Мордва эрзя и мокша в чем разница
Разделение мокшан и эрзян согласно археологии. История вопроса
Для написания поста использовалась статья археолога, доктора исторических наук Владимира Вячеславовича Ставицкого «Эрзя и мокша по данным археологии // Центр и периферия. 2016.» Издатель: НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия
Древо финно-угорских языков
Впервые проблема формирования эрзи и мокши по данным археологии впервые была поставлена и аргументированно проработана П. Д. Степановым (1956). После того, как М. Р. Полесских исследовал ранние могильники мордвы в верховьях Суры и Мокши к наиболее ранним памятникам мокши были отнесены Селиксенский, Ражкинский и Тезиковский могильники, а рязано-окские могильники им были признаны полностью эрзянскими. Как и ранее, к эрзе были отнесены также памятники летописной муромы (1965-1968).
Разделение мордовский и ранних марийских памятников Т. Б. Никитиной отнесено ко времени не ранее середины I тыс. н. э.
Открытие захоронений на реке Теше вновь изменило некоторые взгляды на принадлежность.
М. Жиганов в своей монографии (1976) подчеркивал единую мордовскую культуру на протяжении всего первого тысячелетия (закончилось 31 декабря 1000 г. н.э.). Однако преобладание в ряде нижегородских могильников северной ориентации тел позволило ему сделать вывод о выделении эрзянской принадлежности с 6 века; И наоборот: у мокшан была (Армиевский мог.) южная ориентировка.
В работе по средневековой археологии мордвы В. Вихляев и И. Петербургский указали, что складывание базовых элементов культуры завершилось к 8-му веку при параллельном формировании культурной общности. Впоследствии Вихляев в работе «Происхождение древне-мордовской культуры, 2000» скорректировал точку зрения.
К VII в. полностью сложилась только мордовская культура, которая просуществовала до начала II тыс., когда и завершилось формирование мокшанского и эрзянского субэтносов.
Археологическая база возрастала, при этом главным критерием разделения оставалась ориентировка. Как отмечает Ставицкий по всем остальным параметрам материальная культура мордвы, за исключением редких второстепенных различий, сохраняет свое единство вплоть до монгольского нашествия (13 век).
Для отрицателей нашествия замечу, что «Азор» первый полнометражный художественный фильм на эрзянском языке (реж. Чичайкин), премьера которого состоялась осенью 2018 при содействии Минкульта повествует именно о монгольском нашествии.
Итак, на протяжении первого тысячелетия происходит одновременная эволюция головного убора Подобное синхронное изменение различных элементов культуры предполагает наличие регулярных контактов между отдельными группами ее носителей, которые не возможны в условиях даже относительной изоляции, выступающей главным фактором этнической дифференциации.
Вариативность локальных традиций погребения (8 век) наталкивает Н. Ф. Мокшина на мысль, что мордовские племена в эту эпоху представляли собой не столько единство, сколько сходство, близость.
Отмечается, что в 7 веке началось движение рязано-окского населения: Значительная часть верхнесурского населения перемещается в то время на р. Цну и Верхнюю Мокшу, куда, видимо, смещаются и отдельные группы рязано-окских племен, часть которых проникает и в бассейн Теши, что уверенно фиксируется В. В. Гришаковым по распространению соответствующих керамических традиций. О. В. Зеленцова отмечает приток на р. Цну населения из бассейна Теши.
Причем все самые ранние погребения на средней Цне имеют северную ориентировку, и только потом в результате притока присурского населения, здесь начинает преобладать южная ориентировка, но вместе с тем появляются захоронения, направленные головой на северо-восток
Столь радикальные изменения в ориентировке умерших, произошедшие в течение полувека, никак нельзя объяснить ассимиляцией северомордовского населения южномордовским. Вряд ли переселенцы с Верхней Суры обладали для этого необходимым людским ресурсом, поскольку мордовских погребений 7 — 8 вв. здесь известно сравнительно мало, несмотря на очень хорошую изученность данного региона.
Что же вызвало столь стремительную миграцию с Суры на Цну? Вероятнее всего, кочевники. Известен факт прекращения в 7 — 8 вв. захоронений практически на всех известных «тешинскийх» могильниках и появление новых некрополей. Судя по всему, удельный вес потешского населения, принявшего участие в освоении земель Цнинско-Мокшанского междуречья, был весьма существенным.
