Морфемный разбор что это 5 класс
Морфемный разбор слова – примеры (5 класс, русский язык)
Лингвистические разборы необходимы для того, чтобы систематизировать информацию по конкретному разделу языкознания. Так, например, морфемный разбор позволяет вспомнить все изученное в разделе «Морфемика и словообразование» и применить часть знаний на практике.
Что такое морфемный разбор
Морфемный разбор слова – это разбор по составу. В ходе этого разбора школьник должен обозначить все значимые части слова.
Существуют части слова (буквы, слоги) и значимые части (приставка, корень и т.д.): последние имеют какое-либо собственное значение и способны влиять на смысл всего слова: дом-ик – это маленький дом.
Такие разборы ребята делают в 5 классе, а по ряду программ – и раньше. Во многих случаях поиск частей слова не вызывает затруднений, но требует внимания.
Как разобрать слово по составу
Существуют устоявшийся порядок морфемного разбора. Не стоит его менять, даже если кажется, что можно сделать проще. Лучше следовать инструкции, тогда удастся избежать ошибок.
Итак, как сделать морфемный разбор?
Надо выделить окончание. Для этого надо изменить слово (имена или причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам (прошедшее время, условное наклонение) или числам (повелительное наклонение))
В сложных числительных бывает два окончания, в середине и на конце слова: сем-и-десят-и, семь-ю-десять-ю.
Надо найти корень. С этой целью мы подбираем однокоренные слова, то есть стараемся изменить приставки и суффиксы: можно подобрать слово другой части речи. При этом мы помним, что
Обозначить аффиксы: суффиксы и приставки. Надо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса. Чтобы их различить, надо найти ближайшего предшественника этого слова в словообразовательной цепочке (от какого слова произошло).
Например, слово «кружочек» произошло не от слова «круг», а от слова «кружок» (а вот «кружок» – от «круг», но нам надо не «дедушку», а «папу» слова найти).
Примеры
Приведем примеры морфемного разбора слов.
Чашечка.
Окончание –а (чашечк-и, чашечк-ой…)
-Чаш- – корень (чаш-ка, чаш-а, чаш-елистики)
Предзимний
Окончание –ий (предзимн-им, предзимн-его).
Корень –зим- (зим-а, зим-ородок, зим-ушка).
Приставка пред- (зимний – пред-зимний).
Что мы узнали?
Чтобы выполнить морфемный разбор, необходимо действовать по плану. Сначала изменяем форму слова и находим окончание. Затем обозначаем основу. Следующий этап – поиск корня (с помощью подбора однокоренных слов). В конце ищем приставки и суффиксы.
Морфемный разбор слова
Всего получено оценок: 1472.
Всего получено оценок: 1472.
Лингвистические разборы необходимы для того, чтобы систематизировать информацию по конкретному разделу языкознания. Так, например, морфемный разбор позволяет вспомнить все изученное в разделе «Морфемика и словообразование» и применить часть знаний на практике.
Что такое морфемный разбор
Морфемный разбор слова – это разбор по составу. В ходе этого разбора школьник должен обозначить все значимые части слова.
Существуют части слова (буквы, слоги) и значимые части слова (приставка, корень и т.д.): последние имеют какое-либо собственное значение и способны влиять на смысл всего слова: дом-ик – это маленький дом.
Такой разбор ребята делают в 5 классе, а по ряду программ – и раньше. Во многих случаях поиск частей слова не вызывает затруднений, но требует внимания.
Как разобрать слово по составу
Существует устоявшийся порядок морфемного разбора. Не стоит его менять, даже если кажется, что можно сделать проще. Лучше следовать инструкции, тогда удастся избежать ошибок.
Итак, как сделать морфемный разбор?
Надо выделить окончание. Для этого следует изменить слово (имена или причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам (прошедшее время, условное наклонение) или числам (повелительное наклонение))
В сложных числительных бывает два окончания, в середине и на конце слова: сем-и-десят-и, семь-ю-десять-ю.
Затем надо найти корень. С этой целью мы подбираем однокоренные слова, то есть стараемся изменить приставки и суффиксы: можно подобрать слово другой части речи. При этом мы помним, что
Обозначить аффиксы: суффиксы и приставки. Надо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса. Чтобы их различить, надо найти ближайшего предшественника этого слова в словообразовательной цепочке (от какого слова произошло).
Примеры
Приведем примеры морфемного разбора слов.
Окончание –а (чашечк-и, чашечк-ой…)
-Чаш- – корень (чаш-ка, чаш-а, чаш-елистики)
Окончание –ий (предзимн-им, предзимн-его).
Корень –зим- (зим-а, зим-ородок, зим-ушка).
Приставка пред- (зимний – пред-зимний).
Что мы узнали?
Чтобы выполнить морфемный разбор, необходимо действовать по плану. Сначала изменяем форму слова и находим окончание. Затем обозначаем основу. Следующий этап – поиск корня (с помощью подбора однокоренных слов). В конце ищем приставки и суффиксы.
Морфемный анализ слова
Содержание:
Морфемный анализ слова – это разбор слова по составу.
Слово состоит из морфем, минимальных, неделимых значимых частей.
Морфемы слова
Корень – значимая часть слова, содержащая в себе основное лексическое значение; с помощью нее подбирается ряд однокоренных слов. При морфемном анализе выделяется значком . Слова, состоящие из двух корней, называются сложными.
Приставка – неизменяемая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значком .
В слове может быть одна, две и более (реже) приставки.
Слово может содержат более одного суффикса.
Окончание – изменяемая часть слова, стоящая после суффикса или корня (если нет суффикса) и служащая для образования форм одного и того же слова. При морфемном разборе обозначается значком .
Окончание может быть нулевым.
Основа – часть слова без окончания. При морфемном анализе обозначается значком .
Постфикс – часть слова, стоящая после окончания, служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значками .
Способы и принципы морфемного анализа
Для быстрого и правильного морфемного разбора необходимо придерживаться нескольких принципов.
1. Принадлежность к части речи. Изменяемость-неизменяемость слова. В неизменяемых словах полностью отсутствует флексия (окончание). Чтобы правильно ее выделить, необходимо изменить форму слова, не меняя значения:
наверно, быстро, учитывая – неизменяемые части речи
Морфемы могут различаться в зависимости от части речной принадлежности слова.
2. Подбор однокоренных слов. Нельзя забывать о существующей омонимии корней (одинаковое написание, но разное значение).
3. Необходимо указать, если в слове есть формообразующие аффиксы (служат для образования формы слова).
Короткий – короче – суффикс образует форму простой сравнительной степени
Служит, служил – суффикс образует форму прошедшего времени
4. Учитывать словообразовательные связи, т.е. для правильного вычленения морфем составить словообразовательную цепочку («способ матрешки»). Вычленять аффиксы, постепенно подбирая производящие основы для конкретного слова.
В данном примере словообразовательная цепочка помогла определить, что в слове льдинка – два суффикса, в слове снежинка один суффикс.
План морфемного анализа слова
Этапы морфемного анализа
(Как разобрать слово?)
Подберезовика
Схема (порядок) морфемного анализа
Окончание → основа слова → корень → приставка, суффикс, постфикс
Примеры морфемного анализа
Устный разбор
Класс – существительное, изменяется по родам, числам и падежам: класс-класса-классы. Окончание нулевое.
Все слово является основой – класс-.
Однокоренные слова: классный, классовый. Корень слова – класс-.
Словообразовательная цепочка: класс – классный – классовый. «Способ матрешки» (из большего – меньшее) применить нельзя, т.к. слово состоит из одного корня, основа является производной.
Письменный разбор
Примеры письменного разбора
(формообразующий суффикс –Л-)
(буква –Л- играет роль соединительной гласной – интерфикса, поэтому в основу слова не входит. Нельзя утверждать, что происходит чередование фонем –Б- и –БЛ-, т.к. ни в одной другой форме слова ЛЮБИТЬ такого чередования нет, только в форме 1 лица)
Морфемный разбор слова
Урок 53. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Морфемный разбор слова»
Сегодня мы ответим на такие вопросы:
· Что мы знаем о морфемах?
· Что обозначают разные морфемы?
· Как разобрать слово по составу?
Мы помним, что морфема – это минимальная значимая часть слова. Такие части слова изучает наука морфемика. Каждая морфема имеет при этом своё значение (свой смысл).
А для того, чтобы научиться разбирать слово по составу, мы отправимся на фабрику разборов.
Наше путешествие мы начнём с первого цеха. Там как раз получили слово «загородная», и ученик мастера Гоша собирается его разобрать.
– Но какую же деталь рассмотреть первой? – Гоша растерян. – Здесь есть и приставки, и корень, и суффикс, а малейшая ошибка сделает разбор неверным.
Мастер Иван Петрович всегда готов помочь ученику.
– Сначала нужно рассмотреть то, что помогает слову изменяться, – подсказал он.
– Понятно! – обрадовался Гоша. – Нужно изменить слово.
Загородный, загородное, загородных… вот эта часть в слове меняется. Выделим её. Это – окончание.
Но что мы можем сказать об окончании? Нужно обратиться в отдел технической информации.
А перед нами как раз прилагательное. И мы можем установить, для чего служит окончание.
Гоша обрадовался и уже собрался разбирать слово на морфемы и дальше. Но его сурово окликнул мастер:
– Эй! Не забудь основное! Что у нас остаётся, если от слова отбросить окончание?
– А что остаётся? – удивился Гоша и быстро связался с техническим отделом. И вот что он узнал.
Мы переходим в следующий цех. И сразу же возникает вопрос: на какую морфему сначала обратить внимание?
Конечно же, на корень. Это – самая главная часть слова.
Вот что сообщили в информационном отделе.
Получается, что для обозначения корня нам нужно подобрать однокоренные слова.
Город, городской, пригородный… Общей частью для всех слов является город.
На очереди – следующий цех, цех суффиксов.
– Но почему не разбирать слово слева направо, подряд? – удивился Гоша. – Ведь приставка стоит перед корнем, а суффикс – после, почему не посмотреть на приставку?
– Считается, что суффикс важнее, – объяснил Иван Петрович. – В конце концов, именно при помощи суффиксов чаще всего образуются слова в русском языке.
В отделе информации об этой морфеме есть такие сведения.
В нашем слове суффикс выделяется легко. Он стоит между корнем и окончанием.
И теперь у нас осталась последняя морфема!
Перемещаемся в следующий цех.
– Чем же так важна эта часть слова перед корнем? – задумался Гоша.
– А ты попробуй выкинуть приставку, – посоветовал Иван Петрович. – Сохранит ли твоё слово своё значение и функции? Без приставки получается – городная, такого слова вообще не бывает!
И в нашем слове выделяется приставка за-. Эта приставка обозначает нахождение по ту сторону, дальше чего-либо. За-городная – та, которая находится вне города.
И теперь нам осталось только свести воедино все, что мы узнали о морфемах в этом слове.
Для этого мы перейдём в последний цех. Здесь создаются инструкции разбора.
Итак, что мы успели узнать о морфемах в слове загородная?
И у нас получился образец морфемного разбора. Но, конечно, это образец устного разбора. Для письменного разбора достаточно просто обозначить морфемы соответствующими знаками. Что мы и сделали.
Так что же нам нужно для морфемного разбора слова?
· Сначала мы обозначаем окончание и основу. Указываем значение окончания.
· Потом мы обозначаем корень и указываем однокоренные слова.
· Затем обозначаем суффикс, указываем его значение.
· Обозначаем приставку и указываем её значение.
А чтобы закрепить всю эту информацию – давайте разберём по составу какое-нибудь слово!
Возьмём слово уборщик.
Сначала нам нужно выделить окончание. И мы сразу же сталкиваемся с трудностью: окончания нигде не видно. Изменим слово: уборщики, уборщику, уборщикам. В других формах окончание появляется. Значит, в нашем слове – нулевое окончание.
Основа в таком случае будет равна слову.
В слове уборщик окончание нулевое, основа уборщик-. Окончание указывает здесь на то, что имя существительное стоит в именительном падеже единственного числа.
В слове есть приставка у-. Она обозначает направленность действия, устранение, удаление чего-либо.
Давайте разберём ещё одно слово!
Попытаемся определить окончание. Но мы не сможем изменить это слово. Направо – это наречие, неизменяемое слово. У него не будет окончания. А основа будет равна корню.
В слове направо окончание отсутствует, так как слово неизменяемое. Основа направо-.
В слове есть приставка на-. Она обозначает направление движения.
Обратите внимание на разницу между устным разбором и письменным.
Чтобы выполнить морфемный разбор слова, мы…
Сначала мы обозначаем окончание и основу. Указываем значение окончания.
Потом мы обозначаем корень и указываем однокоренные слова.
Затем обозначаем суффикс, указываем его значение.
Обозначаем приставку и указываем её значение.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Варианты морфем. Морфемный анализ слова
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Варианты морфем как части слова с чередованием звуков.
2. Разбор слова по морфемам.
Варианты морфем – части слова с чередованием звуков.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. – с.26-28; 176 с.
Теоретический материал для самостоятельного обучения
Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав в результате чередования гласных и согласных. Об этом сегодня и пойдёт речь.
Определите, в какой строке записаны однокоренные слова с чередованием гласных в корне?
1) заберу – забирает
Пара слов «заберу – забирает» содержит чередование гласных е//и в корне.
В какой строке названы однокоренные слова с чередованием согласных в корне?
4) слон – прислониться
Пара слов «друг – подружка» содержит чередование согласных г//ж в корне.
Определите, какой вариант подходит для следующих пар слов.
В словах жать – жму, сон – сновидение, день – дня встречается:
1) изменение ударения
2) изменение значения
3) чередование гласного с нулём звука, т.е. беглые гласные
4) переход в другую часть речи
В этих парах слов есть беглые гласные.
Назовите все чередования в ряду слов орех – орешек – орешка. В этих данных словах происходит чередование х//ш в корне и ек//к в суффиксе.
Рассмотрите пары слов: упросить – упрашивать, оросить – орошение, поглотить – поглощение, муха – мушиный. Определите варианты чередований в корнях. В паре слов «упросить – упрашивать» чередование о//а и с//ш, в словах оросить – орошение чередование с//ш, в словах поглотить – поглощение чередование т//щ, в словах муха – мушиный чередование х//ш.
Рассмотрите пары слов: подлить – подозвать, разделить – растереть, земляк – землячка. Определите варианты чередований в приставках и суффиксах. В словах подлить – подозвать чередование в приставке о//нулевой звук, в словах разделить – растереть чередование з//с, в словах земляк – землячка чередование к//чк.
Порядок морфемного анализа:
Рассмотрим примеры морфемного анализа слов.
Разбор тренировочных заданий
Выберите из списка правильный ответ. В какой морфеме происходит чередование звуков в слове «травяной»?
Правильный ответ: суффикс
Распределите слова на 2 группы: с чередованием в суффиксе и с чередованием в приставке.
Подозвать, земляк, оловянный, остряк, разделить, травяной, подлить.