Мой дедушка рассказывал что в их ауле
Математика. Краткосрочный план урока № 13 для 4 класса по теме : Доли единиц времени. Айтыс.
Просмотр содержимого документа
«Математика. Краткосрочный план урока № 13 для 4 класса по теме : Доли единиц времени. Айтыс.»
Краткосрочный план урока № 13.
Раздел (сквозная тема):
Раздел 1А – Нумерация многозначных чисел и действия с ними.
Моя Родина –Казахстан!
Доли единиц времени.
Цели обучения, которым посвящен урок:
м3), площади (см2, дм2, м2, ар, га), времени (с, мин, ч, сут, год, век) и выполнять арифметические действия над значениями величин;
1.3 Величины и единицы их измерения
Называть доли единиц времени.
Предметная лексика и терминология:
Половина, четверть, треть часа, суток месяца и т.д.
Полезные выражения для диалогов и письма:
Назовите, чему равна треть часа.
Запись долей единиц времени.
Умеет определять доли единиц времени.
Умеет сравнивать значения величин времени и выполняет арифметические действия над значениями величин.
Материал прошедших уроков:
Доли. Единицы измерения времени.
Запланированная деятельность на уроке
Создание положительного эмоционального настроя:
Упражнение «Колесо удачи»
В комнате находится старинная прялка.
Педагог: Ребята, перед вами красивая старинная вещь. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас привязать на колесо цветную ленточку.
А теперь по очереди крутаните колесо прялки и скажите для всех доброе пожелание на сегодняшний урок.
Педагог тоже крутит колесо прялки говорит всем пожелание:
«Будьте на уроке легкими, веселыми, уверенными, как эти летящие ленточки».
1.Актуализация жизненного опыта.
(К) Математический диктант:
1. Даны числа 8 и 2. Запишите их произведение, частное, сумму и разность.
2. Произведение – 36, второй множитель – 4. Запишите первый множитель.
3. Частное чисел 32 и 4 увеличьте на 27.
4. Делимое – частное чисел 16 и 4, делитель – 2. Запишите частное.
5. В 4 кастрюли разлили поровну 20 л молока. Сколько литров молока налили в каждую кастрюлю?
6. Раздели число 10 на 2 части, чтобы одна часть была на 2 больше, чем другая.
2. Вводное задание на подготовку к изучению нового.
Запиши, чему равны половина, четверть, треть: года, суток, часа, минуты.
3.Постановка цели (проблемная ситуация). Вводное задание на подготовку к изучению нового.
(И) Самостоятельная работа.
Мой дедушка рассказывал, что в их ауле айтыс мог длиться с 6 вечера до полуночи или четверть суток. Сколько это часов?
4.Работа по теме урока. Открытие нового.
Вычисли продолжительность айтыса на празднике Наурыз в этом селе.
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. (Смотрят вверх.)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. (Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)
Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает. (Моргают глазками.)
Глазки закрывает. (Глазки закрывают.)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. (Прыгаем, как зайчики ).
5.Первичное закрепление с проговариванием.
Узнай площади 10 крупнейших стран мира. Сравни площади России и Алжира, Казахстана и Канады. Задай свои вопросы по таблице. Названия, каких стран пропущены на диаграмме?
6. Групповая работа.
Математика в жизни.
(К) Пальчиковая гимнастика.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:
(Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. )
(При этом большой палец не загибается.)
(К) Творческая работа.
Назови время, используя слова: половина, четверть, без четверти. Возьми циферблат и покажи другу время так, чтобы он называл время, используя эти слова.
Когда Маша пришла домой из театра, часы показывали 15 часов 5 минут. Определи время окончания представления, если на дорогу из театра домой ей потребовалось 25 минут.
Арман спросил дядю, сколько тому лет. Дядя ответил: «Если я проживу ещё половину того, что я прожил, да ещё два года, то мне будет 100 лет». Сколько лет дяде Армана?
(И) Самостоятельная работа.
Определи порядок действий и вычисли. Проверь себя с помощью микрокалькулятора.
Разработка классного часа История улиц моего аула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 17 а. Кургоковского
муниципального образования Успенский район
«История улиц родного аула»
учитель начальных классов
Цели классного часа: воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину, расширение знаний школьников об истории родного аула, улиц на которых они живут, о людях, прославивших свой аул; воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения; содействие моральному развитию детей.
Ребята! Сегодняшнее мероприятие будет посвящено нашему родному аулу.
— В каком ауле мы живём?
— К какому краю он относится?
— Сколько лет нашему аулу?
-Что вы знаете о своём ауле?
-Каким был наш аул раньше?
— Сколько ещё вопросов можно задать об истории нашего аула. Конечно много! А что бы вы хотели узнать о нём?
— Сегодня я вас поведу в прошлое нашего аула. Мы пройдём по его улицам.
Ход времени нельзя остановить. Менялось лицо улиц и вместе с ними лицо аула. Как вы думаете, всегда ли на том месте, где сейчас стоит ваш дом, так всё раньше и было? (ответы детей).
В 1844 г. крупный черкесский род, обитавший в районе реки Ходзь (левый приток Лабы), возглавляемый князем Капщаком Кургоковым (Кургоко), тронулся в путь на восток в поисках свободной, тихой, удобной земли. Вместе с родом Кургоко пошли и остальные подданные общим количеством до 80 семей. Они выбрали земли на левом берегу Кубани, где образовали аул Кургоковский.
По некоторым данным, предводитель аула Пши Кургоков одним из первых приветствовал установление советской власти на Кубани, затем оказывал постоянную помощь в работе Совета, а также при организации колхоза. Считается, что он умер в 1932 г., в возрасте 132 лет.
Во время Великой Отечественной войны 150 жителей аула ушли на фронт, вернулись — 62. Они сражались под Москвой и Сталинградом, на Орловско–Курской дуге и Северном Кавказе, при прорыве блокады Ленинграда, участвовали в освобождении Польши и Чехословакии, взятии Берлина, в боях против Японии. В ноябре 1981 г. в центре аула открыт обелиск в память о погибших воинах.
Сегодня Кургоковский — один из пяти современных аулов бесленеевцев, наряду с находящимся в этом же районе Коноковским, и аулами Бесленей и Вакожиле в Карачаево–Черкесии, Уляп в Адыгее.
Путешествие по аулу. Беседа.
– Ребята, давайте совершим небольшое путешествие по родному аулу Кургоковскому и познакомимся с тем, как «живут» улицы.
— Сегодня моими помощниками будете вы. Вы расскажете нам истории наших улиц.
(Выступления детей с подготовленным материалом)
1 ученик Наш аул небольшой и я мало что знаю о нём и об истории названий улиц. Как и все маленькие дети, я тоже интересуюсь всем, что меня окружает. Однажды я спросила у мамы, почему наша улица так называется. Но она не смогла ответить на мой вопрос. Мы обратились за помощью к моему дедушке Марзану. Вот что он мне рассказал …
Аул был основан в 1884 году, а улица появилась намного позже. Точная дата неизвестна, примерно в 80-х годах XX века. Раньше улица Мира, как и все остальные улицы, никак не называлась (видимо потому, что улиц в ауле всего 6) и состояла из нескольких домов. Сегодня идя по этой улице можно увидеть много благоустроенных домов, здесь находится администрация Кургоковского сельского поселения, школа, магазин.
3 ученик А я живу на улице Прикубанской. Она так называется потому, что является самой близлежащей улицей к реке Кубань. Это примерно в 300 м.
Раньше улицы утопали в грязи. Аул начал своё процветание только после Великой Отечественной войны. И примерно в 50-х годах начало расти население.
5 ученик. Мой дедушка рассказывал, что его родители, как и большинство жителей нашего аула, до самой пенсии работали в колхозе им. Калинина. Колхоз всегда был одним из самых экономически крепких в районе, неоднократно выходил победителем в трудовом соперничестве хозяйств района по урожайности зерновых, сахарной свеклы, по темпам и качеству проведения полевых работ, поэтому одну из улиц аула назвали Калинина.
6 ученик. Улица, на которой я живу, называется Октябрьская. Это самая длинная улица в ауле. Здесь находится более 20 дворов. Я предполагаю, что название улица получила в честь месяца октябрь, примерно в это время года улицам аула были присвоены названия. Конкретной версии названия не знает никто. Несмотря на это мне моя улица нравится также как и ее название.
— Что нового вы узнали?
— Ребята! Давайте пожелаем своему аулу добра и процветания, чтобы в нем появились новые улицы и дома!
Мой дедушка рассказывал что в их ауле
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога В. В. Виноградова: «Прилагательное — это самая изобретательная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. В. Виноградова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Дедушка спал. (2)Руки у дедушки лежали на столе; они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые чёрные жилы, эти руки много земли испахали.
— (3)Дедушка Тит, а ты всё знаешь?
— (4)Всё, Афоня, я всё знаю.
— (5)Проснись, дедушка, скажи мне про всё!
— (6)Да уж проснулся уже, пойдём сейчас белый свет пытать, — ответил дед.
(7)Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу. (8)Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже. (9)Дед повёл Афоню полевою дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, где колосились травы и цвели цветы. (10)Дед остановился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.
— (11)Это я сам знаю! — протяжно сказал Афоня. — (12)А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про всё! (13)А этот цвет растёт, он не всё!
(14)Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.
— (15)Тут самое главное тебе и есть. (16)Ты видишь: песок мёртвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего. (17)Камень не живёт и не дышит, он мёртвый прах. (18)Понял теперь?
— (19)Нет, дедушка Тит, — уверенно сказал Афоня, — тут понятного нету.
— (20)Ну, не понял, так чего же тебе надо, раз ты непонятливый?.
(21)А цветок жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мёртвого праха. (22)Стало быть, он мёртвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него самого чистым духом. (23)Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда всё берётся. (24)Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…
— (25)А трава и рожь тоже главное делают? — спросил Афоня.
— (26)Одинаково, — сказал дедушка Тит.
— (28)И мы с тобой, мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем. (29)А этот вот жёлтый цвет на лекарство идёт, его и в аптеке берут. (30)Ты бы нарвал их да снёс. (31)Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством.
(32)Афоня задумался среди трав и цветов. (33)Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.
— (34)Теперь я сам знаю про всё! — сказал Афоня.
(35)Дед Тит ничего не сказал. (36)Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошёл спать в избу на печку.
(37)А маленький Афоня остался один в поле. (38)Он собрал жёлтых цветов, сколько мог их удержать в охапке, и отнёс в аптеку на лекарства, чтобы отец его не болел на войне от ран. (39)В аптеке Афоне дали за цветы железный гребешок. (40)Он принёс его деду и подарил ему: пусть теперь дедушка чешет себе бороду тем гребешком.
— (41)Спасибо тебе, Афонюшка, — сказал дед.
(42)Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле.
* Андрей Платонович Платонов (1899 — 1951) — известный русский советский писатель, драматург, поэт, публицист и сценарист.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем дедушка Тит и Афоня пошли на природу?»
1) Дедушка и внук хотели погулять, подышать свежим воздухом.
2) Дедушка Тит хотел объяснить внуку, что есть самое главное на земле.
3) Афоня хотел узнать у деда лекарственные растения, чтобы собрать их и сдать в аптеку.
4) Дедушка-пахарь должен был показать Афоне будущий урожай.
Дедушка Тит хотел объяснить внуку, что есть самое главное на земле.
15.1 Слова каждой части речи имеют свою нишу в огромном мире слов и выполняют определенные функции. Каждая из них может быть средством выразительности речи. Не последнее место здесь принадлежит и имени прилагательному. Неслучайно известный филолог В. В. Виноградов утверждал: «Прилагательное — это самая изобретательная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении». Попробуем доказать это на примере использования имен прилагательных в отрывке из произведения Андрея Платонова.
С помощью имен прилагательных в тексте создаются образы, конкретизируются явления и понятия. Так, имена прилагательные используются автором в описании цветов: «голубого цветка» (предложение 10), «жалконький цветок» (предложение 21), «голубые, красные, жёлтые счастливые цветы» (предложение 33). Посмотрите, какие они разные, эти цветы! Без прилагательных как бы нам удалось представить их, понять эту разницу?
Во втором предложении прилагательные используются в описании дедушки: у него «большие» руки, а на них «толстые чёрные» жилы. Портрет Тита больше никак не представлен в отрывке, но нам понятно, что перед нами человек, который много пережил, много трудился, вынес много лишений. Использование прилагательных помогает автору нарисовать живые, легко представляемые портреты героя. У Платонова это можно проследить наглядно, ведь язык этого писателя не изобилует прилагательными, их мало, но они очень ёмкие.
Проанализировав текст, мы подтвердили мысль В. В. Виноградова о важности имён прилагательных в нашей речи.
15.2 Финальные строки текста Андрея Платонова – это вывод из всего повествования: «Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле». Маленький ребёнок, усвоивший с детства, что надо творить добро, приносить пользу, вполне может быть сравним с цветком, который сам живёт и радует окружающих.
Из Афони вырастет настоящий человек, потому что он понял на земле главное: нужно работать и от работы твоей должно становиться лучше во всем мире. Вот почему мальчик собирает жёлтые цветы и несёт их в аптеку: «…чтобы отец его не болел на войне от ран» (предложение 38). А гребешок, который дали ему в аптеке, несёт деду в подарок — «…пусть теперь дедушка чешет себе бороду тем гребешком». Он совершает не бог весь какие поступки, но от них становится лучше окружающим.
Этому научил Афоню дед Тит, потому что сам он всю жизнь так и прожил. «И мы с тобой, мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем» (предложение 28), — такое наставление даёт внуку Тит. В слове «пахари» заключён глубокий смысл: пахари – значит, работники, труженики, созидатели.
Ценность – это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Для Афони и его деда приоритетными являются общечеловеческие ценности: добро, трудолюбие, забота. Если ты тоже выбираешь для себя эти ценности, то когда-нибудь, может, и тебя люди сравнят с цветком.
15.3. У каждого человека существуют основные жизненные ценности, то есть то, что кажется ему наиболее значимым и важным. У разных людей в разные периоды их жизни разные ценности: кто-то стремится к комфорту, кто-то к саморазвитию, для кого-то счастье близких составляет самую большую ценность и значимость в жизни. Для людей, только начинающих жить, огромное значение имеет жизненный опыт старших: семейные ценности нередко передаются из поколения в поколение.
Мудрым учителем становится дед Тит для своего маленького внука. Кто, как не умудрённый жизненным опытом, проживший много лет человек объяснит, что самое главное на земле? Для деда, всю жизнь трудившегося не покладая рук, самая главная ценность — это труд, ведь только благодаря ему существует всё на свете, от нежного цветка до человека. И мальчик Афоня понимает деда: он собирает лечебные цветки ромашки, чтобы помочь отцу на войне, осознавая, что делает очень важное, самое главное дело на земле.
Свои главные жизненные ценности — верность товариществу, преданное служение родной земле— передавал отец Тарас Бульба своим сыновьям. Передавал личным примером, ведя сыновей за собой. Но так сложилось, что только один из сыновей, Остап, готов был пожертвовать жизнью ради ценностей, ставших святыми для него. Андрий же выбрал иные ценности, что привело к неминуемому конфликту и трагедии.
Список жизненных ценностей у каждого свой. Но главное на пути к мечте — понимать, что для тебя действительно важно. Твои жизненные ценности играют ключевую роль в твоей судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К2: Наличие примеров-аргументов | |
3 | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К4: Композиционная стройность работы | |
2 | |