Мотив это что в музыке
Мотив (музыка)
В музыке мотив — короткая музыкальная идея, выделяющаяся из текущей музыкальной фигуры; музыкальный фрагмент или последовательность, выделяющиеся тем, что в произведении имеют либо несколько специальных, либо одно единственное значение. Encyclopédie de la Pléiade считает его единой мелодической, ритмической или гармонической ячейкой, в то время как в 1958 году Encyclopédie Fasquelle утверждала, что он может содержать одну или более ячеек, но все же по-прежнему остается минимально-анализируемым элементом или фразой в пределах данного контекста. Его считают самым коротким разбиением для темы или фразы, которое все ещё содержит в себе целостную музыкальную идею. Grove и Larousse также согласились, что мотив может иметь гармонические, мелодические и/или ритмические аспекты, Grove также добавляет, что он «чаще всего является задумкой в смысле мелодики, и именно он характеризует музыкальную фигуру».
* Гармонический мотив — серия конкретных абстрактных аккордов, не связанная с мелодией или ритмом.
* Мелодический мотив — мелодическая формула, независимая от интервалов.
Ритмический мотив — характерная ритмическая формула, абстрактный аспект мелодии.Мотив, тематически связанный с человеком, местом или идеей, называется лейтмотивом. Изредка встречаются случаи, когда мотив в музыке зашифрован в названии произведения.
Главный мотив (англ.) (нем. Kopfmotiv) — мотив в начале ряда произведений, состоящих из нескольких частей, служащий в качестве объединяющего момента для всех частей. Он также может назваться девизом, что чаще всего распространено в католических циклических мессах XV—XVII веков.
По Р. Скрутону, мотив отличается от музыкальной фигуры тем, что мотив является передним планом, тогда как фигура — фоном. «Музыкальная фигура имеет сходство с орнаментом в архитектуре: она „открыта в оба конца“ с тем, чтобы быть бесконечно повторимой. При прослушивании фразы как фигуры, а не как мотива, мы в это же самое время концентрируемся на её фоне, даже если она сама … целостная и мелодичная».
Любой мотив может быть использован для сочинения мелодии, темы, пьесы. Музыкальная разработка использует четкую музыкальную фигуру, которая впоследствии изменяется, повторяется, или упорядочевается в музыкальном произведении или его части, обеспечивая их целостность. Такая мотивная разработка имет свои корни в сонатах Доменико Скарлатти и в сонатной форме венских классиков — Гайдна и Моцарта. Бетховен был одним из тех, кто достиг наивысших вершин в этой технике. Классическим примером является его знаменитый «мотив судьбы» — сочетание трёх коротких и одной длинной ноты — открывающий Пятую Симфонию и появляющийся в различных местах произведения.
«Мотивное насыщение» — «погружение музыкального мотива в композиции», используется композиторами, включая, Марию Гидеон (англ.), в произведениях «Ночь моей сестры» (1952) и «Фантазия в мотиве Эванесы» (1958), и Доналда Эрба (англ.). Использование мотивов обсуждается в «Лицее Шёнберга» Адольфа Вайса.
Мотив (музыка)
Моти́в — (от итал. motivo — повод, побуждение; от лат. motus — движение) — наименьший элемент музыкальной структуры, простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённой одним логическим акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение. В общераспространенном значении — напев, мелодия.
В музыке мотив — короткая музыкальная идея, выделяющаяся из текущей музыкальной фигуры; музыкальный фрагмент или последовательность, выделяющиеся тем, что в произведении имеют либо несколько специальных, либо одно единственное значение. Encyclopédie de la Pléiade считает его единой мелодической, ритмической или гармонической ячейкой, в то время как в 1958 году Encyclopédie Fasquelle утверждала, что он может содержать одну или более ячеек, но все же по-прежнему остается минимально-анализируемым элементом или фразой в пределах данного контекста. Его считают самым коротким разбиением для темы или фразы, которое все ещё содержит в себе целостную музыкальную идею. Grove и Larousse [1] также согласились, что мотив может иметь гармонические, мелодические и/или ритмические аспекты, Grove также добавляет, что он «чаще всего является задумкой в смысле мелодики, и именно он характеризует музыкальную фигуру».
Мотив, тематически связанный с человеком, местом или идеей, называется лейтмотивом. Изредка встречаются случаи, когда мотив в музыке зашифрован в названии произведения.
Главный мотив (англ.) (нем. Kopfmotiv ) — мотив в начале ряда произведений, состоящих из нескольких частей, служащий в качестве объединяющего момента для всех частей. Он также может назваться девизом, что чаще всего распространено в католических циклических мессах XV—XVII веков.
Любой мотив может быть использован для сочинения мелодии, темы, пьесы. Музыкальная разработка использует четкую музыкальную фигуру, которая впоследствии изменяется, повторяется, или упорядочевается в музыкальном произведении или его части, обеспечивая их целостность. Такая мотивная разработка имет свои корни в сонатах Доменико Скарлатти и в сонатной форме венских классиков — Гайдна и Моцарта. Бетховен был одним из тех, кто достиг наивысших вершин в этой технике. Классическим примером является его знаменитый «мотив судьбы» — сочетание трёх коротких и одной длинной ноты — открывающий Пятую Симфонию и появляющийся в различных местах произведения.
Мотив (музыка)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Моти́в — (от итал. motivo — повод, побуждение; от лат. motus — движение) — наименьший элемент музыкальной структуры, простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённой одним логическим акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение. В общераспространённом значении — напев, мелодия.
В музыке мотив — короткая музыкальная идея, выделяющаяся из текущей музыкальной фигуры; музыкальный фрагмент или последовательность, выделяющиеся тем, что в произведении имеют либо несколько специальных, либо одно единственное значение. Encyclopédie de la Pléiade считает его единой мелодической, ритмической или гармонической ячейкой, в то время как в 1958 году Encyclopédie Fasquelle утверждала, что он может содержать одну или более ячеек, но все же по-прежнему остается минимально-анализируемым элементом или фразой в пределах данного контекста. Его считают самым коротким разбиением для темы или фразы, которое все ещё содержит в себе целостную музыкальную идею. Grove и Larousse [1] также согласились, что мотив может иметь гармонические, мелодические и/или ритмические аспекты, Grove также добавляет, что он «чаще всего является задумкой в смысле мелодики, и именно он характеризует музыкальную фигуру».
Мотив, тематически связанный с человеком, местом или идеей, называется лейтмотивом. Изредка встречаются случаи, когда мотив в музыке зашифрован в названии произведения.
Главный мотив (англ.) (нем. Kopfmotiv ) — мотив в начале ряда произведений, состоящих из нескольких частей, служащий в качестве объединяющего момента для всех частей. Он также может назваться девизом, что чаще всего распространено в католических циклических мессах XV—XVII веков.
Любой мотив может быть использован для сочинения мелодии, темы, пьесы. Музыкальная разработка использует четкую музыкальную фигуру, которая впоследствии изменяется, повторяется, или упорядочевается в музыкальном произведении или его части, обеспечивая их целостность. Такая мотивная разработка имет свои корни в сонатах Доменико Скарлатти и в сонатной форме венских классиков — Гайдна и Моцарта. Бетховен был одним из тех, кто достиг наивысших вершин в этой технике. Классическим примером является его знаменитый «мотив судьбы» — сочетание трёх коротких и одной длинной ноты — открывающий Пятую Симфонию и появляющийся в различных местах произведения.
Мотив это что в музыке
нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю
\1) Мельчайшая часть мелодии, гармоиич. последования, к-рая обладает смысловой цельностью и может быть узнана среди множества других аналогич. построений. М. представляет и определённую конструктивную единицу. Как правило, М. заключает в себе одну сильную долю и поэтому часто равен одному такту:
Л. Бетховен. Соната для фп. op. 111, часть II.
В определённых условиях темпа, размера, фактуры муз. произв. возможны и более крупные по протяжённости 2-тактовые мотивы:
Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 7, часть I.
В нек-рых случаях М. делится на более мелкие конструктивные ячейки, называемые субмотивами. Субмотив не обладает смысловой цельностью и существует лишь как часть целого:
Ф. Шопен. Соната b-moll для фп., часть I.
Обычно М. состоит из метрически слабого и сильного времени или, наоборот, сильного и слабого. Встречаются и М., состоящие только из одного, сильного, времени. Их называют усечёнными М.:
Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 10 No 1, часть I.
М. могут объединяться по два и по три в фразы или в бульшие построения. При этом они чётко отделяются друг от друга или сливаются в одно целое. В нек-рых случаях непрерывного, связного мелодич. движения членение на мотивы оказывается невозможным.
М. или ряд М. (чаще два), с к-рых начинается муз. тема гомофонного произв., образуют её ядро. Дальнейшее развитие внутри темы вызывает к жизни тe или иные изменения начальных М. или новые М. В конце темы звучит завершающий М. Тема лежит в основе формы целого произведения, в к-ром сопоставляется с др. темами и развивается. Тематич. развитие заключается в основном в многократном проведении разд. вариантов одной темы, выделении (вычленении) из неё отдельных М., в столкновении их с мотивами других тем.
Нек-рые муз. произв. представляют собой непрерывную разработку одного М. В них лишь время от времени возникают новые М., сопровождаемые, однако, звучанием основного или представляющие собой его варианты. Так, муз. развитие в первой части 5-й симфонии Бетховена вытекает из начального четырёхударного мотива:
Подобного рода неуклонное развитие одного М. широко представлено в творчестве Бетховена и Шумана.
Первые попытки разработки учения о М. были сделаны во 2-й пол. 18 в. И. Маттезоном, Й. Рипелем и Г. К. Кохом. При этом сам термин «М.» ими не применялся. Он ведёт происхождение из Италии, где означал в 18 в. осн. тематич. ядро арии. Важнейший вклад в учение о М. внесли в 19 в. А. Б. Маркс и в особенности X. Риман. В отличие от Р. Вестфаля и Т. Вимайера Риман понимал М. не только как ритмическое образование, но и как единство ритмических, мелодических, гармонических, динамических и тембровых факторов.
Разработка мотивов (или Как Написать Симфонию, Используя Только Четыре Ноты)
Russian (Pусский) translation by Yan Mirenski (you can also view the original English article)
Многие начинающие композиторы считают, что великие музыкальные произведения появляются из ума композитора как вспышка гениального вдохновения, завершённые и совершенные сами по себе. Они продолжают следовать этой воображаемой «модели» композиции, пишут продолжительные последовательности, думая, что если они сосредоточатся на «большой картинке», их музыка будет великой и впечатляющей. А вместо этого, получается набор бессвязных, неопределённых, скучных и/или сложных для восприятия последовательностей звуков. В этом уроке мы научимся, как создавать и развивать мотивы и как использовать мотивы в реальной музыке.
Большинство этих начинающих композиторов не осознают, что даже длиннейшие и самые эпические шедевры, на самом деле, сконструированы из небольших и простейших элементов: мотивов.
Используя мотивы как основной архитектурный элемент композиции вы можете создать идеальный баланс между разнообразием, вариативностью и простотой восприятия.
Что такое Мотив
«Использованный сознательно мотив, должен создавать цельность, взаимосвязь, согласованность, логику, постижимость и гибкость.» Арнольд Шёнберг, «Основы Музыкальной Композиции»
Сначала мы должны понимать, что такое мотив.
Проще говоря, мотив можно рассматривать как наименьшую распознаваемую музыкальную идею. Она может состоять только из пары нот и быть не длиннее, чем несколько долей.
Бетховен
Вот самый известный мотив в Западной музыке:
Эти 4 простые норы узнаваемы, интересны и полны напряжения. Каковы определяющие характеристики этого мотива?
Челюсти
Давайте взглянем на другой, самый знаменитый мотив в киномузыке:
Этот мотив из двух нот может вызвать сердечный приступ у человека, прогуливающегося вдоль морского берега! Давайте, снова разберём разные аспекты этого мотива.
Ритмика: Может показаться, что всего две ноты в этом мотиве мало влияют на ритм, но мы обращаем внимание каждую деталь. Заметьте, что первая нота на сильной доле, а вторая более лёгкая. Если вы будете кивать головой в ритм, то бессознательно, движение головой вниз будет на первой ноте, а вверх на второй.
Также, обратите внимание, что первая нота длиннее, что усиливает ощущение акцента на первой доле.
Хотя этот мотив впоследствии начинает повторяться на каждую долю, он хорошо запоминается именно за счёт пауз (как в этом примере). Тишина может обладать мощным ритмическим воздействием за счёт проявляющегося в эти моменты шума.
В Поисках Утраченного Ковчега
Ритмика: Ритм в этом мотиве определён одной длинной нотой и двумя последующими короткими. Также обратите внимание, что последняя нота короткая. Это указывает на то, что она относится к первым двум нотам, а не является затактом к следующему такту.
Вот как это звучало бы, если C сделать затактом:
Вместо этого, последняя нота явно присоединена к двум первым.
Как Написать Мотив
Чтобы написать короткий мотив, не требуется никакого божественного вмешательства, просто надо немного поэкпериментировать.
Выберите интервал и поиграйтесь с ним:
Выберите ритм и поиграйтесь с ним:
Выберите аккорд и поищите способы поиграться с нотами этого аккорда:
Когда у вас накопится достаточное количество идей, наступает время для выбора лучших. «Достаточное количество» означает, что вы уделили много времени генерации идей. Я уверен, что среди 30 примеров выше, я смогу выбрать что-то подходящее.
Теперь, давайте поработаем над процессом развития этого мотива для потенциального использования.
Как Разрабатывать Мотив
Давайте, пропустим наш мотив через разные разработки, и начнём с ритма.
Разработка Ритма
Укорачивание или удлинение разных нот:
Смещение нот на другие доли:
Разработка Интервалов
Изменение дистанции при сохранении направления:
Сохранение дистанции, но изменение направления движения:
Добавление проходящих нот, форшлагов, и т.д.:
Развитие Гармонии
Изменение характера гармонии (например, мажор в минор):
Изменение ожидаемого аккорда:
Таким образом, из одного маленького мотива получилось 50 различных вариаций. И это можно продолжить! Получилось намного больше, чем я смогу использовать в композиции, но зато у меня появилась куча идей, как можно развить первоначальный мотив (вариации), и при этом остаться в рамках первоначальной идеи.
Примеры Развития
Давайте посмотрим, как композиторы работали над своими мотивами.
Индиана Джонс
Это начальная фраза темы Индианы Джонса:
Это целая фраза, построенная из одного мотива и трёх вариаций.
Во первых изначальный мотив. Его характеризуют восьмая с точкой и шестнадцатая, как затакт, и три интервала, ведущих к кварте.
Для первой вариации, Вильямс внёс два изменения в изначальный мотив. Первое, что он сделал, это сместил всё на шаг вниз, но при этом тональность осталась Фа мажор). Во-вторых, он сделал третью ноту длиннее и убрал четвёртую ноту:
Следующая вариация сохраняет оригинальный ритм. Фигура сместилась и начинается теперь с До, а скачок увеличился до тритона (тональность остаётся та же):
Один и тот же мотив используется четырежды, но ни разу не повторяется буквально, Это прекрасный пример разнообразия и согласованности.
Властелин Колец
Тема Шира из музыки Ховарда Шора к фильму «Властелин Колец» начинается со следующего мотива:
При помощи нескольких небольших изменений Шор превращает четыре ноты в шестнадцати-нотную фразу.
Длинные Мотивы
Часто, композиция базируется на мотиве, который достаточно продолжителен и может быть разбит на две или три части. Хотя, весь мотив можно считать единой идеей, составляющие его небольшие фигуры, сами по себе, можно использовать для развития.
Мемуары Гейши
«Тема Сайюри» из фильма Мемуары Гейши прекрасный пример мотива, сделанного из двух идей.
Здесь видно две части:
Стабильная и ритмически простая идея начинается на сильную долю:
И более ритмически активная идея контрастирующая с первой:
Джон Вильямс развивает эту тему, варьируя интервалы, но не изменяя ритм:
Этот ритмический паттерн повторяется 4 раза с вариациями в нотах и складывается в первую часть темы.
Далее в партитуре он развивает этот мотив по-другому, но опять же, делает это так, что тема остаётся очевидно узнаваемой:
В другом месте партитуры он берёт только вторую фигуру этого мотива и развивает её в самостоятельную идею:
Марш Империи
Первый основной мотив, который мы все знаем и любим:
Обратите внимание, что он сделан из двух идей:
Три повторяющиеся ноты (а):
И ритмическое арпеджио (b):
Первая фраза сконструирована просто из частей a и b, повторения b, и затем, повторения всей фразы с изменениями нот.
Вторая фраза может быть немного менее очевидной, но если мы приглядимся к ним, мы обнаружим, что это, на самом деле, тоже a и b, с некоторыми вариациями:
Тема завершается повтором второй фразы, только в этот раз, с более завершённым окончанием:
Развитие Мотивов в Композицию
Как использовать и развивать эти мотивы, выходит за рамки этого урока. В следующем уроке я расскажу, как взять мотив и превратить его в композицию, используя понятия фраз, предложений, периодов.
Сейчас вам следует сфокусироваться на придумывании «начальной рассады» и проведении её через креативную разработку. Только после этого у вас появится необходимый материал, который можно превратить в связную и эффектную композицию.
5я Симфония Бетховена
И напоследок, предлагаю вам вернуться к 5й Симфонии Бетховена. Прослушайте первую часть полностью (если у вас нет 8ми минут для прослушивания Бетховена, вам нечего делать в этом бизнесе!)
Теперь, когда вы вооружены новым знанием о мотивах, обратите внимание на каждое повторение, каждую вариацию и разработку знакомой четырёх-нотной идеи. Вы будете удивлены тем, как много музыкального материала получил Бетховен, всего из четырёх простых нот!