Мортуарий что это такое
Волжский мортуарий: зачем построили самое странное здание в СССР
Мортуарий — здание, предназначенное для проведения похоронных ритуалов. Подобные сооружения массово строили в эпоху Античности, и тем более удивительно, что в Советском Союзе, атеистическом государстве, было построено подобное здание.
Волжский мортуарий
Точно неизвестно, кто был автором проекта Волжского мортуария и по чьей инициативе он вообще возник на закрытом кладбище №1 тогда ещё небольшого посёлка Рабочий, вскоре превратившегося в город Волжский.
По одной из версий, первый камень в основание этой П-образной постройки был заложен в начале 1950-х годов, как раз тогда когда стал активно отстраиваться этот город-спутник Волгограда.
Другая версия гласит, что Волжский мортуарий был возведен в конце 1958 года неким московским архитектором и служил для прощания только со знаменитыми персонами, внесшими значимый вклад в развитие города.
Но есть исследователи, которые называют датой открытия Волжского мортуария 1952 год и считают, что он был неким аналогом кладбищенской церкви. Украшенный строгой колоннадой и треугольным фронтоном в своей центральной части он имел каменное возвышение-алтарь, на который устанавливали гроб с покойным.
На руинах прошлого
Альтернативного мнения придерживается краевед Сергей Звягинцев, полагающий, что история данного культового сооружения, в стенах которого проходили похоронные обряды прощания с усопшими, восходит к 1906-1917 годам. Он утверждает, что со времён нашествия на Русь Золотой Орды на участке, где ныне стоит Волжский мортуарий, находилось кладбище, на котором хоронили отважных воинов. Позже возле него возникло новое поселение, именовавшееся хутором Безродным. Его основным населением были беглые крестьяне из других губерний, обосновавшиеся здесь в поисках лучшей доли. Именно их стараниями и был воздвигнут обрамлённый колоннами пантеон, разрушенный в годы Великой Отечественной войны. По словам Звягинцева, нынешний мортуарий был восстановлен в период строительства Волжского.
Нынешняя судьба
Более 40 лет служивший по своему главному назначению Волжский мортуарий перестал использоваться сразу же после закрытия кладбища №1. Финансирование на поддержание уникального памятника архитектуры не выделялось, и он постепенно пришёл в упадок. Сейчас он представляет собой полуразрушенное здание, пользующееся большой популярностью среди готтов и представителей иных неформальных молодёжных субкультур.
1 апреля 2016 года Волжский мортуарий приобрело ООО «Волжское ритуальное предприятие Память», в планы которого входило воссоздание исторического объекта, однако до реальной реставрации дело пока так и не дошло.
Где это невероятное место: мортуарий в Волжском
На старейшем кладбище Волжского, что в поселке Рабочем, находится уникальное для России сооружение — церемониальный павильон для прощания с усопшими, который местные жители называют «мортуарием» или «пантеоном». Архитектурой мортуарий напоминает древнеримские и греческие храмы. Таких зданий было всего несколько на территории бывшего СССР, но остальные по разным причинам снесли. Павильон пребывает в полузаброшенном состоянии, но остается популярной достопримечательностью Волжского и едва ли не главным местом для фотосессий. Рассказываем подробнее.
Считается, что павильон на кладбище Рабочего поселка (Волгоградская область) был возведен почти одновременно с основанием Волжского, в 1950-е годы, при строительстве Сталинградской ГЭС. Имя архитектора, который проектировал мортуарий, неизвестно.
Есть и другая версия происхождения сооружения. Поселение на месте Рабочего известно с конца XIV века. Позже рядом появился хутор Безродный, жители которого принимали у себя беглых крестьян из соседних губерний. По мнению историка Сергея Звягинцева, загадочный павильон возвели именно эти жители в 1916–1917 годах. Во время Второй мировой войны мортуарий был якобы частично разрушен, а при строительстве Волжского его восстановили.
В 1950-х в Волжском не было храмов, а в СССР в целом религиозные обряды не приветствовались. В таких условиях мортуарий служил заменой кладбищенской часовни. Здесь проводили гражданские панихиды, на которых проститься с умершими и сказать последние слова могли все присутствующие.
Кладбище при Рабочем закрылось в 1974 году. Тогда же забросили и мортуарий. Сейчас здание постепенно разрушается, ветшают кровля, лепнина и штукатурка. При этом мортуарий не охраняется государством. В 2020 году его признали «обладающим признаками памятника градостроительства и архитектуры», однако такой статус не предполагает охраны или реставрации.
В 2016 году здание мортуария и прилегающий земельный участок выкупило волжское ритуальное предприятие «Память». В организации заявили, что понимают историческую ценность сооружения, и пообещали его отреставрировать. Однако на относительно свежих фото здание все еще выглядит заброшенным.
Появился из неоткуда: история волжского мортуария
Читайте также:
История появления объекта имеет две версии.
Мортуарий, расположенный в поселке Рабочий в Волжском, является единственным пантеоном для гражданских панихид в России со времен СССР. В 1990 году, кладбище на котором расположена мрачная и величественная архитектура, закрыли для захоронений. Более 20 лет кладбище стояло закрытым, а в конце 2016 года его приобрело ритуальное предприятие «Память».
Существует две версии строительства пантеона: 1) он появился до строительства города и 2) его стали строить параллельно строительству города.
Когда смотришь на единственный в России мортуарий, оставленный на пролонгированное разрушение, невольно вспоминается латинское выражение: «Momento mori», что означает: «Помни о смерти». Да, вы можете сказать: «о как тривиально, смотря на такое, вспомнить это выражение». И, пожалуй да. А также тривиально, что архитектура такого размаха, имеющая культурную ценность в нашем городе умирает. Действительно, тривиально. Вот оно, архитектурное наследие Волжского и отношение к нему. Всмотритесь только, и вдумайтесь.
Добавим, что пантеон не внесен в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, но при этом обладает признаками памятника архитектуры. Из объектов Волжского в реестр внесен только Комплекс застройки города гидростроителей, то есть объекты старой части города до площади Свердлова.
Фотокорреспондент Юлия Полякова
Материал подготовила Виктория Лесник
Архитектура СССР: мортуарий (пантеон ) в городе Волжский.
Когда входишь за ворота кладбища №1 города Волжского, ближайшего соседа Волгограда, возникает ощущение, что ты оказался в… Древнем Риме. Иначе как объяснить, что здесь делает полуразвалившийся античный храм с колоннадой и алтарем?
Местные называют это сооружение «мортуарийем» или «пантеоном». По факту – это павильон траурных собраний: место для церемоний прощания с усопшими близкими.
Информации о годе постройки мортуария и фамилии архитектора не сохранилось. Известно, что церемониальное сооружение – приблизительно ровесник города Волжского, который был основан в начале 50-х годов во время строительства Сталинской (ныне Волжской) ГЭС.
Считается, что на весь Союз было несколько подобных сооружений, но на сегодняшний день мортуарий остался только один – в Волжском. Впрочем, и его дальнейшее существование под вопросом: собственник и город никак не занимаются уникальным объектом.
Для захоронений кладбище было закрыто еще в 1974 году, однако посетить его согласно расписанию работы может любой желающий. Замок кладбищенских ворот отопрет сторож, посетовав, что однажды кому-нибудь из любопытных туристов свалится на голову кирпич.
Мортуарий предваряет не менее пафосная входная группа с колоннами.
Волжский мортуарий – образец сталинского ампира, стиля, который очень многое почерпнул из древнеримской архитектуры. Так что не стоит удивляться этому помпезному комплексу сталинского периода. Впрочем, от когнитивного диссонанса (такое – да на советском кладбище!) все равно никуда не деться.
В глубине мортуария сохранился постамент для гроба, уже лишившийся былого декора. За ним – кафедра для прощальных речей, которую так и хочется назвать жертвенником.
Архитектурный комплекс приобрело ООО «Волжское ритуальное предприятие Память». На сегодняшний день реставрации мортуарий все еще не дождался.
Состояние уникального объекта – аварийное, куда хуже иного древнеримского храма.
Сегодня мортуарий Волжского стал прибежищем для поклонников нестандартных селфи, «готических» фотосессий и любителей оставить надпись «Здесь был Вася».
Автор Екатерина Брудная-Челядинова
Это утерянная технология. Потому что сейчас мы можем только так.
Родной город засветился.
Обожаю кладбища, обожаю сталинский ампир. Крутое место.
Сколько раз была в Волжском, даже не слышала про такое место! Очень спасибо за пост!
Спасибо за заметку! Очень интересно. В городе, где я вырос-подобного нет, но есть часовня из годков так 20-х, прошлого века. Похожий стиль и шлейф истории. Спасибо!
Помню как с ребятами из РНЕ в 95 году сатанистов по ночам там гоняли, время прошло и не осталось ни тех ни других. Эх было время)))
Updated my journal.
Ничего, когда решит Пятерочка открыть там свой магазин, тогда и получит этот пантеон новую жизнь))
Человек, который умел передвигать архитектуру
Архитектура изначально несет с собой ощущение капитальности, устойчивости.
В конце 30-х годов улицу Горького – нынешнюю Тверскую – раздвинули на 50 метров вширь. Ни одно историческое здание не пострадало: их все осторожно перенес – в буквальном смысле этого слова – гениальный инженер Эммануил Гендель.
Эммануил Гендель был «архитектурным передвижником» – он действительно в самом прямом смысле этого слова перемещал здания.
О передвижке в стихах и фильмах
В советское время некоторые писатели и кинорежиссеры популяризировали тему «передвижки зданий». К примеру, вы знали, что у детской писательницы Агнии Барто есть стихотворение «Дом переехал»? Оно написано в 1938 году. Герой стихотворения мальчик Сема вернулся в Москву после отдыха в детском лагере и не может найти свой дом по старому адресу.
«Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе. Тихо едут стены эти, и не бьются зеркала, едут вазочки в буфете, лампа в комнате цела».
Это поэтесса не фантазировала, а описывала перемещение здания в октябре 1937 года по улице Серафимовича в Москве. «Переехать» дому помог как раз Эммануил Гендель – для него это было так же легко, как и, к примеру, «выпрямить» здание, исправляя архитектурно- строительные ошибки.
Эммануил родился в 1903 году в Двинске в семье Менделя Генделя и Двейры-Леи Голанд. Отец был купцом первой гильдии и торговал лесом. Впоследствии, правда, Эммануил во всех анкетах просто указывал, что отец – лесник. К тому моменту специалистов уровня Эммануила в СССР можно было по пальцам пересчитать, потому его биография мало кого интересовала.
Власти был важен результат его работы, который каждый раз демонстрировал техническую мощь страны.
Гендель окончил Московское высшее техническое училище по специальности «мосты и конструкции». Отточив навыки на нескольких строительных объектах, молодой инженер был приглашен в только что основанный «Метрострой» – создавать метрополитен. Его поставили отвечать за непростой участок работ – укрепление фундамента зданий, под которыми должны были лечь новые линии метро. Рыть котлован для тоннеля под зданием без предварительного заглубления и удержания фундамента распорками было нельзя. По сути, фундамент для этих зданий перекладывался заново.
В СССР в то время не было ни соответствующего опыта, ни толковых примеров из заграничной литературы: в остальных странах метро, как правило, прокладывали на еще не застроенных территориях. Так что работа, за которую отвечал Гендель, подразумевала череду проб и ошибок.
Но вот как росло качество: «Лучше всего результат работ иллюстрируется осадками домов, под которые подводились фундаменты и строился тоннель. Так, например, первые дома на Краснопрудной улице дали осадку в 1933 году в 40 миллиметров, на Остоженке и Чудовке – от 20 до 26 миллиметров. На Волхонке в 1934 году осадка снизилась уже до 15–20 миллиметров.
И наконец, Казанский вокзал в октябре 1934 года не дал ни одного миллиметра осадки».
С задачей переноса здания Гендель впервые столкнулся в 1935-м: линия метро пролегала под фидерной подстанцией, вес которой составлял более 300 тонн, что создавало опасность для этого участка тоннеля. Снести ее – означало бы лишить весь район электричества, строительство же новой сильно бы затянуло сроки прокладывания тоннеля.
Тогда Гендель предложил «просто» передвинуть ее: с улицы Горького – нынешней Тверской, на 2-ю Брестскую улицу. Инициативному инженеру дали карт-бланш – и он блестяще справился со всем в течение месяца.
Чем-то сверхъестественным это, правда, не было: человечество с успехом перемещало дома, начиная еще с эпохи Возрождения. Но дело в том, что здание подстанции стало лишь первым в длинном списке «перемещенных архитектурных объектов» – и вот такого массового передвижения мировая история не знает до сих пор.
Помимо целей физического сохранения ценных сооружений и сопутствующего спортивного азарта в соревновании с другими странами движение архитектуры доказывает возможность корректировки градостроительных решений, а также исправления больших архитектурно-строительных ошибок или неудач. Впрочем, здания могут не только уходить со своего места, но и возвращаться на него… Инженер Э.М.Гендель содействовал и тому, и другому
Утвержденный в 1935-м «сталинский» генплан города предусматривал широкие магистральные улицы – воплотить его без сноса стоявших вдоль улиц домов было невозможно. Но на улице Горького что ни здание – то историко-культурное наследие, за раз лишиться которого тоже никому не хотелось. Именно в момент этих тягостных раздумий Гендель и осуществил успешный перенос подстанции.
Старейшая глазная больница в Москве
В 1830 году в здании на углу ул. Тверская (ранее Горького) и Мамоновского переулка начала работу Московская центральная глазная больница.
Еще более впечатляющей была передвижка в 1940 г. здания Московской глазной больницы на улице Горького весом 13,3 тысяч тонн, построенного в XVIII в. архитектором М.Ф.Казаковым. Здание было передвинуто на 93,36 м, сначала с поворотом на 97 градусов, а потом в диагональном направлении. В завершение была проведена надвижка здания на заранее возведенный 1-й этаж.
Фото: Главархив Москвы
Внучка архитектора, Татьяна Ястржембская, вспоминает, что архитектор очень волновался, когда передвигали Московскую глазную клинику.
— В это время в клинике шла срочная операция, которую нельзя было отменить, — рассказала Татьяна Ястржембская. — И с переносом дома тоже нельзя было тянуть. Так, во время операции клинику и передвигали, а потом подняли на специально построенный цокольный этаж.
Во время войны талант инженера тоже пригодился.
— Дедушка восстанавливал обрушившиеся мосты, строил оборонительные сооружения, — рассказала Татьяна. Особая задача — подъем затонувших танков.
За время войны под руководством Эммануила Матвеевича было поднято более 1500 танков, которые подчас сразу шли на фронт
Идеей переноса всех остальных зданий тут же загорелся Никита Хрущев – в то время первый секретарь Московского городского комитета ВКП(б). Он и нашел нужные доводы для Сталина, в основе которых лежало легендарное «догнать и перегнать». Дело в том, что в США за пять лет до этого осуществили самый масштабный для той поры «архитектурный перенос»: передвинули на 30 метров телефонную станцию Indiana Bell Telephone Company в семь этажей и весом 11 тысяч тонн – заодно и развернули ее чуток, на 90 градусов. Для этого американцы использовали домкраты, катки и рельсы.
Возможность утереть нос заокеанским капиталистам дала повод основать новую организацию «Трест по передвижке и разборке зданий». Гендель был назначен главным инженером треста.
Прежде чем приступить к переносу улицы Горького, Гендель набрал команду из метростроевцев и отточил их навыки на нескольких домах в Подмосковье, а также на одном из домов на Садовнической набережной – тот мешал строительству новой трассы Садового кольца.
Подготовка к перемещению первого дома на улице Горького – а им стал доходный дом Савво-Сторожевского монастыря – заняла четыре месяца. Жилой дом 1907 года постройки весил 23 тысячи тонн.
Генделем был разработан особый метод его перемещения. Весь дом, чтобы он не разрушился, был обвязан прочными металлическими балками. Для того чтобы жильцы дома не ощутили неудобств, абсолютно все коммунальное обеспечение было переключено на гибкие соединения.
Значительно позже, в 1958 г. под руководством Э.М.Генделя, с линии застройки Комсомольского проспекта были вдвинуты в глубину квартала два одинаковых здания. По рассказам очевидцев, работы велись так, что людей даже не тревожили, они сидели в помещениях и трудились.
Не сказать, что жильцы были в восторге, в вопросе переноса дома с ними вообще никто не советовался – просто поначалу говорили, что идет капитальный ремонт дома. Когда же в подвале и на пути к возведенному неподалеку новому фундаменту начали прокладывать рельсы, скрывать планируемый факт перемещения было уже сложно. Тогда жильцов обещали предупредить о времени «переезда» заранее. Но никто никого не предупредил. Так что утром 5 ноября 1939-го большинство жильцов, выглянув в окно или выйдя из подъезда, были крайне удивлены. Перед домом расстилались дополнительные 50 метров освобожденного пространства.
Еще одной из сложнейших операций для команды Генделя стала передвижка здания Моссовета. Сейчас здесь расположена Мэрия Москвы. Бывший генерал-губернаторский дворец имеет сложную форму, а первый этаж представляет собой бальный зал, где много свободного пространства и нет несущих конструкций.
На этот раз в успехе никто не сомневался – и действо было широко освещено во всех СМИ. Историческое здание требовалось переместить вместе с подвалом. Для этого в 1939 году вокруг здания Моссовета вырыли котлован глубиной четыре метра. Передвижка стала самой быстрой в истории – всего за 41 минуту здание весом 20 тыс. тонн было перемещено на 13,5 метра
Фото: Главархив Москвы
Кроме того, во время работы команды Генделя в Моссовете все еще находились служащие.
Фото: Главархив Москвы
Все передвижки, конечно, представляли собой грандиозное зрелище, хотя значительная часть работ велась ночью. В 1941 г. на улице Горького под руководством Э.М.Генделя было передвинуто еще четыре 3-4-этажных здания.
Около дома №36 по улице 1-я Тверская-Ямская 18 апреля торжественно открылась мемориальная доска в честь выдающегося советского инженера-строителя Эммануила Генделя. 19 апреля, 2017
После войны Гендель занимался восстановлением разрушенных городов и промышленных предприятий.
По-прежнему передвигал он и дома – например, на Комсомольском проспекте, и памятники архитектуры – павильон «Октогон» в усадьбе Студенец на Красной Пресне, а также костел XVI века в городе Мост в Чехии.
Историческая фотография и план трассы передвижки костела XVI века на 841,1 м в г.Мост (Чехия).
Эти минареты были наклонены сотни лет, и никто до Генделя их не выправлял. Э.М.Гендель задался этой целью. Предварительно выполнялось усиление нижней части минарета. Затем, одновременно подрубая минарет над просевшей частью основания, очень осторожно приподнимал его домкратами и расклинивал. Потом растяжки снимали.
По имеющимся у нас данным, Э.М.Гендель выпрямлял юго-восточный минарет медресе Улугбека высотой 32,7 м. в 1965 г., и минарет Биби-ханым в 1972 г.
Последним проектом, осуществленным под личным контролем Генделя, стало восстановление в 1988 году вертикального положения покосившегося 9-этажного здания в Большом Афанасьевском переулке.
Знаменитому инженеру было тогда 85 лет. Скончался Эммануил Матвеевич Гендель в Москве в 1994 году.