Морфемы с орфограммами что это
Что такое морфема?
Содержание:
Морфема (от греч. morphe – форма) – это наименьшая неделимая единица языка, значимая часть слова, каждая из которых несет в себе смысловую нагрузку.
Раздел языкознания, изучающий морфемы, их виды, морфемное строение слова называется морфемикой.
Тесно связаны с морфемикой разделы «Словообразование» и «Орфография».
Словообразование изучает способы образования слов, в том числе с помощью морфем (морфологический способ).
Орфография – раздел языкознания, изучающий правила правописания слов. Орфографические правила объясняют условия выбора правильных написаний в морфемах слова.
Виды морфем (классификация)
Классификацию морфем можно представить в следующей схеме.
Формообразующие и словообразующие морфемы
Слова, образованные морфологическим способом, т.е. с помощью морфем, приобретают новое лексическое значение. Следовательно, морфемы, которые участвуют в образовании нового слова, называются словообразующими.
К словообразующим морфемам относятся
Окончание (флексия), некоторые суффиксы меняют форму слова, но не его лексическое значение. Такие морфемы называются формообразующими.
Окончание меняет форму падежа, числа, лица, рода. У неизменяемых слов окончания нет. Кроме того, окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Обязательные и необязательные морфемы
По положению и роли в слове морфемы делятся на обязательные и необязательные.
К обязательным морфемам относится корень.
Корень – значимая часть слова, которая несет в себе основное лексическое значение, повторяется в целом ряду слов, составляя ряд родственных слов.
Существуют корни-омонимы, которые одинаково пишутся, но имеют разное лексическое значение.
Аффиксы (от лат affixum, т.е. «прикрепленный») являются необязательными морфемами. К ним относятся приставка, суффикс, постфикс, окончанию
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Постфикс – значимая часть слова, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов.
Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит в конце слова и служит для образования новых форм слова.
Основа – часть слова без окончания.
Морфемный разбор слова
Морфемный анализ (разбор) слова – это разбор слова по составу.
Порядок морфемного разбора
Для чего нужно определить часть?
При определении части, определяем, есть ли в слове окончание. В неизменяемых частях речи окончания не существует.
В словах-омоформах (совпадающих по написанию в одной из грамматических форм) состав может быть абсолютно разный.
Прием для правильного выделения приставки и суффикса
Подберите слова с другими корнями, но с этими же приставками и суффиксами.
Морфемный разбор слова очень важен для формирования орфографических навыков. Умение вычленить все части слова поможет подобрать однокоренные слова, определить способ словообразования, составить словообразовательную цепочку.
При морфемном анализе необходимо определить часть речи слова, что заставляет вспомнить основные грамматические признаки каждой части речи.
При детальном разборе формируется грамотность, потому что проводится анализ орфограмм, которые находятся в отдельно взятой морфеме.
Орфограммы в корне:
Орфограммы в приставке:
Орфограммы в суффиксах:
Орфограммы в окончаниях:
Возможности морфемики в повышении орфографической грамотности учащихся начальной школы
Ключевые слова: морфемика
Проблема повышения орфографической грамотности учащихся волновала педагогов и методистов с давних времён.
Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.
Культура речи – это тот аспект, по которому сразу и безошибочно определяется уровень образованности человека.
В современном обществе считается, что школа обязана вооружить учащихся прочными навыками правописания. Кроме того, нередко в печати высказываются мнения о том, что социально опасное поведение (преступность, хулиганство) отдельных членов общества связано с низким уровнем их речевой и языковой подготовки. Общеизвестна связь языка и мышления. Язык отражает интеллектуальное развитие человека. Хорошо развитые речевые навыки (грамотная, выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи и т.д.) воспринимаются как признак воспитанности и образованности человека и в значительной степени определяют общественную и профессиональную активность человека.
Уровень грамотности, в том числе грамотности орфографической, связывается в нашем обществе не только с общей подготовкой по родному языку, но и с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой.
Грамотно говорящие, читающие, пишущие школьники, как известно, легче и успешней овладевают всеми учебными дисциплинами. И, наоборот, одной из главных причин отставания учащихся, слабой успеваемости, недостаточного интеллектуального развития является, как правило, неудовлетворительная подготовка по родному языку, недостаточно развитая и грамотная устная и письменная речь.
Но современная методика обучения правописанию в начальной школе опирается не только на правила, но и на всю систему языкового развития: на усвоение звукового строя русского языка, его графики; на процесс овладения чтением и письмом; восприятие речи на слух (аудирование); на развитие собственной речи, выражение своих мыслей; на развитие дикции и орфоэпического навыка, на интонацию и выразительное чтение; на понимание состава слова, словообразования, словоизменения; на закономерности функционирования языка, т.е. на грамматику.
