Морфемный разбор слова что это такое для 5 класса
Морфемный разбор слова – примеры (5 класс, русский язык)
Лингвистические разборы необходимы для того, чтобы систематизировать информацию по конкретному разделу языкознания. Так, например, морфемный разбор позволяет вспомнить все изученное в разделе «Морфемика и словообразование» и применить часть знаний на практике.
Что такое морфемный разбор
Морфемный разбор слова – это разбор по составу. В ходе этого разбора школьник должен обозначить все значимые части слова.
Существуют части слова (буквы, слоги) и значимые части (приставка, корень и т.д.): последние имеют какое-либо собственное значение и способны влиять на смысл всего слова: дом-ик – это маленький дом.
Такие разборы ребята делают в 5 классе, а по ряду программ – и раньше. Во многих случаях поиск частей слова не вызывает затруднений, но требует внимания.
Как разобрать слово по составу
Существуют устоявшийся порядок морфемного разбора. Не стоит его менять, даже если кажется, что можно сделать проще. Лучше следовать инструкции, тогда удастся избежать ошибок.
Итак, как сделать морфемный разбор?
Надо выделить окончание. Для этого надо изменить слово (имена или причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам (прошедшее время, условное наклонение) или числам (повелительное наклонение))
В сложных числительных бывает два окончания, в середине и на конце слова: сем-и-десят-и, семь-ю-десять-ю.
Надо найти корень. С этой целью мы подбираем однокоренные слова, то есть стараемся изменить приставки и суффиксы: можно подобрать слово другой части речи. При этом мы помним, что
Обозначить аффиксы: суффиксы и приставки. Надо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса. Чтобы их различить, надо найти ближайшего предшественника этого слова в словообразовательной цепочке (от какого слова произошло).
Например, слово «кружочек» произошло не от слова «круг», а от слова «кружок» (а вот «кружок» – от «круг», но нам надо не «дедушку», а «папу» слова найти).
Примеры
Приведем примеры морфемного разбора слов.
Чашечка.
Окончание –а (чашечк-и, чашечк-ой…)
-Чаш- – корень (чаш-ка, чаш-а, чаш-елистики)
Предзимний
Окончание –ий (предзимн-им, предзимн-его).
Корень –зим- (зим-а, зим-ородок, зим-ушка).
Приставка пред- (зимний – пред-зимний).
Что мы узнали?
Чтобы выполнить морфемный разбор, необходимо действовать по плану. Сначала изменяем форму слова и находим окончание. Затем обозначаем основу. Следующий этап – поиск корня (с помощью подбора однокоренных слов). В конце ищем приставки и суффиксы.
Морфемный разбор слова
Всего получено оценок: 1472.
Всего получено оценок: 1472.
Лингвистические разборы необходимы для того, чтобы систематизировать информацию по конкретному разделу языкознания. Так, например, морфемный разбор позволяет вспомнить все изученное в разделе «Морфемика и словообразование» и применить часть знаний на практике.
Что такое морфемный разбор
Морфемный разбор слова – это разбор по составу. В ходе этого разбора школьник должен обозначить все значимые части слова.
Существуют части слова (буквы, слоги) и значимые части слова (приставка, корень и т.д.): последние имеют какое-либо собственное значение и способны влиять на смысл всего слова: дом-ик – это маленький дом.
Такой разбор ребята делают в 5 классе, а по ряду программ – и раньше. Во многих случаях поиск частей слова не вызывает затруднений, но требует внимания.
Как разобрать слово по составу
Существует устоявшийся порядок морфемного разбора. Не стоит его менять, даже если кажется, что можно сделать проще. Лучше следовать инструкции, тогда удастся избежать ошибок.
Итак, как сделать морфемный разбор?
Надо выделить окончание. Для этого следует изменить слово (имена или причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам (прошедшее время, условное наклонение) или числам (повелительное наклонение))
В сложных числительных бывает два окончания, в середине и на конце слова: сем-и-десят-и, семь-ю-десять-ю.
Затем надо найти корень. С этой целью мы подбираем однокоренные слова, то есть стараемся изменить приставки и суффиксы: можно подобрать слово другой части речи. При этом мы помним, что
Обозначить аффиксы: суффиксы и приставки. Надо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса. Чтобы их различить, надо найти ближайшего предшественника этого слова в словообразовательной цепочке (от какого слова произошло).
