Морская царевна лермонтов чему учит

Лермонтов «Морская царевна» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.

Михаил Юрьевич Лермонтов – русский поэт, прозаик, драматург, художник. Его произведения символизируют рассвет русской литературы. Они послужили вдохновением для художественных полотен, по ним сняты кинопроизведения, поставлены пьесы. Его творчество стало основой для оперного, симфонического и романсового творчества.

Одним из произведений, написанных автором, является стихотворение «Морская царевна», написанное в 1841 году.

Краткое содержание

Читайте по теме:

Главные герои

1) Царевич – смелый и отважный молодой человек.

2) Морская царевна – коварна, обольстительная, предстаёт сначала в образе прекрасной девушки, но на берегу превращается в чудище с хвостом покрытым змеиной чешуей.

Главная мысль

Девушки, выглядящие как красавицы, могут на самом деле оказаться ужасными чудовищами.

Чему учит?

Стихотворение учит не судить о человеке с первого взгляда, быть смелым, сильным, отважным.

Пословицы

1) В наряде пригож, а без него на пень похож.

2) Вид блестящий, а сам смердящий.

3) Не от красен, что с лица прекрасен, а тот красен, кто душой прекрасен.

Отзыв

«Морская царевна» интересное стихотворение. Оно похоже на сказку, рассказывает историю о встрече царевича и морской царевны. Она предстает пред ним в образе прекрасной девушки и обманом хочет заманить его в морскую пучину. Царевич не растерялся, поймал девушку, хотел показать какую красоту он достал из моря. Но девушка обратилась в страшное чудовище. Царевич бежал. И не явно ушел ли он в страхе или сожалеет о том, что красавица стала чудищем. Если посмотреть биографию автора, то можно угадать в образе морской царевны реальную девушку, которая разбила сердце автору, оказавшись недостойной его чувств.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Источник

Морская царевна анализ. Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов

В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.

Слышит царевич: «Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?»

Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелковой узды.

Вышла младая потом голова,
В косу вплелася морская трава.

Синие очи любовью горят;
Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Мыслит царевич: «Добро же! постой!»
За косу ловко схватил он рукой.

К берегу витязь отважно плывет;
Выплыл; товарищей громко зовет:

«Эй вы! сходитесь, лихие друзья!
Гляньте, как бьется добыча моя…

Что ж вы стоите смущенной толпой?
Али красы не видали такой?»

Вот оглянулся царевич назад:
Ахнул! померк торжествующий взгляд.

Видит, лежит на песке золотом.
Чудо морское с зеленым хвостом;

Хвост чешуею змеиной покрыт,
Весь замирая, свиваясь, дрожит;

Бледные руки хватают песок;
Шепчут уста непонятный упрек…

Едет царевич задумчиво прочь.
Будет он помнить про царскую дочь!

Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть фото Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть картинку Морская царевна лермонтов чему учит. Картинка про Морская царевна лермонтов чему учит. Фото Морская царевна лермонтов чему учит

Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть фото Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть картинку Морская царевна лермонтов чему учит. Картинка про Морская царевна лермонтов чему учит. Фото Морская царевна лермонтов чему учит

Этот странный роман длился без малого 10 лет и закончился громким скандалом: Лермонтов, разочаровавшись в избраннице, жестоко ей отомстил, скомпрометировав Екатерину Сушкову перед светским обществом, а потом еще и публично унизив. Отголоски этой мести можно найти в лирической балладе поэта под названием «Морская царевна», написанной в 1841 году, незадолго до трагической гибели автора.

Лермонтов не желает признаваться в том, что и сам поддался соблазну, попав в умело расставленные сети искусительницы. В стихотворении он отождествляет себя с царевичем, который легко раскусил хитроумный план морской царевны, вытащив ее на берег, где она превратилась в чудовище. Эта часть произведения глубоко метафорична, так как в реальной жизни поэт также публично разоблачил свою избранницу при свидетелях именно в тот момент, когда Екатерина Сушкова этого меньше всего ожидала. Резюме баллады довольно лаконично, но при этом содержит некую двусмысленность. «Едет царевич задумчиво прочь. Будет он помнить про царскую дочь!», — отмечает автор, подчеркивая, что образ Екатерины Сушковой по-прежнему живет в его сердце. Однако не ясно, любит ли он ту, которая причинила ему столько боли, или же испытывает из предмета своих воздыханий чувство, граничащее с отвращением.

Мое восприятие стихотворения Лермонтова «Морская царевна»
Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, живший в XIX веке. Он писал и стихи, и повести. Мы уже читали его стихотворения, и я могу сказать, что Лермонтов — тонкий лирик. Он очень правдиво передает мысли и чувства человека. Темы стихотворений Лермонтова разные. Он писал и про любовь, и про Родину, и про природу. В его творчестве есть также и баллады. Баллады посвящены какому-то историческому событию или легенде. Во времена Лермонтова было принято писать баллады по сказочному сюжету. Такой балладой является стихотворение «Морская царевна». В ней говорится о том, что богатырь проезжал по берегу моря и услышал девичий голос. Перед ним предстала прекрасная девушка — морская царевна:

В море царевич купает коня,
Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушами прядёт,
Брызжет и плещет, и дале плывёт.

Слышит царевич: «Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?»

Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелко́вой узды.

Вышла младая потом голова,
В косу вплелася морская трава.

Синие очи любовью горят,
Брызги на шее как жемчуг дрожат.

Мыслит царевич: «Добро же! постой!»
За́ косу ловко схватил он рукой.

К берегу витязь отважно плывёт;
Выплыл; товарищей громко зовёт:

«Эй вы! сходитесь, лихие друзья!
Гляньте, как бьётся добыча моя…

Что ж вы стоите смущенной толпой?
Али красы не видали такой?»

Вот оглянулся царевич назад:
Ахнул! Померк торжествующий взгляд.

Видит, лежит на песке золотом
Чудо морское с зелёным хвостом;

Хвост чешуёю змеиной покрыт,
Весь замирая, свиваясь, дрожит.

Бледные руки хватают песок,
Шепчут уста непонятный упрёк…

Едет царевич задумчиво прочь.
Будет он помнить про царскую дочь!

Анализ стихотворения Лермонтова «Морская царевна»

Ранняя любовная лирика Лермонтова имела конкретных адресатов. Точнее, она в подавляющем большинстве случаев была посвящена одной и той же особе – ветреной Екатерине Сушковой. Прямолинейные и достаточно открытые стихи поэта не оставляли сомнений в его чувствах, которые так и остались без ответа.

Этот странный роман длился без малого 10 лет и закончился громким скандалом: Лермонтов, разочаровавшись в избраннице, жестоко ей отомстил, скомпрометировав Екатерину Сушкову перед светским обществом, а потом еще и публично унизив. Отголоски этой мести можно найти в лирической балладе поэта под названием «Морская царевна», написанной в 1841 году, незадолго до трагической гибели автора.

В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушами прядёт,
Брызжет и плещет и дале плывёт.

Слышит царевич: «Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?»

Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелко́вой узды.

Вышла младая потом голова,
В косу вплелася морская трава.

Синие очи любовью горят;
Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Мыслит царевич: «Добро же! постой!»
За косу ловко схватил он рукой.

К берегу витязь отважно плывёт;
Выплыл; товарищей громко зовёт:

«Эй, вы! сходитесь, лихие друзья!
Гляньте, как бьётся добыча моя…

Что ж вы стоите смущённой толпой?
Али красы не видали такой?»

Вот оглянулся царевич назад:
Ахнул! померк торжествующий взгляд.

Видит, лежит на песке золотом
Чудо морское с зелёным хвостом.

Хвост чешуёю змеиной покрыт,
Весь замирая, свиваясь, дрожит.

Бледные руки хватают песок;
Шепчут уста непонятный упрёк…

Едет царевич задумчиво прочь.
Будет он помнить про царскую дочь!

Анализ стихотворения «Морская царевна» Лермонтова

Ранняя любовная лирика Михаила Лермонтова была по большей части посвящена его возлюбленной Екатерине Сушковой. Десятилетний безответный роман закончился светским скандалом, отголоски которого можно увидеть в произведении «Морская царевна», написанном в 1841 году, незадолго до трагической гибели поэта.

В образе сказочной морской царевны легко угадывается ветреная Сушкова – из прекрасной морской царевны она превращается в чудовище. Автор иронизирует над жертвой, выставляя ее одновременно в весьма неприглядном свете. Угадывается позор Сушковой, который всплыл благодаря Лермонтову и компромату, выставленному им.

Если отбросить фольклорные мотивы и знать предысторию стихотворения, читатель явно увидит разочарование мужчины в любимой женщине после стольких лет ухаживаний и отказов. Она оказалась недостойна его высоких чувств, превратившись из красавицы в неприглядное существо. Ее истинная сущность – жестокая, коварная, обольстительная особа, готовая вскружить голову первому попавшемуся встречному только затем, чтобы показать власть своих чар. Поэт осуждает подобное поведение.

Автор не желает признаваться в том, что и сам попался в умело расставленные сети красавицы. Он отождествляет себя с лирическим героем – царевичем, что не поддался на чары прелестницы и вытащил ее из воды, привычной ей стихии обольщения, на сушу. Но герой разгадывает тайну, и вступает в борьбу с царевной. Это отражает реальность самого Михаила Юрьевича: его отношения были похожи больше на сражение, нежели на взаимную любовь.

Часть, где царевич выносит морскую деву на сушу и хвалится добычей, глубоко метафорична: также и сам Лермонтов вытащил нелицеприятную правду о Сушковой своим друзьям. И стоило ему это сделать, как прекрасная царевна превращается в чудовище – так и его возлюбленная оказалась покрыта своего рода пеной позора.

Окончание баллады содержит некую двусмысленность: царевич бросил свою добычу, но помнить о ней будет. Так и возлюбленная автора, хоть и оставлена им, будет жить в его сердце. Разве что сложно сказать, какие он теперь испытывает чувства – прежнюю любовь и сожаление, или же нечто, близкое к отвращению.

Произведение написано трехстопным дактилем, стопа трехсложная с ударением на первом слоге. Рифмовка смежная, рифма преимущественно мужская. Поэт использует такие литературные приемы, как эпитеты («морская царевна», «царская дочь», «синие очи»), метафоры («смертельная мгла», «лихие друзья»).

«МОРСКАЯ ЦАРЕВНА», баллада Л., одно из последних его стих. (1841). По теме и сюжету включается в круг баллад о русалках, как оригинальных, так и переводных, получивших распространение в рус. поэзии 1830-х гг.
В отличие от традиц. баллады, в «Морской царевне» не только мотивы любви и смерти, но и сюжет в целом переводятся в символич. план, сообщающий стих. многозначность смыслов и возможных толкований.

Источник

Анализ баллады М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» (6 класс)

Анализ баллады М.Ю.Лермонтова «Морская царевна» (6 класс)

Какие миры изображены в стихотворении? Назовите их. Что является границей?

Каким мирам принадлежат герои?

Опишите портрет морской царевны. Какие художественные средства использует поэт?

Почему витязю захотелось ее поймать?

Отчего прекрасная героиня превратилась в «чудо морское»?

Почему опечалился молодой царевич? Кто победил в поединке?

Ответы к анализу баллады М.Ю.Лермонтова «Морская царевна»

В стихотворении изображены два мира: реальный и волшебный, потусторонний, морское царство. Граница – морской берег.

Витязь принадлежит реальному миру, а царевна – волшебному.

Морская царевна прекрасна: у нее синие (эпитет) глаза, длинная коса. Автор использует сравнение ( брызги на шее, как жемчуг, дрожат ) и метафору ( очи горят ), чтобы подчеркнуть ее красоту.

Морская царевна заманивает витязя, очаровывает и околдовывает его. Герою она кажется слабой, беззащитной, легкой добычей. Он считает, что обхитрил, победил нечистую силу и теперь будет обладать прекрасной пленницей.

Но в реальном мире волшебная царевна меняет облик и превращается в «чудо морское», т.е. в страшную русалку. Она не может жить вне морского царства и погибает.

Молодой царевич опечален, он победил в поединке с нечистью, но не чувствует торжества. Образ прекрасной таинственной девушки он не забудет никогда, так как успел полюбить ее. Можно сказать, что морская царевна все же добилась своей цели и очаровала героя.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть фото Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть картинку Морская царевна лермонтов чему учит. Картинка про Морская царевна лермонтов чему учит. Фото Морская царевна лермонтов чему учит

Данного произведения нет в оглавлении учебника, но в Программе под редакцией В.Я. Коровиной этот текст рекомендован для самостоятельного чтения. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» можно предложить школьникам на уроке внеклассного чтения или в рамках факультатива.

Также анализ этого произведения уместно использовать в 7 классе (на уроке внеклассного чтения) после изучения баллады В.А. Жуковского «Лесной царь» и расширить таким образом представления семиклассников о балладе, подытожить и закрепить полученные знания о жанре баллады. Тогда в перечень вопросов можно включить такое задание: докажите, что данное произведение является балладой.

Номер материала: ДБ-1258105

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть фото Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть картинку Морская царевна лермонтов чему учит. Картинка про Морская царевна лермонтов чему учит. Фото Морская царевна лермонтов чему учит

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть фото Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть картинку Морская царевна лермонтов чему учит. Картинка про Морская царевна лермонтов чему учит. Фото Морская царевна лермонтов чему учит

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть фото Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть картинку Морская царевна лермонтов чему учит. Картинка про Морская царевна лермонтов чему учит. Фото Морская царевна лермонтов чему учит

Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике

Время чтения: 1 минута

Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть фото Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть картинку Морская царевна лермонтов чему учит. Картинка про Морская царевна лермонтов чему учит. Фото Морская царевна лермонтов чему учит

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть фото Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть картинку Морская царевна лермонтов чему учит. Картинка про Морская царевна лермонтов чему учит. Фото Морская царевна лермонтов чему учит

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть фото Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть картинку Морская царевна лермонтов чему учит. Картинка про Морская царевна лермонтов чему учит. Фото Морская царевна лермонтов чему учит

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть фото Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть картинку Морская царевна лермонтов чему учит. Картинка про Морская царевна лермонтов чему учит. Фото Морская царевна лермонтов чему учит

При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Анализ стихотворения «Морская царевна» Михаила Лермонтова

Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть фото Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть картинку Морская царевна лермонтов чему учит. Картинка про Морская царевна лермонтов чему учит. Фото Морская царевна лермонтов чему учит

Ранняя любовная лирика Михаила Лермонтова была по большей части посвящена его возлюбленной Екатерине Сушковой. Десятилетний безответный роман закончился светским скандалом, отголоски которого можно увидеть в произведении «Морская царевна», написанном в 1841 году, незадолго до трагической гибели поэта.

В образе сказочной морской царевны легко угадывается ветреная Сушкова – из прекрасной морской царевны она превращается в чудовище. Автор иронизирует над жертвой, выставляя ее одновременно в весьма неприглядном свете. Угадывается позор Сушковой, который всплыл благодаря Лермонтову и компромату, выставленному им.

Если отбросить фольклорные мотивы и знать предысторию стихотворения, читатель явно увидит разочарование мужчины в любимой женщине после стольких лет ухаживаний и отказов. Она оказалась недостойна его высоких чувств, превратившись из красавицы в неприглядное существо. Ее истинная сущность – жестокая, коварная, обольстительная особа, готовая вскружить голову первому попавшемуся встречному только затем, чтобы показать власть своих чар. Поэт осуждает подобное поведение.

Автор не желает признаваться в том, что и сам попался в умело расставленные сети красавицы. Он отождествляет себя с лирическим героем – царевичем, что не поддался на чары прелестницы и вытащил ее из воды, привычной ей стихии обольщения, на сушу. Но герой разгадывает тайну, и вступает в борьбу с царевной. Это отражает реальность самого Михаила Юрьевича: его отношения были похожи больше на сражение, нежели на взаимную любовь.

Часть, где царевич выносит морскую деву на сушу и хвалится добычей, глубоко метафорична: также и сам Лермонтов вытащил нелицеприятную правду о Сушковой своим друзьям. И стоило ему это сделать, как прекрасная царевна превращается в чудовище – так и его возлюбленная оказалась покрыта своего рода пеной позора.

Окончание баллады содержит некую двусмысленность: царевич бросил свою добычу, но помнить о ней будет. Так и возлюбленная автора, хоть и оставлена им, будет жить в его сердце. Разве что сложно сказать, какие он теперь испытывает чувства – прежнюю любовь и сожаление, или же нечто, близкое к отвращению.

Произведение написано трехстопным дактилем, стопа трехсложная с ударением на первом слоге. Рифмовка смежная, рифма преимущественно мужская. Поэт использует такие литературные приемы, как эпитеты («морская царевна», «царская дочь», «синие очи»), метафоры («смертельная мгла», «лихие друзья»).

Источник

Морская царевна лермонтов чему учит

Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть фото Морская царевна лермонтов чему учит. Смотреть картинку Морская царевна лермонтов чему учит. Картинка про Морская царевна лермонтов чему учит. Фото Морская царевна лермонтов чему учит

О чем размышлял царевич?

Эта мысль была отправной, когда я решил внимательнее присмотреться к стихотворению. Забегая вперед, скажем, что «банальным» сюжетом дело не ограничивается, «Морская царевна» на самом деле является своебразным, во многом философичным примером поздней лермонтовской лирики.

«Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?»

Синие очи любовью горят.

Но остальной текст опровергает первоначальное предположение. В словах царевича «Добро же! постой!» звучит скорее угроза, нежели нежность. Рука у царевича названа «боевой», сам он называет вытащенную на берег русалку «добычей». Таким образом перед нами разворачивается тема борьбы, противоборства, поединка, но никак не любви.

Присмотримся повнимательнее, как представлены события в стихотворении.

В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!»

Где царевич купает коня? Очевидно, что на начало стихотворения герой находится на мелководье, где до него и доносится голос из воды. Вторая строфа гласит:

Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.

Создается впечатление, что в тексте что-то пропущено. Царевич только что услыхал голос и сразу же бросился в воду, поплыл на звук. Мы знаем, что неподалеку от него, на берегу, находится его свита, товарищи, к которым он обратится, когда вернется с русалкой на берег. Что по идее должен делать царевич в таком случае: попытаться выяснить, определить источник звука, возможно, послать кого-либо из слуг на проверку, а уж потом решать, что делать дальше или же самому сразу бросаться в воду? Скорее первое. Как же можно объяснить его «странное поведение»? Нам представляется верным лишь один ответ на этот вопрос: царевич как будто знал о том, что голос раздастся, он, скорее, явился для него не неожиданностью, требующей выяснения, а известным событием, которое должно совершиться. Голос из воды был неким «сигналом» для него, по которому царевич бросается в воду. Назовем его гипотетически «вызовом на поединок».

Слышит царевич: «Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?»

Мы понимаем, что перед нами русалка, которая заманивает царевича, чтобы обольстить его, а затем умертвить. Это «приглашение на казнь» облечено в форму любовного зова, который должен обмануть царевича. Но как мы увидим по тексту, герой не поддается подобному обману, он знает, чем грозит ему подобный зов. Обратим внимание на изначально заданное равенство героев: стихотворение называется «Морская царевна», в самом тексте указывается на это: «Я царская дочь!/ Хочешь провесть ты с царевною ночь?», герой тоже обозначен достаточно однозначно: царевич. Персонажи поставлены в равное положение, и «поединок», на который «вызывает» царевича русалка, не предполагает однозначного исхода.

Интересным нам представляется также то, что лишь в третьей строфе царевич осознает, кто был на самом деле источником голоса: морская царевна, русалка. Только в третьей строфе она открывается герою, понимая, что для него это ничего не изменит, ибо он находится в ее стихии, а следовательно, в ее власти. Возникает вопрос: во 2-й строфе царевич прыгал в воду, не зная точно, кто его противник? Как это ни парадоксально звучит, но по тексту стихотворения мы должны ответить «да».

Четвертую, пятую и шестую строфы рассмотрим вместе, ибо они тематически сочленены:

Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелковой узды.

Вышла младая потом голова;
В косу вплелася морская трава.

Синие очи любовью горят;
Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Интересно заметить, что, поняв, что перед ним русалка, грозящая уволочь его на морское дно, царевич тем не менее не поворачивает назад: он продолжает свой путь.

Мыслит царевич: «Добро же! постой!»
За косу ловко схватил он рукой.

Знаменательно, что царевич не высказывает свои эмоции вслух, он только «мыслит», дабы не спугнуть будущую добычу. Именно в этом месте тема противоборства окончательно оттесняет предполагавшуюся ранее любовную линию, становится доминирующей. (Интересно, что герой хватает царевну за косу, что несет в себе символический подтекст «полонения» (плененения) девушек, захваченных во времена войн, набегов.) В указанных словах царевича сквозит скрытая угроза, ожидание борьбы, он оказывается подготовлен к поединку, который и разворачивается в следующей строфе:

Перед нами даже не борьба, а недолговременное покорение морской царевны. Герою надо покорить русалку, сломить ее волю, чтобы в следующей строфе беспрепятственно плыть с ней к берегу.

К берегу витязь отважно плывет;
Выплыл; товарищей громко зовет.

«Эй вы! сходитесь, лихие друзья!
Гляньте, как бьется добыча моя.

Что ж вы стоите смущенной толпой?
Али красы не видали такой?»

Герою важно показать вытащенное на берег «чудо морское», он горд своей победой. Обращают на себя внимание взаимоотношения между царевичем и его товарищами. Они не сводятся в формуле «господин-слуга», скорее, он воспринимает их как равных. И от этого его желание выглядеть первым среди равных становится значительнее, нежели в ситуации красующегося царевича.

Вот оглянулся царевич назад:
Ахнул! померк торжествующий взгляд.

Видит: лежит на песке золотом
Чудо морское с зеленым хвостом;

Хвост чушуею змеиной покрыт,
Весь замирая, свиваясь дрожит;

Бледные руки хватают песок;
Шепчут уста непонятный упрек.

Последняя строфа показывает на едущего прочь и задумавшегося царевича:

Едет царевич задумчиво прочь.
Будет он помнить царскую дочь.

Странный конец. Непонятный. На первый взгляд, финал четко определен: царевич победил, чудовище умерло, герой уезжает прочь. Но с другой стороны, остается ряд нерешенных вопросов. О чем недоговорила умирающая русалка? Почему царевич едет «задумчиво», о чем он думает? Как «будет он помнить царскую дочь»: как результат победы, как увиденный ужас или станет размышлять о причинах случившегося преображения прекрасной девы в чудо морское? Вопросы как будто остаются без ответа, финал стихотворения как будто является открытым.

Но на наш взгляд, это не так. Чтобы показать это, перейдем от сюжетного плана стихотворения к композиционному.

Мы не зря в начале нашего анализа указали изначальное равенство двух героев стихотворения: царевича и морской царевны. Представим их отношения в виде схемы передвижений героев в художественном пространстве стихотворения (цифры на схеме обозначают номера строф):

К берегу витязь отважно плывет; море
Выплыл; товарищей громко зовет. суша

Возможно, поэтому царевич едет «задумчиво» прочь и с этой точки зрения «будет он помнить про царскую дочь?».

5.02.2005
Размещен полемический комментарий К. Юдина к статье М.Л. Гаспарова о стихотворении О. Мандельштама

30.10.2004
В списке авторов выложена ссылки на анализы текстов, сделанные на форуме

15.10.2003. Размещено обсуждение работы по «Левше» с форума «ГПР»

10.10.2003. Продолжение пособия по анализу текста. Разделы «Когда всё это кончится» и «Сюжеты бывают всякие».

10.04.03. Обсуждение на форуме стихов Бродского Несколько новых ссылок

31.03.03. Опубликована работа о геометрии поэтического мира Иосифа Бродского

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *