Моушен дизайн что это такое
Что такое моушн-дизайн, где и как его применяют. Бонусом — история
Движение может объяснить то, что статика показать не в состоянии. Рассказываем о моушн-дизайне.
Что такое моушн-дизайн
Как только статический кадр начинает двигаться, он становится графической анимацией или анимированной картинкой, но это ещё не моушн-дизайн. А вот когда изображение оживает и появляется дополнительный смысл, — тогда мы говорим о моушн-дизайне.
Продукт моушн-дизайна — ролик-история, рассказанная во времени. Создание такого, даже очень короткого ролика — занятие трудоёмкое и затратное.
Профессия моушн-дизайнера объединяет в себе огромное количество навыков, знаний и умений. Это дизайнер-оркестр: сценарист, художник, режиссёр, оператор, монтажёр, продюсер, саунд-дизайнер и даже программист. Научиться быть человеком-оркестром можно на курсе «Motion Design с нуля до PRO» от Skillbox.
Автор статей по дизайну.
В веб-дизайн пришел в 2013 году, осознанно начал заниматься с 2015 года. Параллельно освоил верстку. Время от времени публикую переводы на хабре.
Области применения моушн-дизайна в жизни
Основное применение — титры и футуристические интерфейсы. Титры можно считать прародителем такого современного направления, как моушн-айдентика.
Посмотреть коллекцию лучших кинотитров и прочитать о развитии жанра можно в этом материале.
Видеоклипы
Это отдельная категория моушн-дизайна, где идёт постоянный поиск новых визуальных приёмов и переосмысление старых.
Реклама
Эффектные ролики с коротким, но ёмким сюжетом, рассчитанные на эмоциональное восприятие. Моушн используется здесь повсеместно.
Видео
Презентации
Видеоконтент понемногу вытесняет все остальные виды контента. Проще посмотреть обучающее видео, чем прочитать руководство. Движение интереснее статики, оно завораживает и затягивает. Видео стараются использовать в презентациях, отчётах, уроках, гайдах по работе с сервисами.
3D-mapping
Это лазерное шоу, где «экраном» для 3D-проекции выступают фасады зданий — при этом обыгрывается геометрия постройки, её архитектура и местоположение.
Интерактивный дизайн
Это достаточно новое направление, симбиоз дизайна, программирования и шоу. Интерактивность помогает сделать пользовательские интерфейсы выразительными и простыми в использовании. Моушн-дизайн — одно из самых востребованных направлений на сегодняшний день. Применяется в таких областях:
Профессиональный софт
Чтобы создавать крутые моушн-проекты, необходимо специальное ПО. Эти инструменты используются во всех приведённых выше сферах моушн-дизайна, от кино до веба.
Adobe Photoshop
Популярный и мощный инструмент, который входит в линейку Adobe-продуктов Creative Cloud и отлично с ними интегрирован.
Для чего может пригодиться:
Adobe Illustrator
Софт для работы с векторными изображениями. Применяется в основном для создания логотипов, векторных иллюстраций и фонов для последующего использования в моушн-графике. Как и Photoshop, легко интегрируется, например, с After Effects.
After Effects
Пожалуй, одна из самых главных программ для освоения моушн-дизайна. After Effects — это 2,5D-программа для анимации.
Возможности After Effects:
Premiere Pro
Premiere — это редактор видеомонтажа, который лучше всего подходит для сборки работы воедино: склейки роликов, добавления звука, музыки и визуальных эффектов.
Cinema 4D
Это редактор 3D-моделирования с очень дружественным интерфейсом и низким порогом входа по сравнению с Maya, 3ds Max или Blender.
Cinema 4D широко используется в моушн-графике для моделирования, анимации и эффектов симуляции.
Adobe Animate и Moho
ИНСТРУМЕНТЫ ПОКАДРОВОЙ АНИМАЦИИ
Animate — по сути, тот же Flash, который сыграл немалую роль в становлении моушн-графики.
Заключение
Если пытаться самостоятельно получить нужные навыки в такой динамичной области, как моушн-дизайн, можно просто не успеть за меняющимися трендами. Поэтому рекомендуем учиться у профессионалов. На нашем курсе вы освоите эту профессию, сможете устроиться на стажировку параллельно с учёбой — и со временем сделать любимое занятие своей работой.
История возникновения
Тот моушн-дизайн, каким мы его знаем сейчас, обязан своим появлением почти 200-летней истории анимации. Многие приёмы, изобретённые тогда, активно используются до сих пор.
Начало
Тауматроп — игрушка, основанная на оптической иллюзии: при быстром вращении кружка́ с двумя рисунками с разных сторон они воспринимаются как один. Была особо популярна в Викторианскую эпоху.
Фенакистископ — прибор для демонстрации движущихся рисунков, конструкция которого основана на инерции человеческого зрения. Почти одновременно с ним был изобретён стробоскоп.
Зоотроп — устройство для демонстрации движущихся рисунков, конструкция которого основана на инерции человеческого зрения. Изобретателем зоотропа считается Уильям Джордж Горнер.
Эмиль Рейно усовершенствовал эти и похожие устройства, соединив их с «волшебным фонарём», что позволило просматривать движущиеся картинки не одному человеку, а одновременно нескольким.
Рейно стал использовать постоянную декорацию, рисуя её отдельно от персонажей и передавая на экран посредством отдельного «волшебного фонаря». Он был первым, кто синхронизировал изображение и звук.
Рейно применил некоторые приёмы, ставшие основой технологии мультипликации. В их числе — раздельное рисование персонажей и декораций.
Кинематограф
Немой кинематограф
Год официального рождения кинематографа. Публичные платные сеансы Огюста и Луи Люмьеров оказались наиболее популярны и успешны с коммерческой точки зрения, нежели все прочие начинания, поэтому именно братьев Люмьер принято считать родоначальниками кинематографии.
Звуковой кинематограф
Первым в истории полнометражным фильмом с синхронной речевой фонограммой в 1927 году стал музыкальный фильм «Певец джаза» по технологии «Вайтафон» со звуком на грампластинке.
Последние тенденции
Кинематограф стал средой, в которой зародился моушн-дизайн, он получил значительное развитие в пятидесятых годах в США благодаря таким дизайнерам, как Сол Басс, Морис Биндер и Пабло Ферро. В то время на телевидении стали появляться анимированные титры и логотипы. Так произошёл переломный момент: анимация перестала быть исключительно инструментом развлечения и получила новые функциональные задачи.
«Не буду вставать с кровати из-за 5 тысяч рублей»: сколько зарабатывает моушн-дизайнер
В Москве
Герой этого выпуска в десятом классе начал делать на заказ заставки для ютуб-каналов и заработал за первый год 200 тысяч рублей. Сейчас это его средний доход в месяц. Он рассказал, почему решил заняться моушн-дизайном, в чем плюсы и минусы работы в студии и на фрилансе, из-за чего он больше любит брать заказы у зарубежных компаний и куда попадают плохие клиенты с бесконечными правками.
Выбор профессии
Дизайном я увлекся в 2011 году, учился тогда в девятом классе. Помню, как друг показал мне видеоурок по пересадке лица на боксерскую грушу в «Фотошопе» — и я понял, что вот оно, дело моей жизни. У меня появился невероятный интерес к этой программе, хотя раньше компьютер для меня был только громоздкой игровой приставкой. Я прошел большую часть видеоуроков на сайте photoshop.demiart.ru, а когда они закончились, решил узнать, какие еще программы есть у Adobe — создателя «Фотошопа». Оказалось, что очень много. Про Flash знали все, потому что на нем делали потрясающие покадровые анимации и небольшие онлайн-игры. Рисовать я не умел, поэтому решил начать с After Effects. Там умение рисовать давало бонусы, но не было обязательным.
After Effects мне сразу понравилась, потому что там можно было делать видеоролики и анимацию. Еще там можно было создавать графику, редактировать изображения и видео, прямо как в «Фотошопе». Больше года я смотрел видеоуроки и участвовал в конкурсах или делал проекты в стол. Очень долгое время мне было стыдно за эти работы, но сейчас я показываю их всем, кто просит.
Я состоял в группе Adobe After Effects во «Вконтакте» — это самое большое в мире сообщество, посвященное моушн-дизайну. Там постоянно выкладывали классные видеоуроки, советы, давали задания и проводили конкурсы. Благодаря поддержке и огромной базе данных я смог за год обучиться и начать зарабатывать. Первые заказы я находил прямо там, в сообщениях на стене.
А ближе к концу 2012 года я уже мог получить 30 тысяч за ролик. Всего за год я заработал около 200 тысяч рублей.
Что в 2012, что в 2020 году главным гуру After Effects считается Эндрю Крамер. На его видеоуроках выросло несколько поколений моушн-дизайнеров. Он до сих пор публикует на своем ютуб-канале самые качественные уроки. Еще он разрабатывает расширения для After Effects, которые задают тренды в графике на много лет вперед. В общем, Эндрю Крамер был моим крестным отцом в мире дизайна. Расширение Optical Flares от Эндрю Крамера несколько лет использовалось во всех видеороликах, пока не стало моветоном. По этому поводу даже вышел пародийный ролик.
В 2014 году я окончил школу. Дальше хотел учиться в Казани, поближе к родной Ульяновской области. Подал документы в несколько вузов, но потом мы с мамой решили посмотреть на Москву и я узнал, что есть классная Британская высшая школа дизайна и другие замечательные вузы. Мне было 17 лет, я вообще не понимал, чего хочу от жизни. В общем, спасибо маме: за неделю до окончания срока подачи документов мы забрали оригиналы из казанского вуза и поехали в Москву.
Изначально я очень хотел поступить в Британку. Даже цена обучения — около 400 тысяч рублей в год — меня не смущала, я готов был работать и отдавать все свои сбережения. Но там не было отсрочки от армии. Из альтернатив нашел бюджетные профильные университеты типа МГАХИ им. Сурикова или МГХПА им. Строганова, но туда была нужна литература и художественный экзамен. Рисовать я не умел и художником в будущем себя не видел.
В итоге поступил в РЭУ им. Плеханова на менеджера организации. Мне нужно было решить две проблемы — с жильем и военкоматом. Обе решал университет. Но до бюджета мне не хватило трех баллов на ЕГЭ, поэтому я пошел на платное. Отдал 832 000 Р за четыре года обучения, 15 600 Р вернул благодаря налоговому вычету.
У меня были замечательные преподаватели по маркетингу, финансам, бухгалтерскому учету и менеджменту. Благодаря их лекциям я очень быстро навел финансовый порядок в своей жизни и позже смог организовать свою работу как фрилансера. Что я делал на всех остальных парах — не помню. С какого-то момента просто перестал ходить туда.
Работать я начал в первый же месяц в Москве: один из бывших клиентов увидел, что я переехал, и позвал меня моушн-дизайнером в небольшую компанию из четырех человек. Оказалось, он там генеральный директор.
Суть профессии
Моушн нужен, чтобы передать какую-то мысль в доступной и эффектной форме, ведь через зрение мы усваиваем большую часть информации. В основном это реклама, а типичный запрос — сделать ролик, демонстрирующий какой-то продукт и его преимущества.
Моушн-дизайн включает в себя множество дисциплин, объединенных одной идеей — движением. Если что-то на экране движется — это моушн-дизайн. Прелесть профессии в том, что в нее можно попасть из разных начальных точек. Сюда приходят из иллюстрации, типографики, графического дизайна, дизайна интерьеров, архитектуры. Сейчас я почти сразу могу сказать, какое у человека прошлое, по его видеороликам. Все делают упор на то, в чем они хорошо разбираются и чем занимались раньше.
Например, это типичная моушн-графика от интерьерного дизайнера
Это, скорее всего, бывший графический дизайнер
Я очень люблю свою работу, потому что она дает мне возможность постоянно исследовать что-то новое и кочевать из одной дисциплины в другую в зависимости от желаний.
Был период, когда я увлекся программированием и разработкой игр. Открыл для себя игровой движок Unity и сделал в нем несколько проектов: простенький шутер, симулятор военного космического корабля и морской бой в 3Д. Потом уперся в тотальное непонимание более сложных концепций программирования. Меня расстраивало отсутствие визуального отклика: я не видел, как картинка формируется в нужный эффект, только код. Нельзя было интуитивно ударить по клавиатуре и случайно получить нужное выражение. В дизайне так было можно. Хотя друзья-программисты позже убеждали меня, что в какой-то момент начинаешь это видеть. Верю им на слово.
Еще я подрабатывал созданием 3Д-моделей в 3ds Max. Например, делал элементы внутреннего оформления подлодки для одной украинской компании, которая разрабатывала игру для «Акеллы» — популярного тогда издателя игр. Меня хватило на полгода.
Долго, примерно до 2016 года, я делал 2Д-графику внутри After Effects.
Самое необычное из того, что я делал, — видеоролик для одной православной церкви. Анимировал фрески и старые картины, рассказывающие о жизни Сергия Радонежского. Тоже своего рода эксплейнер.
Место работы
Мое последнее место работы — студия компьютерной графики, я проработал там до 2018 года. В основном создавал графику для мероприятий и концертов. Например, как-то мы делали графику для концерта Кристины Орбакайте. Часто работали над проекционными шоу — в том числе несколько раз участвовали в международном фестивале «Круг света».
Тогда в студии работали десять человек, из них графикой занимались пятеро. С того момента много воды утекло, и сейчас студия почти не занимается оформлением мероприятий, зато сделала несколько синематиков для чемпионатов по Dota 2, CS:GO и Population Zero. Очень горжусь ребятами.
Я уже два года на фрилансе. Решение далось нелегко, но я все чаще занимался заказами, которые не приносили мне удовольствия, и все больше думал об увольнении. Последний год я проработал арт-директором — сочетал в себе супервайзера и художественного руководителя. Ездил на встречи с потенциальными клиентами, вместе с генеральным директором составлял бриф для производства, разрабатывал подробное техническое задание для создания графики, сценарий, формировал команду, раздавая задачи тем, кто с ними лучше всего справится.
максимальный доход во время работы в студии
В итоге я уволился, но до сих пор могу зайти в студию без спроса, налить чаю в свою чашку и сесть на диван. Я не жалею о потраченном времени, было весело. К тому же офисная работа помогла мне с кучей знакомств и потенциальных клиентов.
На фрилансе мои доходы выросли примерно в два раза.
Вот главные плюсы студии.
💪 Социализация. Недостаток общения становится проблемой уже в первый месяц. С друзьями редко встретишься чаще двух раз в неделю, поэтому я не завидую людям, которые живут одни и занимаются фрилансом. Меня спасает девушка, с которой мы очень подолгу разговариваем. Если бы не она, я бы уже давно убежал обратно в офис.
💪 Стабильность. Спорный момент, но я думаю, что мне просто не повезло: на одной из первых работ были жуткие задержки зарплат, вплоть до полугода. Объясняли это задержками выплат от клиентов. Так на самом деле и есть: клиенты редко платят быстро, процесс может тянуться от месяца до полугода. Ребята набрали обязательств в виде арендных платежей и зарплат, но не смогли по ним расплатиться. Жизнь без зарплаты была бы ужасной, если бы я не откладывал большую часть дохода. В то время я жил в общежитии и платил за жилье 560 Р в месяц, это мне помогло.
💪 Возможность занять руководящую должность. Этот опыт и на фрилансе не раз пригодился.
А вот преимущества фриланса.
🔥 Полная свобода действий. Можно сделать паузу в любой момент или сменить направление работы. Выбрать удобный график, работать из любой точки мира — при наличии интернета. Хотя по факту все сидят где-нибудь в углу у себя дома. Я каждый год уезжаю с ноутбуком в Ульяновскую область к маме и 1—2 месяца работаю оттуда. Если у меня получается работать в деревне, то и в Лондоне получится.
🔥 Контролируемый заработок и справедливая оценка труда. Ты зарабатываешь столько, сколько работаешь. Можно впахивать как проклятый полгода подряд, заработать кучу денег и следующие полгода отдыхать. Или работать по три часа в день.
🔥 Возможность выбирать клиентов. Если тебе кто-то не нравится, ты с ним больше не работаешь. Спасибо интернету: буквально по фотографии, содержанию профиля и первому сообщению можно понять, вскроет потенциальный клиент тебе мозг или нет. Например, это понятно по неграмотно составленным предложениям.
К клиентам, о которых ничего не написано в интернете, я тоже отношусь настороженно. Иногда ищу по социальным сетям — и натыкаюсь на сообщения от коллег, что с ним не стоит сотрудничать. У нас маленькое и сплоченное сообщество, поэтому каждый из ряда вон выходящий случай получает освещение в группе во «Вконтакте» или в чатиках в «Телеграме». Я знаком почти со всеми умелыми парнями в Москве, и мы часто обмениваемся информацией.
Поэтому плохие клиенты обычно остаются с плохими исполнителями — и баланс в мире восстанавливается.
В процессе общения тоже могут возникнуть стоп-сигналы: не хочет работать по предоплате, даже минимальной; просит сделать ту же самую работу вдвое дешевле; постоянно пропадает на долгое время. Таких я игнорирую или вежливо отказываю. За два года на фрилансе у меня было несколько довольно мягких расставаний, где я просто сдавал проект и записывал у себя в таблице: «Больше не работаем».
Процесс работы
Я редко работаю с клиентом напрямую. Крупные бренды не будут искать себе исполнителей сами, это опасно и сложно. Они обращаются в агентство, которое чаще всего спасает нас, смертных фрилансеров, от бумажной волокиты, бесконечных встреч и обсуждений концепций. Ко мне обычно приходит представитель агентства с готовой идеей.
Допустим, Тинькофф обратился в агентство, они хотят серию видеороликов о плюсах их дебетовых карт. Представитель агентства пишет мне по почте, в «Телеграме» или «Инстаграме»: «Привет. Можешь оценить бриф? Скажи, что по стоимости и срокам». Прикладывает презентацию в PDF, там общая идея ролика и основные моменты, которые нужно отразить.
Агентство уже хорошо поработало: узнало всю необходимую информацию, предложило клиенту несколько идей, из которых он выбрал именно эту. Я просматриваю бриф, у меня в голове сразу складывается готовая картинка и примерная стоимость. В идеале агентство уже знает сроки, хронометраж роликов, их разрешение — Full HD, 4K, 8K. Если нет, то я сам сажусь и считаю, сколько дней у меня на это уйдет, сколько денег я за это хочу и в каком виде это лучше всего презентовать. Отвечаю таким же сообщением: «Хай, ок. 3 недели, 200к норм?»
Агентство соглашается. Дальше я начинаю поиск вдохновения для себя и клиента. Это называется «мудборд» — небольшой коллаж из десятка картинок, передающий будущую стилистику ролика и элементы, которые я буду использовать. Еще я обычно прилагаю несколько ссылок на работы, в которых есть похожие элементы, чтобы клиент мог представить готовый ролик. «Клиенту норм, давай делать», — отвечает мне агентство.
После этого я делаю стайл-фреймы. Это несколько ключевых кадров, отражающих основные сцены. Пока анимации нет, но уже вырисовывается общая стилистика. Для 3Д-графики я использую Maxon Cinema 4D, для 2Д — Adobe After Effects. Это две основные программы, в которых я работаю.
Мы утверждаем эти кадры с клиентом и переходим к созданию аниматика. Это очень грубый набросок будущих анимаций, чаще всего он нужен для понимания хронометража и расстановки объектов. Здесь выставляется виртуальная камера, делаются простые движения объектов и их трансформации. Так это выглядит на примере мультфильма «История игрушек».
«Клиенту все понравилось, правок не будет, спасибо за работу, вот деньги», — говорит мой идеальный заказчик.
В жизни все гораздо сложнее. Иногда агентство приходит без брифа, мне самому приходится предлагать идеи, придумывать концепцию. Иногда у агентства есть два дня на реализацию, тогда мы сразу переходим к финальному производству.
Если клиент все-таки пишет напрямую, то ко всему прочему добавляются личные встречи, презентации, отстаивание идей и постоянные споры. Почти все встречи мне кажутся бесполезными. Но это налаживание связей, клиент хочет посмотреть, кому он дает деньги. На встречах я обычно задаю вопросы и записываю в блокнот нужную информацию: сроки, хронометраж, обязательные элементы, которые нужно отразить в ролике, размеры изображения, идеи и предложения клиента.
Рабочий день
Я встаю в восемь утра и каждый день полчаса занимаюсь фитнесом. Без спорта организм очень быстро превращается в кашу. Пользуюсь приложением Nike Training Club, у меня там уже больше 900 тренировок. В основном беру комплексы упражнений по йоге и кроссфиту. Сейчас начал делать упражнения специально для спины, их мне подобрал терапевт.
Потом завтракаю, после чего у меня самое продуктивное время — с 11 до 12 часов. Агентства и студии обычно просыпаются поздно, поэтому никто не мучает звонками и письмами, я могу сосредоточенно заниматься своими проектами. Выбираю интересную для себя тему или идею, которая когда-то пришла мне в голову, и пытаюсь реализовать.
Так как я делаю свои проекты в свободное время, без ограничений по срокам и бюджету, они получаются гораздо лучше клиентских. Таким образом я хочу расширить свои навыки и инструментарий, показать, на что способен. А потом появятся и клиенты с подобными запросами.
Отличный способ начать делать то, что тебе нравится, за деньги — сначала сделать это бесплатно.
В полдень начинают приходить письма с правками или новые заказы. Примерно раз в месяц приходит письмо мечты от той самой компании, на которую я был бы готов работать бесплатно — но так делать нельзя, любой труд должен быть оплачен.
Помимо этих брендов мне хочется поработать со студиями, которые поражают сообщество и задают новые тренды каждой своей работой. Чаще всего это крупные компании с большой историей, например Buck, Mill, Mediamonks, Giant Ant.
В России люди абсолютно не уважают рабочий график. Мне присылали правки в два часа ночи, звонили прямо перед сном и требовали все сделать до утра. В студии я записывал переработки в специальную таблицу, потом со мной расплачивались — так я получал до 30 тысяч рублей. На фрилансе я просто не отвечаю на такие звонки и сообщения и всегда стараюсь указывать реальные сроки.
Я не буду вставать с кровати из-за 5 тысяч рублей.
Спасает договор с подробно прописанными условиями работы. Я взял за основу несколько договоров от коллег из крупных агентств и подправил под себя, помощь юриста мне не понадобилась. Там прописаны рабочие часы, стоимость дополнительного рабочего времени и условия, по которым можно считать работу выполненной. Иногда я просто проговариваю это устно, иногда — отправляю письмом. На фрилансе мне еще ни разу не приходилось судиться, но с договором как-то спокойнее.
Правки
Лимит на правки тоже обычно включен в договор. Чаще всего это три раунда исправлений. Все остальное — за доплату и рассчитывается индивидуально. В 90% случаев все держится на моем терпении и понимании того, насколько я неправ.
Дизайнер ведь тоже может быть идиотом и после каждого раунда делать только хуже — стоит ли ему платить дополнительно?
Правки, за которые я обычно прошу доплатить, — это изменение изначального брифа. Например, мы две недели назад утвердили с клиентом сценарий, где главный герой — человек в шапке. А сейчас он хочет, чтобы главным героем был огромный кот в шапке. Это нарушает предыдущую цепочку работы. Я считаю, сколько времени уйдет на изменения, и выставляю дополнительный счет.
Зарубежные клиенты
Я начал искать клиентов за границей, как только ушел на фриланс. Поначалу это были небольшие заказы от частных лиц, они писали мне в «Инстаграме». Потом познакомился с несколькими не очень известными студиями и вместе с ними успел сделать ролики для Samsung, Ford, Lincoln, OnePlus, Redken. Было и несколько локальных европейских брендов.
Они гораздо больше прислушиваются к специалистам. Моим мнением о том, как лучше сделать, раньше интересовались довольно редко, сейчас этот вопрос я слышу регулярно. Комментарии от агентства обычно приходят в виде рекомендаций, а не требований, если это не что-то принципиальное вроде правильного цвета логотипа компании.
Понятно, что в России есть хорошие компании, а в Европе и США есть плохие.
Я не делю мир на белое и черное. Судя по рассказам коллег, там тоже случаются казусы: те же срываемые сроки, бессонные ночи, адские комментарии клиентов в стиле «я не чувствую „вау“ от картинки». Но процент качественных задач из-за границы гораздо выше.
Я каждые 3—4 месяца открываю свой список клиентов мечты и просматриваю сайты студий на наличие вакансий. Иногда пишу просто так, чтобы напомнить о себе. Часто бывает, что предыдущее письмо просто оказывается незамеченным. Поэтому follow-up email — это хорошая идея.
Ответы получаю от каждой второй компании. Но если они не ищут фрилансеров, то это просто классическое thank you for reaching out, we do not have any needs at the moment. С тремя студиями из этого списка мы работали вместе на нескольких проектах. Два раза меня приглашали работать на постоянной основе за границей — в США и Великобритании. Но пока я не могу уехать: у меня брекеты, хороший ортодонт и ежемесячные встречи с ним на протяжении еще полутора лет.
Случай
Однажды в студии мы оформляли сцену для одного крупного мероприятия с участием одного очень известного президента нашей страны. Нам предложили за выходные сделать графику для сцены в огромном разрешении на несколько минут. Мы согласились, увидев, сколько нам пообещали заплатить: речь шла о шестизначных суммах. На работу у нас было два дня — суббота и воскресенье, на площадку ехали уже в воскресенье, я доделывал графику на ноутбуке, сидя в машине.
Мы категорически не успевали, поэтому почти всю репетицию сидели в углу и вносили правки. Работать с ноутбука, делая контент для экранов шириной 10 метров, — это мазохизм. Но что поделать. Правки касались цветовой палитры и перемещения объектов под музыку. Вместе с нами был хореограф, которому очень не понравилось, что графика не попадает под танцы его группы. Мы, кажется, так и не успели учесть его пожелания.
Доходы и расходы
Еще несколько лет назад такие доходы казались мне абсолютно заоблачными, но сейчас я чувствую каждый заработанный рубль и считаю свои расценки справедливыми. По западным меркам они даже занижены.
стоил самый дорогой в 2020 году проект, на который ушло 2 недели
Давайте представим, что есть два моих абсолютных клона, но один — американец, живущий в Лос-Анджелесе, а другой — житель Лондона. У всех троих есть восемь лет опыта за спиной, все работали в местных студиях и имеют много знакомств. Самым богатым будет американец — даже несмотря на то, что налоги и цены на жилье, продукты, вещи у него выше.
Чтобы резко увеличить заработок, нужно открывать свою студию или превращаться в арт-директора с командой помощников. Если рассуждать гипотетически, мне бы не помешал менеджер проектов с зарплатой, например, 60 тысяч рублей и дизайнер с зарплатой где-то 80 тысяч рублей. То есть как минимум в месяц мне нужно 140 тысяч рублей просто для выплаты зарплат. Брать на себя такие обязательства пока не хочется, путь плавного развития и изучения профессии мне нравится больше.
Я хочу двигаться в направлении уменьшения числа заказов и увеличения их стоимости. Можно, конечно, браться за огромное количество проектов и зарабатывать много денег, но это не принесет внутренней радости и удовлетворения.
Я оформлен как ИП и плачу все налоги по упрощенной системе. За 2019 год заплатил чуть больше 200 тысяч рублей. Налоги с инвестиций тоже платил — за дивиденды иностранных компаний. Там совсем копейки, около 2—3 тысяч рублей.
Недавно я потратил 350 тысяч на новый компьютер, сам собирал комплектующие, которые мне нужны, — например несколько мощных видеокарт. В среднем хороший компьютер стоит 300—400 тысяч. Я фанат Виндоус, купил когда-то ноутбук Razer Blade 15 за 130 тысяч рублей, очень доволен. Но Макбук есть у каждого второго моушн-дизайнера: у него отличная цветопередача и долгое время работы.
На ноутбуке очень комфортно чувствуют себя 2Д-дизайнеры, но я тоже иногда работаю на нем. Если мне нужны мощности побольше, то через Parsec или Teamviewer подключаюсь к своему домашнему компьютеру. Для моушн-дизайна в 2Д достаточно рабочей станции стоимостью 100—150 тысяч рублей. Но стандарты красоты в графике растут очень быстро, поэтому приходится гнаться за этим поездом и обновлять технику где-то раз в год. Если поделить траты, то в среднем на поддержание актуальной системы я трачу 8500 Р в месяц.
В последнее время много трачу на медицину. Моя любовь к профессии не обходится без жертв. С медленным ухудшением зрения я уже смирился — надеюсь на лазерную коррекцию, сейчас у меня минус два. А вот спину так просто не вылечить. Сколиоз появился у меня еще в детстве, но прогрессировать начал ближе к 20 годам, когда сидячий образ жизни стал нормой. Сейчас у меня искривление в грудном отделе на 25 градусов. Организм попытался адаптироваться к такому изменению — появилось плоскостопие, а естественный прогиб в пояснице исчез. Раньше я просто жил с болью, привык к ней, она меня не сильно беспокоила, а постоянный дискомфорт стал чем-то естественным. Я ежедневно занимался спортом, старался выходить на прогулки. Только это и спасало.
Теперь у меня появилось больше денег и я начал ходить к массажисту, остеопату и кинезитерапевту, трачу на это около 30 тысяч в месяц. Я очень скептически относился к таким процедурам и до сих пор не знаю, какой будет результат: должно пройти хотя бы полгода. Но уже есть визуальные улучшения, а болей стало меньше. Если так продолжится — это будет лучшая инвестиция за последние годы.
Несколько лет назад я купил в ипотеку квартиру в Подмосковье, она стоила 3,7 млн рублей. Первоначальный взнос в 1,2 млн я накопил, остальное уже выплатил. Сейчас сдаю ее за 33 000 Р и снимаю за 50 000 Р квартиру в Москве. Поэтому за аренду доплачиваю всего 7000 Р в месяц, а еще 10 000 Р платит моя девушка.
Стараюсь путешествовать как можно чаще — правда, не в 2020 году. Обожаю, когда получается съездить куда-то очень дешево. Например, на неделю в Барселону за 23 тысячи рублей — это был весь бюджет на поездку. Самая дорогая поездка была на неделю в Дубай, повез маму и брата на отдых в декабре 2019 года. Потратил 140 тысяч рублей, было здорово, мама впервые побывала за границей.
Большую часть денег я трачу на акции и ETF в рублях и долларах, в месяц туда уходит от 50 до 200 тысяч рублей. Хочу каждый год увеличивать сумму портфеля на миллион.
Финансовая цель
Главный лайфхак моей жизни — это постоянное желание заставлять деньги работать.
В итоге я увеличил сумму до миллиона, постоянно пополняя. А потом снял эти деньги и пошел покупать квартиру в ипотеку. Помню, как нес в рюкзаке 1,2 млн рублей и думал, что за мной следят. Я решил, что будет странно меня преследовать, если я буду бежать.
Так и бежал до отделения банка.
Сейчас у меня больше 2 млн рублей на рублевых и валютных счетах. 70% этих денег лежат в ценных бумагах, поэтому сумма может резко меняться как в большую, так и в меньшую сторону. Я покупаю фонды крупнейших секторов экономики и планирую брать ОФЗ. С каждым годом увеличиваю долю таких бумаг в своем портфеле, сейчас она составляет 7%.
Деньги для меня — это возможность освободиться. От болей в спине, плохого зрения, сидячего образа жизни, постоянной работы из одного и того же места — и от страха за свое будущее.
Я вырос в тяжелых условиях, поэтому привык экономить на всем. В детстве меня с родителями однажды задержали милиционеры и повезли в отделение за нелегальную продажу молока. Мама с отцом торговали возле рынка, потому что денег с зарплат не хватало. Пару раз я сам сидел на улице с ведром картошки и ждал, пока кто-нибудь ее купит. Но в целом от меня скрывали финансовые дела и я не замечал, что что-то не так. Даже в худшие месяцы мы могли прокормить себя тем, что вырастили. Родители старались обеспечить мне нормальный уровень жизни, и я за это им благодарен.
Я только недавно начал позволять себе вещи не по распродаже, белые ценники в магазинах и качественные продукты. Проблема была не в том, что мне не хватало денег, а в том, что я постоянно боялся: вдруг они исчезнут и я останусь ни с чем. Мне нужно было платить за учебу в университете, за еду и жилье. Поэтому я мог неделю питаться пятикилограммовой пачкой макарон и котлетами, которые мама прислала мне из дома, завернув в фольгу.
Будущее
Я хочу посмотреть мир и не переживать, что в какой-то момент сильно заболею и останусь без денег. Хочу поработать в Великобритании, уже купил билеты в Лондон на весну 2021 года, чтобы изучить его. Там высокий уровень жизни и зарплат, очень хорошо развит дизайн, много студий — с некоторыми я уже работал удаленно.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.