Мой арбитр что это такое
Как подать документы в суд через интернет: всё о требованиях к документам и подробная инструкция по работе в системах «Мой арбитр» и «Правосудие»
Таким образом, сегодня возможность подавать через интернет заявления и документы в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которая существует уже несколько лет, становится не просто удобной альтернативой бумажному документообороту.
Подача документов в суд в электронной форме стала возможной в 2016 году, правда, полноценно система заработала в течение 2017 года и развивается до сих пор. В связи с введением ограничительных мер она стала основным электронным пространством для направления в суд всех обращений, процессуальных документов и приложений к ним.
Нормативное регулирование подачи документов в суд через интернет:
Электронная подача документов не отменяет обязанности соблюдения требований к их форме и содержанию. Остаются неизменными и сроки. Таким образом, речь идет только о способе направления материалов.
Преимущества электронной подачи документов в суд
Очевидные преимущества подачи документов в суд через интернет — удобство и экономия времени. Но не только ради этого используются все возможности судебных информационных систем.
На практике немало примеров, когда электронный документооборот между судами и участниками процесса был полезен и эффективен для всех:
Возможность электронной подачи документов в суд — важное условие и, можно сказать, первый этап формирования и развития системы дистанционного участия в судебных процессах. Наряду с использованием видео-конференц-связи это должно обеспечить построение единой системы. Тогда всем желающим можно вести процесс, не выходя из дома или офиса. В некоторых случаях это доступно уже сейчас, но ситуация с коронавирусом, видимо, значительно расширит круг оснований и условий для дистанционного ведения дел и получения судебных решений в электронной форме.
Какие документы можно подавать в суд через интернет
Через интернет в суд подаются:
1) иски;
2) встречные иски;
3) возражения (отзывы) на иски;
4) заявления о выдаче судебного приказа;
5) письменные ходатайства;
6) жалобы в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции;
7) другие процессуальные документы.
Направить через интернет можно:
Надлежащим образом подписанные электронные документы и заверенные электронные образы юридически равнозначны соответствующим бумажным документам.
Технические требования к электронным документам и образам для подачи в суд
Технические требования к электронным документам:
Технические требования к электронным образам:
Обращение в суд (иск, ходатайство, заявление и т.д.) можно сформировать непосредственно в системе с использованием её функционала. В этом случае создаётся электронный документ, который нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.
Если обращение готовится отдельно (вне системы), для направления его в суд через интернет создаётся скан-копия подписанного документа — электронный образ, который заверяется простой ЭП или усиленной квалифицированной ЭП.
Какие системы использовать при подаче документов в суд через интернет
Это зависит от того, в какой суд направляются документы.
Для подачи документов в арбитражные суды используется система «Мой арбитр». Для обращения в судебный участок мирового судьи или суд общей юрисдикции используется ГАС «Правосудие».
Подача документов в суд в системе «Мой арбитр»
При входе в систему понадобится авторизация с использованием подтверждённой учётной записи на портале Госуслуги. Имеющиеся в ЕСИА данные автоматически будут перенесены в личный кабинет пользователя системы «Мой арбитр». Их можно дополнить или изменить, как и в целом выполнить необходимые настройки. После первого входа в систему и авторизации создаётся личный кабинет.
Если вы начинаете судебный процесс, например подаёте иск, необходимо обращаться к документам из раздела «Заявления и жалобы». С использованием его функционала формируются также апелляционные, кассационные и надзорные жалобы, подаются документы для пересмотра дела по новым обстоятельствам.
Для электронной подачи документов в арбитражный суд в рамках текущего процесса нужно обращаться к разделу «Документы по делам». С использованием функционала этого раздела подаются, например, встречные иски и любые письменные ходатайства. Для работы в разделе обязательно нужно знать номер арбитражного дела — он вводится в самом начале и без него не будет доступа к подготовке документов.
Любые документы в делах о банкротстве формируются и подаются через специальный раздел (сервис) — «Банкротство».
Все разделы расположены на главной странице сервиса, поэтому их легко найти.
Система «Мой арбитр» позволяет направлять документы и в Верховный суд РФ, а также на имя Председателя ВС РФ. Но такая возможность есть только по арбитражным делам.
Подача документов в ГАС «Правосудие»
Для эффективной работы в системе лучше сразу перейти в специальный сервис для подачи документов. Если начинать работу с главной страницы портала «Правосудие», будет дольше и сложнее. В итоге вы всё равно попадёте в сервис, но сделав много лишних шагов.
Для входа в сервис электронной подачи документов нужна учётная запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Если регистрации в ЕСИА нет, вам будет предложено зарегистрироваться. Войти также можно с использованием электронной подписи.
После авторизации в сервисе:
Отслеживать движение обращения необходимо в разделе «История обращений». Найти и посмотреть карточку дела можно в разделе «Дела».
Работа в ГАС «Правосудие» предполагает, что все документы (файлы) уже подготовлены к отправке и соответствуют техническим требованиям. Даже основной документ (например, иск) придётся заранее подготовить и подписать. Сформировать текст в системе, как в сервисе «Мой арбитр», не получится. Обращение (основной документ), приложения к нему и квитанция об уплате госпошлины — это всё загружается по отдельности.
Мой Арбитр. Что это за сервис и как его использовать
В прошлой статье, посвященной юридическим аспектам бизнеса и судебным спорам, которая называется «Упрощенное судопроизводство: «подводные камни» для IT-бизнеса и не только», я обещал подробно рассказать о том, что такое онлайн-сервис «Мой Арбитр» и как с ним работать. Напоминаю, что эта статья — вторая в трилогии, посвященной упрощенному делопроизводству. И если в прошлой статье я рассказал о том, что такое упрощенное делопроизводство, эту полностью посвящаю сервису “Мой Арбитр”, то в следующей я дам развернутый анализ сервисов, предоставляемых государством.
Важно понимать, что потенциально упрощенное судопроизводство и, как следствие, сервис Мой Арбитр могут в любой момент оказаться актуальными для каждого предпринимателя. Как я писал в прошлой статье этого цикла, появление упрощенного делопроизводства делает подачу иска в арбитраж настолько простой, а в самой системе столько нюансов, которые истец может использовать как преимущество, что количество исков в арбитражных судах в ближайшие годы будет стремительно расти. А потому нужно быть готовым и к такому повороту событий. О том, как своевременно получать уведомления о возможных исках, и почему это так важно, я расскажу немного ниже.
Итак, сервис Мой арбитр активно применяется для упрощенного судопроизводства и позволяет подавать иски, объяснения, документацию, которая подтверждает правоту истца или ответчика, а также узнавать о назначенных судах, их решениях в режиме онлайн.
Сегодня при помощи сервиса Мой Арбитр в Российской Федерации теперь проводится большая часть судебных разбирательств в арбитражном суде. А потому каждому, кто может столкнуться с судебными спорами, а это – любой представитель малого и среднего бизнеса в РФ (подробнее об этом читайте в статье об упрощенном делопроизводстве), будет полезно знать, как работает этот сервис.
Лично я с ним столкнулся в первый раз, когда против меня заказчик возбудил в арбитражном суде дело. Об этом я также подробно рассказывал в статье «Упрощенное судопроизводство». При подробном изучении я понял, что проект при всех своих достоинствах не так прост, как хотелось бы, и даже мне, человеку, многие годы работающему в IT-сфере, пришлось потратить немало времени на то, чтобы разобраться, как работать с этим сервисом, и где там что находится.
При этом информации в Интернете о сервисе «Мой Арбитр» очень мало. А потому я думаю, что будет полезно поделиться полученным опытом и знаниями с вами, чтобы в случае необходимости сэкономить ваше время и помочь разобраться в сложной структуре проекта.
Что такое Мой Арбитр?
Онлайн-сервис «Мой Арбитр» — это проект, который предназначен для взаимодействия граждан РФ с арбитражным судом дистанционно без необходимости личной явки в суд. На страницах сервиса так и написано, что «арбитражный суд рассматривает дело без вызова двух сторон, и для подачи иска можно использовать сервис также в режиме онлайн».
Для того, чтобы начать работать с сервисом, необходимо пройти регистрацию. Она мало чем отличается от любой другой, а потому подробно останавливаться на этом процессе я не буду.
После заполнения форм последует обязательное подтверждение email, после чего вы можете начинать работу с сервисом, а именно:
Далее судья без участия сторон в суде рассматривает все предоставленные документы, и на их основании выносит решение, ознакомиться с которым вы также сможете в любой момент времени в соответствующем разделе сервиса.
А теперь давайте разберемся подробнее о том, как именно работать с этим сервисом.
Регистрация
Для работы с этим сервисом вам не понадобиться электронная подпись, как для работы с сайтом госзакупок и многих других государственных проектов. Все просто и очень быстро.
Поиск дела
Дело, которое открыто по вашему иску или против вас, вы можете найти в разделе Картотека.
Поиск осуществляется по таким параметрам:
Эта информация доступна для вас сразу после регистрации. Но важно быть внимательным, и лучше искать не только по одному реквизиту. Так, я по ИНН не сумел найти нужную информацию, а добавил ФИО — и поиск отобразил все судебные дела с моим участием. Таким образом, вы можете в любой момент времени проверить, есть ли дело в арбитраже против вас или ваших партнеров.
А для того чтобы получить доступ к подробной информации, а также ко всем материалам дела, вы должны ввести специальный код, который обычно приходит по почте заказным письмом на юридический адрес компании после того, как иск регистрируется в суде.
Важно понимать, что без этого кода ознакомиться с материалами дела и загрузить какие-то документы вы не сможете никак. И получение этого кода официально возможно только одним методом – заказное письмо обычной почтой на юридический адрес компании. Причем, мне известны случаи, когда письма приходили через 7 – 14 дней после того, как делопроизводство уже началось.
Впрочем, вы можете позвонить в суд, представиться и попробовать получить код в телефонном режиме (мне именно такой выход советовал юрист). Но это – скорее исключение, чем правило. В большинстве случаев до получения уведомления об открытии дела и получении этого кода вы можете даже не догадываться, что какое-то дело против вас в суде уже ведется. И даже если вы знаете, что клиент или бизнес-партнер подал на вас в арбитражный суд, сумели найти номер своего дела в системе Мой Арбитр, нет никакой гарантии, что в суде помощники судьи пойдут вам навстречу. Здесь больше работает человеческий фактор, так как они не обязаны давать такие сведения.
Дополнительными минусами в этой системе становятся два фактора:
Как отвечать на иск в системе Мой Арбитр
После ознакомления и обсуждения с юристом вам понадобиться реализовать возможность оставить отзыв, т.е. предоставить суду ваше видение ситуации, а также приложить доказательства. Ведь это – единственная возможность для вас «взять слово» в арбитражном суде, который ведется по методу упрощенного делопроизводства.
Что нужно сделать:
Также важно подписывать все документы и относиться к этим нюансам очень внимательно. У меня было даже такое, что один из документов вернули с пометкой «нет подписи». И приняли только после того, как я подписал каждый лист. Здесь важна юридическая грамотность и внимание к каждой детали. Я пришел к выводу, что лучше в каждом документе подписывать каждый лист – тогда претензий точно не возникает.
После отправки документов необходимо некоторое время подождать, и убедиться, что их приняли или увидеть, что какие-то документы вернулись с пометками о причине отказа. Обычно это какие-то нюансы, связанные с качеством скана, отсутствием где-то подписи или ошибками оформления. В этом случае нужно исправить в сжатые сроки ошибки и отправить документы повторно.
Электронный страж: контроль всего документооборота
На этот сервис вы можете оформить подписку, и тогда к вам на электронную почту будут приходить все изменения, которые происходят в документообороте по вашему делу.
Важно: обязательно добавьте электронный адрес guard@arbitr.ru в ваш список контактов почтовой системы, чтобы письма 100% не оказывались в спаме и ни одно из уведомлений не было утерянным!
Правда, на практике я обнаружил, что уведомления по электронной почте приходят далеко не всегда. В некоторых случаях, когда мой оппонент прикладывал какие-то новые документы или повторно отправлял отклоненные ранее, уведомления до меня так и не доходили. Причем, я так и не обнаружил никакого регламента в этом вопросе. Возможно, это были технические проблемы, а, может, есть какой-то порядок, о котором почему-то нигде не сообщается. Я этого не знаю до сих пор.
Но большая часть изменений все же отражается в электронных письмах, и это очень удобно.
Судебные заседания и работа с делами
Все делопроизводство по вашим искам или по искам, направленным против вас, вы всегда можете посмотреть в сводной таблице в разделе «Картотека электронных дел». Также вы всегда можете отслеживать в режиме онлайн сроки рассмотрения вашего дела, расписание всех дел, перерывы в заседаниях суда, и т.д.
Резюме: плюсы и минусы сервиса
По своему личному опыту я могу сказать, что в целом – сервис удобный, и реализован также очень неплохо. Очень большой плюс – это экономия времени, так как благодаря сервису Мой Арбитр вам не придется ездить с каждым документом в суд, тратить время на посещение заседаний и т.д. В некоторых вопросах сервис пока еще недоработан, но в целом пользоваться им уже можно.
Из минусов стоит выделить следующие факты:
Напомню еще раз, что я арбитражное судопроизводство может коснуться любого предпринимателя в любой момент времени. Даже если вы работаете с клиентами, как вам кажется, идеально и без малейших намеков на конфликты, а работу выполняете всегда на высшем уровне. Рано или поздно и вам может встретиться тот самый клиент, который в силу каких-то личных качеств или недовольства сотрудничеством, о котором вы можете даже не догадываться, подаст на вас иск через сервис Мой Арбитр.
А потому я рекомендую всем заранее зарегистрироваться в этом сервисе, оформить подписку на уведомления «Электронный страж», причем, выставить там уведомления по всем возможным параметрам, чтобы система точно не пропустила возможный иск, в какой бы форме он ни был сформулирован. Это действие вас ни к чему не обязывает, но в случае какой-то сложной ситуации, вы узнаете об иске в арбитражное судопроизводство гарантированно в день принятия иска судом. К вам придет электронное письмо с этим уведомлением. И тогда вы уже и сами озаботитесь получением почты, которая идет на юридический адрес вашей организации или сумеете, как вышло у меня, получить нужный код у сотрудников суда.
Я искренне надеюсь, что статья оказалась для вас полезной, вы получили примерное представление, как работать с сервисом Мой Арбитр, и сможете в случае необходимости быстро справиться со всеми нюансами. Но при этом, конечно же, я всем желаю, чтобы этой необходимости не возникало.
А если после прочтения статьи у вас остались какие-то вопросы, задавайте их в комментариях. Я постараюсь на них ответить в самые сжатые сроки, ответы будут добавляться в статью в виде дополнений.
H Мой Арбитр. Что это за сервис и как его использовать в черновиках
В прошлой статье, посвященной юридическим аспектам бизнеса и судебным спорам, которая называется «Упрощенное судопроизводство: «подводные камни» для IT-бизнеса и не только», я обещал подробно рассказать о том, что такое онлайн-сервис «Мой Арбитр» и как с ним работать. Напоминаю, что эта статья — вторая в трилогии, посвященной упрощенному делопроизводству. И если в прошлой статье я рассказал о том, что такое упрощенное делопроизводство, эту полностью посвящаю сервису “Мой Арбитр”, то в следующей я дам развернутый анализ сервисов, предоставляемых государством.
Важно понимать, что потенциально упрощенное судопроизводство и, как следствие, сервис Мой Арбитр могут в любой момент оказаться актуальными для каждого предпринимателя. Как я писал в прошлой статье этого цикла, появление упрощенного делопроизводства делает подачу иска в арбитраж настолько простой, а в самой системе столько нюансов, которые истец может использовать как преимущество, что количество исков в арбитражных судах в ближайшие годы будет стремительно расти. А потому нужно быть готовым и к такому повороту событий. О том, как своевременно получать уведомления о возможных исках, и почему это так важно, я расскажу немного ниже.
Итак, сервис Мой арбитр активно применяется для упрощенного судопроизводства и позволяет подавать иски, объяснения, документацию, которая подтверждает правоту истца или ответчика, а также узнавать о назначенных судах, их решениях в режиме онлайн.
Сегодня при помощи сервиса Мой Арбитр в Российской Федерации теперь проводится большая часть судебных разбирательств в арбитражном суде. А потому каждому, кто может столкнуться с судебными спорами, а это – любой представитель малого и среднего бизнеса в РФ (подробнее об этом читайте в статье об упрощенном делопроизводстве), будет полезно знать, как работает этот сервис.
Лично я с ним столкнулся в первый раз, когда против меня заказчик возбудил в арбитражном суде дело. Об этом я также подробно рассказывал в статье «Упрощенное судопроизводство». При подробном изучении я понял, что проект при всех своих достоинствах не так прост, как хотелось бы, и даже мне, человеку, многие годы работающему в IT-сфере, пришлось потратить немало времени на то, чтобы разобраться, как работать с этим сервисом, и где там что находится.
При этом информации в Интернете о сервисе «Мой Арбитр» очень мало. А потому я думаю, что будет полезно поделиться полученным опытом и знаниями с вами, чтобы в случае необходимости сэкономить ваше время и помочь разобраться в сложной структуре проекта.
Что такое Мой Арбитр?
Онлайн-сервис «Мой Арбитр» — это проект, который предназначен для взаимодействия граждан РФ с арбитражным судом дистанционно без необходимости личной явки в суд. На страницах сервиса так и написано, что «арбитражный суд рассматривает дело без вызова двух сторон, и для подачи иска можно использовать сервис также в режиме онлайн».
Для того, чтобы начать работать с сервисом, необходимо пройти регистрацию. Она мало чем отличается от любой другой, а потому подробно останавливаться на этом процессе я не буду.
После заполнения форм последует обязательное подтверждение email, после чего вы можете начинать работу с сервисом, а именно:
Далее судья без участия сторон в суде рассматривает все предоставленные документы, и на их основании выносит решение, ознакомиться с которым вы также сможете в любой момент времени в соответствующем разделе сервиса.
А теперь давайте разберемся подробнее о том, как именно работать с этим сервисом.
Регистрация
Для работы с этим сервисом вам не понадобиться электронная подпись, как для работы с сайтом госзакупок и многих других государственных проектов. Все просто и очень быстро.
Поиск дела
Дело, которое открыто по вашему иску или против вас, вы можете найти в разделе Картотека.
Поиск осуществляется по таким параметрам:
Эта информация доступна для вас сразу после регистрации. Но важно быть внимательным, и лучше искать не только по одному реквизиту. Так, я по ИНН не сумел найти нужную информацию, а добавил ФИО — и поиск отобразил все судебные дела с моим участием. Таким образом, вы можете в любой момент времени проверить, есть ли дело в арбитраже против вас или ваших партнеров.
А для того чтобы получить доступ к подробной информации, а также ко всем материалам дела, вы должны ввести специальный код, который обычно приходит по почте заказным письмом на юридический адрес компании после того, как иск регистрируется в суде.
Важно понимать, что без этого кода ознакомиться с материалами дела и загрузить какие-то документы вы не сможете никак. И получение этого кода официально возможно только одним методом – заказное письмо обычной почтой на юридический адрес компании. Причем, мне известны случаи, когда письма приходили через 7 – 14 дней после того, как делопроизводство уже началось.
Впрочем, вы можете позвонить в суд, представиться и попробовать получить код в телефонном режиме (мне именно такой выход советовал юрист). Но это – скорее исключение, чем правило. В большинстве случаев до получения уведомления об открытии дела и получении этого кода вы можете даже не догадываться, что какое-то дело против вас в суде уже ведется. И даже если вы знаете, что клиент или бизнес-партнер подал на вас в арбитражный суд, сумели найти номер своего дела в системе Мой Арбитр, нет никакой гарантии, что в суде помощники судьи пойдут вам навстречу. Здесь больше работает человеческий фактор, так как они не обязаны давать такие сведения.
Дополнительными минусами в этой системе становятся два фактора:
Как отвечать на иск в системе Мой Арбитр
После ознакомления и обсуждения с юристом вам понадобиться реализовать возможность оставить отзыв, т.е. предоставить суду ваше видение ситуации, а также приложить доказательства. Ведь это – единственная возможность для вас «взять слово» в арбитражном суде, который ведется по методу упрощенного делопроизводства.
Что нужно сделать:
Также важно подписывать все документы и относиться к этим нюансам очень внимательно. У меня было даже такое, что один из документов вернули с пометкой «нет подписи». И приняли только после того, как я подписал каждый лист. Здесь важна юридическая грамотность и внимание к каждой детали. Я пришел к выводу, что лучше в каждом документе подписывать каждый лист – тогда претензий точно не возникает.
После отправки документов необходимо некоторое время подождать, и убедиться, что их приняли или увидеть, что какие-то документы вернулись с пометками о причине отказа. Обычно это какие-то нюансы, связанные с качеством скана, отсутствием где-то подписи или ошибками оформления. В этом случае нужно исправить в сжатые сроки ошибки и отправить документы повторно.
Электронный страж: контроль всего документооборота
На этот сервис вы можете оформить подписку, и тогда к вам на электронную почту будут приходить все изменения, которые происходят в документообороте по вашему делу.
Важно: обязательно добавьте электронный адрес guard@arbitr.ru в ваш список контактов почтовой системы, чтобы письма 100% не оказывались в спаме и ни одно из уведомлений не было утерянным!
Правда, на практике я обнаружил, что уведомления по электронной почте приходят далеко не всегда. В некоторых случаях, когда мой оппонент прикладывал какие-то новые документы или повторно отправлял отклоненные ранее, уведомления до меня так и не доходили. Причем, я так и не обнаружил никакого регламента в этом вопросе. Возможно, это были технические проблемы, а, может, есть какой-то порядок, о котором почему-то нигде не сообщается. Я этого не знаю до сих пор.
Но большая часть изменений все же отражается в электронных письмах, и это очень удобно.
Судебные заседания и работа с делами
Все делопроизводство по вашим искам или по искам, направленным против вас, вы всегда можете посмотреть в сводной таблице в разделе «Картотека электронных дел». Также вы всегда можете отслеживать в режиме онлайн сроки рассмотрения вашего дела, расписание всех дел, перерывы в заседаниях суда, и т.д.
Резюме: плюсы и минусы сервиса
По своему личному опыту я могу сказать, что в целом – сервис удобный, и реализован также очень неплохо. Очень большой плюс – это экономия времени, так как благодаря сервису Мой Арбитр вам не придется ездить с каждым документом в суд, тратить время на посещение заседаний и т.д. В некоторых вопросах сервис пока еще недоработан, но в целом пользоваться им уже можно.
Из минусов стоит выделить следующие факты:
Напомню еще раз, что я арбитражное судопроизводство может коснуться любого предпринимателя в любой момент времени. Даже если вы работаете с клиентами, как вам кажется, идеально и без малейших намеков на конфликты, а работу выполняете всегда на высшем уровне. Рано или поздно и вам может встретиться тот самый клиент, который в силу каких-то личных качеств или недовольства сотрудничеством, о котором вы можете даже не догадываться, подаст на вас иск через сервис Мой Арбитр.
А потому я рекомендую всем заранее зарегистрироваться в этом сервисе, оформить подписку на уведомления «Электронный страж», причем, выставить там уведомления по всем возможным параметрам, чтобы система точно не пропустила возможный иск, в какой бы форме он ни был сформулирован. Это действие вас ни к чему не обязывает, но в случае какой-то сложной ситуации, вы узнаете об иске в арбитражное судопроизводство гарантированно в день принятия иска судом. К вам придет электронное письмо с этим уведомлением. И тогда вы уже и сами озаботитесь получением почты, которая идет на юридический адрес вашей организации или сумеете, как вышло у меня, получить нужный код у сотрудников суда.
Я искренне надеюсь, что статья оказалась для вас полезной, вы получили примерное представление, как работать с сервисом Мой Арбитр, и сможете в случае необходимости быстро справиться со всеми нюансами. Но при этом, конечно же, я всем желаю, чтобы этой необходимости не возникало.
А если после прочтения статьи у вас остались какие-то вопросы, задавайте их в комментариях. Я постараюсь на них ответить в самые сжатые сроки, ответы будут добавляться в статью в виде дополнений.