Морана это богиня чего
Богиня Морена — славянская Богиня Зимы и Смерти
Морена (Мара, Марена, Моржана, Морана) – славянская Богиня Зимы и Смерти. С именем Морены созвучны многие страшные слова «мор», «морок», «мрак» и даже «смерть». Богиню Морену побаивались, однако, уважали. Особенно на Севере, где сильна власть долгой зимы, помнили о важности обращений к Богине Морене.
Упоминания имени Морены встречаем в текстах северных заговоров. Уговоры, обращенные к Богине Смерти, чаще всего читают для доброго дела, например, исцеления от хворей. Считают, что именно Богиня Зимы способна прогнать болезни, приходящие вместе с холодами. А в текстах старинных писем встречаются даже обращения к Богине Морене для закрепления обещания. Тогда пишут, что Морена будет свидетельницей тому, кто взялся выполнить зарок:
«Приветствие от Петра к Демше. Дай Микуле Кишке гривен шесть, взявши у Марены. Приведя его сам, дай в присутствии Марены. А если попросит Ярко, то тому не давай. Приветствую тебя. Сделай же милость, исполни сам».
Морена в пантеоне славянских Богов
Богиня Морена – дочь Сварога, Небесного Отца и Лады-Богородицы. Сёстры её — веселая Лёля, Богиня Весны, и добрая Жива, Богиня Лета. Как вышло, что Морена, рожденная среди светлых Богов, стала властительницей мира Нави?
Северные былички рассказывают, что трех дочерей Сварога и Лады похитил Скипер-Змей, посланник Хаоса. Лёля, Жива и Морена были превращены в страшных чудовищ и служили Скипер-Змею, пока он не был повержен. Тогда Боги Перун, Велес, Стрибог и Хорс освободили сестер, расколдовали их и вернули им прежний облик. Однако, сердце Богини Морены так и осталось темным, и она ушла в Навь.
Сейчас Богиню Морену считают женой Чернобога, Властителя Нави. Иногда дочерями Морены называют сестер-Лихоманок, духов, насылающих болезни. Поэтому в заговорах именно к Морене обращаются с просьбой утихомирить своих дочерей и остановить хвори.
Читайте книги сказок о славянских Богах!
Легенды и мифы о славянской Богине Морене
Самый известный миф о Богине Морене – миф о превращении её в чудовище вместе с сестрами Богиней Лёлей и Богиней Живой и о возвращении сестрам прежнего облика. Этот миф описывается вместе с историей о том, как Перун, Защитник Яви, победил Скипер-Змея (или Скипер-Зверя в других вариантах мифа).
Богиня Морена участвует и в других славянских мифах. Чаще всего её описывают как красивую молодую женщину с белой, как снег, кожей и темными волосами, черными, как небо зимней ночью. Богиня Морена описывается высокомерной, красивой и одновременно пугающей. Много северных быличек посвящено тому, как Морена-Зима хотела захватить власть над миром Яви, править вечно. Богиню Морену всегда обижает, что её почитают меньше, чем Лёлю-Весну, что её прихода не ожидают с нетерпением и радостью.
Оберег – символ Богини Морены
Самый известный знак Богини Морены – Зимний Косой крест. Этот крест представляет собой пересечение двух линий, на концах каждой из которых есть ещё небольшие штрихи. Так символически обозначается заморозка, остановка, потому что линии креста не могут далее продолжиться в бесконечность.
Знак Богини Морены используют как оберег от злого умысла и злых чар. Считается, что властительнице Нави подвластна остановка любой беды. Кроме того, символ Богини Морены может избавить человека от внутренней неуверенности.
Атрибуты Богини Морены
Явление природы – зима, черная луна.
Птица – черный лебедь.
Растение – ель.
Геральдика, предметы – серп или коса, череп.
Треба (подношение) – мед и другое кушанье, красное вино (или другие красные напитки), как символ крови.
