Морской шельф что это
Юридический разбор вопроса: Континентальный шельф и юрисдикция России
Цель публикации — разобраться в вопросе, о каких суверенных правах и юрисдикционных полномочиях России на континентальном шельфе говорит ч.2 ст. 67 Конституция РФ.
Что входит в территорию России?
Территория государства — это определенная на основе норм международного права часть земной поверхности (суша, акватории, воздушное пространство над ними), на которые распространяется исключительный суверенитет этого государства.
В пределах своей территории государство, если иное не предусмотрено его международными договорами, осуществляет юрисдикционные полномочия в полном объеме, что означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами.
В соответствии с ч.1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя:
—территории её субъектов, т.е. территории всех 85 субъектов Российской Федерации. Полный перечень субъектов РФ приведен в статье 65 Конституции;
—внутренние воды, к которым относятся порты, заливы, бухты, губы, лиманы, линия границ которых определяется по методике в соответствии с федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
—территориальное море — морской пояс шириной 12 морских миль, примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам Российской Федерации, линия границ также определяется в соответствии с законом N 155-ФЗ. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации;
—воздушное пространство над перечисленным выше.
Как видно из изложенного выше, континентальный шельф не относится к территории России.
Что такое континентальный шельф?
Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.
Прибрежное государство устанавливает внешние границы своего континентального шельфа в тех случаях, где шельф простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий.
Континентальный шельф не является государственной территорией прибрежного государства. Другие государства также имеют определенные права в отношении континентального шельфа иностранного государства.
В соответствии с федеральным законом от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О континентальном шельфе Российской Федерации» Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:
1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации;
2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;
4) юрисдикцию (пределы правомочий) в отношении:
-морских научных исследований;
-защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов;
-прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.
Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами международного права.
PS: Термин «юрисдикция» означает властные правомочия. Юрисдикция в международном праве — полномочия государства давать правовую оценку фактам, решать какие-либо правовые вопросы, устанавливать правила, применять административные меры.
Континентальный шельф
Континентальный шельф — это участок морского дна и недр за пределами территориального моря прибрежного государства со смешанным международно-правовым режимом.
Географически континентальный шельф представляет собой подводное продолжение материка, обладающее общими с ним геологическими характеристиками. Он простирается до глубины 100—200 м, после чего переходит в континентальный склон. Континентальный склон переходит в континентальный подъем, которое, в свою очередь, переходит в дно океана (ложе). Континентальный шельф, склон и подъем образуют подводную окраину материка.
Юридическое понятие континентального шельфа шире его географического понятия, ибо включает в себя помимо самого шельфа прибрежные районы морского дна, где континентального шельфа в геологическом смысле нет, а также районы морского дна за пределами континентального шельфа.
Необходимость международно-правового регулирования режима континентального шельфа является естественным следствием достижений науки и научно-технического прогресса. Континентальный шельф богат нефтью, газом, в его недрах залегают железо, марганец и т.п. Достижения техники позволили начать эффективную эксплуатацию недр и богатств континентального шельфа.
Формирование и развитие концепции континентального шельфа.
Стремительное развитие научно-технического прогресса и потребности экономического роста после Второй мировой войны актуализировали вопросы поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна. На этом фоне в США 28 сентября 1945 г. вышла в свет прокламация президента Трумэна, в которой заявлялось, что «правительство Соединенных Штатов рассматривает природные ресурсы недр и морского дна континентального шельфа на территории открытого моря, прилегающего к побережью Соединенных Штатов, как принадлежащие Соединенным Штатам, и находящиеся под их юрисдикцией и контролем».
Односторонние действия США были восприняты значительным числом государств как сигнал к разделу не только природных морских ресурсов шельфа, но и самого шельфа и покрывающих его вод. Прокламация вызвала цепную реакцию по принятию законодательных актов и распространению юрисдикции прибрежных государств на континентальный шельф.
В связи с такими акциями, которые могли привести к острым конфликтам между государствами, возникла необходимость в международно-правовой регламентации континентального шельфа. В начале 1950-х годов этой проблемой занялась Комиссия международного права ООН. С тех пор вопрос о статусе континентального шельфа не сходил с ее повестки дня.
Комиссией международного права был подготовлен проект Конвенции о континентальном шельфе (далее – Конвенция 1958 г.), который затем был рассмотрен на Конференции ООН по морскому праву, состоявшейся в 1958 году. Конференция одобрила проект Конвенции и открыла его для подписания. Данная конвенция и сегодня насчитывает более 50 государств-участников.
Согласно ст. 1 Конвенции 1958 г. термин континентальный шельф относится «к поверхности и недрам морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 метров, или, за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов».
Конвенция также определяет правовой статус континентального шельфа, признавая и закрепляя за всеми прибрежными государствами суверенные права над ним в целях разведки и разработки его естественных богатств, а также устанавливает правила делимитации континентального шельфа в случае, когда берега государств расположены один против другого, и в случае смежных берегов.
Правовой режим континентального шельфа получил дальнейшее развитие на третьей Конференции ООН по морскому праву (1973–1982). Ее работа завершилась подписанием 10 декабря 1982 г. всеобъемлющей Конвенции ООН по морскому праву (далее – Конвенция 1982 г.), которая вступила в силу 16 ноября 1994 г.; Россия — участница с 26 февраля 1997 г. В Части VI Конвенции 1982 г. предусматривается сложная система юридического определения внешней границы подводной окраины материка и регламентируются права и обязанности прибрежных и других государств-участников в отношении континентального шельфа.
Границы континентального шельфа.
Внутренняя граница юридического континентального шельфа соответствует морской границе территориального моря. Согласно ст. 76 п. 1 Конвенции 1982 г. «континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря». Отсюда вытекает, что юридически континентальный шельф не включает морское дно территориального моря.
Вопрос о внешней границе континентального шельфа требует более детального рассмотрения.
Конвенция 1958 г. устанавливает два критерия для определения внешней границы континентального шельфа:
Используемый в Конвенции 1958 г. критерий эксплуатабельности подводных районов не выдержал испытания временем, и уже к концу 80-х гг. XX столетия стало технологически возможным разрабатывать минеральные ресурсы морского дна на глубинах моря до нескольких тысяч метров и тем самым распространять права прибрежного государства на морское дно и его ресурсы далеко за пределы континентальной окраины в глубоководные районы морского дна. Указанный недостаток являлся одной из причин, вызвавших необходимость разработки новых правовых норм по определению континентального шельфа.
Статья 76, п. 1 Конвенции 1982 г. предусматривает два других критерия для определения внешней границы континентального шельфа:
Таким образом, положения ст. 76 позволяют любому государству, независимо от морфологии морского дна, прилегающего к его побережью, даже в случае отсутствия географического шельфа и окраины, устанавливать 200-мильный континентальный шельф. Такое право дается прибрежному государству независимо от того, установило ли оно 200-мильную исключительную экономическую зону (далее – ИЭЗ).
Подводная окраина материка в соответствии с п. 3 ст. 76 Конвенции 1982 г. включает в себя находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает в себя дно океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра.
Если подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, внешняя граница континентального шельфа может определяться на основе геологических параметров, изложенных в п. 4 ст. 76. В этом пункте предусматриваются два альтернативных метода проведения внешней границы континентального шельфа.
Оба метода в качестве отправной точки для отсчета расстояния до внешней границы континентального шельфа используют подножие континентального склона, которое при отсутствии доказательств об обратном определяется как точка максимального изменения уклона в его основании (ст. 76, п. 4.b).
Первый метод, закрепленный в п. 4.a.i ст. 76 Конвенции 1982 г., основан на мощности осадочных пород континентального подъема. Поскольку этот метод предложен Ирландией, он называется ирландской формулой или формулой Гардинера (см. Схему 1.1 и 1.2). В соответствии с данной формулой внешняя граница подводной окраины материка соответствует линии, проведенной «путем отсчета от наиболее удаленных фиксированных точек, в каждой из которых толщина осадочных пород составляет по крайней мере 1 процент кратчайшего расстояния от такой точки до подножия континентального склона». Толщина осадочных пород позволяет предположительно судить о наличии либо отсутствии запасов углеводородов.
Схема 1.1: Иллюстрация формулы мощности осадочных пород, приведенной в п. 4.a.i ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву. Толщина осадочных пород в точке, очерчивающей внешнюю границу континентального шельфа, должна составлять не менее 1/100 расстояния от этой точки до подножия склона.
Схема 1.2: Иллюстрация линии мощности осадочных пород, проведенной в соответствии с п. 4.a.i ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву.
Вторым методом является формула Хедберга, представленная в п. 4.а.ii ст. 76 Конвенции 1982 г. (см. Схему 2). В соответствии с этой формулой внешняя граница подводной окраины материка определяется линией, проведенной «путем отсчета от фиксированных точек, отстоящих не далее 60 морских миль от подножия континентального склона».
Схема 2: Иллюстрация линии, проведенной на расстоянии 60 м от подножия континентального склона в соответствии с формулой п 4.а.ii ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву.
В любом случае, в соответствии с п. 5 ст. 76 Конвенции 1982 г., фиксированные точки, составляющие линию внешних границ континентального шельфа на морском дне, не должны превышать 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не должны превышать 100 морских миль от 2500-метровой изобаты – линии, соединяющей глубины в 2500 метров (см. Схему 3).
Схема 3: Иллюстрация придельных границ континентального шельфа, приведенных в п. 5 ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву. Показаны линия, находящаяся в 350 морских милях от исходной линии, и линия, находящаяся в 100 морских милях от 2500-метровой изобаты.
На каждом участке своего континентального шельфа прибрежные государства могут пользоваться любым из методов, закрепленных в п. 4 ст. 76 Конвенции 1982 г., извлекая максимальную выгоду для собственных интересов (см. Схему 4).
Схема 4: Иллюстрация внешних границ континентального шельфа, определенных с использованием формул п. 4, ограничений п. 5 и общего положения п. 1 ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву.
Участок A: 60 морских миль от подножия континентального склона;
Участок B: 1% толщины осадочных пород;
Участок C: 100 морских миль от 2500-метровой изобаты;
Участок D: 350 морских миль от исходной линии;
Участок E: 1% толщины осадочных пород;
Участок F: 60 морских миль от подножия континентального склона;
Участок G: 200 морских миль от исходной линии.
Комиссия ООН по границам континентального шельфа.
Поскольку достаточно сложно проконтролировать толщину осадочных пород или определить, где кончается подводная окраина материка, в Конвенции 1982 г. предусматривается создание специальной Комиссии по границам континентального шельфа. Комиссия состоит из 21 члена, являющихся специалистами в области геологии, геофизики или гидрографии, которые выбираются государствами-участниками с учетом принципа справедливого географического представительства.
В функции Комиссии входит рассмотрение представляемых прибрежными государствами данных и вынесение рекомендаций по вопросам, касающимся установления внешних границ континентального шельфа за пределами 200 морских миль. Необходимо подчеркнуть, что Комиссия не устанавливает границ континентального шельфа, она лишь выносит рекомендации, в то время как решение остается на усмотрение прибрежного государства. Кроме того, Комиссия предоставляет научно-технические консультации по просьбе заинтересованных государства в ходе подготовки данных относительно таких границ. Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе указанных рекомендаций, являются окончательными и для всех обязательными (ст. 76, п. 8 Конвенции 1982 г.).
Отчисления и взносы в связи с разработкой континентального шельфа за пределами 200 морских миль.
В соответствии со ст. 82 Конвенции 1982 г. прибрежное государство производит отчисления или взносы натурой в связи с разработкой неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль.
Отчисления и взносы производятся ежегодно в отношении всей продукции на участке по истечении первых пяти лет добычи на этом участке. Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема продукции на данном участке. Этот размер увеличивается на 1% каждый последующий год до истечения 12-го года и затем сохраняется на уровне 7%. Развивающиеся страны – нетто-импортеры добываемого на континентальном шельфе продукта освобождаются от подобных отчислений.
Отчисления или взносы делаются через Международный орган по морскому дну, который распределяет их между государствами-участниками Конвенции на основе критериев справедливости, принимая во внимание интересы и потребности развивающихся государств, особенно тех из них, которые наименее развиты и не имеют выхода к морю.
Делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями.
Помимо определения внешних границ, может возникнуть вопрос о делимитации континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными берегами. Согласно ст. 76, п. 10 Конвенции 1982 г., установление внешних границ не должно затрагивать делимитации континентального шельфа между такими государствами. Последний вопрос отдельно рассматривается в ст. 83, п. 1, которая предусматривает, что такая делимитация должна осуществляться путем заключения соглашения между всеми заинтересованными сторонами в соответствии с принципами справедливости и учетом всех относящихся к делу обстоятельств. При необходимости государства могут обратиться к процедурам урегулирования международных споров, предусмотренным в части XV Конвенции. Действительно, Международным Судом и международными арбитражами уже были вынесены решения по целому ряду подобных дел и выработаны определенные критерии, принципы и правила делимитации морских границ.
Международно-правовой режим континентального шельфа.
Международно-правовой режим континентального шельфа, предусмотренный Конвенцией 1982 г., основывается на стремлении примирить взаимопротиворечащие интересы международного судоходства и все более настойчивые притязания прибрежных государств на расширение суверенитета над морскими пространствами за пределами территориального моря, обусловленные прежде всего возрастающим уровнем научно-технического прогресса.
Права прибрежного государства на континентальный шельф.
Согласно ст. 77 Конвенции 1982 г. прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов. Можно выделить следующие основные особенности суверенных прав:
Кроме указанных суверенных прав прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении искусственных островов, морских научных исследований, захоронения и других целей. Соответствующие положения можно обобщить следующим образом:
Свободы других государств на континентальном шельфе.
В соответствии с Конвенцией 1982 г. все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе (ст. 79, п. 1). Однако направление трассы трубопроводов на континентальном шельфе должно быть согласовано с прибрежным государством (ст. 79, п. 3).
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 78 Конвенции 1982 г. права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами, все государства пользуются свободами судоходства в этих водах и свободами пролета в этом воздушном пространстве. Тем не менее, как указывалось выше, прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении искусственных островов, морских научных исследований и захоронений на континентальном шельфе. Таким образом, свободы судоходства и пролета могут ограничиваться юрисдикцией прибрежного государства; в этом смысле правовой режим вод, покрывающих континентальный шельф, и воздушного пространства над ними отличается от правового режима открытого моря.
Статья 1. Определение и границы континентального шельфа Российской Федерации
Статья 1. Определение и границы континентального шельфа Российской Федерации
ГАРАНТ:
См. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.
Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.
Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.
С учетом положений статьи 2 настоящего Федерального закона внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.
Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.
ГАРАНТ:
О порядке утверждения перечней географических координат точек, определяющих линии внешних границ континентального шельфа Российской Федерации см. постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 717
См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона
Есть ли территория у РФ. Что такое континентальный шельф и исключительная экономическая зона?
Всем здравия. Сегодня вы узнаете, где находится территория РФ по Проекту Конституции РФ. Включается ли суша в эти территории? Что такое континентальный шельф и исключительная экономическая зона? Поверьте мне, когда вы вдумчиво все прочитаете, то ваш процессор в мозгу зависнет.
В общем, открываем Проект Конституции РФ на 19 странице и читаем 67 статью:
В пункте 2 нужно четко понять, что же такое осуществлять юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Для этого обращаемся к Федеральным Законам, которые ясно и понятно дают определение незнакомым словам. Для континентального шельфа написан 187-ФЗ от 30.11.1995 в редакции от 13.07.2020 года:
Сам закон можете скачать через этот QR-код ниже.
В общем, с континентальным шельфом все ясно — это морская территория, а никак не суша. Теперь разберемся с исключительной экономической зоной. Для нее создан 191-ФЗ от 17.12.1998 в редакции от 27.06.2018 и действует с 01.01.2019 по сей день. Что же написано в этом законодательном акте:
Ну просто какое-то сказочное совпадение! Оказывается, что континентальный шельф и исключительная экономическая зона — это одно и тоже место в море. К территории, на которой мы все проживаем, оказывается, юрисдикция Российской Федерации не распространяется. Кстати 191-ФЗ вы можете скачать или ознакомиться по QR-коду ниже.
Что значит осуществлять юрисдикцию
Однако, не все так просто. Разберемся с понятием осуществлять юрисдикцию.
Стоит заметить, что существует закон о границах Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-I О государственной границе РФ. Вот что там прописано:
Из всех представленных фактов вытекают следующие 2 вывода:
Вопросов возникает несколько:
Подумайте вот о чем. Если Российская Федерация — это коммерческая фирма, то она должна следовать международным коммерческим правилам. Таким правилом является Единообразный Коммерческий Кодекс UCC. В UCC определен порядок обращения всех видов ценных бумаг, таких как:
Не зависимо от того, какой статус у субъекта: государственный орган или коммерческая фирма, он может пустить в обращение ценную бумагу. Территория вообще тут не причем. Как догадку, можно использовать именно эту версию. Когда в виде переводного векселя фирма (так называемый суд) отправляет физическому лицу судебное решение.
И если человек, считающий себя физическим лицом не осознает какой ему документ прислали, он попал в ловушку. Физически, находясь на суше — территории СССР, он признает, что юридически готов нести ответственность, как бы находясь на континентальном шельфе.