Моторная дислалия у детей что это

Дислалия ( Косноязычие )

Моторная дислалия у детей что это. Смотреть фото Моторная дислалия у детей что это. Смотреть картинку Моторная дислалия у детей что это. Картинка про Моторная дислалия у детей что это. Фото Моторная дислалия у детей что это

Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

МКБ-10

Моторная дислалия у детей что это. Смотреть фото Моторная дислалия у детей что это. Смотреть картинку Моторная дислалия у детей что это. Картинка про Моторная дислалия у детей что это. Фото Моторная дислалия у детей что это

Общие сведения

Дислалия – нарушение нормативного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

Моторная дислалия у детей что это. Смотреть фото Моторная дислалия у детей что это. Смотреть картинку Моторная дислалия у детей что это. Картинка про Моторная дислалия у детей что это. Фото Моторная дислалия у детей что это

Причины

Причины механической дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

Причины функциональной дислалии

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.

Классификация

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на:

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют дислалию:

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностика

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Дифференциальная диагностика

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Источник

Дислалия у детей дошкольного возраста

Опубликовано 22 июн. 2020 г.

Дислалия (косноязычие) — дефект произношения, который развивается у детей с сохранным слухом, интеллектом и иннервацией. В речи отсутствуют звуки, происходит их замена, смешивание или искажение. Лечение поэтапное. Об особенностях этой болезни у дошкольников, способах его коррекции мы расскажем в статье. Также опишем примеры упражнений при дислалии.

Что такое дислалия у детей

Дефект характеризуется нарушением произношения звуков, патологическим их употреблением. При этом органической патологии нервной системы и органов слуха нет. Является распространенной патологией, которая диагностируется чаще у дошкольников. В норме в этом возрасте формирование речи заканчивается, малыш составляет связные предложения, используя слова, часто используемые в быту. Именно в этот период и выявляются дефекты речи.

Проявления дислалии разнообразны и в дальнейшем приводят к трудностям письма и чтения.

Причины возникновения дислалии у детей

Выделяют механические и функциональные причины развития болезни. Механические причины нарушения при дислалии — это органические патологии органов речи:

В эту группу относят также аномалии развития зубочелюстного аппарата. Они могут носить врожденный характер — первичная дислалия, или приобретенный характер — вторичная, появиться в результате травм и заболеваний. Аномалии представлены аномалиями прикуса, зубных рядов, слишком низким или высоким верхним нёбом.

В группу функциональных причин относятся те факторы, которые не сопряжены с анатомическим дефектом, но негативно влияют на развитие речевых навыков:

Виды дислалии у ребенка

Как видно из причин, выделяют 2 формы патологии. Функциональная дислалия речи делится на 3 вида:

По количеству патологических звуков выделяют простую дислалию, когда малыш неправильно произносит 1 – 4 звука, и сложную дислалию — более 4 звуков.

В зависимости от звуков и характера дефекта

В зависимости от того, какие признаки звуков затронуты (акустические, артикуляторные), и какой характер дефекта присутствует, выделяют следующие виды нарушений при дислалии:

По недостатку произношения звуков

В логопедии применяется классификация с использованием греческого алфавита: она учитывает недостатки произношения звуков разных групп.

Источник

Признаки и симптомы дислалии у детей 5-6 лет

Моторная дислалия у детей что это. Смотреть фото Моторная дислалия у детей что это. Смотреть картинку Моторная дислалия у детей что это. Картинка про Моторная дислалия у детей что это. Фото Моторная дислалия у детей что этоДислалия – это расстройство речи, связанное с неверным произношением некоторых звуков при условии, что у ребенка нет проблем со слухом, мышлением, а его речевой аппарат полностью контролируется ЦНС. Обычно нарушение обнаруживается у детей в возрасте 3-6 лет, когда малыш активно осваивает речь.

Причины

Ребенок обычно правильно выговаривает большинство звуков и слогов, трудность для него представляют только звуки, схожие по месту и способу образования. Нарушение может проявляться как одним дефектом, так и их сочетанием.

Признаки

Понять, что у ребенка есть это расстройство, можно по следующим признакам:

При этом грамматическая и лексическая стороны речи никак не страдают. Сохраняется слоговая структура слова, с возрастом словарный запас неуклонно растет, ребенок правильно употребляет падежи, различает множественное и единственное число, может построить связанное высказывание без логических ошибок.

Виды дислалии и их особенности

В зависимости от первопричины специалисты выделяют несколько видов нарушения.

В функциональной дислалии также выделяют:

Диагностика

Постановка диагноза возможна только после тщательного обследования у невролога и логопеда. Если ребенок вялый, проявляет мало интереса к окружающему миру, общению со сверстниками, необходимо подтвердить или исключить дизартрию.
В ходе обследования врач и логопед обязательно проверяют:

Как помочь ребенку?

При механической форме выполняют хирургическую коррекцию недостатков речевых органов. Наилучшее время для этого – возраст до 7 лет. После заживления тканей начинают занятия с логопедом.
При функциональной форме невролог назначает курс медикаментозного лечения, если это необходимо. Логопедическая помощь осуществляется в несколько этапов:

При возрастной форме особой помощи ребенку не требуется, однако родителям необходимо внимательно следить за развитием речи. Если после 6 лет ошибки в произношении звуков не исчезли, то это свидетельствует о серьезном нарушении, нужно срочно посетить логопеда.

Прогноз

При своевременной и грамотной коррекции у 95% детей расстройство корректируется полностью в течение 4-6 месяцев. Главное условие успеха – регулярные занятия, строгое соблюдение рекомендаций врача и логопеда.

Опасна ли дислалия? К сожалению, некоторых родителей может даже умилять шепелявящее чадо, и они ждут, когда ребенок «перерастет» и волшебным образом сам справится с данной проблемой. Но нарушение опасно тем, что на его фоне легко развиваются более сложные смешанные дефекты речи, которые требуют трудной и длительной коррекции.

Дата публикации: 10.03.2020. Последнее изменение: 07.07.2020.

Источник

Дислалия – формы, причины, лечение, признаки, коррекция

Дислалия у детей – искажение или пропуск звуков при нормальном слухе и отсутствии патологий. Различают несколько видов заболевания:

Симптомы дислалии у детей

Дефекты звукопроизношения – это полное выпадение звуков, их искажение или замена одних другими. При этом лексическая сторона речи формируется по возрасту с употреблением падежей, в единственном и множественном числе, склонением по родам.

Моторная дислалия у детей что это. Смотреть фото Моторная дислалия у детей что это. Смотреть картинку Моторная дислалия у детей что это. Картинка про Моторная дислалия у детей что это. Фото Моторная дислалия у детей что это

До 5 лет дислалия может быть и физиологической, обусловленной ранним детским возрастом.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии логопедом начинается с выяснения, как протекала беременность и роды, детских заболеваний у самого ребенка, психомоторного и речевого развития в раннем возрасте, исключение патологий слуха и зрения. Обследуются органы артикуляционного аппарата.

В процессе диагностической работы отмечаются выявленные недочеты произношения, выявляется форма и вид заболевания. Проверяется возможность различения звуков. При необходимости назначаются консультации других специалистов (стоматолога, ортодонта, невролога, лора).

Лечение и коррекция дислалии у детей в логопедическом центре в Москве

Логопедическая коррекция дислалии включает 3 этапа:

Подготовительный. Во время него устанавливается контакт с ребенком. Он привыкает к обстановке и специалисту, происходит работа над развитием внимания, памяти и фонематического восприятия.

Формирование первичных произносительных навыков. Постановка отдельного звука, произношение его в слогах и словах, доведение до автоматизации.

Закрепление навыков общения. Употребление звуков в разных ситуациях, возникающих при общении. Контроль за речью.

Моторная дислалия у детей что это. Смотреть фото Моторная дислалия у детей что это. Смотреть картинку Моторная дислалия у детей что это. Картинка про Моторная дислалия у детей что это. Фото Моторная дислалия у детей что это

Коррекционная работа при дислалии проводится на регулярной основе 3-4 раза в неделю. Устранение дислалии при простой форме займет от 1 до 3 месяцев; при сложной понадобится больше времени – от 3 до 6 месяцев. Один из важных факторов успешного лечения – это выполнение рекомендаций родителями. Без полного взаимодействия родителей ребенка и логопеда сложно говорить об успехах.

Источник

Дислалия у детей — что это, симптомы, лечение

Моторная дислалия у детей что это. Смотреть фото Моторная дислалия у детей что это. Смотреть картинку Моторная дислалия у детей что это. Картинка про Моторная дислалия у детей что это. Фото Моторная дислалия у детей что это
Дислалия – это речевое расстройство, при котором звуки искажаются, замещаются похожими или отсутствуют вообще в речи, при этом ребенок имеет нормальный слух, хорошо владеет грамматическим строем родного языка, его словарный запас соответствует возрастной норме. У дошкольников дислалия встречается довольно часто. Например, ребенок заменяет звук [р] на [л] или даже [в].