В результате описанных миграций к началу 8 в., по мнению В. В. Гришакова, происходит нивелировка керамических традиций в поволжско-тешском и цнинско-мокшанском керамических очагах, что свидетельствует об усилении на данном историческом отрезке процессов общемордовской консолидации. Население живет компактнее по рекам Цна и Мокша.
Итак, река Мокша, которая созвучна этнониму «мокшане» активно заселялась не ранее 8-го века. Должно было пройти время для переноса названия. О том, что в середине 10 в. южномордовские племена еще не назывались мокшей, косвенно свидетельствует упоминание византийских источников о Мордии, на расстоянии 10-ти дней до печенегов. Росы же попадали в эту страну, двигаясь от реки Днепр.
В. Н. Шитов высказал мнение, что разделение мордвы было связано с обострением в 11 веке внешнеполитической обстановки, когда из-за усиления внешней опасности происходит складывание крупных военных союзов и раннегосударственных объединений. В конечном счете это привело к завершению формирования мордвы-мокши и мордвы-эрзи, которые с 13 в. попадают на страницы восточных и западноевропейских источников. Катализатором подобных процессов, видимо, стало противоборство русских княжеств с государством Волжская Болгария, в которое оказались втянуты мордовские племена (См.: Юрченков В. А. Пургасова волость: проблемы политогенеза у мордвы в историографии // Центр и периферия. 2014)
Лаврентьевская летопись (прим 1229 г).
Великий князь Юрий, и Ярослав, и Константиновичи Василько и Всеволод идоша на мордву и мурому. Князь Юрий вшедъ в землю мордовскую Пургасову..
Так или иначе, Е. В. Кручинкина объясняет влиянием вятичей появление в головном уборе местного населения перстневидных колец с завитком, первые находки которых фиксируются в погребениях второй половины 11 веках, причем в мужских погребениях (женский наряд более консервативен). А. Е. Алихова считала накосники-пулокери отличительной чертой мокши в 12 веке, однако впоследствии В. Н. Мартьянов нашел этот предмет и в эрзянский могильниках у р. Теша.
Этническая дифференциация скорее всего возникла после монгольского нашествия в результате которого мордовское население Примокшанья попало под непосредственное управление ордынской администрации, а северные группы оставались относительно самостоятельными. Мордва участвует в походах Улуса Джучи, простому населению очевидно запрещают иметь оружие: об этом свидетельствует отсутствие боевого и сокращение охотничьего вооружения в погребениях 13-14 веков.
В Золотоордынское время выходят из употребления височные подвески с грузиком, бывшие своеобразным символом общемордовского единства на протяжении целого тысячелетия. Им на смену приходят височные кольца. При этом на могильниках с южной ориентировкой получают распространение перстневидные височные кольца с завитком, которые, по мнению Е. В. Кручинкиной, с середины 13 в. становятся отличительным украшением мокши. Однако наряду с отличиями в головном уборе присутствуют и общие элементы, к которым, например, относятся височные кольца с тупым концом.
Появление этого этнонима связывают с проникновением воинской ирано- (сармато-)язычной прослойки. Это подтверждается памятниками Андреевско-Писеральского типа первых веков в на территории Сурско-Окского междуречья. Причем близкие памятники зафиксированы и севернее в Молого-Шекснинском междуречье.. По мнению В. Ф. Генинга, носители данных традиций оказали существенное влияние и на культуру финских народов Прикамья.
Подобного мнения о иранском происхождении этнонима придерживался и видный уралист В.В. Напольских. Процитируем его книгу «Введение в историческую уралистику».
Итак, судя по данным археологии, начало образования бинарной структуры мордовского этноса относится ко времени не ранее 11 в., когда у мордвы наблюдаются процессы складывания раннегосударственных образований. Неразвитость общелитературного языка, вероятно, способствовала архаизации племенных диалектов, что вело к усилению языковой дифференциации, придавая ей иллюзорную хронологическую глубину, которой в исторической реальности не было.
У меня отец мордвин, а мать эстонка, живу в Эстонии, дестве при поездках в мордовию к родственникам отца, часто были моменты когда ты абсолютно не понимая мордовскую речь, выхватываешь похожие слова и оказывается значат они тоже самое что и в эстонском, завбавно конечно.
ну как же так, вроде интересная статья, а на картинке №1 вместо «удмуртский» написано удмутский, ну что за
Этногенез волжских финнов (происхождение мордвы) – историк и археолог Владимир Ставицкий | Научпоп
Откуда появился народ мордва (волжские финны)? Какова история появления этого народа? Какие теории его происхождения выдвигались специалистами в разное время? Какие археологические находки свидетельствуют о материальной и духовной культуре волжских финнов? Об этом и многом другом рассказывает Владимир Ставицкий, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и обществознания Пензенского государственного университета.
Что нашли археологи у памятника Минину и Пожарскому?
Булыжные мостовые первой четверти XIX века, а также порядка 30 артефактов XII — начала XIX столетия обнаружили столичные археологи на территории возле памятника Минину и Пожарскому. Раскопки начались в мае этого года. Они предваряют реставрацию монумента, которая стартует осенью.
Московские археологи завершили археологические исследования культурного слоя вблизи памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Они нашли предметы быта москвичей XVI — начала XIX века. Среди них — бронзовая ручка с орнаментом (предположительно от ложки) и свинцово-оловянная товарная пломба. Кроме того, были обнаружены фрагмент подковы и мундштук голландской курительной трубки. Интерес представляют фрагменты керамики, археологи относят их к XII–XIII векам. Специалисты изучат все находки, а затем передадут их в музейный фонд города», — рассказал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Среди артефактов оказались и строительные материалы XVI–XVII веков: кованые железные гвозди, осколки слюдяных окон, а также фасадные, печные полихромные (то есть разноцветные) изразцы и фрагменты поливной черепицы.
Помимо предметов быта и строительного материала, археологи обнаружили и более масштабные находки. Речь идет о двух участках булыжных мостовых. Их относят к первой четверти XIX века. Участки отличаются друг от друга характером кладки. Это, а также тот факт, что они находились на разных уровнях культурного слоя, говорит о том, что мостовые были выложены в разные десятилетия.
Известно, что впервые булыжная мостовая на Красной площади появилась в 1800-х. Также участки мостовой укладывались в 1814–1815 годах во время масштабной реконструкции площади после пожара 1812 года.
Так, один из фрагментов старинной дороги сложен из валунного камня (кругляка) двух размеров: мелкого (7–12 сантиметров в диаметре) и крупного (25–30 сантиметров). При этом булыжники уложены непосредственно на грунт и образуют сетчатый рисунок. У второго фрагмента мостовой другой вид кладки. В качестве материала здесь использован не кругляк, а колотый камень. Он плотно уложен на высокую подушку из песка.
Во время археологических работ специалисты изучали не только культурный слой у монумента, но и части памятника, находящиеся под землей. В июне этого года археологи тщательно исследовали основание под гранитный постамент. Оно выполнено из прямоугольных белокаменных блоков и блоков из песчаника, сложенных на известковом растворе. Среди них специалисты нашли фрагменты таких архитектурных деталей, как база колонны, капитель (верхняя часть колонны) и полуколонна, датируемых XVI веком. Их использовали в качестве строительного материала вместе с белокаменными блоками. Такому необычному вторичному применению архитектурных элементов есть объяснение.
Памятник Минину и Пожарскому был установлен на Красной площади в 1818 году. Тогда монумент на гранитном постаменте располагался перед Верхними торговыми рядами (сегодня — ГУМ) и лицевой стороной был обращен к Кремлю. Однако в 1931 году в связи с реконструкцией Красной площади и строительством Мавзолея В.И. Ленина скульптурный монумент перенесли к Покровскому собору, где он и находится по сей день.
При переносе на новом месте возвели подземное основание под памятник. При его строительстве использовались белокаменные блоки и детали от разобранных в 1929–1930-х годах построек Московского Кремля — Чудова и Вознесенского монастырей. Именно их и обнаружили археологи в июне.
Почему мордва мордве рознь
Всего треть этого народа проживает в «своей» республике. Да и народ ли это? Рассказываю про мордву, которых представляют эрзя и мокша — два непохожих обычаями субэтноса. А если начать разбираться, окажется, что и они не вполне едины.
Во время переписи 2010 года свою принадлежность к мордве отметили 744,2 тыс человек. В республике Мордовия при этом жили 333 тыс. или около 40%. Остальные расселились в Пензенской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской, Самарской и Московской областях. Мордва — один из крупнейших этносов России, по численности находится на 9 месте.
Считать мордву одним народом при этом можно с большой натяжкой. Судите сами. Финно-угорский народ мордва подразделяется на два субэтноса: эрзя и мокша. Они издавна отличались языком, верованиями, обычаями и одеждой. Более того, эрзя подразделяются еще на два маленьких народа — шокша и терюхане. У мокша есть еще и каратаи.
Ученые считают, что в древности мордвины говорили на одном языке, но потом, по мере обособления, разные субэтносы развивались почти независимо друг от друга. Это сказалось и на языках. Эрзя много слов заимствовали из русского, мокшане обогащали свой язык за счет тюркских языков. Но это очень общее направление, потому что и эзря и мокша говорят на множестве разных региональных диалектов, некоторые похожи друг на друга, а некоторые — как отдельные языки. Единого мордовского, мокшанского или эзрянского языка попросту не существует. Есть семья языков.
То же и с верованиями. Многие мордвины православные, но среди них есть и старообрядцы, и молокане (христианское духовное течение) и даже лютеране. При этом многие праздники и обычаи мордвы — языческие.
Благодаря расселению на обширной территории мордвины легко ассимилируются, что в определенные периоды истории помогало выживать, но в целом многие забыли о своей национальности, окончательно обрусели.
Вы удивитесь, но среди мордвин много известных людей.
Например, дед официальной представительницы МИДа Марии Захаровой — эрзя. Юрий Иванович Захаров родился в селе Степная Шентала Самарской области. Мария на языке эрзя не говорит, но кое-какие слова знает.
Певица Надежда Кадышева — тоже эрзя. Певица родилась в деревне Старый Маклауш Самарской области, ее отец и мать из мордвин. Когда-то Надежда даже исполняла народные мордовские песни.
Герой Гражданской войны Василий Чапаев — тоже наполовину мордвин-эрзя! Его фамилия произошла от эрзянского слова «чапомс» или «рубить».
Олимпийская чемпионка гимнастка Светлана Хоркина — мордвинка-мокша, ее малая родина находится неподалеку от Саранска.
На четверть мордвинка-эрзя всемирно известная модель Наталья Водянова.
В Гималаях найдено каменное войско
Как бы это не удивительно звучало, но до сих пор на нашей Планете мы находим следи цивилизаций, о которых раньше и не знали. Хотя большинство из этого лежит практически под ногами, но труднодоступных мест на Земле еще предостаточно.
Жителям округа Ранбан, давно было известно, что в горах Пир-Панджал стоят бесчисленные удивительные скульптуры коней с всадниками, встречающиеся в самых неожиданных местах, но никто не знает, когда они были созданы. Одно такое местонахождение было превращено в своего рода музей под открытым небом, поскольку каменные скульптуры находятся в окрестностях деревни Гул (Gool), и часть этих скульптур и плит были принесены сюда с окрестных полей. Многие статуи разбиты и лежат на земле – они являются частью дорожек или сложены вместе с камнями в ограды вокруг домов и полей. Их можно увидеть даже в ручьях, где их используют для стирки. Местное население, исповедующее ислам, ничего не знает об их происхождении. Большинству из них эти статуи совершенно чужды и непонятны. Те же, кто хоть как-то интересовался ими, считают их навигационными указателями для караванов, которые проходили через эти места во времена «Махабхараты».
Но это очень далеко от истины.
Общий вид на местонахождение Гул (в горах Пир-Панджал, Малые Гималаи)
Первой и совершенно необходимой задачей по изучению этих необычных памятников являлась их точная фиксация и описание. Выполнение этой части исследований было поручено сотрудникам ООО «Триметари Консалтинг» под руководством Михаила Аникушкина, которые провели работы по наземному лазерному сканированию объектов. Другого, столь же точного способа фиксации многочисленных объектов в настоящее время не существует. Работы выполнялись в двух кластерах, в которых были сосредоточены многочисленные каменные изваяния. Первый кластер расположен на высоте 1890 м над уровнем моря, второй – 2030 м. Площадь каждого кластера составляет около одного гектара
Рядом с каменными конями и безголовыми всадниками выросло не одно поколение детей (слева). Заброшенные и заросшие травой древние бассейны. В некоторые из них все еще поступает вода из горных источников (справа)
Лазерное сканирование было выполнено с помощью сканера Leica ScanStation P20; для создания съемочного геодезического планово-высотного обоснования использовался GNSS-приемник Leica GS14, работающий в режиме RTK c передачей поправок по радиоканалу. Помимо лазерного сканирования была выполнена аэрофотосъемка с помощью БПЛА DJI Phantom 3 и обзорное фотографирование объектов с помощью цифровой зеркальной фотокамеры.
Самая оригинальная часть этих разрушенных временем и людьми памятников – это высеченные из камня изображения коней с двумя, тремя и даже четырьмя всадниками. Этот необычный и не имеющий отношения к реальности способ «группового» передвижения указывает на мифологичность происходящего – перед нами изображения героев, предков, направляющихся в ту далекую страну, которую каждый народ представляет по-своему, и в которой каждый завершает свой земной путь. Это памятники погибшим воинам. И кони, и всадники изображены с большими подробностями, с тщательно «выписанными» деталями конского снаряжения, одежды, украшений и вооружения. При этом перед нами то, что можно назвать стилизацией или примитивистской манерой изображения – все пропорции человеческого тела искажены, так же, как и пропорции предметов вооружения, упряжи. Спина коней, как восточный диван, покрыта ковром с мелкими кистями. На ней свободно помещаются два, три, четыре человека. Эти похожие друг на друга всадники на могучих конях кажутся сказочными фантастическими существами, пришедшими из неведомого нам мира. Во всем присутствует некоторая избыточность деталей, которая, кто знает, может отражать и реальную картину. Каждый конь заслуживает отдельного описания, поскольку при явном типологическом сходстве всех увиденных и зафиксированных нами фигур (а их более 200 только на двух местонахождениях), указывающих на определенный канон, каждое каменное изваяние имеет свои особенности. Удивительно, что у всех всадников одно лицо. Для передачи образа воина был создан персонаж, который являлся воплощением всего воинства. Бросаются в глаза плоско срезанные затылки, что, как нам представляется, было призвано отразить характерную антропологическую особенность населения – кольцевую или лобно-затылочную деформацию. Этот вид деформации черепа был характерен для народов Средней Азии в начале 1 в. н. э. В этом регионе эта традиция была воспринята кочевниками, известными под общим названием гунны, и распространена ими в Европу и Индию. На монетах эфталитских правителей можно увидеть такие же плоско срезанные затылки и особую форму черепа, которые антропологи объясняют искусственной деформацией (Трофимова Т.А. Изображения эфталитских правителей на монетах и обычай искусственной деформации черепа у населения Средней Азии в древности \\ История, археология и этнография Средней Азии. М. 1968, с. 189).
Этот же тип деформации мы можем увидеть и на изображениях гималайских всадников. К наиболее характерным особенностям их лиц, которые сближают их с изображениями на монетах, относятся большие, прямые, треугольной формы носы и закрученные вверх усы, показанные тонкими параллельными линиями. Большие круглые серьги в ушах каждого всадника подобны тем, что мы видим на монетах некоторых эфталитских правителей.
Почти все всадники на местонахождении Гул давно лишились головы (слева). Изображение всадников, полученное из облака точек (справа)
Перед нами совершенно оригинальный культурный пласт, который, как нам представляется, относится к одному из «темных» периодов истории Индии, связанному с завоеванием и господством эфталитов (5–7 вв. н. э.) – народа настолько же загадочного, насколько и могущественного. Известно три эфталитских племени, которые сумели вписаться в экологическую и социальную среду Северной Индии, что обеспечило их процветание. Это раджапуты, гуджары и джаты (Успенская Е.Н. Раджапуты. Рыцари средневековой Индии. 2000). От воинственных раджапутов ведут свое происхождение столь же воинственные догра – народ и сейчас населяющий Джамму и соседние области Пенджаба, Химачал-Прадеша и северо-восточный Пакистан. Вероятно, в этих горных районах были «спрятаны» и забыты их древние погребальные и культовые комплексы, к которым относится и обнаруженное в горах Пир-Панджал молчаливое каменное воинство.
Всадники без головы
Удивительно, но в облике современного населения этого района Джамму можно увидеть несомненные черты сходства с древними всадниками. И глядя на лица мужчин, женщин и детей округа Ранбан, можно предположить, как в реальности мог выглядеть народ, оставивший свои неподписанные портреты в камне.
Народ, создавший эти оригинальные памятники, не исчез бесследно, потомки этих племен и сейчас живут в этих местах, не зная, что те изваяния, которые так мешают им на их маленьких полях – следы их былой славы и память их предков.