Мошпит что это такое
МОШ, СЛЭМ И ПОГО — КАК НЕ СПУТАТЬ ТАНЕЦ С МАССОВОЙ ДРАКОЙ
Люди выплескивают свои отрицательные эмоции разными способами — кто-то может в пейнтбол побегать-пострелять, кто-то ужастик посмотреть или в спортзал сходить, а кому-то и потанцевать достаточно. Есть даже специальный вид плясок как раз для выхода всего негативного и животного. Представляет он из себя прыжки (со сцены в толпу, друг на друга, отталкиваясь от стоящего рядом, заборчика, охраны и т. д. и т.п.), толкания, имитацию драки и прочее.
Подобное мракобесие происходило раньше на панк- и хардкор-концертах, но постепенно переместилось на электронную и хип-хоп сцену. У явления есть свои названия, классификация и правила. Причем, если их не придерживаться, то можно себя или других покалечить. Далее рассказываем, чем отличается пого от слэма, моша и стейдждайвинга, почему стоит выложить все из карманов и как уберечь ближнего, чтобы его не снесли.
Было это еще в 1970-е. В следующем десятилетии прыжки с ровной спиной стали сильно видоизменяться и трансформироваться.
КЛАССИФИКАЦИЯ
В наших широтах танцы под сценой чаще всего называют слэм (slam), западнее — бэш (bash). Распространилось это все в солнечной Калифорнии, где лос-анджелесские группы Black Flag и Circle Jerks очень полюбили действа, вроде распихивания друг друга плечами под сценой.
Одну из разновидностей такого способа самовыражения называют skanking (название от ска-панка), и это самый безобидный вид dance macabre, представленный в материале. Во время таких плясок человек просто поднимает одновременно правую руку и левую ногу или наоборот, причем пихаться и напрыгивать друг на друга совсем необязательно.
Для более активного выпуска пара существуют и другие разновидности такого досуга. Довольно часто на видео с живых выступлений чего-то жесткого, например, хардкорового можно увидеть людей, которые размахивают кулаками и ногами по направлению друг к другу. Такие пляски называются mosh, а место в толпе, отведенное под них — moshpit. Во время таких танцев люди имитируют драку, собственно, размахивая всеми конечностями. Девушки в такой толпе — явление нечастое, но вполне вероятное.
При таких телодвижениях можно и выхватить ненароком по какой-нибудь части тела. За случайные попадания никто не извиняется, но если вдруг танцор падает на землю, то его всегда сразу же поднимут — это основное правило! Тем более, в moshpit приходят не для того, чтобы подраться, а чтобы разрядиться и потанцевать.
Еще одним видом развлечений на подобных концертах являются похожие по своей сути stage diving и crowd surfing. В первом случае — это банальный прыжок со сцены, после которого главного участника перформанса толпа какое-то время несет на руках, а второй — это прыжок из толпы в толпу. Желательно, чтобы в этот момент тебя кто-то подсадил. Обижаться, если кто-то наступил тебе на плечо, глупо, так как толпа под сценой — не самое спокойное место для прослушивания или просмотра концерта.
Бывают и курьезные случаи, когда толпа просто берет и расходится во время прыжка со сцены, и тогда отважившийся на такой шаг может просто плашмя упасть на пол. С автором этой статьи один раз произошел подобный случай в подростковом возрасте. Тогда в наших широтах еще не все знали правила поведения на танцполе во время тяжелых концертов.
Группа беснующихся также может водить хороводы и рушить их же. Во время circle pit топа начинает бегать по кругу и условно бить друг друга предплечьями по спине — можно попадать, можно не попадать — никто не обижается. В центре такого забега остается пустое пространство, в котором может мошиться несколько человек. Им остается достаточно много места для этого. Потом, действо может перерасти в centre slam — момент, когда толпа бежит в центр круга и начинает уже бросаться друг друга.
Но и это не самый отчаянный вид выплескивания агрессии под сценой. Угрожающим, пугающим (со стороны) и требующим физической подготовки видом танцев является wall of death. Похоже все это дело на кулачные бои стенка на стенку, и вот там можно случайно выхватить. Момент, когда выстраивается «стена смерти», может контролировать фронтмен выступающей банды или просто массовик-затейник в толпе. Когда этот перформанс начинается — оголтелая толпа бежит навстречу друг другу и начинается месиво. Никто взаправду не дерется, но руки и ноги в эти моменты мелькают всюду. Поэтому тот, кто хочет ворваться, должен хорошо понимать, на что он идет.
Со стороны часть таких танцев выглядит как банальная массовая драка. Но на самом деле в ней пострадать намного сложнее, чем в час пик в метро. Нужно просто придерживаться ряда правил. У жестких видов слэма есть свой этикет, который за годы махания всеми частями тела стал уже набором строгих постулатов. Если помнить и соблюдать все необходимые правила, то членовредительства и стресса не последует.
ПРАВИЛА
Все очень просто: достать и отдать все ценные вещи (паспорт, ключи, телефон, кошелек) кому-то близкому. Банально для того, чтобы без связи его можно было найти на концертной площадке. Не курить в беснующейся толпе. Отодвинуть людей на безопасное расстояние (более 2 метров) в случае моша или отойти самому, если нет желания в нем участвовать. Иначе мошпит может «захлопнуться». Тут можно применить две тактики — crack back и «рогатку» — в случае первой можно с раскинутыми руками бросится спиной назад на толпу, чтобы ее оттеснить, а во втором случае отпихивать подальше двигающегося человека, чтобы толпа, опять-таки, разошлась.
Проходя мимо такой толпы лучше выставить вперед руки и согнуть их в локтях предплечьями вперед, чтобы никто не налетел и не сбил с ног. Никаких браслетов или острых шипов во время слэма. Пирсинг в нежных местах лучше снять. Упавшему помогать встать (всегда!).
И самое главное — это взаимное уважение. Неоднократно автор статьи наблюдал случаи, когда подобные танцы очень роднили людей, которые ни до, ни после такой дискотеки не были знакомы. Но бывали и случаи, заканчивающиеся дракой. Такого лучше не допускать.
РИСКИ
Кстати, далеко не все музыкальные команды являются приверженцами прыжков под сценой и с нее. Христиане Norma Jean и Underoath в золотые времена эпохи 2007 могли просто остановить концерт, если толпа сильно бесновалась. Даже The Smashing Pumpkins — не самые ярые фанаты таких экстремальных видов отдыха под их музыку. И это при том, что их вокалист Билли Корган является владельцем National Wrestling Alliance — самой большой лиги реслинга в мире.
Также в мире есть пара громких случаев, когда адовы пляски заканчивались плачевно для их любителей. На концерте Lamb Of God вокалист группы столкнул 19-летнего фаната в толпу. Тот упал на бетонный пол и через две недели умер от травм. А давний фанат группы Motorhead так домахался головой во время походов на концерт любимой группы, чо тому вырезали из головы гематому и тромб. Headbanging (оно же «мотание хаэром» по нашему) оказалось очень вредным для мозга, который в это время бьется о стенки черепа. Правда, все врачи говорят, что умереть или расшатать организм от подобных травм крайне тяжело. Обычно этим занимаются сопутствующие активному отдыху вещества. Но часто в такой толпе раскрывает и без всякого кислого борща в пятку.
ЗНАЧЕНИЕ
Некоторые этнографы говорят, что такой dance macabre очень похож на ритуальные пляски папуасов. Действительно, есть что-то общее, причем, у аборигенов действует похожий кодекс во время агрессивных танцев. Таким образом члены племени устанавливают связь со своими земляками так же, как любители агрессивной музыки со своими единомышленниками. В наших широтах когда-то было такое явление как «казачий котел», «казачий вар» или «свара». Представляло из себя это действо что-то очень похожее на circle pit + mosh. Вместо музыки в сторону «оппонента» могли нестись какие-то шутки.
Правила слэма, или этикет музыкального берсеркера
На стоячие концерты музыкальных групп люди ходят не только послушать любимые треки, увидеть живьем кумиров и помахать включенным на телефоне фонариком в вытянутой руке. Многих привлекает такое специфическое развлечение как слэм. Во время него люди намеренно толкаются и врезаются друг в друга – так они выпускают энергию и добывают адреналин.
Конечно, слэм продолжается не весь концерт, который обычно идет 1-1,5 часа. Для него у каждой группы есть несколько специальных песен, которые вставляются в разных частях выступления.
Содержание
Как появился слэм
Слэму в его современном представлении предшествовал танец пого, который зародился в 1970-х годах на концертах панк-коллективов. Все начиналось с подпрыгиваний на месте, обычно с прямой спиной и прижатыми к туловищу конечностями. Название танца взято от пого-стика, или «кузнечика», устройства для выполнения прыжков, состоящего из ручки, педалей и пружины.
Изначально слэм был атрибутом исключительно рок-музыки. Сегодня активно слэмятся и на выступлениях EDM-коллективов, и на драм-н-бейс рейвах. Некоторые пытаются таким образом выплескивать свои эмоции и энергию даже на концертах инди-поп-групп, хотя это и смотрится довольно странно.
Группа Bad Brains: законодатели хардкор-панка
Этикет слэма
Слэмящаяся толпа радует большинство музыкантов – это показывает исключительно положительную реакцию на выступление. При этом нужно помнить, что слэм опасен для его участников. У него есть достаточно жесткие приемы и разновидности, участие в которых чревато получением травм. Чтобы минимизировать риски, нужно помнить и соблюдать определенные правила слэма.
Перед исполнением жесткого моша, связанного с опасными движениями руками и ногами, нужно предварительно предупредить или отодвинуть окружающих. Толпа в таких случаях создает кольцо свободного пространства – мошпит. В этом кругу сходятся только участники моша, выполняющие разнообразные удары руками и ногами. Мош бывает контактным и бесконтактным. В контактном танце участвуют только те, кто добровольно остался в мошпите. Желающих избежать его трогать не принято.
Слэм нужен далеко не всем, даже многие музыканты не поддерживают его, а организаторы концертов пытаются запретить. Однако остановить решившую слэмиться большую толпу сложно, поэтому желающие всегда смогут дать выход своей энергии, а остальные – понаблюдать за этим со стороны с безопасного расстояния. Главное – уважать людей, с которыми вы слушаете одну музыку и ходите на одни мероприятия.
moshpit
Смотреть что такое «moshpit» в других словарях:
moshpit — mosh pit n. An area in front of a concert stage in which audience members mosh. * * * … Universalium
moshpit — Noun. An area immediately infront of the stage at gigs where moshing occurs. Orig. U.S … English slang and colloquialisms
Moshpit Tragedy Records — Moshpit Tragedy Founded 2006 Founder Rayny Forster Genre Punk Metal Crust Sludge Country of origin Canada … Wikipedia
Moshen — Dieser Artikel oder Abschnitt ist nicht hinreichend mit Belegen (Literatur, Webseiten oder Einzelnachweisen) versehen. Die fraglichen Angaben werden daher möglicherweise demnächst gelöscht. Hilf Wikipedia, indem du die Angaben recherchierst und… … Deutsch Wikipedia
Moshing — Dieser Artikel oder Abschnitt ist nicht hinreichend mit Belegen (Literatur, Webseiten oder Einzelnachweisen) versehen. Die fraglichen Angaben werden daher möglicherweise demnächst gelöscht. Hilf Wikipedia, indem du die Angaben recherchierst und… … Deutsch Wikipedia
Pogen — Dieser Artikel oder Abschnitt ist nicht hinreichend mit Belegen (Literatur, Webseiten oder Einzelnachweisen) versehen. Die fraglichen Angaben werden daher möglicherweise demnächst gelöscht. Hilf Wikipedia, indem du die Angaben recherchierst und… … Deutsch Wikipedia
Pögen — Dieser Artikel oder Abschnitt ist nicht hinreichend mit Belegen (Literatur, Webseiten oder Einzelnachweisen) versehen. Die fraglichen Angaben werden daher möglicherweise demnächst gelöscht. Hilf Wikipedia, indem du die Angaben recherchierst und… … Deutsch Wikipedia
Rempeltanz — Dieser Artikel oder Abschnitt ist nicht hinreichend mit Belegen (Literatur, Webseiten oder Einzelnachweisen) versehen. Die fraglichen Angaben werden daher möglicherweise demnächst gelöscht. Hilf Wikipedia, indem du die Angaben recherchierst und… … Deutsch Wikipedia
Slamdancing — Dieser Artikel oder Abschnitt ist nicht hinreichend mit Belegen (Literatur, Webseiten oder Einzelnachweisen) versehen. Die fraglichen Angaben werden daher möglicherweise demnächst gelöscht. Hilf Wikipedia, indem du die Angaben recherchierst und… … Deutsch Wikipedia
Адский замес: что нужно знать, если отправился на опасный концерт?
Ты пришёл на концерт. Это был необычный вечер: ты пораньше ушёл с работы, оставил свои долги по учёбе или просто торжественно заявил, что вернёшься поздно. Приехал, отдал свой билет и попал в мир фанатов и их… развлечений. Казалось бы, что тут такого: концерт, толпа, все поют песни. На деле же начало задержали минут на сорок, а потом не успел ты оглянуться – а вокруг тебя все расступились и что-то начинается. И это что-то определённо не сулит тебе и твоим конечностям ничего хорошего. Этот мини-гид, навеянный странными вопросами и удивлёнными лицами зрителей, расскажет тебе обо всех «опасностях», которые могут подстерегать тебя на концерте (не на концерте M-Band, конечно). Что нужно знать, если отправился на опасный концерт?
Концерт [AMATORY]. Фотограф – Глеб Нарв
Итак, стоишь ты, никого не трогаешь, в фан-зоне (и как только тебя угораздило туда попасть?), а тут все начали расступаться, образуя круг. И ты не очень-то хочешь оказаться внутри такого круга, особенно если ты девушка, особенно – если не увлекающаяся единоборствами. Ты оказался в центре слэма или моша (он же – мошпит). Нет времени паниковать, давай разбираться.
Слэм и мош
Слэм – это когда фанаты (или слэмеры – люди, которые наслаждаются этим действом) бегают внутри образовавшегося круга, толкаются, иногда – схватившись за плечи или за что получилось.
Концерт Tracktor Bowling. Фотограф – Глеб Нарв
Мош, или мошпит, в общем-то, мало чем отличается (особенно учитывая эффект) от слэма. Те же фанаты машут руками и (или) ногами, изображая ритуальный танец или борьбу с невидимым врагом, при этом обладая всеми шансами приобрести врага реального. А круг образуют именно для того, чтобы случайные жертвы не стали главными действующими лицами и успели вовремя удалиться восвояси. Слэм и мошпит не дружат с поп-музыкой, зато всегда рядом с тяжелой музыкой.
Концерт [AMATORY]. Фотограф – Глеб Нарв
Стейдждайвинг и краудсёрфинг
А ещё рядом с тяжелой музыкой – стейдждайвинг и краудсёрфинг, которые тоже между собой очень похожи, но всё же отличаются друг от друга. Стейджайвинг – веселье исключительное для смелых и чуточку отчаянных музыкантов, которые не боятся рискнуть собой, а иногда – и своим инструментом, и прыгнуть прямо на разгорячённую толпу. А дальше начинается тот самый краудсёрфинг – сотни рук передают музыканта друг другу. К сожалению, кто прыгнул в толпу первым, точно не знает никто, однако моду к таким выходкам зародил Игги Поп. И несмотря на то, что прыжок никак нельзя назвать безопасной забавой (случались до того неудачные нырки, что музыканты ломали шеи), он популярен до сих пор. Некоторые особо изобретательные группы запускают музыкантов на лодках (Rammstein регулярно отправляют своего клавишника Флаке «поплавать» в толпу), другие продолжают петь прямо на руках у своих фанатов (Noize MC). Впрочем, не чужды стейдждайвинг и краудсерфинг особенно отчаянным слушателям, которые готовы прорваться через любые кардоны, лишь бы на пару секунд оказаться рядом с любимым музыкантом, а затем с радостью «ухнуть» со сцены в толпу.
Если на тебя вдруг нырнул музыкант, постарайся не получить от него ногой в глаз. А ещё помни: ты – вежливый фанат, который не рвёт одежду, не царапается и уж тем более не старается урвать себе кусочек любимого исполнителя в качестве трофея. Поверь: ничего хорошего в этом случае точно не произойдёт.
Концерт группы СМЕХ. Фотограф – Глеб Нарв
Стена смерти
Самое страшное, наверное, даже не слэм, а так называемая стена смерти. Проще говоря – стенка на стенку. Фанаты расходятся в разные стороны, и когда музыка набирает свою силу, «стены» сталкиваются. Зрелище действительно пугающее и больше похоже на воинственное столкновение, а не на концертное развлечение. Вот от чего совершенно точно стоит держаться подальше, если ты не совсем готов физически (и морально) влететь на полной скорости в отчаянных мужчин (именно они чаще всего строят стены смерти).
Концерт [AMATORY]. Фотограф – Глеб Нарв
Вывод
Разные артисты и фан-базы изобретают всё новые развлечения. Если ты действительно пришёл на концерт послушать музыку, то мы настоятельно советуем тебе держаться в конце площадки и не рваться вперёд, дабы не получить по рёбрам. Первые ряды – для истинных почитателей, которые могут и сутки перед концертом отстоять, чтобы быть поближе к своему кумиру, так что в бой за место идут все возможные способы и средства. Концерт – не место для принцесс на горошине, там и файеры жгут иногда, не говоря о прочих опасных играх. Так что или ныряй в гущу событий, или стой в сторонке и подпевай любимым песням, издали наблюдая за фанатским безумием. Опасный концерт, конечно, словосочетание ироничное, но всегда стоит помнить о своей безопасности.
Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
«Вести.ru про мошпит и слэм» или «Экстаз как защита от беснующейся толпы»
Rock am ring! \m/
Когда-нибудь и я там побываю, я просто обязан, там много ахуенных групп выступает, не только металл. )
А по теме: «Бесноваться в экстазе перед сценой». Даже обидно как-то прозвучало, не понимают они ничего. 🙁
40 лет спустя: Voyager-2 передал первые данные из межзвездного пространства
Космический аппарат Voyager-2 передал первые данные из межзвездного пространства спустя 40 лет после запуска.
Об этом сообщило американское космическое агентство NASA. Voyager-2 пролетел 18 миллиардов километров от Земли и вышел в межзвездное пространство еще в ноябре 2018 года. Теперь же переданная информация достигла Земли и была расшифрована специалистами, сообщает «Россия 24».
Накануне в журнале Nature Astronomy вышли 5 статей. Каждая из них описывает результаты с одного из пяти приборов аппарата. Вместе они помогут нарисовать картину космической прибрежной полосы — места, где заканчивается Солнечная система и начинается межзвездное пространство.
Девушка с ребёнком
Физики в лабораторных условиях создали рекордное магнитное поле
Фото Global Look Press.
Учёные создали самое мощное магнитное поле, которое только удавалось сгенерировать в лаборатории. Достижение может проложить дорогу к новым открытиям в физике вещества и дешёвой термоядерной энергии. Результат описан в научной статье, опубликованной в журнале Review of Scientific Instruments группой во главе с Сигэхару Такаямой (Shigeharu Takayama) из Токийского университета.
Магнитная индукция достигла фантастической отметки в 1200 тесла. Для сравнения: это в 400 раз сильнее магнитного поля аппаратов МРТ и в 50 миллионов раз – магнитного поля Земли. Таким образом, установлен новый рекорд напряжённости магнитного поля в стенах лаборатории. Человечество умеет генерировать и более впечатляющие поля, до 2800 тесла, но только в опытах со взрывчатыми веществами, когда установка фактически разрушается в момент эксперимента.
Для чего это нужно? Ведь учёные – не спортсмены, и рекорды для них не самоцель.
Во-первых, чрезвычайно мощные магнитные поля меняют свойства вещества. Некоторые из привычных физических законов фактически перестают работать. Это уникальная возможность глубже исследовать устройство полупроводников, сверхпроводников и других материалов, которые пригодятся в электронике будущего. Получение экзотических квантовых состояний, связанных с экстремальным магнитным полем, представляет и чисто исследовательский интерес.
Наконец, мощные магниты необходимы, чтобы реализовать давнюю мечту человечества – термоядерные электростанции. Если удастся построить промышленный термоядерный реактор, энергетические проблемы человечества будут решены навсегда. Один литр обычной воды даст столько же энергии, сколько триста литров бензина, и это без всяких радиоактивных отходов, требующих сложной утилизации.
По оценкам экспертов, в таком реакторе требуются магнитные поля с индукцией не менее тысячи тесла. В работе Такаямы и коллег эта планка взята. Правда, такое мощное поле удалось создать лишь на короткое время.
Как учёным это удалось? Им помог закон сохранения магнитного потока. Поясним, что это такое.
Возьмём замкнутый контур, сопротивление которого так мало, что им можно пренебречь. Пустим по нему электрический ток. Последний создаст магнитное поле. Как утверждает теория и подтверждают эксперименты, при любых деформациях контура сохраняется пронизывающий его магнитный поток. Он пропорционален величине поля и площади, охваченной контуром.
Создадим умеренное магнитное поле с помощью тока в контуре, а затем сильно сожмём последний. Поскольку площадь уменьшилась, а магнитный поток остался прежним, должна вырасти величина поля. Вот так и генерируются сверхмощные магнитные поля.
Самый эффективный способ сжать контур – обрушить на него взрывную волну, подорвав, к примеру, заряд тротила. Так и достигнут абсолютный рекорд величины поля в 2800 тесла.
Но взрывная волна – не лучший сосед как для хрупких приборов, так и для не менее хрупких живых физиков. А ведь и первые, и вторые нужны, чтобы, к примеру, исследовать новые состояния вещества, достигаемые в экстремальных магнитных полях. Поэтому авторы пошли по другому пути. В их работе контур сжимался электромагнитными силами с использованием батареи суперконденсаторов.
Важно, что сверхсильное поле удалось создать в объёме, превышающем кубический сантиметр. Этого вполне достаточно для экспериментов над веществом. Конечно, для строительства термоядерных реакторов нужно искать другие технологии. Кроме того, величина поля является далеко не единственным препятствием к созданию «искусственного солнца».
Напомним, что «Вести.Наука» (nauka.vesti.ru) ранее писали о предыдущем рекорде для «лабораторного» магнитного поля, а также о рекорде высокотемпературной сверхпроводимости и рекорде температуры.
«Яндекс» рассказал, почему частные документы оказались доступны всем
Пользователи «Яндекса» обратили внимание накануне, что в выдачу поисковика попали документы из облачного сервиса Google Docs. Например, набрав в поисковой строке «site:docs.google.com пароли», можно было просмотреть документы со словом «пароли» в названии, содержащие конфиденциальную информацию.
Комментируя ситуацию, в «Яндексе» сообщили, что поисковик индексирует всю открытую часть интернета — то есть страницы, на которые может зайти любой пользователь без логина и пароля. «Страницы, индексация которых запрещена администратором сайта в файле robots.txt, Яндекс не индексирует, даже если они находятся в открытой части интернета», — подчеркнули в поисковике.
В «Яндексе» добавили, что служба безопасности поисковика уже связалась с представителями из Google, «чтобы обратить их внимание на то, что в этих файлах может оказаться приватная информация». Многие, впрочем, не поверили в объяснение поисковика, заподозрив, что тот добавляет в свой индекс непубличные страницы, ссылок на которые в открытом доступе нет, когда пользователи открывают их в «Яндекс.Браузере».
Чтобы защитить данные пользователей, «Яндекс» оперативно убрал из выдачи любые ссылки на Google Docs. Тем не менее, запросы к другим поисковикам — самому Google или поиску Mail.Ru — по-прежнему позволяют просмотреть некоторые документы с облачного сервиса.
Произошедшее еще раз доказывает, что делиться конфиденциальными «облачными» документами, открывая доступ «для всех, у кого есть ссылка», небезопасно — понятие «все» однажды может включить не только коллег, которым отправили ссылку, но и всю аудиторию интернета.
Мощнейший рентгеновский лазер неожиданно создал «молекулярную чёрную дыру»
Рентгеновский лазер неожиданно создал миниатюрную копию чёрной дыры из атома йода.
Иллюстрация DESY/Science Communication Lab.
Когда учёные из Национальной ускорительной лаборатории SLAC планировали эксперимент с самым мощным в мире лазером (LCLS), они совершенно не ожидали, что в результате им удастся создать миниатюрную копию чёрной дыры.
Установка, известная под названием Линейный источник когерентного света LCLS, производит жёсткое рентгеновское излучение с длинной волны от 0,13 до 6,2 нанометров, что сопоставимо с размерами многих атомов. Система генерирует сверхкороткие импульсы с энергией, способной прорезать сталь. С их помощью можно получать невероятно чёткие изображения мельчайших бактерий, вирусов, а также отдельных молекул и атомов, сделанные за мгновение до того, как микрообъекты буквально взрываются под действием луча.
На этот раз команда под руководством Дениэла Роллса (Daniel Rolles) и Артёма Руденко решила проверить, как тяжёлые атомы будут реагировать на максимально мощные импульсы, которые может создавать LCLS. Для этого исследователи сфокусировали поток рентгеновских лучей на участке шириной 100 нанометров.
«Это примерно в сто раз мощнее, чем весь солнечный свет, падающий на поверхность Земли, сфокусированный на одном ногте», – говорит соавтор исследования Себастьян Баутет (Sebastien Boutet).
В качестве мишени были выбраны атомы ксенона, каждый из которых содержит 54 электрона, и атомы йода с 53 электронами. Учёные рассчитали, что первый лазерный импульс выбросит внутренние электроны и создаст так называемый «полый атом». Затем внешние электроны каскадом устремятся на нижние энергетические уровни, чтобы заполнить пробелы. На последнем этапе планировалось с помощью дополнительных импульсов выбить все оставшиеся электроны, кроме тех, что связаны наиболее крепко.
Пока физики работали с атомами ксенона, всё шло согласно намеченному плану. Но атомы йода преподнесли им настоящий сюрприз. Эти атомы являлись частью двух различных крупных молекул. И, потеряв часть электронов, они на глазах учёных превратились в подобие чёрных дыр, которые засасывали электроны у соседних атомов углерода и водорода, а затем выбрасывали их без помощи новых импульсов.
Согласно расчётам, изолированный атом йода должен терять 47 электронов. Но, с учётом захваченного у соседних атомов, атомы йода в составе наименьшей молекулы выбросили 54 электрона, а данные для более крупной молекулы ещё предстоит уточнить.
«Мы считаем, что в крупной молекуле эффект был ещё более значительным, но мы ещё не знаем точных значений, – рассказывает ведущий автор исследования Артём Руденко. – По нашим оценкам, было выброшено более 60 электронов, но неизвестно, где он остановился, потому что мы не смогли обнаружить все фрагменты, которые разлетелись после того, как молекула развалилась, чтобы определить, как много электронов не хватает».
Может показаться, что результаты эксперимента, опубликованные в издании Nature, имеют значение только для фундаментальной науки. Тем не менее учёные в этом интереснейшем феномене уже увидели перспективу получения изображений биологических молекул с высоким разрешением и дальнейшее развитие самого метода исследования, в частности, возможность многократного увеличения частоты повторения импульсов.
Рентгеновский лазер – это мощный инструмент, от которого не только физики, но и многие другие специалисты ждут невероятных открытий. Из его прошлых достижений можно упомянуть возможность наблюдения за поведением электронов и трёхмерный «портрет» вируса.