Моральная позиция что это такое нужна ли она нам
Презентация по обществознанию 7 класс.
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Что можно, нельзя, нужно»
Притча: Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.
Вопросы: Когда вы входите в класс, что вы говорите учителю и одноклассникам? Почему?
Нормы морали Моральные нормы – правила поведения людей в обществе, определяющие «что есть добро» и «что есть зло», регулирующие общественные отношения. Нормы морали требуют от людей достойного поведения, благородных поступков.
Виды моральных норм Виды моральных норм «Можно» «Нельзя» «Нужно»
Виды моральных норм Чего нельзя делать в семье, коллективе, обществе? Почему человеку необходимо соблюдать определенные правила поведения? Для чего существуют нормы-запреты?
Вывод Моральные нормы, существовавшие испокон веков, призывали и призывают человека быть терпимее, добрее в отношении к другим людям. В этом состоит ценность и значение моральных норм для общества и человека!
Вопросы: Всегда ли и во всем человек должен следовать нормам группы, быть как все? В классе никто не хочет дружить и общаться с одним из учеников. Надо ли следовать принятому в классе правилу, если лично вы ничего плохого к нему не испытываете?
Нужно с ранних лет вырабатывать твёрдую моральную позицию, уметь делать добро и противостоять злу! Учебник стр. 22.
Вывод Закончите фразу: «Моральные нормы важны для человека и общества, потому что…»
Домашнее задание: §3, записи, вопросы. Задания для самостоятельной работы Сообщение или презентация на тему: «Моральная позиция: что это такое? Нужна ли она нам? (примеры из жизни)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-701484
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Моральные принципы
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение моральных принципов
Моральные принципы — это набор нравственных правил, которые действуют для отдельного человека, группы лиц или общества в целом. Чаще всего усваиваются с детства.
Другими словами, моральные принципы — это такие требования, которым нужно строго следовать во всех жизненных ситуациях.
На формирование моральных принципов сильно влияет воспитание, отношения в семье, религия, окружение, культура. То, что какое-то время назад казалось неприемлемым и предосудительным, может стать нормой и не вызывать порицания. И наоборот: некоторые вещи, которые считались обычными, могут стать абсолютно недопустимыми.
Именно моральные принципы позволяют человеку выбрать верный жизненный путь и влияют на принятие решений в соответствии с его совестью на всем жизненном пути, дают ему общее направление деятельности.
Любой человек проходит несколько стадий нравственного развития на различных этапах своей жизни, и его собственные моральные принципы могут меняться под влиянием внешних факторов.
Моральные принципы — это то, что формируется и может изменяться в течение всей жизни, актуально для конкретно взятого общества и для каждого человека отдельно, без этих принципов невозможно существование гармоничного общества.
История термина «мораль»
Невозможно сказать точно, когда общество впервые задумалось о том, что такое мораль.
Самый ранний источник, который описывает это понятие — притчи Соломона (середина X века до нашей эры). При жизни Гомера социуму были хорошо известны совесть, добродетель, честь, законность.
О вопросах нравственности и морали писал Конфуций (VI–V вв. до нашей эры), который считал милосердие, человеколюбие и добропорядочность важнейшими общечеловеческими ценностями.
Большой вклад в формирование понятия морали внес Цицерон. Он много рассуждал о том, как соотносятся между собой этика, мораль и право. Он стремился показать, что невозможно разделить понятия права и нравственности, поскольку совместно они позволяют избавлять общество от хаоса и создавать порядок. Конечно, Цицерон, который жил в I веке до нашей эры, был далеко не первопроходцем в данной теме. Но именно он ввел определение морали, на которое мы ориентируемся и сегодня.
Пифагор, Сократ и Платон также поднимали вопросы морали и нравственности в современном им обществе, приводили примеры высоконравственного поведения по меркам того времени.
Термин «мораль» берет начало от латинского moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, поведение, а позднее — нрав, характер, нравы. Древнеримские авторы переводили слово как «соответствие добрым нравам». В XVIII столетии подобное слово использовалось во французском языке и обозначало «равный закону, законный». В русский язык слово «мораль» также пришло через французский (la morale) в XVIII веке.
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!
Подходы к пониманию морали
Существует четыре подхода к пониманию морали:
Религиозный. Его приверженцы считали, что источник морали — это абсолют. Человек для обуздания своих страстей вынужден обращаться к Богу за помощью. Вера в него помогает исполнять абсолютные правила поведения.
Эволюционный. В процессе естественного отбора человек обретает и передает по наследству определенную линию поведения. По этой версии мораль происходит из инстинкта общительности людей.
Натуралистический. Первопричина морали — природа. Человеческий разум определяет природные моральные ценности как добро или зло.
Культурологический. Мораль является одним из элементов культуры общества.
Основные функции морали
Мораль осуществляет такие функции:
Интегративная функция морали — гармонизирует внутреннее состояние человека.
Оценочная функция морали связана со способностью человека определять критерии своих и чужих поступков исходя из понятий добра и зла. Нравственная оценка выражается в похвале, порицании, согласии и т. д.
Регулятивная функция морали — определяет деятельность с учетом потребностей окружающих людей, всего общества. Мораль устанавливает общественные нормы, которые необходимо соблюдать, накладывает санкции и поддерживает правила поведения.
Контролирующая функция морали — проверка соответствия поведения человека нормам, которые установлены в обществе. Контроль самого себя на основе осуждения окружающих или совести.
Воспитательная функция морали — механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Мораль учит понимать и принимать их нужды и интересы, формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.
Ценностно-ориентирующая функция морали формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.
Классификация моральных принципов
Моральные принципы человек осознает как поведение, которое определяет характер взаимоотношений в обществе.
Выделяют такие моральные принципы:
Принцип гуманизма — высшая человеческая ценность, которая выражается в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и самореализацию.
Принцип альтруизма — нравственная норма, которая призывает оказывать бескорыстную поддержку нуждающимся.
Принцип коллективизма — возможность совместного существования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма.
Принцип справедливости — равные права и свободы для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества усилий со стороны каждого человека.
Принцип милосердия — готовность сострадать и помогать тем, кто просит, вне зависимости от социального статуса и внешнего вида.
Принцип миролюбия основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Миролюбие способствует поддержанию общественного порядка, взаимопониманию поколений.
Принцип патриотизма — любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
Принцип толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Другими словами, принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.
Моральные принципы общения
Нравственные нормы и принципы в контексте общения:
самоуважение и проявление уважения к собеседникам;
приоритетность чужих или общественных интересов над личными;
осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
признание неприкосновенности личного достоинства каждого человека;
вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
общение — процесс двусторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него вклад;
равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
понятность и доступность для всех участников общения;
последовательность и правильная очередность элементов общения, например, вопрос-ответ, побуждение к ответной реплике.
Отсутствие моральных принципов
Полное отсутствие моральных принципов невозможно — у человека в любом случае есть какое-то представление о том, что можно и что нельзя делать. Эти представления могут значительно отличаться от общепринятых в конкретном обществе, тогда такого человека могут назвать аморальным. Если человек перестает развивать свою личность, прекращает ставить перед собой цели и ориентиры, то он начинает деградировать. Вместе с этим начинается регресс сформированных моральных норм и правил.
ПолитКлуб
Задачи и требования; что стоят перед современным человеком и обществом намного сложнее, чем скажем 100 лет назад. Следовательно, и требования к моральным нормам должны быть другими. Более четкими, выверенными, без лишнего и отжившего. По своей сути они должны приближаться к правилам успеха, а по статусу в обществе – к стандартам.
Конечная цель, что бы в умах и сердцах людей было четкое понимание, как необходимо действовать, а что нужно пресекать. Что достойно, а что низко. Что есть зло, а что добро. Какими личными качествами должен обладать человек, имеющий значимый вес в обществе, а при наличии каких, он является угрозой для нормального развития общества, и должен быть лишен возможности влиять на него, и в полной мере пользоваться его плодами.
По большому счету сейчас нет в обществе четко прописанных моральных норм. Чем раньше они появятся, чем скорее начнется их популяризация, тем скорее появиться шанс, что многое измениться к лучшему. Для этого они должны быть прописаны, выверены, опробованы, в организациях и предприятиях общества, и популяризированы среди всех слоев, через заинтересованные общественные организации, средства массовой информации, образование (школы, ВУЗы, т. д.) и органы власти.
Давайте обсудим, нужна ли мораль в обществе; требует ли пересмотра та, что есть на сегодняшний день; выполняет ли она ту «работу», которая является ее по логике; и нужно ли пересмотреть моральные нормы и придать им статус стандарта в обществе.
Что такое мораль, и зачем она нужна людям?
Казалось бы, слово мораль на слуху, но не каждый сразу может ответить: что это такое? Тем не менее, каждый образованный человек понимает и может утверждать, что наличие такой составляющей человеческих отношений, как мораль, является залогом процветания общества. Попробуем сформулировать это понятие, а также разобраться, зачем нужна мораль.
В обществе сформировались определенные правила поведения, понимание границ добра и зла. Соблюдение этих правил не обязательно для членов общества, тем не менее, чтобы индивидуум мог успешно интегрироваться в это общество, правила эти придётся соблюдать. Мораль европейца, скорее всего, пойдет вразрез с моралью представителя, например, мусульманских государств.
Нормы морали
Законодательно нормы морали не закрепляются, потому, что для здравомыслящего члена общества их соблюдение естественно. Общество осуждает несоблюдение норм морали. Любое общество имеет устойчивые представления о добре, зле, справедливости, которые являются личностным ориентиром.
Обстоятельства определяют моральную составляющую поступков. Так, счастливый смех – это нормально, смех злорадный – это дурно. Вредить другому человеку – плохо, защищать же свою семью, пусть даже причиняя вред – это нормально. Все готовят еду дома – это обычный быт, но если готовить еду для нуждающихся – это высокоморальный поступок.
Моральные нормы появились значительно раньше правовых. Первобытное общество сформировалось под их влиянием. Моральные нормы способствовали организации, накоплению знаний и дальнейшему развитию этого общества. Основой первых законов стали устоявшиеся нормы и правила поведения, облаченные в более строгую, конкретную, логичную форму.
Как формируется мораль?
В любом обществе понятия о добре и зле достаточно условные. Формируются они под воздействием исторически сложившихся обстоятельств. На основании этих понятий складывается мораль, свойственная именно этому обществу. Традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение, также оказывают влияние на мораль. Но то, что приемлемо у одного этноса, может вызвать недоумение и даже отрицание у другого.
Если кратко о том, зачем нужна мораль людям, то можно сказать, что ее развитие является признаком развития общества. Рабовладение, кровопролития на религиозной и расовой почве когда-то были нормой для просвещенного человечества былого времени. Сегодня мы понимаем, насколько аморальны были те нормы.
Изучая процесс социальной эволюции различных этносов, учёные пришли к выводу, что именно формирование и соблюдение норм поведения позволяет гарантировать продолжение рода этнической группы и её сохранение. Чувствуя ответственность перед своей социальной группой, отдельный индивид вынужден соблюдать принятые в этой группе нормы морали.
Мораль современного общества
В наше время ценят свободу личности, её вероисповедания, право на саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию, образование, достойный уровень жизни. Несколько веков назад эти нормы показались бы дикими. Религия диктовала смирение, излишества считались греховными. Стремление к достижению материального благополучия – путём в Преисподнюю.
Современная мораль предусматривает стремление к достижению всеобщего благополучия. Успех отдельной личности формирует это благополучие. Примитивные нормы морали средних веков вообще не предусматривали, что счастье – это не низменный инстинкт человека, погрязшего в грехах, а цель эволюции общества. В настоящее время с человека снимается ряд табу, например, в сфере личной жизни. В то же время, свобода от запретов и ограничений в сексуальной жизни не отменяет неприятие обществом жестокости, шовинизма, агрессии, вероломного насаждения своей воли.
Индивид в процессе свой самореализации не должен ущемлять права окружающих, но при этом он должен быть уверенным, что имеет право на достижение счастья. Сегодня не запрещено, как в средних веках, стремиться к благополучию каждого члена социума.
Человеку и обществу нужна мораль
Насколько гармонично человек сможет существовать в том или ином обществе – это именно то, что определяет мораль. Она отнюдь не универсальна, а формируется под воздействием исторических фактов, традиционных ценностей того или иного этноса. С течением времени понятия морали становятся диаметрально противоположными. В Средневековье осудили бы стремление наших современников к богатству. Сегодня же считается, что чем больше богатых людей в обществе, тем оно благополучнее. Мораль определяет качество отношений, очерчивая рамки для добра и зла, плохих и хороших поступков. По большому счёту, наше «эго» состоит из принципов, определяющих всю нашу жизнь, наше отношение к происходящему вокруг и мира к нам.
Мораль современного общества требует от каждого из нас постоянно развиваться, самосовершенствоваться, искать себя и своё место в жизни. Только мы сами можем пройти свой путь так, чтобы ощутить гармонию с собой и миром, осознавая собственную уникальность. А если сложно разобраться в себе и понять, как контролировать свои эмоции и чувства, чтобы комфортнее чувствовать себя в обществе и быть полноценной его частью, можно использовать развивающие тренажеры и курсы Викиум. Например, можно обратить внимание на курс «Эффективное общение». Он позволит провести глубокую работу над собой и своими эмоциями, научит понимать поведение людей, правильно строить общение, налаживать связи, соблюдая общие нормы морали и учитывая при этом собственные потребности.
Надо вот так: что такое мораль и как она меняется со временем
Анна Веселко
Мораль представляет собой набор стандартов, которые позволяют людям жить вместе в группах, — это то, что общества считают «правильным» и «приемлемым». Иногда нравственные поступки означают, что люди должны жертвовать своими краткосрочными интересами ради блага общества. Лица, идущие против этих стандартов, могут считаться аморальными. Но можно ли сказать, что мораль едина для всех, стабильна и непоколебима? Разбираемся в понятии и смотрим, как мораль меняется с течением времени.
Мораль Фрейда и — Фрейд предположил, что нравственное развитие происходит, когда способность человека игнорировать свои эгоистические потребности заменяется ценностями важных социализирующих агентов (например, родителей человека).
Теория нравственного развития Пиаже — Жан Пиаже сосредоточился на и перспективах развития и предположил, что нравственное развитие происходит с течением времени, на определенных этапах, когда дети учатся принимать определенные моральные нормы поведения ради самих себя, а не просто соблюдать моральные нормы, потому что они не хотят попасть в беду.
Поведенческая теория Б.Ф. Скиннера — Скиннер сосредоточился на силе внешних воздействий, определяющих развитие человека. Например, ребенок, получивший похвалу за доброту, может снова отнестись к с добротой из-за желания получить позитивное внимание в будущем.
Моральное рассуждение Кольберга — Лоуренс Кольберг предложил шесть стадий морального развития, выходящих за рамки теории Пиаже. Кольберг предположил, что с помощью серии вопросов можно определить стадию мышления взрослого.
Если смотреть на широкую картину, это означает, что у нас мало сознательного контроля над нашим пониманием правильного и неправильного
Люди разного возраста, пола, происхождения и политических убеждений используют эти виды морали в разной степени. Культура в целом со временем усиливает акцент на одних моральных основах и уменьшает акцент на других.
Историческое изменение моральных концепций
По мере развития культур и общества меняются и представления людей о добре и зле, однако природа этой трансформации остается предметом предположений.
Каждый из пяти видов морали был представлен большими, хорошо обоснованными наборами слов, отражающих добродетели и порок. Результаты анализа показали, что основные моральные термины («совесть», «честность», «доброта» и другие) по мере продвижения вглубь XX века стали использоваться в книгах значительно реже, что соответствует нарративу деморализации. Но, что интересно, примерно в 1980 году начался активный подъем обратно, что может означать поразительную реморализацию общества. С другой стороны, пять видов морали в отдельности демонстрируют кардинально разные траектории:
Мораль чистоты показывает те же падение и рост, что и основные термины. Идеи святости, благочестия и чистоты, а также греха, осквернения и непристойности падали примерно до 1980 года, а затем выросли.
Эгалитарная мораль справедливости не демонстрировала ни последовательного роста, ни падения.
Вероятно, десятилетия, прошедшие с 1980 года, можно рассматривать как период возрождения моральных опасений, а проведенное исследование указывает на некоторые важные культурные трансформации.
То, как мы склонны думать о добре и зле сегодня, отличается от того, как мы думали когда-то, и, если верить тенденциям, от того, как мы будем думать в будущем
С другой стороны, возможно, все дело в историях, которые циркулируют в обществах и возникают потому, что люди приходят к определенным взглядам и стремятся передать их другим. Несмотря на то что немногие из нас пишут романы или снимают фильмы, люди — прирожденные рассказчики и используют повествование, чтобы влиять на других, особенно на своих собственных детей.
Личные ценности и моральные устои общества
То, какие у вас ценности, и то, как они соответствуют моральным устоям вашего сообщества и вашим собственным действиям, напрямую влияет на чувство принадлежности и, шире, удовлетворенность жизнью.
Личные ценности — это принципы, в которые вы верите и в которые инвестировали. Ценности — это цели, к которым вы стремитесь, они во многом определяют суть личности. Но что более важно, они являются источником мотивации к самосовершенствованию. Ценности людей определяют то, чего они хотят лично, тогда как мораль определяет, что общество вокруг этих людей хочет для них.
Психологи-гуманисты предполагают, что у людей есть врожденное чувство ценностей и личных предпочтений, которое, как правило, скрывается под слоями социальных требований и ожиданий (социальной морали). Часть человеческого пути включает в себя постепенное повторное открытие этих врожденных и сугубо личных желаний, которые бессознательно скрываются, когда оказывается, что они противоречат требованиям общества. Тем не менее, если провести «инвентаризацию» ценностей, большинство хорошо социализированных людей обнаружат, что между тем, чего они хотят, и тем, чего хочет общество, существует большая степень соответствия.
Да, определенное поведение считается желательным, другое — нет, однако по большей части, как мы увидели, мораль не высечена на камне и часто отражает местные культурные особенности и исторические аспекты, которые имеют свойство меняться.