Монтировка ювелирных изделий что это
Монтировка
Монтировка — это соединение деталей ювелирных изделий, изготовленных гибкой, разрезанием, распиливанием, фрезерованием, штамповкой и другими методами. Такое соединение производится пайкой, сваркой, клепкой и другими технологическими операциями.
Самой важной из них является пайка. Это процесс, при котором очищенные от грязи, жиров и окислов твердые металлические детали соединяют посредством расплавленного связующего металла или сплава — припоя, имеющего более низкую, чем соединяемый основной металл, температуру плавления. Разница температур плавления припоя и основного металла должна быть не менее 50°С, а при изготовлении филигранных изделий значительно больше.
Во время пайки между расплавленным припоем и основным металлом на небольшой глубине происходят процессы взаимного растворения и диффузии, в результате которых при застывании получается прочное соединение деталей. Химикаты, применяемые при пайке для облегчения соединения металлов и способствующие удалению окислов из места пайки, называют флюсами.
После пайки места спая очень тщательно зачищают трехгранным шабером (чаще) либо другими механическими или химическими методами очистки (травлением, проволочной или стеклянной щеткой и др.). Чем чище соединяемые поверхности, тем выше качество пайки. Припой по цвету не должен отличаться от цвета изделия.
Соединение деталей изделий из древесины производится обычно на клею, гвоздях и шурупах, реже на болтах.
Накладка «вполдерева» (рис 86) удобна при Т-образном соединении двух деталей.
В изделиях, предназначенных под лакировку, отверстия для нагелей сверлят глухими.
Разбивки делают в трех видах: вид изделия спереди, сбоку и сверху. Если надо, вычерчивают подробности соединений отдельных деталей.
Детали выполняют по размерам, указанным в чертежах, чтобы после сборки получить изделия. Соединения деталей делают с большой точностью.
МОНТИРОВКА
Основная технология производства ювелирных изделий позволяет применять самые различные комбинационные варианты. Изделие может быть простым; его можно смонтировать из круглой проволоки или вырезать из листового металла (рис. 12). Украшения, например, ренессансные и в стиле барокко, орнаментировали очень богато Позднее в орнаменте утвердились мотивы природы особенно легкие пластичные цветы и лепестки с мельчайшими деталями (матированные или гравированные) До последнего времени преобладало увлечение полированными поверхностями, дополненными деталями из другого цветного материала, который делал изделие очень эффектным.
Рис. 15. Модель кольца английского образца.
Рис. 16. Сепия (осса сепия).
Тонкие риски так называемые воздушные каналы, наискось снизу вверх для отвода воздуха при заливке расплавленного металла, а также для того, чтобы форма не
Разорвалась. Наконец модель вынимают из сепии и шинку кольца в обеих половинках формы окончательно дорабатывают. Одновременно ножом в верхней части формы прорезают воронкообразный литниковый канал для заливки расплавленного металла (рис. 17). После соединения одинаковых частей по обозначенным контрольным рискам форму связывают мягкой проволокой и прикрепляют к соответствующей рукоятке. Чтобы отливка не стала пористой, форма должна быть сухой, а перед непосредственной заливкой в расплавленный благородный металл необходимо добавить немного цинка. Перед заливкой металл сильно протравливают. В процессе заливки надо следить за тем, чтобы в форму вместе с металлом
Рис. 17. Форма для сепии для отливки кольца:
Я —из двух частей; б —в профиль; в — из трех частей; м — модель; « — литниковый канал; вк — воздушный канал; кр — контрольные риски; д — древесный вкладыш.
Рис. 18. Тигель для плавки металла: / — неправильно; // —правильно; л —материал; б —бура.
Не попали расплавленная бура или зола. Каждую форму можно использовать только один раз, иначе сепия выгорит. После извлечения отливки из формы избыток металла срезают, а заготовку обтачивают.
Тигель для плавки металла, изготовленный из препарированного или искусственного угля, следует соответствующим образом подготовить (рис. 18). Глубокая ямка не подходит, так как жар в нее не проникает, и в результате металл будет плавиться неравномерно, а на поверхности разбрызгиваться. При помощи воздушной струи от воздуходувки буру перед разливкой металла осаждают.
Рис. 19. Литейная форма из песка.
Более удобен тигель с неглубокой ямкой, немного приподнятой в центре; благодаря этому увеличивается поверхность металла и расплавленный слиток не принимает форму шара. При такой форме тигля облегчается также разливка металла. Закругленный вырез в крышке с открывающимся отверстием, направленным вверх под углом, равномерно распределяет жар. Крышка, соединенная с подкладкой кусочком проволоки, не соскальзывает с нее.
Когда требуется отлить более крупные предметы или большее количество моделей, то для этого используют литье в формах из песка (рис. 19). При такой отливке применяют формовочную рамку (опока — прим. пер.), одну половину которой кладут на плоскую доску и наполняют утрамбованным песком, увлажненным пивом или сиропной водой. Затем в форму вдавливают модель до половины глубины песка; если формовочный песок очень глубокий, то верхний лишний слой удаляют. Форму посыпают пылью из древесного угля или известью, устанавливают на ней вторую формовочную рамку и заполняют ее мелким песком. После этого форму осторожно разъединяют и в обеих половинах прорезают к модели литниковый канал. При отливке нескольких предметов модели устанавливают одна возле другой и соединяют литниковыми каналами. Для обеспечения отвода воздуха от каждой модели проделывают вверх воздушные каналы (для золотых изделий — узкие, для серебряных — более широкие). Модель осторожно вынимают, формовочные рамки снова собирают, основательно просушивают и перед заливкой сильно нагревают.
Широкое распространение в настоящее время получила новая технология изготовления мелких предметов — центробежное литье в «потерянном воске». Отливки, полученные этим способом, по форме и внешнему виду более совершенны, их дальнейшая обработка по сравнению с отливками в сепии или в песчаной форме значительно упрощается и становится более экономичной. Следующее преимущество заключается в том, что одновременно можно отлить несколько моделей. После
довательность изготовления моделей следующая: с предмета или модели, которые собираются отлить, снимают гипсовые оттиски; с закругленных моделей, например колец, делают двусторонние оттиски. Оригинал модели (из глины, формовочного воска, цинка, свинца, олова или латуни) смазывают тонким слоем масла и погружают горизонтально одной стороной в гипсовую кашицу так, чтобы другая половина оставалась свободной (как в сепии). Как только гипс затвердеет, модель вынимают, просушивают и промывают мыльной водой. Затем модель вкладывают назад в гипсовый оттиск и полностью заливают гипсовой кашицей. После просушки обе части быстро разъединяют и модель вынимают.
Вместо гипса можно использовать формовочную насту «Эластик». «Эластиком» заливают нижнюю половину специальной рамки, в которую затем вдавливают модель (до половины). По истечении 3—5 мин «Эластик» вокруг модели затвердевает. Остаток формовочной пасты, выдавленный моделью, обрезают по нижней ее половине. Затем формовочной пастой заливают верхнюю часть рамки и другую выступающую из нижней рамки часть модели. После того, как паста затвердеет (примерно через 5 мин), рамки осторожно разъединяют и модель из нее вынимают так, чтобы не повредились края и мелкие детали. После прорезки воздушных и литниковых каналов основная негативная форма для литья по восковой модели считается готовой.
В специальном бачке со сливной трубкой (имеется в виду инжекционная установка со штуцером — прим. пер.) растапливают соответствующее количество голубого воска, который тонкой струйкой вливают в форму. После того, как воск затвердеет (в течение 2 мин), рамки осторожно разъединяют и восковую отливку вынимают. Излишки воска удаляют. Подобным методом можно сделать любое необходимое число отливок. Однако после отливки 20 шт. восковых моделей форма сжимается и твердеет.
Голубой воск имеет следующие преимущества: после охлаждения он становится твердым и пластичным, модель нетрудно исправить или изменить в соответствии с замыслом. Следы от воздушных и литникового каналов заглаживают, а затем модель при помощи толстой диаметром до 0,7 мм иглы прочно устанавливают на осно-
Рис. 21. Ручная центрифуга для центробежного литья.
Вании — маленькой деревянной тарелке с полукруглой приподнятой серединой, которая служит также затвором для металлической втулки, называемой кюветом (рис. 20).
Кюветы различаются по размеру и количеству моделей, которые должны быть одновременно отлиты. При литье небольших предметов воздушные каналы, как правило, не прорезают. При литье крупных предметов, особенно при отливке изделий из серебра, дополнительно готовят тонкие восковые нити, которые прикрепляют к восковой модели и к выпуклой полукруглой тарелке. Модель осторожно протирают мягкой кисточкой, смоченной в спирте (смоченная спиртом модель обезжиривается и формовочная масса плотно прилегает к модели—прим. пер.). Формовочная масса (экспадент) представляет собой смесь алебастрового гипса с мельчайшим кремниевым песком, замешенную в холодной воде до густоты взбитых сливок. Мягкой кисточкой формовочную массу (хорошо перемешанную) наносят на модель, затем сверху надевают кювет, который заливают формовочной массой. Смесь быстрее заполнит кювет, если по нему в процессе заливки слегка постукивать. Как только смесь застьінет, вынимают деревянное основание, а затем и иглу, на которой крепилась модель. Оставленный иглой небольшой канал будет служить отверстием для литья металла, а полукруглое выпуклое основание создаст литейное углубление. Вместо деревянного основания можно использовать пластилин.
Подобным способом очень удобно также отливать полые модели. Технологический процесс тот же, только восковая модель отсасывается с помощью специальной установки для всасывания воска. При таком способе литья хорошо прорабатываются тонкие детали модели. Вместо ручной центрифуги применяют специальные установки. Формовочные пасты изготавливают специальные
Восковые модели делают также в аппаратах для литья форм в жесткой резине. Металлическую модель помещают между двумя резиновыми пластинами, которые вулканизируют под прессом, снабженным вулканизатором. При помощи такой резиновой формы можно
Рис. 22. Машинное литье: стояк из восковых моделей и стояк из отливок.
Сделать столько восковых копий, сколько их требуется для одновременной отливки. После извлечения восковой модели из резиновой формы ее крепят при помощи короткой ножки к восковому стояку в форме елки и устанавливают на основании из пластической массы (пластилина). Далее процесс протекает так же, как и при центробежном литье.
Машинное литье. Самые разнообразные и сложные по форме драгоценности сегодня серийно отливают при помощи электрических аппаратов, которые плавят металл, а также отливают изделия в «потерянном» воске, что значительно облегчает и совершенствует работу ювелира. Специальные лигатуры сплавов для центробежного литья изготовляют в аффинериях. Созданные в процессе центробежного литья образцы представлены на рис. 22.
Изготовление восковых моделей. Вакуумная впрыскивающая установка в течение одного рабочего процесса позволяет одновременно вакуумировать резиновые матрицы и впрыскивать воск. Откачка воздуха из резиновой формы перед впрыскиванием воска
Улучшает и убыстряет заливку, а также препятствует образованию воздушных пузырей. В комплект оборудования входят: установка для вакуумного всасывания и впрыскивания с автоматической регулировкой температуры, ножная педаль для управления движущимися элементами вентиля, инъектор воска с автоматической регулировкой температуры и вакуумный насос. Все оборудование устанавливается на устойчивом рабочем столе.
Ювелир-монтировщик
§ 54. Ювелир-монтировщик 1-го разряда
Характеристика работ. Опиловка, шабровка и ручная полировка ювелирных изделий посудной группы из цветных металлов и серебра.
Должен знать: технологический процесс и способы ручной обработки ювелирных изделий посудной группы; правила пользования применяемым инструментом; физико-механические свойства цветных и драгоценных металлов.
Примеры работ.
Опиловка и шабровка
2. Ложки десертные, столовые, чайные.
§ 55. Ювелир-монтировщик 2-го разряда
Должен знать: технологию сборки ювелирных изделий и приемы выполнения монтировочных операций; способы заточки и заправки применяемого инструмента; устройство и правила эксплуатации аппарата контактной сварки; правила отбеливания; основные свойства цветных и драгоценных металлов.
Примеры работ.
§ 56. Ювелир-монтировщик 3-го разряда
Характеристика работ. Монтировка ювелирных изделий средней сложности из цветных и драгоценных металлов. Проколка и сверление отверстий с применением различных приспособлений. Опиловка основ звеньев, винтов и шайб. Впаивание рантов, шарниров и пластин под замок.
Должен знать: способы применения разнообразных приспособлений для сверления и проколки отверстий; приемы опиловки и впаивания усложненных узлов и деталей ювелирных изделий; правила термической обработки ювелирных изделий из цветных и драгоценных металлов; устройство муфельных печей.
Примеры работ.
§ 57. Ювелир-монтировщик 4-го разряда
Характеристика работ. Монтировка сложных ювелирных и художественных изделий из цветных и драгоценных металлов. Изготовление корнеров «веревочки», замков для серег, шомпольных замков для брошей, пустотелых деталей и изделий. Обработка изделий с помощью бормашины. Проверка качества комплектовки сложным калибром. Реставрация серебряных изделий.
Должен знать: методы изготовления сложных деталей и узлов к ювелирным изделиям; способы подгонки оправ к вставкам для различных типов закрепки; приемы обработки ювелирных изделий бормашиной; правила пользования сложными калибрами и величины допусков при комплектовке; способы реставрации серебряных изделий.
Примеры работ.
§ 58. Ювелир-монтировщик 5-го разряда
Характеристика работ. Монтировка особо сложных ювелирных изделий ручного изготовления из драгоценных металлов с драгоценными камнями. Изготовление ювелирных и художественных изделий по образцам, слепкам и рисункам с выпиливанием ажуров простых и средней сложности с предварительной разметкой под закрепку поделочных и полудрагоценных камней. Нанесение простой гравировки по рисунку при монтировке особо сложных ювелирных изделий. Реставрация художественных антикварных изделий из драгоценных металлов. Пайка с помощью паяльных трубок.
Должен знать: приемы выпиливания ажурных орнаментов; способы разметки под закрепку вставок; приемы гравирования.
Примеры работ.
1. Броши серебряные со вставками из полудрагоценных камней в ажурном обрамлении и с ажурной подпайкой.
2. Кольца золотые с бриллиантами.
§ 59. Ювелир-монтировщик 6-го разряда
Характеристика работ. Монтировка и изготовление вручную высокохудожественных изделий по образцам, слепкам и рисункам. Разметка и выпиливание сложных ажурных орнаментов под закрепку полудрагоценных и драгоценных камней. Выпиливание сложных ажурных рисунков со сложными механическими (без пайки) креплениями различных декоративных деталей, штифтовка, закатка, обжимка и др. Орнаментация под эмаль.
Должен знать: виды художественной обработки цветных и драгоценных металлов; основы технологии чеканки, эмалирования и филигранного производства; характеристики драгоценных камней и требования, предъявляемые к их качеству, форме и размерам; способы закрепки полудрагоценных и драгоценных камней; способы мастичной лепки с рисунка; основные стилевые особенности декоративного и прикладного искусства.
Примеры работ.
1. Вазы серебряные с рисунками для нанесения эмали.
2. Колье золотые с драгоценными камнями.
Комментарии к профессии
Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Ювелир-монтировщик» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция ювелира-монтировщика, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).
Что делает ювелир-монтировщик?
Яйца Фаберже-это ювелирные изделия, которые создавались Карлом Фаберже. Серия создавалась для российской императорской семьи и частных покупателей в период с 1885 по 1917 гг. Всего в мире насчитывается 71 яйцо, из которых императорскими являются 54.
Хотела переплавить свое кольцо, в цепочку, добавить денег и еще приобрести крестик, так мне такую сумму насчитали, что я за эти деньги могу купить цепочку и крестик, сохранив кольцо. Дешевле купить новое золотое украшение.
Слово ювелир встречается в разных языках
Есть еще одна версия происхождения слова ювелир
Я же думаю, что слово было заимствовано с немецкого и голландского. В этих языках оно появилось со старофранцузского. Первоисточником же является латинское слово jocor, обозначающее «шутка, забава».
Сама же профессия зародилась, как считают, во времена фараонов. Самые старые ювелирные украшения были найдены на раскопках пирамиды Джо́сера («Священный») более 2500 лет до нашей эры.
Все как у всех, при помощи слов! Хотя иногда и говорить то ничего не нужно. Ну, и конечно же небольшой подарок в виде украшения, сделанного своими руками! Не важно будет ли это кольцо, или другое украшение, главное, что эта вещь сделана с огромной любовью и от чистого сердца. Только в этом случае подарок будет не забываемым, и главное единственным и неповторимым! Эксклюзив так сказать.
Должностная инструкция
1. Общие положения
1. непосредственно подчинен __________________.
2. выполняет указания __________________.
3. замещает __________________.
4. замещает __________________.
5. назначается на должность и освобождается от должности руководителем отдела по согласованию с руководителем подразделения.
6. Должен знать:
— технологию сборки ювелирных изделий и приемы выполнения монтировочных операций;
— способы заточки и заправки применяемого инструмента;
— устройство и правила эксплуатации аппарата контактной сварки;
— правила отбеливания;
— основные свойства цветных и драгоценных металлов.
— Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
— Правила внутреннего трудового распорядка.
2. Должностные обязанности
1. Монтировка простых ювелирных изделий из цветных металлов и серебра.
2. Сверление отверстий с применением простейших приспособлений.
3. Подготовка наборов к пайке, пайка, заправка в зоны пайки, гибка, правка, центровка, подгонка, отбеливание изделий, деталей и узлов к ним.
4. Соединение звеньев в ушки.
6. Контактная (точечная) сварка изделий.
3. Права
1. давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
2. контролировать выполнение заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками.
3. запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.
4. взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
5. знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности Подразделения.
6. предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Должностной инструкцией обязанностями.
7. выносить на рассмотрения руководителя предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
8. докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.
4. Ответственность
1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.
3. За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Украины.