На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования

На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования

Инструмент моделирования для крупного проекта моделирования должен удовлетворять множеству требований. Главными параметрами при выборе инструмента моделирования являются 68 [c.82]

Важным, но еще полностью не реализованным аспектом выбора инструмента моделирования является наличие встроенных механизмов конфигурации, дискутировавшихся в главе 3.4.4. [c.84]

Определите решающие критерии для выбора инструмента моделирования с учетом поставленных целей. [c.88]

Поясним указанные моменты. Дело в том, что процессы разработки образцов новой техники (в рамках НИР и ОКР) характеризуются таким уровнем детализации (расчленения на элементарные операции), при котором предполагаются установленными общие научно-технические принципы осуществления разработки, но имеется значительная неопределенность в отношении конкретных путей и способов реализации процесса. Данное обстоятельство и позволяет выделить в качестве самой характерной черты процессов разработки НИР и ОКР стохастичность структуры их развертывания во времени — как относительно последовательности и сроков реализации, так и по составу, содержанию операций. Поэтому наиболее адекватным инструментом моделирования в этом случае служит чисто стохастическая сеть, важнейшие события которой — альтернативные вершины — отражают стохастические (неуправляемые, неконтролируемые разработчиком научно-технического проекта) ситуации ветвления вариантов. В модели предполагается, что различные варианты осуществления операций и стадий научно-исследовательского проекта в момент составления последнего обладают ненулевой вероятностью реализации (оценки вероятностей задаются обычно экспертами). При этом проектировщик не может выполнить априорный выбор конкретного варианта проекта и рекомендовать его в качестве планового, так как выбор вариантов будет реально осуществляться в процессе развертывания научно-технической программы на основе результатов работ этой же программы, а также под воздействием некоторых случайных, неконтролируемых факторов. Именно эти результаты и факторы и диктуют пути развития процесса НИР и ОКР. [c.7]

Практически любой метод принятия решений, используемый в управлении, можно технически рассматривать как разновидность моделирования. Однако по традиции термин модель обычно относится лишь к методам общего характера, только что описанным выше, а также к многочисленным их специфическим разновидностям. В дополнение к моделированию, имеется ряд методов, способных оказать помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения по выбору из нескольких альтернатив той, которая в наибольшей мере способствует достижению целей. Под заголовок данного раздела попадают платежная матрица и дерево решений, описанные ниже. Для облегчения использования этих методов и вообще повышения качества принимаемых решений руководство пользуется прогнозированием. Наиболее распространенные методы прогнозирования рассмотрены в следующем разделе. Наша цель заключается в том, чтобы помочь понять суть этих инструментов, а не научить ими пользоваться. [c.236]

Методы выбора портфеля для руководителя такое же средство моделирования, каким для инженера-геолога являются модели пласта. Ни один из них не позволяет получить точный ответ. Однако оба эти инструмента дают возможность свести к минимуму препятствия, которые следует последовательно и логически пре- [c.99]

Может показаться, что такая модель, использующая только два вида изменений — рост и падение, нереалистична. Однако она обладает достаточной гибкостью в выборе значений параметров (и, d и р), чтобы быть мощным инструментом при моделировании поведения цен активов. Следовательно, биномиальное распределение может быть полезно при оценке производных инструментов, в частности при построении численных приближений. Это показано в гл. 8 на примере численных методов. [c.205]

Недостатки оптимизационного моделирования (в т. ч. и композиционного) состоят в предположении, что множество альтернатив, среди к-рых производится выбор, и предпочтения на этом множестве точно известны. Но задача выявления и уточнения самих альтернатив и их оценки решается в процессе планирования ото одна из причин, обусловливающих невозможность сведения процесса планирования к решению формально поста пленной оптимизационной задачи. Поэтому в рамках теории оптимального функционирования социали-стич. экономики стали конструироваться всё более сложные системы моделей. Они включали в качестве элементов (наряду с оптимизационными) макроэкономические и балансовые блоки, модели социального прогноза и т. п., так что сама оптимизация становилась одним из частных аспектов в подобных комплексах. Кроме того, всё более ясно осознаваемые, подвижные, но всегда существенные границы оптимизации определили подход к модельным построениям лишь как к средству, используемому в человеко-машинных системах принятия решений, а не как к инструменту, выдающему окончат, решение после необходимой подготовки. [c.649]

Модель расчета стоимости компании — основа для оценки стратегических вариантов, разработанных компанией в отношении своего будущего. Результаты моделирования значения показателя прироста стоимости используют при выборе той или иной стратегии. Выбранный вариант далее описывается системой стратегических целей, показателей, их целевых значений и мероприятий, реализация которых направлена на увеличение стоимости компании. Сбалансированная система показателей является, таким образом, инструментом реализации стратегии, направленной на увеличение стоимости. [c.375]

В процессе предварительного изучения определяются предмет моделирования ( что» нужно моделировать, всю компанию или ее подразделение), цель ( для чего» осуществляется моделирование, например, для сертификации, выбора программного обеспечения, формирования организационной структуры), а также методы и инструменты ( как» будет осуществляться моделирование). Далее следует определить степень детализации моделей, адекватную целям проекта. Также, начинается составление терминологической модели, которая будет дополняться в последующих фазах. [c.22]

Инструмент, поддерживающий Мультиперспективное моделирование, в момент выполнения проекта не был доступен для DeTe Immobilien. Поэтому при выборе инструмента этот критерий не был учтен. [c.84]

Вторая группа проблем, занимающих центральное место в работе, связана со спецификой конкретной энергосырьевой политики, которую проводят арабские прогрессивные государства, находящиеся на этапе национально-демократической революции,— мировые экспортеры жидкого топлива. Как центральное звено в их общенациональной стратегии хозяйственнрго и социально-культурного Строительства, а также в качестве внешнеполитического инструмента нефтяная политика формируется с учетом разнообразных многочисленных параметров, макроэкономических и отраслевых, испытывая одновременно воздействие целого ряда неэкономических факторов. Возможно более полный охват этого сложного комплекса причинно-следственных связей — важнейшая гарантия глубины его анализа и надежности прогнозирования. Эти элементы несомненно нуждаются в систематизации. Но излишняя схематичность, увлеченность моделированием иногда опаснее чрезмерной осторожности в обобщениях. Нередко аналогичные, а порой и идентичные объективные предпосылки служат основой принципиально различных сырьевых стратегий, что весьма наглядно прослеживалось в Ираке 60-х и Ливии на рубеже 70-х годов. Это еще раз убедило автора в необходимости особого внимания к социально-классовым истокам нефтяной политики, при прочих равных условиях зачастую определяющим ее характер, как и характер субъективных факторов вообще. Тот же момент существенно повлиял на выбор стран — основных предметов изучения в данной работе. [c.6]

Во всех случаях, когда прогноз или план содержат элемент неопределенности, полезно будет разработать альтернативные варианты действий фирмы при различных сценариях развития событий. J 4. Основным элементом планирования финансовых потребностей и прогнозирования результатов является применение анализа чувствительности. Повышенное внимание факторам с наибольшим весом обычно позволяет упростить и в то же время уточнить как работу аналитика, так и результаты, 5. Важным инструментом анализа является финансовое моделирование, поскольку его применение способствует автоматизации выявления причшшо-следственных связей. Тем не менее применение техники не всегда упрощает работу. Это связано с тем, что выбор лежащих в основе анализа предположений требует основательного творческого подхода независимо от того, работаем ли мы с программным продуктом или с бумажной таблицей. [c.199]

