Монтессори методика что это такое
Методика раннего развития Монтессори
Методика Монтессори для детей – это система раннего развития малышей-дошкольников, которая, не предполагает жёстких запретов и ограничения в сферах деятельности. Заниматься по ней можно начинать с самого рождения ребёнка. В пользу этого свидетельствует также тот факт, что в первые три года жизни мозг усваивает абсолютно всю информацию, которая в него поступает и которую он может переварить и осмыслить.
С одной стороны, самостоятельность в учёбе способствует развитию самостоятельности в жизни. Однако абсолютная самостоятельность не приведёт ни к чему хорошему, ведь если полностью предоставить ребёнка самому себе, то не будет возможности развить в нём дисциплину. В связи с этим предполагается введение в программу ребёнка тех занятий, которые не интересуют его.
Занятия можно проводить с самого раннего возраста, главное – подобрать особенные игрушки, которые должны способствовать развитию моторики и сенсорики. Они должны быть разной длины и структуры, разной формы, размера, цвета. Пусть они издают разные звуки и будут выполнены из разных материалов. Словом, чем больше анализаторов будет задействовано в процессе игры, тем лучше.
Монтессори-методика — педагогическая система образования была разработана в начале 20 века первой в Европе женщиной-врачом Марией Монтессори. Метод основан на принципах свободного воспитания. Приоритет в учебных заведениях отдаётся развитию сенсорики, то есть деятельности органов чувств. Эта система способствует развитию у детей ряда навыков и качеств: самостоятельности, умения концентрировать внимание, координации, работы по упорядоченному алгоритму, умения сортировать поставленные задачи по критерию приоритетности.
Стоит заметить, что, как показывает практика, подавляющее большинство детей, обучавшихся по системе Монтессори, вырастают любознательными, целеустремлёнными и, что самое главное, добрыми людьми. Они научены не тратить время на бессмысленные конфликты и конкуренцию, ведь с самого раннего детства такой ребёнок осознаёт, что его главный конкурент — он сам из прошлого.
Всем известно, что Мария Монтессори была врачом, но мало кто знает, что она специализировалась на работе с детьми, у которых были выявлены особенности психического и когнитивного развития. В ходе напряжённой работы было выяснено, что большинство из этих детей на самом деле абсолютно здоровы, просто родители ими не занимались. Как итог этого — образовательная система Монтессори стала базироваться на трех составляющих: ребёнок, окружающая среда и учитель-наставник.
Принципы методики
Методика Монтессори пропагандирует проявление к малышам такого же уважения, как к взрослым людям. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка как можно раньше сформировалось понимание того, что он — такая же часть социума, как мама или папа, и что мир, окружающий ребёнка, — это не что-то эфемерное и непостижимое. Напротив, всё, что ребёнок видит, имеет свою структуру и место в этом большом мире.
Самой ответственной фазой жизни является отрезок времени от рождения до 6 лет, т. к. это время формирования у ребенка его личности и способностей. Взрослый должен понять, чем интересуется ребенок, и создать для него благоприятную среду, в которой он будет с интересом развиваться. Главное — это развитие мелкой моторики и чувств, воспитание в каждом ребенке самостоятельности.
Основными принципами системы являются:
Особенность методики Монтессори заключается в отсутствии каких-либо форм принуждения. По мнению автора методики, каждый ребёнок подсознательно стремится развиваться и получать знания. Рано или поздно у него появляется потребность в приобретении нового опыта и открытии граней, в которые до сих пор он был заключён. Когда она появляется, ребёнок, сам того не осознавая, начинает искать способы узнать для себя что-то новое. Задача родителей — наблюдать этот процесс и следить, чтобы ребёнок всегда был в безопасности.
Здесь нет единых требований для всех, у каждого — свой индивидуальный темп. Ребенок занимается тем, что ему по душе, что нравится. Главный принцип: «Помоги мне сделать это самому».
Основные положения
Методика Монтессори – программа раннего развития, где ребёнку отводится ведущая роль. Малыши любого возраста сами выбирают себе вид деятельности. Несомненный плюс также в том, что в течение учебного дня дети обслуживают себя полностью самостоятельно. Разумеется, преподаватели и воспитатели в первый раз будут рядом, чтобы объяснить, как правильно, и предостеречь от ошибок, однако в дальнейшем ребёнок учится сам справляться с простейшими бытовыми заданиями.
Суть методики Монтессори
Методика базируется на том, что в приоритете здесь не интеллект, а развитие моторики, органов чувств, навыков социализации и самостоятельности. Несомненным положительным аспектом данной системы является то, что она не предполагает определённой программы. Имеется в виду, что не существует конкретных сроков выполнения того или иного задания — каждый ребёнок работает в индивидуальном темпе. Кроме того, на первых порах дети даже имеют возможность самостоятельно принимать решения о том, чем они хотят заниматься в настоящий момент. Таким образом, ребёнок, работая в разных сферах, совершенствует свои навыки, не конкурируя при этом с другими детьми, тем самым приобретая уверенность в себе и повышая свою самооценку.
Смысл методики Монтессори заключается в развитии самостоятельности у ребенка. В соответствии с обучением – большую часть знаний ребёнок усваивает самостоятельно, без помощи взрослых. Что же делать нам, взрослым, если неотъемлемой частью методики является невмешательство в детские игры? Наша обязанность — выяснить, что интересует ребёнка, какие у него особенности характера, чем он хочет заниматься. Когда это будет сделано, необходимо создать такую среду, в которой он будет чувствовать себя комфортно и иметь возможность заниматься тем, что ему нравится.
Система Монтессори подразумевает, что задача взрослого человека — наблюдать за самостоятельной деятельностью ребёнка, анализировать его интересы, подбирать ему материалы для занятий таким образом, чтобы те соответствовали этим интересам.
Основы педагогики
Основные составляющие педагогики Монтессори позволяют ребенку найти свой путь развития. Таковыми составляющими являются роли взрослого воспитателя, развивающей среды и дидактического материала. Роль воспитателя очень важна. Прежде всего он должен быть опытным и мудрым, создавать развивающую среду и предоставлять детям дидактический материал. Свои знания о мире взрослые не навязывают. Воспитатель наблюдает, как играют дети, выявляет их интересы и наклонности. Взрослый и ребенок находятся в равных условиях — оба сидят на полу или на корточках. Педагог не мешает ребенку. Пусть ребенок ошибается и делает свои маленькие открытия. Это позволит ему продвигаться дальше в нужном направлении.
Основополагающим элементом педагогики Монтессори является развивающая среда. Если она подготовлена правильно, ребенок развивается самостоятельно, без опеки воспитателя. Дети любят познавать мир: все понюхать, пощупать, попробовать на вкус. Комната для игры делится на пять зон:
Основой педагогики Монтессори является и предметная среда — дидактический материал. Игрушками могут быть любые предметы: тазик, салфетка, губка, карандаш. Следует располагать игрушки на уровне глаз ребенка. К дидактическому материалу следует относиться аккуратно. При групповых занятиях материал нельзя передавать из рук в руки. После того как ребенок закончил упражнение, он должен положить пособие на место. Затем можно брать другие материалы. Монтессори считала, что игра с мелкими предметами развивает речь, память, формирует интеллект. Важно воспитание в ребенке самостоятельности. Все книги должны быть в одном экземпляре — дети должны научиться договариваться. Поработав с книгой, нужно поставить ее на место. Таким образом дети приучаются к порядку и к пониманию того, что каждая вещь имеет свое место.
Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Взрослый должен проанализировать интересы ребёнка и подобрать такие рабочие материалы, с которыми ему не будет скучно работать.
Начало двадцатого века буквально разделило историю человечества на до и после, ведь жизнь претерпела невероятные изменения и требовала новых моральных ориентиров, подходов к образованию и воспитанию и организации труда и отдыха. Это был период смелых экспериментов и удивительных открытий. Несмотря на все социальные потрясения люди двадцатого века стали свободнее и прогрессивнее, а значит и воспитание и образование должно было сильно измениться, ведь малышам предстояло расти в совершенно новом мире.
Наблюдения и нововведения итальянского врача Марии Монтессори стали настоящим прорывом в педагогике, так как её подход одновременно имел как хорошую теоретическую основу, так и блестящие результаты на практике. В этой статье мы постараемся осветить все основные особенности Монтессори образования и обсудим для каких детей занятия по методике М. Монтессори подходят лучше всего.
Основные методы Монтессори
Чтобы кратко изложить основные идеи метода Марии Монтессори важно сперва объяснить, на каких убеждениях основывается подход:
1. Ребенок развивается, следуя своим естественным интересам и благодаря опыту, самостоятельно полученному на их основе,
2. Только грамотно организованная среда позволяет малышу полностью раскрыть свой потенциал развития,
3. Взрослый может быть проводником и помощником, но не может стать единственным полноценным источником знаний и навыков для развития ребенка,
Именно эти убеждения и определяют стиль взаимодействия детей и взрослых, выбравших для своих малышей метод М. Монтессори.
Подход отличает специально организованная среда ( дидактический материал, расположенный в свободном доступе ребенка), соответствующая возрасту детей; ведущая позиция ребенка, его самостоятельность и свободный выбор активностей; уважительное и внимательное отношение взрослых к индивидуальным потребностям малыша.
Давайте же кратко сформулируем основные принципы метода Марии Монтессори:
1. Отсутствие классно-урочной системы и свободное перемещение ребенка в пространстве класса,
2. Отсутствие единой программы и обязательного учебного плана для всех воспитанников, индивидуальный подход к каждому ребенку,
3. Занятия по методу М. Монтессори проходят в разновозрастной группе,
4. Любая Монтессори сессия требует подготовленную среду, упорядоченные и разнообразные материалы для обучения,
5. Взрослый следует за интересом ребенка, наблюдает за работой детей и очень ограниченно включается в их самостоятельные занятия.
Теперь же давайте более детально изучим особенности методики Монтессори и начнём с того, какие цели стоят перед Монтессори педагогом в зависимости от возраста воспитанников.
Цели занятий по методу Монтессори по возрастам
Подход обеспечивает обучение детей от рождения до средней школы, при этом фокус внимания, а значит и приёмы, используемые в Монтессори среде, зависят от возраста ребенка. Ниже мы предлагаем таблицу, в которой сформулированы основные цели Монтессори обучения детей на разных возрастных этапах.
Возраст ребенка
Цели Монтессори обучения
Основные приемы и форматы
От рождения до трёх лет
Укрепление доверия к миру и базовой уверенности в себе,
развитие координации и мелкой моторики,
достижение независимости за счёт освоения простых бытовых действий
Освоение бытовых навыков (поддержание чистоты, уход за собой и своей одеждой и т.д.)
Развитие крупной моторики (гимнастика, ходьба и бег, преодоление препятствий),
Развитие мелкой моторики (хватание предметов, перенос вещей, использование простых инструментов и столовых приборов),
Развитие памяти, внимания и мышление на основе опыта взаимодействия с окружающей средой,
Развитие речи (освоение отдельных звуков, называние предметов, использование различных частей речи)
От трёх до шести лет
Развитие самостоятельности и различных форм саморегуляции,
социальное развитие через общение со сверстниками и старшими,
совершенствование сенсорного восприятие,
заложение принципов научного мышления,
знакомство со счетом и освоение грамоты,
творческое развитие и самовыражение
Продолжение развития бытовых навыков (сервировка стола, одевание, уборка, освоение правил этикета),
Активное сенсорное развитие (освоение предметов с разными текстурами, цветами, формами, запахами и т.д., их сравнение и классификация),
Развитие грамотной речи, освоение письма и чтения с помощью специальных дидактических материалов по методу Монтессори,
Знакомство с миром цифр, освоение счёта и практическое изучение понятия числа
От шести до двенадцати лет
Интеллектуальное развитие и приобретение углубленных знаний о мире,
Развитие уверенности в себе, независимости и воображения,
Изучение социального устройства мира, понимание роли личности в сообществе
Комплексное изучение опыта, накопленного человечеством и более специализированные занятия, посвященные изучению вселенной, живой природы, человечества, языка и мира точных наук
От двенадцати до пятнадцати лет
Изучение экономических взаимосвязей на практике,
Осознание своей роли в различных группах и сообществах,
Практическое применение научных знаний,
Развитие способности к самовыражению
К сожалению, методика не была разработана самой Марией Монтессори, однако, последователи подхода активно используют групповую работу, научные дискуссии, индивидуальные образовательные планы и практическую работу для личностного и профессионального становления подростков
Даже из данной таблицы видно, что развитие гармоничной личности непременно должно начинаться в самом раннем возрасте, именно поэтому методики обучения Монтессори применяются в первую очередь в дошкольных учреждениях, ведь в дальнейшем Монтессори выпускники гораздо более адаптивны и достигают лучших результатов в школах самых разных подходов.
Удивительно, но мы зачастую встречаемся с родителями, которые убеждены, что методики обучения Монтессори подходят только одарённым и «от природы» мотивированным детям. Родителям кажется, что если их сына или дочку не заставлять заниматься, они просто целыми днями будут лежать на диване.
Несмотря на то, что все приемы Монтессори сопряжены со свободным выбором ребенка и его практически неограниченным передвижением по классу, даже самые «неуправляемые» и «сложные» дети в конце концов успешно вливаются в процесс.
Тем не менее, если вам кажется, что малышу сперва будет сложно на групповых занятиях по методике Монтессори или вы переживаете из-за каких-то особенностей здоровья ребенка, все филиалы нашего клуба предлагают индивидуальные занятия, чтобы у малыша было дополнительное внимание взрослого для более легкой адаптации в новой обстановке.
Метод Монтессори востребован как в школе, так и в дошкольных учреждениях. Однако, в Москве чаще всего занятия по методике Марии Монтессори рассчитаны на детей до 6-7 лет, после которых они успешно переходят как в специализированные Монтессори школы, так и общеобразовательные заведения. Учитывая такую особенность московского образования, мы разработали как программу исключительно по методике Монтессори, так и группы, где методы обучения Монтессори и её базовые принципы органично сочетаются и с более традиционными форматами занятий для малышей, а также посещением логопеда и других специалистов.
Окружающая обстановка детских садов по Монтессори стимулирует познавательную активность детей. Все Монтессори-классы разделены на зоны: практическая жизнь, сенсорика, язык, математика, космос (окружающий мир), творчество. Каждая зона наполнена множеством развивающих предметов и дидактических игр, взаимодействуя с которыми, ребенок самостоятельно изучает свойства и функции вещей и узнаёт новое.
В детском саду по системе Монтессори всегда много пространства и развивающих материалов, у детей всегда есть возможность выбирать занятие себе по душе, а воспитатели сада, прошедшие специальное обучение по методике Монтессори, лишь помогают детям совершать самостоятельные открытия.
Приятным бонусом для родителей, которые сделали выбор в пользу детского сада, использующего Монтессори методику, будет также и наличие регулярных консультаций для родителей, на которых педагоги и детские психологи подробно раскрывают задачи метода, делятся успехами воспитанников, а также дают рекомендации по воспитанию по методу Монтессори дома.
Выводы
Воспитание по методу Марии Монтессори качественно отличается от традиционных подходов: взрослый не проводит уроки и не требует положить руки на парту и внимательно слушать, у детей есть возможность и время познавать то, что им интересно, а специально организованная среда заботится о том, чтобы «интересно» было всегда и «полезно». Благодаря этим условиям метод получил международное признание, выпускники Монтессори садов стабильно демонстрируют интерес к учёбе, развитые навыки самоконтроля и успешно осваивают школьную программу, а родители гордятся своими талантливыми, самостоятельными и по-настоящему счастливыми детьми.
Заключение
Сеть детских Монтессори клубов «Созвездие» является одним из лидеров дошкольного образования по методике Монтессори в Москве. Все наши специалисты имеют базовое и дополнительное образование в сфере детской психологии и организации обучения дошкольников, регулярно проходят повышение квалификации, участвуют в научных дискуссиях и исследованиях, обмениваются опытом с иностранными коллегами, а, главное, любят детей, имеют большой опыт работы с ними и умеют становиться настоящими друзьями для малышей.
Мы всегда открыты новым знакомствам и рады показать жизнь нашего клуба изнутри. Для знакомства с нами достаточно записаться на бесплатное пробное занятие через форму на сайте или позвонив нам по телефону +7 (499) 686-10-35.
До встречи в наших детских Монтессори клубах «Созвездие»!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Краткое разъяснение основных педагогических идей Монтессори
Монтессори метод – это один из самых распространенных педагогических подходов не только к обучению, но и к целостному воспитанию личности. На чем же строится технология Монтессори?
В основе метода лежит убежденность, что дети достигают лучших результатов и развиваются гораздо гармоничнее в среде, которая соответствует их возрасту и не сковывает их возможности приобретения новых знаний.
Сторонники школы Марии Монтессори постоянно повторяют, что воспитание человека должно быть всесторонним и захватывать его эмоциональное, физическое, социальное и когнитивное развитие.
Педагогическая теория М. Монтессори строится на убеждении, что ни один человек не может получить знания напрямую от другого человека – этому процессу всегда предшествует проживание собственного опыта, а значит, только мы сами с самого первого дня нашей жизни творим свое образование.
Сперва это может звучать глупо. Какое может быть самообразование у ребенка двух-трёх лет?
Дело в том, что дети любознательны по своей природе (вспомните, как едва начавшие ходить малыши становятся настоящим домашним ураганом). Эту природную склонность к приобретению знаний через опыт Монтессори назвала «впитывающий ум», именно взращиванием природной любознательности и переводом её в конструктивное русло и занимается Монтессори педагогика.
Основные понятия Монтессори педагогики
Несмотря на достаточную простоту цели, реализация подобного подхода требует огромных усилий: необходимо правильно подготовить пространство и материалы и понимать, как взаимодействовать с ребенком.
Давайте выясним, из каких элементов складывается подход к воспитанию и обучению детей выросший на педагогических идеях Марии Монтессори.
Подготовленная среда по Монтессори
В данном подходе принято уважать ребенка и его индивидуальность уже с первых дней жизни. Соответственно ребенок должен иметь право выбирать себе занятие и самостоятельно заботиться о себе, и это должно быть предусмотрено средой.
Методический материал в Монтессори педагогике
Монтессори материал – это все те увлекательные задания, которые ребенок выполняет в период свободной работы в Монтессори пространстве. Материал может быть как приобретенным в детских магазинах, так и сделанным в домашних условиях, главное, чтобы он соответствовал идее Марии Монтессори о развитии ребенка:
Краткое описание зонирования пространства по технологии Монтессори
Монтессори активности обычно располагаются в различных зонах, объединённых общей целью и знакомящих ребенка с конкретной областью человеческих знаний или свойствами мира.
Зона упражнения практических навыков – визитная карточка идей Марии Монтессори. Она первая обратила внимание, что детей нужно учить, как правильно ухаживать за собой и поддерживать порядок. Помимо пользы для моторики и когнитивного развития, упражнения практических навыков позволяют ребенку стать более независимым, эффективно общаться с людьми и относительно быстро освоить базовые правила этикета.
Зона сенсорного развития ещё один важный пункт Монтессори педагогики. Ребенок в первые годы жизни как бы настраивает все свои органы чувств: учится воспринимать визуальную картину мира, тренирует остроту слуха, знакомится с разнообразием вкусовых и тактильных ощущений. Все, даже самые высшие мыслительные функции, в первую очередь связаны с точностью интерпретации ощущений, поэтому сенсорное развитие занимает особое место в Монтессори методе.
Зона русского языка расширяет словарный запас ребенка, а в старшем возрасте знакомит с чтением и письмом. В обучении письму Монтессори технология часто использует шершавые карточки и письмо по песку, это дает ребенку возможность запомнить очертания букв. Также в этой зоне много карточек, развивающих фонетический слух и готовящих к чтению.
Зона математики – это первые уроки математики и логики, где дети связывают понятия числа и количества, осваивают числовой ряд, порядки, базовые операции с числами. Даже такая абстрактная наука в Монтессори подходе изучается на основе практического опыта с помощью счетных цилиндров, бусин и так далее.
Зона наук об окружающем мире. Здесь происходит много интересного: изучается биология, химия, физика и науки об обществе. Всё также в формате мини-проектов и практических занятий.
Кратко о подготовке взрослого к работе по Монтессори технологии
Профессионалы обычно проходят официальный тренинг по Монтессори подходу, на котором изучают возрастные особенности детей и их образовательные потребности. Также многое педагогам приходится узнать о составление учебных планов, диагностике и работе с конкретными материалами. В идеале взрослый, сопровождающий ребенка в его развитии должен отвечать следующим качествам:
Педагоги и родители – это главные помощники ребенка, но не абсолютные источники знания для него. Взрослые являются проводниками, а значит, несмотря на свой опыт и знания, они должны помочь ребенку проделать путь познания самостоятельно.
Отношение Марии Монтессори к оценкам в педагогической системе
Мария Монтессори не поощряла сравнение детей друг с другом и оценку их развития по стандартизированной шкале. Часто учреждения используют аналоги отметок – солнышки, звездочки и смайлики. Такой подход лишь вводит в заблуждение, так как по сути своей является той же самой оценкой.
Вместо этого в Монтессори педагогике используется сбор индивидуальной обратной связи, которая состоит в основном из наблюдений за ребенком. Целью таких оценок является не похвалить или отругать, а совместно с родителями определить, что необходимо ребенку для дальнейшего развития в данный конкретный момент.
Сам же ребенок получает обратную связь в беседе с педагогом, который обращает внимание на работу ребенка с конкретным заданием. Это позволяет сформировать у ребенка адекватную и устойчивую самооценку, не зависящую от мнения других людей, но чуткую к достижениям.
Другие важные характеристики организации обучения в соответствии с педагогическими идеями Монтессори
Помимо основных принципов, есть множество других условий, которые также обязательны в полноценной Монтессори среде. Перечислим главные из них.
Выводы
Несмотря на кажущуюся простоту педагогические идеи М. Монтессори непросты в реализации. Предоставить ребенку «полезную» свободу можно только в правильно подготовленном пространстве, а, несмотря на самостоятельную работу ребенка с материалами, от взрослого требуется много знаний и умений, чтобы по-настоящему поддержать малыша. Тем не менее, направление имеет миллионы сторонников по всему миру, так как результаты подхода поражают: дети становятся увереннее, лучше держат внимание и демонстрируют успехи в учебе.
Заключение
Познакомиться с технологией М. Монтессори вживую можно в детских центрах сети «Созвездие». Мы специализируемся на дошкольном Монтессори образовании и предлагаем групповые и индивидуальные занятия для детей с первого года жизни.
Специально для родителей, которые ещё не уверены, подойдёт ли Монтессори конкретно их ребенку, мы предлагаем посетить бесплатное пробное занятие в любом нашем клубе. Для записи достаточно заполнить форму на сайте или просто позвонить нам. Мы ждём вас в гости!