Мосп по иоип что это значит
Особые исполнительные производства — что это?
Исполнительное производство — это юридические действия по исполнению решений судов, иных органов и должностных лиц. Данную функцию осуществляет Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Расскажем о сложных с точки зрения процедуры — особых исполнительных производствах.
Когда возбуждаются
Особые исполнительные производства возбуждаются в отношении дел повышенной категории сложности. Полномочия по их исполнению возложены на специальные подразделения Министерства юстиции — территориальные отделы по особым исполнительным производствам.
Повышенную категорию сложности представляют дела, которые:
Каждый субъект РФ определяет свои критерии отнесения исполнительных производств к категории «особые». Они зависят от уровня жизни людей в конкретном регионе, закрепляются соответствующим правовым актом, утверждаются руководителем территориального органа ФССП. Например, в Москве под категорию «особые» попадают действия по исполнению судебных решений о взыскании сумм свыше 50 млн. рублей, тогда как в Самарской области пороговое значение долга составляет 10 млн. рублей.
Перечень дел, в отношении которых возбуждается особое исполнительное производство, можно представить в нижеследующем виде.
Наличие значительной материальной либо имущественной составляющей
Особое исполнительное производство возбуждается по делам о взыскании крупных денежных сумм, штрафов; сносе многоквартирных жилых домов, розничных торговых рынков, объектов социального назначения; взыскании таможенных платежей, задолженностей по заработной плате сотрудникам, задолженностей юридическими лицами платы за электроэнергию, теплоэнергию, газ; о признании права муниципальной собственности на бесхозную недвижимую вещь.
Исполнение требований неимущественного характера
Особого исполнительного производства требуют дела связанные с обеспечением дополнительной защиты фигурантов дела. К ним относятся ограничение или восстановление дееспособности, восстановление нарушенных прав несовершеннолетних детей, установление ошибок в актах гражданских состояний, дела о нарушении прав большого количества граждан (преступления в области экологии, транспорта, связи и др.). Дела о признании граждан в качестве безвестно отсутствующих либо умерших, об усыновлении (удочерении) и другие.
Юридическая или экономическая значимость
В особом производстве нуждаются дела в отношении крупных организаций и стратегических предприятий — таких, как компания «Юкос», Мосэнерго, завод АЗЛК, группа компаний «Северсталь». Дела, возбужденные в отношении государственных органов, структур, а также вызвавшие общественный резонанс — например, связанные с коррупционными действиями высокопоставленных лиц.
В чём отличие
Главный признак, отличающий особое производство — отсутствие спора о праве. Это означает, что между субъектами права отсутствуют разногласия. Предмет рассмотрения — законный интерес, не вызывающий противоречий между фигурантами дела. Цель процесса состоит в защите определенного интереса — установление конкретного факта либо состояния.
Порядок особого производства исключает ведение споров о правоотношениях сторон по делу. Иными словами — право есть, а спора нет. Например, некая компания путём нецелевого использования федеральных денежных средств нанесла ущерб государству. Факт установлен законом. В целях защиты интересов государства возбуждается особое исполнительное производство по взысканию долга с должника. Другой пример: необходимо исправить ошибочную запись в акте гражданского состояния. Налицо факт ошибки, нарушающий права некого лица. Возбуждение особого исполнительного производства призвано восстановить нарушенное право такого лица. В обоих примерах спор между правовыми субъектами отсутствует, так как имеется установленный законом факт нарушения права.
Видео по теме: Возбуждение исполнительного производства
Субъективный состав и специфика производства
Имеет особенность и субъективный состав исполнения дел особого характера, исключая использование исковых институтов. В качестве средства защиты нарушенного права выступает заявление участника права о нарушении. Такой участник именуется заявителем, а все остальные — заинтересованными лицами. Особое производство исключает наличие в деле истца, ответчика, третьих лиц.
Специфическим признаком особого производства является то, что все вопросы, подтверждающие те или иные субъективные возможности заявителя, находятся вне пределов рассмотрения.
Таким образом, особое исполнительное производство не затрагивает права сторон относительно друг друга либо лиц, интересы которых подлежат защите. Единственное мерило процесса — это законный интерес.
Мосп по иоип что это значит
3. Основные функции межрайонного отдела судебных приставов
по исполнению особых исполнительных производств
3.1. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Минюста России, ФССП России и территориального органа ФССП России исполнения судебных актов и актов других органов, применения мер принудительного исполнения на основании соответствующего исполнительного документа.
3.2. Организация в соответствии с законодательством Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Минюста России, ФССП России и территориального органа ФССП России производства по делам об административных правонарушениях.
3.3. Организация в соответствии с законодательством Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Минюста России, ФССП России и территориального органа ФССП России проведения оценки и учета арестованного и изъятого имущества, хранения и принудительной реализации арестованного и изъятого имущества.
3.4. Формирование и ведение банков данных, содержащих сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов.
3.5. Обеспечение в пределах компетенции защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
3.6. Организация приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок.
3.7. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МОСП по ОИП, организация делопроизводства.
3.9. Обобщение и анализ статистических и иных информационных материалов о деятельности МОСП по ОИП.
3.10. Составление статистической отчетности, представление ее в установленные сроки в аппарат территориального органа ФССП России.
3.11. Осуществление иных функций в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, правовыми актами ФССП России и территориального органа ФССП России.
Мосп по иоип что это значит
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
1. Общие положения
1.2. Межрайонные отделы судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств функционируют в каждом территориальном органе ФССП России, за исключением Отдела ФССП России по Ненецкому автономному округу.
2. Цели и задачи создания межрайонных отделов судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств
2.2. Создание межрайонных отделов судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств способствует реализации следующих задач:
исполнению особых исполнительных производств наиболее квалифицированными работниками территориальных органов ФССП России и усилению контроля со стороны аппарата управления территориального органа ФССП России, в том числе в целях снижения коррупционных рисков;
централизации исполнения отдельных категорий исполнительных производств.
3. Основные функции межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств
3.1. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Минюста России, ФССП России и территориального органа ФССП России исполнения судебных актов и актов других органов, применения мер принудительного исполнения на основании соответствующего исполнительного документа.
3.2. Организация в соответствии с законодательством Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Минюста России, ФССП России и территориального органа ФССП России производства по делам об административных правонарушениях.
3.3. Организация в соответствии с законодательством Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Минюста России, ФССП России и территориального органа ФССП России проведения оценки и учета арестованного и изъятого имущества, хранения и принудительной реализации арестованного и изъятого имущества.
3.4. Формирование и ведение банков данных, содержащих сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов.
3.5. Обеспечение в пределах компетенции защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
3.6. Организация приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок.
3.7. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МОСП по ОИП, организация делопроизводства.
3.9. Обобщение и анализ статистических и иных информационных материалов о деятельности МОСП по ОИП.
3.10. Составление статистической отчетности, представление ее в установленные сроки в аппарат территориального органа ФССП России.
3.11. Осуществление иных функций в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, правовыми актами ФССП России и территориального органа ФССП России.
4. Территория осуществления деятельности
МОСП по ОИП осуществляет свою деятельность на всей территории субъекта Российской Федерации.
5. Осуществление старшим судебным приставом межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам полномочий руководителя группы принудительного исполнения
В соответствии с постановлением главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или вынесенным старшим судебным приставом МОСП по ОИП постановлением о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения, старший судебный пристав МОСП по ОИП, при котором создается группа принудительного исполнения, осуществляет установленные Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» полномочия старшего судебного пристава (руководителя группы принудительного исполнения) в отношении судебных приставов-исполнителей, включенных в состав группы принудительного исполнения.
6. Служебная нагрузка судебных приставов-исполнителей
Условная степень служебной нагрузки судебных приставов-исполнителей МОСП по ОИП рассчитывается в соответствии с приказом ФССП России от 04.08.2011 № 340 «О паспорте нагрузки территориальных органов ФССП России».
Небольшие отклонения от оптимального значения могут зависеть от преобладания каких-либо категорий исполнительных производств. Например, если основную часть находящихся на исполнении в МОСП по ОИП составляют исполнительные производства о взыскании значительных сумм, в том числе по сводным исполнительным производствам, возможно отклонение от оптимального значения условной степени служебной нагрузки судебных приставов-исполнителей в меньшую сторону, а если преобладают исполнительные производства, не требующие больших временных затрат на их исполнение и переданные в МОСП по ОИП в целях централизованной активизации работы, возможно отклонение от оптимального значения условной степени служебной нагрузки судебных приставов-исполнителей в большую сторону.
При этом, оценивая служебную нагрузку судебных приставов-исполнителей МОСП по ОИП, рекомендуется учитывать наличие сводных исполнительных производств (как одно исполнительное производство, независимо от количества исполнительных производств, входящих в сводное).
7. Определение категорий исполнительных документов, рекомендуемых к исполнению в межрайонных отделах судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств
7.1. В настоящее время по решению руководства территориальных органов ФССП России категории исполнительных документов и исполнительных производств, подлежащих исполнению в межрайонном отделе закреплены в положении о МОСП по ОИП и (или) приказом (распоряжением) руководителя территориального органа ФССП России.
7.2. В положении о МОСП по ОИП предлагается закреплять перечень исполнительных документов и исполнительных производств, подлежащих исполнению работниками МОСП по ОИП, по следующим критериям:
7.2.1. Исполнительные производства в отношении Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в лице их центральных аппаратов.
7.2.2. Исполнительные производства в отношении стратегического предприятия либо стратегического акционерного общества, включенных в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 и в Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 1226-р.
7.2.3. Исполнительные производства о взыскании таможенных платежей.
7.2.4. Исполнительные производства о взыскании штрафов, назначенных в качестве наказания за преступления, находящиеся на исполнении в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России, расположенных в республиканских, краевых и областных центрах.
7.2.5. Исполнительные производства о взыскании штрафов, назначенных в качестве наказания за преступления и правонарушение коррупционной направленности.
7.2.6. Исполнительные производства о возмещении ущерба, причиненного преступлением коррупционной направленности.
7.2.7. Исполнительные производства об исполнении требований судебных актов, вынесенных судами по искам прокуроров или заместителей
прокуроров субъектов Российской Федерации либо постановлениям прокуроров или заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации о возбуждении дел об административных правонарушениях.
7.2.8. Исполнительные производства о взыскании административных штрафов по постановлениям уполномоченных органов, у которых отсутствуют территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченных органов, в том числе региональных органов власти, у которых отсутствуют структурные подразделения на территории субъекта Российской Федерации.
7.2.9. Исполнительные производства о взыскании в пользу предприятий топливно-энергетического комплекса задолженности за электроэнергию, газ и теплоэнергию, сторонами которых (должник и взыскатель) выступают юридические лица.
7.2.10. Исполнительные производства неимущественного характера в интересах участников Великой отечественной войны (приравненных к ним лиц).
7.2.11. Исполнительные производства о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
7.2.12. Исполнительные производства об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации (за исключением территориальных органов ФССП России, в которых созданы специализированные отделы по выдворению, а также территориальных органов ФССП России, в которых в силу территориальной расположенности специализированных учреждений временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства целесообразно исполнение указанной категории исполнительных производств в близлежащем структурном подразделении территориального органа ФССП России).
7.2.13. Исполнительные производства, в рамках которых объявлен исполнительный розыск ребенка.
7.2.14. Исполнительное производство, по которому руководителю территориального органа ФССП России направлено поручение главного судебного пристава Российской Федерации либо его заместителя о передаче для дальнейшего исполнения в МОСП по ОИП.
7.2.15. Исполнительные производства о взыскании задолженности в рамках государственных оборонных заказов.
7.2.16. Исполнительные производства, взыскателем по которым выступает Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».
8. Порядок передачи в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств исполнительных документов и исполнительных производств
8.1. Информация о категориях исполнительных производств, подлежащих исполнению в МОСП по ОИП, размещается на Интернет-сайте территориального органа ФССП России.
8.2. В случае поступления исполнительного документа, подлежащего исполнению в МОСП по ОИП, в аппарат управления территориального органа ФССП России, он не позднее следующего рабочего дня передается в МОСП по ОИП.
8.3. В случае поступления исполнительного документа, подлежащего исполнению в МОСП по ОИП, в другое структурное подразделение территориального органа ФССП России, начальник этого структурного подразделения обеспечивает своевременное возбуждение исполнительного производства в установленный законодательством об исполнительном производстве срок и незамедлительно (не позднее следующего рабочего дня) направляет соответствующую служебную записку в отдел организации исполнительного производства территориального органа ФССП России.
8.4. В случае необходимости передачи в МОСП по ОИП возбужденного исполнительного производства, начальник этого структурного подразделения незамедлительно (не позднее следующего рабочего дня) направляет соответствующую служебную записку в отдел организации исполнительного производства территориального органа ФССП России.
Отдел организации исполнительного производства территориального органа ФССП России готовит проект постановления главного судебного пристава субъекта Российской Федерации о передаче исполнительного документа или исполнительного производства в МОСП по ОИП в соответствии с ч. 9 ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и не позднее следующего рабочего дня представляет его руководителю территориального органа ФССП России для принятия решения.
Постановление главного судебного пристава субъекта Российской Федерации о передаче исполнительного производства в МОСП по ОИП не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется старшим судебным приставам передающего и принимающего подразделения.
Старший судебный пристав передающего подразделения, получив указанное постановление, не позднее дня, следующего за днем его получения, организует передачу исполнительного производства в МОСП по ОИП в порядке, предусмотренном ч.ч. 7.1, 7.2 и 9 ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
8.5. В порядке, указанном в пунктах 8.2 и 8.3 методических рекомендаций передаются в МОСП по ОИП, исполнительные производства, подлежащие присоединению к сводным (объединению в сводные) исполнительным производствам, находящимся на исполнении в МОСП по ОИП.
9. Заключительные положения
Методические указания ФССП России по формированию и организации деятельности межрайонных структурных подразделений территориальных органов ФССП России, на которые возложены задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц в части организации исполнительного производства от 12.05.2014 № 0001/11 с изменениями от 30.05.2014 № 0001/12, внесенными в методические указания по формированию и организации деятельности межрайонных структурных подразделений территориальных органов ФССП России, на которые возложены задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц в части организации исполнительного производства от 12.05.2014 № 0001/11 считать утратившими силу.
Управление организации
исполнительного производства
Обзор документа
Нововведения содержатся в списке критериев, по которым в положении о МОСП по ОИП предлагается закреплять перечень документов и производств, подлежащих исполнению. Из прежнего списка исключены исполнительные производства, поставленные под контроль по решению главного судебного пристава России о взыскании с юрлиц денежных средств. Добавлены два новых критерия. Это взыскание задолженности в рамках гособоронзаказов и производства, взыскателем по которым выступает Госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов». В остальном порядок остался без изменений.
Прежний порядок формирования и организации межрайонных структурных подразделений ФССП России признан утратившими силу.
Мосп по иоип что это значит
8. Порядок передачи в межрайонный отдел судебных
приставов по исполнению особых исполнительных производств
исполнительных документов и исполнительных производств
8.1. Информация о категориях исполнительных производств, подлежащих исполнению в МОСП по ОИП, размещается на Интернет-сайте территориального органа ФССП России.
8.2. В случае поступления исполнительного документа, подлежащего исполнению в МОСП по ОИП, в аппарат управления территориального органа ФССП России, он не позднее следующего рабочего дня передается в МОСП по ОИП.
8.3. В случае поступления исполнительного документа, подлежащего исполнению в МОСП по ОИП, в другое структурное подразделение территориального органа ФССП России, начальник этого структурного подразделения обеспечивает своевременное возбуждение исполнительного производства в установленный законодательством об исполнительном производстве срок и незамедлительно (не позднее следующего рабочего дня) направляет соответствующую служебную записку в отдел организации исполнительного производства территориального органа ФССП России.
8.4. В случае необходимости передачи в МОСП по ОИП возбужденного исполнительного производства, начальник этого структурного подразделения незамедлительно (не позднее следующего рабочего дня) направляет соответствующую служебную записку в отдел организации исполнительного производства территориального органа ФССП России.
Отдел организации исполнительного производства территориального органа ФССП России готовит проект постановления главного судебного пристава субъекта Российской Федерации о передаче исполнительного документа или исполнительного производства в МОСП по ОИП в соответствии с ч. 9 ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и не позднее следующего рабочего дня представляет его руководителю территориального органа ФССП России для принятия решения.
Постановление главного судебного пристава субъекта Российской Федерации о передаче исполнительного производства в МОСП по ОИП не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется старшим судебным приставам передающего и принимающего подразделения.
Старший судебный пристав передающего подразделения, получив указанное постановление, не позднее дня, следующего за днем его получения, организует передачу исполнительного производства в МОСП по ОИП в порядке, предусмотренном ч. ч. 7.1, 7.2 и 9 ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
8.5. В порядке, указанном в пунктах 8.2 и 8.3 методических рекомендаций, передаются в МОСП по ОИП исполнительные производства, подлежащие присоединению к сводным (объединению в сводные) исполнительным производствам, находящимся на исполнении в МОСП по ОИП.