Монтессори учение что это
Плюсы и минусы методики Марии Монтессори
Перед выбором в пользу Монтессори образования, мы очень рекомендуем вам ещё раз оценить, насколько философия подхода отзывается вам и вашему супругу, ведь всё чаще педагоги и родители говорят о том, что Монтессори – это не только развивающие занятия, но образ жизни всей семьи.
Монтессори предполагает создание особой атмосферы в доме, как в плане создания функционального пространства, так и со стороны взаимодействия с ребенком, поэтому сегодня мы предлагаем вам проанализировать плюсы и минусы системы Монтессори и решить, насколько метод подходит вашей семье.
Плюсы Монтессори методики
Монтессори – это очень эффективный метод обучения и когнитивного развития ребенка. Это подтверждается многими научными исследованиями, опубликованными в международных журналах (при желании многие статьи в открытом доступе можно найти в базе данных PubMed). За счёт чего это достигается?
Монтессори метод учит искать внутреннюю мотивацию для исследования мира и не прибегает к принуждениям и наказаниям
Увлекательная подача материала – один самых очевидных плюсов Монтессори
Плюс методики Марии Монтессори в её комплексном подходе – во внимание ставится не только обучение детей, но и их личностное и физическое развитие
Множество исследований подтверждает, что Монтессори дети двигаются больше, чем их ровесники из традиционных садиков. Всем известно, как много значит движение для маленьких детей, в Монтессори среде у детей всегда есть возможность сменить позу, переключиться на упражнения на развитие координации или, наоборот, прилечь. Они никогда не услышат «Хватит слоняться туда-сюда, сядь и слушай спокойно».
Дети лучше учатся откликаться на свои потребности: побыть с другими или в одиночестве, сделать сложную задачу или попроще, быть активным или какое-то время просто посидеть в тишине.
Монтессори среда чувствительна к детям разных темпераментов: в ней комфортно и активным детям, и их медлительным сверстникам. Никому не нужно ждать в бездействии или нервничать, пытаясь догнать остальных.
Много внимания в Монтессори уделено вещам, которые принято пускать на самотёк: освоение бытовых навыков (уход за собой и своей одеждой, уборка помещения и так далее) и воспитание здорового понимания приличия (поведение за столом, уважительное общение со старшими и сверстниками, правила гигиены). В Монтессори совершенно нормальным считается помочь ребенку понять, как вести себя в обществе, а не обвинять родителей в промахах малыша.
Монтессори дошкольное образование зарекомендовало себя как подход, отвечающий буквально всем потребностям ребенка: уделяется время развитию его моторики и координации, коммуникативных навыков и, конечно, когнитивному развитию. При этом в Монтессори используются привлекательные для детей материалы, а подача материала не оставляет детей равнодушными.
Монтессори пространство даёт возможность для развития коммуникативных навыков и лидерских качеств детей
В Монтессори среде всегда обучается группа детей: педагоги учат ребят работать вместе, решать возникающие споры и конфликты, помогать друг другу в освоении материала.
Благодаря свободному общению детей в течение всего дня, они приобретают важные коммуникативные навыки: как обратиться за помощью, как соглашаться и отказываться, как инициировать общую игру, как смириться с отказом.
Благодаря организации разновозрастных групп у детей появляется возможность проявить свои лидерские качества, помогая младшим, а младшие могут найти пример для подражания и научиться кооперироваться под руководством старшего одноклассника.
Минусы Монтессори метода
Конечно, стоит быть объективными, у всех педагогических подходов есть свои плюсы и минусы и система Монтессори не исключение.
Очень часто садик Монтессори – это небольшая группа детей, в отличие от государственных учреждений, где в одной группе может быть больше детей, чем во всем Монтессори саду. Это может влиять на развитие коммуникативных навыков детей, которые привыкают к небольшому количеству своих одногруппников и могут испытывать сложности в общении с новыми детьми, особенно не из Монтессори сообществ. Этот минус методики особенно ощущается у детей, которые не общительны по своей природе. Однако правила эффективной коммуникации, которые прививают в Монтессори-группе, помогают детям выстраивать отношения со сверстниками.
Безусловно, подход Монтессори отличается от педагогики районных садов и школ, а значит, ребенку будет нужно время на адаптацию при переходе, если после Монтессори предстоит общение с авторитарными педагогами с «железной» дисциплиной.
Родителям необходимо включаться в образовательный процесс и поддерживать идеи Монтессори воспитания, иначе ребёнок не будет успешен,
Ещё одним минусом для нашей культуры является особое отношение педагогов Монтессори методики к сказкам. В то время как мы все росли на волшебных сказках о Золотой Рыбке, Царевне-Лягушке и волшебной Щуке, Мария Монтессори рекомендовала читать детям исключительно про бытовые ситуации и реальные природные явления. Объясняется это тем, что понимание символов и придуманных явлений появляется у ребенка только ближе к школьному возрасту, а до этого времени сказки только искажают картину мира, формирующуюся у малыша,
Монтессори меньше, чем другие подходы воспитывают в ребенке способность к неинтересной монотонной работе и умение преодолевать себя. К сожалению, реальность такова, что эти качества тоже могут оказаться важными для успешной жизни.
Иногда детям бывает сложно привыкнуть к свободе и отсутствию чётких инструкций от педагогов. Это приводит либо к чрезмерному увлечению какой-то одной активностью, либо, наоборот, невозможностью сфокусироваться. На самом деле это не совсем минус системы Монтессори, такое поведение чаще всего проявляется у детей, за которых всегда всё решали взрослые, а, значит, через какое-то время после смены воспитательного подхода и поведение ребёнка меняется, нужно просто дать ему время.
Современное общество может не разделять Монтессори взглядов на воспитание детей: часто свободное поведение детей (например, открытое выражение желаний или нежелание безоговорочно следовать всем требованиям взрослых) могут принять за невоспитанность.
Из-за популярности Монтессори качество предоставляемых услуг очень сильно варьируется, и часто под вывеской Монтессори работают люди без необходимого образования и опыта. Именно поэтому мы рекомендуем доверяться только тем клубам, где профессионализм педагогов могут подтвердить официальными дипломами и сертификатами.
Для нашей культуры идеалы Монтессори воспитания пока ещё чужды: люди привыкли к более авторитарным подходам, ожидают от детей подчинения и исполнения чётких указаний. Немаловажно для россиян и иметь возможность оценить ребенка по прописанным для каждой группы критериям, чего они также не смогут найти в Монтессори. Именно особенности методики, связанные с этими аспектами, родители чаще всего приписывают к минусам Монтессори.
Выводы
Как любой другой подход, Монтессори методика имеет свои плюсы и минусы. Одни родители благодарят Монтессори педагогов за воспитание в их детях адекватной самооценки, самостоятельности и целеустремлённости, другие ругают систему за появление у детей несоответствующих возрасту независимости и свободолюбия.
Можно с уверенностью сказать, что удовлетворённость подходом полностью зависит от того, насколько осознанно родители принимали решение о выборе в пользу Монтессори.
Заключение
Для того чтобы решить подходит ли вам Монтессори подход, мы рекомендуем посетить Монтессори центр лично, пообщаться с родителями и педагогами, понаблюдать, как ваш малыш реагирует на атмосферу в клубе.
Специально для этих целей во всех Монтессори клубах «Созвездие» мы предоставляем первое пробное занятие совершенно бесплатно. Для записи заполните форму на сайте или просто позвоните нам. До встречи в Монтессори центрах «Созвездие»!
Мария Монтессори и ее методика
Уникальная авторская методика в первые была применена в начале XX века в Италии. Мария Монтессори, педагог и врач, совершила переворот в воспитании детей: она разработала и обосновала методику самостоятельного развития ребенка, была одним из лучших педагогов того времени, посвятившим себя детям.
Ее система востребована по сей день и широко используется в коррекционном и развивающем образовании малышей.
Биография Марии Монтессори (1870-1952)
Родилась в Италии 31 августа 1870 году в городе Кьяровалле. Отец — важный чиновник — противился учебе дочери, а мать всегда поддерживала стремление Марии к образованию.
Девочка была одаренной, училась легко, особенно любила математику. 12-летняя Мария поступила в мужскую техническую школу, сломав все стереотипы, и закончила ее с блеском.
В 1890 г. Мария решила стать врачом, и, продолжая идти против течения, сломала еще один стереотип: стала первой девушкой-студенткой медфакультета римского университета. А в 1896 г. — она уже врач.
Студенткой девушка начала подрабатывать в больнице при университете. Здесь состоялось ее первая встреча с особыми детьми. В эти годы у нее зародилась идея методики, основанная на применении развивающей среды.
После университета Мария вышла замуж и занималась частной практикой. Она продолжала изучать труды современников: психологов, педагогов, антропологов, пытаясь уложить свои наблюдения в стройную систему.
В 1898 г. стала мамой (сын Марио) и директором Ортофренического института по подготовке учителей для особых детей. А в 1900г. открылась ортофреническая школа, которую возглавила Мария.
В 1901 г. она поступает в Риме на философский факультет, а в 1904 г. становится завкафедрой антропологии в этом же университете.
Все это время она продолжает наработку по своей методике. В 1907 г. при спонсорской поддержке открывает в Сан-Лоренцо «Дом ребенка». И все следующие 45 лет Мария Монтессори занимается совершенствованием и внедрением своей системы, не забывая о воспитательной работе с детьми.
С 1922 г. она работала госинспектором школ Италии.
В 1929 г. Организовала международную ассоциацию Монтессори.
События в мире заставили Марию уехать в Индию на 7 лет, и лишь после окончания войны она вернулась в Европу.
Мария продолжала свое дело до последних дней, живя в Голландии. В 1950 г. Стала профессором Амстердамского университета. Здесь же скончалась в 1952 г.
История появления методики
Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру.
При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.
Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников.
Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.
Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа обучения легко подстраивается под способности и потребности каждого ребенка.
Философия Монтессори-педагогики
Коротко философия методики укладывается во фразу: «Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие».
Это обосновывается такими тезисами:
Суть методики
Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.
Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.
По Монтессори недопускается:
Принуждение исключается естественным образом:
Дети сами выбирают:
Поэтому педагогам нужно только:
Как построена система развития по Монтессори
«В каждом ребенке я пытаюсь разглядеть человека, мне не надо ничему его учить. Сами дети открывают мне свою природу, но только будучи помещенными в соответственно подготовленную среду».
Существует 3 основных принципа системы Монтессори:
Схематическое отображение принципов системы Монтессори:
Развивающая среда — ключевой элемент в системе, без нее методика не может существовать. Она помогает ребенку развиваться самостоятельно, подталкивает к познанию, задействуя все органы чувств. А через них лежит путь к интеллекту.
Правильная среда соответствует потребностям ребенка и выстраивается по определенной логике.
Она делится на определенные функциональные зоны.
Виды монтессори-классов и уроков
В Монтессори-педагогике самое важное — самостоятельное развитие личности ребенка в обустроенной среде.
На этом основана учеба, в процессе которой дети проявляют свои потребности, а воспитатели, наблюдая, определяют вид индивидуальной помощи каждому ребенку.
Система предлагает 3 типа уроков:
1. Индивидуальные.
Воспитатель предлагает ученику (или 2-3) учебный материал, показывая, как его применять.
Материал — это уникальный дидактическое пособие из натуральных материалов.
Он обладает особыми обучающими свойствами:
Объяснять при этом необязательно.
Далее ребенок работает с материалом самостоятельно, приобретая опыт и знания. Во время такого занятия другие дети к воспитателю не обращаются.
2. Групповые.
Участвуют не все дети класса, а достигшие примерно одного уровня. Остальные занимаются самостоятельно. Алгоритм тоже.
3. Общие.
Занимается весь класс. Это занятия по музыке, гимнастике, истории, биологии. Уроки по общим предметам сжатые и короткие.
Далее дети сами решают, интересно им это или нет, и начинают самостоятельное занятие со спецматериалом.
При этом Монтессори разграничивает развитие детей по возрастам:
Классы в Монтессори-школах делают смешанные по возрасту: от 6 – 9 лет или от 9 – 12 лет.
Переход в следующий класс определяется только потребностями и возможностями ребенка. Взаимопомощь позволяет старшим детям стать ответственнее, а младшим — увереннее. Исчезает зависть, подражание подталкивает младших к успехам.
Для таких классов нет четких целей на учебный год. Все расписано на три года. Можешь освоить быстро — хорошо, а можешь осваивать в подходящем для тебя темпе.
Нет никакого насилия.
Монтессори-класс включает в себя развивающее пространство, поделенное на зоны деятельности. Дети самостоятельно выбирают зону и материал для работы.
Он может трудиться сам или с другими детьми. Но существует правило: если ребенок сам в зоне, ему никто не должен мешать.
Темп выполнения задается тоже детьми. В классе нет парт — только переставные столики и стульчики, а также коврики на полу для занятий гимнастикой.
За всем происходящим в зонах наблюдают воспитатели и аккуратно направляют и корректируют интерес к работе с материалом. Исправление ошибок и налаживание отношений в классе дети осуществляют самостоятельно.
Методика Монтессори и семья
Чтобы дети быстро адаптировались к педагогике Монтессори, семья должна понимать и принимать эту систему. Если родители отторгают саму методику, то усилия педагогов будут тщетными, а ребенок будет в постоянном дискомфорте.
Семья должна помогать своему ребенку развиваться в Монтессори-среде. Можно создать мини развивающую среду из подручных средств дома. Это поможет детям психологически связать обучение в школе с домашней повседневностью.
По Монтессори ребенок и взрослый должны находиться в равноправном положении. Поэтому родители должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори.
Очень полезно родителям хоть изредка перечитывать 19 простых истин от Марии Монтессори:
Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями.
За и против педагогики Монтессори
С самого начала и до сих пор существуют преданные последователи Марии Монтессори и ее яростные противники и критики.
Система имеет определенные недостатки:
К тому же, все дошкольные и школьные учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты. Это мотивируется дороговизной учебного материала, который по 100 летним канонам изготавливается из натурального материала по сложным технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим.
Но положительные аспекты во многом перекрывают эти недостатки.
Ведь педагогика Монтессори:
Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства, помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори, во взрослой жизни очень успешен.
А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят. Не потому ли система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной?
Распространение и популярность методики Монтессори
Мария Монтессори для распросранения своей методики и помощи в ее освоении в 1929 году создала совместно с сыном международную Монтессори Ассоциацию (АМI).
С тех пор монтессори-движение успешно шагает по времени.
Многие знаменитости изучали методику и способствовали основанию школ Монтессори в своих странах:
После смерти Марии, АМI возглавил ее сын Марии — Марио. Он много сделал для распространения Монтессори-педагогики. Его эстафету приняла внучка Марии — Ренильде Монтессори. Она возглавляет ассоциацию и нынче.
Сегодня по методике занимаются множество детей в мире.
В советский период система Монтессори была не востребована. Лишь с распадом СССР она стала быстро распространяться в России. Уже более 20 лет в Москве работает Центр Монтессори, который следует четко по рекомендациям автора.
Их сайт http://www.montessori-center.ru/
Все педагоги прошли обучение в Международной ассоциации и имеют международные дипломы. Центр поддерживает тесный контакт с АМI.
С 2013 года здесь находятся официальные курсы по подготовки монтессори-педагогов от Минобразования РФ.
Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори, который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития.
Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии.
Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори-педагогики с другими методиками.
В разное время известные люди были учениками по системе Монтессори:
Сейчас новое поколение детей учится по системе Монтессори, и, кто знает, сколько известных личностей вырастет.
Библиография Марии Монтессори
Мария Монтессори написала достаточно много фундаментальных трудов, описывающих ее систему. Первая ее книга вышла уже в 1910 г., спустя 3 года после открытия Дома ребенка.
Это была книга «Метод Монтессори». За короткий период она была переведена на 20 языков. Все последующие годы Мария писала свои труды, которые были очень востребованы и издавались во многих странах мира.
На русском языке выпущены такие книги
1. Дом ребенка. Метод научной педагогики (М: Задруга, 1913; Казань: госиздат, 1920; Гомель, 1993).
2. Воображение в творчестве детей и великих художников ( Русская школа, 1915 ).
3. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка (М: Задруга, 1915, 1918, 1920, М: Госснаб, 1993).
4. Руководство к моему методу ( М: Типолитогр., 1916).
5. Подготовка учительницы. (М: Просвещение, 1921).
6. Арифметика в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).
7. Геометрия в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).
8. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. (М: Работник просвещения, 1922; М: Московский Центр Монтессори, 1993).
9. Значение среды в воспитании (Прага, 1926).
10. Школьный дидактический материал (М: Госиздат, 1930).
12.Развитие потенциальных возможностей человека (Бюллетень МАМА №2, 3,5. 1993).
13. Разум ребенка (М, 1997).
14. Помоги мне это сделать самому (Издательский Дом Шалвы Аминашвили, 1999).
15. После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития (М: Карапуз, 2001).
16. Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5-6 лет (М: Центр Монтессори, 2001).
Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:
Статьи М. Монтессори и современных педагогов.
Содержит советы и рекомендации для занятий с ребятами дошкольного возраста.
Изложены основные принципы методики, философия, психология и педагогика, лежащие в ее основе, методы работы с детьми 6 – 10 лет в изучении грамматики и других наук. Для педагогов, психологов, студентов университетов.
Фундаментальный труд. Содержит обоснование всех аспектов системы Монтессори.
Рассказывается о пути создания системы Монтессори, объясняется, что дети — другие, чем мы их видим.
Книга о потенциале человека, об особых периодах восприимчивости детей от 0 – 6 лет — впитывающем разуме. Для педагогов и родителей.
В книге доказывается право ребенка на активное познание окружающего мира и развитие его внутреннего потенциала. Описаны методы работы с классом и индивидуальные занятия.
Описывается развитие ребенка, его мышления, как организовать начальную школу. Для родителей, педагогов, преподавателей и студентов.
Описываются 8 волшебных превращений рядом с ребенком, открывающие мир. Для детей.
Методика Монтессори и сегодня не теряет популярности.
Чтобы не наделать ошибок при ее применении, издан 2-х томник:
«Домашняя школа Монтессори». – М: Карапуз + Центр Монтессори, 2001.
Это книга для родителей с описанием сути метода и 6 книг для детей с историями, упражнениями, учебными карточками.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Краткое разъяснение основных педагогических идей Монтессори
Монтессори метод – это один из самых распространенных педагогических подходов не только к обучению, но и к целостному воспитанию личности. На чем же строится технология Монтессори?
В основе метода лежит убежденность, что дети достигают лучших результатов и развиваются гораздо гармоничнее в среде, которая соответствует их возрасту и не сковывает их возможности приобретения новых знаний.
Сторонники школы Марии Монтессори постоянно повторяют, что воспитание человека должно быть всесторонним и захватывать его эмоциональное, физическое, социальное и когнитивное развитие.
Педагогическая теория М. Монтессори строится на убеждении, что ни один человек не может получить знания напрямую от другого человека – этому процессу всегда предшествует проживание собственного опыта, а значит, только мы сами с самого первого дня нашей жизни творим свое образование.
Сперва это может звучать глупо. Какое может быть самообразование у ребенка двух-трёх лет?
Дело в том, что дети любознательны по своей природе (вспомните, как едва начавшие ходить малыши становятся настоящим домашним ураганом). Эту природную склонность к приобретению знаний через опыт Монтессори назвала «впитывающий ум», именно взращиванием природной любознательности и переводом её в конструктивное русло и занимается Монтессори педагогика.
Основные понятия Монтессори педагогики
Несмотря на достаточную простоту цели, реализация подобного подхода требует огромных усилий: необходимо правильно подготовить пространство и материалы и понимать, как взаимодействовать с ребенком.
Давайте выясним, из каких элементов складывается подход к воспитанию и обучению детей выросший на педагогических идеях Марии Монтессори.
Подготовленная среда по Монтессори
В данном подходе принято уважать ребенка и его индивидуальность уже с первых дней жизни. Соответственно ребенок должен иметь право выбирать себе занятие и самостоятельно заботиться о себе, и это должно быть предусмотрено средой.
Методический материал в Монтессори педагогике
Монтессори материал – это все те увлекательные задания, которые ребенок выполняет в период свободной работы в Монтессори пространстве. Материал может быть как приобретенным в детских магазинах, так и сделанным в домашних условиях, главное, чтобы он соответствовал идее Марии Монтессори о развитии ребенка:
Краткое описание зонирования пространства по технологии Монтессори
Монтессори активности обычно располагаются в различных зонах, объединённых общей целью и знакомящих ребенка с конкретной областью человеческих знаний или свойствами мира.
Зона упражнения практических навыков – визитная карточка идей Марии Монтессори. Она первая обратила внимание, что детей нужно учить, как правильно ухаживать за собой и поддерживать порядок. Помимо пользы для моторики и когнитивного развития, упражнения практических навыков позволяют ребенку стать более независимым, эффективно общаться с людьми и относительно быстро освоить базовые правила этикета.
Зона сенсорного развития ещё один важный пункт Монтессори педагогики. Ребенок в первые годы жизни как бы настраивает все свои органы чувств: учится воспринимать визуальную картину мира, тренирует остроту слуха, знакомится с разнообразием вкусовых и тактильных ощущений. Все, даже самые высшие мыслительные функции, в первую очередь связаны с точностью интерпретации ощущений, поэтому сенсорное развитие занимает особое место в Монтессори методе.
Зона русского языка расширяет словарный запас ребенка, а в старшем возрасте знакомит с чтением и письмом. В обучении письму Монтессори технология часто использует шершавые карточки и письмо по песку, это дает ребенку возможность запомнить очертания букв. Также в этой зоне много карточек, развивающих фонетический слух и готовящих к чтению.
Зона математики – это первые уроки математики и логики, где дети связывают понятия числа и количества, осваивают числовой ряд, порядки, базовые операции с числами. Даже такая абстрактная наука в Монтессори подходе изучается на основе практического опыта с помощью счетных цилиндров, бусин и так далее.
Зона наук об окружающем мире. Здесь происходит много интересного: изучается биология, химия, физика и науки об обществе. Всё также в формате мини-проектов и практических занятий.
Кратко о подготовке взрослого к работе по Монтессори технологии
Профессионалы обычно проходят официальный тренинг по Монтессори подходу, на котором изучают возрастные особенности детей и их образовательные потребности. Также многое педагогам приходится узнать о составление учебных планов, диагностике и работе с конкретными материалами. В идеале взрослый, сопровождающий ребенка в его развитии должен отвечать следующим качествам:
Педагоги и родители – это главные помощники ребенка, но не абсолютные источники знания для него. Взрослые являются проводниками, а значит, несмотря на свой опыт и знания, они должны помочь ребенку проделать путь познания самостоятельно.
Отношение Марии Монтессори к оценкам в педагогической системе
Мария Монтессори не поощряла сравнение детей друг с другом и оценку их развития по стандартизированной шкале. Часто учреждения используют аналоги отметок – солнышки, звездочки и смайлики. Такой подход лишь вводит в заблуждение, так как по сути своей является той же самой оценкой.
Вместо этого в Монтессори педагогике используется сбор индивидуальной обратной связи, которая состоит в основном из наблюдений за ребенком. Целью таких оценок является не похвалить или отругать, а совместно с родителями определить, что необходимо ребенку для дальнейшего развития в данный конкретный момент.
Сам же ребенок получает обратную связь в беседе с педагогом, который обращает внимание на работу ребенка с конкретным заданием. Это позволяет сформировать у ребенка адекватную и устойчивую самооценку, не зависящую от мнения других людей, но чуткую к достижениям.
Другие важные характеристики организации обучения в соответствии с педагогическими идеями Монтессори
Помимо основных принципов, есть множество других условий, которые также обязательны в полноценной Монтессори среде. Перечислим главные из них.
Выводы
Несмотря на кажущуюся простоту педагогические идеи М. Монтессори непросты в реализации. Предоставить ребенку «полезную» свободу можно только в правильно подготовленном пространстве, а, несмотря на самостоятельную работу ребенка с материалами, от взрослого требуется много знаний и умений, чтобы по-настоящему поддержать малыша. Тем не менее, направление имеет миллионы сторонников по всему миру, так как результаты подхода поражают: дети становятся увереннее, лучше держат внимание и демонстрируют успехи в учебе.
Заключение
Познакомиться с технологией М. Монтессори вживую можно в детских центрах сети «Созвездие». Мы специализируемся на дошкольном Монтессори образовании и предлагаем групповые и индивидуальные занятия для детей с первого года жизни.
Специально для родителей, которые ещё не уверены, подойдёт ли Монтессори конкретно их ребенку, мы предлагаем посетить бесплатное пробное занятие в любом нашем клубе. Для записи достаточно заполнить форму на сайте или просто позвонить нам. Мы ждём вас в гости!