другим народам. Для Монтескье северные народы, связанные с европейцами, являются примером храбрости, в то время как южные народы — примером порока.
Именно климат он объясняет завоеваниями и войнами: «Из этого следует, что в Азии народы противостоят друг другу, как сильные к слабым; воинственные, смелые и активные народы вступают в прямой контакт с избалованными, ленивыми и страшными народами, так что один из них неизбежно становится завоевателем, а другой — покоренным». В Европе, напротив, нации сталкиваются друг с другом, как сильные сталкиваются с сильными; те, кто соприкасаются друг с другом, почти одинаково мужественны. Здесь кроется великая причина слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии — причина, которая, насколько я знаю, еще никому не разъяснена. По этой причине свобода никогда не увеличивается в Азии, в то время как в Европе она увеличивается или уменьшается в зависимости от обстоятельств.
Рабство также объясняется климатом. Монтескье считает, что в жарких странах существует «психологическая предрасположенность» к рабству: «Поэтому мы не должны удивляться, что трусость людей с жарким климатом почти всегда приводит их в рабство, в то время как мужество людей с холодным климатом держит их на свободе». Это все последствия, вытекающие из их естественной причины». Из этого он делает вывод, что рабство должно быть ограничено определенными странами — довольно дикая в наше время мысль — «область естественного рабства должна быть ограничена определенными отдельными странами земного шара». Что касается всех других стран, то мне кажется, что каким бы трудолюбием ни занималось там общество, все это могут сделать свободные люди».
Географический детерминизм
Впервые в древности естественные факторы воспринимались как фактор, способствовавший развитию истории. Эта тема затрагивается в трактате «О воздухе, воде и местах» [158] известного древнегреческого врача Гиппократа, 460 — 370 гг. до н.э. В «Политике» Аристотеля она представлена более полно, хотя эта тема является лишь частью более общей проблемы взаимоотношений между природой и человеком. Внимание древнегреческих мыслителей направлено, прежде всего, на разгадку тайн природы, космоса, и в этой связи человека и его жизни. Первым историком, обратившимся к выявлению роли природы в жизни человека, был Страбон (64/63 г. до н.э. — 23/24 г. н.э.), автор «Географии», которая является уникальным результатом географических знаний древности. Системный подход к проблеме связи природно-географических условий и жизни человека можно обсудить в связи с концепцией средневекового мыслителя, политика и историка Ж. Баудина (1530 — 1596). Он развил идеи о влиянии климата на жизнь человека, которые были высказаны еще в древние времена. Жак Боден утверждал, что разные народы нуждаются в разных законах в зависимости от географических условий, и он уточнил этот вывод, указав на роль широты и долготы. Он также высказал предположение, что психологический состав нации и ее темперамент зависят от совокупности географических и природных условий, в которых она живет. В то же время он не считал эти условия непреодолимыми с точки зрения усилий человеческой воли, образа жизни и восприятия [159].
В философско-историческом мышлении эпохи Просвещения очень важной стала проблема влияния географической среды на историю. В то время была сформулирована концепция географического детерминизма, в соответствии с которой решающая роль в истории отводится природно-географической среде. Его самым выдающимся представителем был Шарль Монтескье. Особенности географической среды он объяснил своими физическими свойствами и характеристиками людей, законами и политикой, обычаями, традициями и обычаями. Жаркий климат, по мнению Монтескье, способствовал лени, лени, лени, что, в свою очередь, привело к деспотизму как форме правления. Рождаемость оказывает примерно такое же влияние на характер мужчин. Бесплодная почва, с другой стороны, формирует стремление к свободе.
Жаркий климат Монтескье объясняет происхождение рабства, особенности отношений между мужчиной и женщиной: пылкие южные обычаи заставляют мужчину держать женщину в замкнутом пространстве. Холодный климат делает человека физически выносливым: «…холодный воздух производит сокращение внешних волокон нашего тела, и это увеличивает их напряжение, а поток крови от конечностей к сердцу увеличивается» [160].
В то же время Монтескье считает, что принятые в обществе законы могут ограничивать, ослаблять влияние географической среды. Это самый убедительный вывод из всех упомянутых выше. Связь между географическим фактором и явлениями человеческого поведения в большинстве случаев не доказана. Идея влияния климата на жизнь человека сама по себе неопровержима, но прямые параллели между климатом и жизнью человека оказываются несостоятельными: лень исходит от жары, плодородная почва порождает жажду жизни, а ее отсутствие приводит к войне. Буквально следующее: «На бесплодной почве Аттики возникло популярное правило, на плодородной почве Лакедемона аристократическое правление, которого в те времена в Греции вообще не ожидали» [161]. Такие ссылки на географическую среду не имеют необходимого доказательства, которое подменяется утверждением о мнимой очевидности связи между такими различными факторами, как почва и форма правления. Влияние географической среды на различные аспекты жизни людей было — и является — как прямым, так и косвенным, опосредованным, и задача конкретного исторического анализа заключается в том, чтобы различать их в каждом конкретном случае.
Природа и общество, их взаимосвязь и взаимозависимость. «Географический детерминизм».
Проблема взаимоотношений между человеком, обществом и природой является сложной. Физика, химия, биология, точные науки вносят свой вклад в ее решение. Философия интересуется этой проблемой во многих отношениях. Во-первых, человек может понять свою собственную уникальность, только отличая себя от природы как Другого. «Дух — это свобода, а не природа», — писал Н. Бердяев. Только видя себя порождением и продолжением природы или ее антитезы, человек решает вопрос о возможностях и пределах познания мира, о единстве и разнообразии мира, о природе прекрасного, хорошего и справедливого. Поэтому исторические типы философии так или иначе связаны с определенным способом решения проблемы «природный — социальный — человеческий».
Проблема качественной специфики социальности конкретизируется в проблеме антропосоциализации как проблеме ее пределов.
Философский аспект отношений между обществом и природой четко выражен в проблеме периодизации истории, в определении принципов разнообразия и единства исторического процесса.
Без решения этой проблемы невозможно понять особенности и перспективы современного общества. Концепции постиндустриального общества, идеи глобализации многих социальных проблем тесно связаны с определенным решением этой проблемы.
В современном массовом сознании, пронизанном мифологическими идеями, в социальных утопиях и дистопиях, в различных социальных движениях современности природа предстает либо как «Земля Обетованная», либо как новый Эдем, либо как центр зла и хаоса.
«Природа» в широком смысле этого слова иногда отождествляется с понятием Вселенной, даже с понятием материального мира. Философ интересуется природой в ее цельности, бесконечности, вечности в решении общих онтологических и гносеологических проблем. Когда философия подходит к человеку, его деятельности, его формам общения, то это уже та часть природы, с которой человек непосредственно взаимодействует и которая является естественным состоянием человеческой жизни.
Природа, понимаемая таким образом, была названа биосферой в 1875 году. Этот термин был введен австрийским геологом Э. Зюссом. Биосфера — это совокупность живых организмов и место их обитания (вода, нижний слой атмосферы, верхняя часть земной коры). Последний компонент биосферы называется географической средой.
До XX века исследователи ограничивались понятием географической среды при решении проблемы «общество-природа». Идея о том, что развитие общества, причины войн и революций, обычаи и традиции человека имеют «естественное происхождение» и определяются, прежде всего, географической средой, до сих пор весьма полезна. Такие взгляды называют географическим детерминизмом. Сторонники географического детерминизма можно найти еще в древности (Геродот).
В новую эпоху Монтескье, выступавший за географический детерминизм, считал, что климат сильнее, чем у всех других держав. Именно климат, по его мнению, определяет черты характера, привычки и привязанности людей. «Люди с жарким климатом боятся, как старики; люди с холодным климатом храбры, как юноши».
Французский государственный деятель, философ и экономист XVIII века. Среди сторонников этой натуралистической концепции можно назвать и Century, A.R.J. Turgot. Английский историк Г.Т.Бокль, французский писатель, историк и философ Э.Ренан, французский историк и философ И. Тэн были сторонниками географического детерминизма в XIX веке. Жаркий климат, по словам Бокла, был причиной рабства в Индии, потому что он оказывал особое влияние на умы населения. Плодородный климат и богатая почва Голландии, по мнению И. Тана, определили натурализм и «полнокровие» голландской живописи.
Принцип детерминизма. Механистический, биологический, психологический детерминизм. Самодетерминация.
Одним из методологических принципов экспериментальной психологии является принцип детерминизма. Детерминизм в психологии (от латинского детерминар — детерминировать) — это естественная и необходимая зависимость психологических явлений от факторов, которые их порождают. Детерминизм — это понятие, согласно которому действия людей определяются — определяются и ограничиваются наследственностью и более ранними событиями в их жизни. Экспериментальная психология считает, что поведение человека и психологические феномены являются результатом причины, т.е. они объяснимы в принципе.
«Детерминизм» не тождественен причинно-следственной связи, но включает ее в качестве основной идеи. Она приняла различные формы, прошла, как и другие принципы, ряд этапов своего развития, но всегда сохраняла первенство среди всех регуляторов научного знания».
Детерминизм — философская доктрина объективной регулярной взаимосвязи и взаимозависимости явлений материального и духовного миров. Центральным стержнем детерминизма является позиция о существовании причинно-следственной связи, то есть такой взаимосвязи явлений, при которой одно явление (причина) при определенных условиях обязательно порождает, порождает другое явление (следствие). Принцип детерминизма, причинности находит свое начало в философских учениях Democritus. В своем историческом развитии детерминизм принимал различные формы: до-механистический, механистический, биологический, ментальный, макросоциальный, микросоциальный детерминизм.
В психологии принцип причинности означает, что все психические явления детерминированы, т.е. причинно-следственно обусловлены некоторыми внешними или внутренними факторами. В этом отношении принцип детерминизма направляет исследователя на поиск, выявление этих причинно-следственных связей. Современная методология психологической науки, не отказываясь от принципа детерминизма как главного научного открытия, показала, что при объяснении высших психических процессов необходимо использовать различные типы детерминизма. Принцип детерминизма, т.е. причинности психических явлений, означает, что они опосредованы природными и социальными условиями и изменяются по мере изменения этих условий. Таким образом, принцип детерминизма в когнитивной деятельности ориентирует нас при проведении психологических исследований для выявления причинно-следственных зависимостей и связей. Принцип детерминизма является универсальным научным, и нельзя не отметить, что изучение методологии психологической науки очень актуально и крайне необходимо для каждого психолога.
Выделяются несколько форм детерминизма:
Системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого);
детерминизм типа обратной связи (следствие действует на причину, вызвавшую его);
статистический детерминизм (сходные причины приводят к различным эффектам, в известных пределах, подчиненным статистическому закону)
целенаправленный детерминизм (предопределенный результат определяет процесс его достижения).
«Только через полное раскрытие личности во всех существенных связях с миром можно узнать его истинную природу и место в жизни», — утверждал С.Л.Рубинштейн.
Таким образом, фундаментальной отправной точкой психологической науки, лежащей в основе ее методологии, является принцип детерминизма (причинности)
1) Психея обусловлена объективной реальностью;
2) Все психические явления обусловлены мозговой активностью;
3) При изучении психических явлений необходимо в обязательном порядке определить причины, вызвавшие их;
4) Ментальность определяется образом жизни.
Есть несколько эпох в развитии детерминизма применительно к психологии.
Общая характеристика детерминизма.
Общий теоретический принцип детерминизма, наряду с принципом содержательного единства мира и принципом развития, является основополагающим принципом философской доктрины бытия. Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира своим существованием и развитием, носит ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами, он дает ответ на вопрос, является ли мир в его существовании и развитии упорядоченным космосом или беспорядочным хаосом.
Первоначальное значение слова «определение» связано с его буквальным значением и носит антропоморфный характер. Термин «определение» происходит от латинского «determinare», означающего «определять», «отделять», «демаркировать», и в этом смысле обозначает процесс определения объекта путем распознавания и установления его характеристик, которые отделяют один объект от другого. Позднее в философии детерминация понималась в объективном смысле, как формирование, формирование объективных характеристик объекта под действием объективных факторов. Именно это объективное значение термина «детерминированность» характеризует существование в мире отношения объективной обусловленности[1], которое современная философия имеет в виду, когда утверждает детерминированность всех объективных явлений.
Детерминизм — это доктрина универсальной обусловленности объективных явлений. Это мировоззрение основано на универсальной взаимосвязи всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением существенного единства мира и способа его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития.
Существование универсальной взаимосвязи всех явлений является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм — это общая доктрина, которая признает существование универсальной взаимосвязи и отрицает существование любых явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи.
Однако содержание принципа детерминизма этим не ограничивается. Философский детерминизм также предполагает определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, которая находит выражение в доктрине причинности, необходимости (в ее соотношении с случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении некоторых других проблем.
В расширенной форме общий теоретический принцип детерминизма может быть представлен в серии следующих тезисов:
с помощью которого каждая отдельная вещь приобретает и сохраняет свою…
характерные черты, и это объясняет изменение явлений.
причинно-следственная производительность. Иными словами, принцип детерминизма, как
включает принцип причинности как обязательный компонент.
Отношения определения. Это означает, что принцип детерминизма включает в себя не все
отношения определения причинно-следственных связей, но постулирует
существование различных типов отношений детерминации, которые не являются непосредственно
не сводится напрямую к причинно-следственной связи. В то же время, причинно-следственная связь, похоже, заключается в том.
основа существования всех других видов детерминации.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института