Все написания, которые устанавливаются правилами, указаниями или запрещениями, в системе орфографии имеют обоснования, чаще всего оно связано с морфемным составом слова. Так, например, из 13 орфограмм изучаемых в начальной школе 9 опираются на знания о морфемном составе слова, об однообразном написании морфем.
Орфограмма может быть отдельная буква, сочетание букв, морфема, стык морфем, позиция между словами, место разделения слова при переносе на другую строку. В орфограмме всегда имеется не менее двух возможных написаний.
Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если ученик её замечает. Целенаправленное обучение распознаванию орфограмм должно начинаться с первого года обучения. Для этого существенное значение имеют опознавательные признаки орфограмм.
Этот опознавательный признак орфограмм «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащийся видит буквенное изображение слова, уже знает, какие буквы следует написать (они уже написаны), а не только слышит слово, то есть при чтении, списывании, анализе написанного текста.
В процессе письма под диктовку, так же как и в процессе самостоятельного письма, упомянутый выше опознавательный признак орфограмм не «срабатывает». Если младший школьник, ещё не имея опыта, пишет услышанное слово «сад», то последний звук этого слова не вызывает у него никаких сомнений: он слышит звук
[т] – [сат]; в слове «сбежал» он слышит первый звук [з]. То же самое он «слышит» и при внутреннем проговаривании, когда пишет самостоятельно составленный текст.
Второй опознавательный признак орфограмм – это звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания, которые дают наибольшее количество несовпадений и, следовательно, создают опасность ошибок. Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие «опасные» звуки – буквы: гласные о/а, и/е, парные звонкие и глухие согласные: б/п, г/к, д/т, ж/ш, в/ф, з/с, сочетания согласных стн/ сн, здн /зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные; сочетания «нч» и «нщ», «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу». Повышенное внимание должно обращаться на буквы е,ё,ю,я или на звукосочетания [je], [ja], [jo], [jy]. Мягкие согласные, особенно [л’], также принадлежит к числу «опасных».
Третий опознавательный признак орфограмм – это морфемы в словах: корень, приставка, суффикс, окончание, соединительный гласный в сложных словах, возвратная частица (постфикс) «ся», сочетание морфем – две приставки, два суффикса и т.п.
Овладение третьим опознавательным признаком обеспечивается морфемным анализом слов, который может носить опережающий, перспективный характер и начинается уже в первом классе (в простейших случаях).
Вариантом третьего опознавательного признака можно считать служебные слова, в первую очередь – предлоги, ибо они сходны с приставками. Наличие «предлога/приставки» возбуждает у учащихся внимание к данной ситуации, возникает необходимость проверки орфограммы «между словами», т.е. слитного написания приставки и раздельного написания предлога.
Выбирая правильное написание, ученик должен непременно установить в какой части слова находится орфограмма. Причём, найти орфограмму в слове можно не выходя за рамки его фонетических признаков (безударный гласный, парный согласный по звонкости или глухости на конце или в середине слова и т.п.), но для выбора правила написания необходимо перейти на новый языковой уровень, морфемный. То есть, большинство написаний может быть установлено после того, как выяснится, в какой части слова (морфеме) находится орфограмма.
Из общей природы орфографических правил вытекает единый алгоритм решения орфографических задач. После того, как найдена орфограмма и установлен её тип, ученик почти всегда действует одинаково:
1) определяет, в какой части слова находится орфограмма;
2) изменяет слово или подбирает другие слова, в которых есть та же морфема;
3) находит среди подобранных слов то, в котором нужный звук находится в сильной позиции;
4) обозначает звук в слабой позиции буквой, которой передаётся звук в сильной позиции, в той же части слова.
Знания по морфемному членению слова позволяет школьнику направленно искать орфограмму, поскольку он уже знает какие именно орфограммы могут встретиться в приставке, окончании, на стыке морфем и т.д.
Неумение соотнести морфемы в проверяемом и проверочном словах часто приводит к ошибкам. Соотнести (в данном случае) – значит убедиться, что часть слова, в которой находится орфограмма, и та, в которой имеется звук в сильной позиции, одна и та же морфема (корень проверяется корнем, окончание – окончанием и т.д.).
При неумении соотносить морфемы в проверяемом и проверочном словах, могут возникнуть ситуации типа: ученик проверяет безударный гласный в суффиксе с помощью сильной позиции в окончании («котек», потому что «о коте») или, другой вариант, окончание проверяется суффиксом («без соле», потому что «солёный») и т.п. Встречаются и другие случаи неверных обоснований.
Учителю следует приучать детей учитывать ту часть слова, по отношению к которой решается орфографическая задача. Чтобы избежать формального и неверного решения орфографических задач, необходимо постоянно углублять знания детей о морфемной структуре слова.
Работа с морфемной структурой слова важна не только для лингвистического и общего развития детей, но и для формирования у них осознанных и прочных навыков правописания.
Возможности в повышении орфографической грамотности учащихся реализуется тогда, когда учитель планомерно и в системе проводит работу с морфемами, начиная с пропедевтических упражнений в 1 классе.
Изучение морфемного состава слова для учащихся начальной школы необходимо, так как:
1) ведущим принципом русского правописания является морфологический принцип;
2) учащиеся овладевают ведущим способом раскрытия лексического значения слов;
3) узнают об основном способе словообразования.
Работа над значением морфем очень важна для развития речи учащихся, так как в процессе этой работы речь школьников обогащается за счёт слов с соответствующими морфемами.
Правильно организованная работа с морфемами выступает как один из путей решения правописания на уроках русского языка в начальной школе.
Русский язык. 6 класс
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках
Морфемный разбор
Необходимо запомнить
В приставках (кроме приставок пре-, при-) без ударения пишется такая гласная, которая слышится в той же приставке в другом слове под ударением. Например, догнать – досуха; забежать – засветло.
У слов с приставками пре-, при- трудно определяется значение приставок. Написание таких слов надо проверять по словарю и запоминать: приготовить, препятствие и др.
Во многих словах пре-, при- стали частью корня: привет, причина, природа, пример.
В приставках (кроме приставок, оканчивающихся на з, с) надо писать такую согласную, которая слышится в этой приставке перед гласной или перед в, л, м, н, р: обходить – обнести; подставить – подобрать.
Связанные корни
Вы уже знаете, что в корень может один составлять основу слова: снег-, дом-, а может входить в основу с суффиксами и приставками:
Выделение корня в подобных словах не составляет особого труда: значение корня определяется чётко (снег – «вид атмосферных осадков, которые состоят из мелких ледяных кристалликов»; дом – «жилище; место для жилья»). Корень самостоятельно образует основу слова без суффиксов и приставок.
Но есть такие корни, значения которых трудно определить. Например, какое значение у корня -й-? или у корня -мк-? Значение у подобных корней можно прояснить только тогда, когда они находятся в сопровождении приставок и суффиксов:
Связанными называются корни, которые не могут существовать без приставок и суффиксов.
Конспект урока на тему: «Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов».
ТЕМА: ДК. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.
(Урок разработала Магомедова З.О.)
Повторить орфограммы приставок.
Отработать умение находить слова с приставками, объяснять их написание.
Провести комплексное повторение орфограмм в различных частях слова.
Расширить словарный запас учащихся.
Развивать внимание, наблюдательность, интерес к изучаемому материалу
Контрольный словарный диктант
Жесткий диван, неровный шов, дешевый материал, скромная прическа, маленькая щелка, намеренный поджог, тяжелый ожог, мягкволчонок, мышонок, одежонка, лужок, крючок, мужичок, пирожок, клочок, прыжок, пучок, зеркальцем, страницей, снежок, ландышем, рощей, свинцом,черточка, четкий, соломенный; огненный; обеденный; родственный; современный; лиственный; старинный; законный; сонный; бездонный; карманный; глубинный; туманный; лимонный, шерстяная юбка; полотняный костюм; нефтяной фонтан; дровяной склад;
Работа по теме урока
-Подготовьте сообщение о морфемах, продолжив предложения:
2. В основу слова входят такие морфемы, как.
3. Чтобы отделить окончание от основы слова, нужно.
4. Нулевое окончание бывает у.
5. Слова с одинаковым корнем называются.
1. Рабочие термины и понятия:
1). Морфема – это минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
2). Чтобы отделить окончание от основы, нужно подобрать форму этого же слова, в котором появляется другое окончание: (И.) вода – (Р.) воды – (Д.) воде – (В.) воду – (Т.) водой – (П.) (о) воде.
3). Нулевое окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая не выражена звуками:
4). Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем: диво, удивительный, удивить.
5). Варианты морфем – это одна и та же морфема, но имеющая разный буквенный и звуковой состав: весной – весною.
2. Порядок морфемного разбора слова:
1). Окончание и основа.
2). Приставка и суффикс.
II. Практическая часть:
№ 1. Выполните следующие задания:
1. Перечислите все морфемы, которые вы знаете, приведите примеры.
2. Обозначьте в слове пришкольный все морфемы, входящие в основу.
Задание № 2: подобрать по 1 примеру для каждой пары вариантов морфем (морфемы выделите):
Образец: с (со) – стереть – соткать.
Задание № 2: вставьте пропущенные буквы, устно объясняя написание; во всех словах выделите корень:
Задание № 3: образуйте цепочку однокоренных слов (существительное – прилагательное – наречие – глагол), выделите в словах корни:
(2) Чернота (сущ.) – черный (прил.) – черно (нар.) – чернеть (гл.).
(3) Мороз (сущ.) – морозный (прил.) – морозно (нар.) – морозить (гл.).
(6) Холод (сущ.) – холодный (прил.) – холодно (нар.) – холодать (гл.).
Задание № 4: придумайте слова, соответствующие схемам:
1) — прилагательное; 2) — глагол; 3) — существительное.
Задание № 6. записать, выделить корень в словах:
(1) Объяснить; (2) далекий; (3) объединение; (4) насладиться; (5) потрясти; (6)подарить; (7) приближаться; (8) прошептать; (9) посветить (фонарем); (10) увлекаться.
(1) Звездное небо стыло над черной тайгой. (2) Деревья казались неподвижными, и от этого особенно грозно звучал их глухой шум. (3) Ледяная луна висела над головой. (4)Ее свет был чист и далек и словно не достигал земли.
Задание № 9: распределить слова по группам: 1) без приставки; 2) с приставкой в-; 3) с приставкой вз-; 4) с приставкой во-; 5) с приставкой воз-.
1) Высоко; 2) вмешаться; 3) воздержаться; 4) внести; 5) взмолиться; 6) вблизи; 7)вокруг; 8) взмахнуть; 9) вовлечь; 10) взвод; 11) вкусный; 12) вдали; 13) вздох; 14)вздремнуть.
Параграф 5, стр. 13. Упр. 21.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕМА: ДК. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.
Цель урока:
Номер материала: ДБ-082887
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое морфема в русском языке?
Морфема — это минимальная значимая неделимая часть слова.
Узнаем, что такое морфема в русском языке, какие бывают морфемы в слове, что они обозначают и как их выделить.
Слово «морфема» является лингвистическим термином, истоки которого найдем в греческом языке.
Что такое морфема?
Греческое слово morphe буквально значит «форма». Это слово применительно к языку имеет также значение «образ», «вид». Каждое слово имеет такой грамматический вид, который создают составляющие его части, причем имеющие не только грамматическое, но и лексическое значение, например:
в составе слова «прилетели» укажем следующие значимые части:
Дадим точное определение, что такое морфема.
Виды морфем
В русском языке различают несколько видов морфем:
При морфемном разборе слов первый шаг — выделение окончания.
Окончание
Окончание является словоизменительной морфемой: оно имеется в составе только изменяемых слов. Окончания выражают различные грамматические значения, например:
Основа слова
Чтобы выделить в слове основу, следует отделить формообразующие морфемы (окончание, суффикс, постфикс).
Например:
Основа является постоянной частью слова во всех его формах в отличие от окончания. В зависимости от того, сколько корней имеется в морфемной структуре слова, основа бывает:
Например:
Непроизводную основу имеют нечленимые слова, состоящие только из корня и окончания или только из корня, например:
Производные основы образованы от других слов и состоят из корня, приставки, суффикса, постфикса:
Корень — главная морфема слова
В корне заключается лексическое значение однокоренных слов. Корень объединяет родственные слова в одну семью, например:
Аффиксальные морфемы
Различают два типа аффиксальных морфем (аффиксов): словообразующие и формообразующие.
Приставка
Словообразовательной морфемой является приставка, или по-латински префикс (praefixus — «прикрепленный впереди»). С помощью приставки можно образовать новые слова и выразить разные оттенки их значения, например:
В русском языке в составе слов выделяют исконно русские и иноязычные приставки.
Суффикс
Ряд суффиксов образуют формы слов, за что называются формообразующими, например:
В составе слов бывает один, два и даже три суффикса.
Суффиксы могут выражать субъективные оценки предметов, например:
Постфикс
Постфикс (лат. post — «после», fixus — «прикреплённый») — это служебная морфема, которая находится после всех других частей слова. Постфиксы как образуют новые слова, так и выражают грамматическое значение.
Например, постфиксы образуют новые слова:
Постфикс -ся образует возвратные формы глаголов:
При морфемном разборе таких слов формообразуюший постфикс -ся не входит в их основу. Но в составе ряда глаголов постфикс -ся выполняет словообразовательную роль, и тогда их основа является прерывистой, например:
Глагольный постфикс -те образует формы множественного числа повелительного наклонения глаголов:
Интерфиксы и соединительные гласные
Интерфиксы (лат. inter — «между», fixus — «прикреплённый») — структурные элементы слов, которые не выражают никаких значений, а выполняют только соединительную функцию между их частями. Интерфиксы и соединительные гласные находятся между корнями в составе сложных слов, например: