Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно

Может ли общество выходить за границы своих производственных возможностей и при каких условиях?

5.Почему в очередях (например, за дешевыми продуктами ) стоят, в основном, пенсионеры?

Задание 9

Почему предпринимательская способность выделяется в качестве самостоятельного экономического ресурса?

Задание 10

Допустим, Вы выиграли в « Русском лото» 1 млн. рублей. Избавит ли Вас эта удача от проблемы « редкости» в экономическом смысле слова?

Задание 11

Где в повседневной жизни мы сталкиваемся с альтернативными издержками? Ответ проиллюстрируйте примерами.

Экономические системы

Задание 1.

Представить в виде таблицы сравнительный анализ экономических систем.

Задание 2.

Сочинение: « Россия эпохи Петра I: традиционная или командная экономика?»

Задание З.

Эссе: «Характеристика экономической системы современной России и тенденции ее развития?»

Задание 4.

Возможны ли, по Вашему мнению, составление идеального плана для всей страны? Каковы факторы, препятствующие или способствующие этому?

Задание 5

Современный мир характеризуется наличием различных экономических систем, в основе классификации которых лежат разные подходы. Назовите их на основе нижеперечисленных критериев

А) изучение общества как истории смены пяти способов производства, выступающих в виде совокупности производительных сил и производственных отношений

Б) изучение мировой истории как единого планетарного целого с постепенной сменой цивилизации

В) выделение трех систем: командной, рыночной, смешанной

Г) выделение трех систем: индустриальной, постиндустриальной, неоиндустриальной

Тесты

Цивилизационный подход к классификации социально – экономических систем включает

3) приоритет этико – национальной составляющей

4) необходимость адаптации общетеоретических моделей социально – экономического развития к национальной духовно – культурной специфике страны

В марксовой модели социально – экономической системы ее развитие детерминировано

1) научно – техническим прогрессом

3) господствующей системой производственных отношений (базисом)

4) системой ценностей данного общества

К модели социально – экономического развития классической политэкономии не относится

2) «экономический человек»

4) свободная конкуренция

В модели М. Вебера социально – экономической системы в ее развитии приоритет отдается

2) «экономическому человеку»

Экономические отношения

Задание 1

Проведите сравнительный анализ трактовки собственности в гражданском и общем праве.

Задание 2

Представьте характеристику четко определенных прав собственности.

Задание 3

Всегда ли, по Вашему мнению, юридические права собственности совпадают с реальными? Проиллюстрировать ответ примерами.

Задание 4

Как связана, по Вашему мнению, эффективность распределения ресурсов со спецификацией прав собственности?

Задание 5

Определите сущность частной, коммунальной, общественной форм собственности на основе концепции трансакционных издержек.

Задание 6

В теневой экономике ( экономике организованной преступности) принципиально невозможно законное закрепление прав собственности. Используя концепцию трансакционных издержек, ответьте, к каким отличиям преступного бизнеса от легального это приводит и почему?

Рынок: сущность, механизм, функции

Задание 1

В рыночной экономике существует свобода выбора предпринимателя. Можно ли сказать, что в рыночной экономике предприниматель волен производить абсолютно все, что захочет?

Задание 2

Оцените суждение: « Если и существует секрет» успешного развития рыночной экономики, то он состоит не в частной собственности»

Задание 3

Что, по Вашему мнению, означает суверенитет потребителя?

Источник

Урок 3. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПОРОЖДАЕМЫЕ ЕЮ ПРОБЛЕМЫ

Урок 3. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПОРОЖДАЕМЫЕ ЕЮ ПРОБЛЕМЫ

Цель урока:показать, что безграничность материальных потребностей в условиях ограниченности экономических ресур­сов ставит перед любым обществом проблему выбора.

Понятия,которые должны быть отработаны в ходе урока:

— основные материальные потребности общества;

— экономические ресурсы (факторы производства):

— альтернативная стоимость (цена выбора).

Раздаточный материал:домашнее задание «Сделайте свой выбор».

Объяснение материала

При объяснении материала обратите внимание на следую­щие моменты.

1.В обыденной жизни под понятием «капитал» чаще всего подразумевают деньги и ценные бумаги — акции и облигации. С точки зрения экономической теории это не всегда так. День­ги как таковые ничего не производят, а значит, их нельзя рас­сматривать как фактор производства. Конечно, деньги могут быть использованы для закупки машин, оборудования и строи­тельства производственных цехов. Однако сами по себе они лишь кусочки бумаги, а из бумаги нельзя замесить тесто или сшить шубу. Под фактором производства понимается физический ка­питал как совокупность зданий, сооружений, сборочных линий, станков, автоматов, т. е. всего того, что непосредственно участ­вует в производстве товаров и услуг.

2. Рассказывая о доходах как плате за ресурсы, следует иметь в виду, что на практике далеко не всегда удается с большой степенью точности отнести получаемые доходы к тому или ино­му конкретному виду. Так, например, если владелец ювелирной мастерской одновременно занимается и изготовлением украше­ний, то получаемый им доход нельзя однозначно определить ни как прибыль (предпринимательский доход), ни как заработную плату, поскольку частично он является прибылью, а частично — заработной платой. Здесь наиболее важно уяснить, что собст­венность на любой из экономических ресурсов приносит доход их владельцу.

3. Как показывает опыт, наибольшую сложность для пони­мания представляет понятие альтернативной стоимости, или цены выбора. В то же время без усвоения данного понятия невозможно изучение экономической теории. Здесь следует об­ратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, альтернативная стоимость (цена выбора) не имеет отношения ни к денежным затратам, которые необходимо осу­ществить для производства какого-либо продукта, ни к цене этого продукта. Альтернативная стоимость — это упущенная выгода, т. е. то, чем пришлось пожертвовать ради производства данного продукта. Поскольку существует ограниченность ресурсов, то, затрачивая какие-либо из наших ограниченных ресурсов на дос­тижение определенной цели, мы вынуждены поступиться воз­можностью использовать те же ресурсы в других целях. Напри­мер, решив произвести танки, мы должны отказаться от произ­водства тракторов или произвести их в меньшем количестве. Именно это количество непроизведенного продукта (в данном случае тракторов), которым пришлось пожертвовать ради произ­водства танков, и составит альтернативную стоимость танков.

Во-вторых, при принятии решения о производстве некото­рого товара мы можем выбирать не из двух (как в предыдущем примере), а из нескольких альтернативных вариантов использо­вания ограниченных ресурсов. Например, в городе существует довольно большой незастроенный участок земли. Городские власти обсуждают вопрос о том, что построить на этом участке: больницу, универмаг, бассейн или крытую автомобильную сто­янку. При этом размеры участка таковы, что на нем можно построить только одно здание. Предположим, что после долгого раздумья городские власти пришли к выводу о том, что наибо­лее предпочтительным в данный момент времени будет строи­тельство новой больницы, и начали это строительство.

Возникает вопрос: можно ли считать, что альтернативная стоимость, или цена выбора, — это отказ от строительства бас­сейна, автостоянки и универмага вместе взятых? Ответ будет отрицательным. Мы не можем на нашем участке земли постро­ить и универмаг, и бассейн, и автостоянку. Следовательно, если мы от чего-то отказываемся, выбирая строительство больницы, то отказываемся от чего-то одного. Таким образом, в качестве альтернативной стоимости строительства больницы мы должны рассматривать потерю для города только одного из непостроен­ных зданий. Тогда какого: автостоянки, бассейна или универма­га? Ответ на этот вопрос таков: альтернативной стоимостью бу­дет потеря самого лучшего из отвергнутых вариантов. Что имен­но из данных невостребованных возможностей было бы наибо­лее необходимо, определяется дополнительными, тщательно проведенными исследованиями. Если в результате этих исследо­ваний городские власти пришли к выводу, что наиболее важным для города в данный момент времени оказалось бы строительст­во универмага, то альтернативной стоимостью строительства

больницы явилась бы потеря для города постройки нового уни­вермага.

Итак, альтернативная стоимость — это упущенная выгода из-за отказа от осуществления следующей по значимости аль­тернативы в силу того, что ограниченные ресурсы используются лишь по одному назначению.

В-третьих, альтернативная стоимость может быть выражена и в денежной форме, если упущенная выгода определяется не коли­чеством недопроизведенных материальных благ или полным от­казом от их производства, а потерянным денежным доходом. Например, вы получили в наследство значительную сумму денег и размышляете над тем, как наилучшим образом распорядиться ими. Вы можете положить деньги в банк и получать ежегодный процент. Вы можете купить на них акции промышленной ком­пании и получать ежегодные дивиденды. Наконец, вы можете открыть собственное дело и стать предпринимателем. Предполо­жим, вы выбрали последний из альтернативных вариантов вло­жения денег. Как определить цену вашего выбора? Посмотрите, какая из отвергнутых альтернатив дала бы вам больший годовой доход. Пусть, например, банковский процент составляет 50% го­довых, а в форме дивидендов вы могли бы получить 60% годовых. В этом случае к альтернативной стоимости вложения денег в собст­венный бизнес относится упущенный денежный доход в форме дивидендов на акции промышленной компании.

Закрепление материала

Помимо контрольных вопросов из учебника, предложите учащимся следующие задания.

1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сде­лать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?

Ответ. Безусловно, каждый человек может полностью удов­летворить одну или несколько своих потребностей. Однако люди не могут удовлетворить все свои потребности. Даже муль­тимиллиардерам не все подвластно. Если бы очень богатому человеку захотелось поселиться в Лувре или Эрмитаже, то вряд ли бы ему это удалось. Кроме того, следует иметь в виду, что когда экономисты говорят о безграничности и неутолимости материальных потребностей, то они подразумевают не только отдельного индивида, но и человечество в целом.

2. Почему труд и предпринимательский талант рассматрива­ются как два разных экономических ресурса, ведь предпринима­тель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затра­чивает свой труд?

Ответ. Конечно, предприниматель тоже трудится, но в про­цессе своей деятельности он выполняет совершенно особые функции, что и позволяет рассматривать предпринимательский талант как отдельный экономический ресурс. Эти функции сле­дующие:

— предприниматель берет в свои руки инициативу в соеди­нении других экономических ресурсов — земли, капитала и труда — в единый производственный процесс;

— предприниматель несет ответственность за принятые хо­зяйственные решения в производственном процессе;

— предприниматель должен иметь склонность к инноваци­ям, т. е. не бояться внедрять новую технику и техноло­гии, создавать принципиально новые товары и услуги;

— предприниматель не должен бояться риска: прибыль предпринимателю отнюдь не гарантирована, и, начиная бизнес, он каждый раз рискует потерять вложенные в дело деньги.

Отсюда видно, что далеко не каждый человек может стать предпринимателем (кто-то не любит рисковать, кто-то является плохим организатором или консерватором по натуре, а кто-то боится принимать решения и брать на себя ответственность), поэтому предпринимательство — это не просто труд, а особый талант, который и выделяется как специфический экономиче­ский ресурс.

3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность эко­номических благ — это одно и то же?

Ответ. Нет. Когда мы говорим о бедности, то подразумева­ем, что какой-то человек или какая-нибудь страна владеют слишком малым количеством экономических благ. Ограничен­ность экономических благ означает, что этих благ мало не в абсолютном исчислении, а относительно гораздо большего ко­личества потребностей, которые мы удовлетворяем при помощи этих благ. Поэтому принцип ограниченности применим и к нищим и к миллионерам, и к бедным и к богатым странам.

4.Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», полу­чая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и посту­пила в Высшую школу экономики, справедливо оценив пер­спективы будущей профессии. Какова альтернативная стои­мость ее выбора?

Ответ. Поскольку альтернативная стоимость сделанного вы­бора — это самый лучший из вариантов, которыми пришлось пожертвовать, то здесь альтернативной стоимостью будут упу­щенные Надей 500000 рублей месячного дохода продавца.

5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных де­нежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае мо­жет выступить в качестве альтернативной стоимости:

— затраты на посещение театров;

— затраты на изучение японского языка;

— затраты на еду и одежду;

— затраты на занятия верховой ездой?

Ответ. В качестве альтернативной стоимости могут высту­пить либо затраты на посещение театров, либо затраты на изу­чение японского языка, либо затраты на занятия верховой ез­дой — конкретный выбор будет зависеть от индивидуальных предпочтений Пети Сидорова. Главное, на что нужно обратить внимание: затраты на еду и одежду не явятся альтернативной стоимостью, так как эти затраты неизбежны в любом случае — от них Петя не сможет отказаться.

Домашнее задание

«Сделайте свой выбор»

Раздайте каждому учащемуся по копии упражнения.

Таблица 1-2

P. S. Последовательность перечисления желаемых товаров не связана со степенью их желательности — определите сами свои приоритеты.

Переход к следующему уроку.Обсуждение со школьни­ками выполненного ими домашнего задания послужит удобным мостиком для перехода к проблематике 4-го урока. При обсуж­дении постарайтесь сосредоточить внимание учеников на двух моментах.

а) Наверняка им было не так просто сделать свой выбор. Пред­ставляют ли они теперь, как сложно обществу ежедневно решать проблему «что производить и в каком количестве». Именно поэто­му данная проблема является основной проблемой экономики.

б) Безусловно, у разных ребят выбор окажется различным. Обратите их внимание на то, что выбор каждого из них одина­ково хорош, эффективен и целесообразен с точки зрения эко­номиста, если все они при этом полностью израсходовали имеющиеся в распоряжении деньги. Каждый из них максималь­но удовлетворил свои потребности при наличии денежного ог­раничения, просто потребности и предпочтения у всех людей разные. Все учащиеся в этом смысле сделали одинаково эффек­тивный выбор.

Закрепление материала

1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сде­лать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?

2. Почему труд и предпринимательский талант рассматрива­ются как два разных экономических ресурса, ведь предпринима­тель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затра­чивает свой труд?

3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность эко­номических благ — это одно и то же?

4.Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», полу­чая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и посту­пила в Высшую школу экономики, справедливо оценив пер­спективы будущей профессии. Какова альтернативная стои­мость ее выбора?

5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных де­нежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае мо­жет выступить в качестве альтернативной стоимости:

— затраты на посещение театров; — затраты на изучение японского языка; — затраты на еду и одежду; — затраты на занятия верховой ездой?

Закрепление материала

1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сде­лать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?

2. Почему труд и предпринимательский талант рассматрива­ются как два разных экономических ресурса, ведь предпринима­тель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затра­чивает свой труд?

3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность эко­номических благ — это одно и то же?

4.Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», полу­чая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и посту­пила в Высшую школу экономики, справедливо оценив пер­спективы будущей профессии. Какова альтернативная стои­мость ее выбора?

5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных де­нежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае мо­жет выступить в качестве альтернативной стоимости:

— затраты на посещение театров; — затраты на изучение японского языка; — затраты на еду и одежду; — затраты на занятия верховой ездой?

Закрепление материала

1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сде­лать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?

2. Почему труд и предпринимательский талант рассматрива­ются как два разных экономических ресурса, ведь предпринима­тель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затра­чивает свой труд?

3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность эко­номических благ — это одно и то же?

4.Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», полу­чая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и посту­пила в Высшую школу экономики, справедливо оценив пер­спективы будущей профессии. Какова альтернативная стои­мость ее выбора?

5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных де­нежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае мо­жет выступить в качестве альтернативной стоимости:

— затраты на посещение театров; — затраты на изучение японского языка; — затраты на еду и одежду; — затраты на занятия верховой ездой?

Таблица 1-2

Таблица 1-2

Таблица 1-2

Урок 3. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПОРОЖДАЕМЫЕ ЕЮ ПРОБЛЕМЫ

Цель урока:показать, что безграничность материальных потребностей в условиях ограниченности экономических ресур­сов ставит перед любым обществом проблему выбора.

Понятия,которые должны быть отработаны в ходе урока:

— основные материальные потребности общества;

— экономические ресурсы (факторы производства):

— альтернативная стоимость (цена выбора).

Раздаточный материал:домашнее задание «Сделайте свой выбор».

Объяснение материала

При объяснении материала обратите внимание на следую­щие моменты.

1.В обыденной жизни под понятием «капитал» чаще всего подразумевают деньги и ценные бумаги — акции и облигации. С точки зрения экономической теории это не всегда так. День­ги как таковые ничего не производят, а значит, их нельзя рас­сматривать как фактор производства. Конечно, деньги могут быть использованы для закупки машин, оборудования и строи­тельства производственных цехов. Однако сами по себе они лишь кусочки бумаги, а из бумаги нельзя замесить тесто или сшить шубу. Под фактором производства понимается физический ка­питал как совокупность зданий, сооружений, сборочных линий, станков, автоматов, т. е. всего того, что непосредственно участ­вует в производстве товаров и услуг.

2. Рассказывая о доходах как плате за ресурсы, следует иметь в виду, что на практике далеко не всегда удается с большой степенью точности отнести получаемые доходы к тому или ино­му конкретному виду. Так, например, если владелец ювелирной мастерской одновременно занимается и изготовлением украше­ний, то получаемый им доход нельзя однозначно определить ни как прибыль (предпринимательский доход), ни как заработную плату, поскольку частично он является прибылью, а частично — заработной платой. Здесь наиболее важно уяснить, что собст­венность на любой из экономических ресурсов приносит доход их владельцу.

3. Как показывает опыт, наибольшую сложность для пони­мания представляет понятие альтернативной стоимости, или цены выбора. В то же время без усвоения данного понятия невозможно изучение экономической теории. Здесь следует об­ратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, альтернативная стоимость (цена выбора) не имеет отношения ни к денежным затратам, которые необходимо осу­ществить для производства какого-либо продукта, ни к цене этого продукта. Альтернативная стоимость — это упущенная выгода, т. е. то, чем пришлось пожертвовать ради производства данного продукта. Поскольку существует ограниченность ресурсов, то, затрачивая какие-либо из наших ограниченных ресурсов на дос­тижение определенной цели, мы вынуждены поступиться воз­можностью использовать те же ресурсы в других целях. Напри­мер, решив произвести танки, мы должны отказаться от произ­водства тракторов или произвести их в меньшем количестве. Именно это количество непроизведенного продукта (в данном случае тракторов), которым пришлось пожертвовать ради произ­водства танков, и составит альтернативную стоимость танков.

Во-вторых, при принятии решения о производстве некото­рого товара мы можем выбирать не из двух (как в предыдущем примере), а из нескольких альтернативных вариантов использо­вания ограниченных ресурсов. Например, в городе существует довольно большой незастроенный участок земли. Городские власти обсуждают вопрос о том, что построить на этом участке: больницу, универмаг, бассейн или крытую автомобильную сто­янку. При этом размеры участка таковы, что на нем можно построить только одно здание. Предположим, что после долгого раздумья городские власти пришли к выводу о том, что наибо­лее предпочтительным в данный момент времени будет строи­тельство новой больницы, и начали это строительство.

Возникает вопрос: можно ли считать, что альтернативная стоимость, или цена выбора, — это отказ от строительства бас­сейна, автостоянки и универмага вместе взятых? Ответ будет отрицательным. Мы не можем на нашем участке земли постро­ить и универмаг, и бассейн, и автостоянку. Следовательно, если мы от чего-то отказываемся, выбирая строительство больницы, то отказываемся от чего-то одного. Таким образом, в качестве альтернативной стоимости строительства больницы мы должны рассматривать потерю для города только одного из непостроен­ных зданий. Тогда какого: автостоянки, бассейна или универма­га? Ответ на этот вопрос таков: альтернативной стоимостью бу­дет потеря самого лучшего из отвергнутых вариантов. Что имен­но из данных невостребованных возможностей было бы наибо­лее необходимо, определяется дополнительными, тщательно проведенными исследованиями. Если в результате этих исследо­ваний городские власти пришли к выводу, что наиболее важным для города в данный момент времени оказалось бы строительст­во универмага, то альтернативной стоимостью строительства

больницы явилась бы потеря для города постройки нового уни­вермага.

Итак, альтернативная стоимость — это упущенная выгода из-за отказа от осуществления следующей по значимости аль­тернативы в силу того, что ограниченные ресурсы используются лишь по одному назначению.

В-третьих, альтернативная стоимость может быть выражена и в денежной форме, если упущенная выгода определяется не коли­чеством недопроизведенных материальных благ или полным от­казом от их производства, а потерянным денежным доходом. Например, вы получили в наследство значительную сумму денег и размышляете над тем, как наилучшим образом распорядиться ими. Вы можете положить деньги в банк и получать ежегодный процент. Вы можете купить на них акции промышленной ком­пании и получать ежегодные дивиденды. Наконец, вы можете открыть собственное дело и стать предпринимателем. Предполо­жим, вы выбрали последний из альтернативных вариантов вло­жения денег. Как определить цену вашего выбора? Посмотрите, какая из отвергнутых альтернатив дала бы вам больший годовой доход. Пусть, например, банковский процент составляет 50% го­довых, а в форме дивидендов вы могли бы получить 60% годовых. В этом случае к альтернативной стоимости вложения денег в собст­венный бизнес относится упущенный денежный доход в форме дивидендов на акции промышленной компании.

Закрепление материала

Помимо контрольных вопросов из учебника, предложите учащимся следующие задания.

1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сде­лать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?

Ответ. Безусловно, каждый человек может полностью удов­летворить одну или несколько своих потребностей. Однако люди не могут удовлетворить все свои потребности. Даже муль­тимиллиардерам не все подвластно. Если бы очень богатому человеку захотелось поселиться в Лувре или Эрмитаже, то вряд ли бы ему это удалось. Кроме того, следует иметь в виду, что когда экономисты говорят о безграничности и неутолимости материальных потребностей, то они подразумевают не только отдельного индивида, но и человечество в целом.

2. Почему труд и предпринимательский талант рассматрива­ются как два разных экономических ресурса, ведь предпринима­тель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затра­чивает свой труд?

Ответ. Конечно, предприниматель тоже трудится, но в про­цессе своей деятельности он выполняет совершенно особые функции, что и позволяет рассматривать предпринимательский талант как отдельный экономический ресурс. Эти функции сле­дующие:

— предприниматель берет в свои руки инициативу в соеди­нении других экономических ресурсов — земли, капитала и труда — в единый производственный процесс;

— предприниматель несет ответственность за принятые хо­зяйственные решения в производственном процессе;

— предприниматель должен иметь склонность к инноваци­ям, т. е. не бояться внедрять новую технику и техноло­гии, создавать принципиально новые товары и услуги;

— предприниматель не должен бояться риска: прибыль предпринимателю отнюдь не гарантирована, и, начиная бизнес, он каждый раз рискует потерять вложенные в дело деньги.

Отсюда видно, что далеко не каждый человек может стать предпринимателем (кто-то не любит рисковать, кто-то является плохим организатором или консерватором по натуре, а кто-то боится принимать решения и брать на себя ответственность), поэтому предпринимательство — это не просто труд, а особый талант, который и выделяется как специфический экономиче­ский ресурс.

3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность эко­номических благ — это одно и то же?

Ответ. Нет. Когда мы говорим о бедности, то подразумева­ем, что какой-то человек или какая-нибудь страна владеют слишком малым количеством экономических благ. Ограничен­ность экономических благ означает, что этих благ мало не в абсолютном исчислении, а относительно гораздо большего ко­личества потребностей, которые мы удовлетворяем при помощи этих благ. Поэтому принцип ограниченности применим и к нищим и к миллионерам, и к бедным и к богатым странам.

4.Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», полу­чая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и посту­пила в Высшую школу экономики, справедливо оценив пер­спективы будущей профессии. Какова альтернативная стои­мость ее выбора?

Ответ. Поскольку альтернативная стоимость сделанного вы­бора — это самый лучший из вариантов, которыми пришлось пожертвовать, то здесь альтернативной стоимостью будут упу­щенные Надей 500000 рублей месячного дохода продавца.

5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных де­нежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае мо­жет выступить в качестве альтернативной стоимости:

— затраты на посещение театров;

— затраты на изучение японского языка;

— затраты на еду и одежду;

— затраты на занятия верховой ездой?

Ответ. В качестве альтернативной стоимости могут высту­пить либо затраты на посещение театров, либо затраты на изу­чение японского языка, либо затраты на занятия верховой ез­дой — конкретный выбор будет зависеть от индивидуальных предпочтений Пети Сидорова. Главное, на что нужно обратить внимание: затраты на еду и одежду не явятся альтернативной стоимостью, так как эти затраты неизбежны в любом случае — от них Петя не сможет отказаться.

Домашнее задание

«Сделайте свой выбор»

Раздайте каждому учащемуся по копии упражнения.

Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно. Смотреть фото Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно. Смотреть картинку Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно. Картинка про Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно. Фото Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно. Смотреть фото Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно. Смотреть картинку Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно. Картинка про Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно. Фото Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно

Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно. Смотреть фото Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно. Смотреть картинку Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно. Картинка про Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно. Фото Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно. Смотреть фото Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно. Смотреть картинку Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно. Картинка про Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно. Фото Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *