Морфологические признаки глагола что это
Часть речи глагол
Глагол — самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние предмета. Отвечает на вопросы что делать?, что сделать? Примеры слов части речи глагол: делать, приклеила, встретит, скажи.
Морфологические признаки
Глагол — самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.
О спряжениях и глаголах-исключениях написано подробно ниже в пункте спряжения глаголов.
Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.
Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени — по числам и родам (я писал, она писала, они писали).
Неопределённая форма
Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.
-ть | -ти | -ь |
---|---|---|
возражать — возразить, реагировать — отреагировать | ползи — приползти, расти — подрасти | стричь — постричь, жечь — сжечь |
Спряжения глаголов
I спряжение:
брить, стелить
(2 глагола)
II спряжение:
-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
-ать: гнать, держать, слышать, дышать
(11 глаголов)
При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.
Лицо | I спряжение | II спряжение | ||
---|---|---|---|---|
Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | |
1-е | -у/-ю | -ем | -у/-ю | -им |
2-е | -ешь | -ете | -ишь | -ите |
3-е | -ет | -ут/-ют | -ит | -ат/-ят |
Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь — выполнять (несов. вид), выполним — выполнить (сов. вид).
Примеры:
читаю → читать → I спряжение
построят → построить → II спряжение
При определении спряжения глагола учитывайте, что:
От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа. От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть. Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению — разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.
Примеры глаголов
Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.
Род есть только в единственном числе прошедшего времени:
Мужского рода (что делал?): плыл, висел.
Женского рода (что делала?): плыла, висела.
Среднего рода (что делало?): плыло, висело.
Прошедшее (что делал?): рисовал/нарисовал.
Настоящее: (что делает?): рисует.
Будущее: (что будет делать? что сделает?) будет рисовать/нарисует.
В этом примере «рисовал» и «будет рисовать» — глаголы несовершенного вида, «нарисовал» и «нарисует» — совершенного.
Изъявительное (что делаю?): мечтаю, поиграют, учил, выучил.
Повелительное (что делай?): мечтай, поиграйте, учи, выучи.
Условное (что делал бы?): мечтал бы, поиграли бы, учил бы, выучил бы.
В этом примере мечтаю — глагол несовершенного вида единственного числа, поиграют — совершенного вида множественного числа, учил — несовершенного вида единственного числа в прошедшем времени, выучи — совершенного вида единственного числа в прошедшем времени.
Синтаксическая роль
В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.
Морфологический разбор
В морфологическом разборе глагола отмечают постоянные и непостоянные морфологические признаки, инфинитив, роль в предложении. Смотрите план и примеры морфологического разбора глагола.
Подробные описания частей речи русского языка:
Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки
Самостоятельная часть речи. Обозначает действие.
Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.
Глаголы обозначают действия в широком смысле.
Постоянные морфологические признаки глаголов
Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.
А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.
Как быстро запомнить
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.
Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:
К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:
Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.
Непостоянные признаки
Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.
Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.
Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.
Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.
Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.
Про синтаксическое и морфологическое время
В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.
Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.
Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.
Лицо. Лиц три:
Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.
Про безличные глаголы
Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.
Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.
Чем глагол является в предложении
Может быть очень разными членами предложения:
Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.
Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.
Морфологический разбор глаголов
Морфологический разбор глагола — это выявление постоянных и непостоянных признаков глагола как самостоятельной части речи в русском языке.
Укажем план, как правильно выполнить морфологический разбор глагола. Приведем образцы разбора глаголов, имеющих разную грамматическую форму в предложении.
В русском языке глагол обладает множеством характерных для него грамматических признаков, по которым его можно отличить от других частей речи. Прежде чем разобраться в этом, определим, что такое глагол в системе частей речи русского языка.
Исходя из этого определения, морфологический разбор глагола начинаем с указания части речи и общего значения. Далее определим постоянные и непостоянные признаки глагола и его синтаксическую роль в предложении. Эти этапы разбора представим в виде плана.
План морфологического разбора глагола
I. Часть речи, общее значение (действие)
Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Укажем, как правильно выполнить морфологический разбор глагола в зависимости от его грамматической формы в предложении.
Образец рассуждений
Выясним, какие грамматические признаки имеет глагол в этом предложении:
По прогнозам синоптиков циклон будет бушевать еще несколько суток.
I. Будет бушевать — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что будет делать?
Начальная форма — бушевать.
б) непостоянные морфологические признаки:
Примеры морфологического разбора глагола
Под лучами весеннего солнца снег сначала подтаял изнутри.
I. Подтаял — глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что сделал?
Начальная форма — подтаять.
б) непостоянные морфологические признаки:
Прослушайте эту аудиозапись еще раз.
I. Прослушайте — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что сделайте?
Начальная форма — прослушать
б) непостоянные морфологические признаки:
I. Возвратилась бы — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что сделала бы?
Начальная форма — возвратиться.
б) непостоянные морфологические признаки:
Видеоурок
Морфологические признаки глагола что это
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (читать, слушать, засмеяться, порадоваться). Начальная форма — неопределённая форма, отвечающая на вопросы что делать? что сделать?
Синтаксическая функция: неопределённая форма — любой член предложения, личные формы — сказуемое.
постоянные | непостоянные | |
• Вид (совершенный и несовершенный) Глаголы совершенного вида (СВ) отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия ( сделать,отправить ). |
Глаголы несовершенного вида (НСВ) отвечают на вопрос что делать? и не указывают на завершённость действия ( делать, отправлять ).
• Возвратность (возвратные и невозвратные)
• Переходность (переходные и непереходные)
Переходными называются глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться:
1) с именами существительными или местоимениями в форме В. п. без предлога ( строить дом, встретить его );
2) с именами существительными в форме Р. п.:
— если при глаголе имеется отрицание ( не выучил урока );
— со значением части целого ( купить сыра ).
Все остальные глаголы являются непереходными ( встретить в парке ).
· Спряжение (I, II, разноспрягаемые) Исходя из характера личных окончаний выделяют два спряжения — первое и второе.
В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые реально происходили, происходят или произойдут. В изъявительном наклонении глаголы имеют формы времени:
— глаголы НСВ — настоящее, прошедшее и будущее сложное время ( пишу, писал, буду писать );
— глаголы СВ — прошедшее и будущее простое время ( написал, напиш у).
В условном наклонении глаголы обозначают действия, которые могут произойти только при определённых условиях.
Глаголы в условном наклонении:
— не имеют категории времени;
— изменяются по числам, в ед. ч. — по родам ( читал бы, читала бы, читали бы );
— образуются путём прибавления частицы бы к форме прошедшего времени глагола.
В повелительном наклонении глаголы выражают побуждение к действию (просьбу, приказ, призыв, предупреждение, запрет). Глаголы в повелительном наклонении:
— не изменяются по временам, но имеют форму 2-го лица ед. и мн. ч. ( сиди, сидите );
— образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью окончания -и или нулевого окончания, во мн. ч. присоединяется постфикс -те ( сиди — сидите, стой□ — стой□те ).
В значении повелительного также употребляются:
— инфинитив: Не кричать! Не курить!
• Время (настоящее, прошедшее, будущее)
Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до момента речи ( читал, написал и т. д.). Они изменяются по родам и числам ( вёзØ□, везла, везло, везли ), но не изменяются по лицам.
Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое произойдёт после момента речи. Они имеют две формы — простую ( напишу, напишешь ) и сложную ( буду писать, будешь писать ).
Лицо глагола указывает на отнесённость действия к говорящему или предмету ( 1-е л. — я, мы; 2-е л. — ты, вы; 3-е л. — он, она, оно, они ). По лицам изменяются глаголы в форме настоящего и будущего времени, а также глаголы в форме повелительного наклонения.
• Род (мужской, женский, средний)
Род определяется только у глаголов в форме прошедшего времени ( он пришёл, она пришла, оно пришло ) и условного наклонения ( он пришёл бы, она пришла бы, оно пришло бы ). · Число (единственное и множественное)
Глава 11. Морфология. Глагол
§1. Общая характеристика глагола как части речи
Глагол – это самостоятельная знаменательная изменяемая часть речи. Глагольное слово объединяет разные формы. Какие именно, зависит от интерпретации некоторых важных понятий.
Обсуждаем проблему толкования
А сторонники второй точки зрения исключают причастие и деепричастие из глагольных форм. На нашей схеме поэтому причастия и деепричастия связаны с глаголом прерывистыми линиями.
Все глагольные формы объединяются общими неизменяемыми признаками. Изменяемые признаки, если они есть, могут быть различными.
1. Грамматическое значение: «действие».
К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы: что делать?, что сделать?
2. Морфологические признаки:
Внимание:
Те, кто исключает причастия и деепричастия из глагольных форм, не рассматривают признаки причастий и деепричастий в этой теме.
3. Синтаксическая роль в предложении:
Личные формы глагола, а также безличные глаголы чаще всего бывают сказуемым.
Я люблю Петербург.
Светает.
Я люблю гулять по Петербургу.
Гулять по Петербургу – огромное удовольствие.
Быть дождю!
Дети просили нас поехать в Петербург.
У нас возникло желание поехать в Петербург.
Я пошёл пройтись по вечернему Петербургу.
Внимание:
Синтаксическая роль причастий и деепричастий рассматривается только теми авторами, которые относят их к формам глагола.
Петербург – город, основанный Петром I.
Петербург основан Петром I.
Деепричастия бывают в предложении обстоятельством.
Основав Петербург, Пётр I перенёс туда столицу.
§2. Виды глагола
Вид – это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Общепринятым является обозначение:
Образование видов
Большинство непроизводных русских глаголов – это глаголы НСВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать.
От них с помощью приставок и суффиксов образуются глаголы СВ, например:
есть → поесть, доесть, переесть,
жить → пожить, дожить, пережить,
любить → полюбить,
прыгать → прыгнуть,
кричать → крикнуть.
переписать → переписывать,
сбить → сбивать,
решить → решать.
Некоторые глаголы СВ и НСВ составляют видовые пары, например:
делать – сделать,
писать – написать,
Значение у глаголов, составляющих видовую пару, различается только одним компонентом: процесс – результат, многократное – однократное действие.
Многие глаголы СВ и НСВ видовой парой не считаются, т.к. кроме значения вида различаются еще каким-либо дополнительным значением, например:
Глаголы СВ И НСВ имеют разные формы:
В русском языке есть двувидовые глаголы. Это глаголы, у которых значение вида можно определить только в контексте. В одних контекстах они выступают как глаголы СВ, а в других как НСВ, например:
В конце концов преступников казнили (СВ).
Преступников казнили целый месяц (НСВ).
Вчера он обещал (СВ), что заедет к нам сегодня.
Каждый день он обещал (НСВ) заехать, но всякий раз откладывал свой визит.
Если у глагола разные лексические значения, то и видовые пары могут быть разные.
Учить (НСВ) – выучить (СВ) что? (слова, стихотворение, песню), т.е. учить что-то самому(-ой).
Учить (НСВ) – научить (СВ) кого? (сына, детей, старшеклассников, спортсменов), т.е. учить кого-то чему-то.
§3. Переходность
Переходность – это свойство глагола управлять существительными, выражающими значение объекта действия, например:
любить (кого? что?) мать, животных, книги, шоколад
смотреть фильм, журналы, фотографии
читать книгу, доклад, записку, поздравление
есть мороженое, курицу, суп, торт
пить воду, чай, кофе, сок
Запомните: чаще всего данное значение выражено в русском языке существительными в В.п. без предлога.
В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица не, существительное чаще бывает в Р.п. Значение объекта при этом не изменяется. Например:
Не любить (кого? чего?) брата, животных, книг, шоколада.
Если глагол управляет В.п. существительного со значением объекта, то этот глагол переходный. Если после глаголов стоят существительные в других формах, а винительный падеж без предлога невозможен, то глагол непереходный, например: гулять по городу, прыгать в воду, расти около дома, сомневаться в правильности, радоваться удаче и др. Употребление таких глаголов с существительными в В.п. невозможно, например, по-русски нельзя сказать: гулять город, прыгать воду, расти дом, радоваться удачу.
Важно, что от переходных глаголов образуются формы страдательных причастий.
§4. Возвратность
одевал ся, одевалась, одевалось, одевались.
Значения возвратных глаголов может быть разным, например:
Возвратные глаголы непереходные.
§5. Спряжение
Образцы спряжений
1 спряжение | 2 спряжение | |||
---|---|---|---|---|
Лицо | Единственное | Множественное | Единственное | Множественное |
1 | знаю, пью | знаем, пьём | строю, сплю | строим, спим |
2 | знаешь, пьёшь | знаете, пьёте | строишь, спишь | строите, спите |
3 | знает, пьёт | знают, пьют | строит, спит | строят, спят |
Если окончания ударные, то определение спряжения не вызывает проблем. Не нужно ставить глаголы в неопределённую форму: окончания ясно слышны, поэтому вы не ошибётесь ни в написании, ни в разборе.
Проблема может возникнуть лишь с глаголами, у которых окончания в безударном положении.
Для того чтобы определить окончания или тип спряжения глаголов с безударными окончаниями, нужно поставить глагол в неопределённую форму. Если глагол на -ить, то это глагол 2 спряжения.
Исключение: брить, стелить и устаревшее слово зиждиться. Также ко 2 спряжению относятся
Остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению.
Глаголы есть и дать не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний.
Так же изменяются глаголы, являющиеся производными от есть и дать, например: поесть, доесть, съесть, передать, подать и т.п.
Знать спряжение глаголов нужно, поскольку это знание позволяет правильно писать личные окончания глаголов, а также суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени. Умение определять спряжения глаголов нужно и при выполнении морфологического разбора.
§6. Наклонение
Изъявительное наклонение
Глаголы в изъявительном наклонении выражают реально происходящие действия и изменяются по временам.
Повелительное наклонение
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение. Глаголы в повелительном наклонении имеют формы единственного и множественного числа 1, 2 и 3 лица. Примеры:
Формы повелительного наклонения со словами давай, давайте, пусть, пускай, да называются аналитическими формами. Эти слова участвуют в образовании форм 1 и 3 лица и являются показателями повелительного наклонения вместе с глаголами, с которыми они употребляются.
Условное наклонение
Глаголы в условном наклонении могут выражать:
Если бы ты позвонил, мы бы встретились. Если бы мы встретились, я бы вернула тебе книгу.
* Мнения относительно формы глагола в условном наклонении различны. Одни авторы полагают, что это форма прошедшего времени, а другие считают ее омонимичной форме глагола в прошедшем времени.
§7. Время
Не у всех глаголов есть формы всех трёх времён. У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени.
Реальное время и грамматическое время могут не совпадать. Например:
(действие в прошедшем выражено формами настоящего времени).
Будущее время может быть выражено аналитически, двумя словами: глаголом быть в нужной форме и глаголом несовершенного вида в неопределённой форме, например:
Завтра мы будем читать, потом я уеду, а ты будешь писать сочинение
У глаголов совершенного вида образуется только простое будущее время, например: уеду, напишешь, посмотрим.
По-русски нельзя сказать: будешь написать, будем посмотреть. Это грубое нарушение морфологической нормы.
§8. Лицо
Я люблю апельсины. (1 л., ед.ч.)
Мы любим апельсины. (1 л., мн.ч.)
Ты любишь апельсины. (2 л., ед.ч.)
Вы любите апельсины. (2 л., мн.ч.)
Он любит апельсины. (3 л., ед.ч.)
Они любят апельсины. (3 л., мн.ч.)
Будем читать! (пов. накл., 1 л. мн.ч.)
Люби читать! Любите читать! (пов. накл., 2 л. ед. и мн.ч.)
Пусть читает! Пусть читают! (пов. накл., 3 л. ед. и мн.ч.)
В русском языке возможны глаголы, обозначающие действие, у которого нет производителя. Такие глаголы называются безличными.
Безличные глаголы
Безличные глаголы обозначают состояние природы или человека, которое не зависит от их воли. Поэтому и природа, и человек не рассматриваются как производители действия.
Темнеет.
Смеркалось.
Меня тошнит.
Мне нездоровится.
Формы глагола в безличной форме не могут быть сказуемым в двусоставном предложении. Они являются главными членами односоставных безличных предложений.
§9. Род
Урок прошёл, лекция прошла, собеседование прошло, встречи прошли (в прош. времени изъявит. накл. род различается только в ед.ч.).
Если бы урок прошёл (лекция прошла, собеседование прошло), мы бы ушли домой (в усл. накл. род различается только в ед.ч.).
§10. Число
Формы глагола
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
- На чем играл садко чтобы очаровать
- Моноциты у детей за что отвечают