Мозаика в архитектуре что это
Мозаика
Содержание
История
Древний Восток
История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду.
Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг.
Ранним примером техники инкрустации или получившей в античности название мозаичной техники opus sectile, впоследствии развившейся в технику флорентийской мозаики можно считать артефакт, условно называемый «Штандартом из Ура» (2600—2400 гг. до н. э.)
К 8 в. до н. э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излете пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона (Анатолия). [1]
Античность
Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 в. до н. э. найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (кон. 4 в. до н. э.)
Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (3в. до н. э.).
В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.
Ранние христиане и Византия
Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.
Средневековая Европа
Рококо
В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры. В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало. В Германии с этим материалом в 1750—1770 гг. работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактура находятся в музеях Германии. Есть один столик производства этой мануфактуры в Музее-заповеднике Архангельское.
Ислам
Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Если не было бы других древних сооружений Азербайджана, то было бы достаточным показать всему миру только Дворец шекинских ханов.
Дворец шекинских ханов, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в свое время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъемные решетчатые рамы с набором шебеке — разноветными мелкими стеклами. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.
Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являющейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из дворца шекиских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившего своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы), гениального азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и т. д. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, желтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время. Дворец шекинских ханов
Мозаика в России
Древнерусские мозаики
На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).
Мозаика в России Нового времени
Возрождением мозаики в России занимался М. В. Ломоносов. Однако, мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.
Поэтому, в 1840-е годы, когда стал вопрос о переводе живописных икон для Исаакиевского собора в мозаику, русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим — учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальт были приглашены технологи-стекловары.
В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.
Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.
Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог.
Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 г. она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».
Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове, становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства. [2]
Мозаичное Искусство 1 356 слов читать
9 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки
Что такое мозаика? Мозаика – это декоративное искусство создания рисунков и узоров на поверхности путем размещения небольших цветных кусочков стекла, мрамора или других материалов в слое из цемента, гипса или клея. Используемая как форма внутреннего или внешнего украшения и первоначально разработанная в Древней Греции, мозаика широко применялась римскими мастерами, в основном, для украшения полов. Позже, в эпоху византийского искусства, художники специализировались на создании мозаичных рисунков для стен и были известны своими блестящими шедеврами из золота и разноцветного стекла. Как форма орнаментального христианского искусства, мозаика во времена Возрождения уступила место фресковой живописи. Возрождение этого искусства произошло в 19 веке, когда многие общественные здания стали вновь украшать мозаикой (например, Вестминстерский католический собор). Теперь, как правило, для этого использовали массового произведенную керамическую плитку или стекло. Определенные стили дизайна, такие как готическое возрождение и ар-нуво, предоставили новый дизайн и использование этой формы искусства. Сегодня мозаика остается популярным ремеслом во всем мире, ее продвигают такие организации, как Британская ассоциация современной мозаики (BAMM) и Общество американских мастеров мозаики (SAMA) и она доступна в качестве предмета в некоторых из лучших художественных школ Америки и Европы.
Как создаются разные типы мозаики?
Существует три основных способа построения мозаики: прямой метод, косвенный метод и двойной косвенный метод.
❶ Прямой метод построения мозаики включает прикрепление отдельных элементов непосредственно к поверхности выбранной опоры. Предварительно могут быть сделаны наброски на украшаемом участке. Прямой метод был популярным подходом используемым традиционными художниками при выполнении многих известных европейских мозаик стен и потолка. Он также используется в сочетании с поверхностями трехмерных объектов, таких как вазы. Одним из недостатков прямого метода является то, что мозаист должен работать непосредственно на участке, который нужно декорировать, что может оказаться невозможным в течение длительного времени. Современное усовершенствование предполагает использование сетки из стекловолокна. Мозаика создается на сетке в мастерской художника перед тем, как разместиться на своем окончательном месте.
❷ Непрямой (косвенный) метод создания мозаики, обычно используемый для крупномасштабных заказов с повторяющимися элементами дизайна. Компоненты (стекло, плитка и т.д.) крепятся лицевой стороной вниз на липкую основу. Позже их отправляют в конечный пункт назначения. Преимущество такого подхода в том, что он дает художнику возможность вносить изменения.
❸ Двойной косвенный метод подобен косвенному методу с дополнительной стадией. Вместо того, чтобы класть плитки лицевой стороной вниз на липкую основу, они кладутся лицевой стороной вверх. Это позволяет мастеру мозаики увидеть создаваемый узор. Как только мозаика закончена, поверх нее наносится еще один слой липкой основы. Затем снимается исходный слой. Затем мозаику можно перенести на место окончательного размещения.
Примечание : Мозаика отличается от инкрустации тем, что ее составные элементы покрывают поверхность полностью, в результате повышая уровень конечного слоя (иногда для этого предварительно готовится выемка). Каждый фрагмент мозаики невелик и декоративное значение он приобретает только тогда, когда он является частью общего дизайна.
Компьютерные проекты
Теперь мозаику можно создавать с помощью программного обеспечения автоматизированного проектирования (САПР). Эти программы могут использоваться отдельными мастерами или роботизированными производственными системами. Чтобы ускорить процесс изготовления мозаики, устранить ошибки и снизить затраты, мозаики теперь собираются роботами, управляемыми компьютером, а не вручную. Производство может быть в десятки и сотни раз быстрее с меньшим количеством ошибок.
Творческие атрибуты мозаичного искусства
История мозаичного искусства
Самые ранние известные мозаики, созданные с использованием гальки, датируются 8 веком до нашей эры. Эта техника работы с галькой используемая как для тротуаров, так и для стен, позже была значительно усовершенствована греческими мастерами в V веке. Они научились создавать замысловатые узоры используя камешки диаметром от одного до двух сантиметров. Контуры создавали с помощью крошечных черных камешков, а к 4-му веку для большего разнообразия были добавлены цветные камни, окрашенные в красный и зеленый цвета, что помогло греческим художникам создавать сложные геометрические узоры, а также детализированные сцены людей и животных. (См. Также: Греческое искусство.)
Каменные полы
На протяжении всей классической античности мозаика оставалась в первую очередь техникой украшения тротуаров или полов, где прочность была главным приоритетом. Камень, особенно известняк и мрамор идеально подходили для этой цели. Его можно было разрезать на крошечные кусочки и его естественный оттенок обеспечивал достаточный базовый диапазон цветов для большинства живописных дизайнов.
Тессеры и первое использование стекла
В эпоху эллинистического искусства (323–27 гг. до н.э.), греческие мозаисты добились дальнейшего прогресса. Во-первых, они начали использовать не только камень, но и стекло. Стекло можно было изготовить практически любого оттенка, что значительно расширило цветовую гамму, доступную художнику. К концу 3-го века до нашей эры возникли небольшие фабрики по производству специальных мозаичных элементов ( тессеров ), предлагающих достаточно дополнительных деталей, чтобы позволить мастерам мозаики имитировать картины. И хотя стекло не подходило так, как камень для тротуаров и полов, его легкость делала его идеальным для настенной мозаики, где декоративные качества были важнее долговечности.
Римские мозаики
Греческие мастера были наняты в большом количестве Римом после того, как Греция пришла в упадок, хотя римляне использовали мозаику в основном для полов в домах. Выдающиеся образцы сохранились в Геркулануме, Помпеях и Остии. Мозаичные рисунки в римский период – обычно посвященные сценам, прославляющим богов, домашним темам и геометрическим узорам – выполнялись по всей Римской империи, но уровень навыка не всегда был высоким. Мозаики, сделанные в Северной Галлии или Римской Британии, например, были заметно более примитивными, чем итальянские и греческие образцы. (См. Также римское искусство.)
Стеклянные стены
В эпоху раннехристианского искусства (около 300-400 гг. н.э.) в Византийской империи настенная мозаика стала популярной с ростом церковной архитектуры и декора, заменив на время религиозные картины и должна была оставаться основной формой декоративного искусства во время приближающейся византийской эпохи Юго-Восточной Европы (450–1450). (См. также: Русская средневековая живопись.) Также, в раннехристианский период, художники впервые создали мозаику из золотого и серебряного стекла, нанеся металлическую фольгу на обратную сторону стеклянных предметов. Этот тип «зеркального стекла» обеспечивал еще большую интенсивность визуальных эффектов за счет отражения света.
Византийская мозаика
Лучшие византийские мозаики были в основном библейским искусством, созданным для церквей и мечетей в Константинополе, таких как Собор Святой Софии и для зданий по всей Византийской империи. (См. Также: Христианское искусство, византийский период.) Известные примеры: произведения, созданные в Дафни около Афин (11 век); в соборе Равенны и в церквях Сан Аполлинер Нуово и Сан Витале (XII век); в Торчелло недалеко от Венеции и в Капелле Палатин (Дворцовая часовня); в соборе Монреале в Палермо (все 12 век) и в соборе Святого Марка в Венеции (с 11 по 14 века). (О других формах средневекового декора см.: Искусство витражей.)
Исламская мозаика
Тем временем, начиная с VIII века исламские художники начали включать мозаику в декоративные схемы своих мечетей. Мозаика была идеальной формой украшения для исламского искусства, которое запрещало фигуративные изображения в религиозных зданиях, вместо этого сосредотачиваясь на абстрактных или геометрических рисунках. Когда мавры вошли в Испанию из Северной Африки, они принесли исламскую мозаику на Пиренейский полуостров. Эти мавританские мозаики, выполненные из камня, стекла и керамики, можно увидеть в Большой мечети в Кордове и во дворце Альгамбра в Гранаде.
Мозаика продолжала быть характерной чертой романского искусства (1000–1200 гг.) и готической архитектуры, хотя и в меньшей степени.
Вытеснение фресками
С появлением искусства эпохи Возрождения (около 1400 г.), мозаика постепенно пришла в упадок как вид искусства: не в последнюю очередь потому, что фресковая живопись предлагала больший реализм для художников, которые в любом случае устали от стилизованного декоративного качества византийского искусства.
XIX век
Возрождение мозаичного искусства произошло во второй половине XIX века, когда многие общественные здания часто украшали мозаичными узорами и картинами, как правило из керамической или стеклянной мозаики массового производства. Примеры этого – мозаики в византийском стиле в Вестминстерском соборе в Лондоне и в базилике Сакре-Кер в Париже. Готическое возрождение в архитектуре оказало важное влияние, как и события в венецианской стекольной промышленности. Производство мозаики также стимулировалось движением ар-нуво: см., например, исключительные керамические мозаики Антонио Гауди (1852-1926) и Хосепа Марии Жужоля в парке Гуэля в Барселоне.
Интересной современной мозаикой является мозаика половинного размера Гобелена Байё, созданная в 1979-99 годах Майклом Линтоном. В настоящее время он выставлен на всеобщее обозрение в городе Джеральдин, Новая Зеландия.
Самая знаменитая византийская мозаика XII века находится в соборе Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) – это изображение Христа Пантократора (Спас Вседержитель) в верхней южной галерее. Прекрасный образец средневекового религиозного искусства Восточной Православной церкви.
Категории визуального искусства
Определения, формы, стили, жанры, периоды см.: Виды искусства.
Значение искусства
Подробнее о различных видах
изобразительного и декоративного искусства см.:
Значение и определение искусства.
История мозаики
Считается, что зародилось искусство мозаики на Древнем Востоке. Исследователи датируют это событие 2-ой половиной IV тысячелетия до н.э. В то время мозаика имела совершенно другой вид и использовалась в основном, при отделке дворцовых стен и колонн.
Мозаичные тессеры (элементы) в те времена имели вид конусов из глины длиной 8-10 см и диаметров 1,8 см. Их обжигали и укладывали в глиняный же раствор, который выступал в роли клея. При этом из оснований конусов формировалось изображение, которое впоследствии раскрашивалось, обычно красным, черным и белым. В изображениях использовались геометрические мотивы: ромб и треугольник.
Позднее мозаика стала появляться не только на стенах и колоннах. Ее стали использовать в напольных покрытиях. Но в качестве материала уже выступали не глиняные конусы, а природная необработанная галька.
Мозаика из гальки и в настоящее время является одним из любимых видов мозаики у ландшафтных дизайнеров. Особенно данный вид мозаики распространен в Англии.
Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы концом V века до н.э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному.
Расцвет античной мозаики приходит, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму.
Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утонченной, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится преимущественно золотым. Мозаика в то время была не только и не столько роскошным украшением интерьера, но и летописью библейских сюжетов.
4. Средневековая Евразия.
В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из раковин морских моллюсков и из бисера. В Германии бисером декорировались как плоские детали мебели, например, столешницы, так и объемные предметы (бутыли).
Мозаика также очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока.
На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).
Возрождением мозаики в России занимался Михаил Ломоносов.
Однако мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.
В 1840-е годы встал вопрос о переводе живописных икон крупнейшего в России Исаакиевского собора в мозаику. Но во влажном климате Санкт-Петербурга, построенного на болоте, фрески осыпались ещё до окончания росписи, а там, где краска держалась, изображение быстро чернело и тускнело, впитывая дым от кадила, свечей и лампад. Русскому правительству пришлось командировать выпускниковИмператорской Академии художеств учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальты были приглашены технологи-стекловары.
В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.
Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собораСпаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.
Современная мозаика претерпела за многие тысячелетия развития внушительную трансформацию. И сейчас чаще всего мозаикой стали называть отделочный материал, являющийся совокупностью мелких плиток прямоугольной формы различных цветов, из которых составляется напольный или настенный узор либо рисунок.
Но мозаика как часть прикладного декоративного искусства в чести у многих и в наше время. Индивидуальные творения мастеров мозаичной техники ценятся во много раз дороже, чем использование готовых шаблонов. Уникальные орнаменты и картины используются художниками как в градостроительной практике, так и у частных заказчиков, имеющих достаточные средства и чувство вкуса.
Такие творения создаются, в основном, из смальты, стекла и камней (как искусственных, так и натуральных). При этом материалы, используемые в композициях, комбинируются между собой, создавая эффект игры света и тени. Нередки индивидуальные заказы на эксклюзивную мозаику для внутреннего декора помещений с использованием нетрадиционных материалов, а также драгоценных камней и металлов.