Морфологический разбор слова что делать
Морфологический разбор слова
Морфология — раздел грамматики, изучающий слово как часть речи. В русском языке есть десять частей речи, которые принято разделять на самостоятельные, служебные и междометия.
Морфологический разбор слов проводится по определенной схеме в строгом порядке. Для того чтобы выполнить разбор слова по частям речи, нужно определить:
Анализ слова как части речи представляет собой одновременно емкую и полную характеристику отдельной словоформы с учетом грамматических особенностей его употребления. Каждая часть речи имеет постоянные и изменяемые признаки. При разборе нужно уметь определять, к какой части речи относится слово, находить его начальную форму, выделять морфологические признаки.
Морфологический разбор, пример которого представлен на нашем сайте, поможет улучшить навыки анализа.
Для того чтобы правильно выполнить морфологический разбор слова, следует запомнить последовательность и принцип анализа. Так, сначала следует выделить общие признаки частей речи, а затем найти конкретные признаки данной словоформы.
Общая схема разбора частей речи
План морфологического разбора слова следующий:
Образец морфологического разбора имени существительного:
На столе стоял кувшин с молоком.
Наш сервис использует самые современные технологии анализа морфологии и будет полезен тем, кто хочет узнать, как правильно делать морфологический разбор.
Основные правила морфологического разбора
Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо — в настоящем и будущем времени.
Для определения синтаксической роли необходимо знать контекст, относящийся к слову. Так, существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения или обстоятельства. Прилагательное, примыкающее к существительным, является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Глагол всегда является сказуемым. Буква ё может менять значение слова, и морфологический разбор будет разным. Например, стёкла (сущ., мн.ч.) и стекла (глаг., пр.в.).
Морфологический разбор слова онлайн поможет не только правильно проанализировать словоформу, но и подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку.
Примеры морфологического разбора
Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами морфологического разбора: поле, бобров, алей, пали, парки, полпарка, отпарка, спарка, упарка, лады, для выполнения морфологического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска.
Морфологический разбор слова
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие о частях речи
Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются части речи. Всего в русском языке 10 частей речи: они делятся на самостоятельные, служебные и междометия.
Части речи — это группа слов, которая выделяется по следующим признакам:
по лексическим значениям,
по морфологическим признакам и грамматическим категориям,
по их синтаксическим функциям в составе предложений.
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Называют предметы, действия, признаки, состояние, количество, признак действия или указывают на них.
Выражают различные отношения между знаменательными словами и предложениями и придают различные оттенки словам и предложениям.
Выражают чувства или побуждения, но не называют их.
Причастия и деепричастия — это особые формы глагола. Их редко относят к категории самостоятельных частей речи.
А теперь узнаем, как выполняется морфологический разбор слова. Рассмотрим примеры разбора:
Рассмотрим примеры морфологического разбора, чтобы понять схему разбора слов предложения в русском языке.
Морфологический разбор существительного
Мы сформулировали, что значит морфологический разбор слова. А теперь разберемся, как это работает для каждой части речи.
План разбора имени существительного
Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
Роль в предложении.
Образец для разбора существительного:
Дети не любят пить молоко.
Молоко — существительное, начальная форма — молоко.
Нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Морфологический разбор прилагательного
Морфологический разбор прилагательного
Начальная форма — инфинитив (именительный падеж, единственное число).
для качественных — степень сравнения, полная или краткая форма;
для всех — падеж, число, род (в ед.ч.).
Образец для разбора прилагательного:
Меня окружают высокие люди.
Высокие — имя прилагательное, начальная форма: высокий.
Качественное: полное; в положительной степени сравнения, в среднем роде, именительном падеже, множественном числе, является определением.
Морфологический разбор числительного
Порядок разбора числительного
Начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род — для порядкового).
Как сделать и что это такое морфологический разбор слова
Обязательной частью школьной программы по русскому языку является морфологический разбор причастий и других частей речи. Учащиеся начинают знакомиться с ним еще в начальной школе, и вплоть до старших классов подобные задания часто встречаются.
Определение
Морфологический разбор — это определение того, к какой части речи относится рассматриваемая лексическая единица, и описание ее основных признаков.
Данный вид заданий представляет для школьников определенную сложность по ряду причин:
Таким образом, это универсальный инструмент тренировки сразу нескольких довольно обширных разделов теории русского языка, поэтому от него не отказываются, даже несмотря на слишком наукообразный характер и совершенную невостребованность в дальнейшей жизни.
Что такое морфология
Достоинства этого задания легко увидеть на любом примере.
Для характеристики глагола по морфологическим признакам понадобится:
Другими словами, нужно знать все о глаголе, его видах, спряжениях, наклонениях.
Морфологический разбор — это уникальное синтетическое задание, тренирующее все темы одновременно. Он легко позволяет определить пробелы в знаниях ученика и указывает, какая тема была в свое время недоучена или была забыта.
Система обучения русскому языку у нас в стране строится на постепенном усложнении материала и расширении уже сформированных представлений о частях речи.
Так, в начальной школе дети узнают, что такое существительное, глагол и прилагательное, на какие вопросы отвечает каждая из этих частей речи и какова их роль в предложении. На протяжении нескольких лет эти темы прочно закрепляются и оттачиваются. Параллельно дети узнают о спряжениях и склонениях, учатся правильно определять их. И только после этого начинают учить, как сделать морфологический разбор.
Это интересно! Что такое причастный оборот: примеры
Элементы его могут быть введены уже в 4 классе. Что такое морфологический разбор слова 5 класс начинает изучать и выполнять полноценным образом. В 6 классе ребята знакомятся с разбором прилагательных, глаголов, числительных, местоимений. Причастия и деепричастия, а также наречия и служебные части речи изучаются в 7 классе.
Важно! Морфологический разбор наречия и прочих частей речи не представляет сложностей только для тех учащихся, которые хорошо усвоили весь материал, касающийся той или иной части речи.
Очевидно, что если школьник не понял, что такое наклонения, и чем они отличаются друг от друга, то провести качественный и безошибочный разбор глагола он не сможет. В этом случае рекомендуется обратиться вновь к тем главам учебника, где освещались данные темы.
Ниже приведем таблицу самостоятельных частей речи русского языка.
На какой вопрос отвечает | Начальная форма | Постоянные признаки | Непостоянные признаки | Синтаксическая роль |
Имя существительное | ||||
Кто? Что? (и все возможные падежные формы) | Именительный падеж ед. числа | Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род (кроме существительных, которые имеют только форму мн. числа), склонение. | Падеж, число | В предложении является подлежащим или дополнением. Иногда может быть сказуемым. |
Имя прилагательное | ||||
Какой? Каков? (и вариации в родах и числах) | Именительный падеж ед. ч. муж. рода | Разряд (качественное, относительное, притяжательное). | Падеж, число, род (в ед.ч.), у качественных кроме того: степень сравнения, форма (краткая или полная). | В предложении является определением. Может выступать в роли сказуемого. |
Глагол | ||||
Что делать? Что сделать? (вариации во времени и по родам и числам) | Инфинитив (отвечает на вопрос Что делать? или Что сделать?) | Вид, спряжение, возвратность, переходность. | Наклонение, ед. или мн.ч., время, лицо и род (указываются при наличии) | В предложении является сказуемым. Редко может выступать в качестве подлежащего. |
Имя числительное | ||||
Сколько? Какой по порядку? | Именительный падеж | Простое или составное, количественное или порядковое, для количественных указать целое, дробное или собирательное. | Падеж, число и род (если имеются) | Часто относится к существительному и является с ним одним членом предложения. Может выступать в роли подлежащего, сказуемого, определения. |
Местоимение | ||||
Кто? Что? Какой? Где? Сколько? Куда? | Именительный падеж ед. числа. | Разряд, лицо (у личных) | Падеж, число и род (если есть) | Может выступать в роли подлежащего, сказуемого, определения, обстоятельства, дополнения. |
Причастие | ||||
Какой? Каков? (и вариации по родам и числам) | Именительный падеж ед. числа муж. рода (указать, от какого глагола образовано) | Действительное или страдательное, время, вид, возвратность. | Число, род (в ед.ч.), для страдательных причастий указать форму (полная или краткая), для полных указать падеж. | В предложении является определением или сказуемым. Может выступать в роли подлежащего или дополнения. |
Деепричастие | ||||
Что делая? Что сделав? | Нет (указать глагол, от которого образовано) | Вид (совершенный или несовершенный), возвратность, неизменяемость. | В предложении является обстоятельством | |
Наречие | ||||
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? | Нет | Разряд по значению (наречие места, времени или образа действия), неизменяемость, степень сравнения (если есть). | В предложении является обстоятельством |
Ниже укажем, на что следует обратить внимание в каждом случае. Морфологический разбор существительного требует досконального знания склонений и падежей. В этом дети чаще всего допускают ошибки.
Обратите внимание! В русском языке имеются разносклоняемые существительные (пламя, знамя), о чем так и следует писать, указывая склонение.
Некоторые трудности могут возникнуть с определением числа некоторых существительных. Помним, что собирательные существительные в русском языке (тряпьё, детвора) имеют всегда только форму единственного числа и не могут изменяться по числам или сочетаться с количественными числительными (нельзя сказать два тряпья, студенчествы). Полезно также помнить об общем роде существительных (тихоня, простофиля…) и не обращать внимания на окончание –я, поспешно указывая женский род.
Образец разбора существительного
Образец разбора существительного
Рассмотрим пример: «По двору чинно расхаживала мелкая собачонка».
Морфологический разбор прилагательного немыслим без знания разрядов. Над этим следует работать до тех, пор, пока ребенок не сможет слёту называть, какое перед ним прилагательное.
Особого внимания заслуживают отглагольные прилагательные, которые отличаются от причастий отсутствием приставок и написанием только одной Н в суффиксе (вязаный, кипячёная). Часто (но не всегда) они относятся к относительным прилагательным.
Это интересно! Что такое служебные части речи: подробная таблица
Полезное видео: морфологический разбор имени существительного
Образец морфологического разбора прилагательного
«По двору чинно расхаживала мелкая собачонка»
При выполнении морфологического разбора глагола следует помнить об исключениях в правиле о спряжениях и уметь определять переходность/непереходность глаголов.
Выполняя задание для причастия или деепричастия, учащиеся часто допускают следующую ошибку: заменяют вид глагола, от которого образовано причастие. Например: уехавший — образовано от глагола совершенного вида «уехать» (а не «уезжать» или «ехать» несовершенный вид). Во избежание подобных ошибок важно задавать вопрос не «Какой? Какова?», а «Что делавший? Что сделавшая?» и т.п. (не совсем по-русски, но зато исключаются проблемы с определением вида).
Морфологический разбор прилагательного
Если не совсем понятно, как разбирать причастия, советуем рассмотреть пример ниже.
«Разбудили меня звуки, доносящиеся с улицы в открытое окно».
Меньше всего проблем вызывает морфологический разбор наречия. Поскольку это неизменяемая часть речи, важно лишь правильно указывать разряд по значению. Эти разряды нужно выучить наизусть.
«По двору чинно расхаживала мелкая собачонка»
В последнее время стали доступны различные электронные вспомогательные сервисы. Так, можно сделать морфологический разбор слова онлайн, только для этого нужно посещать профессиональные и проверенные страницы. Кроме того, лучше сначала выполнить задание самостоятельно, а Интернет использовать как проверяющую инстанцию.
Полезное видео: морфологический разбор
Надеемся, что вопрос, как сделать морфологический разбор слова, более не вызовет у вас затруднений. Желаем радости от обучения.
Как сделать морфологический разбор слова
Как сделать морфологический разбор слова? Для начала нужно определиться, какая это часть речи и разобраться в конкретных моментах,связанных с данным действием. В этой статье разберем, как делать морфологический разбор.
Большинство не знает, как делать разбор слова. Однако морфологический разбор производить достаточно просто.
Как в общем случае производится разбор
Должны быть указаны следующие моменты:
Это общие моменты, которые указывают при разборе любого слова, вне зависимости от части речи. Теперь рассмотрим подробнее каждую часть речи. Запомните важный момент: сначала необходимо охарактеризовать его в целом, а уже затем смотреть на контекст предложения и от него продолжать. Также учитывайте, что в некоторых частях речи нужно быть внимательным, так как для некоторых слов помимо общих признаков нужно описать дополнительные характеристики.
Имя существительное
Самой популярной и часто используемой частью речи является существительное. Разбор надо сделать по следующей инструкции:
Глагол
Морфологический разбор глагола делать необходимо следующим образом:
Причастие
Рассмотрим, как произвести разбор примера, относящегося к причастию:
Деепричастие
Иногда эту часть речи считают особым видом глагола. Разбор такого слова:
Наречие
Теперь попытаемся понять, как разбирается слово из остальных категорий. Начнем мы с наречия.
Если вам нужно разобрать слово, относящееся к наречию, то схема будет следующей:
Разбор прилагательного
Определяете его начальную форму. Далее выясняем, к какому виду относится прилагательное: качественное, относительное или притяжательное. Затем определяется род, падеж, число, степень сравнения и синтаксическую роль.
Числительное
Выявляем начальную форму. Затем определяем простое или составное число, оно является количественным или порядковым, у первых надо определить разряд, падеж, число, синтаксическую роль в предложении.
Заключение
Морфологический разбор слова на первый взгляд представляется достаточно сложным. Неподготовленный человек может запутаться в том, какое это слово, его роли в предложении, его форме и так далее. Но благодаря нашей статье вы немного прояснили данные моменты. Теперь вы разбираетесь, какую роль играет слово в предложении, пошаговую инструкцию по разбору, улавливать контекст предложения, определяющего роль слова в каждом конкретном случае. Изучайте русский язык, разбирайте предложения и вы сможете узнать много нового, в том числе касающееся морфологического разбора различных частей речи!
Видео
Из видео вы узнаете, как сделать морфологический разбор имени существительного.
Морфологический разбор всех частей речи
Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.
Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.
Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.
Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.
1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО?” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ.
II. Постоянные признаки:
адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам),
вне категории склонения (не имеющие формы ед.ч.)).
Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?
III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).
2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ?” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
II. Постоянные признаки:
Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).
III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).
3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.
I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.
Н.Ф. – … (инфинитив: что делать? что сделать?)
II. Постоянные признаки:
. У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.
III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).
4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО?” (или “КОТОРЫЙ?”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ).
Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).
II. Постоянные признаки:
– 1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил.
– 5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл.
– 40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы.
– тысяча скл., как сущ.1 скл.
– миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл.
– сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
– сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.
III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.
5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.
I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).
Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)
II. Постоянные признаки:
III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).
6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.
I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.) и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.
Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.
II. Постоянные признаки:
(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное.)
Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.
I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”
Остальные пункты, как у наречия, кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.
8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.
I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.
II. Постоянные признаки:
III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).
9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.
I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.
II. Постоянные признаки:
III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).
10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.
I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.
11. Морфологический разбор СОЮЗА.
I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.
III. Не является членом предложения.
12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.
I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно: наклонения, степени сравнения).
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.
13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.
I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.
II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.