Моцарт и сальери о чем это

Моцарт и Сальери

В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребёнком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он самозабвенно предался изучению музыки. Презрев все, что было ей чуждо, он преодолел трудности первых шагов и ранние невзгоды. Он овладел в совершенстве ремеслом музыканта, «перстам/Предал послушную, сухую беглость/И верность уху». Умертвив звуки, он разъял музыку, «поверил алгеброй гармонию». Только тогда решился он творить, предаться творческой мечте, не помышляя о славе. Нередко уничтожал он плоды многодневных трудов, рождённые в слезах вдохновенья, найдя их несовершенными. Но и постигнув музыку, он оставил все свои знания, когда великий Глюк открыл новые тайны искусства. И наконец, когда достиг он в безграничном искусстве высокой степени, слава улыбнулась ему, он нашёл в сердцах людей отклик на свои созвучья. И Сальери мирно наслаждался своей славой, не завидуя никому и не зная этого чувства вообще. Напротив, он наслаждался «трудами и успехами друзей». Сальери считает, что никто не вправе был назвать его «завистником презренным». Ныне же душу Сальери угнетает сознание, что он завидует, мучительно, глубоко, Моцарту. Но горше зависти обида на несправедливость судьбы, дающей священный дар не подвижнику в награду за долгие и кропотливые труды, а «гуляке праздному», тяжелее зависти сознание, что дар этот дан не в награду за самоотверженную любовь к искусству, а «озаряет голову безумца». Этого Сальери не в силах понять. В отчаянии произносит он имя Моцарта, и в этот момент появляется сам Моцарт, которому кажется, что Сальери потому произнёс его имя, что заметил его приближение, а ему хотелось появиться внезапно, чтобы Сальери «нежданной шуткой угостить». Идя к Сальери, Моцарт услышал в трактире звуки скрипки и увидел слепого скрипача, разыгрывавшего известную мелодию, это показалось Моцарту занятным. Он привёл с собой этого скрипача и просит его сыграть что-нибудь из Моцарта. Нещадно фальшивя, скрипач играет арию из «Дон-Жуана». Моцарт весело хохочет, но Сальери серьёзен и даже укоряет Моцарта. Ему непонятно, как может Моцарт смеяться над тем, что ему кажется поруганием высокого искусства Сальери гонит старика прочь, а Моцарт даёт ему денег и просит выпить за его, Моцарта, здоровье.

Моцарту кажется, что Сальери нынче не в духе, и собирается прийти к нему в другой раз, но Сальери спрашивает Моцарта, что тот принёс ему. Моцарт отговаривается, считая своё новое сочинение безделицей. Он набросал его ночью во время бессонницы, и оно не стоит того, чтобы утруждать им Сальери, когда у того плохое настроение. Но Сальери просит Моцарта сыграть эту вещь. Моцарт пытается пересказать, что испытывал он, когда сочинял, и играет. Сальери в недоумении, как мог Моцарт, идя к нему с этим, остановиться у трактира и слушать уличного музыканта Он говорит, что Моцарт недостоин сам себя, что его сочинение необыкновенно по глубине, смелости и стройности. Он называет Моцарта богом, не знающим о своей божественности. Смущённый Моцарт отшучивается тем, что божество его проголодалось. Сальери предлагает Моцарту вместе отобедать в трактире «Золотого Льва». Моцарт с радостью соглашается, но хочет сходить домой и предупредить жену, чтобы она не ждала его к обеду.

В отдельной комнате трактира, где есть фортепьяно, сидят Сальери с Моцартом. Сальери кажется, что Моцарт пасмурен, что он чем-то расстроен. Моцарт признается, что его тревожит Requiem, который он сочиняет уже недели три по заказу какого-то таинственного незнакомца. Моцарту не даёт покоя мысль об этом человеке, который был в чёрном, ему кажется, что тот следует за ним повсюду и даже сейчас сидит в этой комнате.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Кратко «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин

Очень краткий пересказ пьесы «Моцарт и Сальери»

Сальери был композитором. С детства он любил искусство и часто наслаждался тем, как звучит орган в церкви, после чего начал заниматься и сам. Со временем, благодаря упорству и труду, он сумел достичь успеха, им начали восхищаться. Сальери всегда радовался успехам других музыкантов и никогда никому не завидовал. Но позже в нем начало прорастать зерно зависти, когда его затмил талант Моцарта.

Однажды Моцарт по дороге к Сальери встречает слепого музыканта. Скрипач исполнял произведение Моцарта. Его забавляет, как фальшивит музыкант. Он решил посмеяться с другом и привел его с собой. Но Сальери не оценил шутку, для него подобные насмешки над искусством были неприемлемы. Он прогнал старика, а Моцарт заплатил музыканту, чтобы слепой выпил за его здоровье.

Главные герои и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

Краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери» подробно по сценам

Сцена I.

Сальери – получивший признание музыкант. Он родился с любовью к искусству, и размышляет как трудолюбиво и упорно развивал свой талант в музыке. Насколько ему тяжело далось то, что он имеет сейчас. Он делал упор не на дар, а воспринимал искусство, как обычное ремесло.

Гармонию он изучал как науку, поэтому и вдохновения особого у него не было. Только спустя много лет труда и работы, он смог добиться славы и обрел поклонников. Сальери негодует, что «бессмертный гений» был послан ни ему за все его усилия, в голову беспечного Моцарта, который вел праздный образ жизни.

Спустя какое-то время, его затмевает молодой талантливый Моцарт, который был беспечным гулякой и все ему давалось легко, без особых усилий. Этот композитор быстро стал популярным благодаря своему таланту. Сальери начинает завидовать Моцарту, хотя они успели стать друзьями.

К Сальери заходит веселый Моцарт, он привел с собой слепого старика скрипача. Композитор встретил его по дороге к другу. На улице, где он фальшиво исполнял арию из оперы, написанную Моцартом. Он просит уличного музыканта снова исполнить это произведение, чтобы слышать мненье Сальери.

Старик играет арию из Дон-Жуана, Моцарт смеется от его «мастерства». Сальери не оценил эту шутку, так как плохое исполнение его сильно возмутило, он посчитал это издевательством над искусством. Затем говорит Моцарту, что раз его потешают такие вещи, то он не достоин сам себя.

Сальери гонит старика, а Моцарт платит тому за «выступление», и просит выпить за его здоровье. Увидев, что друг не в духе, Моцарт решает уйти, но Сальери его останавливает, предлагая сыграть то, с чем он пришел.

Моцарт усаживается за фортепиано и начинает исполнять новую пьесу. Сальери был безумно восхищен тем, как смело и хорошо у него получается, и зависть еще сильнее разгораться в композиторе, и появляются в его голове черные мысли.

Сцена II.

Во течение трапезы в трактире Сальери замечает, что Моцарт молчит и хмурится. Молодой композитор делится своими переживаниями о том, что был у него загадочный человек в черном. Он лишь заказал сочинить Requiem и скрылся.

Но с той поры ему начало казаться, что образ незнакомца в черном повсюду: «как тень он гонится за мной». И будто даже сейчас Моцарт чувствует присутствие человека в черном в их компании. Моцарт три недели трудился над заказом, а незнакомец все не появлялся, чтобы забрать Requiem.

Моцарту не очень-то хотелось его отдавать, так как произведение получилось очень хорошим. Но его терзает тревога, что этот заказ был неким знаком судьбы.

Сальери начинает успокаивать друга, но делает это совсем неискренне, ведь в его голове уже зародился злой умысел. Он вспоминает о друге Бомарше, который тоже был гением. В свое время он советовал Сальери перечитать «Женитьбу Фигаро», если мрачные мысли засели в голове.

Моцарт почувствовал, что ему стало плохо и уходит из трактира, оставляя Сальери одного. Композитор понимает, что чувство зависти никуда не ушло. Он думает над словами Моцарта, что гений со злодейством не совместимы, и ведь выходит, что он не гений, и сам пытается это отрицать.

Кратко об истории создания произведения

Пьеса «Моцарт и Сальери» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830-ом году. Произведение стало второй по счету «маленькой трагедией», наброски пьесы были сделаны еще в 1826-ом году. Первая публикация состоялась в конце 1831-го года в альманахе «Северные цветы на 1832 год».

Источник

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: описание, герои, анализ пьесы

Моцарт и сальери о чем это. Смотреть фото Моцарт и сальери о чем это. Смотреть картинку Моцарт и сальери о чем это. Картинка про Моцарт и сальери о чем это. Фото Моцарт и сальери о чем это
(Иллюстрация И. Ф. Рерберг)

Моцарт и Сальери – второе произведение А. С. Пушкина из цикла маленькие трагедии. Всего автор планировал создать девять эпизодов, но не успел осуществить свой замысел. Моцарт и Сальери написано на основе одной из существующих версий гибели композитора из Австрии – Вольфганга Амадея Моцарта. Замысел написания трагедии возник у поэта задолго до появления самого произведения. Он несколько лет вынашивал его, собирал материал и обдумывал саму идею. Пушкин для многих продолжал в искусстве линию Моцарта. Он писал легко, просто, с вдохновением. Именно поэтому тема зависти была близка поэту, также как и композитору. Разрушающее человеческую душу чувство не могло не заставить его задуматься над причинами его появления.

Моцарт и Сальери – произведение, открывающее самые низшие человеческие черты, обнажающее душу и показывающее читателю истинную натуру человека. Идея произведения – раскрытие перед читателем одного из семи человеческих смертных грехов – зависти. Сальери завидовал Моцарту и движимый этим чувством ступил на путь убийцы.

История создания произведения

Моцарт и сальери о чем это. Смотреть фото Моцарт и сальери о чем это. Смотреть картинку Моцарт и сальери о чем это. Картинка про Моцарт и сальери о чем это. Фото Моцарт и сальери о чем это

Задумана трагедия и предварительно набросана была в селе Михайловском в 1826 году. Она является второй по счету в сборнике маленьких трагедий. Долгое время наброски пылились у поэта на его рабочем столе, и лишь в 1830 году трагедия полностью была написана. В 1831 году она была впервые опубликована в одном из альманахов.

При написании трагедии Пушкин опирался на газетные вырезки, сплетни и рассказы обычных людей. Именно поэтому, нельзя считать произведение «Моцарт и Сальери» исторически верным с точки зрения правдивости.

Описание пьесы

Пьеса написана в двух действиях. Первое действие разворачивается в комнате Сальери. Он рассуждает о том, есть ли на земле истинная правда, о своей любви к искусству. Далее к его беседе присоединяется Моцарт. В первом действии Моцарт рассказывает другу о то, что сочинил новую мелодию. Он вызывает зависть и чувство неподдельной злости у Сальери.

Главные герои пьесы

В пьесе всего три действующих героя:

У каждого персонажа есть свой характер. Критики отмечали, что герои не имеют ничего общего с их прототипами, именно поэтому, можно смело говорить о том, что все действующие лица трагедии вымышленные.

Моцарт

Моцарт и сальери о чем это. Смотреть фото Моцарт и сальери о чем это. Смотреть картинку Моцарт и сальери о чем это. Картинка про Моцарт и сальери о чем это. Фото Моцарт и сальери о чем это

Сальери

Моцарт и сальери о чем это. Смотреть фото Моцарт и сальери о чем это. Смотреть картинку Моцарт и сальери о чем это. Картинка про Моцарт и сальери о чем это. Фото Моцарт и сальери о чем это

Сальери – полная противоположность Моцарта. Мрачный, хмурый, недовольный. Он искренне восторгается произведениями композитора, но зависть, которая закрадывается в душу, не дает покоя.

Источник

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: сюжет и краткое содержание пьесы

Моцарт и сальери о чем это. Смотреть фото Моцарт и сальери о чем это. Смотреть картинку Моцарт и сальери о чем это. Картинка про Моцарт и сальери о чем это. Фото Моцарт и сальери о чем это
(Иллюстрация: обложка к книге Моцарт и Сальери. Оформление: русский художник и график Сергей Васильевич Чехонин. 1937 год)

Два главных героя произведения являются абсолютно противоположными личностями – один добр и чист, другой страдает от всепоглощающей зависти. Именно на их примере автор показывает то, насколько человеческая гордыня способна затуманить разум и подтолкнуть на подлость, преступление.

Несмотря на то, что герои имеют своих прототипов в реальном мире, произведение является вымыслом, основанном на слухах (по имеющимся источникам, именно на них опирался автор при написании пьесы). Ничего общего с настоящей историей жизни композитора Моцарта оно не имеет.

Главные герои произведения

В произведении «Моцарт и Сальери» всего два главных персонажа. Они абсолютно противоположны друг другу по характеру, образу мысли и взгляду на жизнь. Автор противопоставляет их один другому, как черный гений гению добра.

Моцарт и сальери о чем это. Смотреть фото Моцарт и сальери о чем это. Смотреть картинку Моцарт и сальери о чем это. Картинка про Моцарт и сальери о чем это. Фото Моцарт и сальери о чем это

Моцарт и сальери о чем это. Смотреть фото Моцарт и сальери о чем это. Смотреть картинку Моцарт и сальери о чем это. Картинка про Моцарт и сальери о чем это. Фото Моцарт и сальери о чем это

Сальери – лучший друг Моцарта (именно так называет его композитор). Жестокий, завистливый, высокомерный человек, абсолютная противоположность Моцарта. С самого детства он изучает музыку (которая давалась ему с трудом), в надежде стать знаменитым на весь мир.

Сюжет пьесы

Сальери придается грустным воспоминаниям о своем детстве. Всю свою жизнь он посвятил искусству и нет ничего священнее для него, чем музыка. Он никогда и никому не завидовал до тех пор, пока не познакомился с Моцартом. Теперь он недоумевает почему судьба благосклонна к тем, кто этого не достоин. Во время размышлений Сальери в комнате появляется Моцарт. Он приводит с собой слепого скрипача, который играет для них свою мелодию. После Моцарт и Сальери договариваются об ужине.

Краткое содержание по сценам

Сцена I

Сальери размышляет в своей комнате о прошедших годах. Он предался воспоминаниям своего детства – так много лет, было отдано музыке, и теперь она стало для него всем.

Источник

Анализ «Моцарт и Сальери» Пушкин

Моцарт и сальери о чем это. Смотреть фото Моцарт и сальери о чем это. Смотреть картинку Моцарт и сальери о чем это. Картинка про Моцарт и сальери о чем это. Фото Моцарт и сальери о чем это

Всего получено оценок: 718.

Всего получено оценок: 718.

Трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери” – очень противоречивое произведение: кому, как не самому Александру Сергеевичу знать, что такое зависть и каковы бывают её “плоды”. Для полного и подробного анализа произведения целесообразно знать основные вехи жизни и творчества писателя, его мировоззрение и жизненную позицию. В нашей статье вы найдёте всю необходимую информацию по теме, включая историю создания, тему, идею и особенности композиции пьесы.

Моцарт и сальери о чем это. Смотреть фото Моцарт и сальери о чем это. Смотреть картинку Моцарт и сальери о чем это. Картинка про Моцарт и сальери о чем это. Фото Моцарт и сальери о чем это

Краткий анализ

Год написания –1830 год.

История создания – написана в болдинский период, работа шла плодотворно, в 1831 году трагедия опубликована в альманахе “Северные цветы” за 1832 год. Основой стала легенда о безвременной смерти австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта и слухи, связанные с ней.

Тема – зависть, талант и упорный труд, рационализм и творчество, “ремесленничество” и гениальность.

Композиция – традиционная композиция, свойственная жанру трагедии. Монологи Сальери структурно окольцовывают действие в пьесе.

Жанр – трагедия в двух действиях. Пушкин характеризовал свой жанр как “маленькая трагедия”, это понятие прижилось в литературоведении.

Направление – классицизм (единство места, времени и действия).

История создания

По сведениям исследователей творчества поэта, замысел родился у Пушкина ещё в 1826 году. Период болдинской осени – самый яркий в творчестве Пушкина, именно тогда создавались самые гениальные его произведения, работа шла легко и плодотворно. “Моцарт и Сальери” относится к циклу так называемых “маленьких трагедий”, которые писатель успел написать лишь четыре, хотя планировал девять.

В двадцатые годы XIX века существовал своеобразный культ Моцарта. Им восхищались, его жизнью и подробностями смерти интересовались, вся Европа терялась в догадках о судьбе гениального композитора. Нужно отметить, что после создания Александром Сергеевичем своей трагедии миф о том, что Моцарт был отравлен, стал настолько популярен, что со временем превратился в стереотип. А имя Сальери стало нарицательным в значении “завистник”.

Композиция

Композиция произведения начинается с экспозиции – монолога Сальери о своей жизни и искусстве. Остальные структурные компоненты полностью раскрыты в произведении: очевидная кульминация, философская развязка.

Особенностью композиции является то, что оба действия состоят из монологов и диалогов главных героев. Кольцевой композицию произведения делают глубокие мучительные монологи Сальери, они как бы обволакивают всё действие. Именно мысли старого композитора начинают трагедию, они же звучат в финальных строках пьесы. Зависть, будто змея, вкрадывается в сознание человека и медленно душит его. Такова смысловая сторона авторской композиционной системы. Душевное состояние героя, олицетворяющего зло (Сальери), перетекает из глубины человеческой сущности в реальное действие – убийство.

Именно столкновение добра и зла – внутренняя основа композиции.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Моцарта и Сальери».

Жанру, в котором написано произведение, свойственен острый конфликт, чёткая идея, насущная проблематика и трагический финал. Большинство трагедий написаны в стихотворной форме, у Пушкина тоже – белым пятистопным ямбом, который принято называть “шекспировским”.

Объём произведения невелик, сюжет прост, он не содержит дополнительных ответвлений: два главных героя и слепой скрипач, который, скорее, эпизодический персонаж. Трагедия в два действия названа маленькой именно из-за своей уникальности в жанровой системе. Однако маленькое произведение Пушкина огромно и содержательно в смысловом и философском плане.

Анализ внутренней структуры и жанровых особенностей “Моцарта и Сальери” позволяет сделать вывод об уникальности пушкинского изобретения – “маленькой трагедии”. К этому жанру относятся “Каменный гость”, “Пир во время чумы” и “Скупой рыцарь” А. С. Пушкина. Этим произведениям, написанным в направлении классицизма, свойственно классическое художественное триединство, вечные темы и неразрешимые конфликты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *