Монтессори методика раннего развития что это
Монтессори методика раннего развития что это
Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Формирование личности начинается сразу после рождения, и как именно себя поведут родители в это время в дальнейшем повлияет на то, каким человеком будет новорожденный. Существует множество методик, которые можно использовать на ранних этапах. Одной из самых популярных считается методика раннего развития Марии Монтессори, ведь ее без проблем можно воплотить, не имея специального образования или возможности оплачивать услуги профессионалов.
Суть методики Марии Монтессори
Методика Марии Монтессори является одной из ведущих в мире. Эта женщина была врачом, педагогом и ученым, потому созданная ею методика основана не только на научных фактах, но и личном опыте. Монтессори первая женщина-врач, получившая диплом в Италии. Помимо этого, она работала с детьми, у которых диагностировали умственные отклонения.
Программа, которую разработала Мария Монтессори, основывалась на развитии детей и их самовоспитании. Изначально она ее опробовала на пациентах, с которыми работала (напомним, это были умственно отсталые дети), и ребята уже через пару месяцев продемонстрировали результаты, превзошедшие их сверстников с нормальным развитием.
Суть методики в том, что ребенок должен ощущать счастье. Если ему будет интересно занятие, он обязательно продолжит. Именно потому используются развивающие игрушки, которыми малыши с удовольствием играют. А занятия проводятся зонировано. Каждая зона развивает те или другие личностные составляющие.
По этой системе обучалось немало известных людей. Например, принцы Гарри и Уильям, Сергий Брин, Габриэль Гарсия Маркес (писатель), Джефф Безос, Джимми Уэйлс и многие другие выдающиеся люди современности. Так что доказывать эффективность данной методики не имеет смысла.
Принципы системы
Система Марии Монтессори включает двенадцать основных принципов:
Согласно этой методике дети должны были обучаться с рождения до школы, получая знания на практике.
Составляющие программы
Рассматриваемая методика имеет три составляющие:
Рассмотрим каждую составляющую подробнее. Одним из самых важных составляющих программы является ребенок, а точнее то, насколько он восприимчив к обучению.
Каждому возрасту соответствует определенный характер восприимчивости:
Что касается окружающей среды, здесь важно, чтобы малыша окружали вещи, которые ему понятны и доступны. Например, ребенок никогда не научится одеваться, когда вся одежда спрятана в шкафу на верхней полке, куда он не сможет достать. А вот если с вечера приготовить одежду и оставить ее на стульчике возле кровати, дети обычно быстро осваивают, как собираться. Конечно, поддержка взрослых им нужна, но не такая капитальная.
Составляющая учителя, пожалуй, самая интересная. Ребенок должен стать учителем сам для себя. Взрослые только наблюдают и объясняют, если в этом возникает необходимость. Родитель или педагог не должен что-то делать вместе с ребенком или за него. Девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».
Сравнение с другими методиками
Ранее развитие ребенка может обеспечивать множество методик, и каждая по-своему полезна. Отличаются они материалами, местом и ролью взрослого. Рассмотрим самые популярные методики:
Методика | Отличия |
Зайцева | Методика Зайцева, по сути, является игрой. Система Монтессори не имеет прямой игровой составляющей. Это специальным образом организованная жизнь ребенка и взрослых, которые его окружают. |
Глена Домана | Методика Глена Домана предусматривает обучение, используя карточки. Она не влияет на осязание ребенка, хотя оно – ведущий источник восприятия ребенка до пяти лет. |
Никитиных | В методике Никитиных родители также не воспринимаются как кто-то главный. Здесь они – это старшие товарищи. Но Никитины предусматривают закалывание малыша, тогда как Монтессори не затрагивает физическое развитие настолько активно. |
Сессиль Лупан | Предусматривает, что за первый год жизни нужно выучить как можно больше. Монтессори говорит о дозированной подаче материала, но процесс освоения чего-то нового беспрерывный. |
Родители могут сами выбрать, какая методика ближе им и больше подходит крохе. Монтессори разработала действительно уникальный сценарий для развития детей, но он не единственный. Возможно, некоторые идеи из других методик могут подойти для воспитания лучше.
Как построить занятия дома
Для результата нужно создать подходящую атмосферу. Первый этап – это зонирование пространства. Каждая из зон наполняется, так называемым, дидактическим материалом. На первый взгляд это может показаться неудобным, но подобный порядок позволяет держать вещи в отведенном для них месте. В итоге, это поможет не только детям осваивать мир, но и взрослым придерживаться порядка.
