Морозов сорочишка чему учит

Морозов сорочишка чему учит

В пойме речки, заросшей ивняком и ольшаником, в сорочьем гнезде на ольховом суку вылупилась из яйца Сорочишка.

Событие, на сторонний взгляд ничем не примечательное. Тем более что Сорочишка вроде бы и не отличалась от своих семи братьев и сестёр. Такая же маленькая, ротастая, голая и беспомощная.

Вместе с другими сорочатами поднимала она гвалт и широко раскрывала клюв навстречу принесённому родителями саранчуку или гусенице шелкопряда. Но это только на вид. А на самом деле и кричала погромче, и клюв пошире прочих распахивала. Потому и доставались ей лакомые кусочки чаще.

А кроме того, была она очень любопытна. От любопытства своего безрассудного и из гнезда раньше других вылетела.

Как-то раз высунулась она из гнезда: интересно стало, а что там внизу? Шею вытянула, смотрит. Да голова-то большая, тяжелая – перевесила. Сорвалась Сорочишка вниз кубарем!

Так бы и разбилась, и рассказывать было бы не о чём, но у самой земли расправила куцые крылышки, замахала ими, замахала и полетела.

Полететь-то полетела, только крылья ещё непослушные. Занесли так далеко, что Сорочишка потерялась.

Трудно малышу одному начинать жизнь. Тем более в лесу. Некому показать пищу, научить её разыскивать. Ведь большой лес – не родное гнездо. В нем всего полно; того и гляди, сам кому-нибудь на обед достанешься.

Опустилась Сорочишка на лесную полянку. Едва успела осмотреться, слышит: пищит кто-то, словно ругается. Прислушалась, а это шмель с комаром цветок одуванчика не поделили.

– Убирайся, комар, с цветка! Не пей мой нектар. Лети на речку. Там на лугу стадо пасётся. Там твоя пища!

– Я, комар! Я – мужчина, самец! Нектар моя пища. А над стадом коровьим вьются комарихи длинноногие. Да и то по необходимости: пока самка крови не напьётся, – яйца не созреют. Яйца не отложит, – комарята не выведутся.

Так уж мы, комары, устроены: мужчины нектар пьют, а женщины горячую кровушку!

– Все у вас не как у порядочных насекомых, диметилфтолат тебе в нос. И не различишь вас никак. Оба серые, оба тонконогие.

Источник

Морозов сорочишка чему учит

Член Со­ю­за жур­на­ли­стов СССР

Член Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии (1992)

Ав­тор книг о при­ро­де для де­тей и взрос­лых

«Сле­дуя луч­шим тра­ди­ци­ям рус­ской клас­си­че­ской про­зы,

В. Мо­ро­зов до­стой­но пред­став­ля­ет се­го­дня на­шу ли­те­ра­ту­ру о при­ро­де и че­ло­ве­ке».

В. Поз­де­ев, док­тор фило­ло­ги­че­ских на­ук

Вла­ди­мир Иго­ре­вич Мо­ро­зов ро­дил­ся 14 июня 1953 го­да в ста­рин­ном се­ле Кыр­ча­ны Но­лин­ско­го рай­о­на Ки­ров­ской об­ла­сти. Отец ра­бо­тал лес­ни­ком, дед был за­яд­лым охот­ни­ком, а ма­ма пре­по­да­ва­ла в шко­ле рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ру. При­бавь­те к это­му, что се­ло Кыр­ча­ны — край лес­ной и вы пой­мё­те, что опре­де­ли­ло вы­бор про­фес­сии Вла­ди­ми­ра Мо­ро­зо­ва. Отец и дед на­учи­ли его по­ни­мать и лю­бить лес­ную жизнь, на­учи­ли быть в ле­су вни­ма­тель­ным и зор­ким, а ма­ма при­ви­ла лю­бовь к чте­нию. В дет­стве бу­ду­щий пи­са­тель чи­тал книж­ки не про вой­ну и при­клю­че­ния, а про то и тех, кто в ле­су жи­вёт и что в ле­су рас­тёт: про де­ре­вья, жи­вот­ных и птиц. Од­ной из лю­би­мых книг был кни­га Ни­ко­лая Вер­зи­ли­на «По сле­дам Ро­бин­зо­на». По­сле шко­лы Вла­ди­мир Иго­ре­вич по­сту­пил в Ле­нин­град­скую ле­со­тех­ни­че­скую ака­де­мию, а по­сле её окон­ча­ния за­ни­мал­ся на­уч­ной де­я­тель­но­стью в НИИ лес­ной ге­не­ти­ки и се­лек­ции, был ин­же­не­ром охра­ны и за­щи­ты ле­са, лес­ни­чим, ди­рек­то­ром, а по­сле при­ня­тия в Со­юз пи­са­те­лей – про­стым лес­ни­ком. Окон­чил выс­шие ли­те­ра­тур­ные кур­сы.