Примеры
Приведем примеры морфемного разбора слов.
Окончание –а (чашечк-и, чашечк-ой…)
-Чаш- – корень (чаш-ка, чаш-а, чаш-елистики)
Окончание –ий (предзимн-им, предзимн-его).
Корень –зим- (зим-а, зим-ородок, зим-ушка).
Приставка пред- (зимний – пред-зимний).
Что мы узнали?
Чтобы выполнить морфемный разбор, необходимо действовать по плану. Сначала изменяем форму слова и находим окончание. Затем обозначаем основу. Следующий этап – поиск корня (с помощью подбора однокоренных слов). В конце ищем приставки и суффиксы.
Морфемный разбор слова
Всего получено оценок: 115.
Всего получено оценок: 115.
В данной статье рассмотрим, что такое морфемный разбор слова, какова его последовательность и каково значение морфемного разбора в системе русского языка.
Определение
Морфемный разбор слова – это выделение всех частей слова (морфем) в слове.
По-другому морфемный разбор слова называется разбором слова по составу или разбором по морфемам.
В учебниках слова для морфемного разбора обозначаются надстрочной цифрой 2.
Последовательность морфемного разбора
Чтобы безошибочно запомнить, как сделать морфемный разбор слова, нужно следовать определенному плану.
Для начала нужно определить, к какой части речи относится слово, взятое для морфемного разбора.
Затем нужно выделить окончание слова. Для этого необходимо изменить форму слова и посмотреть, какая часть слова изменилась. Изменяемая часть является окончанием.
У слова может быть нулевое окончание; слово может и не иметь окончание вовсе.
Окончания графически выделяются квадратиком.
Основа графически выделяется подчеркиванием с обозначением границ основы.
Следующим шагом является выделение корня слова. Для того чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова, и посмотреть, какая часть слова является общей для всех родственных слов.
Корень слова графически обозначается дугой.
Затем нужно найти приставки и суффиксы слова, если они есть. Для этого нужно подобрать другие слова с такими же приставками и суффиксами.
Приставки графически обозначаются небольшим уголком, а суффиксы – крышечками.
Значение морфемного разбора
Морфемный разбор слова является одним из видов лингвистического анализа, который улучшает умение выделять морфемы в составе слова.
Умение выделять морфемы в слове помогает и при словообразовательном разборе, когда нужно понять, от какого слова и с помощью какой морфемы образуется то или иное слово или форма слова.
Так как морфема имеет и лексическое или грамматическое значение, и звучание, при морфемном разборе развиваются и фонетические умения.
Обращаясь к частеречной принадлежности при морфемном разборе, проводящий разбор развивает морфологические навыки и умения.
Морфемный разбор способствует развитию как навыков, касающихся морфемного и словообразовательных разделов, так и навыков, касающихся орфографии, так как решение большинства орфографических задач зависит от того, в какой части слова находится орфограмма.
Что мы узнали?
Морфемный разбор слова (по-другому: разбор слова по составу; разбор по морфемам) – это выделение всех частей слова (морфем) в слове. Чтобы выполнить морфемный разбор слова, нужно: найти окончание, основу, корень, приставки и суффиксы. Морфемный разбор слова – лингвистический анализ, который помогает в развитии фонетических, морфемных, словообразовательных, морфологических, орфографических навыков и умений.
Морфемный и словообразовательный разбор слова
Всего получено оценок: 3.
Всего получено оценок: 3.
Что такое словообразовательный разбор слова? Это способ понять, с помощью каких морфем от какой производящей основы оно образовалось. Выделяют при словообразовательном разборе только те морфемы, которые прибавились к производящей основе. Морфемный разбор, который изучается в 5 классе, — это анализ структуры слова. В ходе разбора выделяются все морфемы, из которых оно состоит.
Порядок морфемного разбора
1. Слово выписываем в той форме, в какой оно представлено в предложении.
2. Определяем, к какой части речи относится слово, изменяемое ли оно, есть ли у него окончание. Убедиться, что разбираемое слово изменяемое и имеет окончание, можно просклоняв, проспрягав его или поставив в форму множественного числа. Окончание может быть нулевым. Значит, оно появится, если слово изменить. Нельзя путать слова с нулевым окончанием и неизменяющиеся слова, где этой морфемы нет вовсе. Например, плащ — нулевое окончание. Оно появится, если слово изменить: плащ-ом. Пальто — не имеет окончания, поскольку не изменяется ни по падежам, ни по числам.
3. Выделение основы. Это часть слова без окончания. Основа состоит только из словообразующих морфем, которые создают новое слово.
4. Выделяем суффикс/суффиксы. Их может быть больше одного. ( наруш-и-тель-ниц-а).
Важно: Правильно выделить приставку поможет замена её на другую ( за — гадать, от-гадать, под-гадать). Приставки и суффиксы легче увидеть, если сравнить слово с другими словами, имеющими такие же морфемы, но иной корень.
6. В последнюю очередь обозначаем корень.
7. Если слово сложное, не забудьте подчеркнуть соединительную гласную, если она есть. ( скал-о
Порядок словообразовательного разбора
1. Первым делом нужно поставить слово в начальную форму.
2. Начинать надо с определения лексического значения слова. Например, слушатель — человек, который слушает; цветочек — маленький цветок. Это поможет найти слово, от которого образовалось разбираемое.
3. Обозначить основу. Если она состоит не только из корня, включает другие морфемы, она производная, то есть образовалась от другого слова.
4. Подобрать словообразовательную пару, то есть производящее слово, которое отличается от разбираемого 1-2 морфемами.
5. Обозначить основу в производящем слове. Посмотреть, какая морфема отличает производную основу от производящей, выделить её. Карман-н-ый — карман, под-носить — носить.
6. Указать способ словообразования. В русском языке их существует 6:
Что мы узнали?
Морфемный разбор и словообразовательный разбор слова очень похожи, но цель их разная. В первом случае анализируют состав слова, во втором — определяется способ его образования.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Варианты морфем. Морфемный анализ слова
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Варианты морфем как части слова с чередованием звуков.
2. Разбор слова по морфемам.
Варианты морфем – части слова с чередованием звуков.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. – с.26-28; 176 с.
Теоретический материал для самостоятельного обучения
Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав в результате чередования гласных и согласных. Об этом сегодня и пойдёт речь.
Определите, в какой строке записаны однокоренные слова с чередованием гласных в корне?
1) заберу – забирает
Пара слов «заберу – забирает» содержит чередование гласных е//и в корне.
В какой строке названы однокоренные слова с чередованием согласных в корне?
4) слон – прислониться
Пара слов «друг – подружка» содержит чередование согласных г//ж в корне.
Определите, какой вариант подходит для следующих пар слов.
В словах жать – жму, сон – сновидение, день – дня встречается:
1) изменение ударения
2) изменение значения
3) чередование гласного с нулём звука, т.е. беглые гласные
4) переход в другую часть речи
В этих парах слов есть беглые гласные.
Назовите все чередования в ряду слов орех – орешек – орешка. В этих данных словах происходит чередование х//ш в корне и ек//к в суффиксе.
Рассмотрите пары слов: упросить – упрашивать, оросить – орошение, поглотить – поглощение, муха – мушиный. Определите варианты чередований в корнях. В паре слов «упросить – упрашивать» чередование о//а и с//ш, в словах оросить – орошение чередование с//ш, в словах поглотить – поглощение чередование т//щ, в словах муха – мушиный чередование х//ш.
Рассмотрите пары слов: подлить – подозвать, разделить – растереть, земляк – землячка. Определите варианты чередований в приставках и суффиксах. В словах подлить – подозвать чередование в приставке о//нулевой звук, в словах разделить – растереть чередование з//с, в словах земляк – землячка чередование к//чк.
Порядок морфемного анализа:
Рассмотрим примеры морфемного анализа слов.
Разбор тренировочных заданий
Выберите из списка правильный ответ. В какой морфеме происходит чередование звуков в слове «травяной»?
Правильный ответ: суффикс
Распределите слова на 2 группы: с чередованием в суффиксе и с чередованием в приставке.
Подозвать, земляк, оловянный, остряк, разделить, травяной, подлить.