Мордва и евреи в чем разница
От кого произошла мордва?
Мордва древнее славян
Мордовское языческое капище божества Пурьгинепаза
Несмотря на то, что мордва-небольшой народ, который не гремел на исторической арене последние тысячу лет, их история более древняя, чем у славян.
Впервые мордва упоминается у готского историка Иордана, в перечислении завоеванных народов империи Германариха, вместе с другим финно-угорским народом «меря», дословно Merens и Mordens
Традиционные ритуалы мордвы
Откуда произошла мордва?
Кроманьонцы Русской равнины эпохи отступления ледника
Атланто-балтийский тип (сверху)
Эрзя напротив преимущественно сохранили типы характерные скорее для Польши или Германии: западно-балтийский, атланто-балтийский.
Удлиненные пропорции тела, длинные конечности, легкий скелет, долихоцефалия.
Они выходцы из другого региона, скорее всего это потомки групп населения из германо-славянской общности, которые приняли финно-угорский язык и верования или же изолянты, которые сохранили исходный индоевропейский тип, проживая в труднодоступных районах.
Мордовский воин спасает свою невесту от обских угров
Мордва тесно контактировала с иранским миром, о чем свидетельствуют многочисленные параллели в языке и языческой религии, по всей видимости, скифо-сарматский мир теснейшим образом соприкасался с мордвой, а затем им на смену пришли славяне и балты, которые также очень много «наследили» в культуре эрзя.
В домонгольской Руси записаны случаи военных конфликтов и не всегда успех был на стороне русичей, а уже войско Батыя пополнил вождь эрзя Пуреш, который прошел с ним до Германии, о чем остались многочисленные свидетельства, однако там Пуреш взбунтовался и решил покинуть войско монгол.
Те сделали вид, что отпускают его, как выполнявшего достойно свой долг, но затем они догнали эрзян и истребили их всех.
После занятия этих земель Россией, мордву стали насильно крестить, что до 20 века приводило к массовым восстаниям, которые подавлялись исключительно жестоко.
Периодические кровавые чистки мордвы приводили к тому, что они расселялись подальше от своих территорий и ассимилировались с русскими.
Детство и юность Иисус Христос провел на Руси в провинции Мордва?
Удивительно, но я, изучая древнейшую историю, заметил особенность:
Согласно одной из теорий, название «Назарет» происходит от еврейского существительного ne•tser. Ne•tser не является еврейским словом для обозначения ветви, но оно понималось как титул, основанный на словах пророка Исайи: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис.11:1). Но где корень?
В Назарете на Ближнем Востоке находится грот Благовещения, над которым построены крупнейший на Ближнем Востоке католический храм Благовещения и православная церковь Архангела Гавриила и Святого источника над источником Девы Марии.
Городом Назарет в реальности в древности был всё же, вероятно, нынешний российский город Саранск на реке Инсар и поселками Кадышево и Кадошкино (от евр. Кадыш = святой). Это в России, Республике Мордовия.
До сих пор существуют мордовская и нижегородская деревни с потрясающим названием «Хананеевка», то есть место, где живут не иудеи, а библейские хананеи, то есть Земля Ханаанская, то есть земля Иоанна = Хана, сиречь земля русская, то есть «Земля Обетованная»!
Итак, Иисус Христос провёл свое детство юность в современной Мордовии в России. Но бывал он в разных провинциях. И тому есть свидетельства.
Традиционный термин «мордва» является внешним названием этнической общности (то есть — экзоэтнонимом). Эрзяне и мокшане имеют различное этническое самосознание, имеют свои литературные языки, существенные различия в антропологическом (расовом) типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной культуре.
Этнонимы мокша и эрзя в русских источниках стали появляться довольно поздно: «мокшана», «мокшаня» впервые зафиксированы в «Книгах письма и меры» Д. Пушечникова и А. Костяева за 1624—1626 гг., этноним эрзя начинает встречаться ещё позднее, с XVIII века. Это объясняется тем, что русские воспринимали эрзян и мокшан как единый народ и так это отразили в летописях. Другие народы, исторически соседствовавшие с мокшанами и эрзянами, не называли их общим этнонимом
Как известно, Пургасова волость являлась эрзянским государственным образованием]. Лаврентьевская летопись сообщает, что муромский князь Юрий Давыдович:
вшед в землю Мордовьскую Пургасову волость пожгоша жита и потравиша и скот избиша, полон послаша назад. А мордва вбегоша в лесы своя в тверди, а кто не вбегл тех избиша наехавше Гюргеви молодии…
Проблема с экзоэтнонимом, относящимся одновременно к двум разным (хотя и близкородственным) народам привела к многочисленным несовпадениям и путанице. Из учебников истории, например, известно, что в XII веке происходили столкновения русских княжеств с мордвой, но последние то воюют с русскими князьями Ярославом, а затем Юрием, то вступают с ними в союз.
Объяснение в том, что эрзянский князь Пургас пытался сохранить свой город Обран ош, на месте которого теперь стоит Нижний Новгород, и рассчитывал на поддержку булгарского хана в борьбе с экспансией русских княжеств, в то время как мокшанский царь Пурешявлялся союзником князя Юрия и между ним и Пургасом долгие годы продолжалась непримиримая война[.
В большинстве случаев использование одного экзоэтнонима для двух разных народов и одного названия для двух разных языков приводило к множественным ошибкам. Для того чтобы избежать этого, как в дореволюционной России так впоследствии и в советское время использовались двойные этнонимы мордва-мокша и мордва-эрзя и названия языков мокша-мордовский и эрзя-мордовский[.
В начале-середине I тыс. н. э. в междуречье Оки и Волги сформировались племена мари, мери, мокшан, муромыи эрзян. Племена Городецкой культуры испытывают сильное влияние пьяноборских племен, которые в начале нашей эры продвинулись в Западном Поволжье. К этому времени позднегородецкие племена приобретают устойчивый обряд в грунтовых могильниках.
К началу второй половины I тысячелетия н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия.
В присурской зоне формируется устойчивый обряд погребения головой на юг и наличие среди погребального инвентаря височной спиралевидной подвески с грузиком. (В целом общая черта для приуральских финнов.) В приокской зоне погребенных стали ориентировать головой на север и очень редко встречается спиралевидная височная подвеска.
На их основе учёные установили, что присурская группа племен явилась основой для формирования мокшан, а окская — эрзян.
В процессе своего развития как мокшане так и эрзяне имели тесные контакты с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, а на севере и западе — с балтоязычными]
С запада в течение последних 1000 лет наиболее сильное влияние мокша и эрзя испытали от славянских племён.
Славянизации были подвергнуты почти все. После подчинения волжских княжеств и ханств Иваном Грозным, мокша и эрзя окончательно стали составной частью московского княжества. До середины 20-го века многие эрзя и мокша сохраняли двуязычность, которая, вероятно, всё больше уступает место русскому языку, как главному и культурообразующему.
Ассимиляция, которую испытали волжско-уральские народы, является двунаправленной. Как славяне, численно превосходящие мокшу и эрзя, влияли на «мордву», так и коренное население влияло на вновь приходящих славян.
«По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, принадлежащими к совершенно иной языковой семье — индоевропейской. Поэтому многочисленные лексические схождения между финно-угорскими и индоиранскими языками свидетельствуют не об их генетическом родстве, а о глубоких, многообразных и длительных контактах финно-угорских и арийских племён.» [«От Скифии до Индии». Стр. 99.]
Мордва и евреи в чем разница
Д-р ист. наук Мартыненко А. В., соиск. Фомин А. В.
Мордовский государственный педагогический институт, Россия
Еврейская община Республики Мордовия:
история и современность
Статья подготовлена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития МордГПИ на 2012 – 2016 гг.
Первые упоминания о евреях (самоназвание – йегудим) на территории современной Республики Мордовия относятся к XIX – началу ХХ в. Так, в начале XIX в. несколько евреев работали по временным паспортам на винокуренных заводах в Инсарском и Краснослободском уездах тогдашней Пензенской губернии. В 1890-е гг. еврейские торговцы и ремесленники проживали в основном в уездных городах: так, в 1897 г. в Саранске проживало 38 лиц еврейской национальности, в Ардатове – 32, в Инсаре – 3. В период Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.) из прифронтовых губерний в Пензу было эвакуировано свыше 7 тыс. евреев, из них 497 чел. были направлены в Саранск.
Отдельные представители еврейской нации приняли активное участие в революционных событиях и в последующем становлении советской власти на территории уездов мордовского края. Например, осенью 1917 г. заместителем председателя Саранского комитета РСДРП был военный врач Л. Анштейн, а одним из членов революционного штаба при совете рабочих и солдатских депутатов Саранска был военнослужащий И. Гринфельд.
В 1932 – 1934 гг. пост первого секретаря Мордовского обкома ВКП(б) занимал В. Гантман, бывший до приезда в Мордовию членом секретариата ЦК КП(б) Белоруссии. А после отъезда из МАССР был направлен сначала в распоряжение ЦК, затем руководил до своего ареста в 1937 г. группой партийного и советского контроля Днепропетровского обкома партии Украинской ССР.
В послевоенный период евреи внесли значительный вклад в развитие практически всех важных сфер жизнедеятельности Мордовской автономии, в частности, таких как образование (Б. Цетлин), культура (Б. Авербух, А. Брагинский, Я. Зеликман и др.), медицина и здравоохранение (Э. Генденштейн, Р. Зельцер и др.), наука (М. Голубчик, Н. Куканова и др.), промышленность и строительство (Э. Боксимер, Г. Клигерман, И. Тепман и др.).
«Перестройка», падение «железного занавеса», распад СССР, рост социально-экономических проблем вызвали массовую эмиграцию евреев из Российской Федерации. По данным переписей населения в России в 2002 г. проживало 229 938 лиц еврейской национальности (или 0,16%), в 2010 г. – 156 801 (или 0,11%). По данным постсоветских переписей в Республике Мордовия в 2002 г. 171 чел. (или 0,02%) идентифицировали себя по этнической принадлежности как евреи, а в 2010 г. – всего 137 чел. (или 0,02%). Для сравнения, в граничащих с Мордовией субъектах РФ численность еврейского населения составляла: в Пензенской области соответственно 898 (0,06%) и 593 чел. (0,046%), в Ульяновской области – 861 (0,06%) и 535 чел. (0,04%), в Нижегородской области – 5312 (0,15%) и 3769 чел. (0,04%).
Несмотря на свою малочисленность, евреи в Мордовии и других регионах, по-прежнему занимают влиятельные позиции в сфере высшего образования, промышленности и предпринимательства республики.
Летом 2005 г. в Республике Мордовия была официально зарегистрирована еврейская религиозная (иудаистская) община, объединившая около двадцати активистов, что стало заметным событием в культурной жизни региона.
В самом начале своей деятельности еврейская община столкнулась с целым рядом острых проблем организационного и культурного плана. Фактически отсутствует профессиональное духовенство (раввины); нет помещения даже под синагогу, не говоря уже об иудаистских школах (едер, ешибот). Из проблем культурного плана необходимо отметить низкий уровень религиозности местных евреев, а также слабое знание собственных национальных традиций (достаточно сказать, что ивритом в РМ владеют чуть более десяти человек). Кроме того, евреи Мордовии (как и в РФ) оказались разделены между двумя организациями. Так, председателем «Еврейской общины Гэула» г. Саранска, входящей в Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (главный раввин Адольф Шаевич) является Александр Дробин, а председателем Еврейской общины г. Саранска, входящей в Федерацию Еврейских Общин России (главный раввин Берл Лазар ) стал Александр Венгреновский.
Основные задачами еврейской общины в республике стали сохранение и возрождение религиозных традиций евреев путем просветительской деятельности и организации отправления культа, а также налаживания отношений сотрудничества и социального партнерства с местными властями и с другими конфессиями. Большое место отводится пропаганде еврейских национальных и религиозных ценностей на уровне школ и особенно вузов, то есть среди наиболее образованной части населения. Например, еврейская национальная община в рамках программы празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства заключила договор о сотрудничестве с Мордовским республиканским объединённым краеведческим музе ́ ем и ́ м. И. Д. Воро ́ нина. Музею были переданы предметы культа, экземпляры Торы и псалмов Давида с переводом на русский язык, накидку для молитвы и другие предметы, связанные с религией иудеев. А в августе 2012 г. уже в дни празднования 1000-летия единения в Музее изобразительных искусств им С. Д. Эрьзи состоялась выставка «Евреи в России: возрождение традиций». В экспозицию включены лучшие работы, поданные на конкурс, объявленный Еврейским национальным фондом России. Среди конкурсантов оказались люди самых разных возрастов, национальностей, уровня профессионального мастерства, более полусотни фотографов из 45-и населенных пунктов России от Москвы и Санкт-Петербурга до Биробиджана, Владикавказа, Уфы и Дербента.
Таким образом, уже первые шаги еврейской религиозной организации Мордовии свидетельствуют о том, что, не смотря на всю свою молодость и немногочисленность, она претендует на активное участие в социокультурной жизни республики.
Мордвины – двуединый народ России
Мордва – колоритный народ России, сохраняющий богатое культурное наследие и свою историю. Они принадлежат к финно-угорским племенам, что по сей день помнят старинные обряды и верования, поклоняются языческим божествам и духам. Поразительно, но у мордвы нет своего языка, хотя литература существует. Сам же народ разделяется на два субэтноса – мокша и эрзя.
Как ни странно, но представители этих народностей сильно отличаются друг от друга – даже внешне. Тем не менее, все мокшане с любовью относятся к своей родной земле, традициям и знаниям, полученным от предков. Что особенного открывает нам их история? Как живут мокша в наше время?
Значение этнонима мокша
Название народа мордва является довольно молодым. Оно впервые появляется в русских источниках прошлого столетия, поэтому вернее обратить внимание на этнонимы двух субэтносов, составляющих основу мордвинов. Слово “мокша” оказалось весьма сложным для исследователей. По сей день нет единого мнения, что оно могло означать.
Как считает большинство историков, оно может быть связано с индоевропейским старинным словом, означавшим “освобождение”, “освобождённые”. Но от кого или чего освободились мокшане? Эта загадка так и остаётся без ответа. Также существует предположение, что мокша – народ, получивший своё название от местного гидронима.
Однако есть и иные гипотезы. Например, о том, что мокшане могли получить своё именование от санскритского слова “мекша”, что значит “течь”, “утекать”. Впрочем, мне и здесь кажется, что речь идёт о реке на территории земель этих племён.
Хрымов Виктор Дмитриевич «Мокшанка», 1955 год
Местонахождение: Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина,
Республика Мордовия, Россия
История мордвы
Как считают археологи, зарождение и формирование мордвы как народности приходится на времена Городецкой культуры, что относится к VII веку до нашей эры – II веку нашей эры. Изначально становление племён происходило на территории центра современной России, части Чувашии и Мордовии.
В этот период земли были захвачены скифскими кочевыми племенами, принадлежавшим к иранской группе народов. Нельзя исключать, что именно они стали прародителями новых народностей, таких как мокша и эрзя. Появление новых племён было результатом постоянного взаимодействия кочевников со славянскими, персидскими, тюркскими народами.
Семья мордвинов, 1901 год
Времена принудительной христианизации оказались непростыми для мордвы. Многие представители народа не хотели отказываться от древних верований, которых придерживались многие поколения. Именно поэтому мордвины начали уходить в отдалённые уральские регионы, где никто не стал бы им мешать соблюдать свои ритуалы и исповедовать давнюю религию.
Несмотря на то, что многие восстания мордовцев были подавлены, народу удалось отстоять свои права. Сегодня у мокшан и эрзян наблюдается возрождение национальных традиций, повышается интерес к их культуре.
Мордовская культура
Хотя мокша и эрзя считаются одним народом, эти представители мордвы совсем не похожи друг на друга. У них разные языки, существенные различия во внешности. Большинство мордвинов принадлежит к европеоидному типу, однако встречаются и типажи с тюркскими, скандинавскими примесями.
Даже традиционная одежда у мокшан и эрзян значительно отличается. Мокшанки носят штаны и рубаху, которую подвязывают поясом. Она значительно короче, чем одежда эрзянок, что едва ли не касается пят. Но, пожалуй, главной отличительной чертой является головной убор. Эрзянские женщины предпочитают надевать кокошники-сороки с двумя “рожками”, а вот мокшанские красавицы любят просто повязывать на голову платок или шаль.
Эрзянская женщина в «сороке», 1914 год
Фото: Армас Отто Вайсанен
Место съемки: Шентала, Бугульминский (сейчас Шенталинский) район, Самарская область, Россия
В записях русских путешественников прошлых веков нередко отмечается, что мордвины живут значительно лучше соседних племён. У них был разумно обустроен быт, они умели строить надёжные и тёплые жилища, занимались земледелием.
Часто отмечалось сходство мордовских и русских изб, однако дома мокшан и эрзян всегда смотрят окнами в сторону двора, а не на улицу. Также само жилище нередко располагалось в центре двора.
Мордвинский крестьянин
Старина и наше время
Мордвины не слишком тяготели к украшениям, хотя в женском костюме присутствуют элементы вышивки, использование декоративных деталей. Наибольшего развития среди декоративно-прикладных ремёсел у мордвы получила резьба по дереву.
Многие обычаи старины сохранились и по сей день. Мордвины стараются помнить и соблюдать свадебные и семейные обряды так же, как это делали их предки. Конечно, некоторые особенности культуры уходят в прошлое.
На фестивале эрзянской этинческой культуры Раськень Озкс, 7 июля 2010 года
Место съемки: село Чукалы, Большеигнатовский район, Республика Мордовия, Россия
© Erzianj jurnalist / ru.wikipedia.org
Например, сегодня мордва уже не практикует создание брачных союзов между взрослыми женщинами и юными мальчиками. До XIX века этот обычай воспринимался нормально, и в нём не было ничего предосудительного – просто семье необходима была помощница, а потому юношу сватали за женщину, что была значительно старше его.
Говорят, что даже сегодня в некоторых мордовских сёлах существует черничество, что принадлежит к одним из самых старинных принципов жизни. Черничками называли себя девушки, отказавшиеся от замужества и покрывшие свои головы чёрным платком. Свою жизнь они посвящают молитвам, однако не пользуются лестной репутацией среди земляков.
Владимир Маковский «Крестьянка», 1897 год
Этюд к картине мордовская свадьба
Местонахождение: Романовский музей, Кострома, Россия
Мордва – народ, что и сегодня хранит таинственные знания предков, старается сберечь и приумножить культурное наследие. Этот народ сложно рассматривать как единый этнос, ведь две его составляющих так сильно отличаются друг от друга. Мокша и эрзя – такие разные его представители, что сплочены единой историей и родственными связями, что проходят через много поколений.