Можно ли считать что бедность и ограниченность экономических благ это одно
Может ли общество выходить за границы своих производственных возможностей и при каких условиях?
5.Почему в очередях (например, за дешевыми продуктами ) стоят, в основном, пенсионеры?
Задание 9
Почему предпринимательская способность выделяется в качестве самостоятельного экономического ресурса?
Задание 10
Допустим, Вы выиграли в « Русском лото» 1 млн. рублей. Избавит ли Вас эта удача от проблемы « редкости» в экономическом смысле слова?
Задание 11
Где в повседневной жизни мы сталкиваемся с альтернативными издержками? Ответ проиллюстрируйте примерами.
Экономические системы
Задание 1.
Представить в виде таблицы сравнительный анализ экономических систем.
Задание 2.
Сочинение: « Россия эпохи Петра I: традиционная или командная экономика?»
Задание З.
Эссе: «Характеристика экономической системы современной России и тенденции ее развития?»
Задание 4.
Возможны ли, по Вашему мнению, составление идеального плана для всей страны? Каковы факторы, препятствующие или способствующие этому?
Задание 5
Современный мир характеризуется наличием различных экономических систем, в основе классификации которых лежат разные подходы. Назовите их на основе нижеперечисленных критериев
А) изучение общества как истории смены пяти способов производства, выступающих в виде совокупности производительных сил и производственных отношений
Б) изучение мировой истории как единого планетарного целого с постепенной сменой цивилизации
В) выделение трех систем: командной, рыночной, смешанной
Г) выделение трех систем: индустриальной, постиндустриальной, неоиндустриальной
Тесты
Цивилизационный подход к классификации социально – экономических систем включает
3) приоритет этико – национальной составляющей
4) необходимость адаптации общетеоретических моделей социально – экономического развития к национальной духовно – культурной специфике страны
В марксовой модели социально – экономической системы ее развитие детерминировано
1) научно – техническим прогрессом
3) господствующей системой производственных отношений (базисом)
4) системой ценностей данного общества
К модели социально – экономического развития классической политэкономии не относится
2) «экономический человек»
4) свободная конкуренция
В модели М. Вебера социально – экономической системы в ее развитии приоритет отдается
2) «экономическому человеку»
Экономические отношения
Задание 1
Проведите сравнительный анализ трактовки собственности в гражданском и общем праве.
Задание 2
Представьте характеристику четко определенных прав собственности.
Задание 3
Всегда ли, по Вашему мнению, юридические права собственности совпадают с реальными? Проиллюстрировать ответ примерами.
Задание 4
Как связана, по Вашему мнению, эффективность распределения ресурсов со спецификацией прав собственности?
Задание 5
Определите сущность частной, коммунальной, общественной форм собственности на основе концепции трансакционных издержек.
Задание 6
В теневой экономике ( экономике организованной преступности) принципиально невозможно законное закрепление прав собственности. Используя концепцию трансакционных издержек, ответьте, к каким отличиям преступного бизнеса от легального это приводит и почему?
Рынок: сущность, механизм, функции
Задание 1
В рыночной экономике существует свобода выбора предпринимателя. Можно ли сказать, что в рыночной экономике предприниматель волен производить абсолютно все, что захочет?
Задание 2
Оцените суждение: « Если и существует секрет» успешного развития рыночной экономики, то он состоит не в частной собственности»
Задание 3
Что, по Вашему мнению, означает суверенитет потребителя?
Урок 3. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПОРОЖДАЕМЫЕ ЕЮ ПРОБЛЕМЫ
Урок 3. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПОРОЖДАЕМЫЕ ЕЮ ПРОБЛЕМЫ
Цель урока:показать, что безграничность материальных потребностей в условиях ограниченности экономических ресурсов ставит перед любым обществом проблему выбора.
Понятия,которые должны быть отработаны в ходе урока:
— основные материальные потребности общества;
— экономические ресурсы (факторы производства):
— альтернативная стоимость (цена выбора).
Раздаточный материал:домашнее задание «Сделайте свой выбор».
Объяснение материала
При объяснении материала обратите внимание на следующие моменты.
1.В обыденной жизни под понятием «капитал» чаще всего подразумевают деньги и ценные бумаги — акции и облигации. С точки зрения экономической теории это не всегда так. Деньги как таковые ничего не производят, а значит, их нельзя рассматривать как фактор производства. Конечно, деньги могут быть использованы для закупки машин, оборудования и строительства производственных цехов. Однако сами по себе они лишь кусочки бумаги, а из бумаги нельзя замесить тесто или сшить шубу. Под фактором производства понимается физический капитал как совокупность зданий, сооружений, сборочных линий, станков, автоматов, т. е. всего того, что непосредственно участвует в производстве товаров и услуг.
2. Рассказывая о доходах как плате за ресурсы, следует иметь в виду, что на практике далеко не всегда удается с большой степенью точности отнести получаемые доходы к тому или иному конкретному виду. Так, например, если владелец ювелирной мастерской одновременно занимается и изготовлением украшений, то получаемый им доход нельзя однозначно определить ни как прибыль (предпринимательский доход), ни как заработную плату, поскольку частично он является прибылью, а частично — заработной платой. Здесь наиболее важно уяснить, что собственность на любой из экономических ресурсов приносит доход их владельцу.
3. Как показывает опыт, наибольшую сложность для понимания представляет понятие альтернативной стоимости, или цены выбора. В то же время без усвоения данного понятия невозможно изучение экономической теории. Здесь следует обратить внимание на следующие моменты.
Во-первых, альтернативная стоимость (цена выбора) не имеет отношения ни к денежным затратам, которые необходимо осуществить для производства какого-либо продукта, ни к цене этого продукта. Альтернативная стоимость — это упущенная выгода, т. е. то, чем пришлось пожертвовать ради производства данного продукта. Поскольку существует ограниченность ресурсов, то, затрачивая какие-либо из наших ограниченных ресурсов на достижение определенной цели, мы вынуждены поступиться возможностью использовать те же ресурсы в других целях. Например, решив произвести танки, мы должны отказаться от производства тракторов или произвести их в меньшем количестве. Именно это количество непроизведенного продукта (в данном случае тракторов), которым пришлось пожертвовать ради производства танков, и составит альтернативную стоимость танков.
Во-вторых, при принятии решения о производстве некоторого товара мы можем выбирать не из двух (как в предыдущем примере), а из нескольких альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов. Например, в городе существует довольно большой незастроенный участок земли. Городские власти обсуждают вопрос о том, что построить на этом участке: больницу, универмаг, бассейн или крытую автомобильную стоянку. При этом размеры участка таковы, что на нем можно построить только одно здание. Предположим, что после долгого раздумья городские власти пришли к выводу о том, что наиболее предпочтительным в данный момент времени будет строительство новой больницы, и начали это строительство.
Возникает вопрос: можно ли считать, что альтернативная стоимость, или цена выбора, — это отказ от строительства бассейна, автостоянки и универмага вместе взятых? Ответ будет отрицательным. Мы не можем на нашем участке земли построить и универмаг, и бассейн, и автостоянку. Следовательно, если мы от чего-то отказываемся, выбирая строительство больницы, то отказываемся от чего-то одного. Таким образом, в качестве альтернативной стоимости строительства больницы мы должны рассматривать потерю для города только одного из непостроенных зданий. Тогда какого: автостоянки, бассейна или универмага? Ответ на этот вопрос таков: альтернативной стоимостью будет потеря самого лучшего из отвергнутых вариантов. Что именно из данных невостребованных возможностей было бы наиболее необходимо, определяется дополнительными, тщательно проведенными исследованиями. Если в результате этих исследований городские власти пришли к выводу, что наиболее важным для города в данный момент времени оказалось бы строительство универмага, то альтернативной стоимостью строительства
больницы явилась бы потеря для города постройки нового универмага.
Итак, альтернативная стоимость — это упущенная выгода из-за отказа от осуществления следующей по значимости альтернативы в силу того, что ограниченные ресурсы используются лишь по одному назначению.
В-третьих, альтернативная стоимость может быть выражена и в денежной форме, если упущенная выгода определяется не количеством недопроизведенных материальных благ или полным отказом от их производства, а потерянным денежным доходом. Например, вы получили в наследство значительную сумму денег и размышляете над тем, как наилучшим образом распорядиться ими. Вы можете положить деньги в банк и получать ежегодный процент. Вы можете купить на них акции промышленной компании и получать ежегодные дивиденды. Наконец, вы можете открыть собственное дело и стать предпринимателем. Предположим, вы выбрали последний из альтернативных вариантов вложения денег. Как определить цену вашего выбора? Посмотрите, какая из отвергнутых альтернатив дала бы вам больший годовой доход. Пусть, например, банковский процент составляет 50% годовых, а в форме дивидендов вы могли бы получить 60% годовых. В этом случае к альтернативной стоимости вложения денег в собственный бизнес относится упущенный денежный доход в форме дивидендов на акции промышленной компании.
Закрепление материала
Помимо контрольных вопросов из учебника, предложите учащимся следующие задания.
1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сделать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?
Ответ. Безусловно, каждый человек может полностью удовлетворить одну или несколько своих потребностей. Однако люди не могут удовлетворить все свои потребности. Даже мультимиллиардерам не все подвластно. Если бы очень богатому человеку захотелось поселиться в Лувре или Эрмитаже, то вряд ли бы ему это удалось. Кроме того, следует иметь в виду, что когда экономисты говорят о безграничности и неутолимости материальных потребностей, то они подразумевают не только отдельного индивида, но и человечество в целом.
2. Почему труд и предпринимательский талант рассматриваются как два разных экономических ресурса, ведь предприниматель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затрачивает свой труд?
Ответ. Конечно, предприниматель тоже трудится, но в процессе своей деятельности он выполняет совершенно особые функции, что и позволяет рассматривать предпринимательский талант как отдельный экономический ресурс. Эти функции следующие:
— предприниматель берет в свои руки инициативу в соединении других экономических ресурсов — земли, капитала и труда — в единый производственный процесс;
— предприниматель несет ответственность за принятые хозяйственные решения в производственном процессе;
— предприниматель должен иметь склонность к инновациям, т. е. не бояться внедрять новую технику и технологии, создавать принципиально новые товары и услуги;
— предприниматель не должен бояться риска: прибыль предпринимателю отнюдь не гарантирована, и, начиная бизнес, он каждый раз рискует потерять вложенные в дело деньги.
Отсюда видно, что далеко не каждый человек может стать предпринимателем (кто-то не любит рисковать, кто-то является плохим организатором или консерватором по натуре, а кто-то боится принимать решения и брать на себя ответственность), поэтому предпринимательство — это не просто труд, а особый талант, который и выделяется как специфический экономический ресурс.
3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность экономических благ — это одно и то же?
Ответ. Нет. Когда мы говорим о бедности, то подразумеваем, что какой-то человек или какая-нибудь страна владеют слишком малым количеством экономических благ. Ограниченность экономических благ означает, что этих благ мало не в абсолютном исчислении, а относительно гораздо большего количества потребностей, которые мы удовлетворяем при помощи этих благ. Поэтому принцип ограниченности применим и к нищим и к миллионерам, и к бедным и к богатым странам.
4.Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», получая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и поступила в Высшую школу экономики, справедливо оценив перспективы будущей профессии. Какова альтернативная стоимость ее выбора?
Ответ. Поскольку альтернативная стоимость сделанного выбора — это самый лучший из вариантов, которыми пришлось пожертвовать, то здесь альтернативной стоимостью будут упущенные Надей 500000 рублей месячного дохода продавца.
5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных денежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае может выступить в качестве альтернативной стоимости:
— затраты на посещение театров;
— затраты на изучение японского языка;
— затраты на еду и одежду;
— затраты на занятия верховой ездой?
Ответ. В качестве альтернативной стоимости могут выступить либо затраты на посещение театров, либо затраты на изучение японского языка, либо затраты на занятия верховой ездой — конкретный выбор будет зависеть от индивидуальных предпочтений Пети Сидорова. Главное, на что нужно обратить внимание: затраты на еду и одежду не явятся альтернативной стоимостью, так как эти затраты неизбежны в любом случае — от них Петя не сможет отказаться.
Домашнее задание
«Сделайте свой выбор»
Раздайте каждому учащемуся по копии упражнения.
Таблица 1-2
P. S. Последовательность перечисления желаемых товаров не связана со степенью их желательности — определите сами свои приоритеты.
Переход к следующему уроку.Обсуждение со школьниками выполненного ими домашнего задания послужит удобным мостиком для перехода к проблематике 4-го урока. При обсуждении постарайтесь сосредоточить внимание учеников на двух моментах.
а) Наверняка им было не так просто сделать свой выбор. Представляют ли они теперь, как сложно обществу ежедневно решать проблему «что производить и в каком количестве». Именно поэтому данная проблема является основной проблемой экономики.
б) Безусловно, у разных ребят выбор окажется различным. Обратите их внимание на то, что выбор каждого из них одинаково хорош, эффективен и целесообразен с точки зрения экономиста, если все они при этом полностью израсходовали имеющиеся в распоряжении деньги. Каждый из них максимально удовлетворил свои потребности при наличии денежного ограничения, просто потребности и предпочтения у всех людей разные. Все учащиеся в этом смысле сделали одинаково эффективный выбор.
Закрепление материала
1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сделать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?
2. Почему труд и предпринимательский талант рассматриваются как два разных экономических ресурса, ведь предприниматель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затрачивает свой труд?
3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность экономических благ — это одно и то же?
4.Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», получая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и поступила в Высшую школу экономики, справедливо оценив перспективы будущей профессии. Какова альтернативная стоимость ее выбора?
5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных денежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае может выступить в качестве альтернативной стоимости:
— затраты на посещение театров; — затраты на изучение японского языка; — затраты на еду и одежду; — затраты на занятия верховой ездой?
Закрепление материала
1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сделать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?
2. Почему труд и предпринимательский талант рассматриваются как два разных экономических ресурса, ведь предприниматель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затрачивает свой труд?
3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность экономических благ — это одно и то же?
4.Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», получая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и поступила в Высшую школу экономики, справедливо оценив перспективы будущей профессии. Какова альтернативная стоимость ее выбора?
5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных денежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае может выступить в качестве альтернативной стоимости:
— затраты на посещение театров; — затраты на изучение японского языка; — затраты на еду и одежду; — затраты на занятия верховой ездой?
Закрепление материала
1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сделать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?
2. Почему труд и предпринимательский талант рассматриваются как два разных экономических ресурса, ведь предприниматель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затрачивает свой труд?
3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность экономических благ — это одно и то же?
4.Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», получая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и поступила в Высшую школу экономики, справедливо оценив перспективы будущей профессии. Какова альтернативная стоимость ее выбора?
5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных денежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае может выступить в качестве альтернативной стоимости:
— затраты на посещение театров; — затраты на изучение японского языка; — затраты на еду и одежду; — затраты на занятия верховой ездой?
Таблица 1-2
Таблица 1-2
Таблица 1-2
Урок 3. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПОРОЖДАЕМЫЕ ЕЮ ПРОБЛЕМЫ
Цель урока:показать, что безграничность материальных потребностей в условиях ограниченности экономических ресурсов ставит перед любым обществом проблему выбора.
Понятия,которые должны быть отработаны в ходе урока:
— основные материальные потребности общества;
— экономические ресурсы (факторы производства):
— альтернативная стоимость (цена выбора).
Раздаточный материал:домашнее задание «Сделайте свой выбор».
Объяснение материала
При объяснении материала обратите внимание на следующие моменты.
1.В обыденной жизни под понятием «капитал» чаще всего подразумевают деньги и ценные бумаги — акции и облигации. С точки зрения экономической теории это не всегда так. Деньги как таковые ничего не производят, а значит, их нельзя рассматривать как фактор производства. Конечно, деньги могут быть использованы для закупки машин, оборудования и строительства производственных цехов. Однако сами по себе они лишь кусочки бумаги, а из бумаги нельзя замесить тесто или сшить шубу. Под фактором производства понимается физический капитал как совокупность зданий, сооружений, сборочных линий, станков, автоматов, т. е. всего того, что непосредственно участвует в производстве товаров и услуг.
2. Рассказывая о доходах как плате за ресурсы, следует иметь в виду, что на практике далеко не всегда удается с большой степенью точности отнести получаемые доходы к тому или иному конкретному виду. Так, например, если владелец ювелирной мастерской одновременно занимается и изготовлением украшений, то получаемый им доход нельзя однозначно определить ни как прибыль (предпринимательский доход), ни как заработную плату, поскольку частично он является прибылью, а частично — заработной платой. Здесь наиболее важно уяснить, что собственность на любой из экономических ресурсов приносит доход их владельцу.
3. Как показывает опыт, наибольшую сложность для понимания представляет понятие альтернативной стоимости, или цены выбора. В то же время без усвоения данного понятия невозможно изучение экономической теории. Здесь следует обратить внимание на следующие моменты.
Во-первых, альтернативная стоимость (цена выбора) не имеет отношения ни к денежным затратам, которые необходимо осуществить для производства какого-либо продукта, ни к цене этого продукта. Альтернативная стоимость — это упущенная выгода, т. е. то, чем пришлось пожертвовать ради производства данного продукта. Поскольку существует ограниченность ресурсов, то, затрачивая какие-либо из наших ограниченных ресурсов на достижение определенной цели, мы вынуждены поступиться возможностью использовать те же ресурсы в других целях. Например, решив произвести танки, мы должны отказаться от производства тракторов или произвести их в меньшем количестве. Именно это количество непроизведенного продукта (в данном случае тракторов), которым пришлось пожертвовать ради производства танков, и составит альтернативную стоимость танков.
Во-вторых, при принятии решения о производстве некоторого товара мы можем выбирать не из двух (как в предыдущем примере), а из нескольких альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов. Например, в городе существует довольно большой незастроенный участок земли. Городские власти обсуждают вопрос о том, что построить на этом участке: больницу, универмаг, бассейн или крытую автомобильную стоянку. При этом размеры участка таковы, что на нем можно построить только одно здание. Предположим, что после долгого раздумья городские власти пришли к выводу о том, что наиболее предпочтительным в данный момент времени будет строительство новой больницы, и начали это строительство.
Возникает вопрос: можно ли считать, что альтернативная стоимость, или цена выбора, — это отказ от строительства бассейна, автостоянки и универмага вместе взятых? Ответ будет отрицательным. Мы не можем на нашем участке земли построить и универмаг, и бассейн, и автостоянку. Следовательно, если мы от чего-то отказываемся, выбирая строительство больницы, то отказываемся от чего-то одного. Таким образом, в качестве альтернативной стоимости строительства больницы мы должны рассматривать потерю для города только одного из непостроенных зданий. Тогда какого: автостоянки, бассейна или универмага? Ответ на этот вопрос таков: альтернативной стоимостью будет потеря самого лучшего из отвергнутых вариантов. Что именно из данных невостребованных возможностей было бы наиболее необходимо, определяется дополнительными, тщательно проведенными исследованиями. Если в результате этих исследований городские власти пришли к выводу, что наиболее важным для города в данный момент времени оказалось бы строительство универмага, то альтернативной стоимостью строительства
больницы явилась бы потеря для города постройки нового универмага.
Итак, альтернативная стоимость — это упущенная выгода из-за отказа от осуществления следующей по значимости альтернативы в силу того, что ограниченные ресурсы используются лишь по одному назначению.
В-третьих, альтернативная стоимость может быть выражена и в денежной форме, если упущенная выгода определяется не количеством недопроизведенных материальных благ или полным отказом от их производства, а потерянным денежным доходом. Например, вы получили в наследство значительную сумму денег и размышляете над тем, как наилучшим образом распорядиться ими. Вы можете положить деньги в банк и получать ежегодный процент. Вы можете купить на них акции промышленной компании и получать ежегодные дивиденды. Наконец, вы можете открыть собственное дело и стать предпринимателем. Предположим, вы выбрали последний из альтернативных вариантов вложения денег. Как определить цену вашего выбора? Посмотрите, какая из отвергнутых альтернатив дала бы вам больший годовой доход. Пусть, например, банковский процент составляет 50% годовых, а в форме дивидендов вы могли бы получить 60% годовых. В этом случае к альтернативной стоимости вложения денег в собственный бизнес относится упущенный денежный доход в форме дивидендов на акции промышленной компании.
Закрепление материала
Помимо контрольных вопросов из учебника, предложите учащимся следующие задания.
1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сделать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?
Ответ. Безусловно, каждый человек может полностью удовлетворить одну или несколько своих потребностей. Однако люди не могут удовлетворить все свои потребности. Даже мультимиллиардерам не все подвластно. Если бы очень богатому человеку захотелось поселиться в Лувре или Эрмитаже, то вряд ли бы ему это удалось. Кроме того, следует иметь в виду, что когда экономисты говорят о безграничности и неутолимости материальных потребностей, то они подразумевают не только отдельного индивида, но и человечество в целом.
2. Почему труд и предпринимательский талант рассматриваются как два разных экономических ресурса, ведь предприниматель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затрачивает свой труд?
Ответ. Конечно, предприниматель тоже трудится, но в процессе своей деятельности он выполняет совершенно особые функции, что и позволяет рассматривать предпринимательский талант как отдельный экономический ресурс. Эти функции следующие:
— предприниматель берет в свои руки инициативу в соединении других экономических ресурсов — земли, капитала и труда — в единый производственный процесс;
— предприниматель несет ответственность за принятые хозяйственные решения в производственном процессе;
— предприниматель должен иметь склонность к инновациям, т. е. не бояться внедрять новую технику и технологии, создавать принципиально новые товары и услуги;
— предприниматель не должен бояться риска: прибыль предпринимателю отнюдь не гарантирована, и, начиная бизнес, он каждый раз рискует потерять вложенные в дело деньги.
Отсюда видно, что далеко не каждый человек может стать предпринимателем (кто-то не любит рисковать, кто-то является плохим организатором или консерватором по натуре, а кто-то боится принимать решения и брать на себя ответственность), поэтому предпринимательство — это не просто труд, а особый талант, который и выделяется как специфический экономический ресурс.
3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность экономических благ — это одно и то же?
Ответ. Нет. Когда мы говорим о бедности, то подразумеваем, что какой-то человек или какая-нибудь страна владеют слишком малым количеством экономических благ. Ограниченность экономических благ означает, что этих благ мало не в абсолютном исчислении, а относительно гораздо большего количества потребностей, которые мы удовлетворяем при помощи этих благ. Поэтому принцип ограниченности применим и к нищим и к миллионерам, и к бедным и к богатым странам.
4.Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», получая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и поступила в Высшую школу экономики, справедливо оценив перспективы будущей профессии. Какова альтернативная стоимость ее выбора?
Ответ. Поскольку альтернативная стоимость сделанного выбора — это самый лучший из вариантов, которыми пришлось пожертвовать, то здесь альтернативной стоимостью будут упущенные Надей 500000 рублей месячного дохода продавца.
5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных денежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае может выступить в качестве альтернативной стоимости:
— затраты на посещение театров;
— затраты на изучение японского языка;
— затраты на еду и одежду;
— затраты на занятия верховой ездой?
Ответ. В качестве альтернативной стоимости могут выступить либо затраты на посещение театров, либо затраты на изучение японского языка, либо затраты на занятия верховой ездой — конкретный выбор будет зависеть от индивидуальных предпочтений Пети Сидорова. Главное, на что нужно обратить внимание: затраты на еду и одежду не явятся альтернативной стоимостью, так как эти затраты неизбежны в любом случае — от них Петя не сможет отказаться.
Домашнее задание
«Сделайте свой выбор»
Раздайте каждому учащемуся по копии упражнения.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.