Мост во владивостоке что соединяет
Русский мост во Владивостоке – рекордсмен среди вантовых мостов
Русский мост – автомобильный вантовый мост через пролив Босфор Восточный. Соединяет материковую часть Владивостока (полуостров Муравьева-Амурского) с островом Русский. Открытие сквозного движения по мосту 1 августа 2012-го ознаменовало новый этап в истории острова. Медленная и нерегулярная паромная переправа канула в прошлое. Остров стал доступен для городских автобусных маршрутов. Для широкой публики открылись Ворошиловская батарея, Приморский океанариум и университетский городок ДВФУ.
Русский мост: особенности конструкции и основные параметры
Мост на остров Русский по типу конструкции относится к вантовым мостам. А вантовые мосты – это разновидность висячих мостов. Дорожное полотно в таких сооружениях поддерживают вертикальные стальные тросы, протянутыми перпендикулярно поверхности. Такое решение делает конструкцию гибкой и в то же время весьма подвижной. Наглядным примером висячих мостов выступают пешеходные виадуки через ущелья в европейских Альпах или североамериканских Кордильерах.
В вантовых конструкциях сверхпрочные удерживающие тросы – ванты – крепятся непосредственно к вертикальным опорам моста – пилонам. Основное преимущество вантовых систем над висячими заключается в меньшей подвижности дорожного полотна под воздействием динамических нагрузок.
Сегодня во Владивостоке насчитывается 5 крупных мостовых переходов. Из них 2 автомоста имеют вантовую конструкцию:
Схема моста: что это такое и как расшифровывается?
Схема любого моста — это формула, в которой последовательно отражены число пролетных строений и их размеры. Размер пролетного строения — это расстояние между центрами опор. Несколько смежных пролетов могут иметь одинаковую длину. Тогда в формуле количество таких пролетов и длина одного пролета указывается через знак умножения. То есть число одинаковых пролетов умножить на размер отдельного пролета.
Рассмотрим на примере Русского моста. Его схема: 60+72+3×84+1104+3×84+72+60 м. Эта запись означает, что длина первого пролета составляет 60 метров, второго — 72 метра, три следующих пролета по 84 метра каждый. 1104 м — длина центрального пролета, которая сделала Русский мост мировым рекордсменом. Затем значения идут в обратной последовательности: три пролета по 84 метра, предпоследний пролет 72 и последний 60 метров.
Гигантские пилоны
Пилоны – это вертикальные опоры моста, к которым крепятся удерживающие дорожное полотно стальные тросы. Высота пилонов Русского моста над водным зеркалом – 320 метров. Это самая высокая мостовая башня в мире.
Свайные основания пилонов установлены на искусственных полуостровах. Они не только служат фундаментом для опор, но и защищают их от размыва, давления льда, навала судов. Монолитное А-образное тело пилона имеет переменное сечение и конически сужается к вершине. При его возведении использовался бетон повышенной плотности марки В60. Масса одного пилона – 220 000 тонн.
Центральный пролет
Рекордная в истории мостостроения высота пилонов обусловлена длиной центрального пролета. Это расстояние между двумя пилонами. Оно составляет 1104 метра. На сегодняшний день это самый длинный мостовой пролет на планете. Русский вантовый исполин обогнал всего на 6 метров предыдущего рекордсмена – мост Сутун через реку Янцзы в Китае.
Ванты
Вантовый мост с самым длинным в мире пролетом имеет самые длинные ванты, которые этот пролет держат. На каждом пилоне установлено по 42 пары вантовых узлов инновационной системы PSS. Самый короткий трос имеет длину 180 м, а самый длинный 578 м.
Пряди более плотно размещаются в оболочке. За счет этого обеспечивается бо́льшая прочность тросов при меньшем их поперечном диаметре. Компактная конфигурация вант способствует снижению ветровой нагрузки на конструкцию. Ведь скорость ветра в районе пролива Босфор Восточный в штормовую погоду достигает 50 м/с. Инженеры заявили срок эксплуатации вантовых узлов не менее 100 лет.
Автомобильные эстакады
Общая протяженность мостового перехода через пролив Босфор Восточный – 1885 метров, а с подъездными эстакадами – 3100 метров. Общая длина эстакад – 1200 метров. Самые высокие эстакадные опоры возвышаются над поверхностью на 40 метров.
Железобетонные опоры стоят на фундаментах на буронабивных сваях, состоят из 2 стоек и объединены монолитными ростверками. Длина свай от 5 до 20 м. Такая разница обусловлена тем, что прочные грунты залегают на разной глубине. Пролетное строение эстакад состоит из металлических балок коробчатого сечения. Каркас пролетов забетонирован сверху. По нему и осуществляется транспортное движение.
Высота подмостового пролета
Высота дорожного полотна над уровнем воды – 70 метров. Такова габаритная высота самых крупных морских судов над ватерлинией. Высота центрального подмостового пролета обеспечивает проход через пролив Босфор Восточный морских судов любого класса, включая многопалубные круизные лайнеры.
Экономическое и культурное значение объекта
Мост на остров Русский – это важное звено в транспортной системе Владивостока. Он связывает островной район города с материком. Мост через Босфор Восточный – это символ экономических возможностей страны, результат новое политики Москвы на Дальнем Востоке. По таким объектам судят о состоятельности и потенциале государства.
После завершения строительства мост на остров Русский стал главной достопримечательностью Владивостока и визитной карточкой города. Потеснив в этом смысле памятник Борцам за власть Советов на центральной площади. Подобно Хабаровскому мосту через Амур, владивостокский гигант удостоился быть изображенным на российской денежной купюре Банка России – банкноте номиналом 2000 руб.
Русский мост во Владивостоке на 2-тысячной банкноте
Об этапах строительства Русского моста, использованных технологиях и сложностях проекта читать в статье.
Строительство Русского моста: от инвестиций до красной ленты
Строительство Русского моста началось в 2008 году и завершилось к сентябрю 2012-го, когда во Владивостоке проходил Саммит АТЭС. Мост соединил автомобильным движением остров Русский с материком. Сооружение стало самым крупным и самым дорогим вантовым мостом в мире.
История проекта: от первых инвестиций до красной ленты и ножниц
Еще в 2005-м Приморская администрация разработала краевой проект «Развитие острова Русский». Проект был частью федеральной программы развития Владивостока в рамках подготовки к намеченному на 2012 год в приморской столице саммиту стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. На участке острова площадью 2,8 тыс. гектаров развернули крупномасштабное строительство. Возводился комплекс музейных, научных, образовательных, медицинских, гостиничных и спортивно-развлекательных сооружений.
Конкурс на лучший проект моста на остров Русский был объявлен в 2007 году. Победителем стало НПО «Мостовик» с проектом вантового мостового перехода стоимостью 32 млрд. рублей. Заказчик работ Администрация Приморского края. Генеральный подрядчик – ОАО «УСК Мост». Непосредственные исполнители: строительная компания «Мост» и научно-производственное объединение «Мостовик».
Строительство моста официально началось 3 сентября 2008 г. Рекордное по своим параметрам сооружение предстояло закончить в рекордные сроки – к саммиту организации АТЭС.
Инженерно-геологические изыскания
На первом этапе проводились инженерно-геологические изыскания на острове Русском и полуострове Назимова. Исследовали вертикальную структуру грунтов. Цель изысканий – установить на какой глубине залегают прочные скальные породы, на которые можно установить железобетонные мостовые опоры с нагрузкой в тысячи тонн. В ходе геологических изысканий выяснилось, что прочные породы в местах расположения опор-пилонов залегают на значительной глубине – 50-70 метров.
Искусственные отсыпка
На мысе Назимова с континентальной стороны и на мысе Новосильцева на острове Русском рабочие произвели отсыпку искусственных полуостровков под несущие пилоны размером 232*158 метров.
Для обеспечения устойчивости конструкции в основание каждого из двух пилонов установили по 120 буронабивных свай диаметров 2 м. Глубина опор на острове Русском, где скальный грунт расположен ближе, достигает 40 м. На материковой части под пилоном М6 буровикам пришлось опуститься до 77 метров.
При установке свай применялись 2 различных метода бурения. Верхние относительно слабые слои грунта пройдены под защитой обсадных труб, погружаемых буровыми столами. Прочные породы разрабатывались с помощью реверсивных буровых установок R-лифтного типа. Такая технология использована в России впервые.
Сжатые сроки вынуждали строителей бурить одновременно несколько скважин на технологических полуостровах. На участке площадью всего 3,5 гектара было задействована до 50 единиц спецтехники, включая буровые установки, подъемные краны, экскаваторы и самосвалы.
При сооружении фундамента пилона М7 на острове Русский впервые в российской мостостроительной практике проведено бурение и бетонирование скважин с воды в морских условиях.
Фундаменты под опоры
Возведение эстакад
Эстакадная составляющая моста состоит из 2 частей: материковой на полуострое Назимова и островной на мысе Новосильского. Первая имеет протяженность 718 метров и установлена на 17 опорах. Вторая – 168 метров и стоит на 4 опорах. Высота эстакадных опор варьируется от 7 до 40 метров. Бетонирование металлических пролетных конструкций осуществлялось с помощью передвижной опалубки. Такая технология ускоряла процесс.
Строительство пилонов
Возведение вертикальных пилонов – самая ответственная часть работ. Нижняя часть пилонов испытывает максимальные нагрузки и выполнена с усиленным армированием. Каждый пилон состоит из 2 пустотелых железобетонных опор, которые соединяются на трех уровнях тремя балками жесткости. Первое ребро находится на высоте 53 метра.
Бетонирование пилонов производилось с помощью самоподъемной опалубки захватками по 4,5 м. Каждая захватка занимала 6-7 дней непрерывной работы по армированию, бетонированию, а также время, пока бетон наберет прочность. Затем опалубку перемещали гидравлическим приводом на новую высоту и уменьшали соответственно сужающейся форме стойки. Оба пилона были отлиты в 72 захватки. На это потребовалось 4 000 тонн арматуры и 21 000 кубометров бетона.
Монтаж вант
Вантовые узлы на пилоне начинаются на высоте 197 м. Усовершенствованная система параллельных стрендов PSS (Parallel Strand Stay Cable System) рассчитана на эксплуатацию в течение 100 лет. Система позволяет заменить поврежденную или изношенную ванту без остановки движения по мосту. В общей сложности Русский мост имеет 84 пары вант. По 42 пары на каждом пилоне. 21 канат на каждой стороне.
Центральный судоходный пролет
Пролетное строение моста через пролив Босфор Восточный выполнено в 3 вариантах:
Балка жесткости центрального пролета состоит из 103 стальных панелей. Каждая такая панель имеет ширину 29 м, длину от 12 до 24 м, и массу от 270 до 370 тонн.
Монтаж центрального пролетного строения производился в навес с 2 сторон. При этом одновременно натягивались ванты. Крупносборные блоки доставлялась к месту установки по воде на баржах и подтягивались к пролету специальным краном.
Системы мониторинга
Мост на остров Русский оснащен комплексной системой мониторинга. Сотни датчиков установлены на всех элементах моста. Они фиксируют параметры внешних воздействий, следят за силовыми и геометрическими показателями и передают информацию в единый эксплуатационный центр. Мониторинг состоит из 3 подсистем:
Сдача объекта состоялась 2 июля 2012 года. Строительство моста завершилось в рекордные сроки – 46 месяцев.
Официальное открытие мостового перехода состоялось 2 июля 2012 года с участием премьер-министра Дмитрия Медведева. Но тогда мост запустили в тестовом режиме для движения спецтехники.
Открытие сквозного движения между островом Русский и материком состоялось 1 августа в 12:00 по местному времени. Разрешение на ввод в постоянную эксплуатацию моста подписал замруководителя Федерального дорожного агентства Сергей Потапов.
О типе конструкции и рекордных показателях Русского моста читать в статье.
Русский мост во Владивостоке
Вантовый Русский мост во Владивостоке — автомобильный, входит в федеральную дорогу А-371, соединяет полуостров Назимова за бухтой Улисс с островом Русский — выводит к мысу Новосильского. Для автотранспорта выделено по две полосы в каждую сторону, ширина проезжей части достигает 21 метр. Этот мост — одна из главных достопримечательностей города, он является самым длинным в мире вантовым мостом по протяженности пролета и вторым по высоте.
Возведение моста через пролив Босфор Восточный велось с 2008 года по программе подготовительных работ развития города к саммиту АТЭС, официальное открытие Русского моста во Владивостоке состоялось 1 августа 2012 года. Параллельно со строительством Русского моста возводился и Золотой мост через бухту Золотой Рог, который также является значимым архитектурным объектом города.
Панорама моста на острове Русский во Владивостоке на Google Maps:
История
Вопрос о необходимости данного моста неоднократно поднимался еще в первой половине XX века, были даже подготовлены проекты: в 1939 году, затем в 1960-е годы. История реализованного проекта началась в 2007 году: работы в основном осуществляли российские организации, для решения ряда научных задач привлекались иностранные специалисты. Русский мост во Владивостоке строило ОАО «УСК МОСТ», главным инженером был назначен В. М. Курепин.
При планировании такой грандиозной постройки необходимо было учитывать климатические особенности, сложный рельеф местности. С непростыми погодными условиями специалисты столкнулись во время возведения сооружения. Случалось, что работы велись в довольно суровых условиях — они не прекращались даже при низких температурах и под натиском резких ветров.
Нужно признать, что усилиями специалистов удалось создать не только функциональный объект, мост стал украшением города, обязательным местом посещения для многих туристов. Признанием величественности и уникальности постройки служит факт размещения его изображения на банкноте номиналом 2000 руб.
Экономическое значение Русского моста, как и предполагалось изначально, постепенно растет вместе с развитием инфраструктуры одноименного острова. В сентябре 2016 года на острове открылся океанариум, вскоре в составе комплекса заработал первый в регионе дельфинарий. В планах — строительство многофункционального семейного развлекательного центра с аквапарком.
Критика
На строительство моста был выделен большой бюджет, многим такие траты показались неоправданными. Не обошлось и без скандалов — были вскрыты факты хищения на объекте, заведено уголовное дело. Одним из главных доводов против такого масштабного проекта были особенности местного климата. Позднее оказалось, что он далеко не беспочвенен.
В ноябре 2020 года на город обрушился настоящий ледяной шторм, принесший городу много бед — большое число домов осталось без электричества, а мост на остров Русский пришлось закрыть из-за падения льда с вант. Это создало серьезные неудобства: попасть на остров можно было только на пароме, люди проводили по несколько часов в очереди на него. Движение открыли только в начале декабря, когда альпинисты смогли очистить сооружение ото льда. Для совместной оценки состояния конструкции были приглашены французские специалисты — представители компании, которая монтировала ванты моста.
В результате выяснилось, что стихия повредила вантовые оболочки. Дабы не допустить дальнейшее разрушение специалисты разработали план ремонтных работ, которые будут производиться под контролем коллег из Франции. Первый этап работ по восстановлению завершился в мае 2021 года и уже летом подрядчик приступил к ремонту труб расширения вант. Планируется, что работы затянутся до 2022 года. Эксперты уверяют, что на время ремонта мост не будут закрывать. Стоит отметить, что ранее при эксплуатации таких объектов не возникало подобных ситуаций, поэтому еще предстоит разработать эффективные меры, которые позволят безопасно использовать мост.
Несмотря на критику для многих местных жителей и туристов мост — яркая достопримечательность, которая вызывает интерес. Из каких же мест открывается лучший вид на конструкцию? Хороший обзор у Новосильцевской батареи, здесь можно рассмотреть мост с довольно близкого расстояния, да и снимки получатся отличные. Еще одна популярная локация — смотровая площадка на сопке Орлиное гнездо, здесь можно оценить вид на остров Русский и одноименный мост с расстояния. Кроме того, это самый выигрышный вид на Золотой мост.
Рядом с Токаревским маяком есть небольшая локация, находится она на улице Токаревская кошка, здесь тоже можно найти хорошие ракурсы для съемки. Есть смотровые площадки и на самом Русском мосту, правда, они закрыты для обычных посетителей, но иногда на них открывают доступ для фотографов.
Как добраться
Русский мост значительно облегчил жизнь местным жителям — теперь добраться до одноименного острова можно на наземном транспорте — машинах, автобусах и маршрутных такси. Кроме того, он стал настоящим символом города, вызывающим восхищение многих приезжих. Стоит полюбоваться его красотой днем, чтобы оценить его и вид на город во всех деталях. Не менее привлекателен он и в вечернее время, когда включается подсветка и придает его облику нечто волшебное.
Местные советуют оценить вид на мост с Новосильцевской батареи (находится на самом острове Русский). До нее можно доехать на общественном транспорте, который проходит через мост, в пути можно наслаждаться величием конструкции. До батареи довезут:
Если не планируете ехать на сам остров, то можете выйти на остановке до въезда на мост и сделать фотографии рядом с Назимовской батареей.
Удобно добираться до достопримечательности на личном или арендованном транспорте, к примеру, расстояние от Музея «Подводная лодка С-56» составляет примерно 19 км.
Как доехать на машине до Новосильцевской батареи от Музея «Подводная лодка С-56»
Еще один вариант — экскурсия по основным интересным местам острова, организаторы берут на себя вопросы, связанные с трансфером. Гид познакомит вас с самыми значимыми локациями — Новосильцевской батареей, с которой открывается вид на мост, музеем Ворошиловская батарея, заброшенным фортом, институтом, океанариумом.
Также можно доехать до места на такси, удобно пользоваться приложениями Максим, Яндекс. Такси, Taxi Premium и другими.
Мост на остров Русский во Владивостоке, видео:
Пять лет Русскому мосту: история, технология и мифы о владивостокской стройке века
О том, как создавался мост-рекордсмен, чем он уникален и что о нем думали приморцы во время стройки, читайте в нашем материале (ФОТО, ВИДЕО)
Десять лет назад никто ещё и подумать не мог, что мост на остров Русский — это не мечта местных фантастов, а недалекая реальность. За без малого 44 месяца над проливом Босфор Восточный российские строители возвели гигантское сооружение, ставшее рекордсменом сразу по нескольким взаимосвязанным показателям. До этого никто в мире не сооружал мостовые пилоны такой высоты (324 метра), никто не устанавливал ванты такой длины (580 метров) и не создавал основной пролёт протяжённостью 1104 метра. Об истории, связанной с одним их новых символов Владивостока, читайте в материале ИА PrimaMedia.
Воздушные замки
Первое упоминание о мостах через Золотой Рог и Босфор Восточный относится к 2007 году, когда правительственная комиссия совместно с руководством Приморья (тогда во главе края стоял Сергей Дарькин) приняла решение о проведении во Владивостоке в 2012 году Саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Провести его было решено не на базе какого-нибудь ВДЦ «Океан» или самого фешенебельного на тот момент отеля Hyundai, а на Русском острове, где не то что гостиниц приличных — ни одной асфальтовой дороги не было. Добираться на остров, по словам Владимира Путина, можно будет по «мосту, а может быть, двум».
Неудивительно, что тогда многие местные жители восприняли всю эту идею как шутку: «Скажете тоже, мост аж на Русский остров. Да ещё и до 2012 года. Совсем там в своей Москве с ума посходили», — так звучало собирательное мнение о проекте, которое нередко высказывали приморцы.
«Как вообще, не имея на руках готового проекта, можно дать объективную оценку стоимости строительно-монтажных работ? — возмущался тогда гендиректор российского предприятия Олег Шишов. — Если у тайваньских строителей такой проект есть, встаёт закономерный вопрос: учтены ли были при его разработке сильнейшие ветровые нагрузки, высокая сейсмическая активность, сложная геология, низкие температуры, возможное воздействие на опоры нагрузок от навала судов водоизмещением до ста тысяч тонн, толщина льда до восьмидесяти сантиметров? Это серьёзнейшие, большие нагрузки, которые влекут большие расходы материалов при возведении длинных пролётов. Оценивать необходимо не только стоимость моста, но и стоимость всего мостового перехода в комплексе, включая эстакады на подходах к мосту, строительство дорог в составе мостового перехода, обустройство и реконструкцию памятников архитектуры, расселение жителей отдельных домов, попадающих под снос, и массу других очень важных нюансов».
В итоге НПО «Мостовик» разработал проект а генподрядчиком строительства определено «УСК МОСТ». Субподрядчиками выступили «СК Мост» и все тот же «Мостовик».
Сложность стоявшей задачи переоценить было невозможно. Даже опытные строители сомневались в успехе предприятия. Коллега и конкурент омского объединения, гендиректор «Тихоокеанской мостостроительной компании» (ТМК), взявшейся тогда за возведение моста через Золотой Рог, Виктор Гребнев, был уверен, что это просто невозможно.
«Я настроен сам и постоянно говорю своим работникам, что мост через бухту Золотой Рог должен быть построен к Саммиту АТЭС. Нам обратного пути нет, это наш российский имидж. Не в укор будет сказано строителям моста на остров Русский, но его построить к 2012 технологически невозможно», — заявлял Виктор Гребнев.
Начало строительства, первый городок. Фото: официальный сайт НПО «Мостовик»
Сложностей действительно хватало. С самого начала изыскательских работ строители столкнулись с хорошо известной проблемой военных земель на острове Русском. «Сегодня у нас всё готово для начала его строительства — сконцентрированы необходимые человеческие ресурсы, подготовлена современная техника. Осталось только получить формальное разрешение на начало строительных работ», — говорил губернатор Приморского края Сергей Дарькин в 2008 году, когда уже пора было начинать.
Хотя в действительности на тот момент работы уже велись, фактические нелегально. Окончательно разобраться с землёй под Русским мостом удалось лишь в 2009 году.
Стройка века: сваи
Началось всё с отсыпки специальных площадок в проливе, на которых впоследствии расположились пилоны, и с бурения дна. Под каждым пилоном моста нужно было сделать по 120 буронабивных свай диаметром в 2 метра — их ещё называют корнями моста. Глубина этих корней достигала 77 метров. Бурение в открытом море — технология, которая до этого в России не применялась.
Но пробурить — это только полдела. Надо ещё и забетонировать, и тоже в открытом море. Солёная вода, как известно, не очень хорошо сочетается со сталью и бетоном. Поэтому специально для этой задачи была разработана специальная смесь и технология для подводного бетонирования.
Отсыпка полуострова для пилонов. Фото: официальный сайт НПО «Мостовик»
Отсыпка полуострова для пилонов. Фото: официальный сайт НПО «Мостовик»
Отсыпка полуострова для пилонов. Фото: официальный сайт НПО «Мостовик»
Отсыпка полуострова для пилонов. Фото: официальный сайт НПО «Мостовик»
Забивка фундамента. Фото: официальный сайт НПО «Мостовик»
В обычных условиях заливка свай происходила бы поэтапно, по мере того как уложенные порции бетона набирают необходимую прочность. Но здесь всё было наоборот. На всю глубину сваи (внутри свайной трубы) погружалась труба подачи смеси с небольшим зазором для её выхода у дна. Бетон ложился на дно и выталкивал воду наверх. Все происходило в непрерывном цикле, а соприкасавшуюся с водой крышку столба потом просто срезали.
Установить и забетонировать все сваи удалось к лету 2009 года. Тем временем вокруг стройплощадок уже выросли рабочие городки со своими бетонными заводами, арматурно-сварочными цехами, лабораториями контроля качества, слесарными и столярными мастерскими, столовыми и домиками для работников.
Стройка века: пилоны
В августе 2009 года начинается возведение эстакад моста на острове и материке, а в 2010 году — создание главных опор всего объекта, самых высоких в мире 324-метровых пилонов. В их задачи входит не только удержание центрального пролёта, но и сопротивление неблагоприятным погодным условиям в виде штормового ветра и перепадов температур.
Всем известно, что пилоны внутри полые, но мало кто знает, что толщина стен этих гигантов неодинаковая на разных высотах. У пилонов Русского моста эта величина изменяется от 2 метров у самой воды до 70 см на вершине. К тому же конструкция предполагает изменение угла наклона опор моста в районе перемычки.
Опоры моста. Фото: официальный сайт НПО «Мостовик»
Строительство моста на Русский. Фото: ИА PrimaMedia
Строительство моста на Русский. Фото: ИА PrimaMedia
Строительство моста на Русский. Фото: ИА PrimaMedia
Строительство моста на Русский. Фото: ИА PrimaMedia
Строительство моста на Русский. Фото: ИА PrimaMedia
Чтобы бетонировать столь геометрически сложный объект, необходимо было постоянно менять конструкцию опалубки. Всего с помощью самоподъёмных конструкций (те самые синие и желтые навершия, знакомые всем местным наблюдателям за строительством) рабочие провели 72 цикла заливки.
Чтобы обеспечить при таком почти ручном режиме работы соответствие пилонов друг другу, была заложена погрешность в 2 мм отклонения. Геодезисты постоянно сверяли контрольные длины между точками.
Вот только при расстоянии от цели свыше 80 метров добиться необходимой точности оптическими методами было невозможно. Чтобы решить эту проблему, пришлось задействовать сразу две спутниковых навигационных системы — ГЛОНАСС и GPS. Только их комбинированное использование позволяло правильно позиционировать все элементы конструкции, чтобы в итоге мост сошёлся точно посередине пролива.
Кстати, в 2010 году Владивосток посетил легендарный сатирик Михаил Жванецкий, не упустивший возможности побродить по стройке саммита. Наговорив много приятных слов про растущий и развивающийся город, Михаил Михайлович уехал, а его визит решено было считать «благословением» строителей на дальнейший ударный труд.
Михаил Жванецкий во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
Михаил Жванецкий во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
Михаил Жванецкий во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
Михаил Жванецкий во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
Стройка века: пролет
Общая длина металлического пролета моста — 1248 метров, а вес – 23 тысячи тонн. Пролётное строение состоит из отдельных секций аэродинамической формы. Длина и ширина каждой панели одинаковые: 12 и 26 метров соответственно. А вот вес, как ни странно, меняется от 185 до 380 тонн.
Секция пролета. Фото: официальный сайт НПО «Мостовик»
Создавались эти панели в разных городах России, а собирались из запчастей во Владивостоке и Находке. Более лёгкие панели даже сразу состыковывали на земле, чтобы ускорить строительство.
12 мая 2011 года из Находки по морю были доставлены первые панели центрального пролёта. Всю проверку качества они пришли ещё до отправки. Поднимать их на высоту 70 метров нужно было с помощью специальных подъёмников и плашкоута «Григорич», названного так в честь одного из ветеранов-мостовиков.
Именно «Григорич» при помощи трёх буксиров неустанно на протяжении следующего года подвозил к подъемникам очередные секции по воде. Стыковка двух сторон была изначально намечена на 11 апреля. Но по погодным условиям её решено было перенести на следующий день, точнее ночь. Когда ветер стих, а температура воздуха перестала колебаться, «Григорич» в последний раз пошёл в пролив Босфор Восточный с завершающей секцией пролёта на борту.
Малоизвестный факт, но, чтобы последний кусок встал на свое место, весь мост пришлось натянуть в разные стороны таким образом, чтобы зазор между краями панели с каждой стороны был по 10 см, а потом отпустить, чтобы мост сам «зажал» последнюю секцию посередине.
Стыковка моста. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Стыковка моста. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Стыковка моста. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Стыковка моста. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Стыковка моста. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Слухи и предсказания
Когда неотвратимость создания моста на Русский признали даже скептики, вокруг него появилось немало новых слухов. Если раньше эксперты самых разных отраслей и компетенций рассуждали о том, что именно не успеют сделать строители к открытию саммита и какой элемент моста полетит в воды пролива первым, то теперь модно было давать ориентировочные цены на проезд с континента на остров.
Опасения граждан, что с них будут брать деньги за пользование мостам, достигли такого градуса, что опровергать их пришлось не кому-нибудь, а первому вице-премьеру Игорю Шувалову. «Конечно, бесплатными. Это кто-то запустил утку. Это обычная утка», — сказал он, отвечая на прямой вопрос журналиста о платном проезде по мостам. — Для этого они и строятся — чтобы гражданам было удобно перемещаться из разных частей города», — добавил первый вице-премьер.
Зато известнейший Российский астролог Александр Ремпель в 2011 году, сверившись со звёздами, предрёк обоим мостам задержку в сроках сдачи.
«По моим расчётам, мосты будут достроены после саммита. Хотя торжественно перерезать ленточку и отрапортовать о сдаче могут и гораздо раньше. У нас это принято и, скорее всего, так и будет где-то за два-три месяца до открытия саммита. Но я говорю о готовности мостов к безопасной эксплуатации. Мост через Золотой Рог — мост Серебряного Дракона — должен быть построен до 11 февраля 2013 года. А мост на остров Русский, который китайские специалисты фэн-шуй назвали ещё 150 лет назад Хвост Белого Тигра, должен быть построен до 12 января 2013 года. Конечно, указать точный день завершения постройки очень сложно, и указанные даты имеют больше символическое, чем практическое значение, и тут возможны колебания в несколько недель в ту или другую сторону, но всё-таки это 2013 год», — уверял Ремпель.
Руферы
Руферы на вершине. Фото: Виталий Раскалов
Фотоотчёт о своих приключениях нарушители позже выложили в Интернете. «Последнее время совсем перестал радовать вас интересными и необычными постами, в связи с работой практически никуда не выбираюсь. Но вот на майские праздники посчастливилось слетать во Владивосток и устроить там самый настоящий переполох, поднявшись без страховки и разрешения на вершину 220— и 350-метровых пилонов мостов, которые строятся через бухту Золотой Рог и на остров Русский», — написал руфер Виталий Раскалов.
«Просто ужасное происшествие. Ведь, если бы с ребятами что-то случилось, вся ответственность легла бы на строителей. Охраны на мостах достаточно, на разве уследишь за тем, кто преднамеренно решился на такое. Своим поведением нарушители спокойствия доставляют много хлопот самим строителям, ведь стройка ещё не окончена», — прокомментировал происшествие Яковлев.
Открытие моста
«Этот мост послужит огромному количеству людей. И жителям Приморского края, и тем, кто приезжает сюда из других регионов нашей страны, или иностранцам. И просто будет очень красивым сооружением, воплощающим гений инженерной и архитектурной мысли», — сказал премьер.
Перед тем как открыть его для всех, мост специально проверяли колоннами одновременно тормозящих грузовиков. Испытание гружёными самосвалами конструкция преодолела на «отлично».
Проверка моста торможением грузовиков. Фото: ФКУ ДСД «Владивосток»
Проверка моста торможением грузовиков. Фото: ФКУ ДСД «Владивосток»
Проверка моста торможением грузовиков. Фото: ФКУ ДСД «Владивосток»
Проверка моста торможением грузовиков. Фото: ФКУ ДСД «Владивосток»
1 августа пришло время открывать мост для обычного автомобильного движения. Интересно, что на мероприятии не присутствовал глава государства, не было ни одного из вице-премьеров и даже губернатора. Ленточку перерезал мэр города Игорь Пушкарёв.
Ошалев от радости сбывшейся мечты, владивостокцы кинулись ездить по мосту туда-обратно в прямом смысле, поскольку в тот момент на остров Русский доехать можно было только до первого перекрёстка на Канал. Дальше дорогу преграждали бетонные блоки. Большинство водителей просто разворачивались и ехали обратно. Но это днём.
Открытие моста. Фото: Сергей Ланин, ИА PrimaMedia
Открытие моста. Фото: Сергей Ланин, ИА PrimaMedia
Открытие моста. Фото: Сергей Ланин, ИА PrimaMedia
Открытие моста. Фото: Сергей Ланин, ИА PrimaMedia
Стоянка на мосту. Фото: ИА PrimaMedia
А уже к вечеру проехать было довольно трудно, потому что на обочинах мостового перехода сотнями стояли автомобили желающих пощупать мост на остров Русский собственными руками и ногами, как будто не верили своим глазам. Сотрудники ГАИ, кстати, не стали штрафовать нарушителей в первый день, но предупредили, что впредь такого не допустят.
Сегодня мост на остров Русский стал для владивостокцев уже чем-то само собой разумеющимся, имманентно присущим городу инженерным сооружением. Представить себе Владивосток без этого гиганта сейчас просто невозможно. По нему ходит с десяток рейсовых автобусов, а любители дикого отдыха каждые выходные добираются по нему к островным пляжам. Если верить обещаниям строителей, то срок годности Русского моста составляет 100-120 лет, то есть целый век. Так что технически его можно было бы назвать «вечным».