Рассмотрение методов анализа инвестиционных программ позволяет сделать следующие выводы. Во многих компаниях стратегическое планирование осуществляется на верхних уровнях управления без непосредственного использования данных оперативного уровня. Цели и стратегии инвестиционных программ в ГРР должны дополнять цели и стратегии компании. Для этого верхний уровень (ВУ) планирования в корпорации должен иметь вход с оперативного уровня (ОУ), что требует разработки систематического метода анализа альтернативных инвестиционных проектов и характеристик стратегии программы. Этого можно достичь, анализируя программу со стратегических позиций, используя такие методы, как ГБИ и «портфельный анализ» (РА). Тогда ВУ будет способен выбрать программу, соответствующую целям корпорации. Такой выбор может быть сделан путем использования принципов статистического моделирования. Применение подобного подхода означает, что стратегия ГРР является дополнительной и совместимой с целями оперативного уровня. Если органы оперативного управления рассчитывают план и результаты текущей деятельности, то структуры ВУ должны обеспечить ресурсы на длительную перспективу исходя из 5—10-летиего цикла ГРР. В сфере компетенции ВУ — разработка политики долгосрочных инвестиций. Методы ГБИ и РА дают эффективные инструменты, позволяющие разделить задачи управления. ОУ может сообщать ВУ набор возможных стратегий и возможные выборы на уровне филиала компании. Применение метода ГБИ обесБечи-вает количественный способ оценки риска на всех уровнях и является входом для анализа портфеля инвестиционных проектов, проводимого лицами, принимающими решения. [c.545]

Источник

Хорошие BPM — инструменты, которых нет и нет. Моделирование процессов

На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Смотреть фото На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Смотреть картинку На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Картинка про На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Фото На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования

Поговорим о том, какие инструменты хотелось бы иметь при описании бизнес-процессов. Инструментов BPMS (BPM systems) много, но выбрать то особо нечего …

Ниже перечислим некоторые важные инструментальные возможности некоторых сред моделирования процессов (в основном АРИС-ARIS и MS visio).

Задача

1. Подходы к визуализации диаграммы

1.1 Слои модели

Нарисовал нам наш архитектор (специалист по моделированию процессов) схему:

На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Смотреть фото На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Смотреть картинку На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Картинка про На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Фото На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделированияРис. 1 Процесс оформления заявления

Смотрят пользователи (Работник, Начальник, бизнес и системные аналитики) на схему и понять не могут, что нарисовано то и как этот процесс работает. Соглашение о моделировании прочитали, обучающие ролики посмотрели, но все равно не понятно.

Далее отключаем слой «Документооборот» (docflow) и остается только последовательность действий (workflow, Process Flow), который говорит, что нужно провести всего две операции.

По мере появления ясности подключаем слои (кто исполнитель и какие документы на входе и выходе каждой функции \ операции). Когда схема большая (перегруженная) отключение слоев может творить «чудеса» в плане облегчения восприятия процесса. Иногда достаточно увидеть несколько представлений «одного и того же» (т.е. «те же самые, только в профиль») чтобы понять и нотацию и саму логику схемы, а если для этого достаточно нажать несколько кнопок (фильтров категорий), то путь к пониманию резко сокращается.

Пользоваться послойным построением схемы также удобно: вначале нарисовали основной слой workflow, потом наращиваем информативность процесса другими слоями.

Пример такой реализации возможен в MS Visio:

На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Смотреть фото На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Смотреть картинку На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Картинка про На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Фото На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделированияРис. 2 Управление слоями в MS Visio

1.2 Плавательные дорожки

Применительно к Рис. 1 «Процесс оформления заявления»: отключили слой «документы», а оставшуюся часть (функции и ресурсы) представили в виде одной или двух Swimlane (опять же «по кнопке»).

На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Смотреть фото На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Смотреть картинку На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Картинка про На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Фото На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделированияРис. 3 Swimlane по ролям в горизонтальной плоскости

Применительно к рассматриваемому случаю возможны следующие комбинации Swimlane:

две одинарные (горизонт, вертикаль) по ролям;

две одинарные (горизонт, вертикаль) по инструментам (часто в разрезе баз данных показывают);

«Дорожки» помимо того, что позволяют создать другое (альтернативное) представление процесса (смена представления иногда играет решающую роль в понимании процесса), обеспечивают сортировку по указанным категориям, что позволяет быстро и просто найти: где применяется такой-то инструмент и где «нужно поработать» такому то исполнителю (роли).

1.3 Объекты модели и их атрибуты, свойства

Как минимум необходимы атрибуты: название объекта, тип (функция, документ, роль и т.п.), связь с другими объектами. В принципе любой векторный графический редактор оперирует с объектами, но редкий имеет удобные инструменты работы с их атрибутами.

При просмотре схемы процесса должна быть возможность выделения объекта и просмотр атрибутов схемы и ее объектов (с наложением фильтров, т.к. иначе будет избыток).

1.4 Задание своей нотации (на примере новой ЕРС ver. 2)

Посмотрим на примере нотации ЕРС. Что же в ней улучшить? Все улучшения запишем в гипотетическую ЕРС2 нотацию.

Возможность задания своей нотации в инструменте моделирования означает подсказку (блокировку) при некорректном построении модели, как в момент отрисовки, так и через проверочный отчет построенной диаграммы. Например, в ЕРС2 предусматриваются следующие типы коннекторов: для входящих сущностей (входящие документы, материалы-заготовки), для выходящих (исходящие документы, продукты операции), соединитель потока (функции, события), соединитель ресурса. В объекте «функция» предусматриваются три «Connection Point» (visio):

слева в овале «функция» два коннектора: один вход, второй выход (общие для docflow и потока материалов и т.п.);

справа два коннектора: для исполнителя функции и инструмента, который используется для реализации функции.

Вопрос: кроме как в visio, где можно задавать новые нотации и делать проверки на соответствие (валидность), аналогичные показанным выше?

Можно предусмотреть в таблице отдельное поле «полное описание функции» с подробным (большим, т.е. не влезающим в надпись) описанием операции, отображаемое на диаграмме в виде, например, всплывающей подсказки (или в отдельном окне) при активации конкретной функции (при наведении мышью).

Концептуально изложенный подход близок к выделенной в АРИС нотации «табличная ЕРС» (см. «Нотация ЕРС в виде таблицы»), но здесь реализация в виде обычной текстовой таблицы, т.е. ближе к ARIS Smart Designer. Причем логику процесса также можно указать в составе таблицы, например, как ссылка на предшествующий объект (этого нет Smart Designer, но не сложно добавить «что-то» для ЕРС2). Таблицу можно вставлять в текстовые регламенты word и макросом (VBA) генерить схему процесса («не отходя от кассы») с дублированием конечно в общем каталоге моделей.

Собирать схему из таблицы намного сложнее, чем наоборот, т.к. требуется сложный механизм пространственного разнесения объектов схемы (минимизация пересечений, задание направления потока и т.п.).

Применительно к graphviz: в случае, когда репозитарий объектов хранится в Excel, можно автоматически генерировать схемы, используя инструменты типа: Excel to Graphviz (sourceforge.net).

Пример простого VAD из dot:

Посмотреть схему можно, вставив код в окно «Online Graphviz Generator»:

Кстати, редкий Online Graphviz понимает несокращенный набор параметров спецификации.

В теме автоматического создания диаграмм из «текстового описания языком» нельзя не упомянуть про Object Process Diagram (OPD) \ Object Process Language (OPL). Тезисы у Object Process Methodology (OPM) вроде как BPM-ориентированные, но поверхностное знакомство с ним породило уверенность, что эта методология намного дальше от «workflow \ business process» (народа), чем те же plant uml \ dot (graphviz). OPCloud доступен тут: https://sandbox.opm.technion.ac.il/

2. Другое

2.1 Навигация по связанным моделям (каталог моделей)

При построении вложенных диаграмм (причем, возможно выполненных в разных нотациях, например, верхнеуровневые в VAD, IDEF0) необходимо иметь возможность перехода от одной к другой.

Обычно связанный набор моделей (и их объектов) называют репозитарий (репозитОрий). Часто в интерфейсе программы предусмотрено два окна: иерархическое дерево моделей (слева вверху) и окно диаграммы (основное). В идеале навигация по моделям должна быть трех видов:

по дереву моделей (treeview );

комбинированная, когда при переходе через кликабельные объекты схемы меняется фокус на общем дереве процессов.

2.2 Разные фишки и отчеты по атрибутике

Поиск по названиям моделей, атрибутам. Задание правил отбора, например, по диапазону значений последнего редактирования модели. Выгрузка данных фильтрации \ сортировки во внешний файл (отчет), причем разного формата (например, excel для анализа, pdf для презентабельности) и т.п.

2.3 Специфические отчеты

Отчеты могут быть разнообразны (зависит от воображения), но в первую очередь, нас будут интересовать выгрузки в распространенные формы. Универсальный генератор отчетов «на все случаи жизни» видимо проблема, но инструменты создания отчетов должны быть изначально в среде моделирования.

Для примера рассмотрим матрицу ответственности\ участия RACI. Требуется автоматическая генерация усеченной RACI-матрицы (здесь показано только для участников процесса, но часто плюс владельцы процесса) по имеющейся, например, VAD-диаграмме (value added chain diagram). Набор ключевых «мега процессов» компании показан в виде VAD и нужно по ним построить (синхронизировать) матрицу участников (RACI по одной только роли «участник процесса»).

На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Смотреть фото На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Смотреть картинку На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Картинка про На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделирования. Фото На какие три вопроса необходимо ответить прежде чем выбрать инструмент для моделированияРис. 4 Построение RACI матрицы

Алгоритм построения таблицы на VBA Visio\Excel может быть следующий:

Создаем в таблице Excel новую строку и в поле «Ключевые процессы» подставляем значение с активного листа visio из объекта типа «название мега процесса».

Далее циклом пробегаем по всем VAD-элементам схемы (листа) и через связь (объект «соединитель» для связки с объектами «исполнитель») находим связанные объекты типа «исполнитель» (участник подпроцесса).

Находим соответствующее название подразделения в шапке таблицы и на пересечении с процессом ставим символ участия (признак).

Переход к следующему листу visio.

Когда в организации десятки подразделений и около сотни «мега процессов» (их выделение достаточно субъективно), то задача синхронизации схем мега-процессов и матрицы участия подразделений в таких ключевых процессах становится достаточно трудоемкой.

2.4 Упаковка необъятной схемы процесса в печатный лист

Когда рисуют гигантскую «портянку» из «тучи элементов» на одной схеме, а потом нужно ее распечатать (А4, А3) или представить в ином интерфейсе (без скролинга такой «портянки»), то возникает ступор. Должна быть поддержка многостраничной схемы и элементов перехода между страницами (в том числе, кликабельными).

2.5 Разное

Публикация процессов, совместная работа, интеграция с корпоративной базой нормативных документов и т.п.

Авто-размещение объектов на схеме: набросал невпопад объекты на лист (главное правильно связи указать и никого не забыть) и нажал кнопку: «расположить как надо» и система сама оптимально и красиво разместила объекты на схеме (в visio функции выравнивания и распределения фигур).

Открытые стандарты хранения и экспорта \ импорта (внешний графический импорт \ экспорт как минимум в visio), как самих графических объектов модели, так и их атрибутов. К сожалению, тот же MS visio так и не научился нормально экспортировать схемы в pdf и svg (например, всплывающие подсказки).

Изменение дизайна графического примитива для любого объекта нотации, расширение нотации, передача новых шаблонов в другую аналогичную систему, добавление новых атрибутов объектов (новых полей) и многое другое.

Заключение

В 2000-ном году мной использовались ровно такие же подходы и ровно те же инструменты моделирования (основные: ARIS toolset, MS visio), что и сейчас, но тогда была настолько интенсивная «движуха в мире ВРМ», что казалось «вот-вот и прогресс всё поменяет», но это оказалось иллюзией. «Старику ARIS» (в части классического моделирования процессов) на пенсию бы (не смотря на добавленные круглую цифру 10 и магическое слово «cloud»), но похоже перемены придут еще совсем не скоро и светлое будущее «обычного» BPM откладывается …

Источник

А в чём ты моделишь? Статья для новичков, которая может помочь определиться с софтом.

Компьютерная графика, то направление искусства, которому почти нигде не учат на территории стран СНГ, поэтому новичок, решивший овладеть навыком 3D моделирования, вынужден искать информацию из сети. Главной проблемой становится отсутствие структурированного материала на русском языке, а обширное количество программ только больше сбивают с толку.

Эта статья будет полезна только новичкам, в ней я хочу поделиться своим опытом использования программ 3D моделирования и поверхностно, но структурировано, рассказать о том, какие они бывают.

Часть 1. Поиск референсов (вспомогательное изображение: рисунок или фотография, которые художник или дизайнер изучает перед работой, чтобы точнее передать детали, получить дополнительную информацию, идеи.)

Любой пайплайн (конвейер разработки 3D модели) начинается с идеи и подбора референсов. Начиная свой путь моделирования, я часто пренебрегал их поиском или использовал недостаточное количество, что приводило к низкому качеству конечной работы.
Пожалуй, лучшей программой для хранения и быстрого доступа к своим изображениям будет бесплатная pureref. Данный софт позволяет загружать в него неограниченное количество изображений и иметь быстрый доступ к ним.

Часть 2. Софт для 3D моделирования


С референсами мы определились, но в чем же мы буде моделировать?
Программ для 3D моделирования большое количество но все их можно поделить на три условные группы:
1. Программы для полигонального моделирования
2. Программы CAD использующие нурбсовые математические формулы
3. Программы для скульптинга

Полигональное моделирование.


В полигональном моделировании объекты строятся при помощи полигонов, которые задаются несколькими вершинами.

Выделим несколько самых популярных программ:

1. Autodesk 3dsMax — профессиональное программное обеспечение для 3D-моделирования, анимации и визуализации при создании игр и проектировании.
В основном используют для визуализации интерьера и архитектуры

Как и большинство программ Autodesk является платной.

2. Autodesk Maya — редактор трёхмерной графики, обладает широкой функциональностью 3D-анимации,
моделирования и визуализации.

На данный момент является стандартом геймдева, большинство студий работает именно в ней. Как и 3D Max является платной

3. Cinema 4D является универсальной комплексной программой для создания и редактирования двух- и трехмерных эффектов и объектов.

4. Blender — профессиональное свободное и открытое программное обеспечение для создания трёхмерной компьютерной графики, включающее в себя средства моделирования, скульптинга, анимации, симуляции, рендеринга, постобработки и монтажа видео со звуком, компоновки с помощью «узлов», а также создания 2D-анимаций.
Программа, с которой и начался мой путь.
Довольно дружелюбный софт для новичка, обладающий высокой стабильностью и весьма широким функционалом

И самое вкусное то, что программа абсолютно бесплатная и доступна в Стиме.
Это самые распространённые, но далеко не все программы полигонального моделирования.

Какую же программу стоит выбрать?
Если ваша главная цель добиться успеха в геймдеве, то без сомнения ваш выбор это MAYA, главный котируемый пакет большинства студий.
Если вы не хотите платить за софт и быстро освоить моделирование то ваш выбор это Blender, к тому же, просматривая вакансии на территории России, многие студии всё чаще начинают работать с блендером.

CAD моделирование

CAD программы используют математические формулы для задания геометрии.
Их главным плюсом является отсутствие полигональной сетки, что даёт возможность не волноваться о топологии (это то, как полигоны формируют 3D модель) во время процесса моделирования.
Изначально эти программы предназначены для использования промышленными станками и 3D принтерами, но и в игровой индустрии им удалось обрести славу.
Выделим наиболее подходящие из них для наших задач.

1. Fusion 360
Это программа CAD моделирования от Autodesk.
Ее главными плюсами для меня стало:
-наличие слайдеров для выставления высот, фасок и т.п
-бесплатная версия для не коммерческого использования
-наличие истории проделанных операций.
Минусом является:
-не высокая стабильность работы
-высокое требование к железу компьютера.

2. MoI3D (Moment of Inspiration)
Программа, использующая нурбсовые математические формулы для задания форм и поверхностей.
Главными ее достоинствами является:
-высокая стабильность
-невысокие системные требования
-полная адаптация для графического планшета
-возможность экспорта high poly (модели с плотной высокополигональной сеткой) модели.
Недостатки:
-отсутствие слайдеров для регулирования фасок
-высокая стоимость софта

На данный момент я использую в качестве основного инструмента Fusion 360, но со временем планирую изучить и Moi3D
Для геймдева CAD программы используют относительно недавно, но тем неимение они являются очень полезным софтом для изготовления hard-surface (твердотельных, не органических) моделей и легки в освоении. За два часа вполне возможно выучить базовый функционал Fusion360 и сделать свою первую модель.

Скульптинг

Манипуляции с объектом осуществляются за счёт передвижения вершин, на высокополигональном меше (совокупность вершин, рёбер и полигонов, которые составляют один 3D объект), или вокселей (элемент объёмного изображения, содержащий значение элемента растра в трёхмерном пространстве).
Выделю три программы для скульптинга:

1. Blender
Да, в бесплатном блендере по мимо полигонального моделирования есть еще огромная гора всевозможного функционала, в его чилсе и скульптинг.
Плюсы:
— одна программа совмещает в себе большой функционал
-относительно интуитивный интерфейс
Минусы:
-Ограниченный набор инструментов
-Невысокая производительность ( в программах-конкурентах можно использовать мэши с намного более плотной полигональной сеткой)
Хоть блендер и не позиционирует себя как софт для профессионального скульптинга, но это не мешает людем делать в нем шедевры, как пример работа Pablo Dobarro.

2. Zbrush
Программа для 3D моделирования, созданная компанией Pixologic. Отличительной особенностью данного ПО является имитация процесса «лепки» трёхмерной скульптуры, усиленного движком трёхмерного рендеринга в реальном времени, что существенно упрощает процедуру создания требуемого трёхмерного объекта.
Мастодонт игровой индустрии. Именно «зеброй» пользуются почти все игровые девелоперы при создании персонажей или органических объектов.
Плюсы:
-Высокая производительность при скульптинге
-Наличие истории и возможность переключаться между ней
-Огромное количество кистей и их вариаций
-Наличие невероятно мощного функционала, позволяющего упростить моделирование high poly моделей. Например наличие функции polish, создающей фаски для запекания ( об этом дальше в статье). Возможность из high poly сделать хорошую low poly (низкополигональную) модель
-Наличие других встроенных плагинов.
Минусы:
-Тяжелая программа для освоения новичку.
-Не интуитивный интерфейс
-Высокая цена

3. 3D Coat
Коммерческая компьютерная программа для моделирования различных органических объектов и грубых низкополигональных 3D-моделей; предоставляет широкий набор инструментов, которые позволяют пользователям создавать скульптуры, добавляя топологию, создавать UV-карты, интерактивно текстурировать поверхность модели, производить визуализацию статичных сцен и круговую анимацию модели.
Во время скульптинга программа использует не полигоны, а воксели, что делает геометрию не полой внутри.
С 3D Coat я мало знаком, но некоторые его достоинства и недостатки выделить попытаюсь.
Плюсы:
-Программа подойдёт для быстрого создания концепта
-Дружелюбный к новичкам интерфейс
-Широкий функционал по мимо скульпта
-Наличие уникальных возможностей
-Неплохие возможности текстурирования
Минусы:
-Высокая цена

Если вы настроены всерьёз овладеть скульптингом, я бы посоветовал выучить ZBrush, все его недостатки полностью нивелируются огромным функционалом и вариативностью.

Часть 3. Развёртка и запекание

Правильно развернуть модель это целая наука, но об этом не в нашей статье.
Программы для полигонального моделирования обладают достаточно хорошим функционалом для разворачивания меший, но есть и отдельный софт для этого с более обширным функционалом.
Рассмотрим здесь программу rizomuv, специально разработанную для этих целей.
На ютуб канале videosmile есть неплохой мини курс по этой программе, советую к ознакомлению.
Самой главной и, пожалуй, решающей, для меня, функцией стала возможность удобной упаковки развёртки.
А минус в том, что она платная.

Мы развернули low poly, что теперь?
Теперь необходимо перепечь на него информацию с high poly меша, для создания карт нормалей.
Звучит странно, не так ли? Но обо всем по порядку.
Карты нормалей нужны для создания мнимой геометрии на низкополигональном объекте, а для их получения и производится запекание или по английские bake.
Карта нормалей — это такая текстура, которая позволяет за счет игры света эмулировать дополнительные (не существующие изначально) детали на 3d модели.
Ну как у UV развёртки, у карт normal map очень много подводных камней, которых касаться мы сейчас не будем.
На наглядном примере я вам покажу, как выглядят карты, и какой результат мы получаем.

И так на изображении мы видим три плоскости (на самом деле это кубы).
Две из них имеют одинаковые количества вершин и являются одинаковыми мешами. Какие именно?
Правильно, первый и третий! (Но стоп, как, ведь второй и третий одинаковые?!)
В этом и есть вся магия запекания карт нормалей. Мы взяли геометрию со второго высокополигонального куба и перенесли ее на первый, а результатом этой манипуляции стал наш третий объект.
А так это выглядит в режиме редактирования.

Хорошо, с теорией покончено, но где лучше запекать?
Канал Блендер Павлова очень хорошо ответил на этот вопрос.

Спойлер. В программе marmoset toolbag 4. В ней и я запекал карты для этого примера.

А вот так это выглядит наглядно
Вернёмся к тулбагу.
Плюсы:
-Настройка параметров карт нормалей.
-Печёт огромное количество разновидностей карт нормалей
-Возможность фикса багов запечки
-Программа подходит не только для запекания.
Из минусов только то, что она платная, а так прекрасный софт.

Глава 4. Текстурирование модели

В этой главе речь пойдёт о создании PBR текстур на модели.
PBR или Физически корректный рендеринг — метод компьютерной графики, который позволяет отображать объекты более достоверно, моделируя поток света в реальном мире.
Конечно затекстурить модель можно и в Blender и в Maya, но мы рассмотрим специализированный для этого софт.
Начнём мы с бесплатной программы от разработчиков Unreal Engine.
Quixel mixer. Эта программа работающая с библиотекой megascans ( отсканированными реальными материалами, перенесёнными в цифровой вид )
Плюсы:
-Работа с огромной библиотекой отсканированных материалов megascans
-Свободный доступ
Минусы:
-Не особо подходит для текстурирования моделей

Вы могли подумать что программа плохая, но это не так, в ней можно делать очень реалистичные тайловые (бесшовные ) текстуры.
Вот, например текстура, которую я сделал, для старой кирпичной стены.

Ну и перейдём к моему любимчику. Программа от легендарного Adobe, стандарт игровой индустрии substance painter.
Данный софт обладает огромными возможностями по текстурированию 3D моделей, но печёт он паршиво, именно им я пользуюсь на постоянной основе.
Разберём его достоинства и недостатки.
Плюсы:
-Большое количество встроенных генераторов
-Возможность использования умных материалов, созданных другими юзерами
-Большая гибкость в настройке генераторов и фильтров
-Возможность экспортировать большое количество различных карт нормалей.
-Банально, но невысокая стоимость стиме.
-Совместимость (мост) с фотошопом
-Ну и просто интуитивно понятная программа.
Минусы:
-Сабстенс требовательный, очень требовательный. Для работы с большим количеством текстурных сетов вам нужен не слабый такой компьютер, желательно с 32 гб ОЗУ и больше.

P.S. Пока открывал проект, чтобы сделать скриншот, эта зараза успела зависнуть три раза.

Глочёк для мастерской контры ( кстати, движок Source не работает с pbr текстурами, по крайней мере со скинами, и тут только карта нормали)

Ладно, победитель очевиден, Substance Painter лидирует по всем параметрам. Но главное при текстурировании уделять большое внимание референсам и помните: никогда не используйте бездумно генераторы, если вы сделали поцарапанный корпус того же пистолета, не ленитесь ручками почитсить места где царапин физически быть не может.
Теперь мы экспортируем текстурки и наша модель полностью готова. Поздравляю!
Не забудьте правильно презентовать свою работу. Хорошо отрендерите ее ( для презентации работы проще всего использовать Marmoset ) и довести до идеала в Photoshop.

Ну что ж, мой дорогой друг, спасибо за прочтение. Буду рад любому фитбеку и пожеланиям, так же жду конструктивной критики и советов.
От себя хочу добавить, что работа 3D художника это очень тяжкий и недооценённый, незнающими людьми, труд и мне хотелось бы, чтобы у тебя, читатель, все получилось в нашей нелёгкой деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *