Мотоблоки для чего нужны
Как выбрать мотоблок
Содержание
Содержание
Нередко мотоблок любя называют «пешим трактором». И неспроста, ведь решаемый с его помощью круг задач обширен. Как сделать осознанный выбор и не совершить ошибок при покупке? На что способен мотоблок? Отвечаем на эти вопросы в данном гайде.
В первую очередь мотоблок нацелен на работы по обработке почвы: прополка, культивация, окучивание, вспашка, посадка картофеля и сбор урожая, покос травы и т. д. Но этим функциональные возможности мотоблока не ограничиваются. Он применяется для перевозки грузов, уборки мусора и снега, откачивания воды.
Важно понимать, что сам мотоблок представляет собой базу для обработки почвы, а окончательный функционал машины определяется наличием и возможностями навесного оборудования, которое планируется использовать при эксплуатации агрегата. О функционале навесного оборудования подробно рассказано в этой статье.
Устройство мотоблока
Мотоблок представляет собой агрегат, сердцем которого является двигатель внутреннего сгорания, установленный на раме. Вращающий момент с вала двигателя, посредством трансмиссии, передается на ведущие колеса и устройство передачи мощности активному навесному оборудованию.
Как правило, трансмиссия состоит из двух узлов: сцепления и редуктора, выполняющего в некоторых моделях функции коробки передач.
Активное навесное оборудование приводится в действие посредством либо ременной передачи, либо будучи подключенным к валу отбора мощности (ВОМ).
Органы управления мотоблоком выведены на руль агрегата, который в свою очередь может быть регулируемым по высоте и поворачивающимся на 180°, для удобства управления мотоблоком во время проведения работ.
Характеристики мотоблоков
Для удобства восприятия, все значимые характеристики, в той или иной степени определяющие выбор устройства, сгруппированы по функциональной принадлежности к тому или иному узлу мотоблока.
Значимые параметры силовой установки
Мощность двигателя — важный параметр, которому следует уделить особое внимание, поскольку от него зависит производительность агрегата и круг решаемых с его помощью задач.
В упрощенном понимании, чем большую площадь предполагается обрабатывать, тем большая мощность должна быть «заложена» в мотоблок.
Важно понимать, что эксплуатация мотоблока на грани его возможностей — не лучшее решение, поскольку приведет к быстрому износу двигателя.
Желательно всегда иметь в запасе 1–2 лошадиные силы.
Немаловажным внешним фактором является тип обрабатываемой почвы. Непаханая целина может оказаться не «по зубам» даже самым мощным представителям семейства мотоблоков. Для нормальной обработки таких земельных наделов, изначально потребуется привлечение средств тяжелой механизации для предварительной подготовки почвы под возможности пешего трактора.
В технических характеристиках некоторых мотоблоков можно встретить указание мощности двигателя в кВт. Для быстрого перевода в привычные лошадиные силы нужно указанное значение мощности умножить на коэффициент 1,3596.
1кВт = 1,3596 л. с.
Тип двигателя. Мотоблоки подразделяются на бензиновые и дизельные модели. Дизельные агрегаты более выносливы, обладают большим тяговым усилием и завидной экономичностью. Их стихия — профессиональная обработка больших площадей земельных наделов. К недостаткам можно отнести затрудненный пуск в холода, большой вес силовой установки, ее сложность и недостаточное количество специалистов, способных ее квалифицированно обслужить.
Подавляющее большинство мотоблоков для хозяйственно-бытовых нужд комплектуется бензиновым четырехтактным двигателем внутреннего сгорания. Такие агрегаты стоят дешевле, менее шумны, довольно просты в обслуживании, обеспечивают легкий запуск даже при отрицательных температурах. В отличие от своих дизельных «сородичей», обладают меньшим моторесурсом, КПД и тяговым усилием.
Параметры трансмиссии
Количество передач. Своеобразным стандартом, обеспечивающим комфортную работу с мотоблоком, является наличие как минимум двух передач для движения вперед одной для перемещения задним ходом.
В последнее время многие производители отступают от этого постулата и оснащают свои мотоблоки коробками передач с большим количеством ступеней переключения, что дает пользователю возможность более гибкого регулирования скорости и тяги на ведущей оси мотоблока. В продаже можно встретить модели с восемью ступенями для движения вперед и четырьмя для перемещения задним ходом.
Тип редуктора. Посредством редуктора момент вращения передается с вала двигателя на ведущую ось и активное навесное оборудование мотоблока. Существует несколько типов конструкции редуктора:
Если планируется использование мотоблока в связке с активным навесным оборудованием, оптимальным выбором будет модель, оснащенная шестеренчато-цепным или шестеренчатым редуктором.
Тип сцепления. Узел сцепления является важным элементом трансмиссии любого мотоблока. Его задача — передача крутящего момента с вала двигателя на первичный вал редуктора (коробки передач). Причем, не просто передача, а своевременное замыкание и размыкание механической связи между двигателем и редуктором по командам пользователя. Существует несколько типов сцепления:
Наиболее часто в конструкции мотоблока можно встретить либо ременной, либо дисковый тип сцепления. Ременное сцепление отличается простотой и незамысловатостью конструкции. Вал двигателя и первичный вал коробки соединены между собой обычным ручейковым или поликлиновым ремнем.
Когда рычаг сцепления выжат, ремень не натянут и просто проскальзывает по шкиву вала двигателя. При отпускании рычага активируется механизм натяжения ремня, и вращение передается на вал коробки передач. Уже из описания работы видны слабые места такой конструкции:
Однако само по себе ременное сцепление очень просто и невероятно ремонтопригодно. Достаточно лишь иметь запасной ремень, а ремонт можно осуществить и в полевых условиях. Покупка запасных частей тоже не «ударит» по карману.
Несколько иначе обстоят дела с дисковыми типами сцеплений. Их принцип действия основан на умении управлять силами трения. Ведомый диск прижимается к ведущему с большой силой, в результате чего образуется прочная механическая связь для передачи момента вращения. В многодисковых вариациях таких пар несколько, а во фрикционном типе — диск сцепления прижимается к маховику, закрепленному на валу двигателя.
Сцепление дискового типа чрезвычайно надежно и при правильной эксплуатации не доставляет особых хлопот механизатору. К недостаткам можно отнести дороговизну конструкции и невозможность проведения ремонта в полевых условиях.
Параметры навесного оборудования
Возможность установки навесного оборудования. Весь потенциал мотоблока раскрывается при использовании навесного оборудования, поэтому при выборе пешего трактора нелишним будет изучить возможности потенциального кандидата на роль незаменимого помощника на предмет совместимости с различными видами навесного оборудования.
Что касается навесных принадлежностей, таких как плуг, картофелекопалка, окучиватель, снежный отвал и т. д., то здесь нужно обратить внимание на систему крепления. Она должна быть совместима с креплением мотоблока.
Как правило, производители указывают совместимые принадлежности.
Передача мощности на активное навесное оборудование. Что касается активного навесного оборудования, то здесь важно понимать принцип передачи вращения к навесным узлам у конкретной модели мотоблока. Он может быть реализован посредством вала отбора мощности (ВОМ) или с помощью ременной передачи.
В первом случае — это специальный фланец, расположенный на редукторе агрегата, для подключения активного навесного оборудования.
Во втором — шкив, закрепленный на валу и соединенный с навесным приспособлением ремнем.
В обоих случаях необходимо проверять совместимость навесного оборудования с конкретной моделью мотоблока.
Параметры, влияющие на качество обработки почвы
В первую очередь мотоблоки приобретают для вспашки и обработки земли, поэтому этой группе параметров следует уделить должное внимание.
Ширина культивации. Этот параметр характеризует ширину обработанной полоски земли за один проход мотоблоком. При выборе агрегата следует здраво оценить конфигурацию приусадебного участка и исходя из нее выбирать подходящее значение ширины культивации. В противном случае можно получить ситуацию, что мотоблок в хозяйстве есть, а землю приходится копать лопатой, поскольку пеший трактор не проходит по ширине между постройками, деревьями, кустарниками и другими препятствиями.
По ширине культивации можно косвенно оценить потребную мощность двигателя. Считается, что для обработки поверхности шириной 20 см, необходимо порядка одной лошадиной силы мощности силового агрегата.
Глубина обработки. Характеризует уровень заглубления фрез в грунт. Значение этого параметра продиктовано диаметром фрез, установленных на мотоблоке, и, как правило, равняется его половинному значению.
Другие параметры мотоблока
Диаметр колес. Не все агрегаты оснащаются колесами, но с ними мотоблок обладает большим функционалом и по своим возможностям приближается к мини-трактору. Чем больше диаметр колес, тем легче агрегату преодолевать препятствия и тем «мягче» его ход.
Ширина колеи. Характеризует расстояние между ступицами крепления колес. Чем больше этот параметр, тем устойчивей мотоблок.
Вес. Чем выше вес аппарата, тем лучше его сцепление с поверхностью, а следовательно, проще дается обработка почвы. Для мотоблоков весом более 100 кг, крайне желательно наличие в трансмиссии дифференциала. С ним поворачивать и разворачивать пеший трактор значительно проще.
При выборе мотоблока важно обращать внимание на баланс масс относительно колесной оси. Управление плохо сбалансированным агрегатом потребует дополнительных физических усилий.
Скорость движения. Для культивации почвы и выполнения большинства операций в пешем порядке, вполне достаточно будет скорости 3–4 км/ч. Если же планируется оснащение мотоблока прицепом для перевозки грузов, стоит присмотреться к моделям, развивающим скорость в 10–12 км/ч.
Электрозапуск. Дополнительная опция, автоматизирующая запуск силового агрегата. Особенно полезна у тяжелых мотоблоков, оснащенных мощным дизельным двигателем. Для запуска бензинового мотора у агрегатов малой и средней мощности, вполне достаточно ручного механизма.
Варианты выбора мотоблока
К выбору мотоблока нужно подойти ответственно, четко очертив для себя условия и сценарии его эксплуатации, круг возлагаемых на агрегат задач. К примеру, для небольших приусадебных хозяйств наилучшим образом подойдут мотоблоки мощностью 5–7 л. с., оборудованные ременным сцеплением и редуктором цепного типа.
Для средних участков (20–30 соток) — бензиновые мотоблоки мощностью 8–9 л. с. с дисковым или ременным сцеплением и шестеренчато-цепным редуктором. Если предполагается использование агрегата не только для работ в поле, но и для выполнения других задач — обязательна возможность подключения активного навесного оборудования.
В небольшом фермерском хозяйстве наиболее уместно присутствие мотоблока профессиональной серии с двигателем большой мощности, шестеренчатой коробкой передач с несколькими ступенями переключений и многодисковым сцеплением.
Для работы в тяжелых условиях с большой нагрузкой, оптимальным будет выбор аппарата с дизельным двигателем и возможностью автоматического запуска.
Что умеет мотоблок: изучаем навесное оборудование
Мотоблок – это универсальный агрегат по обработке земельных участков. С его помощью можно не только вскапывать землю, но и выполнять с десяток других работ с помощью навесного оборудования.
Помимо вспашки огорода мотоблок может сеять, окучивать, косить и даже сажать картофель. С помощью чего выполняются эти работы? Мы расскажем, какое существует навесное оборудование для мотоблоков, и что стоит действительно будет полезно приобрести.
Если вы хотите купить себе мотоблок или культиватор, вам помогут наши статьи. Здесь же пойдет речь исключительно о дополнительном оборудовании, которым мотоблок не комплектуется штатно, но которое можно купить за отдельную плату.
Плуги
Плуг — это основной рабочий орган, который применяется для вспашки земельных участков. Помимо стандартного плуга, который обычно идет в комплекте, существует еще несколько видов, которые могут быть полезны при тех или иных видах работ:
Бороны
Бороны предназначаются для доработки того, что сделал плуг, то есть для разбивки комьев земли. Наиболее популярными являются два вида борон:
Окучники
Это приспособления, предназначенные для окучивания картофеля и других культур, а также для прополки и распашки междурядий. Различают три вида окучников, которые могут навешиваться на мотоблок.
Фрезы
Фреза — это универсальное навесное оборудование, которое может рыхлить и выравнивать землю, перемешивать удобрения и срезать сорняки. Существует два вида фрез для мотоблока:
Оборудование для работы с картофелем
Уход за картофелем требует значительных затрат сил и времени. Именно поэтому лучше задействовать дополнительное оборудование в виде следующих насадок:
Косилки
Из мотоблока также можно сделать газонокосилку. Для этого понадобиться навесное оборудование в виде косилки. Косилки бывают такими.
Мотопомпы
Мотопомпы предназначаются для полива сельскохозяйственных угодий вблизи водоема. Мотопомпа подключается к валу обора мощности (ВОМ) и выкачивает воду из водоема или резервуара. В среднем мотопомпы могут перекачивать до 40 м 3 воды в час, хотя существуют и более производительные модели. Напор может достигать 6 — 7 метров в зависимости от мощности агрегата. Если вблизи есть водоем, мотопомпа может стать незаменимым прибором.
А какие насадки используете вы чаще всего?
Экологически чистый инструмент для сада:
Культиватор VS мотоблок. В чем отличия и как выбрать, что нужно
Содержание
Содержание
Использование культиваторов и мотоблоков ускоряет обработку земли и делает уход за грядками и прочими насаждениями легче. Но возникает вопрос, что лучше купить — культиватор или мотоблок. В чем заключаются конструктивные отличия между ними и какая техника подойдет для конкретного участка? Разберемся с этим вопросом.
Культиваторы и мотоблоки — что это такое
Культиваторы и мотоблоки — компактные машины на основе бензинового (встречаются мотоблоки на основе дизеля) или электрического двигателя, предназначенные для обработки грунта, ухода за сельскохозяйственными культурами и уборки урожая. Эта техника может использоваться на участках разной площади: от шести соток до нескольких гектаров.
Культиваторы изначально разработаны для распашки и рыхления земли с помощью ножей-фрез. Ряд моделей, в основном большого веса, оснащается дополнительным пассивным обвесом, например, окучником.
Мотоблок является более универсальным агрегатом — у него есть система отбора мощности двигателя в виде вала или шкива в зависимости от конструкции. Кроме того, мотоблок оснащается коробкой передач (обычно это две передние скорости одна задняя) и более прочной рамой.
В отличие от культиватора, у которого обычно есть только небольшие транспортные колеса, на мотоблок ставят пневмоколеса (с полостью, которую наполняет воздух) с крупным протектором, что дает хорошую проходимость. При этом мотоблок больше по размерам и тяжелее культиватора.
Особенности конструкции и применения культиваторов
Культиватор — садовая машина с бензиновым двигателем, мощность которого для большинства моделей составляет от 3 до 6 л.с. Вес культиваторов колеблется в широких пределах: простые и небольшие модели весят 15 –20 кг, но есть и модели весом по 60 кг и более. Для культиватора этот момент важен, так как нередко заглубление в грунт режущего элемента осуществляется под собственным весом.
Основной рабочий элемент культиватора — вращающаяся фреза, ширина которой меняется за счет установки или снятия съемных секций. Это необходимо для работ с разными культурами и разной шириной междурядий соответственно.
Фреза обеспечивает вспашку и измельчение грунта и одновременно обеспечивает и движение культиватора: зацепляясь за грунт, она тянет агрегат вперед, а пользователь с помощью рукоятки газа регулирует скорость работы.
Функциональные возможности культиваторов ограничены обработкой почвы на относительно небольших участках, с постоянно обрабатываемой землей. Они подходят для работы на грядках, в теплицах или на клумбах. Вспахать целину или участок, который не перекапывался несколько лет, таким агрегатом не получится. Зато им можно подготовить почву под грядки, прополоть, обработать междурядья, при наличии соответствующего обвеса выполнить окучивание.
Для окучивания на тяжелые культиваторы вместо фрез устанавливают колеса с грунтозацепами и окучник. Возможна и установка плуга, но практика показывает, что мощности культиватора обычно недостаточно для вспашки, даже если речь идет о легком грунте.
По принципу функционирования различают культиваторы двух типов:
В первом случае конструкция культиватора такова, что вал редуктора, на котором размещены фрезы, расположен под двигателем и заглубление в почву осуществляется под собственным весом. Глубина заглубления регулируется с помощью сошника, но в целом: чем тяжелее культиватор, тем глубже он закопается.
Если же культиватор оснащен активной фрезой, то у него есть пара колес, сзади которых находится фреза, вращающаяся в направлении обратном движению. Такую модель не нужно удерживать на месте и в целом работать с ней проще, но при этом глубина рыхления меньше, размеры больше, а стоимость выше.
Несмотря на малую мощность, культиватор вполне подходит для дачных работ и даже имеет преимущество перед мотоблоком при работе в ограниченном пространстве, например, в теплице. С обработкой междурядий и рыхлением почвы такой инструмент справляется на «отлично».
Особенности конструкции и использования мотоблоков
Мотоблоки оснащаются бензиновыми и дизельными двигателями и подразделяются на:
Основное отличие мотоблока от культиватора, как уже отмечалось выше — наличие вала отбора мощности, на котором размещается различное навесное оборудование под множество садово-огородных работ.
При наличии соответствующего оборудования мотоблок можно использовать для:
Так как мотоблок оснащается коробкой передач, его можно использовать и как транспортное средство, достаточно обзавестись прицепной тележкой, если ее нет в комплекте поставки.
В комплект поставки мотоблока не всегда входит навесное оборудование. В зависимости от решаемых с его помощью задач потребуются активные фрезы (могут входить в комплект поставки), плуг, картофелекопалка, окучник, тележка.
Мотоблок по сравнению с культиватором обладает большим весом, но при этом более прочной рамой и мощным мотором. Кроме того, мотоблок всегда оснащается колесами с шинами.
Покупать его следует в том случае, если важна не только культивация почвы, но и другие виды работ, а участок имеет достаточно большую площадь, на которой есть где развернуться мощному агрегату.
Тяжелый мотоблок фактически обладает функциональными возможностями минитрактора, но и размеры имеет соответствующие.
Сравнение возможностей
Для удобного сравнения возможностей двух типов агрегатов основные функции культиваторов и мотоблоков представлены в сопоставительной таблице:
Характеристика | Культиватор | Мотоблок |
Вес | Большая часть моделей до 60 кг | В среднем от 60 до 120 кг |
Мощность | До 6 л.с. | Основная часть моделей от 6 до 12 л.с. |
Коробка передач | Обычно отсутствует, можно задавать направление вращения фрез | Коробка передач оснащается как минимум двумя передними и одной задней скоростями |
Пневмоколеса | Имеются на отдельных моделях | Имеются |
Вал отбора мощности | Нет | Есть |
Фрезерование | Основной способ работы | Имеется как одна из функций |
Работа с плугом | Нет | Могут использоваться для работы с разными видами почв |
Работа с окучником | Наиболее мощные и тяжелые модели могут использовать окучник в качестве дополнительного оборудования | Работают с окучниками разных видов |
Копание картофеля | Нет | Позволяют устанавливать картофелекопатель |
Работа с косилкой | Нет | Есть при наличии соответствующего обвеса |
Работа со снегоуборщиком | Нет | Есть при наличии соответствующего обвеса |
Использование для транспортных работ | Нецелесообразно даже при наличии такой функции | Может использоваться для транспортных работ при наличии тележки |
Выводы
Казалось бы, с учетом функциональных возможностей мотоблок выглядит однозначно лучше культиватора, даже если второй агрегат оснащен разнообразным дополнительным обвесом. Но на практике и культиваторы находят широкое применение, иначе бы их просто перестали выпускать.
Культиватор компактнее, хорошо справляется с рыхлением почвы, распушая ее. Для работы в теплице, на небольшом участке, где просто нет места, чтобы развернуться мотоблоку, культиватор на бензиновом или электродвигателе удобнее. Поэтому для небольших участков, на которых земля никогда не застаивается без дела вполне можно посоветовать культиватор. Если же у вас большой приусадебный участок, на котором требуется обработка значительных площадей, стоит подумать о покупке мотоблока и обвеса под разные задачи для него.