Мотыга это что 5 класс
Объясните значения слов топор, мотыга, серп, зернотёрка,прядение, ткачество, циновка,духи,боги,старейшина,совет старейшин,
Ответ или решение 1
Топор – металлическое орудие, предназначенное для рубки и тески.
Мотыга (тяпка) – сельскохозяйственное орудие для обработки почвы.
Серп (жатвенный нож) – орудие, которое служит для уборки культурных растений.
Зернотёрка – древнее орудие, служащее для помола зерна.
Прядение – процесс продольного складывания и спирального скручивания волокон для получения прочной нити.
Ткачество – древнее ремесло; процесс изготовления ткани на ткацких станках.
Циновка – ковровое изделие из соломы, камыша и т.п.
Бог – высшее могущественное существо.
Старейшина – глава родовой общины.
Совет старейшин – Первобытный орган власти, орган управления в племени, общине.
Племя – группа людей объединенных родовыми отношениями, территорией, языком.
Идол – предмет слепого повиновения;
2.материальный предмет для религиозного поклонения.
Молитва – обращение человека к Божеству, Создателю всего живого.
Жертва – 1. Предмет охоты;
2. человек или животное, пострадавшее от чего-то;
3. человек либо животное, которое приносилась в жертву Богу;
Религиозный отряд – ряд действий, установленный обычаем, в которых воплощаются религиозные идеи, обычаи.
Значение слова «мотыга»
1. Примитивное земледельческое орудие для обработки почвы под посев, состоящее из палки и приделанного к ней острого клинка или скребка. Деревянная мотыга. □ Каменная мотыга стала первым орудием обработки земли. Сафонов, Земля в цвету.
2. Название инструмента, орудия, представляющего собой острую лопатку, перпендикулярно насаженную на палку (употребляется для рыхления почвы, окучивания, уничтожения сорняков и т. п.). || Сельскохозяйственная машина для рыхления почвы. Многорядная мотыга.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Другие названия: мотыка, тяпка, цапка и сапка, (южнорусск. от фр. sape), она же кетмень (название по Средней Азии) Представляет собой совмещение кирки и лопаты. Состоит из деревянной рукоятки и металлической рабочей части, расположенной перпендикулярно. Облегчает прополку и рыхление земли и уничтожение разных сорняков. Известна со времён мезолита, появляется в Передней Азии, позднее распространяется в другие страны. Изображение мотыги присутствует на навершии булавы правителя додинастического Египта Скорпиона II, а в шумерской мифологии она считалась изобретением верховного бога Энлиля. Символизирует сельский пролетариат и сельхозпроизводителей в геральдике ряда государств. Для земляных работ в тяжёлых грунтах используется киркомотыга.
МОТЫ’ГА и (реже) моты́ка, и, ж. 1. Примитивное земледельческое орудие для обработки почвы под посев, состоящее из палки и
приделанного к ней деревянного или каменного клинка или скребка.
М. — предшественница сохи. 2. Сельскохозяйственное орудие для прополки и разрыхления междурядий, для окучивания растений и пр.; то же, что цапка (с.-х.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
моты́га I
1. с.-х. ручное земледельческое орудие для рыхления или копки, металлический или каменный наконечник, насаженный под углом на длинную рукоятку ◆ Любопытней всего, что мотыга в до предела механизированной Америке устояла перед машиной на самых плодородных землях, прилегающих к Миссисипи. В. М. Песков, Б. Г. Стрельников, «Земля за океаном», 1975 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Для выкопки картофеля служили прочные стальные мотыги с треугольными и плоскими рожками. Людмила Дементьева, «Весьма практично и удобно» // «Ландшафтный дизайн», № 3, 2002 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
моты́га II
1. устар. разг. тот, кто нерасчётливо или неразумно расходует деньги, имущество ◆ Сын мотыга, гордец, француз, построил себе дом в Москии, переехали жильцы. А. Ф. Вельтман, «Эротида», 1835 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Вестимо, ты мотыга; вот уж с месяц, как взял у меня три рубля, а и в помине о них нет. М. Н. Загоскин, «Рославлев, или Русские в 1812 году», 1830 г.
моты́га III
1. морск. историческое название небольших парусных грузовых судов для прибрежного мореплавания, которые широко использовались на Азовском и Чёрном морях.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: омрачаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Мотыга
Моты́га — сельскохозяйственный инструмент. Другие названия: тяпка и сапа (южн.). Представляет собой совмещение кирки и лопаты. Облегчает прополку и рыхление земли и уничтожение разных сорняков. Символизирует сельский пролетариат и сельхозпроизводителей в геральдике ряда государств.
Содержание
История
Мотыга состоит из двух частей [1] :
I. Мотыга состоит из железного налопатника весьма различной формы, насаженного на длинную рукоятку, с которой он образует угол от 60° до 90°. При насадке налопатника под углом в 60° (фиг. 1), он, при ударе в землю, срежет лишь тонкий слой земли.
При насадке под углом в 90° (фиг. 2) налопатник входит глубоко в почву и отворачивает крупную глыбу земли.
Первый способ насадки употребляют для лущильных мотыг, с помощью которых срезают тонкие дернины, преимущественно на плотных почвах, второй — для глубокого взрыхления почвы. Форма налопатника — различна: для мелкой обработки и для работы на более легких почвах следует предпочесть более широкий налопатник (фиг. 2), для взрыхления на большую глубину и для работы на тяжелых почвах ширина налопатника должна быть уменьшена, а вышина увеличена (фиг. 1). Крайний предел уменьшения ширины налопатника представляет мотыга, носящая название кирки и применяемая для обработки каменистых почв. Применяются также, впрочем, двух-, трех- и четырёхзубые мотыги, зубцы которых, соединенные поперечным бурском, имеют цилиндрическую форму и заострены на конце; такие мотыги употребляют для вторичной обработки почвы, то есть для размельчения комьев, на которые разбивается земля посредством широкой мотыги. Иногда такую мотыгу, состоящую из нескольких зубьев и напоминающую по форме налопатника грабли, соединяют с широкой мотыгой общим ушком, которым налопатник насаживается на рукоятку: из таких сложных мотыг чаще всего описывается грабле-мотыга Штокгаузена. Работа такими сложными мотыгами, однако, менее производительна, нежели работа двумя различно устроенными мотыгами, находящимися в руках двоих рабочих (если, по условиям работы, это возможно).
Обыкновенно налопатник имеет форму прямоугольника, иногда трапеции. Нижний край должен быть наварен сталью и отточен. В зависимости от некоторых условий, этот край изменяет свое прямолинейное очертание: так, на сильно задернелых почвах удобны мотыги, режущий край которых имеет тупоугольный вырез, чем облегчается перерезывание (а не перерубание, как при прямолинейном крае) находящихся в почве корней; на каменистых почвах следует предпочесть мотыгу с закругленным краем, так как при такой форме налопатник не останавливается на попавшемся на его пути камне, а соскальзывает с него. Обработка почвы сплошь с помощью мотыг требует довольно значительного количества рабочей силы: для снятия тонких дернин широкой мотыгой требуется от 120 до 150 взрослых рабочих на десятину; для обыкновенного взрыхления требуется на десятину: на глубину до 2 вершков — от 25 до 70 рабочих; на глубину до 3 вершков — от 45 до 100 рабочих; на глубину до 4-5 вершков — от 75 до 120 рабочих; на глубину до 6-7 вершков — от 100 до 200 рабочих в зависимости от степени плотности почвы. Взрыхление тысячи мест, площадью около 1 /4 квадратных аршин каждое, требует от 1,5 до 2,5 рабочих дней; вдвое больших мест — от 3 до 5 и вдвое меньших — от 1 до 2. Обработка на глубину 4 — 5 вершков полосы, шириной ³/4 аршин, требует на 100 погонных сажень от 1 до 1,5 рабочих дней на легкой почве и от 2 до 3 — на тяжелой.
Ручное и упряжное орудие
II. Мотыга — ручное и упряжное сельскохозяйственное орудие. Применение ручной мотыги в мелких хозяйствах: для разбивания глыб, разделки и перекопки новых земель для культуры, выкапывания клубней и пр. Устройство ручной мотыги см. выше. При значительных размерах хозяйства пользуются чаще конными мотыгами. Главное их назначение — обработка междурядий растений, возделываемых рядами или гнездами. Мотыги устроены в виде ножей плужных корпусов, зубьев и лап. Ножи или скребки — наиболее употребительная форма — делаются одно- и двухсторонними. Черенок ножа верхней частью скреплен с рамой машины, а режущая его часть отходит от черенка под прямым углом, параллельно поверхности поля.
Действующие части конных мотыг должны быть прикреплены к станку так, что возможна расстановка их в каждом отдельном случае сообразно ширине междурядий, а также возможна замена одних частей другими: для уничтожения коры и срезания сорных трав — ножи, для выдергивания корней сорных трав и более глубокого разрыхления почвы — несколько выпуклые лапы, для приваливания земли к растениям — двукрылые плужки. Особенно пригодными для мотыжения хлебов считаются машины, у которых каждая отдельная часть или в некоторой совокупности с другими (например, по 3) прикреплена к рычагу, так что нужна известная тяжесть, накладываемая на рычаги, чтобы можно было ими разрыхлять почву на большую глубину. Для ограждения всходов от возможного повреждение со стороны машины в некоторых мотыгах служат добавочные части: шайбы, прикрепляемые по сторонам ножей, или вогнутые катки, пропускающие под собой ряды молодых растений. Станок мотыги устанавливают на 2-колесном ходу, снабжают оглоблями, а иногда и направляющим 1-колесным передком, что дает возможно быстро изменять направление машины, когда ножам приходится работать почти вплотную, как это бывает при мотыжении хлебов.
История Древнего Мира 5 класс Вигасин. Вопросы и задания к разделу «Жизнь первобытных людей». Номер №9
Что означают слова и выражения: рубило, копье, гарпун, мотыга, плуг, серп, родовая община, старейшина, племя, вождь племени, знатный, колдовской обряд, жертва, идол, оборотень, душа, “страна мертвых”?
Решение
Рубило – орудия труда, которое представляло собой обработанный камень.
Копье – орудия труда, предназначенное для охоты, представляло собой палку с привязанным заостренным каменным наконечником.
Мотыга – примитивное орудия труда, предназначенное для вскапывания земли.
Плуг – орудия труда, предназначенное для обработки земли; плуг способен рыхлить более твердую землю, чем мотыга.
Серп – орудия труда, предназначенное для срезания колосьев, изготовлялось из дерева или кости.
Родовая община – это человеческий коллектив, главным в котором являлись родственные связи, а жилище, пища, дрова были общими.
Старейшина – это самые опытные и мудрые старики, которые знали повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.
Племя – это группа людей, объединенных каким−либо признаком (например, верой в единого предка и др.).
Вождь племени – это глава племени, который избирался для ведения военных походов и защиты своих сородичей от врагов.
Знатный – это члены племени (вожди, старейшины), которые приобретали известность, они пользовались почетом, даже если не отличались особой доблестью и умом, им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.
Колдовской обряд – это действия, направленные на то, чтобы вызвать помощь при охоте и др.
Жертва – это подарки (пища, вещи и др.), которые люди преподносили своим богам и духам, чтобы отблагодарить и задобрить их.
Идол – это изображения богов и духов, которые люди высекали из камня, лепили из глины, вырезали из дерева.
Оборотень – это существа, способные превращаться в других существ – людей, камни, животных и любые другие предметы.
Душа – это сверхъестественное существо, которое обитало в каждом человеке, согласно вере первобытных людей.
«Страна мертвых» − это место, куда, согласно древним верованиям, переселялись души предков.
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 4
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА
Знакомясь с главой, подумайте:
1. Какое из двух занятий лучше обеспечивало людей пищей — земледелие или собирательство? скотоводство или охота?
Переход от присваивающего к производящему хозяйству стал важной вехой в эволюции человека. Занимаясь земледелием и скотоводством человек мог обеспечивать себя пищей намного эффективнее, чем занимаясь собирательством и охотой. Конечно, это не означало, что занявшись земледелием и скотоводством человек перестал ходить в лес по ягоды или на охоту, но человек стал меньше зависеть от милостей природы, приобретая другую зависимость — от собственного труда.
2. Почему не было деления на богатых и бедных среди охотников на мамонтов?
В первобытно-общинном строе люди полностью зависели от природных сил. Они занимались собирательством, охотой и жили родовыми общинами. У них были примитивные орудия труда, не было земледелия и скотоводства. Все, что община добывала (присваивала), потреблялось внутри общины. Какие-либо меновые отношения были очень слабыми или их не было вообще, поскольку излишков продуктов зачастую не было вообще, пищи не всегда хватало для пропитания рода. Таким образом вся община вынуждена была совместно трудиться для обеспечения жизни общины, все было общим, а все продукты распределялись поровну. В таких условиях ни у кого не было личной собственности, а следовательно не было богатых или бедных.
Объясните значение слов:
1. Какие наблюдения первобытных женщин привели к возникновению земледелия? Какие наблюдения привели к изобретению способа лепить горшки из глины?
Первобытные женщины заметили, что упавшие в землю дикорастущие семена зерновых культур дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства появилось земледелие. Также наблюдение за влиянием огня на обмазанную глиной корзинку из веток привело к пониманию процесса обжига глины и изобретению технологии изготовления глиняных емкостей и посуды.
2. Расскажите о трёх главных орудиях первобытных земледельцев. Как их использовали?
Первобытные земледельцы использовали каменный топор, деревянную мотыгу и серп. Каменный топор состоял из деревянного топорища и примотанного к нему кожаными ремнями заостренного камня. Деревянная мотыга представляла собой палку с сучком. Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Топором первобытные люди рубили деревья, чтобы расчистить участок земли для земледелия. Мотыгой они вскапывали землю, а серпом срезали колосья зерновых, когда они поспеют.
3. Какой зверь был одомашнен первым? Как он помогал людям?
Первым прирученным животным стала собака. Она охраняла жилище и помогала охотникам — выслеживала и гнала зверя.
4. Почему сородичи слушались старейшин?
Старейшины были самими опытными и мудрыми в родовой общине. Они лучше всех знали повадки зверей и свойства растений, а также знали и следили за соблюдением традиций и правил поведения.
Поработайте с картой (см. с. 12). Найдите, где находится древнейший район земледелия. Почему, по мнению учёных, именно в этом районе возникло земледелие?
Древнейшим районом земледелия считается Западная Азия, поскольку именно в этом регионе встречаются дикорастущие ячмень и пшеница. Сегодня это территория современных Турции, Сирии, Ливана, Ирака и Израиля. Земледелие зародилось более 10 тысяч лет назад.
Поработайте с датами. Что было раньше: появление человека разумного или возникновение земледелия? На сколько раньше?
Конечно же, человек разумный появился намного раньше. Первые древнейшие представители человека разумного появились в результате эволюции около 200-350 тысяч лет назад в Африке, оттуда вид распространился по всему свету, замещая существовавшие популяции Homo erectus (человека прямоходящего) и неандертальцев. 40 тысяч лет назад ареал проживания человека разумного распространился практически по всей Земле. Земледелие же появилось в регионе Месопотамии более 10 тысяч лет назад. Таким образом между распространением человека разумного как основного вида человекообразных по всему миру и открытием земледелия прошло около 30 тысяч лет, а с начала появления первых представителей человека разумного до появления земледелия прошло более 190-340 тысяч лет.