О лю­би­мом за­ня­тии го­во­рит так:

«Все­гда лю­бил про­сто бро­дить по ле­сам, лу­гам, по­лям и про­чим про­сто­рам на­шей необъ­ят­ной Ро­ди­ны. Но ходь­ба без смыс­ла бы­ва­ет непо­нят­на окру­жа­ю­щим, по­то­му веч­но при­ду­мы­вал се­бе ка­кую ни-то ра­бо­ту: охо­та, ры­бал­ка, сбор гри­бов, ягод. Ве­рен это­му за­ня­тию (брож­де­нию) по сей день».

Ещё со шко­лы хо­те­лось пи­сать са­мо­му. Ко­гда бро­дил по ле­су, при­ду­мы­вал пер­вые сти­хи — риф­мов­ки, но по­этом не стал. Пер­вые пуб­ли­ка­ции бы­ли на­уч­ны­ми: в по­ру, ра­бо­ты в Ки­ров­ской лес­ной се­лек­ци­он­ной ла­бо­ра­то­рии Цен­траль­но­го НИИ лес­ной ге­не­ти­ки и се­лек­ции, опуб­ли­ко­вал пол­то­ра де­сят­ка на­уч­ных ста­тей. По­том бы­ла ра­бо­та соб­ствен­ным кор­ре­спон­ден­том «Лес­ной га­зе­ты», ста­тьи и очер­ки по лес­ным те­мам в га­зе­тах «Ки­ров­ская прав­да», «Ком­со­моль­ское пле­мя», «Лес­ная про­мыш­лен­ность».

Пер­вая пи­са­тель­ская пуб­ли­ка­ция про­шла в га­зе­те «Ки­ро­вец» Ки­ро­во-Че­пец­ко­го рай­о­на, под­пи­сан­ная псев­до­ни­мом В. Вят­кин. Пер­вая пуб­ли­ка­ция в цен­траль­ном из­да­нии бы­ла в мос­ков­ском аль­ма­на­хе «Ис­ток» (1985). Рас­сказ на­зы­вал­ся «Во­ро­на и со­ро­ка». По­сле этой пуб­ли­ка­ции рас­ска­зы, за­ри­сов­ки Вла­ди­ми­ра Мо­ро­зо­ва ста­ли пуб­ли­ко­вать­ся в жур­на­лах «Юный на­ту­ра­лист», «Мур­зил­ка», «Ко­стёр», «Пи­о­нер», «Юность».

Позд­нее рас­сказ «Во­ро­на и со­ро­ка» вой­дёт в книж­ку «Со­ро­чиш­ка», ма­лень­кую по­весть в лес­ных диа­ло­гах. Ки­ров­ские чи­та­те­ли по­зна­ко­ми­лись с ге­ро­я­ми этой книж­ки и узна­ли про сме­лую ма­лень­кую со­ро­чиш­ку, вы­пав­шую из гнез­да, в 1992 го­ду. С то­го вре­ме­ни кни­га по­лю­би­лась чи­та­те­лям и бы­ла пе­ре­из­да­на в 2017 го­ду.

«Слу­ча­ет­ся, при­гла­ша­ют ме­ня в шко­лу к уче­ни­кам на­чаль­ных клас­сов. Зо­вут как пи­са­те­ля и как лес­ни­ка. По­чи­тать свои бы­ли и по­ба­сен­ки, по­ве­дать раз­но­об­раз­ные слу­чаи из лес­ной жиз­ни. Школь­ни­ки — на­род лю­бо­пыт­ный. На встре­чах не стес­ня­ют­ся, за­да­ют все­воз­мож­ные во­про­сы. А я от­ве­чаю. Бы­ва­ет, и сам спра­ши­ваю ре­бя­ти­шек. Ин­те­ре­су­юсь: что и как они зна­ют о ле­се и его оби­та­те­лях. Прав­да, ча­ще все­го на свои во­про­сы сам же и от­ве­чаю. По­то­му и воз­ник­ла мысль сов­ме­стить две мо­их про­фес­сии: пи­са­те­ля и лес­ни­ка. Сел я то­гда и на­пи­сал эту кни­гу».

«На лес­ной до­ро­ге я встре­тил жа­бу. Боль­шая и се­рая, она уны­ло си­де­ла меж­ду ко­ле­я­ми на при­мя­той сне­гом тра­ве. Туск­лая, слов­но бы под­вя­лен­ная, жа­бья шкур­ка ещё хра­ни­ла от­чёт­ли­вые сле­ды ко­реш­ков и тра­ви­нок той коч­ки, что бы­ла жа­бе до­мом эту зи­му. Ма­ло то­го, на спине пу­те­ше­ствен­ни­цы, пря­мо вдоль хреб­та, проч­но при­лип­нув к кож, ле­жа­ла уз­кая жёл­тая бы­лин­ка. Ве­те­рок ше­ве­лил сво­бод­ный ко­нец тра­вин­ки, слов­но плю­маж над го­ло­вой сред­не­ве­ко­во­го ры­ца­ря. Жа­ба и впрямь по­хо­ди­ла на за­ко­ван­но­го в же­лез­ные ла­ты бой­ца, толь­ко что по­тер­пев­ше­го по­ра­же­ние».

Яр­кие и точ­ные кар­ти­ны опи­са­ния при­ро­ды в кни­гах Вла­ди­ми­ра Мо­ро­зо­ва мо­гут вы­звать у ре­бён­ка же­ла­ние взять в ру­ки ки­сточ­ку или ка­ран­даш и изоб­ра­зить на бу­ма­ге опи­сан­ную ав­то­ром кар­тин­ку, нуж­но толь­ко под­ска­зать это ма­лень­ко­му чи­та­те­лю. По­то­му мно­гие кни­ги пи­са­те­ля Мо­ро­зо­ва сле­ду­ет вклю­чить в спи­сок «Для се­мей­но­го чте­ния».

Со­ба­ки — осо­бая те­ма для охот­ни­ка и пи­са­те­ля. С юмо­ром и лю­бо­вью пи­шет Вла­ди­мир Иго­ре­вич об Ато­се, со­ба­ке фокс­те­рье­ре, про­яв­ля­ю­щем «чу­де­са вер­но­под­дан­но­сти». Кни­га так и на­зы­ва­ет­ся «Атос».

В дав­ние вре­ме­на жи­ли на Вят­ке лю­ди, ко­то­рые сказ­ки зна­ли, и каж­дый по-сво­е­му их ска­зы­вал. Ес­ли бы совре­мен­но­му че­ло­ве­ку при­шлось по­слу­шать та­ких ска­зоч­ни­ков, то он бы ма­ло что по­нял из его ре­чи. Из­ме­нил­ся наш язык с то­го вре­ме­ни, мно­гие ста­рые сло­ва во­все за­бы­лись, но ис­то­рия на­ше­го края без этих ска­зок не пол­ная бу­дет. Как быть? Вот и ре­шил Вла­ди­мир Иго­ре­вич пе­ре­ска­зать ста­рин­ные вят­ские сказ­ки (те, что со­би­рал из­вест­ный эт­но­граф К. Д. Зе­ле­нин) на совре­мен­ный лад, чтобы всем по­нят­но бы­ло. Глав­ный ге­рой «Сол­дат­ских ска­зок» – вят­ский на­ход­чи­вый сол­дат. Вят­ские лю­ди лю­би­ли над со­бой по­сме­ять­ся, мо­жет быть, по­это­му в сказ­ках мно­го юмо­ра.

Но здесь сле­ду­ет сде­лать неболь­шое за­ме­ча­ние. Ес­ли стар­ше­класс­ни­ки, да­же де­ти сред­не­го школь­но­го воз­рас­та мо­гут чи­тать эту кни­гу са­мо­сто­я­тель­но, то уче­ни­кам на­чаль­ных клас­сов и до­школь­ни­кам по­тре­бу­ет­ся по­мощь взрос­лых (хо­тя бы по­то­му, что кни­га из­да­на по-взрос­ло­му: мел­кий шрифт, от­сут­ствие ил­лю­стра­ций).

А это зна­чит, что кни­га «Рас­ска­зы лес­ни­че­го» хо­ро­ша для се­мей­но­го чте­ния.

В 2013 го­ду в Ки­ро­ве был из­дан сбор­ник про­зы Вла­ди­ми­ра Мо­ро­зо­ва «Са­му­рай». В него во­шли как ра­нее опуб­ли­ко­ван­ные про­из­ве­де­ния «В ночь пол­но­лу­ния», «Ча­сы» и но­вая по­весть «Са­му­рай». По­весть ин­те­рес­на и необыч­на, за­тра­ги­ва­ет те­му хри­сти­ан­ско­го ре­а­лиз­ма, к ко­то­рой ав­тор уже об­ра­щал­ся в кни­ге «По­со­лонь». Адре­со­ва­на кни­га мас­со­во­му (взрос­ло­му) чи­та­те­лю.

В за­клю­че­ние на­зо­вём ещё две очень цен­ные для на­шей об­ла­сти кни­ги, в ко­то­рых пи­са­тель Мо­ро­зов яв­ля­ет­ся од­ним из ав­то­ров. Это кни­га «Об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Ки­ров­ское об­ласт­ное об­ще­ство охот­ни­ков и ры­бо­ло­вов»- 60 лет» (2005) и кни­га «Ис­то­рия ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия лес­но­го хо­зяй­ства Ки­ров­ской об­ла­сти» (2006).

Вла­ди­мир Иго­ре­вич несколь­ко лет ру­ко­во­дил об­ласт­ным ли­те­ра­тур­ным объ­еди­не­ни­ем «Мо­ло­дость». За это вре­мя бы­ла воз­вра­ще­на тра­ди­ция вы­пус­ка по­э­ти­че­ских сбор­ни­ков «Мо­ло­дость». Несколь­ко лет он воз­глав­лял Ки­ров­ское об­ласт­ное от­де­ле­ние Об­ще­рос­сий­ской об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Со­юз пи­са­те­лей Рос­сии» и мно­го де­лал для то­го, чтобы кни­ги ки­ров­ских пи­са­те­лей из­да­ва­лись. По ини­ци­а­ти­ве и при со­дей­ствии Мо­ро­зо­ва вы­хо­дит на­уч­но-по­пуляр­ный аль­ма­нах об­ласт­ной биб­лио­те­ки име­ни Гер­це­на «Гер­цен­ка. Вят­ские за­пис­ки» (он яв­ля­ет­ся ре­дак­то­ром это­го сбор­ни­ка).

В. И. Мо­ро­зов на­граж­дён зна­ком Ми­ни­стер­ства куль­ту­ры Рос­сии «За до­сти­же­ния в куль­ту­ре» (2003). Он ла­у­ре­ат пре­мии Ки­ров­ской об­ла­сти по ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­ству (2004), (2010), (2017). Кни­ги пи­са­те­ля Мо­ро­зо­ва от­ме­че­ны ди­пло­ма­ми об­ласт­ных ли­те­ра­тур­ных пре­мий име­ни пи­са­те­ля Л. В. Дья­ко­но­ва (2001 г.) и по­эта Н. А. За­бо­лоц­ко­го (2004 г.).

Вла­ди­мир Иго­ре­вич — боль­шой друг на­шей биб­лио­те­ки (об­ласт­ной биб­лио­те­ки для де­тей и юно­ше­ства им. А. С. Гри­на). Он по­мо­га­ет со­труд­ни­кам в ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­нии об­ласт­ных кон­кур­сов, ак­ций в за­щи­ту при­ро­ды. По его ини­ци­а­ти­ве бы­ло сде­ла­но из­да­ние хре­сто­ма­тии «Кни­га вят­ская для де­тей» (2002). Он был ини­ци­а­то­ром вы­пус­ка сбор­ни­ка «Верш­ки и ко­реш­ки» и с пер­во­го но­ме­ра (2004) яв­ля­ет­ся его ре­дак­то­ром.

СПИСОК КНИГ В. И. МОРОЗОВА (в хро­но­ло­гии из­да­ний):

Источник

Морозов сорочишка чему учит

В пойме речки, заросшей ивняком и ольшаником, в сорочьем гнезде на ольховом суку вылупилась из яйца Сорочишка.

Событие, на сторонний взгляд ничем не примечательное. Тем более что Сорочишка вроде бы и не отличалась от своих семи братьев и сестёр. Такая же маленькая, ротастая, голая и беспомощная.

Вместе с другими сорочатами поднимала она гвалт и широко раскрывала клюв навстречу принесённому родителями саранчуку или гусенице шелкопряда. Но это только на вид. А на самом деле и кричала погромче, и клюв пошире прочих распахивала. Потому и доставались ей лакомые кусочки чаще.

А кроме того, была она очень любопытна. От любопытства своего безрассудного и из гнезда раньше других вылетела.

Как-то раз высунулась она из гнезда: интересно стало, а что там внизу? Шею вытянула, смотрит. Да голова-то большая, тяжелая – перевесила. Сорвалась Сорочишка вниз кубарем!

Так бы и разбилась, и рассказывать было бы не о чём, но у самой земли расправила куцые крылышки, замахала ими, замахала и полетела.

Полететь-то полетела, только крылья ещё непослушные. Занесли так далеко, что Сорочишка потерялась.

Трудно малышу одному начинать жизнь. Тем более в лесу. Некому показать пищу, научить её разыскивать. Ведь большой лес – не родное гнездо. В нем всего полно; того и гляди, сам кому-нибудь на обед достанешься.

Опустилась Сорочишка на лесную полянку. Едва успела осмотреться, слышит: пищит кто-то, словно ругается. Прислушалась, а это шмель с комаром цветок одуванчика не поделили.

– Убирайся, комар, с цветка! Не пей мой нектар. Лети на речку. Там на лугу стадо пасётся. Там твоя пища!

– Я, комар! Я – мужчина, самец! Нектар моя пища. А над стадом коровьим вьются комарихи длинноногие. Да и то по необходимости: пока самка крови не напьётся, – яйца не созреют. Яйца не отложит, – комарята не выведутся.

Так уж мы, комары, устроены: мужчины нектар пьют, а женщины горячую кровушку!

– Все у вас не как у порядочных насекомых, диметилфтолат тебе в нос. И не различишь вас никак. Оба серые, оба тонконогие.

– А по усам, шмель, по усам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Источник

Старый Мороз и молодой Морозец

Содержимое публикации

Тема: Литовская сказка. Старый Мороз и молодой Морозец.

Тип урока: комбинированный (урок чтения и анализа произведения).

Цель:Продолжение знакомства с произведением по теме «Зимние узоры», литовская сказка «Старый Мороз и Молодой Морозец» с помощью чтения частей текста и закрепляющих упражнений.

Помогать детям понять содержание сказки.

Отрабатывать навык чтения.

Учить выразительному чтению отрывка сказки.

Корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнения: « Составь словосочетание из сказки».

Корригировать и развивать мыслительную деятельность (анализ, синтез, обобщение) при работе с упражнением: «Найди лишнее».

Корригировать и развивать кратковременную память на основе упражнения:

« Какого слова не стало?»

Совершенствовать артикуляционный аппарат.

Воспитывать интерес к уроку чтения с помощью игровых приёмов.

Частично-поисковый (дети сами пытаются найти путь решения, ответ).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Место проведения: учебный кабинет.

Время урока: 40 минут.

Окружающий мир. Раздел «Зима». Тема: «Погода и природа зимой».

Русский язык. Тема: «Признак предмета».

Педагогические технологии (элементы):

• технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – игровые технологии;

• организация учебной деятельности с учётом коррекционно – педагогических требований;

• психолого – педагогическая поддержка эмоционального состояния школьников;

• личностно – ориентированное взаимодействие ученика и учителя;

Рабочая программа по чтению на 2017-2018 год.

Основная литература для учащихся:

Учебник Чтение 4 класс Ильина Н.Т для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Просвещение, 2012.

Дидактический материал обучающий:

Карточки, на которых крупным шрифтом напечатаны слова.

Конверты с подготовленными словами (признак предмета, предмет).

Иллюстрации на тему сказки.

Картинки с изображением предметов соответствующих по смыслу отрывкам текста.

Листы бумаги для динамической паузы.

Презентация «Танец снежинки» физминутка для глаз

Я вижу, все готовы к уроку, начнем.

-Посмотрите на доску, перед вами слова прочитайте их.

Мороз, февраль, снег, лед, листопад, декабрь, январь. ( «По-цепочке»)

Найдите лишнее слово. ( Листопад) Почему оно лишнее?

Что объединяет оставшиеся слова? ( Они на тему Зима).

Угадайте какого слова не стало? (учитель убирает слово – февраль)

А какое слово я зашифровала? ( ЗОРМО-мороз)

Очень хорошо поработали.

2.Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения:(3мин)

А сейчас нам необходимо приготовить речевой аппарат к работе.

За окном зима, и звери припрятали запасы.

Что заготавливает белка?

А теперь индивидуально. ( Арина Е., Роман Е., Георгий Ю.). Учитель добивается максимально правильного произношения звуков, при необходимости поправляет, помогает.

А лиса бежит по лесу, и следы заметает, вот так: учитель показывает упражнения языка, дети выполняют.

Упражнение выполняется 2 раза.

Работа над чистоговоркой:

Су-су-су – очень холодно в лесу.

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Шо-шо-шо – на лыжах хорошо.

Оз-оз-оз – на улице мороз.

Работа над интонацией.

Проговорить фразу ЗИМА ПРИШЛА с разной интонацией: повествовательной, вопросительной и восклицательной.

Индивидуальная работа с опорой на таблицу. Зима пришла.

3.Сообщение темы и цели урока. (3мин)

— Посмотрите на доску, картинку из какого произведения вы видите?

Дети узнают иллюстрацию. Сказка Старый Мороз и молодой Морозец.

-Правильно сегодня мы продолжаем работать над этой сказкой.

-Перед вами на столе лежат конверты, в них слова.

-Вам надо работая совместно (парой) составить словосочетания из сказки.

Слова подобраны таким образом, что работая по одному, словосочетания не получатся.

После выполнения задания, учитель показывает образец, дети сравнивают с ним свою работу. Далее учащиеся оценивают свою деятельность самостоятельно.

4. Проверка домашнего задания.(13 мин)

Чтение и беседа по вопросам по содержанию 1-й части текста:

-Прочитайте название сказки, которую вы читали дома. (Арина Е.)

-Назовите героев сказки. ( Старый Мороз, молодой Морозец, пан, мужик)

-Кого хотел заморозить молодой Морозец? (пана)

-Отыщите в тексте описание пана, мужика.

-Как м.М заморозил богатого пана?

-Почему у него это легко получилось?

-Найдите предложение, которое читается громко.

— Прочитаем по ролям разговор «Двух морозов» (Даниил Б., Александр Ф., Александра Д..)

Объясните смысл пословицы: «Мороз не велик, а стоять не велит!»

Когда человек активно двигается, он согревается. Если же стоять неподвижно, то даже на небольшом морозе холодно.

Давайте и мы подвигаемся, чтобы снять усталость (физминутка)

5.Динамическая пауза. (2 мин)

« Мы в снежки играм смело»
Мы в снежки играем смело, (взять листки бумаги, и сильно смяв их руками, сделать «снежок» )
Ах, какое это дело (изобразить «удивление», подняв плечики вверх)
Хлоп, хлоп – не зевай, (изобразить перекладывание «снежка» из руки в руку )
А скорей вперёд бросай! (имитировать бросок снежка в снежинку)

Дети следят за передвижением снежинки только глазами.(Презентация «Танец снежинки»)

6.Работа по теме урока. (5 мин)

Работа над 2 частью рассказа.

— игра «Выбери картинку». Перед детьми лежат картинки по смыслу подходящие и не подходящие к тексту. Учитель читает новый текст и через небольшие промежутки времени делает паузу. Дети поднимают картинку-ассоциацию к прочитанной части текста т.е ту иллюстрацию, которая показывает о чем читал педагог. Учитель продолжает читать, если задание выполняется правильно. Если допущены ошибки, с помощью направляющих вопросов педагог добивается правильного выполнения. (Вывешивается иллюстрация на доске)

Учитель читает сказку, по ходу чтения объясняет лексическое значение «трудных слов», которые встречаются в тексте.

Одеревенели-стали твёрдыми как дерево.

Обух-часть топора, где нет лезвия.

Ковыляет-идёт медленно, хромая.

2. Первичная проверка понимания.

Удалось ли заморозить крестьянина? Почему?

7.Осмысление и закрепление полученных знаний и умений. (7 мин)

1. Словарная работа.

-Перед тем, как вы начнете читать сказку, давайте

потре­нируемся и прочитаем сложные слова на доске.

2) Чтение текста учащимися вслух по «абзацам».

3) Беседа по вопросам по содержанию 2-й части текста:

-Зачем мужик поехал в лес?

— Как поступил мужик, когда Морозец его догнал?

— Что произошло в лесу? Что мужик там стал делать?

— Почему Морозцу было тяжело морозить мужика?

4) Выборочное чтение:

-Какой совет дал старый Мороз молодому Морозцу?

8.Подведение итогов.(4 мин)

-Какую сказку читали на уроке?

-Как ещё можно было бы назвать сказку? ( Два мороза)

— Кто вам понравился? Почему?

-Чему учит нас эта сказка?

(С бездельниками не мудрено справиться, а вот мужика трудолюбивого не удалось

Учитель сообщает детям, что они хорошо поработали сегодня. Далее все совместно вспоминают последовательность выполненных упражнений, какие из них были выполнены без ошибок. Педагог обсуждает с детьми, какую оценку они получают сегодня и почему.

-Вам понравился урок?

Источник

Ребячьи сказки

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

Давным-давно, более ста лет назад, жил да был учёный-сказочник. Не тот сказочник, что сказки придумывает и рассказывает, а учёный-этнограф, что сказки слушает и записывает. Звали того учёного Дмитрием Константиновичем Зелениным. Вот и ходил в самом начале ХХ века учёный Зеленин по деревням да сёлам и слушал сказки у стариков да старушек. Слушал и в блокнот записывал. Много сказок записал – на целых две толстенные книги. Книги те так и были названы: «Великорусские сказки Пермской губернии» и «Великорусские сказки Вятской губернии». Великорусские – по-нынешнему, значит, просто русские в отличие от малороссийских – украинских и белорусских. Изданы эти книги были: одна в 1914, другая – в 1915 годах. И если книга пермских сказок только за последние десять лет переиздавалась в центральных издательствах как минимум дважды, то вятские сказки забыты были абсолютно. Почему? Да, может быть, потому, что в предисловии к книге вятских сказок исследователь (а ведь земляк, здесь родился, на Вятке) написал, что «страна Вятская бедна сказками».

Может и бедна; им, учёным людям, виднее. Но, по-моему, если даже и в самом деле бедна, то тем важнее то сказочное богатство, что было собрано сто лет назад. Вот и родилась у меня мысль познакомить нынешних ребятишек с ними – теми сказками, что слушали наши прадедушки и прабабушки. Ведь сказка-то для того и сказывается, чтобы слушать. Даром ли жили в те давние времена сказочники-артисты, по-вятски – «бахари» – говоруны, то есть, те самые, что сказки знали и рассказывали. Сегодня в одной избе сказывали за ночлег да миску щей, а завтра отправлялись в другую избу или деревню.

Следом за ними ходил с блокнотом для записей и учёный сказочник Дмитрий Зеленин. Сказки слушал, да в блокнот записывал. Записывал в деревнях и селищах уездов, то есть районов по нынешнему, Вятского да Яранского, Уржумского да Орловского, Котельничского, да Нолинского. Брал на карандаш, то есть заносил в блокнот, и те ребячьи сказочки, что сказывали своим непоседливым внучатам и бабушки-старушки. Про Волка и Медведя, про Лису-кутафью и Чёрного Кожу.

И я был когда-то таким же мальцом-непоседой, и мне рассказывали сказки. Рассказывали про белого бычка, про царевну-несмеяну, про петушка с жерновками и медведя на липовой ноге. Рассказывала их моя нянюшка Парасковья. Рассказывала пусть и на полсотни лет позднее, после того как записал сказки этнограф Зеленин, да опять всё в том же Нолинском районе. Потому в эту книжку я включил и их.

Жили-были старик со старухой. Были у них петух Парамон с курицей Пашутой, да жерновки. Петух с курицей собирали в поле колоски, выклёвывали зёрна и мололи их на жерновках. Из муки пекли пряженики да ватрушки. Тем старик со старухой и сыты были. Пришло время, и старик со старухой умерли. Остались одни: петух Парамон, да курица Пашута. Ну и жерновки, естественно.

Ехал как-то раз мимо барин, смотрит, изба пустая, а петух поёт на крыльце. Вошёл в избу, увидал там жерновки, взял их, как бы поглядеть, понравились. Он их и унёс.

Петух Парамон увидал такое дело, летит за барином и орёт:

– Барин, отдай жерновки!

Барин и не думает отдавать, – сел в коляску, да поехал.

Петух следом полетел.

– Барин, отдай жерновки!

Барин приехал домой, а петух не отстаёт, оседлал ворота и снова кричит:

– Барин, отдай жерновки!

Велел барин дворовым работникам словить петуха и бросить его в колодец.

Схватили дворовые петуха, бросили в колодец.

Не растерялся петух, давай кричать:

–Пей, брюхо воду! – Так весь колодец и выпил. Вылетел из колодца и опять за своё: – Отдавай, барин, жерновки!

Велел барин бросить петуха Парамона в печь. Растопили печь докрасна, сызнова петуха поймали да в самый жар и метнули.

Полетел петух в печное чело, а всё не унимается – летит и орёт:

– Отдавай, барин, жерновки! – И уже под печным сводом пропел: – Лейся вода из брюха!

Выплеснулась вода, что в колодце была выпита, – весь жар так и залило.

Велел барин снова изловить петуха и зажарить его. Сказано – сделано.

Словили дворовые люди буйную птицу, зажарили над углями.

Съел барин петуха, а тот голову высунул и базланит:

– Отдавай, барин, жерновки!

Совсем осерчал барин:

– Тащите топор, – кричит, – отсечём ему голову!

Хотели слуги петуха по голове шваркнуть, да угадали по барину. Так и засекли. Петух-то и вылетел.

Барыня заревела, велела жерновки обратно увезти. Петух Парамон тут же за ними домой и полетел.

Стали они с курицей Пашутой жить по-прежнему: колоски в поле собирают, зерно на жерновках мелют, гостей, что к ним заглядывают, свежими ватрушками, да пряжениками угощают.

И я там был, ватрушки с пряжениками ел, – хороши ватрушки с пряжениками, – сытны да мягки.

Кот, воробей, да петух

Жили-были-поживали, добра много не нажили, но и не бедовали кот Булыка, воробей Митейка да петух. Петух – просто петух, без имени, потому как совсем глупый был. Избушка у них стояла в лесу. Кот да воробей ходили на работу в лес дрова рубить, а петуха одного в избушке оставляли.

Вот как-то раз ушли кот да воробей дрова рубить, а петух сидит в избе на лавочке, да и кукарекает. Услыхала петуха лиса Кутафья, пришла под окошко, да запела:

– Я, лиса Кутафья, стою в красных башмачках на осиновой приступочке, всем дарю расписные ложки. Петушок, петушок, выглянь в окошко, дам и тебе красивую ложку.

Глупый петух и выглянул. Лиса тут же схватила его и потащила в лес.

Тащит лиса петуха, а тот кричит-горланит:

Несёт меня Кутафья-лиса

Спасайте меня скорей!

Услыхали петуха кот с воробьём, – кот бежит, воробей летит; догнали лису – кот царапает, воробей клюет, – отняли петуха!

Принесли домой, посадили опять в избушку и наказали строго-настрого:

– Не выглядывай в окошко, мы теперь далеко уйдем, не услышим твоего голоса! – И пошли кот да воробей снова дрова рубить, а петух остался домовничать в избушке – сидит на лавочке, да кукарекает.

Только с глаз скрылись кот Булыка с воробьём Митейкой, как лиса опять тут как тут и старую песенку заводит:

– Я, лиса Кутафья, стою в красных башмачках на осиновой приступочке, всем дарю расписные ложки. Петушок, петушок, выглянь в окошко, дам и тебе красивую ложку.

Мало показалось петуху первого раза, – выглянул. Лиса же, не будь дурна, схватила его и потащила в лес.

Тащит лиса петуха, а тот кричит, надрывается:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *