Морозов сорочишка чему учит
Морозов сорочишка чему учит
В пойме речки, заросшей ивняком и ольшаником, в сорочьем гнезде на ольховом суку вылупилась из яйца Сорочишка.
Событие, на сторонний взгляд ничем не примечательное. Тем более что Сорочишка вроде бы и не отличалась от своих семи братьев и сестёр. Такая же маленькая, ротастая, голая и беспомощная.
Вместе с другими сорочатами поднимала она гвалт и широко раскрывала клюв навстречу принесённому родителями саранчуку или гусенице шелкопряда. Но это только на вид. А на самом деле и кричала погромче, и клюв пошире прочих распахивала. Потому и доставались ей лакомые кусочки чаще.
А кроме того, была она очень любопытна. От любопытства своего безрассудного и из гнезда раньше других вылетела.
Как-то раз высунулась она из гнезда: интересно стало, а что там внизу? Шею вытянула, смотрит. Да голова-то большая, тяжелая – перевесила. Сорвалась Сорочишка вниз кубарем!
Так бы и разбилась, и рассказывать было бы не о чём, но у самой земли расправила куцые крылышки, замахала ими, замахала и полетела.
Полететь-то полетела, только крылья ещё непослушные. Занесли так далеко, что Сорочишка потерялась.
Трудно малышу одному начинать жизнь. Тем более в лесу. Некому показать пищу, научить её разыскивать. Ведь большой лес – не родное гнездо. В нем всего полно; того и гляди, сам кому-нибудь на обед достанешься.
Опустилась Сорочишка на лесную полянку. Едва успела осмотреться, слышит: пищит кто-то, словно ругается. Прислушалась, а это шмель с комаром цветок одуванчика не поделили.
– Убирайся, комар, с цветка! Не пей мой нектар. Лети на речку. Там на лугу стадо пасётся. Там твоя пища!
– Я, комар! Я – мужчина, самец! Нектар моя пища. А над стадом коровьим вьются комарихи длинноногие. Да и то по необходимости: пока самка крови не напьётся, – яйца не созреют. Яйца не отложит, – комарята не выведутся.
Так уж мы, комары, устроены: мужчины нектар пьют, а женщины горячую кровушку!
– Все у вас не как у порядочных насекомых, диметилфтолат тебе в нос. И не различишь вас никак. Оба серые, оба тонконогие.
Морозов сорочишка чему учит
Член Союза журналистов СССР
Член Союза писателей России (1992)
Автор книг о природе для детей и взрослых
«Следуя лучшим традициям русской классической прозы,
В. Морозов достойно представляет сегодня нашу литературу о природе и человеке».
В. Поздеев, доктор филологических наук
Владимир Игоревич Морозов родился 14 июня 1953 года в старинном селе Кырчаны Нолинского района Кировской области. Отец работал лесником, дед был заядлым охотником, а мама преподавала в школе русский язык и литературу. Прибавьте к этому, что село Кырчаны — край лесной и вы поймёте, что определило выбор профессии Владимира Морозова. Отец и дед научили его понимать и любить лесную жизнь, научили быть в лесу внимательным и зорким, а мама привила любовь к чтению. В детстве будущий писатель читал книжки не про войну и приключения, а про то и тех, кто в лесу живёт и что в лесу растёт: про деревья, животных и птиц. Одной из любимых книг был книга Николая Верзилина «По следам Робинзона». После школы Владимир Игоревич поступил в Ленинградскую лесотехническую академию, а после её окончания занимался научной деятельностью в НИИ лесной генетики и селекции, был инженером охраны и защиты леса, лесничим, директором, а после принятия в Союз писателей – простым лесником. Окончил высшие литературные курсы.
О любимом занятии говорит так:
«Всегда любил просто бродить по лесам, лугам, полям и прочим просторам нашей необъятной Родины. Но ходьба без смысла бывает непонятна окружающим, потому вечно придумывал себе какую ни-то работу: охота, рыбалка, сбор грибов, ягод. Верен этому занятию (брождению) по сей день».
Ещё со школы хотелось писать самому. Когда бродил по лесу, придумывал первые стихи — рифмовки, но поэтом не стал. Первые публикации были научными: в пору, работы в Кировской лесной селекционной лаборатории Центрального НИИ лесной генетики и селекции, опубликовал полтора десятка научных статей. Потом была работа собственным корреспондентом «Лесной газеты», статьи и очерки по лесным темам в газетах «Кировская правда», «Комсомольское племя», «Лесная промышленность».
Первая писательская публикация прошла в газете «Кировец» Кирово-Чепецкого района, подписанная псевдонимом В. Вяткин. Первая публикация в центральном издании была в московском альманахе «Исток» (1985). Рассказ назывался «Ворона и сорока». После этой публикации рассказы, зарисовки Владимира Морозова стали публиковаться в журналах «Юный натуралист», «Мурзилка», «Костёр», «Пионер», «Юность».
Позднее рассказ «Ворона и сорока» войдёт в книжку «Сорочишка», маленькую повесть в лесных диалогах. Кировские читатели познакомились с героями этой книжки и узнали про смелую маленькую сорочишку, выпавшую из гнезда, в 1992 году. С того времени книга полюбилась читателям и была переиздана в 2017 году.
«Случается, приглашают меня в школу к ученикам начальных классов. Зовут как писателя и как лесника. Почитать свои были и побасенки, поведать разнообразные случаи из лесной жизни. Школьники — народ любопытный. На встречах не стесняются, задают всевозможные вопросы. А я отвечаю. Бывает, и сам спрашиваю ребятишек. Интересуюсь: что и как они знают о лесе и его обитателях. Правда, чаще всего на свои вопросы сам же и отвечаю. Потому и возникла мысль совместить две моих профессии: писателя и лесника. Сел я тогда и написал эту книгу».
«На лесной дороге я встретил жабу. Большая и серая, она уныло сидела между колеями на примятой снегом траве. Тусклая, словно бы подвяленная, жабья шкурка ещё хранила отчётливые следы корешков и травинок той кочки, что была жабе домом эту зиму. Мало того, на спине путешественницы, прямо вдоль хребта, прочно прилипнув к кож, лежала узкая жёлтая былинка. Ветерок шевелил свободный конец травинки, словно плюмаж над головой средневекового рыцаря. Жаба и впрямь походила на закованного в железные латы бойца, только что потерпевшего поражение».
Яркие и точные картины описания природы в книгах Владимира Морозова могут вызвать у ребёнка желание взять в руки кисточку или карандаш и изобразить на бумаге описанную автором картинку, нужно только подсказать это маленькому читателю. Потому многие книги писателя Морозова следует включить в список «Для семейного чтения».
Собаки — особая тема для охотника и писателя. С юмором и любовью пишет Владимир Игоревич об Атосе, собаке фокстерьере, проявляющем «чудеса верноподданности». Книга так и называется «Атос».
В давние времена жили на Вятке люди, которые сказки знали, и каждый по-своему их сказывал. Если бы современному человеку пришлось послушать таких сказочников, то он бы мало что понял из его речи. Изменился наш язык с того времени, многие старые слова вовсе забылись, но история нашего края без этих сказок не полная будет. Как быть? Вот и решил Владимир Игоревич пересказать старинные вятские сказки (те, что собирал известный этнограф К. Д. Зеленин) на современный лад, чтобы всем понятно было. Главный герой «Солдатских сказок» – вятский находчивый солдат. Вятские люди любили над собой посмеяться, может быть, поэтому в сказках много юмора.
Но здесь следует сделать небольшое замечание. Если старшеклассники, даже дети среднего школьного возраста могут читать эту книгу самостоятельно, то ученикам начальных классов и дошкольникам потребуется помощь взрослых (хотя бы потому, что книга издана по-взрослому: мелкий шрифт, отсутствие иллюстраций).
А это значит, что книга «Рассказы лесничего» хороша для семейного чтения.
В 2013 году в Кирове был издан сборник прозы Владимира Морозова «Самурай». В него вошли как ранее опубликованные произведения «В ночь полнолуния», «Часы» и новая повесть «Самурай». Повесть интересна и необычна, затрагивает тему христианского реализма, к которой автор уже обращался в книге «Посолонь». Адресована книга массовому (взрослому) читателю.
В заключение назовём ещё две очень ценные для нашей области книги, в которых писатель Морозов является одним из авторов. Это книга «Общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов»- 60 лет» (2005) и книга «История становления и развития лесного хозяйства Кировской области» (2006).
Владимир Игоревич несколько лет руководил областным литературным объединением «Молодость». За это время была возвращена традиция выпуска поэтических сборников «Молодость». Несколько лет он возглавлял Кировское областное отделение Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» и много делал для того, чтобы книги кировских писателей издавались. По инициативе и при содействии Морозова выходит научно-популярный альманах областной библиотеки имени Герцена «Герценка. Вятские записки» (он является редактором этого сборника).
В. И. Морозов награждён знаком Министерства культуры России «За достижения в культуре» (2003). Он лауреат премии Кировской области по литературе и искусству (2004), (2010), (2017). Книги писателя Морозова отмечены дипломами областных литературных премий имени писателя Л. В. Дьяконова (2001 г.) и поэта Н. А. Заболоцкого (2004 г.).
Владимир Игоревич — большой друг нашей библиотеки (областной библиотеки для детей и юношества им. А. С. Грина). Он помогает сотрудникам в организации и проведении областных конкурсов, акций в защиту природы. По его инициативе было сделано издание хрестоматии «Книга вятская для детей» (2002). Он был инициатором выпуска сборника «Вершки и корешки» и с первого номера (2004) является его редактором.
СПИСОК КНИГ В. И. МОРОЗОВА (в хронологии изданий):
Морозов сорочишка чему учит
В пойме речки, заросшей ивняком и ольшаником, в сорочьем гнезде на ольховом суку вылупилась из яйца Сорочишка.
Событие, на сторонний взгляд ничем не примечательное. Тем более что Сорочишка вроде бы и не отличалась от своих семи братьев и сестёр. Такая же маленькая, ротастая, голая и беспомощная.
Вместе с другими сорочатами поднимала она гвалт и широко раскрывала клюв навстречу принесённому родителями саранчуку или гусенице шелкопряда. Но это только на вид. А на самом деле и кричала погромче, и клюв пошире прочих распахивала. Потому и доставались ей лакомые кусочки чаще.
А кроме того, была она очень любопытна. От любопытства своего безрассудного и из гнезда раньше других вылетела.
Как-то раз высунулась она из гнезда: интересно стало, а что там внизу? Шею вытянула, смотрит. Да голова-то большая, тяжелая – перевесила. Сорвалась Сорочишка вниз кубарем!
Так бы и разбилась, и рассказывать было бы не о чём, но у самой земли расправила куцые крылышки, замахала ими, замахала и полетела.
Полететь-то полетела, только крылья ещё непослушные. Занесли так далеко, что Сорочишка потерялась.
Трудно малышу одному начинать жизнь. Тем более в лесу. Некому показать пищу, научить её разыскивать. Ведь большой лес – не родное гнездо. В нем всего полно; того и гляди, сам кому-нибудь на обед достанешься.
Опустилась Сорочишка на лесную полянку. Едва успела осмотреться, слышит: пищит кто-то, словно ругается. Прислушалась, а это шмель с комаром цветок одуванчика не поделили.
– Убирайся, комар, с цветка! Не пей мой нектар. Лети на речку. Там на лугу стадо пасётся. Там твоя пища!
– Я, комар! Я – мужчина, самец! Нектар моя пища. А над стадом коровьим вьются комарихи длинноногие. Да и то по необходимости: пока самка крови не напьётся, – яйца не созреют. Яйца не отложит, – комарята не выведутся.
Так уж мы, комары, устроены: мужчины нектар пьют, а женщины горячую кровушку!
– Все у вас не как у порядочных насекомых, диметилфтолат тебе в нос. И не различишь вас никак. Оба серые, оба тонконогие.
– А по усам, шмель, по усам.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Старый Мороз и молодой Морозец
Содержимое публикации
Тема: Литовская сказка. Старый Мороз и молодой Морозец.
Тип урока: комбинированный (урок чтения и анализа произведения).
Цель:Продолжение знакомства с произведением по теме «Зимние узоры», литовская сказка «Старый Мороз и Молодой Морозец» с помощью чтения частей текста и закрепляющих упражнений.
Помогать детям понять содержание сказки.
Отрабатывать навык чтения.
Учить выразительному чтению отрывка сказки.
Корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнения: « Составь словосочетание из сказки».
Корригировать и развивать мыслительную деятельность (анализ, синтез, обобщение) при работе с упражнением: «Найди лишнее».
Корригировать и развивать кратковременную память на основе упражнения:
« Какого слова не стало?»
Совершенствовать артикуляционный аппарат.
Воспитывать интерес к уроку чтения с помощью игровых приёмов.
Частично-поисковый (дети сами пытаются найти путь решения, ответ).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Место проведения: учебный кабинет.
Время урока: 40 минут.
Окружающий мир. Раздел «Зима». Тема: «Погода и природа зимой».
Русский язык. Тема: «Признак предмета».
Педагогические технологии (элементы):
• технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – игровые технологии;
• организация учебной деятельности с учётом коррекционно – педагогических требований;
• психолого – педагогическая поддержка эмоционального состояния школьников;
• личностно – ориентированное взаимодействие ученика и учителя;
Рабочая программа по чтению на 2017-2018 год.
Основная литература для учащихся:
Учебник Чтение 4 класс Ильина Н.Т для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Просвещение, 2012.
Дидактический материал обучающий:
Карточки, на которых крупным шрифтом напечатаны слова.
Конверты с подготовленными словами (признак предмета, предмет).
Иллюстрации на тему сказки.
Картинки с изображением предметов соответствующих по смыслу отрывкам текста.
Листы бумаги для динамической паузы.
Презентация «Танец снежинки» физминутка для глаз
Я вижу, все готовы к уроку, начнем.
-Посмотрите на доску, перед вами слова прочитайте их.
Мороз, февраль, снег, лед, листопад, декабрь, январь. ( «По-цепочке»)
Найдите лишнее слово. ( Листопад) Почему оно лишнее?
Что объединяет оставшиеся слова? ( Они на тему Зима).
Угадайте какого слова не стало? (учитель убирает слово – февраль)
А какое слово я зашифровала? ( ЗОРМО-мороз)
Очень хорошо поработали.
2.Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения:(3мин)
А сейчас нам необходимо приготовить речевой аппарат к работе.
За окном зима, и звери припрятали запасы.
Что заготавливает белка?
А теперь индивидуально. ( Арина Е., Роман Е., Георгий Ю.). Учитель добивается максимально правильного произношения звуков, при необходимости поправляет, помогает.
А лиса бежит по лесу, и следы заметает, вот так: учитель показывает упражнения языка, дети выполняют.
Упражнение выполняется 2 раза.
Работа над чистоговоркой:
Су-су-су – очень холодно в лесу.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Шо-шо-шо – на лыжах хорошо.
Оз-оз-оз – на улице мороз.
Работа над интонацией.
Проговорить фразу ЗИМА ПРИШЛА с разной интонацией: повествовательной, вопросительной и восклицательной.
Индивидуальная работа с опорой на таблицу. Зима пришла.
3.Сообщение темы и цели урока. (3мин)
— Посмотрите на доску, картинку из какого произведения вы видите?
Дети узнают иллюстрацию. Сказка Старый Мороз и молодой Морозец.
-Правильно сегодня мы продолжаем работать над этой сказкой.
-Перед вами на столе лежат конверты, в них слова.
-Вам надо работая совместно (парой) составить словосочетания из сказки.
Слова подобраны таким образом, что работая по одному, словосочетания не получатся.
После выполнения задания, учитель показывает образец, дети сравнивают с ним свою работу. Далее учащиеся оценивают свою деятельность самостоятельно.
4. Проверка домашнего задания.(13 мин)
Чтение и беседа по вопросам по содержанию 1-й части текста:
-Прочитайте название сказки, которую вы читали дома. (Арина Е.)
-Назовите героев сказки. ( Старый Мороз, молодой Морозец, пан, мужик)
-Кого хотел заморозить молодой Морозец? (пана)
-Отыщите в тексте описание пана, мужика.
-Как м.М заморозил богатого пана?
-Почему у него это легко получилось?
-Найдите предложение, которое читается громко.
— Прочитаем по ролям разговор «Двух морозов» (Даниил Б., Александр Ф., Александра Д..)
Объясните смысл пословицы: «Мороз не велик, а стоять не велит!»
Когда человек активно двигается, он согревается. Если же стоять неподвижно, то даже на небольшом морозе холодно.
Давайте и мы подвигаемся, чтобы снять усталость (физминутка)
5.Динамическая пауза. (2 мин)
« Мы в снежки играм смело»
Мы в снежки играем смело, (взять листки бумаги, и сильно смяв их руками, сделать «снежок» )
Ах, какое это дело (изобразить «удивление», подняв плечики вверх)
Хлоп, хлоп – не зевай, (изобразить перекладывание «снежка» из руки в руку )
А скорей вперёд бросай! (имитировать бросок снежка в снежинку)
Дети следят за передвижением снежинки только глазами.(Презентация «Танец снежинки»)
6.Работа по теме урока. (5 мин)
Работа над 2 частью рассказа.
— игра «Выбери картинку». Перед детьми лежат картинки по смыслу подходящие и не подходящие к тексту. Учитель читает новый текст и через небольшие промежутки времени делает паузу. Дети поднимают картинку-ассоциацию к прочитанной части текста т.е ту иллюстрацию, которая показывает о чем читал педагог. Учитель продолжает читать, если задание выполняется правильно. Если допущены ошибки, с помощью направляющих вопросов педагог добивается правильного выполнения. (Вывешивается иллюстрация на доске)
Учитель читает сказку, по ходу чтения объясняет лексическое значение «трудных слов», которые встречаются в тексте.
Одеревенели-стали твёрдыми как дерево.
Обух-часть топора, где нет лезвия.
Ковыляет-идёт медленно, хромая.
2. Первичная проверка понимания.
Удалось ли заморозить крестьянина? Почему?
7.Осмысление и закрепление полученных знаний и умений. (7 мин)
1. Словарная работа.
-Перед тем, как вы начнете читать сказку, давайте
потренируемся и прочитаем сложные слова на доске.
2) Чтение текста учащимися вслух по «абзацам».
3) Беседа по вопросам по содержанию 2-й части текста:
-Зачем мужик поехал в лес?
— Как поступил мужик, когда Морозец его догнал?
— Что произошло в лесу? Что мужик там стал делать?
— Почему Морозцу было тяжело морозить мужика?
4) Выборочное чтение:
-Какой совет дал старый Мороз молодому Морозцу?
8.Подведение итогов.(4 мин)
-Какую сказку читали на уроке?
-Как ещё можно было бы назвать сказку? ( Два мороза)
— Кто вам понравился? Почему?
-Чему учит нас эта сказка?
(С бездельниками не мудрено справиться, а вот мужика трудолюбивого не удалось
Учитель сообщает детям, что они хорошо поработали сегодня. Далее все совместно вспоминают последовательность выполненных упражнений, какие из них были выполнены без ошибок. Педагог обсуждает с детьми, какую оценку они получают сегодня и почему.
-Вам понравился урок?
Ребячьи сказки
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Давным-давно, более ста лет назад, жил да был учёный-сказочник. Не тот сказочник, что сказки придумывает и рассказывает, а учёный-этнограф, что сказки слушает и записывает. Звали того учёного Дмитрием Константиновичем Зелениным. Вот и ходил в самом начале ХХ века учёный Зеленин по деревням да сёлам и слушал сказки у стариков да старушек. Слушал и в блокнот записывал. Много сказок записал – на целых две толстенные книги. Книги те так и были названы: «Великорусские сказки Пермской губернии» и «Великорусские сказки Вятской губернии». Великорусские – по-нынешнему, значит, просто русские в отличие от малороссийских – украинских и белорусских. Изданы эти книги были: одна в 1914, другая – в 1915 годах. И если книга пермских сказок только за последние десять лет переиздавалась в центральных издательствах как минимум дважды, то вятские сказки забыты были абсолютно. Почему? Да, может быть, потому, что в предисловии к книге вятских сказок исследователь (а ведь земляк, здесь родился, на Вятке) написал, что «страна Вятская бедна сказками».
Может и бедна; им, учёным людям, виднее. Но, по-моему, если даже и в самом деле бедна, то тем важнее то сказочное богатство, что было собрано сто лет назад. Вот и родилась у меня мысль познакомить нынешних ребятишек с ними – теми сказками, что слушали наши прадедушки и прабабушки. Ведь сказка-то для того и сказывается, чтобы слушать. Даром ли жили в те давние времена сказочники-артисты, по-вятски – «бахари» – говоруны, то есть, те самые, что сказки знали и рассказывали. Сегодня в одной избе сказывали за ночлег да миску щей, а завтра отправлялись в другую избу или деревню.
Следом за ними ходил с блокнотом для записей и учёный сказочник Дмитрий Зеленин. Сказки слушал, да в блокнот записывал. Записывал в деревнях и селищах уездов, то есть районов по нынешнему, Вятского да Яранского, Уржумского да Орловского, Котельничского, да Нолинского. Брал на карандаш, то есть заносил в блокнот, и те ребячьи сказочки, что сказывали своим непоседливым внучатам и бабушки-старушки. Про Волка и Медведя, про Лису-кутафью и Чёрного Кожу.
И я был когда-то таким же мальцом-непоседой, и мне рассказывали сказки. Рассказывали про белого бычка, про царевну-несмеяну, про петушка с жерновками и медведя на липовой ноге. Рассказывала их моя нянюшка Парасковья. Рассказывала пусть и на полсотни лет позднее, после того как записал сказки этнограф Зеленин, да опять всё в том же Нолинском районе. Потому в эту книжку я включил и их.
Жили-были старик со старухой. Были у них петух Парамон с курицей Пашутой, да жерновки. Петух с курицей собирали в поле колоски, выклёвывали зёрна и мололи их на жерновках. Из муки пекли пряженики да ватрушки. Тем старик со старухой и сыты были. Пришло время, и старик со старухой умерли. Остались одни: петух Парамон, да курица Пашута. Ну и жерновки, естественно.
Ехал как-то раз мимо барин, смотрит, изба пустая, а петух поёт на крыльце. Вошёл в избу, увидал там жерновки, взял их, как бы поглядеть, понравились. Он их и унёс.
Петух Парамон увидал такое дело, летит за барином и орёт:
– Барин, отдай жерновки!
Барин и не думает отдавать, – сел в коляску, да поехал.
Петух следом полетел.
– Барин, отдай жерновки!
Барин приехал домой, а петух не отстаёт, оседлал ворота и снова кричит:
– Барин, отдай жерновки!
Велел барин дворовым работникам словить петуха и бросить его в колодец.
Схватили дворовые петуха, бросили в колодец.
Не растерялся петух, давай кричать:
–Пей, брюхо воду! – Так весь колодец и выпил. Вылетел из колодца и опять за своё: – Отдавай, барин, жерновки!
Велел барин бросить петуха Парамона в печь. Растопили печь докрасна, сызнова петуха поймали да в самый жар и метнули.
Полетел петух в печное чело, а всё не унимается – летит и орёт:
– Отдавай, барин, жерновки! – И уже под печным сводом пропел: – Лейся вода из брюха!
Выплеснулась вода, что в колодце была выпита, – весь жар так и залило.
Велел барин снова изловить петуха и зажарить его. Сказано – сделано.
Словили дворовые люди буйную птицу, зажарили над углями.
Съел барин петуха, а тот голову высунул и базланит:
– Отдавай, барин, жерновки!
Совсем осерчал барин:
– Тащите топор, – кричит, – отсечём ему голову!
Хотели слуги петуха по голове шваркнуть, да угадали по барину. Так и засекли. Петух-то и вылетел.
Барыня заревела, велела жерновки обратно увезти. Петух Парамон тут же за ними домой и полетел.
Стали они с курицей Пашутой жить по-прежнему: колоски в поле собирают, зерно на жерновках мелют, гостей, что к ним заглядывают, свежими ватрушками, да пряжениками угощают.
И я там был, ватрушки с пряжениками ел, – хороши ватрушки с пряжениками, – сытны да мягки.
Кот, воробей, да петух
Жили-были-поживали, добра много не нажили, но и не бедовали кот Булыка, воробей Митейка да петух. Петух – просто петух, без имени, потому как совсем глупый был. Избушка у них стояла в лесу. Кот да воробей ходили на работу в лес дрова рубить, а петуха одного в избушке оставляли.
Вот как-то раз ушли кот да воробей дрова рубить, а петух сидит в избе на лавочке, да и кукарекает. Услыхала петуха лиса Кутафья, пришла под окошко, да запела:
– Я, лиса Кутафья, стою в красных башмачках на осиновой приступочке, всем дарю расписные ложки. Петушок, петушок, выглянь в окошко, дам и тебе красивую ложку.
Глупый петух и выглянул. Лиса тут же схватила его и потащила в лес.
Тащит лиса петуха, а тот кричит-горланит:
Несёт меня Кутафья-лиса
Спасайте меня скорей!
Услыхали петуха кот с воробьём, – кот бежит, воробей летит; догнали лису – кот царапает, воробей клюет, – отняли петуха!
Принесли домой, посадили опять в избушку и наказали строго-настрого:
– Не выглядывай в окошко, мы теперь далеко уйдем, не услышим твоего голоса! – И пошли кот да воробей снова дрова рубить, а петух остался домовничать в избушке – сидит на лавочке, да кукарекает.
Только с глаз скрылись кот Булыка с воробьём Митейкой, как лиса опять тут как тут и старую песенку заводит:
– Я, лиса Кутафья, стою в красных башмачках на осиновой приступочке, всем дарю расписные ложки. Петушок, петушок, выглянь в окошко, дам и тебе красивую ложку.
Мало показалось петуху первого раза, – выглянул. Лиса же, не будь дурна, схватила его и потащила в лес.
Тащит лиса петуха, а тот кричит, надрывается: