Моц что это такое в торговле
Моц что это такое в торговле
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
международный образовательный центр
Молодёжный общественный центр
МОЦ «Оптика»
г. Экибастуз
межшкольный образовательный центр
образование и наука
машина окорочная цепная
минимальная оптовая цена
межрегиональный общественный центр
например: МОЦ «За безопасность российских дорог»
московский областной центр
Полезное
Смотреть что такое «МОЦ» в других словарях:
моціон — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови
моц — присл. Ол. Багато. Онуфер, мій кум, ма моц пінязи … Словник лемківскої говірки
моц — (лк) См. мот … Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого
моціон — у, ч. Пішохідна прогулянка на повітрі для відпочинку, лікування тощо … Український тлумачний словник
моція — ї, ж., лінгв. Спосіб фіксального словотворення іменників зі значенням жіночої статі від іменників чоловічого роду суфіксальним, рідше флексійним способом … Український тлумачний словник
моц — (лк) См. мот … Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого
моц — дуже [XIII] … Толковый украинский словарь
МОЦ — машина окорочная цепная медико оздоровительный центр … Словарь сокращений русского языка
моц — сила, влада, уповноваження … Зведений словник застарілих та маловживаних слів
Что такое Minimum Must List и как его считать
Крупные производители обычно имеют обширный ассортимент. Очевидно, что он не может быть представлен полностью в каждой торговой точке, особенно если эта точка небольшая. Возникает задача определить минимальный обязательный ассортимент (по-английски Minimum Must List, сокращенно MML) – список товаров, которые должны присутствовать в магазинах того или иного типа. Обычно MML определяется для мест продаж, сгруппированных по какому-либо признаку — типу торговой точки, каналу продаж, географии. При формировании MML компании, как правило, ориентируются на объем продаж или маржинальность, но могут быть и другие соображения.
Компания хочет, чтобы продукт постоянно присутствовал на полке, и торговому персоналу ставится цель — продать как можно больше товара из MML. Но отчет о продажах покажет только факт отгрузки в торговую точку. Поэтому под фактической продажей надо подразумевать не одну, а несколько отгрузок данного товара в торговую точку в месяц, особенно для продукции с короткими сроками годности. И наоборот, если срок годности у продукта длительный, а оборачиваемость низкая, отгрузку, осуществленную в прошлом месяце, можно засчитывать как фактическую продажу в месяце текущем.
Цели по MML
Цели по MML выставляются по трем основным измерениям планирования: «время», «продукт», «клиент». Каждое измерение может определяться на разном уровне детализации. Чаще всего цель по MML выбирается для каждого канала или типа торговой точки, иногда добавляется регион или филиал. По измерению «время» обычно берется относительно длительный интервал: от месяца до года. По «продукции» иногда рассматриваются группы продуктов, но чаще — непосредственно продукты.
Приведем простой пример. Цели задаются по каждому продукту и по типам торговых точек. Единица в таблице ниже означает, что продукт обязательно должен быть в точке указанного типа (это и есть цель), ноль — не обязательно.
Для простоты мы не указываем измерение «время» (месяц): хотя план на следующий месяц может измениться, но незначительно. С точки зрения здравого смысла, было бы странно получить на следующий месяц совершенно другой план. Действительно, будет странно, если торговый представитель, упорно работая в текущем месяце, выполнил план MML на 80%, и в следующем месяце уже был готов выполнить его на 100%, как вдруг выяснится, что список MML полностью поменялся. Но незначительные изменения объяснимы. Например, запуском нового продукта.
Отчеты об MML
Цели по MML могут быть отнесены к каждой конкретной торговой точке. В этом случае процент выполнения MML считается как отношение количества проданных в данную точку продуктов из ее списка MML к количеству всех продуктов в списке MML данной точки. Например, если в гастрономах должно продаваться 8 продуктов, а в гастрономе «Весна» были проданы только яблоки и абрикосы, то выполнение MML для этого конкретного гастронома составляет 25%.