Занятия нельзя проводить только в какое-то время или заставлять малыша делать то, что он не хочет. Дети занимаются, когда им это хочется. Пример стандартной ситуации, когда система работает – когда мама убирает в квартире, а ребенок идет в свой уголок практики, берет веник или совок и помогает. На первых порах малыша можно попросить помочь, но в идеале нужно, чтобы это было его решение.
Интересно то, что занятие по этой методике часто не предусматривают какого-то специального оборудования или игрушек. Все необходимое обычно уже есть в доме, где живет малыш. А если нет, инвентарь можно создать своими руками.
Занятия с малышами до 1 года
Рассматриваемая методика влияет на развитие детей до 1 года. Занятия по ней можно проводить с самого раннего возраста. Важно выбирать «игрушки», которые помогут малышам получить побольше сенсорных ощущений. Например, они могут шуметь, быть яркими, мягкими или твердыми, гладкими или шершавыми.
Малышам до 6 месяцев интересны игры, показывающие свойства предметов:
Чтобы было веселее, подобные действия можно сопровождать песенками или стишками. В качестве игрушек для самых маленьких можно использовать тканевые мешочки с различными наполнителями из круп, муки и т.п. А ткань может быть разной фактуры. Также можно использовать пуговицы, бусины и другие вещи, которые есть дома. Главное, чтобы кроха игрался под родительским присмотром.
Самые лучшие упражнения для детей от 1 до 2 лет
Когда ребенок немного подрастает, методика раннего развития Марии Монтессори для детей от 1 года подразумевает использование более сложных игр. Уже можно давать детям элементарное понятие о соблюдении порядка, более активно тренировать моторику и сенсорное восприятие. Ребята уже способны концентрироваться и подражать взрослым, понимают последствия некоторых своих действий.
Теперь дети могут играть самостоятельно, но недолго и только если игрушки, которыми они в тот момент пользуются, абсолютно безопасны.
Несколько игр:
Помимо перечисленных игр можно использовать специальные монтессори-игрушки. Например, шнуровки, башенки и т.п.
Занятия родителей и детей от 2 года до 3 лет
Ребята двух-трехлетнего возраста уже умеют играть самостоятельно и им очень нравится общаться с другими детьми. Но потребуется небольшое вмешательство взрослого, ведь дети от 2 лет еще совсем крохи и многого не знают. Они рады копировать действия взрослых или своих товарищей однолеток. В этом возрасте ребята любят учиться, поскольку к ним приходит понимание, что так можно добиться лучшего результата.
В возрасте 2-3 лет крохи с удовольствием осваивают следующие занятия:
Взрослый все больше переходит от функции учителя к функции наблюдателя. Дети становятся творческими. Им более интересно создавать что-то новое, меняя предметы.
Метод для детей от 3 до 6 лет
Согласно методу Монтессори уроки для детей от 3 до 6 лет отличаются от методов, которые использовались для самых маленьких ребяток. Главный упор делается на попытки сделать ребенка полноценным членом семьи. Он может иметь права взрослых и выполнять посильные обязанности.
Дети после трех лет могут закреплять полученные ранее навыки в плане ухода за собой, уборки в доме, ухода за животными или растениями. Так малыш будет развиваться и помогать родителям.
Ребята в возрасте 4-5 лет могут заниматься более сложными делами:
В возрасте 5-6 лет детям интересно все об окружающем мире. Можно рассказывать крохе о других странах и их обычаях. Показывать, какие животные живут в других странах. Для этого можно использовать картинки, книжки с рисунками, фотографии, мультфильмы и т.п.
Это творческий этап становления личности, который нельзя ограничивать. Если ребенок заинтересуется растениями, можно позволить ему делать гербарии или аппликации. Пусть он лепит из глины, пластилина, много рисует. Можно не ограничиваться четырьмя стенами, и сводить малыша в зоопарк, на выставку или просто поехать на дачу, где он сможет вдали от города изучить природу.
Зонирование помещений
По системе Монтессори выделяют такие основные зоны:
Это авторский вариант зонирования, но более современные вариации методики предполагают использование еще зон физического развития, музыки, искусства, танцев, иностранных языков и т.п. Вот только места для них в среднестатистических квартирах редко хватает. Зато подобное углубленное зонирование всесторонне развивает ребенка.
Зона реальной жизни
Эту зону называют практической, так как ее главная задача – приучить малыша к бытовой стороне жизни, привить гигиенические привычки.
Занятия в этом участке помогают детям освоить следующие навыки:
В рассматриваемой зоне можно использовать такие материалы, как:
В принципе, можно применять любой предмет, который используется в обиходе. Но применение игрушек нежелательно – все вещи должны быть настоящими. Хотя о правилах безопасности забывать не стоит и такие предметы как ножницы, ножи и т.п. использовать только тогда, когда ребенок начнет понимать, какую опасность эта вещь может принести, и как ею правильно пользоваться.
Сенсорная зона
Этот участок способствует развитию сенсорного восприятия.
Помогает улучшить:
Чтобы дети могли полноценно играть в этой зоне, используются такие предметы:
Главная сложность оборудования этой зоны — сделать акцент на все сенсорные чувства, не выделяя какое-то одно. Потому важно собрать разнообразные материалы. Одни будут влиять на слух, другие — на зрение, третье — на обоняние и т.п.
Зона математики
Зоны сенсорики и математики взаимосвязаны. Сравнивая между собой материалы, ребенок измеряет их, проводя математические операции. Зона сенсорики только подготавливает малыша к исчислительным операциям. В математической дети уже начинают осваивать математические понятия.
Для этого потребуются специальные материалы:
Главное, чтобы материалы были наглядными. Ребенку проще запомнить цифру, если он сможет ее ощупать или повертеть в руках.
Языковая зона
Данная зона тесно связана с зоной сенсорики и развивает мелкую моторику.
Именно потому практически весь инвентарь в ней направлен на развитие сенсорных ощущений:
Все эти приспособления способствую правильному формированию речевых навыков и их развитию. Материалы расширяют словарный запас малышей.
Космическая зона
Второе популярное название этой зоны – естественнонаучного воспитания. Дети здесь получают информацию об окружающей среде, предметных связях, узнают исторические факты и получают представление о биологии, географии, естествознанию и другим наукам.
Чтобы ребята могли получить как можно больше знаний в этой зоне, можно оставить следующий инвентарь:
В общем, это могут быть любые материалы, благодаря которым ребенок сможет получше узнать мир, где он живет.
Как сделать Монтессори-игрушки своими руками
Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.
Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.
Рамки-вкладыши
Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».
Для изготовления понадобятся:
Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.
Пирамидка
Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.
Для работы потребуются:
Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.
Но важно, чтобы пирамида не переворачивалась, нижние слои наполнять более тяжелыми материалами.
Цветные ежики
Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.
Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:
Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.
Шнуровки
Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.
Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:
Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.
Мягкие шарики
Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.
Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:
Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.
Плюсы и минусы системы
Как и у любой системы, у методики Монтессори есть противники и поклонники. К какой группе отнести себя большинству людей будет проще выяснить после того, как они ознакомятся с плюсами и минусами системы.
Плюсы
Среди преимуществ системы можно выделить:
Для использования системы Монтессори не нужно выделять какое-то время. Прелесть этой методики в том, что ею не занимаются периодически, а живут в ней. Причем такая форма быта достаточно удобна для взрослых. Дети сами себя развивают в том темпе, который им удобен, а задача взрослого сводиться к тому, чтобы обеспечить малыша всем необходимым и следить за его безопасностью. Кроме того, данная методика «недорогая». Весь инвентарь стоит недорого, особенно, если его сделать самостоятельно.
Минусы
Есть у методики и просчеты:
Учитывая эти недостатки, классическую Монтессори редко воплощают в «чистом» виде. К ней добавляют больше активных игр и элементов контроля над деятельностью ребенка, чтобы ему было проще социализироваться в учебных заведениях.
Начало двадцатого века буквально разделило историю человечества на до и после, ведь жизнь претерпела невероятные изменения и требовала новых моральных ориентиров, подходов к образованию и воспитанию и организации труда и отдыха. Это был период смелых экспериментов и удивительных открытий. Несмотря на все социальные потрясения люди двадцатого века стали свободнее и прогрессивнее, а значит и воспитание и образование должно было сильно измениться, ведь малышам предстояло расти в совершенно новом мире.
Наблюдения и нововведения итальянского врача Марии Монтессори стали настоящим прорывом в педагогике, так как её подход одновременно имел как хорошую теоретическую основу, так и блестящие результаты на практике. В этой статье мы постараемся осветить все основные особенности Монтессори образования и обсудим для каких детей занятия по методике М. Монтессори подходят лучше всего.
Основные методы Монтессори
Чтобы кратко изложить основные идеи метода Марии Монтессори важно сперва объяснить, на каких убеждениях основывается подход:
1. Ребенок развивается, следуя своим естественным интересам и благодаря опыту, самостоятельно полученному на их основе,
2. Только грамотно организованная среда позволяет малышу полностью раскрыть свой потенциал развития,
3. Взрослый может быть проводником и помощником, но не может стать единственным полноценным источником знаний и навыков для развития ребенка,
Именно эти убеждения и определяют стиль взаимодействия детей и взрослых, выбравших для своих малышей метод М. Монтессори.
Подход отличает специально организованная среда ( дидактический материал, расположенный в свободном доступе ребенка), соответствующая возрасту детей; ведущая позиция ребенка, его самостоятельность и свободный выбор активностей; уважительное и внимательное отношение взрослых к индивидуальным потребностям малыша.
Давайте же кратко сформулируем основные принципы метода Марии Монтессори:
1. Отсутствие классно-урочной системы и свободное перемещение ребенка в пространстве класса,
2. Отсутствие единой программы и обязательного учебного плана для всех воспитанников, индивидуальный подход к каждому ребенку,
3. Занятия по методу М. Монтессори проходят в разновозрастной группе,
4. Любая Монтессори сессия требует подготовленную среду, упорядоченные и разнообразные материалы для обучения,
5. Взрослый следует за интересом ребенка, наблюдает за работой детей и очень ограниченно включается в их самостоятельные занятия.
Теперь же давайте более детально изучим особенности методики Монтессори и начнём с того, какие цели стоят перед Монтессори педагогом в зависимости от возраста воспитанников.
Цели занятий по методу Монтессори по возрастам
Подход обеспечивает обучение детей от рождения до средней школы, при этом фокус внимания, а значит и приёмы, используемые в Монтессори среде, зависят от возраста ребенка. Ниже мы предлагаем таблицу, в которой сформулированы основные цели Монтессори обучения детей на разных возрастных этапах.
Возраст ребенка
Цели Монтессори обучения
Основные приемы и форматы
От рождения до трёх лет
Укрепление доверия к миру и базовой уверенности в себе,
развитие координации и мелкой моторики,
достижение независимости за счёт освоения простых бытовых действий
Освоение бытовых навыков (поддержание чистоты, уход за собой и своей одеждой и т.д.)
Развитие крупной моторики (гимнастика, ходьба и бег, преодоление препятствий),
Развитие мелкой моторики (хватание предметов, перенос вещей, использование простых инструментов и столовых приборов),
Развитие памяти, внимания и мышление на основе опыта взаимодействия с окружающей средой,
Развитие речи (освоение отдельных звуков, называние предметов, использование различных частей речи)
От трёх до шести лет
Развитие самостоятельности и различных форм саморегуляции,
социальное развитие через общение со сверстниками и старшими,
совершенствование сенсорного восприятие,
заложение принципов научного мышления,
знакомство со счетом и освоение грамоты,
творческое развитие и самовыражение
Продолжение развития бытовых навыков (сервировка стола, одевание, уборка, освоение правил этикета),
Активное сенсорное развитие (освоение предметов с разными текстурами, цветами, формами, запахами и т.д., их сравнение и классификация),
Развитие грамотной речи, освоение письма и чтения с помощью специальных дидактических материалов по методу Монтессори,
Знакомство с миром цифр, освоение счёта и практическое изучение понятия числа
От шести до двенадцати лет
Интеллектуальное развитие и приобретение углубленных знаний о мире,
Развитие уверенности в себе, независимости и воображения,
Изучение социального устройства мира, понимание роли личности в сообществе
Комплексное изучение опыта, накопленного человечеством и более специализированные занятия, посвященные изучению вселенной, живой природы, человечества, языка и мира точных наук
От двенадцати до пятнадцати лет
Изучение экономических взаимосвязей на практике,
Осознание своей роли в различных группах и сообществах,
Практическое применение научных знаний,
Развитие способности к самовыражению
К сожалению, методика не была разработана самой Марией Монтессори, однако, последователи подхода активно используют групповую работу, научные дискуссии, индивидуальные образовательные планы и практическую работу для личностного и профессионального становления подростков
Даже из данной таблицы видно, что развитие гармоничной личности непременно должно начинаться в самом раннем возрасте, именно поэтому методики обучения Монтессори применяются в первую очередь в дошкольных учреждениях, ведь в дальнейшем Монтессори выпускники гораздо более адаптивны и достигают лучших результатов в школах самых разных подходов.
Удивительно, но мы зачастую встречаемся с родителями, которые убеждены, что методики обучения Монтессори подходят только одарённым и «от природы» мотивированным детям. Родителям кажется, что если их сына или дочку не заставлять заниматься, они просто целыми днями будут лежать на диване.
Несмотря на то, что все приемы Монтессори сопряжены со свободным выбором ребенка и его практически неограниченным передвижением по классу, даже самые «неуправляемые» и «сложные» дети в конце концов успешно вливаются в процесс.
Тем не менее, если вам кажется, что малышу сперва будет сложно на групповых занятиях по методике Монтессори или вы переживаете из-за каких-то особенностей здоровья ребенка, все филиалы нашего клуба предлагают индивидуальные занятия, чтобы у малыша было дополнительное внимание взрослого для более легкой адаптации в новой обстановке.
Метод Монтессори востребован как в школе, так и в дошкольных учреждениях. Однако, в Москве чаще всего занятия по методике Марии Монтессори рассчитаны на детей до 6-7 лет, после которых они успешно переходят как в специализированные Монтессори школы, так и общеобразовательные заведения. Учитывая такую особенность московского образования, мы разработали как программу исключительно по методике Монтессори, так и группы, где методы обучения Монтессори и её базовые принципы органично сочетаются и с более традиционными форматами занятий для малышей, а также посещением логопеда и других специалистов.
Окружающая обстановка детских садов по Монтессори стимулирует познавательную активность детей. Все Монтессори-классы разделены на зоны: практическая жизнь, сенсорика, язык, математика, космос (окружающий мир), творчество. Каждая зона наполнена множеством развивающих предметов и дидактических игр, взаимодействуя с которыми, ребенок самостоятельно изучает свойства и функции вещей и узнаёт новое.
В детском саду по системе Монтессори всегда много пространства и развивающих материалов, у детей всегда есть возможность выбирать занятие себе по душе, а воспитатели сада, прошедшие специальное обучение по методике Монтессори, лишь помогают детям совершать самостоятельные открытия.
Приятным бонусом для родителей, которые сделали выбор в пользу детского сада, использующего Монтессори методику, будет также и наличие регулярных консультаций для родителей, на которых педагоги и детские психологи подробно раскрывают задачи метода, делятся успехами воспитанников, а также дают рекомендации по воспитанию по методу Монтессори дома.
Выводы
Воспитание по методу Марии Монтессори качественно отличается от традиционных подходов: взрослый не проводит уроки и не требует положить руки на парту и внимательно слушать, у детей есть возможность и время познавать то, что им интересно, а специально организованная среда заботится о том, чтобы «интересно» было всегда и «полезно». Благодаря этим условиям метод получил международное признание, выпускники Монтессори садов стабильно демонстрируют интерес к учёбе, развитые навыки самоконтроля и успешно осваивают школьную программу, а родители гордятся своими талантливыми, самостоятельными и по-настоящему счастливыми детьми.
Заключение
Сеть детских Монтессори клубов «Созвездие» является одним из лидеров дошкольного образования по методике Монтессори в Москве. Все наши специалисты имеют базовое и дополнительное образование в сфере детской психологии и организации обучения дошкольников, регулярно проходят повышение квалификации, участвуют в научных дискуссиях и исследованиях, обмениваются опытом с иностранными коллегами, а, главное, любят детей, имеют большой опыт работы с ними и умеют становиться настоящими друзьями для малышей.
Мы всегда открыты новым знакомствам и рады показать жизнь нашего клуба изнутри. Для знакомства с нами достаточно записаться на бесплатное пробное занятие через форму на сайте или позвонив нам по телефону +7 (499) 686-10-35.
До встречи в наших детских Монтессори клубах «Созвездие»!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана