Мотет что это такое в музыке
Мотет что это такое в музыке
франц. motet, от mot — слово; лат. motetus; англ. motet, итал. motetto, нем. Motette
В ранних франц. мотетах авторы согласовывали каждый из голосов лишь с соседним по высоте, в связи с чем в целом нередко образовывались диссонантные звукосочетания. С течением времени, однако, начинает придаваться большее значение гармонич. вертикали; одноврем. возрастает роль терций и секст, к-рые ранее избегались как диссонансы, намечается осмысление ладо-функциональных отношений. Кристаллизуются зачатки тематизма, что делает возможным применение имитаций.
Дальнейшее развитие мотет получил в творчестве Дж. Чикония (Италия), широко применявшего имитационное и канонич. изложение, у Дж. Данстейбла (Англия), а также у работавших в Италии и Франции представителей нидерландской школы Г. Дюфаи, Й. Окегема и Я. Обрехта.
В 15 в. намечается более широкое, чем прежде, понимание жанра мотета. Мотетом в это время часто называют любое муз. произведение, более развитое, сложное и торжественное по содержанию сравнительно с песней, хотя бы в нём и не было заимствованного тенора. Одним из ведущих авторов мотета 15 в. был принадлежавший к той же школе Жоскен Депре. Он отказался от применения в мотете нескольких одноврем. звучавших текстов, мешавших восприятию друг друга, и стремился возможно более ясно донести до слушателя единый для всего мотета текст. В связи с этим наряду с имитационным складом он применяет гармонически-аккордовый; ритмические различия между голосами в его мотетах сглаживаются.
Свой вклад в развитие мотета в 15-16 вв. вносят чешские и польские мастера Хотя в их мотетах ощущается связь с католич. литургич. напевами, одновременно заметно и воздействие национальной нар. песенности, к-рое сказывается и в тематизме, и в приемах развития, в частности в широком применении вариационно-распевной разработки материала. Лучшие образцы чешских и польских мотетов приобрели известность и за пределами Чехии и Польши. Так, один из мотетов польского композитора Вацлава из Шамотул был издан в 1554 в Нюрнберге в собрании «Избранные псалмы», куда, как было указано в предисловии, вошли сочинения, созданные «превосходнейшими современными мастерами музыкального искусства».
В 17 в. развитие мотета проходило одноврем. по разл. руслам. Полифонич. хоровой мотет культивировался в Германии и Италии, особенно в Риме, где вплоть до 19 в. поддерживались традиции иск-ва Палестрины.
Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, M.-Л., 1940, с 96-99, 107-109, 121-22, 125, 131-32; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, M.-Л., 1941, с 160-82, 208, 212, 218, 374-80, 449-458, т. 2, ч. 1, M.-Л., 1953, с. 98-101, 282-83, т. 2, ч. 2, M.-Л., 1959, с. 85-90; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, M.-Л., 1954; его же, История чешской музыкальной культуры, M., 1959.
Мотет
Этот вид музыки не следует исполнять в присутствии простого народа, который не способен оценить его изысканность и получить удовольствие от слушания. Мотет исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах.
Исторический очерк
Мотет возник в XIII веке во Франции, вероятней всего, из подтекстовки клаузул школы Нотр-Дам. Название «мотет» стали относить к вокальным произведениям, в которых мелодия григорианского хорала (тенор) полифонически соединяется с одной-двумя другими мелодическими линиями (дуплум и триплум). Произведения такого рода стали называться мотетами, когда словесный текст (обозначаемый словом mot) начали переносить в дуплум (называемый поэтому мотетусом), то есть в голос, который ранее просто распевался. В XIII в. мотеты были, как правило, многотекстовыми (иначе их называют политекстовыми), то есть в разных голосах распевались разные тексты, как церковные, так и светские, в том числе на разных языках (латыни и французском). Наиболее значительные образцы мотета XIII века (т.наз. Ars antiqua) содержатся в Бамбергском кодексе и Кодексе Монпелье. Крупнейший автор мотета XIV века (эпохи Ars nova) — Гильом де Машо. Для Машо мотет был своеобразной творческой лабораторией, в которой он ставил изысканные композиционные эксперименты, в том числе в области изоритмии.
В отличие от средневекового, ренессансный мотет писали только на церковный текст, единый для данного произведения. Однако и в этой форме сохранялась неодновременность произнесения слов в разных голосах — чаще всего это являлось результатом широкого применения имитаций, и подобная особенность стала характернейшим признаком жанра мотета вообще.
В эпоху барокко, когда большое распространение получают инструментальные жанры, роль мотета переходит к кантате, то есть к вокально-инструментальной форме, но и чисто вокальный мотет продолжает свое существование: мотеты сочинялись к разного рода торжествам, и среди их авторов мы находим крупнейших мастеров эпохи. История мотета насчитывает около семи веков, и в области западной церковной музыки этот жанр уступает по значению только мессе. Великолепные образцы мотетов можно найти в сочинениях Филиппа де Витри, Гийома деМашо, Джона Данстейбла, Гийома Дюфаи, Йоханнеса Окегема, Якоба Обрехта, Жоскена Депре, Орландо Лассо, Палестрины, Томаса Луиса де Виктории, Уильяма Бёрда, Генриха Шютца, Баха, Вивальди, Моцарта, Мендельсона, Брамса и др.
Мотет
Мотет… Сегодня этот музыкальный термин можно встретить не настолько часто, как, например, «симфония» или «соната», но было время, когда этот жанр играл весьма важную роль в музыкальной жизни Европы. Так было в Средние века, но мотет сохранил свои позиции и в эпоху Ренессанса.
Родиной мотета считается Франция, а если быть точным – Собор Парижской богоматери. Именно под сводами этого знаменитого храма прозвучали первые мотеты – таким образом, при своем рождении мотет был жанром церковной музыки и являл собой закономерный этап развития григорианского хорала. Будучи изначально одноголосным, григорианское пение со временем порождало различные формы многоголосия – в частности, к отдельным отрывкам музыки, сопровождающей богослужение, мог присоединяться второй голос, причем он пел мелодию на другой текст. Этот голос и получил латинизированное название «motetus», восходящее к старофранцузскому «mot», что означает «слово», а впоследствии так стали называть и само музыкальное произведение, в котором такой голос присутствовал. Изначально голос-«мотетус» был один, составляя двухголосие с основным, но со временем их стало больше – появились трехголосные мотеты (их именовали «двойными») и четырехголосные («тройные»).
Итак, мотет – это вокальное многоголосное произведение полифонического склада духовного содержания… Но не всё так просто. Первые три признака сохраняли свое значение, а вот четвертый был поставлен под сомнение довольно скоро. Дело в том, что даже мотеты на духовные тексты далеко не всегда звучали в храмах – их могли петь и при дворе короля или какого-нибудь феодала более низкого ранга. А главная особенность мотета – исполнение различными голосами разных текстов – вообще позволяла проделывать вещи, способные шокировать особо ревностных католиков: в то время как тенор излагал духовный текст на латыни,
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Подобные посты
Жизнь и творчество Луи Моро Готтшалка в контексте американской музыкальной культуры XIX века
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти
Борис Эмильевич Блох
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти
Дариус Мийо
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти
Мотет
Литература : Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, M.-Л., 1940, с 96-99, 107-109, 121-22, 125, 131-32; Грубер R. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, M.-Л., 1941, с 160-82, 208, 212, 218, 374-80, 449-458, т. 2, ч. 1, M.-Л., 1953, с. 98-101, 282-83, т. 2, ч. 2, M.-Л., 1959, с. 85-90; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, M.-Л., 1954; его же, История чешской музыкальной культуры, M., 1959; Ludwig Fr., Ьber die Entstehung und die erste Entwicklung der lateinischen und franzцsischen Motette in musikalischer Beziehung, «SIMG», 1905/06, Jahrg. 7; eго же, Repertorium organorum recentioris et motetorum vetustissimi stili, Bd 1, Abt. 1, Halle, 1910, N. Y.-Hildesheim, 1964; то же, Bd 1, Abt. 2, Bd 2 (начало), в сб.: Summa Musicae Medii Aevi, t. 7-8, Langen, 1901-62; Leichtentritt H., Geschichte der Motette, Lpz., 1908, Hildesheim, 1986; Orel A., Einige Grundformen der Motettkomposition im 15. Jahrhundert, «StMw», 1920, Jahrg. 7; Handschin J., Ьber den Ursprung der Motette, в сб.: KongreЯ-Bericht Basel 1924, Lpz., 1925; Stephan W., Die burgundisch-niederlдndische Motette zur Zeit Ockeghems, «Heidelberger Studien zur Musikwissenschaft», 1937 (Jahrg.) 6; Tisсhler H., English traits in the early 13th century motet, «MQ», 1944, v. 30; Lewinsky E. E., Secret chromatic art in the Netherlands motet, N. Y., 1946; Lewу К. J., New material on the early motet in England, «JAMS», 1951, v. 4; Damman R., Spдtformen der isorhythmischen Motette im 16. Jahrhundert, «AfMw», 1953, Jahrg. 10; Aрel W., Remarks about the isorhythmic motet, «Les Colloques de Wйgimont», 1955, (v.) 2; Reichert G., Wechselbeziehungen zwischen musikalischer und textlicher Struktur in der Motette des 13. Jahrhunderts, в кн.: In memoriam J. Handschin, Stras., 1962; Gьnther R., The 14th century motet and its development, «Musica Divina», 1958, v. 12; eё же, Das Wort-Ton-Problem bei Motetten des spдten 14. Jahrhunderts, в сб.: Festschrift H. Besseler, Lpz., 1961; Sparks E., Cantus firmus in mass and motet, 1420-1520, Berkeley-Los Angeles, 1963; Harbinson D., Imitation in the early motet, «ML», 1964, v. 45; Aрfel E., Beitrдge zu einer Geschichte der Satztechnik von den frьhen Motette bis Bach, Bd 1-2, Mьnch., 1964-1965; Mathiassen F., The style of the early motet, в сб.: Studier og publicationer fra Musikvidenskabeligt Institut Aarhus Universitдt, v. 1, Kbh., 1966.
Полезное
Смотреть что такое «Мотет» в других словарях:
МОТЕТ — средневек. лат. motetum. Многоголосное церковное песнопение, в основании которого обыкновенно лежит библейское изречение. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865.… … Словарь иностранных слов русского языка
МОТЕТ — (французское motet, от mot слово), многоголосное вокальное или вокально инструментальное произведение. Жанр западно христианской церковной и светской музыки. Известен с конца 12 в. В 17 18 вв. сближается с ораторией, кантатой. Образцы у Г. де… … Современная энциклопедия
МОТЕТ — (франц. motet от mot слово), жанр многоголосной вокальной музыки. Возник во Франции в 12 в. В основе раннего мотета литургический напев в одном из голосов, к которому присоединяются др. голоса, часто с вариантом того же текста или с др. текстом.… … Большой Энциклопедический словарь
мотет — сущ., кол во синонимов: 1 • музыка (65) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Мотет — (Motetto итал., Motet франц.) хоровое полифоническоесочинение на изречение из Библии, в имитативном стиле. Происхождение М.весьма старинное; многие считают родоначальником его ФранконаКёльнского; настоящее развитие он получает в XV и XVI ст. У… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Мотет — (французское motet, от mot слово), многоголосное вокальное или вокально инструментальное произведение. Жанр западно христианской церковной и светской музыки. Известен с конца 12 в. В 17 18 вв. сближается с ораторией, кантатой. Образцы у Г. де… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Мотет — Исполнение мотета Мотет (фр. motet, лат. motetus, motellus, от старофранц. mot … Википедия
мотет — (франц. motet, от mot слово), многоголосные вокальные или вокально инструментальные произведения; жанр западно христианской церковной и светской музыки. Известен с XII в. В XVII XVIII вв. сближается с ораторией, кантатой. Образцы мотета у… … Энциклопедический словарь
Мотет — (франц. motet, уменьшительное от mot слово, изречение, заповедь) жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12 в. во Франции. Первоначально М. представлял собой двухголосное музыкальное произведение, в котором к голосу, основанному на… … Большая советская энциклопедия
Мотет — (Motetto итал., Motet франц.) хоровое полифоническое сочинение на изречение из Библии, в имитативном стиле. Происхождение М. весьма старинное; многие считают родоначальником его Франкона Кёльнского; настоящее развитие он получает в XV и XVI ст. У … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
История музыки. Мотет
Изысканность музыки Мотетов. Музыкальный словарь в рассказах и примерах.
Моте́т (от старофранц. mot — слово) — вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения.
Мотет — универсальный жанр профессионального музыкального искусства. Его культурно-социальное функционирование зависело от содержания распетого в нём текста. Мотеты со стихами духовной тематики звучали как в церкви, так и в светской обстановке (например, при аристократических дворах); мотеты с текстами светской тематики (особенно на «вульгарных» наречиях) в церкви не распевались.
Жан Батист Люлли Большой мотет- Exaudiat te Dominus
В отличие от других жанров, практиковавшихся в западной Европе в Средние века и в эпоху Ренессанса, мотет всегда сохранял характер сложной для восприятия, учёной музыки, местом демонстрации профессионального мастерства её создателя. Ещё в XIII в. Иоанн де Грокейо писал о мотете: Этот вид музыки не следует представлять в присутствии простого народа, который не способен оценить его изысканность и получить удовольствие от слушания. Мотет исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах.
История мотета насчитывает около семи веков. В западноевропейской музыке Средних веков и Возрождения этот жанр уступает по значению только мессе. Великолепные образцы мотетов можно найти в сочинениях Палестрины,Люлли, Баха, Вивальди, Моцарта, Мендельсона, Брамса и др.
Мотет возник в XIII веке во Франции. Название «мотет» стали относить к вокальным произведениям, в которых мелодия григорианского хорала (тенор) полифонически соединяется с одной-двумя другими мелодическими линиями. Произведения такого рода стали называться мотетами, когда словесный текст, обозначаемый словом mot, начали переносить в дуплум (называемый поэтому мотетусом), то есть в голос, который ранее просто распевался. В XIII в. мотеты были, как правило, многотекстовыми то есть в разных голосах распевались разные тексты, как церковные, так и светские, в том числе на разных языках. Трёхголосные мотеты, которые содержат два разных текста, именуют «двойными мотетами»; чётырёхголосные с тремя разными текстами — «тройными».
Жан Батист Люлли. Большой мотет «Мисерере»
В светской и университетской среде исполнялись любые мотеты. Для церкви, разумеется, годились мотеты только на духовные тексты, содержащие библейские парафразы, молитвенные обращения к Деве Марии и т. п. Кроме того, исключительная техническая сложность мотета вряд ли могла восприниматься «на слух» в рядовом приходе; церковные мотеты приурочивались к большим праздникам и историческим событиям и звучали для образованной паствы в капеллах кафедральных соборов как, например, Нотр-Дам-де-Пари, или в небольших церквах, «зарезервированных» под свои нужды аристократией
В отличие от средневекового, ренессансный мотет писали только на духовный текст на латинском языке, единый для данного произведения. Однако и в этой форме сохранялась неодновременность произнесения слов в разных голосах — чаще всего это являлось результатом широкого применения имитаций, и подобная особенность стала характернейшим признаком жанра мотета вообще. Сборники мотетов со второй половины XVI века часто назывались «духовными песнями» (Cantiones sacrae).
Антонио Вивальди мотет RV 626 «In Furore Iustissimae Irae»
Мотет Вольфгана Моцарта.» EXSULTATE, JUBILATE!»
В эпоху барокко, когда большое распространение получают инструментальные жанры, роль мотета переходит к кантате, то есть к вокально-инструментальной форме, но и чисто вокальный мотет продолжает своё существование: мотеты сочинялись к разного рода торжествам, и среди их авторов мы находим крупнейших мастеров эпохи.