Пример. В некоторой области есть 1000 торговых точек. Первый день нового месяца — суббота. Обычно в субботу бывает мало заказов, и мы предположим, что только один из тысячи магазинов заказал продукцию в первый день месяца, но зато сразу весь список MML. Выполнение MML в этом случае будет 100%, так как мы берем для расчета только этот магазин. На следующий день продукцию взял еще один магазин того же типа, но не из списка MML. Теперь выполнение равно уже 50%. Наконец, в понедельник, третий день месяца, продукцию купили все остальные магазины, и при этом только некоторые товары из списка MML. Выполнение MML упадет почти до нуля. Естественно, такая динамика покажется странной: 100%, 50%, 1%.
Решение. Что делать, чтобы избежать такой ситуации? Если в качестве начальной базы торговых точек использовать магазины, уже бравшие продукцию, то с начала месяца выполнение MML будет низким, но со временем будет только расти. Но у такого подхода также есть минус. Магазины, которые брали продукцию компании в прошлом месяце, но затем перестали ее покупать или закрылись, будут попадать в расчет MML и уменьшать его выполнение. Вариант решения, который представляется более правильным, — административный. Оставив методику расчета без изменений (то есть только по активным в текущем периоде магазинам), нужно запретить свободный доступ к отчету о выполнении MML до определенного момента, а еще лучше — рассылать его пользователям по определенным дням, начиная со второй половины месяца.
Измерение «клиент»
Подход к агрегации по торговым точкам может быть разным. Один из вариантов — брать среднее значение. Например, в магазине «Весна» MML 25%, а в супермаркете «Лето» 75%. Среднее выполнение 50%. Представим, как это выглядит на практике. В небольшом городке находится всего две торговые точки. Одна из них — крупный супермаркет, целевой список MML для которого состоит из 100 позиций. Вторая — небольшой ларек, список MML для него — всего 1 продукт. В ларек продан 1 продукт (выполнение MML равно 100%), и в супермаркет тоже продан всего один продукт (выполнение MML равно 1%). Среднее значение MML 50,5%. Очевидно, такой подход некорректен.
Более правильно (и просто) считать средневзвешенный процент, учитывающий размеры торговой точки. Вычисляя MML для нескольких торговых точек, мы сумму фактически проданных продуктов делим на сумму продуктов целевых. В нашем примере он будет считаться так:
Иными словами, для агрегации MML по торговым точкам суммарное количество продуктов из целевого списка MML, проданных в несколько магазинов, нужно поделить на суммарное количество продуктов, присутствующее в целевых списках MML для этих магазинов. Причем под термином «суммарное» понимается именно сумма продуктов в списках, а не количество уникальных продуктов. Например, если нас интересует показатель выполнения MML, агрегированный по двум точкам одного типа, список MML для каждой из которых состоит из 10 (естественно, одинаковых) продуктов, то суммарное количество будет равно 20.
Основной принцип агрегации MML по всем измерениям можно кратко сформулировать так: сумма фактов делится на сумму планов.
Cтатья подготовлена на основе книги Игоря Гусакова «Анализ и планирование продаж в компаниях рынка FMCG».
Зачем соблюдать РРЦ (МРЦ), требуемую брендом?
Рекомендованная розничная цена (РРЦ или МРЦ) – это розничная цена, которую устанавливает поставщик, и он рекомендует посредникам продавать товар конечным покупателям именно по этой цене. Её ещё называют цена производителя.
Соблюдать РРЦ очень важно всем участникам рынка, в противном случае демпинг приведет к недобросовестной конкуренции, а заработать не сможет никто. Продавцы, которые продают согласно РРЦ потеряют своих клиентов, а продавцы, которые продают ниже РРЦ получат настолько низкий доход, что просто не смогут покрыть свои затраты на обслуживание бизнеса.
Важно понимать, что рынок «свободных» цен постепенно приведет к снижению маржи до величин близких к 0, а торговые марки, не контролирующие цены, быстро обесценятся.
Именно поэтому уважающие себя бренды всегда требуют от ритейлеров соблюдение РРЦ. А магазины, желающие на рынке работать долго и продуктивно, всегда выбирают именно те марки, у которых есть контроль за РРЦ и с удовольствием её соблюдают, потому что понимают РРЦ – это их прибыль.
Пример из жизни. У нас был случай с крупным партнером из г. Екатеринбург. Клиент оформил крупную партию на поставку одежды G’n’K, а затем, чтобы быстрее продать большое количество продукции, сильно снизил цену. Никакие уговоры не помогали, даже остановка отгрузок и аннулирование договора на последующее сотрудничество. В конце сезона продаж владелец этой фирмы признался, что товар он распродал, но финансовые показатели были отрицательные. После долгих обсуждений мы пошли навстречу и отгрузили новый заказ. В этот раз продажи шли уже согласно РРЦ. По итогу у партнера немного снизились продажи в штуках, т.е. в обороте были потери, но доход у него резко вырос и чистую прибыль он получил.
Если партнер не соблюдает РРЦ, то он не только лишает себя прибыли, но и рискует испортить отношения с производителем.
Риски магазинов при несоблюдении РРЦ:
РРЦ – это не просто цена, это стратегия ценообразования. Когда производитель устанавливает РРЦ, он предварительно проводит анализ своего бизнеса и бизнеса розничного направления, т.е. своих партнеров. Производитель очень хорошо понимает структуру затрат розничного сектора, он строит стратегию ценообразования таким образом, чтобы ритейлеры достигали поставленных своих целей по прибыли.
Именно поэтому уважающие себя бренды такие, как G’n’K, никогда не соглашаются работать с сервисами совместных покупок (СП). Потому что СП максимально сильно демпингуют и никогда не соблюдают условия по РРЦ. Политика СП разрушает экономику бренда, подрывает его репутацию, обесценивает в глазах потребителей, хорошие марки превращает в ширпотреб. Само сотрудничество производителя с СП нестабильно, закупки имеют плавающий характер, поставщик никогда не сможет положиться на долгосрочное партнерство с СП и спрогнозировать объемы сбыта. Бренды, выбирающие сотрудничество с СП в конечном итоге уходят с рынка.
Откуда появились РРЦ, МИЦ, РДП, МДП?
Многие, кто открывает или уже открыл свой интернет-магазин, столкнулись с такими требованиями поставщиков, как:
РРЦ – рекомендованная розничная цена;
МИЦ – минимальная интернет цена;
РДП – рекомендованный дилерский прайс.
Ниже я распишу откуда пошли эти аббревиатуры и требования.
А еще ниже – ссылка, в которой подробно описано, как обойти ограничения РРЦ и МИЦ.
Итак, жила-была компания «А», которая производила лампочки и отгружала их дилерам, тогда еще розничным магазинам по 5 рублей. А потом появилась компания «Б», у которой были те же лампочки, но только в красивой упаковке и отгружала она их дилерам по 7 рублей.
Был дилер, то есть розничный магазин, который делал на них наценку в 300% и продавал первые по 15 руб., а вторые по 21 руб.
И тогда, компания «Б», чтобы их продукция была в конкуренции, установила так называемый РРЦ ценник, в рамках которого дилерам запрещено было продавать их продукцию по цене выше 15.90 руб. При этом, у покупателей появлялся уже здоровый выбор: купить в серой картонной коробке по 15 руб., либо в красивой упаковке по 15.90 руб. Для примера, взгляните на пачку с сигаретами, на них пропечатана цена, выше которой магазины не имеют право продавать эти сигареты и ни одни сетевой магазин не продает сигареты по цене, которая выше той, что указана на пачке.
По сути, РРЦ ценник позволил многим компаниям выдержать конкуренцию.
Но вот, появились интернет-магазины, а в сфере интернет-торговли совсем иные принципы и если вы из-за разницы в 5 рублей не пойдете в соседний магазин, то здесь вас от разницы в цене отделяет лишь один клик мышью. Как итог, в интернет-торговле начался демпинг цен и магазины для привлечения покупателей начали снижать розничные цены и эта лампочка компании «Б» начала дешеветь:
— 15.90
— 14.90
— 13.90
— 10.90
— 9.50 ….
А вот ценник на лампочку «А» продолжал оставаться на той же цифре и стоить 15 руб.
Естественно, это свелось к тому, что магазины старались продавать лампочку производителя «А», так как в этом случае они зарабатывали с продажи 10 руб., в с случае с производителем «Б» всего 2.5 руб. и скоро магазинам стало не интересно их продавать.
Казалось бы, вопрос можно решить, потребовав от интернет-магазинов поднять ценник на лампочку до прежних 15.90.
И вопрос так и был решен, ценники были подняты.
Но это уже ничего не дало: покупатели, которые раньше покупали эту лампочку за 9.50-10.90 отказались теперь покупать эту лампочку за 15.90, ожидая вновь понижения цены, а тем временем, на рынке появились лампочки конкурентов, тоже в красивой упаковке и по цене 12.50 руб. Таким образом, продукция компании «Б» больше не продавалась и компания разорилась.
Именно поэтому, производители стараются сделать все возможное, чтобы их товары продавались по определенным розничным ценам, так как если цена будет выше, то их продукцию не будут покупать клиенты, а если ниже, то их продукцию не интересно будет продавать магазинам и страшно не только завышение цены, но и занижение. Демпинг убивает и многие компании исчезли с рынка, так как не смогли своевременно отреагировать и вмешаться в ситуацию.
Какие-то компании, не сумев бороться с демпингом, решают вопрос откатами, то есть предоставляя рибейты и МДФ крупным продавцам. Наиболее ярчайшие примеры Lenovo и Samsung, первая, за продажу ноутбуков готова возвращать крупным компаниям до 10%, а вторая, по 5 тыс. за продажу каждого телевизора. Но в итоге, это привело к тому, что и крупные магазины навешивают ценники на их продукцию уже с учетом этих самых рибейтов, то есть зачастую продают их практически по закупке (с наценкой в 2-3%) и даже ниже (проводя акции и давая бесплатно подарки при покупке техники).
Поэтому, для роста бизнеса любого производителя важно в самом начале разработать РРЦ ценник так, чтобы цена на их продукцию была конкурентоспособней, но в то же время магазинам тоже было интересно продавать их продукцию. Здесь я опущу вопрос о том, на сколько эффективно им удается это делать, моя задача была изначально в том, чтобы объяснить, откуда все это взялось.
Некоторые компании стали практиковать МИЦ – ценник, который должны придерживаться интернет-магазины.
В среднем, данный ценник примерно на 5% ниже, чем РРЦ.
А есть еще аббревиатура, о которой некоторые слышали, но официального подтверждения не существует, это:
МДП – минимальный дилерский прайс, то есть цена, ниже которой дистрибьютор не имеет право отгружать своим дилерам продукцию.
Данная аббревиатура была создана производителями для дистрибьюторов, чтобы уже среди них была равная конкуренция и продавать ниже данного прайса можно только в рамках тендеров, создав спецзапрос вендору, с указанием для какого именно тендера необходима данная продукция.
Применяемые компаниями санкции, при несоблюдении РРЦ.
Как правило, при завышении РРЦ, а так же при занижении, поставщик может прекратить вам отгружать продукцию, либо предоставить прайс с более высокими ценами.
На сколько это законно?
На данный момент, я отправил в ФАС запрос на предоставление информации о законности данного требования и вероятности попадания под статью «Картельный сговор».
Update 17.09.2015г.
Спустя почти год, после 2-х писем в ФАС и одного на имя Президента РФ, которое был вынужден написать из-за того, что ФАС настойчиво игнорировало мой вопрос, я получил ответ, является ли требование по РРЦ картельным сговором.
Ниже скан ответа.