На развитие интеллекта, психики малыша дислалия не влияет, но она существенно затрудняет общение с другими детьми и взрослыми. Это приводит к тому, что ребенок замыкается, сторонится людей. Кроме того, в школьном возрасте заболевание нередко провоцирует развитие дисграфии и дислексии – нарушения овладения письменной речью. Резко падает успеваемость, ребенок постоянно находится в ситуации неуспеха, и это может наложить отпечаток на его личность. Именно поэтому дислалию нужно обязательно корректировать.

Как понять, что у ребенка дислалия?

О том, что у малыша развилась дислалия, свидетельствуют следующие признаки:

В остальном речь ребенка правильная. Он без ошибок употребляет падежи, формы множественного и единственного числа, родовые окончания, не путается в значении хорошо знакомых слов.

Почему развивается дислалия?

Основная причина этого расстройства – неготовность мышц, которые участвуют в артикуляции звуков, к произвольным движениям. Иными словами, мышцы слишком слабые, и для того, чтобы все звуки оказались на своих местах и произносились правильно, нужно их натренировать.

Лечение дислалии

Если у вас появились подозрения, что у ребенка дислалия, следует немедленно обратиться за помощью к логопеду. Если малыш вялый, замкнутый, то необходима консультация невролога, чтобы исключить дизартрию.

Коррекция дислалии проходит в несколько этапов:

Регулярные занятия с логопедом – обязательное условие для успешного лечения заболевания, но продолжать тренироваться следует и в домашних условиях. Расскажем о нескольких основных упражнениях. Помните, что сначала все движения выполняет взрослый, чтобы ребенок понял, как и что он должен сделать.

Независимо от того, какие звуки нужно поставить, комплекс следует всегда начинать с двух упражнений.

1. Строим забор

2. Делаем трубочку

Вытяните округленные губы и удерживайте их в так в течение 5-10 сек. При этом рот должен быть закрыт, а зубы сомкнуты. Маленький совет: предложите малышу дотянуться до конфетки или кусочка фрукта и взять лакомство одними губами, держите угощение на расстоянии 1-2 см от рта.
Цель этих двух упражнений – научить контролировать движения губ и нижней челюсти и выполнять комплекс без их участия.

Для постановки [с], [з]и [ц] нужно отработать точные и сложные движения языком. Например, хорошо помогает следующее упражнение.

3. Забиваем гол

Положите на стол, перед которым вы сидите с ребенком, ватный шарик. Чуть дальше поставьте два кубика, это будут ворота. Вытяните губы и старайтесь как можно дольше дуть на «мячик», загоняя его в «ворота». Важно дуть непрерывно и следить, чтобы щеки во время выполнения не двигались.

Для артикуляции [ш], [щ], [ж]и [ч] нужно научиться выполнять языком множество тонких движений. Здесь пригодится такое упражнение.

4. Сладкое варенье

Со слегка приоткрытым ртом оближите верхнюю губу. Двигайте языком вверх-вниз. Распластайте его так широко, как можете, чтобы он боками касался уголков рта.

При артикуляции [л] и [р] работают сразу несколько частей языка: кончик, спинка и края. Одновременно все их задействовать помогает следующие упражнения.

5. Пароходный гудок

Произносите [ы] так долго, как сможете, подражая гудку парохода. При этом кончик языка опущен к низу рта, а его спинка поднята.

6. Лошадка

Улыбнитесь, покажите зубы, пощелкайте языком, подражая цоканью лошадиных копыт. Сначала щелкайте медленно, потом ускорьте темп.

Следующее упражнение поможет различать свистящие и шипящие.

Свистим

Произнесите [с] долго, так, как будто из воздушного шарика выходит со свистом воздух. При этом губы сложены в улыбке, зубы сомкнуты, язык находится за ними, а выходящая воздушная струя холодная.

Шипим

Произнесите [ш] длительно, удерживая язык за задними зубами, при этом выходящая воздушная струя теплая, а губы округлены.

На различение глухих и звонких следует выполнять такое упражнение.

Поезд

Несколько раз произнесите [т], сначала медленно, потом быстро, подражая стуку колес поезда. Приложите руку ребенка к шее, туда, где находятся голосовые связки. Он должен убедиться, что голосовые связки остаются неподвижными. Теперь произнесите [д], голосовые связки завибрируют. Поэкспериментируйте с другими согласными.

Мы перечислили только некоторые упражнения, которые помогут не потерять достигнутых навыков, если вы вынуждены сделать перерыв в занятиях с логопедом. Обязательно строго следуйте всем рекомендациям, которые вам дает педагог.

Прогноз при своевременной коррекции благоприятный. В подавляющем большинстве случаев звуки появляются и автоматизируются в течение 5-6 месяцев.

Дата публикации: 27.04.2020. Последнее изменение: 05.05.2021.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *