Можно ли изучать звуки вне системы что такое система
ФОНЕТИКА КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
В настоящее время говорят не просто о фонетике, а о фонетических науках, каждая из которых имеет свой предмет и свою точку зрения на звуковой строй языка.
Фонетика в широком смысле рассматривает:
3) как используются все эти звуковые единицы и звуковые явления в языке как средстве общения.
Фонетика в узком смысле рассматривает эти звуковые средства в таких аспектах как физический (акустический) и биологический (артикуляционный плюс перцептивный). Иногда ее членят на фонетику артикуляторную, изучающую производство звука, фонетику акустическую, исследующую результат звукопроизводства, и фонетику аудитивную (или перцептивную), имеющую дело с восприятием звука.
-синхронную и историческую (диахронную)
-описательную и нормативную
-теоретическую и прикладную.
Какой же смысл изучать акустические и физиологические свойства звука? Изучая новые языки (или обучая кого-либо языку) нужно учитывать свойства звуков данного языка. Важно их знать и при разработке алфавита для бесписьменного языка. Общепризнанно значение фонетики и для логопедии. Во всех этих случаях ясно проступает прикладное, практическое значение фонетики.
Но в чем состоит значение фонетики как языковедческой теоретической дисциплины? Теоретический смысл изучения звуковой стороны языка заключается в том, что без учета звуковых изменений нельзя дать научную историю ни лексики, ни грамматического строя. Понять звуковые изменения невозможно без знания свойств звуков.
Характеристика звука
С акустической точки зрения звук является результатом колебаний упругого тела, передаваемых воздушной средой. Человеческое ухо воспринимает звуки, если количество колебаний не меньше 16 и не более 20 тысяч в сек. (если число колебаний более 20 тысяч, то они воспринимаются как ощущение боли в ушах).
В зависимости от характера колебаний создаются тоны и шумы. Тоны получаются, если колебание носит ритмический характер, шумы порождаются при отсутствии ритмичности.
В звуке различают силу, высоту, продолжительность и тембр.
Сила звука зависит от размаха колебаний: чем больше размах, тем сильнее звук.
Высота звука зависит от количества колебаний, чем больше колебаний в секунду, тем выше звук.
Продолжительность (долгота или длительность) звука зависит от того, как долго длится колебание.
Тембр звука зависит от взаимоотношения основного тона и побочных тонов.
В отношении звуков человеческой речи следует отметить:
а) большинство звуков речи является шумными, не представляют собой чистых тонов.
б) сила звука речи определяется силой напора струи выдыхаемого воздуха на голосовые связки или другие места преграды.
в) высота звуков речи определяется длиной и напряженностью голосовых связок. У детей, у женщин голосовые связки короче, напряженность большая, высота звука также соответственно увеличена.
г) продолжительность гласных звуков большая, чем согласных
д) тембр звуки речи определяется объемом и формой ротовой и носовой полости, а также полости зева.
Фонетика как раздел языкознания. Фонетика как уровень системы языка
Фонетика как раздел языкознания
Фонетика — раздел языкознания, изучающий звуки речи. Изучает звуковую сторону языка.
К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка.
Фонетика служит для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму. В фонетике различают фонетику (звуки) и фонологию (фонемы).
Единицы фонетики
1) Сегментные единицы – это единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
Синтагма – сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющим.
Фонетическое слово (ритмическая структура, такт) — часть фразы, объединенная одним словным ударением.
Слог — наименьшая единица речевой цепочки.
Звук — минимальная фонетическая единица.
2) суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
Длительность — время звучания сегмента речи.
Аспекты фонетических исследований
Существует три аспекта фонетических исследований :
1) анатомо-физиологический (артикуляционный) — исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; Активны или пассивны голосовые связки; Вытянуты ли губы вперед и т. д.
2) акустический (физический). Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.
3) функциональный аспект (фонологический). Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.
Фонетика как уровень языка
Фонетическая система, как и всякая система (структура), определяется не только своими физическими свойствами, но прежде всего отношением между составляющими ее элементами (впервые этот принцип применительно к лингвистическому описанию сформулировал языковыми универсалиями), а именно:
Современный русский литературный язык. Фонетика (стр. 4 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 |
В начале XX в. выявляются все более широкие общественные задачи орфографической реформы, причем руководство в решении орфографических вопросов осуществляет Академия наук. Постановление о реформе правописания, принятое на широком совещании при Академии наук 11 мая 1917 г., не имело практического значения. Реформированное правописание оставалось необязательным для школы и печати. Только Советское правительство декретами от 01.01.01 г. и 10 октября 1918 г. утвердило постановление совещания Академии наук. Новое правописание было объявлено обязательным для всех советских граждан.
Реформа правописания гг. значительно упростила и облегчила наше письмо, но не затронула многих частных вопросов орфографии, служивших источником разнобоя в практике письма.
В 1930 г. была сделана организованная попытка провести радикальную реформу нашего письма. Проект такой реформы был составлен специальной комиссией Наркомпроса. Проект вносил в русское правописание ломку, не вызываемую подлинной жизненной потребностью, к тому же научно не оправдываемую, а следовательно, и практически нецелесообразную.
Результатом длительной работы филологов и педагогов явились «Правила русской орфографии и пунктуации», утвержденные в 1956 г. Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.
К концу XX в. «Правила» 1956 г. во многом устарели и в настоящее время не отражают складывающихся тенденций в правописании. Поэтому в Институте русского языка РАН создана специальная комиссия, в задачу которой входит создание нового свода правил орфографии и пунктуации.
МОДУЛЬ 1. ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ОРФОЭПИЯ.
РАЗДЕЛ 1. АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВЫХ ЕДИНИЦ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Предмет и задачи фонетики.
Продолжительность 2 часа
I. Теоретический материал
1. Предмет и задачи фонетики.
2. Понятие о системе.
3. Методы исследования звуковой стороны языка.
Ответьте на вопросы:
1. Что является критерием для выделения любой научной дисциплины?
2. Можно ли считать фонетику научной дисциплиной?
3. Что является объектом изучения фонетики?
4. Можно ли изучать звуки вне системы? Что такое система?
5. Какие задачи решаются лингвистами на фонетическом уровне?
6. Каковы методы исследования звуковой стороны языка?
Литература к занятию:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Членение потока речи: сегментные единицы. Фонетическая транскрипция.
Продолжительность 2 часа
I. Теоретический материал
1. Фраза с точки зрения фонетической формы.
2. Речевой такт, или синтагма.
3. Фонетическое слово.
4. Звук. Основные аспекты звука:
а) акустический – высота, сила, длительность, тембр, тоны, шумы.
б) артикуляционный – понятие об артикуляции, речевом аппарате, его устройстве и функции отдельных частей;
в) функциональный – звук и значение;
г) перцептивный – звук с точки зрения слушающего;
д) стилистический – звук как изобразительное средство.
5. Основные правила фонетической транскрипции.
II. Практические задания:
Увалы хищной тишины, шатанье сумерек нетрезвых,–
Но льдин ножи обнажены. И стук стоит зелёных лезвий.
Немолчный, алчный, скучный храп, тоскливый лязг и стук ножовый,
И сталкивающихся глыб скрежещущие пережёвы.
(Б. Пастернак «Ледоход»)
Выполните задания по тексту:
– обозначьте фразы, такты, фонетические слова;
– выявите функциональные признаки звука;
– определите стилистическую функцию звука.
*2. Выполните упражнения № 1, 6, 7, 11 из сборника под ред. «Современный русский язык». Сборник упражнений. – М.: Высшая школа,1990.
Литература к занятию:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Тема: Классификация гласных и согласных звуков
Продолжительность 2 часа
I. Теоретический материал
1. Устройство речевого аппарата человека.
2. Принципы физиологической классификации согласных и гласных звуков.
3. Спорные вопросы в системе согласных звуков в современном русском языке.
4. Акустическая характеристика звуков.
II. Ответьте на вопросы: (по вопросам выборочно планируется письменная зачетная работа)
1) Почему русский язык является консонантным?
2) Какие органы речи принимают участие в образовании согласных / гласных звуков?
3) Что объединяет сонорные согласные и гласные?
4) Что объединяет шумные согласные в одну группу? Какие подгруппы выделяются в группе шумных согласных, на каком основании?
5) Какие согласные являются внепарными по глухости/звонкости?
6) Какие группы согласных выделяются по признаку палатальности/ непалатальности? Назовите внепарные согласные по этому признаку.
7) Какие группы согласных выделяются по месту образования?
9) Какое количество согласных звуков в современном русском языке?
III. Практические задания
1. Затранскрибируйте следующий отрывок:
Уходили все дальше в лес, в синеватую мглу… Изумрудные лягушата прыгают под ногами. Между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их. Между стволов сосен являются прозрачные воздушные фигуры людей и исчезают в зеленой густоте; сквозь нее просвечивает голубое, в серебре, небо.
2. Выполните следующие задания по тексту:
1) Дайте артикуляционную характеристику всех гласных звуков в слове СИНЕВАТУЮ;
2) Выпишите из текста неодносложные фонетические слова, в которых встречаются гласные звуки верхнего подъема;
3) Дайте полную характеристику не менее 5 различных согласных из текста;
4) Учитывая артикуляционные признаки согласных звуков, решите предлагаемые пропорции: [ш]:[т]=[ж]:[?]; [в]:[з]=[ф]:[?]; [г]:[х]=[т]:[?].
3. Запишите в транскрипции слово по приведенному описанию звуков:
1) согласный, сонорный, губно-губной, смычно-проходной, палатализованный; 2) гласный полного образования, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный; 3) согласный, шумный, глухой, переднеязычный, зубной, взрывной, твердый.
Литература к занятию:
РАЗДЕЛ 2. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ ЗВУКОВ.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Фонетические процессы гласных и согласных звуков
Продолжительность 2 часа
I. Теоретические вопросы:
1. Позиционные процессы гласных: качественная редукция и количественная редукция.
2. Комбинаторные процессы: аккомодация, её виды. Условия проявления аккомодации.
3. Позиционные процессы согласных звуков: оглушение звонкого в конце слова.
4. Комбинаторные процессы. Виды ассимиляции по характеру проявления:
– по месту образования;
– по способу образования;
5. Виды ассимиляции по месту расположения и способу проявления (контактная, дистантная, полная, частичная).
6. Диссимиляция и условия её проявления.
7. Аккомодация и её виды (губная, носовая).
II. Практические задания:
1. Затранскрибируйте текст
Как будто волею всезрящей на этот миг бы посвящён
Глядеть в лицо природы спящей и понимать всемирный сон. (А. Фет)
2. Определить качественную редукцию после твёрдого согласного, привести примеры редукции каждого гласного, редуцированного качественно.
3. Определить качественную редукцию после мягкого согласного, привести примеры данного вида редукции.
4. Определить, какие виды аккомодации представлены в тексте.
5. Какой признак в характеристике гласного изменяется под влиянием аккомодации?
6. Транскрипция текста:
И я ворвался в этот мир цветов, волшебный мир живых благоуханий,
Горячих слёз из уст, речей без слов, мир счастия и пылких упований. (А. Фет)
7. Определить позиционные фонетические процессы.
8. Определить, какие виды ассимиляции представлены в тексте. Привести свои примеры на отсутствующие виды.
9. Проиллюстрировать все виды аккомодации согласных.
10. Привести примеры диссимиляции и объяснить условия её проявления.
11. Отметить все случаи ассимилятивной мягкости: новость, сельдь, лобзик, сберечь, степь, винтик, сделай, жизнь.
Литература к занятию:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Тема: Позиционная мена и изменение гласных и согласных звуков
Продолжительность 2 часа
I. Повторение материала пройденных занятий
1. Запишите в транскрипции слово по приведенному описанию звуков:
1) согласный, сонорный, среднеязычный, щелевой, палатальный; 2) гласный полного образования, заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный; 3) согласный, шумный, глухой, заднеязычный, взрывной, твердый.
2. Охарактеризуйте звуки в слове, данном преподавателем.
3. Транскрипция текста.
Слушал на тяге воду. По луговой лощине вода катилась бесшумно, только иногда встречались струйка со струйкой, и от этого всплескивало. И, слушая, ожидая следующий всплеск, спрашивал я себя, отчего это? Может быть, там вверху снег, из-под которого вытекал ручей, время от времени обваливался, и это событие в жизни ручья здесь передавалось столкновением струек, а может быть…
II. Теоретические вопросы
1. Каковы основные законы сочетаемости звуков?
2. Что такое позиционная мена (ПМ) звуков? Какие типы ПМ характерны для русского языка?
3. Каковы основные случаи ПМ гласных звуков? Назовите фонетические процессы, лежащие в основе ПМ гласных звуков.
4. Каковы основные случаи ПМ согласных звуков? Назовите фонетические процессы, лежащие в основе ПМ гласных звуков.
5. Что понимается под позиционными изменениями (ПИ) гласных звуков?
6. Что понимается под позиционными изменениями (ПИ) согласных звуков?
8. В каких условиях могут изменять свое качество сонорные согласные? Каковы эти изменения?
9. В каких положениях твердые согласные подвергаются изменениям? Действием каких законов это вызвано?
III. Практические задания
1. В отрывке текста, данном для транскрибирования, найдите все случаи позиционной мены согласных звуков и четыре – пять случаев позиционной мены гласных звуков. Запишите свой ответ по следующей схеме:
Тип позиционной мены
Мена парного звонкого согласного [д] на на глухой [т] перед глухим [с].
2. Найдите в данных ниже словах позиционно измененные гласные звуки: крича, кричат, кричать; носит, нëс, Лëня, люк, люди, грудь.
3. Найдите в данных словах позиционно измененные согласные звуки: снег, козлик, мести, пëстр, вепрь, рта.
Литература к занятию:
РАЗДЕЛ 3. СЛОГ. ИНТОНАЦИЯ. УДАРЕНИЕ.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Тема: Слог и слогоделение
Продолжительность 2 часа
1. Произнесите и затранскрибируйте слова. Какие фонетические изменения гласных и согласных в них встречаются?
1) Конец года, ночь длинная, мех бобра;
2) Сноп искр, снег рыхл, интересная мысль, мшистое болото, станция Ртищево, город Лхаса;
3) Отцовская куртка, подцепить, катер отчалил, подчеркнул, заросший сад, промерзший пруд, сжать, обезжирить;
4) Под снегом, надстройка, на отшибе, пришедший, отщипнуть, подсчет.
II. Подготовьте теоретические вопросы
3. Каковы основные элементы слога?
4. Какие существуют типы слогов?
5. Каков основной закон слогоделения? Кратко изложите его сущность, иллюстрируйте примерами.
6. Какое влияние оказывает на слогоделение морфологическое строение слова?
III. Практические задания
1. Данные слова разделите на слоги, постройте схемы слогов, определите, есть ли нарушения закона восходящей звучности слога.
Бездействие, властитель, стëкла, постройка, германский, демонстрация, быстроходный, под окном, промозглый.
3. Объясните наблюдаемые явления в задачах, предлагаемых в книге (С.69-83):
А) Почему [Р] в словоформе ЛИТАВРЫ не создает слога, а в слове ЛИТАВРЩИК – создает?
Б) В словах МЫСЛЬ МЕТР иногда последний согласный произносится как глухой. В этом случае данные слова – односложны. Почему?
В) Почему [Р] в словоформе В НОЯБРЕ не создает слога, а в словоформе НОЯБРЬСКИЙ – создает?
Г) Как членятся на слоги слова ДЕКАБРЬСКИЙ, ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЙ?
Литература к занятию:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Тема: Суперсегментные единицы: ударение, интонация
Продолжительность 2 часа
I. Теоретические вопросы:
1. Ударение и его виды: словесное, логическое и эмфатическое.
2. Интонация и её составляющие: мелодика, темп, тембр, паузы.
3. Интонационные конструкции.
II. Подготовьте ответы на вопросы:
1) Что такое ударение?
2) Назовите основные типы ударений, участвующих в организации речевого потока. Какой тип является основным для русского языка?
3) В чем своеобразие логического ударения?
4) Каковы функции словесного ударения? В чем своеобразие русского словесного ударения?
6) Что такое интонация? Какова ее структура?
7) Что называется интонационной конструкцией (ИК) фразы? Каковы различительные признаки типов ИК?
8) Назовите известные Вам типы ИК современного русского языка.
III. Практические задания:
1. Расставьте ударение в словах. Укажите возможные варианты. (Работа по карточкам).
2. Найдите словосочетания с энклитиками и проклитиками.
Не рад, ни о чем не сказал, прыгал бы, надо мной, за сердце берет, час от часу не легче, со дня на день, когда же, слово за слово, как снег на голову.
3. Отметьте случаи свободного нефиксированного словесного ударения.
Кот, собака, пятно, сильный, стресс, рука, стеклянный, река, счастье, день.
4. Сосчитайте количество фонетических слов в данном тексте.
Гул голосов схлынул, и за столом появился подвижный, небольшого роста старик с проседью в висках. Он начал говорить с непривычной для официального места образованностью, избегая цифр, способных затруднить неподготовленное внимание новичков. Изредка он умолкал, упираясь кулаками в стол и как бы выискивая возможных оппонентов.
5. Найдите во фразах слова, на которые падает ударение.
1) Ты говорил, что холода наступят через неделю, но это не так! Сегодня на улице холодно! 2) Одевайся теплее! Сегодня на улице холодно! 3) Дома-то сегодня тепло… Сегодня на улице холодно!
6. Придумайте контексты, в которых бы фраза «Студенты не очень боятся сессии» требовала постановки логического ударения на разных словах.
7. Покажите различное членение фраз. При необходимости расставьте ударение.
1) Будь внимателен на дороге пешеход. 2) А на сцене в это в это время кот в сапогах прячется. 3) Мальчик убрал тетрадь в клетку. 5) Она развлекала его рисунками детей.
8. Составьте схемы интонационных конструкций. Определите их тип.
На улице идет дождь.
Какая милая девушка!
Зачем ты это учишь?
Ты слышала прогноз погоды?
9. Придумайте высказывания с разными типами ИК.
Литература к занятию:
РАЗДЕЛ 4. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВЫХ ЕДИНИЦ.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Тема: Фонематическая транскрипция. Дифференциальные признаки фонемы.
Продолжительность 2 часа
I. Теоретические вопросы:
1. Что называется фонемой?
2. Каково соотношение звука и фонемы?
3. Перечислите функция фонемы.
4. Какова методика выполнения фонематической транскрипции?.
5. Конститутивные признаки фонем:
–количество конститутивных признаков гласных фонем;
–количество конститутивных признаков согласных фонем;
–какие согласные фонемы имеют наибольшее количество конститутивных признаков?
6. Дифференциальные признаки. Какова методика определения ДП фонемы?
7. Нейтрализация фонем и условия её проявления.
II. Практические задания:
1. Ответьте на вопросы, приводя примеры:
–Может ли одна и та же фонема в разных позициях выражаться совершенно различными звуками?
–Может ли одна и та же фонема в одной и той же позиции выражаться совершенно различными звуками?
2. Затранскрибируйте текст в двух транскрипциях: фонетической и фонематической. Проанализируйте отличия, объясните.
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье…
3. Сделать фонетическую и фонематическую транскрипцию следующих слов: смех, дом, земля, суп. Назовите конститутивные признаки гласных фонем в этих словах.
4. Затранскрибируйте слова: сплав, повозка, гость, сбор, дни и назовите конститутивные признаки согласных фонем. Какие фонемы имеют наибольшее количество конститутивных признаков?
5. Укажите дифференциальные признаки гласных фонем в парах: лог : луг; лип : лап; лес : лаз; вол : вал.
6. Укажите дифференциальные признаки согласных фонем: бук-сук; фон-тон; толь-тол; жар-шар; роз-рос.
7. Приведите примеры, иллюстрирующие нейтрализацию фонем.
8. Какое фонематическое значение буквы Ю в словах: а) поют; б) юла; в) тюк?
9. Сколько букв, звуков, фонем в слове ЧИТАЮТ? Перечислите эти звуки, буквы, фонемы.
10. Докажите, что звук [з] имеет разные функциональные характеристики в словах Зоя, сдавать, козни.
Литература к занятию:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
Тема: Система гласных и согласных фонем русского языка
Продолжительность 2 часа
I. Теоретические вопросы:
1. Что такое сильная/слабая фонема? Гиперфонема?
2. Что такое сильная/слабая позиция?
3. Сильная/слабая позиция для гласных фонем.
4. Сильная/слабая позиция для согласных фонем по глухости /звонкости
5. Сильные/слабые позиции по твёрдости/ мягкости.
II. Практические задания:
– сделать фонетическую и фонематическую транскрипцию.
– указать два вида сильных позиций для гласных фонем. Чем они обусловлены?
– какими вариантами представлены в тексте гласные фонемы неверхнего подъёма?
– укажите варианты фонем верхнего подъёма.
Текст: Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим, целует клюв нахохленной совы.(С. Есенин)
– затранскрибировать текст в двух транскрипциях:
– отметьте сильные позиции для согласных фонем по глухости/звонкости.
– слабые позиции по глухости/ звонкости. Чем они обусловлены?
– сильные позиции по твёрдости/ мягкости. С каким фонетическим явлением связаны?
– какими аллофонами представлены в тексте непарные фонемы по глухости/ звонкости и твёрдости/ мягкости?
Литература к занятию:
РАЗДЕЛ 5. ОРФОЭПИЯ И АКЦЕНТОЛОГИЯ.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10
Тема: Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы.
Продолжительность 2 часа
I. Теоретические вопросы:
1) Что такое орфоэпия, как она соотносится с фонетикой?
2) Почему варьируются произносительные нормы?
3) Расскажите о «старшей» и «младшей» норме.
4) В чем суть синхронного и диахронного взгляда на «старшую» и «младшую» нормы?
5) Какие правила орфоэпии обусловлены фонетическими законами в области гласных звуков?
6) Перечислите орфоэпические правила, в основе которых – нормы произношения согласных.
7) Какие орфоэпические правила связаны с грамматической системой русского языка?
8) Каковы правила произношения заимствованных слов?
9) Какую роль в сложении современной орфоэпической нормы сыграли старомосковская и петербургская нормы произношения?
II. Практические задания:
1. Затранскрибируйте слова с учетом современных орфоэпических норм. В случае возможности произносительного варианта – указывайте.
Жалостный, абонемент, шоколад, предыстория, счастливый, сарделька, буревестник, обмолотить, баобаб, брошюра, дребезжать, Ватерлоо, здравствуйте, штемпель, оазис, рассеянный, скучный, марксистский, яичный, подносчик.
2. Мягкий или твердый согласный перед буквой «Е».
3. Какой согласный звук произносится на месте ЧН?
Горчичный, поточный, сердечный, конечно, съемочный, двоечник, нарочно, порядочно
4. Расставьте ударение в словах.
Взялся, кремень, исчеркать, манит, договоренность, ракурс, холеный, красивее, щавель, ходатайствовать, августовский, наняться, творог.
Литература к занятию:
МОДУЛЬ 2. ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. ОРФОГРАФИЯ.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11
Тема: Графика. Слоговой принцип русской графики.
Продолжительность 2 часа
1. Основные понятия теории письма.
3. Принципы русской графики.
4. Школьный фонетический разбор.
2. Определить состав фонем в данном отрывке:
Нежно прильнули друг к другу крыльями, точно танец затеяли лебеди.
II. Ответьте на вопросы:
1) Каков предмет изучения графики?
2) Разделы русской графики, алфавит (сколько гласных букв, согласных букв, название букв)!
3) Каковы взаимоотношения между буквами и звуками (фонемами)? В чем их сложность? Объясните.
4) Как определить: основное или второстепенное значение имеет буква в слове?
5) В чем суть слогового (позиционного) принципа русской графики?
6) Как обозначать мягкость/твердость согласных фонем на письме?
7) Как на письме обозначается звук [j ]?
III. Практические задания:
1. Затранскрибировать слова и установить соотношение между звуками и буквами.
Бумажка, голубь, моё, мягкий, окрестность, расширить, сдоба, сердиться.
2. Определить звуковые значения букв в словах:
Павильон, чугунный, поощрять.
3. Определить, как обозначена твердость/мягкость согласных фонем на письме в словах: кит, лишь, дочь, стройучасток, обезьяна, помощник, воробьев.
4. Указать слова, соответствующие слоговому принципу русской графики.
Майонез–ёлка, щавель–щи, цель–щель, вол–вёл, цыплёнок–цирк, шуруп–парашют, моржом–пляжем.
5. Сделать школьный фонетический разбор слов: ямщик, берешь.
Литература к занятию:
РАЗДЕЛ 2. ОРФОГРАФИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12
Тема: Орфография. Принципы русской орфографии
Продолжительность 2 часа
I. Теоретические вопросы:
1. Разделы русской орфографии.
2. Принципы русской орфографии.
II. Ответьте на вопросы:
1) 1. Что такое орфография?
2) В чем ее отличие от графики и в чем их смежность?
3) В чем суть фонологического принципа русской орфографии? Почему представители МФШ считают его основным?
4) Почему фонологический принцип русской орфографии имеет несколько названий? Как проявляется в его трактовке противоречие между московской и санкт-петербургской фонологическими школами?
5) В чем суть фонетического принципа русской орфографии? Какие орфографические правила ему подчиняются?
6) В чем «полярность» фонетического и традиционного принципов?
7) Расскажите о других известных Вам принципах русской орфографии.
III. Практические задания:
1. На каких принципах орфографии основаны орфографические правила:
2) Гласная буква Ы после приставок на согласный;
3) Правописание безударных гласных в корне;
4) Употребление буквы «мягкий знак» в окончаниях глаголов 2 лица ед. числа;
5) Непроизносимые согласные;
6) Правописание сложных прилагательных;
7) Чередование в корнях ЛАГ/ЛОЖ;
8) Проверяемые гласные в корне.
2. Какому принципу орфографии подчиняются выделенные буквы в словах?
шИпеть, приволЬно, соЛнце, дороЖка, раСсеять, жЕлтый, мОроз, чесТный, большоГо.
ПРИМЕЧАНИЕ: Для решения данной задачи необходимо выполнить комплексный фонетико-орфографический анализ слова: звук – фонема – графема – принцип орфографии.
Вопрос о соответствии буквы какому-либо принципу орфографии может быть поставлен только для букв, обозначающих звуки в слабых позициях. Для этого сопоставляем букву и фонему, представленную обозначенным звуком. При наличии такого соответствия проверяем, основным вариантом выражена фонема в данном случае или нет. Если основным, то фонемный принцип не противоречит фонетическому. Если соответствия нет, то это не фонемный принцип орфографии. Затем соотносим с реальным звучанием: если совпадает – принцип фонетический. Традиционный принцип проявляется в том случае, если буква не соответствует ни фонеме, ни реальному звучанию.
3. Из ряда однокоренных слов выпишите слова, не подчиняющиеся фонемному принципу орфографии.
Пловчиха, плавать, плавучий, плывун, поплавок, плавание.
4. Найдите в тексте слова, которые содержат буквы, соответствующие традиционному принципу орфографии:
Заря межу тем разгоралась. Бледная полоса света, показавшаяся на востоке, окрасила пурпуром и обняла весь горизонт. Зарево росло и разливалось по небу. (Д. Григорович).
Литература к занятию:
АКАНЬЕ – неразличение гласных О и А в безударных позициях после твердых согласных и совпадение их в звуке [А], например, [халада′].
АККОМОДАЦИЯ (от лат. accommodatio – приспособление) – один из видов комбинаторных изменений звуков, заключающийся в приспособлении звучания согласного звука к гласному или гласного к согласному (напр., огубление согласных перед лабиализованными гласными, артикуляционное изменение ударных гласных под влиянием мягких согласных, переход И в Ы после твердых согласных).
АЛФАВИТ – (от н6азвания первых двух букв греческого алфавита: альфа и бета, новогреческого – вита), совокупность букв, слоговых знаков и др. графем данной системы письма, расположенных в определенном порядке.
АЛЛОФОН – речевой представитель фонемы.
АРХИФОНЕМА / слабая фонема / языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, составляющих общую часть нейтрализованных фонем, приводимая к сильной фонеме.
ВАРИАНТ (от лат. varians, род. п. variantis — изменяющийся) – видоизменение, разновидность; одна из возможных реализаций, напр. одно из нескольких возможных вариантов произношения буквосочетаний ЧТ в словах: будничный, скворечник и др.
ГИПЕРФОНЕМА – функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких фонем, при отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции.
ГРАФИКА – это свод общих правил о назначении письменных знаков (букв).
ДИССИМИЛЯЦИЯ (от лат. dissimilis — несходный) — замена одного из двух одинаковых или сходных звуков в слове (смежных или несмежных) другим звуком, отличным или менее сходным с ним (напр., лат. februarius — рус. «февраль»).
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК – элемент или свойство языковой единицы (напр., фонемы), на котором основывается ее противопоставление другой единице того же уровня. Эти признаки различительные и позволяют отличить данную фонему от других фонем.
ДИЭРЕЗА – выкидка звуков (явление непроизносимых согласных).
ЗАКОН восходящей звучности – не начальный слог в русском языке строится от менее звучного звука к более звучному.
ИКАНЬЕ – совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных фонем, кроме [у], в звуке Иэ
КОРРЕЛЯЦИЯ ФОНЕМ – противопоставление фонем по одному основанию, напр., по глухости – звонкости; твердости – мягкости.
МЕТАТЕЗА – это перестановка звуков (напр., «ведмедь» вместо медведь в диалектах).
НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ — снятие (неосуществление) в определенных позициях противопоставления единиц языка, напр. в русском языке противопоставление согласных по глухости — звонкости нейтрализуется, в частности, в конце слова («сноп» и «сноб» произносятся одинаково).
НОРМА ЯЗЫКОВАЯ – совокупность общеупотребительных языковых средств и правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.