Морена – Богиня-Покровительница
Богиню Морену своей покровительницей чаще выбирают Ведающие, те, кто не страшится прикоснуться к тайнам мира Нави. Но и обычный человек может выбрать Морену, Богиню Зимы и Смерти своей покровительницей. Богиня Морена даст уроки к тому, кто обладает гордым, жестким и непреклонным характером, при этом очень деятелен и любознателен. Такому человеку часто приходится страдать от последствий собственных поступков, но таков уж его нрав. Если в вашем характере есть такие черты, Богиня Морена может стать вашей покровительницей:
Такому человеку Богиня Морена поможет обуздать свой нрав, найти способы выражения свободомыслия, чтобы не вредить себе и другим людям.
Какие бывают обереги,
дающие защиту Морены?
Морена в северной традиции гадания и магии
На славянской Резе Богини Морены — символ Зимний косой крест, о котором мы писали выше.
Номер Резы – 21.
Реза Морены приходит, когда Спрашивающего ждут проблемы, несчастья, беды, неожиданные и незваные, подобно зимней стуже. Предотвратить эти беды невозможно, можно только их переждать и после возместить ущерб, сохраняя при этом веру в жизнь и доброе отношение к людям.
К Богине Морене обращаются в славянской магии, когда желают остановить, предотвратить что-то в жизни. Часто к Богине Зимы Морене обращаются в обрядах на здоровье. Считают, что Морена может остановиться сестер-Лихоманок, приносящих болезни. Обряды, обращенные к Морене, Богине Смерти, нужно проводить с особой осторожностью, как и любые другие обряды, обращенные к Богам Нави.
Подробнее о значении Резы Богини Морены в гадании в статье «Реза Рода Морена»
Праздники, где чествуют Морену, Богиню славян
22-24 ноября — дни Морены, встреча зимы и холодов.
1 марта – день Богини Морены. Чествуют Богиню Зимы перед её уходом.
Последний раз вспоминают Морену-Зиму на Весеннее Равноденствие 20-22 марта, в этот день к людям приходит Лёля, Богиня Весны, а Морена-Зима окончательно покидает мир Яви.
Читайте больше о славянских праздниках в разделе «Славянские праздники и обряды».
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Ноябрь — месяц особенный: по календарным датам ещё осень, а по погоде — самая настоящая зима — и по народному календарю именно в ноябре и наступала зима.
У славян таким переломным днём было 25 ноября, который почитался днём Марены. Считалось, что в этот день всегда стоит отвратительная погода — дождь, снег, ветер. В этот день запрещено было творить какие-либо славословия и жертвы богам, так как все они невольно приносились бы Марене.
Обрядовая пища: кисель, оладьи, морковь, репа.
Леля, Жива и Марена – три дочери Сварога и Лады. И было у них также по три брата-близнеца, одного из которых мы хорошо знаем – это Перун, а об остальных приходится только догадываться (хотя бы по аналогиям с египетскими мифами).
Марена вначале была женой Даждьбога, сына Перуна и русалки Рось, но впоследствии стала известна под именем Василисы Прекрасной, жены Кощея (аналога бога-трикстера Локки в ирландских и скандинавских мифах). А женой Даждьбога стала Жива (Тара). Именно Даждьбог чаще всего ассоциируется в сказках как Иванушка Царевич.
Вот, что пишется в древнеславянском мифе о союзе Даждьбога и Мары:
Первая жена Даждьбога Майя Златогорка после смерти ушла в Навь, где дух ее слился с духом богини Смерти – Марены, после чего, видимо и приглянулся Марене Даждьбог. Тогда Марена приворожила Даждьбога и в его сердце поселилась любовная тоска.
В то время к Марене сватался Кащей, но Дажьбог так распалился страстью, что решил отбить у соперника прелестницу. Однако Марена не собиралась становиться женой Дажьбога. Замуж она хотела только за Кащея, ибо он был знатного рода — шутка ли, сын Вия и Матери Сырой Земли, внук самого Черного Змея. А Тарх Дажьбог всего-то сын русалки.
Когда Тарх стал слишком уж ее донимать, она предложила ему выпить заговоренный мед. Только Дажьбог его выпил, у него на голове заветвились рога — и Дажьбог обратился в Златорогого Оленя (об этом событии люди вспоминают в середине лета, в день Медового Спаса).
Песни о Дажьбоге, Марене и Кащее воссозданы на основе былин о Добрыне и Марийке Кайдаловне, Потыке и Марье Белой Лебеди, а также сказок об Иване-Царевиче и Марье Моревне и иных подобных. Ссылки есть в «Русских Ведах» (М., 1992).
Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню «мар\мор», связанное со смертью (мором).
В переводе с санскрита «mara» значит «убивающий», «уничтожающий». Не случайно в буддийской мифологии «Мара» — божество, персонифицирующее «зло» и все то, что приводит к смерти живые существа. Он (Мара) искушал Будду под деревом Бодхи и создавал препятствия на духовном пути всех Бодхисаттв, стремившихся к «просветлению». Согласно буддийским мифам, божеству Маре подчинено огромное количество демонов ненависти и вожделения (рассматриваемых буддийскими философами прежде всего как персонификации различных аспектов человеческой психики); также он (буддийский Мара) имеет дочерей, воплощающих собой сексуальные страсти.
В цикле легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола важное место занимает образ Морганы ле Фэй, сводной сестры Артура. Во всех британских вариантах мифов о легендарных рыцарях она представлена заклятым врагом Артура, часто виновницей его гибели. Однако после кровавой битвы под Солсбери, стоившей жизни большинству рыцарей Круглого Стола, когда король и его мятежный племянник Мордред поразили друг друга, Моргана была одной из трех женщин, которые на черном корабле увезли смертельно раненного Артура в Аваллон (ее спутницами были королева Северных Штормов и королева Потерянных Земель). Некоторые варианты мифов гласят, что Моргана ле Фэй (держащая в руке яблоневую ветвь — символ изобилия) является владычецей Аваллона («Яблоневого Острова» – остров Буян (?)).
В славянских мифах и легендах часто встречаются персонажи, носящие такие имена, как Мара, Маря, Маруха, Мора (и близкое к нему Кикимора), Марена, Морена, Марана, Маржана, Маржена и т.п., связанные (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с олицетворениями смерти, а также с сезонными ритуалами умирания (а затем восресения) природы.
В весенних обрядах славян Мареной называлось соломенное чучело — воплощение смерти и зимы, которое топили (разрывали, сжигали), что призвано было обеспечить хороший урожай. В русских деревнях в Купальскую ночь сжигали на костре чучело Мары-Марены [это символично тому, как происходит в природе: из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна)]. Есть также и версия, что имя Мары в купальских обрядовых песнях впоследствии было частично вытеснено именем Марьи (Марии)…
Если рассматривать «мифологический» уровень понимания Изначальной Традиции, то следует упомянуть, что, согласно одному из мифов, Марена является дочерью Черного Змея (охраняющего переход из Яви в Навь по Калинову Мосту) и внучка Ящера, владыки Подземного Мира, которую взял замуж Кощей (одна из ипостасей Чернобога), ее родной брат по отцу; от Кощея Марена родила дочерей Водяницу, Ледяницу, Снежану, Немочу, Замору и других, связанных с умиранием, неурожаем, скотьим мором итп; сопровождают Марену «мары» — бестелесные навии («навки»), вестницы смерти.
Время года, которому покровительствует Марена — зима, сторона света — запад (где умирает Солнце), время суток — ночь (лучшее время для темного колдовства)…Есть День Марены (Навий день) и весной — 1 марта, когда сжигают чучело Мары, обряд прощания с зимой и встреча Весны.
Современный неоязычник, как правило, знает о Марене только одно — это «Богиня смерти». Ну и, соответсвенно, верит в легенды о Ее «борьбе» со «светлыми Богами» — благо авторы разной степени талантливости от М. Семеновой до А. Асова, насочиняли уже достаточно много по этому поводу — в зависимости от характера принимая сторону той или иной стороны.
«28 июля 1414 года в деревне Анкаим умер Креве-Кревайть (Krewe-Krewayto) по имени Гинтовт, 74-й первосвященник; с ним пал сан некогда очень важный в делах святых и судебных во всей земле Литовской, Пруссии, Литве, Жемайтии, Куронии, Земгалии, Ливонии, Латгалии и даже в землях кривичских руссов (Creviczensivim Russorum)» (16)
Обычай оставлять у святых мест молитвы-записочки сохранился на Русском севере едва ли не до наших дней. Отражением его является и коми обычай «кабала» (18) — когда колдун обращается к лесному духу в записке на бересте, которую выкладывает на урочное место вместе с подношениями — обычай явно заимствованый «заволочской чудью» у более культурных новгородцев. На Руси же существовал чуть ли не до петровских времен обычай класть в гроб с покойником письма (19) привратнику иного мира, которым почитали на Руси Николу — заместителя в этой должности языческого Волоса. Причем первым известным последователем этого обычая стал никто иной, как очередной выходец с балтийско-славянского севера варяг Шимон-Рюрик, учредитель и спонсор Киево-Печерского монастыря. И я полагаю, что сын Варяжского моря взял с собой на тот свет не византийский пергамент — а бересту, бересту, на которой «людии новгородские от рода варяжска» писали письма — друг другу, и, как теперь выясняется, своим Богам…
Не смотря на такой серьезный смысл имени Марена, в славянских семьях называли девочек этим именем. Не боялись гнева богини, ну или так пытались ее задобрить, чтобы она не насылала мор на их род – не известно.
В грамоте 794 Петр (некоторыми авторами предполагается, что новгородский боярин Петр Михайлович) просит Марену оказать влияние на князя (!), когда тот станет наделять купцов (чем и как непонятно, вообще, грамота сохранилась фрагментарно, а прорисовки на » http://gramoty.ru/» куда-то делись, причем в этой связи упоминает мор, прошедший зимою. По грамоте не понятно связан ли был мор с именем зимней богини, перевод грамоты можно истолковывать по разному «…Марена, вразуми князя нашего, который дары купцам раздавать собрался. Зимний гнев Свой напомни…» То ли это все таки обращение к Марене-богини зимы, то ли это обращение к княгине Марене, которая по каким-то нам не известным причинам лютовала именно зимой.
В грамоте 798 некий Завид требует от неизвестного адресата, чтобы он (она?) велел(а) тому из «воих сыновей», у которого есть зерно, отдать дань Марене. «…скажи сыновьям, кто сможет, пусть зерно за меня принесет Марене-Государыне в дань. »
В грамоте 849 Петр (возможно, тот же, что и в первой грамоте) — велит какому-то Демше выдать шесть гривен Микуле Кишке — но только «перед Мареной» — …Демша, ты шесть гривен Микуле только перед кумиром Матушки давай. Может, хоть Ее побоится, шильник! А Ярьке не давай, у этого ничего святого нету.
Это глубоко архаичный образ, восходящий к фундаментальному индоевропейскому мифу об оплодотворении Земли, Матери-Сырой-Земли, Деметры и др. — активным началом: Деушем, Зевсом, Юпитером и др. Земля пьёт дождь, проливающийся с неба, и плодоносит. Современное выражение «дождь напоил землю». Не случайно Зевс оплодотворяет Данаю в золотом дожде. Есть работа Никиты Ильича Толстого о белорусском фольклоре, где есть выражения: «пьян, как мать» и «пьян, как земля» (имеется в виду напоённость Матери-Сырой-Земли).
Таким образом, восклицание: “пей, мать”, “пей, земля” и даже “пей, п-да” — надо понимать как сакральное заклинание с древним, глубоко поэтическим смыслом: «да наполнится, да будет напоено оплодотворяющим началом рождающее лоно!» В устах Милуши почти наверняка это цитата из «срамной песни», которая будет звучать на свадьбе, и она хочет сказать: «Маренка, да пусть же свадьба состоится!» (6)
Сейчас археологи нашли уже дом Марены и Петра: богато украшенная утварь, пряслице с именем Марены и другие артефакты. Они укладываются во временной интервал 20-х—70-х годов XII в. В 1155 году Пётр и Марена выдали дочь замуж за сына Юрия Долгорукого — это один из всего двух случаев в древнерусской истории, когда князь женился не на княжне. Отсюда делается вывод, что перед нами письмо к знатнейшей даме древнего Новгорода, породнившейся с княжеским домом.
По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет. Германцы уверены, что маруты — духи неистовых воинов. Шведы и датчане считают их душами умерших, болгары уверены, что мары- души младенцев, умерших некрещеными. Белорусы верили, что Морана передает умерших Бабе-Яге, которая питается душами мертвых. На санскрите слово «ahi» означает змей, змея.
Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть. И чтобы как-то оградить себя от Марены и показать ей, что её не боятся, припугнуть, прогнать подальше, славяне собирались всем миром и шли в самое гибельное место — на лесное болото. Ведь так же считалось, что именно в лесных болотах гнездится всякая нечисть (Мора- Кикимора), принадлежащая к свите тёмного божества.
На это болото приносили пылающие головни и тушили их в елани (незамёрзшей трясине), чтобы символически «дать отпор» богине зимней стужи и смерти. Ведь впереди были длинные ночи и короткие дни без солнца, с самых незапамятных времён считавшегося противником всех тёмных сил и другом людей.
Символом Мары является знаки воды, выраженные двумя волнистыми линиями. Из воды человек приходил и по некоторым погребальным обычаям, в воду человек уходил, что бы переродиться (кстати, есть замечательная книжка по поводу древних захоронений).
Морена – богиня тьмы с прекрасным ликом
Одно только имя богини Морены наводило ужас на наших предков. В нём слышались слова “мрак”, “морок”, “смерть”. Власть жестокой богини приходила вместе с зимой, унося жизни и заставляя людей прятаться в домах от сурового нрава Морены.
Тем не менее, древние славяне почитали эту богиню. Почему? Это открывают нам мифы старины, ведь в них есть немало истин, актуальных и сегодня. Давайте познакомимся с грозной Мореной и постараемся понять, такой ли злобной была эта богиня. Неспроста на Севере до сих пор живут сказания о власти Мары, а её имя сохранилось во многих песнях и заговорах.
Морена – тёмная среди светлых
Удивительно, но при знакомстве с родословной этой богини, испытываешь недоумение от того, как могла в такой семье появиться властительница зимнего времени со столь непростым характером.
Дело в том, что родителями Морены были светлые божества Сварог и Лада, а сёстрами ей приходились Жива и Леля, покровительницы лета и весны. Почему же Морена оказалась тьмой среди света? Об этом рассказывает известное предание.
Если верить древней легенде, однажды Скипер-Зверь, злой владыка потустороннего царства и тёмных сил, решил похитить прекрасных сестёр. Три девушки были обращены в страшных чудовищ. Скипер-Зверь заставлял их творить зло, они же могли лишь подчиняться ему.
К счастью, бесчинства длились недолго. Родившийся у божественной пары Перун расколдовал и спас своих сестёр, однако сердце Морены так и осталось наполненным мраком и злобой. Почему так произошло, сложно сказать. Мне кажется, богиня просто почувствовала неограниченную власть, что подтолкнуло её к переходу в царство Нави и мрака.
Славяне считали Морену божеством смерти и мрака
Богиня мрачного царства
В поздних преданиях Морена и сама обзавелась семьёй. Она стала супругой Чернобога, а в раке у них родились Лихоманки, злых духов, что приносят болезни. Мне несколько раз приходилось встречать в фольклоре, особенно старинных заговорах, упоминания о Морене. Чаще всего люди обращаются к ней с мольбой усмирить своих дочерей. В некоторых мифах мужем Морены выступает Кощей.
Морену называли богиней смерти и зимнего времени, губительных холодов. В северном крае суровые морозы действительно часто становились причиной гибели многих животных и людей. Люди стремились как-то задобрить холодную властительницу, чтобы та была снисходительнее к ним.
Как вы представляете себе Морену? Впервые услышав об этой богине, в своём воображении я “нарисовала” старуху со злобными ледяными глазами, но это неверно. Предания описывают Морену как молодую красивую женщину. Появляется она морозной зимней ночью, когда снег сияет холодным светом – так же, как лицо Морены.
Она не любит свою сестру Лелю, весеннюю красавицу, с которой Морена находится в вечном противостоянии. Наши предки считали, что богиня зимы может сильно разозлиться, если весну начнут зазывать и почитать больше неё в самых разгар холодов. Всему своё время, а потому лишь гуляния на Масленицу открывали период весенних надежд и ожиданий.
Где же жила Морена? Я думаю, немногие захотели бы отправиться в её царство, однако славянские сказания сохранили “адрес” богини. Согласно им, между мирами проходит река Смородина. Через её огненные воды переброшен Калинов мост, что ограняется многоглавым змеем.
Далеко за мостом располагаются ледяные чертоги Морены. Находятся они на далёком севере, а прийти ко дворцу богини может далеко не каждый. Согласитесь, такое описание и колоритная внешность Морены напоминают нам Снежную Королеву из известной сказки. На этот образ верования в богиню зимы оказали непосредственное влияние.
Зимняя владычица судеб Морена
Но так ли ужасна Морена? В ней достаточно жестокости и коварства, однако богиня исполняет свою миссию. Одним из важных аспектов деятельности Морены является суд над душами. Лишь она может решить, куда отправится человек после своей смерти – в мир Нави (то есть будет забыт) или в мир Слави (останется прославленным в веках).
Как видите, не только зло Морена может творить в разных мирах. Кроме того, у неё есть отличительная черта, которой обладают лишь немногие божества. Морена может путешествовать между Явью и Навью, а сила её от этих перемещений совсем не уменьшается. Тот же Чернобог подобной привилегии лишён, ведь является заложником своего чёрного царства Нави.
Интересно то, как наши предки представляли себе смену времён года, а конкретнее – уход зимы. Легенды рассказывали, что Морена в декабре появляется совсем юной девушкой, в январе превращается в цветущую женщину, а к началу марта резко стареет.
Превратившись в дряхлую старуху, Морена не спешит отступать под натиском весны-Лели. Напротив, она нередко посылает прощальные холода, морозы, словно намекая, что ещё вернётся.
А вот один из символов Морены считается оберегом. Это – Косой Крест, что состоит из скрещенных линий, возле которых начертаны дополнительные штрихи. Форма его напоминает замороженную воду, что остановилась в момент движения. Подобный талисман защищает от бед и болезней.
Жестокая Морена властвовала над миром всю зиму
Самые разные вариации образа Морены можно встретить и в художественной литературе, и в фольклоре северных народов. Она появляется в образе Снежной Королевы, пособницы Бабы-Яги, жены Кощея и даже ведьмы Марины из русских былин. С Мореной сложно найти общий язык, ведь она требует абсолютного почитания, но и то возможно. Не стоит забывать, что приход зимы приносит не только морозы и холода, но и отдых для всей природы.
Исторический обзор образа богини Мораны в фольклоре славянских народов
Среди нескольких имен славянских Богинь, которые упоминаются в старинной литературе мы встречаем имя Мораны. Следы почитания Мораны сохранились в фольклоре и ряде празднеств, которые отмечаются по сей день.
Самое раннее упоминание богини Мораны встречается в средневековых западно-славянских хрониках, где авторы делают сравнение с римско-греческим пантеоном, цитируя божеств только по имени. Так в польской рукописи упоминается славянская Маржанна, которая согласно данному документу соответствует греческой богине Церере (урожая и плодородия). Более поздний пересмотренный манускрипт Mater Verborum сопоставляет греческую богиню Гекату (богиня лунного света, ночи, всего таинственного, волшебного и колдовского) со славянской богиней Мораной. Помимо упоминания имен и установления соответствия греческим божествам, больше никаких сведениях о Моране данные манускрипты не содержат. Однако сохранились записки польского историка Ян Длугоша (1464-1480 гг), который описывает праздничное шествие деревенских жителей, которые несут на шестах куклы Маржаны через деревню, а затем топят этих кукол в воде. Кроме того, подобный весенний обрядовый праздник встречается почти у всех западных славянских народов. В данном обряде главную роль играет нарядная кукла Маржанны, Мораны, Мармурена, Мармужена, Морены, Маржаночка, Морлава, Маренка, Маржанка и так далее (в зависимости от страны, региона). Кукла славянской богини обычно изготавливается женщинами, как правило, из соломы, и затем, наряжается в женскую одежду и украшается различными лентами, подвесками, платками, фартуками. В ходе обряда куклу проносят через деревню сопровождая радостными песнями. Например, такими:
Ej, Marej, Marej kde si prebyvala
za horami za dolami mucku osievala
ej vtacku vtacku co tak rano steboces
ci ta`a zima trasie a ci nemozes
Эй, Маре, Маре, где ты проживала
За горами, за долами, муку просевала…(наварила каши)
Вот видео песни посвященной празднику Мораны.