Морской протест в нотариате что это

4. Морской протест

В силу статьи 394 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ) в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.

Морской протест в соответствии с пунктом 17 статьи 35 и пунктом 16 статьи 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) является нотариальным действием, совершаемым нотариусами и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.

Морской протест в нотариате что это. Смотреть фото Морской протест в нотариате что это. Смотреть картинку Морской протест в нотариате что это. Картинка про Морской протест в нотариате что это. Фото Морской протест в нотариате что это

Заявление о морском протесте делается:

в порту Российской Федерации — нотариусу;

в иностранном порту — должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не позднее семи дней с момента своего прибытия или прибытия судна в порт или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала (статья 99 Основ, статья 399 КТМ РФ).

В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

Согласно статье 396 КТМ РФ в случае, если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение двадцати четырех часов с момента происшествия.

Если происшествие произошло во время плавания судна, заявление о морском протесте делается в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия. Статьей 397 КТМ РФ допускается возможность заявления о морском протесте в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. В этом случае причины такой задержки должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости.

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, а также опроса капитана судна и по возможности не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу.

За совершение морского протеста в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации взыскивается государственная пошлина в размере 30 000 рублей.

Принятие заявления о морском протесте от капитанов иностранных судов и составление актов о морском протесте могут осуществляться консульскими учреждениями иностранных государств в Российской Федерации на условиях взаимности.

уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).

Источник

Перевозчик, однако, освобождается от ответственности не безусловно, а только в случае, если докажет, что утрата, недостача, повреждение и другие виды причинения вреда произошли вследствие обстоятельств, которые не могут быть поставлены ему в вину (ст. 4 Брюссельской конвенции 1924 г.).

Обязанность доказывания таких обстоятельств лежит прежде всего непосредственно на капитане судна, так как согласно ст. 61 КТМ «капитан в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца» и на него «возлагается принятие всех мер, необходимых для предотвращения всякого вреда судну и находящихся на нем людям и грузу».

Одной из особенностей института защиты интересов судовладельца является наличие в морском праве норм, предусматривающих право капитанов судов при определенных обстоятельствах заявлять морской протест. Если морской протест не будет совершен, то капитану и судовладельцу придется доказывать в судебном или арбитражном процессе те обстоятельства, которые могли бы найти полное отражение и подтверждение в своевременно заявленном морском протесте.

В силу своего правового значения, порядка оформления, последствий применения морской протест занимает особое место среди многочисленных форм и методов защиты прав и законных интересов судовладельца, применяемых в практике работы морского транспорта, и обладает определенными особенностями.

В соответствии со ст. 394 КТМ, в случае если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте. Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах. Происшествие, выступающее основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, может произойти как во время плавания, так и во время стоянки в порту. Большинство происшествий, в отношении которых возникает необходимость в оформлении морского протеста, происходит во время плавания. Например, утрата, повреждение или задержка в доставке груза могут произойти вследствие непреодолимой силы, опасностей или случайностей на море, мер по спасанию человеческой жизни или имущества, пожара, военных действий, столкновения судов, посадки на мель и т.д. В порту судно может быть задержано или арестовано, вход в порт запрещен в результате карантина, блокады и т.п.

Нотариусы принимают заявления капитана об имевшем место происшествии в соответствии со ст. 99 Основ законодательства о нотариате РФ. Заявления о морском протесте принимаются: от капитанов морских судов во время их плавания как морскими путями, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям; от капитанов судов внутреннего плавания во время их следования по морским путям, а также по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям при осуществлении перевозок с заходом в морские порты или в тех случаях, когда имевшее место происшествие затрагивает иностранные интересы; от капитанов судов внутреннего плавания в случаях столкновения в морских или других водах с морскими судами, а также в случаях спасания судов внутреннего плавания морскими судами; от командиров (капитанов) военных кораблей и военных вспомогательных судов при спасании находящихся в опасности судов, а также в других случаях, при которых возникают ситуации, дающие основания для предъявления претензий или для защиты своих интересов; от капитанов несамоходных речных судов, если во время их следования по морским путям имеет место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

В заявлении о морском протесте капитан описывает обстоятельства происшествия и меры, принятые им для обеспечения сохранности вверенного ему имущества. Обстоятельства происшествия излагаются кратко и точно: шторм, перепады температуры и др., которые могли явиться причиной предполагаемой утраты, порчи или повреждения груза. Описание принятых мер представляет собой сведения о добросовестном выполнении капитаном и экипажем судна своих обязанностей при подготовке судна к плаванию, при погрузке, во время плавания и т.д.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более чем семь дней с момента своего прибытия или прибытия судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала. В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

Акт о морском протесте составляется нотариусом на основании записей судового журнала, который является основным официальным документом, где объективно отражена непрерывная деятельность судна, различные обстоятельства и события, сопровождающие эту деятельность.

Выписка из судового журнала, заверенная капитаном, должна содержать факты, изложенные в заявлении о морском протесте (время прибытия судна в порт, состояние люков до подачи заявления о морском протесте, наличие крайней необходимости выгрузки судна до заявления о морском протесте, обстоятельства происшествия, явившиеся причиной для заявления о морском протесте и меры, принятые в связи с этим капитаном судна и экипажем и т.п.).

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и печатью. Содержание показаний членов экипажа судна может иметь существенное значение, так как в процессе исполнения своих обязанностей на судне они могли быть очевидцами деталей или обстоятельств происшествия, не известных капитану. При определенных обстоятельствах отсутствие показаний членов экипажа в акте о морском протесте может лишить его доказательной силы. В качестве других членов экипажа могут быть допрошены как должностные лица из числа командного состава, так и любые лица из судовой команды. Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться о происшествии, имевшем место на судне, в состав экипажа которого они не входят. Если они были очевидцами происшествия, то они могут засвидетельствовать у нотариуса подлинность своих подписей на заявлении. Указанные заявления не вносятся в текст акта о морском протесте, но как свидетельства незаинтересованных лиц в необходимых случаях могут иметь доказательственное значение.

Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и других опрошенных членов экипажа судна. Эти показания излагаются каждое в отдельности и подписываются в присутствии нотариуса. Показания членов экипажа сверяются нотариусом с представленным ему судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале нотариус должен предложить членам экипажа указать причины этих расхождений. Все остальные документы и показания (акты расследования аварий, акт о несчастном случае, рекламационные акты, записи в машинном журнале, показания пассажиров и т.п.) в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде. При приеме заявления капитана, его опросе и опросе членов экипажа судна в обязанности нотариуса входит лишь проверка сообщенных ему сведений на основании судового журнала. Оценку представленных документов нотариус не производит.

Акт о морском протесте должен содержать:

дату составления акта, фамилию и инициалы нотариуса, совершающего акт протеста, наименование нотариального округа;

фамилию, имя, отчество, гражданство и место жительства капитана, сделавшего заявление о морском протесте, название и флаг судна, его принадлежность, приписку, регистрационный номер;

время прибытия судна в порт;

время поступления от капитана заявления;

дату представления судового журнала нотариусу капитаном для обозрения;

описание принятых мер (по заявлению капитана и записям судового журнала);

описание доказательств, исследованных нотариусом («В соответствии с законами Российской Федерации я ознакомился с представленными мне капитаном данными судового журнала и опросил об обстоятельствах происшествия самого капитана и членов экипажа судна, которые показали»);

фамилии, имена, отчества, должности, гражданство, места жительства опрошенных лиц, содержание их показаний (гражданство и место жительства капитана не требуется ввиду указания этих сведений в начале акта);

номер регистрации акта в реестре для регистрации нотариальных действий;

указание размера взысканного нотариального тарифа (30 000 руб. согласно Федеральному закону от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ»);

подпись нотариуса и его печать.

Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах, один из которых выдается капитану судна или уполномоченному лицу, другой экземпляр остается в делах нотариуса вместе с письменным заявлением капитана судна, выпиской из судового журнала и справкой капитана порта о прибытии.

Источник

Морской протест в нотариате

Понятие морского протеста

В торговом мореплавании огромную роль играет морской протест, являющийся способом обеспечить доказательства для защиты законных интересов и прав судовладельца. Это происходит в ситуациях, когда во время стоянки или плавания судна (корабля) было происшествие, которое может стать основанием предъявить владельцу имущественные требования.

В число происшествий, которые подтверждаются морскими протестами, включены навал, гибель или столкновение судна (судов), порча или утрата груза, несвоевременная подача, сжатие льдом, посадка на мель, поломка одного из механизмов, повреждение портовых сооружений, попадание в шторм, ураган, разлив нефтепродуктов и др.

Морской протест нотариат рассматривает с позиции статей 35 и 38 Основ о нотариате. Такое право на совершение морских протестов имеют консульские должностные лица. Нотариусы имеют полномочие принять заявление о морском протесте, которое было сделано в порту России, а консульское должностное лицо принимает заявление о морском протесте, совершенное в зарубежном порту.

Порядок совершения морского протеста регулирует ст. 99–101 Основ о нотариате, а также ст. 394–401 КТМ РФ. Совершая такое нотариальное действие, все консульские должностные лица и нотариусы также должны руководствоваться международными договорами и соглашениями нашей страны.

Заявление о морском протесте

В соответствии с законодательством РФ капитан делает заявление о морском протесте. Основная цель заявления, которое пишет капитан, заключается в описании реальных обстоятельств происшествия и мер, которые приняты им и экипажем судна. Меры предпринимаются для обеспечения сохранности вверенного имущества.

Заявление направляется в адрес нотариуса или консульского должностного лица в сроки, установленные законом. Они могут отличаться в соответствии с тем, где было происшествие. Общие правила о сроках заключаются в том, что, когда оно происходит в порту, то заявление должно быть сделано в течение суток с момента происшествия. Если судно находится в плавании, то срок составляет сутки с момента его прибытия (прибытия капитана в случае захвата или гибели судна) в первый порт после происшествия.

КТМ РФ содержит информацию о ситуации, когда заявление можно сделать с задержкой. Если происшествие случается в ходе плавания, то заявление подается по прибытию судна (капитана) судна в порт, который может быть не первым портом после события. Это предусмотрено для исключения существенных потерь времени и издержек, которые связаны с заходом. В этом случае в заявлении необходимо указать причины, вследствие которых протест заявить невозможно в общие установленные сроки.

Нотариус принимает заявление капитана судна о морском протесте, устанавливая момент прибытия корабля (капитана) в порт и время происшествия. Время прибытия судна (капитана) в порт, как и время происшествия, нотариус устанавливает на основе записей в судовом журнале. Если судовой журнал отсутствует (например, в случае гибели судна), то время прибытия нотариус определяет по справке, которую выдает капитан порта. При этом время происшествия нотариус берет из заявления о морском протесте, где излагаются причины гибели судового журнала и обстоятельства дела.

Если есть основания предполагать, что в ходе происшествия был причинен ущерб грузу, находящемуся на судне, то заявление делается до открытия люков. Выгрузку груза в этом случае возможно осуществить до момента подачи заявления лишь в ситуациях крайней необходимости. Нотариус проверяет этот факт, используя показания свидетелей и записи в судовом журнале, что находит отражение в акте о морском протесте, который составляется в дальнейшем. Нотариус не должен лично осуществлять проверку сохранности пломб на грузовых люках.

Доказательством подтверждения обстоятельств, указанных в заявлении о морском протесте, может являться судовой журнал, который капитан передает нотариусу вместе с заявлением или в срок не более 7 дней с момента прибытия корабля (капитана) в порт, или происшествия, когда оно происходило в порту. Передать вместе с судовым журналом нужно и выписку из судового журнала, заверенную капитаном судна. Она касается фактов, содержащихся в заявлении, включая обстоятельства происшествия, которые стали причиной для заявления; меры, которые были приняты капитаном и экипажем судна для обеспечения сохранности вверенного имущества; время прибытия судна в порт, состояние люков до момента подачи заявления, объяснение крайней необходимости выгрузки судна. Если произошла гибель судового журнала, то капитан корабля должен передавать нотариусу только заявление, в котором также должны содержаться сведения о причинах гибели судового журнала и обстоятельства, при которых это произошло.

Действия нотариуса после получения заявления

В процессе составления акта о морском протесте нотариусу необходимо совершить следующие действия:

Производя эти действия, нотариус осуществляет проверку сообщенных ему сведений на основе судового журнала или заявления о морском протесте при гибели судового журнала. Для этого не оцениваются представленные доказательства.

Акт о морском протесте нотариус составляет на основе заявления капитана, сведений из судового журнала и опросов свидетелей (капитана, членов экипажа). Он является документом, где более раскрыто должны быть изложены краткие записи судового журнала с указанием обоснованных пояснений, подтвержденных свидетельскими показаниями.

Действующее законодательство не содержит информацию о требованиях к содержанию такого акта. В рамках нотариальной практики акт содержит следующие сведения:

Заверка акта о морском протесте происходит с помощью подписи нотариуса. На нем он должен проставить оттиск гербовой печати. Акт о морском протесте должен быть составлен в 2 экземплярах, один из которых получает капитан судна, а другой включается в состав дел нотариальной службы.

Источник

Совершение морских протестов

Совершение морских протестов является одним из способов обеспечения доказательств в случае возникновения разбирательства в суде.

В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате нотариус принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Заявление о морском протесте принимается нотариусом или должностным лицом консульского учреждения, на которое возложены обязанности по совершению нотариальных действий. Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия (подробная информация о происшествии, случившемся во время плавания или стоянки судна в порту) и мер, принятых капитаном и экипажем для обеспечения сохранности вверенного им имущества, а также для предотвращения неблагоприятных последствий данного происшествия.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна в соответствии с законодательством РФ, регулирующим торговое мореплавание, одновременно с заявлением либо в срок не позднее 7 дней с момента захода в порт (или с момента происшествия, если оно имело место в порту) обязан представить нотариусу на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала.

Изложенные в морском протесте сведения в случае возникновения спора могут быть опровергнуты заинтересованной стороной при рассмотрении дела в суде, но до этого они предполагаются соответствующими действительности.

Заявление о морском протесте в соответствии с законодательством РФ, регулирующим торговое мореплавание, подается в течение 24 часов с момента прихода судна в порт. Если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение 24 часов с момента происшествия.

Нотариус на основании заявления капитана, данных судового журнала, а также опроса самого капитана и по возможности не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу. Акт о морском протесте должен содержать: дату и место его составления; фамилию и инициалы нотариуса, составившего данный акт; наименование государственной нотариальной конторы или местонахождение нотариуса, занимающегося частной практикой; полное наименование судна с указанием его государственной принадлежности и владельца; фамилию, имя, отчество и гражданство капитана; показания, данные членами экипажа при опросе их нотариусом или должностным лицом консульского учреждения.

Подав нотариусу или должностному лицу консульского учреждения заявление о морском протесте, капитан судна обязан подтвердить обстоятельства, изложенные в данном заявлении. Если окажется невозможным заявить протест в установленный срок, причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

Источник

Морской протест в нотариате что это

Морской протест в нотариате что это. Смотреть фото Морской протест в нотариате что это. Смотреть картинку Морской протест в нотариате что это. Картинка про Морской протест в нотариате что это. Фото Морской протест в нотариате что это

В случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте. В порту Российской Федерации заявление о морском протесте делается нотариусу.

Нотариус на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.

Подробнее об этом нотариальном действии можно прочитать в статье «Морской протест»

Расширенная информация и консультация в разделе «Советы нотариуса»

Морской протест в нотариате что это. Смотреть фото Морской протест в нотариате что это. Смотреть картинку Морской протест в нотариате что это. Картинка про Морской протест в нотариате что это. Фото Морской протест в нотариате что это

Морской протест в нотариате что это. Смотреть фото Морской протест в нотариате что это. Смотреть картинку Морской протест в нотариате что это. Картинка про Морской протест в нотариате что это. Фото Морской протест в нотариате что это

Морской протест в нотариате что это. Смотреть фото Морской протест в нотариате что это. Смотреть картинку Морской протест в нотариате что это. Картинка про Морской протест в нотариате что это. Фото Морской протест в нотариате что это

Морской протест в нотариате что это. Смотреть фото Морской протест в нотариате что это. Смотреть картинку Морской протест в нотариате что это. Картинка про Морской протест в нотариате что это. Фото Морской протест в нотариате что это

Морской протест в нотариате что это. Смотреть фото Морской протест в нотариате что это. Смотреть картинку Морской протест в нотариате что это. Картинка про Морской протест в нотариате что это. Фото Морской протест в нотариате что это

Смотреть все актуальные новости

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.

Морской протест в нотариате что это. Смотреть фото Морской протест в нотариате что это. Смотреть картинку Морской протест в нотариате что это. Картинка про Морской протест в нотариате что это. Фото Морской протест в нотариате что это

Федеральная нотариальная палата (ФНП) – это некоммерческая организация, основанная на принципах самоуправления, саморегулирования и самофинансирования. Она объединяет всех нотариусов России посредством обязательного коллективного членства в ней нотариальных палат субъектов РФ. Нотариальные палаты субъектов РФ в свою очередь основаны на обязательном членстве в них всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории того или иного региона.

ФНП осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими правовыми актами органов государственной власти, международными договорами, Уставом ФНП, а также Профессиональным кодексом нотариусов Российской Федерации. При этом Палата обладает всеми правами юридического лица с полной финансово-хозяйственной самостоятельностью и аппаратом, позволяющим эффективно реализовывать возложенные на нее законодательством и Уставом функции по организации нотариальной деятельности, контрольные полномочия и представлять интересы нотариального сообщества в органах государственной власти.

На данный момент Федеральная нотариальная палата объединяет 84 нотариальные палаты субъектов Российской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *