Мост sli что это
Как работает режим SLI – мощь нескольких видеокарт в одном устройстве
Когда-то, в давние времена технологий, получение большей мощности видеокарты означало необходимость покупать карту, более мощную (и, возможно, более дорогую!), чем текущая карта. Но, пользователи всегда «мечтали» иметь возможность просто купить дубликат видеокарты, которая у них есть, вместо того, чтобы тратить деньги на что-то более новое и быстрое?
Что ж, к счастью, Nvidia и их технология с несколькими GPU «SLI» дают нам просто решение, если вы используете одну из их карт.
Масштабируемый интерфейс связи (SLI)
Так что же такое SLI? И что делает SLI, или более конкретно: как он помогает использовать несколько видеокарт?
Интерфейс Scalable Link Interface (SLI) – это небольшая жемчужина, которую нам предоставили Nvidia в 1998 году. Впервые эта технология была использована компанией 3dfx на линейке видеокарт Voodoo2 в 1998 году, но позже компания была куплена Nvidia, и эта технология была заморожена на некоторое время.
В 2004 году Nvidia повторно выпустила SLI с обновлениями, позволяющими ей работать с существующей на тот момент технологией шин PCIe.
Хотя существуют проблемы совместимости (обсуждаемые ниже), связанные с запуском нескольких установок графического процессора, SLI позволяет использовать от двух до четырех карт одновременно. Это достигается путем использования алгоритма параллельной обработки, который собирает информацию, разбивает её на более мелкие части и позволяет обрабатывать несколько частей одновременно несколькими видеокартами.
Режимы SLI
Рендеринг с разделением кадров (SFR)
Этот метод берет кадр, который необходимо визуализировать, анализирует его, а затем разбивает кадр по горизонтали на столько частей, сколько имеется карт, и распределяет рабочую нагрузку между ними. Он может разбить кадр так, как он считает нужным, основываясь на том, что находится в кадре.
Например, если кадр содержит в основном пустое статичное небо в верхней половине кадра (менее ресурсоемкое), но изменяемые объекты в нижней половине (более интенсивно), то при разделении 50/50 одна карта будет выполнять больше работы. Поэтому видеокарта, отвечающая за верхнюю часть экрана, может получить около 60% площади экрана, в то время как карта, отвечающая за нижнюю часть, должна обработать только нижние 40%.
Примечание: эти проценты являются лишь расплывчатыми примерами, а не конкретными цифрами.
Альтернативный рендеринг кадров (AFR)
В этом режиме кадры ставятся в очередь, и каждая карта отображает полный кадр. Таким образом, если вы используете 2 карты, то одна будет отвечать за четные кадры, а другая – за нечетные кадры. Это часто считается более эффективным, чем SFR, для достижения более высокой частоты кадров, но также может вызывать такие проблемы, как микростеролазание.
Ключевое слово: Micro Stuttering – это когда вы видите на экране «визуальные заикания», вызванные несоответствием времени рендеринга кадров между картами. Если карты не синхронизированы должным образом или у них недостаточно информации, чтобы угадать следующий кадр, который нужно визуализировать, то вы увидите задержку.
SLI сглаживание
Этот режим обеспечивает лучшее качество изображения, в отличие от увеличения частоты кадров. Он работает для разделения нагрузки сглаживания между картами, повышая общее качество вашего изображения.
Использование этого режима может разблокировать более высокие режимы сглаживания в играх (например, SLI 8x, 16x и даже 32x в системах Quad-SLI).
Совместимость и проблемы режима SLI
Казалось бы, купи две видеокарты Nvidia, вставь их в разъемы на материнской плате и наслаждайся «удвоенной» скоростью работы. К сожалению, не всё так просто.
Два (или более) вида
Первое, что вам нужно знать, это то, какие видеокарты будут соединяться вместе: не любые две видеокарты смогут так взаимодействовать. Они должны иметь один и тот же графический процессор, и должны иметь одинаковое количество видеопамяти.
Например, если у вас GTX 1070 Ti 8GB производства Asus, а другая той же спецификации, но от MSI, то режим SLI доступен. Но, GTX 1070 и GTX 1080 несовместимы, так как они не являются одним и тем же графическим процессором.
Вам также необходимо убедиться, что видеокарты совместимы с режимом SLI, так как карты без порта SLI могут быть несовместимы. Также стоит отметить, что в Nvidia убрала поддержку 3-х и 4-х карточного SLI для серии GTX 10.
Слоты и заглушки
Следующим в списке стоит ваша материнская плата и блок питания. Они оба должны быть совместимы со SLI.
Это означает, что вашей материнской плате потребуется достаточно слотов PCIe x16, чтобы соответствовать количеству графических процессоров, а вашему блоку питания потребуется достаточно разъемов PCIe для питания того количества карт, которое вы будете использовать.
Отсутствие удвоения видеопамяти
Распространенное заблуждение относительно SLI состоит в том, что вы можете получить двойную, тройную или даже четырехкратную видеопамять с большим количеством видеокарт. К сожалению, Nvidia SLI использует ОЗУ только с одной карты, поскольку каждая карта должна получать доступ к одной и той же информации в одно и то же время.
Что такое мост SLI
Последнее, что вам понадобится для запуска настройки SLI, – это мост SLI. Nvidia использует физический разъем для соединения видеокарт вместе, что позволяет им взаимодействовать друг с другом, не используя драгоценную полосу пропускания в слотах PCIe.
Вам понадобится один из двух мостов SLI: либо стандартный мост (для менее мощных карт), либо мост с высокой пропускной способностью (для более мощных карт).
Серия SLI Bridge
Мост | Тактовая частота | Максимальная пропускная способность | Рекомендуемый монитор |
---|---|---|---|
Стандартный мост | 400 МГц | 1 Гб/с | 1920×1080 до 2560×1440 при 60 Гц |
Мост с высокой пропускной способностью | 650 МГц | 2 Гб/с | До 5K и объемный звук |
Если у вас более мощные карты (например, GTX 1080), вы можете использовать стандартный мост, но это не позволит обеспечить полную производительность карт.
Производительность SLI
Итак, мы знаем, что такое SLI, как он работает и что вам нужно для его использования. Но стоит ли вам бросаться покупать вторую GTX 1080 Ti? Здесь «вода становится мутной». В то время как Nvidia утверждает, что удвоение производительности возможно при удвоении количества карт, это случается редко.
Проблема в том, что игры изначально не знают, как правильно использовать несколько видеокарт, и разработчики должны добавлять в них профили SLI. Это не простая задача, и она может занять очень много времени, поэтому большинство разработчиков не тратят на это время.
Это означает, что если вы не играете в игру ААА, возможно, что не будет никакого увеличения производительности (фактически, даже есть вероятность снижения производительности).
Производительность для каждой игры будет отличаться. Так что это не значит, что это будет совершенно бесполезно для вас, просто вы должны знать об этом, прежде чем инвестировать в технологию или какие-либо конкретные игры.
Мост sli что это
Компьютеры НИКС
Ноутбуки цены
Моноблоки цены
Внешние жесткие диски цены
Флешки цены
Планшеты цены
Смартфоны цены
Электронные книги цены
Карты памяти цены
Мониторы цены
Принтеры цены
МФУ цены
Материнские платы цены
Процессоры цены
Видеокарты цены
SSD цены
Жесткие диски цены
Корпуса для компьютеров цены
Архив каталога описаний
Четверг, 23 января 2014 15:49
Аббревиатуру SLI со значением ScanLine Interleaving (можно перевести как «чередование строк кадра») ввела на пользовательском рынке 3dfx в 1998 году применительно к серии видеокарт Voodoo2, там она позволяла делать то же самое – объединять две видеокарты для работы над одним изображением. После покупки 3dfx Nvidia получила и технологию SLI, но не использовала ее. В 2004 году Nvidia заново представила аббревиатуру SLI для современных компьютерных систем с шиной PCI Express (PCIe). Нынешняя технология SLI существенно отличается от технологии 1998 года с таким же именем.
Как работает SLI
Когда SLI-совместимые мат. платы только появились, с большинством из них использовалась специальная платка из комплекта поставки. Эта платка устанавливалась в разъем, который обычно располагался между слотами PCI-Express x16. В зависимости от того, как установлена эта платка, материнская плата либо назначает все 16 каналов основному (primary) слоту PCI-Express x16, либо делит каналы поровну между 2 слотами. Это было необходимо, т.к. в то время еще не было мат. плат, имеющих достаточное число каналов PCI-Express, чтобы назначить по 16 обоим слотам. Современные SLI-совместимые материнские платы позволяют каждой видеокарте использовать по 16 каналов в двух (или более) слотах PCI-Express x16.
SLI-мостик используется, чтобы обойти ограничения полосы пропускания и передавать данные между видеокартами напрямую. SLI-конфигурации без использования коннектора моста возможны для 2 видеокарт начального или среднего уровня (начиная с GeForce 6600, например, 7100GS или 6600GT) с драйверами Nvidia Forceware 80.XX или выше. Т.к. эти видеокарты не требуют широкой полосы пропускания, данные могут передаваться только сквозь чипсет мат.платы. Однако, если SLI-коннектор не используется для 2 видеокарт класса high-end, производительность системы может заметно упасть, т.к. полосы пропускания чипсета становится недостаточно.
SLI предлагает 2 метода рендеринга и 1 метод сглаживания (anti-aliasing) для распределения нагрузки между видеокартами.
Nvidia совместно с издателями видеоигр создала ряд специальных профилей для конкретных игр, содержащих оптимальные для каждой игры настройки. Эти профили содержатся в драйверах ForceWare. Также возможно создание пользовательского профиля для игры или редактирование профилей после активации дополнительных настроек при помощи ПО Coolbits.
Еще о реализации SLI
2 GPU, 1 слот PCI-E
В феврале 2005 года Gigabyte Technology выпустила использующую технологию Nvidia SLI видеокарту GV-3D1 с двумя GPU 6600. На момент выпуска эта видеокарта поддерживалась только некоторыми мат. платами Gigabyte. Позднее вышла GV-3D1-68GT, функционально и по совместимости аналогичная предшественнице, но с графическими процессорами 6800.
В марте 2006 года ASUS выпустила N7800GT Dual, аналогичную по дизайну платам Gigabyte и использующую 2 процессора 7800GT. Плата имела несколько недостатков, например, высокую цену (2 платы 7800GT стоили в то время дешевле), ограниченную совместимость и доступность. Видеокарта поддерживалась только несколькими мат. платами на чипсете nForce4 и была одной из первых плат с возможностью использования при необходимости внешнего блока питания.
В январе 2006 года Nvidia выпустила собственную версию видеокарты с двумя GPU, 7900 GX2. Фактически данный продукт является парой видеокарт 7900GTX со слегка заниженными частотами и раздельными фрейм-буферами (по 512 Мб DDR3 для каждого GPU), соединенных в одно целое. GeForce 7900 GX2 была доступна лишь OEM-компаниям для производства систем с четырьмя GPU (quad-GPU) и не появилась на пользовательском рынке. В Dell XPS, анонсированном на Consumer Electronics Show 2006, использовалось два 7900 GX2. Alienware выпустила аналогичный продукт в марте.
7950 GX2, при выпуске которой исправили многие недочеты 7900 GX2, была доступна розничным покупателям. В августе 2006 года Nvidia выпустила драйверы, позволяющие конечному пользователю построить собственную систему quad-GPU с двумя 7950 GX2. Её наследница GeForce 9800 GX2 использует 2 GPU G92.
Quad SLI
В октябре 2005 года Gigabyte Technology выпустила GA-8N SLI Quad Royal, мат. плату с 4 слотами PCI-Express x16. Nvidia в то время утверждала, что выпуск такой платы не согласуется с ее планами по развитию технологии SLI.
В играх с наиболее часто используемыми разрешениями 1280×1024 и 1600×1200 Quad SLI не дает существенных преимуществ. Улучшения заметны при применении сглаживания 32x в режиме SLI-AA и выражаются в возможности получить более высокую (по сравнению с конфигурациями с 1 или 2 GPU) частоту смены кадров при разрешении 2560×1600 и выборе максимальных параметров в настройках качества изображения в современных играх. Считалось, что большие задержки не позволяют проявиться достоинствам системы с четырьмя GPU. Однако причиной недостаточной масштабируемости производительности является в основном API Windows XP, позволяющий хранить не более 3 дополнительных кадров. Windows Vista не имеет такого ограничения и, вероятно, станет хорошо сочетаться с будущими конфигурациям с несколькими GPU.
В марте 2008 года Nvidia выпустила GPU GeForce 9800GX2, представляющую собой собой два обновленных ядра G92 8800GTS на видеокарте dual-PCB (с 2 печатными платами) и конкурирующую с ATI HD3870 X2. 9800GX2 имела в общей сложности 256 потоковых процессоров, 1 Гб видеопамяти и частоты немного ниже чем у более дешевого однопроцессорного но в других отношениях сравнимого с ней 8800GTS на G92. Хотя Nvidia на момент выпуска 9800GX2 не предоставляла для него драйверов Quad SLI, наличие коннектора SLI наверху карты подсказывало, что в будущем пользователи смогут установить в систему 2 платы 9800GX2 и получить конфигурацию с 4 GPU, используя 2 слота PCI Express x16.
3 GPU (3-Way SLI)
Nvidia также анонсировала конфигурацию triple SLI для мат. плат серий nForce 700 и nForce 680i, которая работала только под Windows Vista. В этой конфигурации используются 3 высокопроизводительные видеокарты с 2 портами MIO (на данный момент это только 8800 GTX, 8800 Ultra и 9800 GTX) и специальный проводной коннектор (или в некоторых случаях 3 гибких коннектора). Технология была анонсирована в декабре 2007 года, вскоре после начала производства 8800GTS на обновленном G92, и позволяла добиться повышения производительности до 2.8x по сравнению с системой с одним GPU и получить до 60 fps при разрешении 2560×1600 со сглаживанием 8x.
В отличие от традиционной технологии SLI, или CrossFireX, 3-way SLI применима только для видеокарт GeForce 8800GTX, 8800Ultra, 9800GTX, GTX260, GTX280 и чипсетов 680i и 780i.
Моделирование физических процессов
В ответ на анонс ATI системы с тремя GPU для численного моделирования физических процессов Nvidia объявила о сотрудничестве с компанией Havok, разработчиком физических движков, для создания аналогичной системы с использованием аналогичного подхода. Многие производители мат. плат после этого выпустили платы с 3 слотами PCI-Express x16.
В феврале 2008 года Nvidia приобрела компанию Ageia, производителя аппаратного и программного обеспечения для моделирования физических процессов, и сейчас работает над продвижением на рынке ее процессора PhysX, который на данный момент используется довольно ограниченно в играх, в частности, в движке Unreal 3.
В настоящее время все видеокарты nVidia, начиная с семейства GeForce 8 при использовании новейших драйверов и библиотеки PhysX Runtime поддерживают аппаратное ускорение физики в играх.
Hybrid SLI
1 января 2008 года, в ответ на анонс AMD технологии PowerXpress, Nvidia объявила об аналогичной концепции «Hybrid SLI». В ней используются встроенный в чипсет графический процессор IGP (Integrated Graphics Processor) и GPU с модулем MXM (Mobile PCI Express Module). При подключении ноутбука к электросети встроенный графический процессор работает вместе с GPU для повышения производительности. При работе от аккумулятора модуль MXM отключается, чтобы снизить потребление энергии графической системой.
Hybrid SLI также доступна для настольных ПК с видеокартой PCI-E. Декларируется двукратное повышение производительности при использовании мат. платы со встроенным в чипсет графическим процессором IGP и видеокарты GeForce 8400 GS.
На данный момент Hybrid SLI для настольных ПК поддерживается только для GeForce 8500 GT в комбинации с чипсетами серии nForce 700 и для видеокарт GeForce 8400 GS с функцией GeForce Boost. Другая функция, HybridPower, не поддерживается чипсетом nForce 730a.
Ограничения
На момент написания FAQ (май 2008) конфигурации SLI работают только при использовании одного цифрового видеовыхода. При переключении в режим multi-GPU SLI Dualview под Windows отключается, соответственно отключаются TwinView и поддержка нескольких экранов под Linux. Возможно, однако, использование высокого разрешения и разделение выводимого изображения на несколько мониторов, например, с помощью Matrox TripleHead2Go.
Для использования SLI требуется мат. плата с чипсетом nForce4, nForce 500, nForce 600 или nForce 700 SLI. (Самые первые SLI-системы использовали чипсет Intel E7525, сейчас при использовании «взломанных» версий устаревших драйверов возможно создание конфигурации SLI на мат. платах с чипсетами Intel, ATI и ULi, практической ценности этот факт не имеет!) Nvidia утверждает, что только ее чипсеты позволяют добиться оптимальной функциональности SLI и что она не собирается разрешать применение в системах SLI чипсетов других производителей, что вызвало проблемы, когда Nvidia стала блокировать чипсеты др. производителей, т.к. это вынудило производителей пользоваться устаревшими драйверами.
Из плат, построенных не на чипсетах nVidia, SLI официально поддерживается некоторыми платами на чипсете Intel X58 для новой платформы LGA1366, у которых в BIOS встроен соответствующий лицензионный ключ.
Также технология SLI официально поддерживается платой Intel 5400XS (Scull Trail), построенной на чипсете Intel 5400, с применением переходных мостов от nVidia.
Первые версии драйверов для только что выпущенных видеокарт могут стать причиной отсутствия повышения производительности по сравнению с системой с одним GPU.
Vsync + Triple buffering в некоторых случаях не поддерживается в режиме SLI AFR.
Применение одного высокопроизводительного GPU в общем случае предпочтительнее использования конфигурации SLI с GPU начального или среднего уровня из-за ограничений SLI и по отношению цена-производительность получаемой системы.
Пользователи системы с Hybrid SLI должны вручную переключать режимы HybridPower и GeForce Boost; автоматическое переключение станет доступно после выпуска соответствующих обновлений. Hybrid SLI на данный момент поддерживается только для одного выхода DVI при разрешении 1920×1200.
Полный список игр, уже оптимизированных для работы в SLI-режимах, можно найти здесь.
NVIDIA SLI: теория и практика использования технологии
Экстенсивность и интенсивность – вот два ключевых понятия развития прогресса человечества. Экстенсивный и интенсивный пути развития общества, технологий, да и всего человечества в целом сменяли друг друга на протяжении многих веков. Примеров тому много во всех сферах хозяйственной деятельности. Но земледелие и скотоводство нас сегодня не интересуют, нас интересуют информационные технологии и компьютеры. Для примера, кратко рассмотрим развитие центральных процессоров.
Не будем углубляться в далекие 80-90-е, начнем сразу с Pentium 4. После продолжительного интенсивного развития технологии NetBurst, наращивания «стероидных» мегагерц, индустрия уперлась в стену – дальше «разгонять» одноядерные процессоры оказалось очень сложно и, что бы получить еще более мощный процессор, необходимы большие затраты. И тогда появились двухъядерные процессоры – экстенсивное решение проблемы. Вскоре и они перестали обеспечивать нужную производительность, и появляется новая архитектура Core, которая при меньших тактовых частотах дает большую производительность – интенсивное решение проблемы. И так будет продолжаться далее.
А что же происходит с развитием второго компонента, немаловажного для любителя зрелищных игр на ПК – видеокартой? А происходит тоже самое, что и с процессорами. На данном этапе развития, одночиповые видеокарты уже не могут обеспечить требуемую производительность. Поэтому обе лидирующие компании рынка видеокарт (NVIDIA и AMD) разрабатывают и активно внедряют собственные технологии увеличение производительности видеосистемы путем объединения двух, трех, и даже четырех видеокарт в одном ПК. В данной статье мы рассмотрим первую компанию (так как именно она представила свою разработку первой) NVIDIA и ее технологию SLI.
Что такое технология SLI?
В 2000 году с выпуском нового чипа VSA-100 3dfx удалось реализовать SLI на AGP, но на этот раз в рамках одной платы, на которой размещались два или четыре таких чипа.
Однако платы на базе SLI-системы обладали большим энергопотреблением и выходили из строя из-за проблем с электропитанием. На весь мир плат Voodoo5 6000 было продано около 200 штук, причем реально рабочими из них оказались лишь 100. Столь неудачное продвижение многообещающего ускорителя, в который были вложены очень большие средства, привели фактически к банкротству компании. В 2001 году NVIDIA покупает 3dfx за 110 млн. долларов.
Поначалу продвижение технологии SLI шло не очень гладко, в первую очередь из-за постоянно выявляемых недоработок в драйверах, а также из-за необходимости «затачивать» их под каждое конкретное приложение, а иначе игрок не получал никакой пользы от покупки пары ускорителей. Но сменялись поколения ускорителей, дорабатывались драйвера, расширялся список поддерживаемых игр. И вот, в конце 2007 года была введена в эксплуатацию технология Triple SLI, позволяющая объединять в связке 3 видеокарты NVIDIA:
Производитель обещает прирост производительности до 250% по сравнению с одиночным чипом. Но и это не стало пределом, сейчас на очереди уже Quad SLI, позволяющая заставить работать над визуализацией игровой сцены уже 4 GPU, правда, в составе пары двухчиповых видеокарт.
Алгоритмы построения изображений
Split Frame Rendering
Схема алгоритма Split Frame Rendering
Алгоритм Split Frame Rendering легко масштабируется на 3, 4, а в будущем, возможно, и на большее чило графических процессоров.
Alternate Frame Rendering
Схема алгоритма Alternate Frame Rendering
В технологии Quad SLI используется и гибридный режим, который объединяет в себе SFR и AFR.
SLI AA (Anti Aliasing), SLI FSAA (Full Scene Anti Aliasing)
Для построения компьютера на основе SLI необходимо иметь:
При этом отметим, что поддержка чипсетов для работы со SLI осуществляется программно, а не аппаратно. Но видеокарты должны принадлежать к одному классу, при этом версия BIOS плат и их производитель значения не имеют.
На данный момент, технология SLI поддерживается следующими операционными системами:
SLI-систему можно организовать двумя способами:
В последнем случае нагрузка на шину PCIe возрастает, что плохо сказывается на производительности, поэтому широкого распространения этот способ не получил. Такой режим может быть использован только с относительно слабыми ускорителями.
Если мост SLI не установлен, то драйвер выдаёт предупреждение, что режим SLI будет работать не в полную силу.
Например, вот так может выглядеть специальный мостик для соединения видеокарт, если он выполнен на текстолите. Кроме того сейчас получили распространение и гибкие мосты, как более дешевые в производстве. Но для активации технологии 3-Way SLI используется пока только жесткий специальный мост, который фактически вмещает в себя три обычных в «кольцевом» режиме.
Как было сказано выше, популяризируется и система Quad SLI. Она предполагает объединение в единую систему двух двухчиповых плат. Таким образом, получается, что в построении изображения участвуют 4 чипа, однако это пока удел заядлых энтузиастов и для обычных пользователей практического значения не имеет.
Для простого пользователя важно другое, то, ради чего собственно и задумывалась данная технология. Покупая материнскую плату с поддержкой SLI, вы делаете хороший задел для модернизации ПК в будущем, так как она предоставляет возможность добавления еще одной видеокарты. Никакой другой способ «апгрейда», кроме полной смены системы, даже близко не дает тот прирост игровой производительности, который обеспечивает вторая видеокарта.
Выглядит это приблизительно так. Вы покупаете хороший ПК с хорошей современной видеокартой. Спокойно играете в современные игры, но через год-полтора ваша система уже не может удовлетворить Вас качеством изображения и скоростью в последних играх. Тогда Вы вместо замены старой видеокарты (или даже всего ПК) просто добавляете еще одну и получаете почти удвоенную мощность видеосистемы.
Однако, так просто звучит все в теории. А вот на практике пользователю придется столкнуться с множеством трудностей.
Первая – это сами игры и приложения. От страшного слова «оптимизация» никто еще не придумал лекарства – да, не только драйверы, но и игры должны быть оптимизированы для технологии SLI, чтобы корректно с ней работать. NVIDIA заявляет, что технология SLI поддерживает « самый длинный список игр ». Если интересующей вас игры нет в списке, компания предлагает создать собственный профиль настроек для нее.
К сожалению, все еще остается очень много игр, не совместимых с SLI, и создание профиля никак это не исправляет. Выход один – ждать патчей от разработчиков игр и новых драйверов от компании NVIDIA. Однако к этим играм относятся в основном старые, с которыми без проблем справляется и одиночная современная видеокарта, или мало популярные, которые подавляющему большинству игроков не интересны вследствие плохой «играбельности». А вот новые мощные игры уже заранее предусматривают использование двух видеокарт. К примеру, в игре Call of Duty 4 в разделе настроек графики есть вполне конкретный переключатель.
О включении функции SLI Вы можете узнать по специальным индикаторам прямо в игре, при соответствующей «тестовой» настройке драйвера.
Если на экране монитора Вы видите горизонтальные или вертикальные зеленые полосы, это означает, что режим «Показывать визуальные индикаторы SLI» включен в панели управления NVIDIA Display. При включении этой опции можно увидеть, как распределяется графическая нагрузка на GPU, а названия SLI компонентов в Вашей системе будут изменены: SLI для двух GPU будет назван “SLI”, название 3-way NVIDIA SLI будет заменено на “SLI x3”, а Quad SLI будет назван “Quad SLI”. Для игр, при визуализации которых используется технология Alternate Frame Rendering (AFR), вертикальная зеленая полоса будет расти либо уменьшаться в зависимости от масштаба расширения. Для игр, при визуализации которых используется технология Split-Frame Rendering (SFR), горизонтальная зеленая полоса будет подниматься и опускаться, показывая, как распределяется нагрузка между всеми GPU. Если уровень детализации верхней и нижней половины экрана одинаков, то горизонтальная полоса будет находиться близко к середине. Для того чтобы включить или отключить эту возможность, просто откройте панель управления NVIDIA и выберите «Настройки 3D».
Второй распространенной проблемой вычислений несколькими графическими чипами является синхронизация последних. Как было сказано выше, метод рендеринга AFR имеет одну особенность: один кадр может быть простым, а другой сложным для обработки. При большой разности в сложности обработки кадра одна видеокарта может намного быстрей его обработать, чем вторая. Это приводит к «микролагам» – маленькие задержки изображения, как бы рывки, но при этом общее число FPS выглядит комфортным. Такой эффект появляется довольно редко, но вот как бороться с ним не знают даже разработчики. Для пользователя есть простой выход – в играх, где наблюдаются «микролаги» с методом AFR переходить на метод SFR, указав его в профиле игры.
Третья проблема – это процессор. Дело в том, что при использовании нескольких видеоадаптеров нагрузка на процессор возрастает не только за счет использования тяжелых графических режимов, но и за счет синхронизации видеочипов. Поэтому, для того, чтобы раскрыть весь потенциал связки из нескольких видеокарт вам потребуется мощный процессор. Хотя на сегодняшний день это уже не такой острый вопрос, как пару лет назад.
Дополнительные функции новой технологии
Новое поколение материнских плат и видеокарт с поддержкой SLI предоставляют пользователям намного больше функций, чем обычное ускорение трехмерной графики.
Hybrid SLI предусматривает более рациональное использование режима совместного использования графического ядра, встроенного в чипсет, и дискретной видеокарты.
Первая будет задействована в приложениях, интенсивно работающих с 3D-графикой. С GeForce Boost часть расчетов трёхмерной сцены возьмет на себя ускоритель, интегрированный в набор системной логики, что даст заметную прибавку в производительности тем системам, где установлен не самый быстрый дискретный адаптер, например GeForce 8500 GT или GeForce 8400 GS.
HybridPower же, напротив, позволит использовать встроенную графику, отключая внешний ускоритель, когда пользователь работает в интернет, офисных приложениях или смотрит видео. Наибольшую выгоду, по словам NVIDIA, от данной технологии получат владельцы ноутбуков с выделенной видеокартой, время автономной работы которых заметно возрастет.
В настоящее время Hybrid SLI поддерживается: настольными GPU GeForce 8500 GT и GeForce 8400 GS для организации GeForce Boost; производительными GeForce GTX 280, GeForce 9800 GX2, GeForce GTX 260, GeForce 9800 GTX+, GeForce 9800 GTX и GeForce 9800 GT в режиме HybridPower; а также системными платами для процессоров AMD на nForce 780a, nForce 750a, nForce 730a (только функция GeForce Boost) со встроенным графическим ускорителем GeForce 8200.
Как видно, экономия электроэнергии может достигать впечатляющих значений.
Очень полезная функция и для оверклокеров, так как она кроме экономии электроэнергии позволяет основной видеокарте «отдохнуть» в момент простоя и продлить ее срок службы, особенно если используется экстремальный разгон.
Еще одной полезной дополнительной особенностью SLI-связки является возможность использования до 4-х мониторов одновременно.
Мы уже неоднократно тестировали различные видеокарты в режиме SLI. Давайте попробуем немного обобщить полученную информацию.
В случае с видеокартой XpertVision GeForce 8800 GS 768MB Sonic мы получили эффективную работу режима SLI почти во всех играх, чего не скажешь о синтетических тестах. Прирост быстродействия был заметен везде и в среднем составляет от 20 до 60%. В тяжелых играх типа Crysis или Company of Heroes с высокими настройками графики прирост быстродействия составил вплоть до 90-100%.
Движемся далее. Рассмотрим тест еще более мощной видеокарты ASUS EN8800GTS/HTDP/512M/A. Ситуация, аналогичная предыдущей. Средний прирост составляет 20-60% и отсутствие всплесков.
А вот видеокарта NVIDIA GeForce9800 GX2, внутри которой собрана SLI-система, показала прирост производительности всего до 30% по сравнению со своим одночиповым аналогом.
Сказывается то, что она использует 1 разъем PCI-e и поэтому имеет вдвое меньшую пропускную способность для обмена данными с системой. Кроме того, для таких ускорителей все еще продолжается оптимизация драйверов.
Примером использования данного режима может быть наш обзор видеокарты GIGABYTE на NVIDIA GeForce 9800GTX 512 МБ.
Еще раз напомним, что по рекомендациям производителя, важным условием надёжной работы видеокарт будет правильное соединение переходников питания. Для подключения Molex-коннекторов необходимо использовать различные линии питания 12V, иначе блок питания может не выдержать нагрузки, что может привести к постоянным сбоям в работе или даже выходу его из строя.
Что касается результатов тестовых приложений, то они неоднозначные. В некоторых случаях прирост производительности действительно составляет обещанные 150-170%, однако таких приложений единицы (в случае нашего тестирование как раз одно). Средний же прирост составляет 60-120%, что, несомненно, выше, чем 20-60% при использовании двух видеокарт.
Прежде всего, стоит отметить, что наибольший прирост производительности наблюдается у видеокарт среднего уровня, в ценовом диапазоне 150-250$. Причем, чем тяжелее графический режим и больше разрешение, тем большую пользу приносит вторая видеокарта в системе. И это, надо сказать, настоящая победа! NVIDIA добилась своей основной цели – оправданность «апгрейда» компьютера путем покупки второй видеокарты. В этом случае пользователь как раз и получает обещанные в рекламе +100% производительности. Согласитесь, играть в Crysis при 41 FPS вместо 22 гораздо приятней.
Общей чертой для всех рассмотренных видеокарт было то, что максимальная эффективность связки SLI достигалась в тех играх, где обильно используются пиксельные шейдеры.
Для продвинутых пользователей тоже есть повод радоваться. На видеокартах так называемого «Performance» класса (в ценовой категории 250-350$) прирост производительности в 60% позволяет использовать самые тяжелые графические режимы на мониторах свыше 24” без какой либо потери в скорости. Технология SLI позволит превратить компьютер в настоящий игровой центр. Стоит отметить также экономическую целесообразность применения SLI в данном сегменте – обычно покупка 2-х таких видеокарт обходится дешевле покупки самого «топового» решения.
Что касается High-End класса, то применение SLI оправдано только при наличии очень мощного процессора – но для обеспеченных пользователей, для которых важна скорость любой ценой, это не помеха, а вот прирост производительности даже на 30% лишним никогда не будет.
В любом случае – технология работает, причем работает не так, как она работала еще пару лет назад, а действительно обеспечивает ускорение почти во всех популярных играх. Надо отдать должное NVIDIA, которая смогла отладить свое детище до того состояния, в котором его можно рекомендовать обычным пользователям. Если вы ищите материнскую плату для нового ПК, то рекомендуем вам обратить свой взгляд в сторону плат с поддержкой нескольких видеокарт. А устанавливать ли в систему две видеокарты, вы сможете решить позже. Ведь на этот выбор сильно влияет текущая ситуация на рынке видеокарт. Цена – это и есть основное поле битвы 2-х видеокарт среднего класса и ТОП-продуктов. Она же и является конечным аргументом.
Принимая во внимание предполагаемые денежные вложения для приобретения трёх видеокарт и самого мощного процессора, становится понятным, что позволить себе оценить возможности 3-Way SLI сможет далеко не каждый. Поэтому массовой данная технология вряд ли станет, и, пожалуй, она напоминает больше показной маркетинговый ход компании NVIDIA, целью которого является желание привлечь внимание покупателей и удержать «пальму первенства».
А вот функция HybridPower имеет большой потенциал. Как оказалось, она успешно работает с одной, двумя и даже с тремя видеокартами. Ввиду того, что каждое поколение видеокарт потребляет все большее и большее количество электроэнергии, а также ввиду постоянного повышения тарифов на оную, энергосберегающие технологии приходятся весьма кстати. Ну а пользователи ноутбуков должны радоваться вдвойне – с технологией HybridPower в ноутбуке возможно объединение доселе несовместимых понятий: мощная видеоподсистема и длительное время автономной работы.
Достоинства технологии SLI:
При подготовке статьи использовалась информация с официального сайта NVIDIA и свободной энциклопедии Wikipedia.