Можно ли считать что возвращение дуни состоялось
Дуня дочь станционного смотрителя вокруг нее развивается весь сюжет.
Отец не может на нее нарадоватся, Дуня держит все небогатое хозяйство.
Но вот в их жизни появляется ротмистр Минский, который, притворившись больным, вводит отца в заблуждение и увозит девушку с собой — в город.
Только в конце мы узнаем что он действительно был в нее влюблен.
Образ Дуни драматический потому что не каждый сможет принять такие перемены в своей жизни.
Этот текст должен тебе помочь.
Повесть «Станционный смотритель» была написана А.
С. Пушкиным в 1830 году 14 сентября в Болдино.
Пушкин подготовил к печати «Повести Белкина» летом 1831 года в Царском селе.
Они вышли в свет отдельной книгой в конце октября 1831 года.
Повествование в рассказе ведётся от имени Белкина, который в те времена был ещё молодым и находился в небольшом чине.
Белкин побывал у Вырина два раза, застав его живым и в третий раз навестил уже его могилу.
В первый раз встреча со смотрителем и его дочерью состоялась в 1816 году в мае месяце.
Во второй раз он побывал у смотрителя через три года.
Вырин не мог простить себе, что отпустил дочь ; одно упоминание о ней вызывало боль и горечь.
Об этом свидетельствуют те картинки, которые были развешаны на стене в доме Вырина.
Они изображали историю блудного сына.
Эти картинки символизируют жизненный путь Дуни.
Как и на первой картинке – Дуня уходит из дома.
Так же, как и на второй картинке – Дуня в чужом доме окружена «ложными» друзьями.
Она тоскует и, может быть, раскаивается, как и блудный сын на третьей картинке.
И последняя картинка о возвращении блудного сына – это когда Дуня приезжает на могилу к отцу.
Но эту притчу можно отнести и к самому Самсону Вырину.
Он как бы «уходит» от своей дочери, потому что не верит в её счастье, не верит в то, что молодой гусар может жениться на его дочери.
Вырин так же окружён людьми, которые его обманывали : доктор, Ленский.
На третьей картинке изображён юноша, который пасёт свиней и разделяет с ними трапезу ; на его лице – глубокая печаль и раскаяние.
Из свежего и бодрого человека лет пятидесяти, каким он был ещё недавно, он превратился в хилого старика : седого, с глубокими морщинами на лице, со сгорбленной спиной.
И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется «возвращение» отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.
Рассказчик не пожалел о том, что заехал на станцию после смерти знакомого смотрителя.
Он узнал о том, как закончился этот печальный рассказ, узнал о том, что Дуня навестила старика,.
Этот текст должен тебе помочь.
Повествование в рассказе ведётся от имени Белкина, который в те времена был ещё молодым и находился в небольшом чине. Белкин побывал у Вырина два раза, застав его живым и в третий раз навестил уже его могилу.
Рассказчик не пожалел о том, что заехал на станцию после смерти знакомого смотрителя. Он узнал о том, как закончился этот печальный рассказ, узнал о том, что Дуня навестила старика,
Иван Царевич, был красивым молодым парнем, младшим сыном царя. Был одет подобающе. На нём были красные сапоги, красная кофта и красные штаны, так же у него имелся меч и колчан со стрелами. Характеристика Ивана Царевича дает понять что он смел, отважен, послушен, не противоречит отцу. После того, как батюшка настаивает на его женитьбе с лягушкой, он соглашается. По внешности он напоминал больше Алёшу Поповича. У него были светлые волосы, он был широкоплечий. Иван Царевич обладал здравым умом и мог решать трудные жизненные ситуации. Иван-царевич порой действует необдуманно, рубит сплеча: он сжигает лягушечью кожу, не догадываясь о последствиях. Когда он понимает, что потерял Василису Премудрую, он не просто горюет, а отправляется на ее поиски — «куда глаза глядят». В пути ему помогает старичок, давший волшебный клубок, и Баба-яга. Сам Иван-царевич преодолевает все трудности, побеждает все житейские невзгоды. Он помогает животным, проявляет милосердие, жалеет их, действует бескорыстно, не думая о награде. Эти качества особенно ценит народ
Нравственные уроки по повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина
Разделы: Литература
…Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
1. Вступительное слово учителя.
Слайд№1-2. Добрый день, уважаемые ребята и наши гости. Сегодня мы с вами обратимся к одному из самых проблематичных и поучительных произведений в русской литературе – к повести “Станционный смотритель” А.С.Пушкина, проанализируем яркие эпизоды, сопоставим их с евангельской притчей и извлечем свои уроки нравственности. А сопровождать нас на этом уроке будут романсы на слова А.С.Пушкина из кинофильма Сергея Соловьева “Станционный смотритель”.
2. Беседа по вопросам:
Кто главный герой повести, чем он занимался? (Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин). Индивидуальное домашнее задание. Давайте совершим экскурсию в единственный музей литературного героя, история возникновения которого занимательна и по сей день. Слайд №3-4.
Музей “Дом станционного смотрителя”
Путешествия по почтовым трактам становились для современников Пушкина настоящим событием, тему дороги можно встретить у Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. А.С. Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч верст проехал он по дорогам России, не менее 13-ти раз бывал поэт и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести «Станционный смотритель» Пушкин дал от названия этой станции – древнерусского села Выра.
История Вырской почтовой станции берет свое начало в 1800 году. В то время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей по счету станцией от Петербурга. Типичная почтовая станция, отнесенная по «Табелям о рангах» к третьему разряду (18 ямщиков, 55 лошадей), она имела два корпуса: северный и южный – два одноэтажных домика, выложенных из кирпича, оштукатуренных и выкрашенных в розовый цвет. Домики выходили фасадом на дорогу и соединялись между собой кирпичной оградой с большими воротами посередине. Внутри находились две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, пожарная каланча и колодец. Северный корпус станции служил также жилищем смотрителя, за ним и сохранилось название – «Дом станционного смотрителя». Полосатый верстовой столб с цифрами «69» на тракте официально зафиксировал расстояние до Петербурга.
«Дом станционного смотрителя» – первый в нашей стране музей литературного героя, где сделана попытка исторически достоверно воссоздать образ и подобие той обстановки, которую видел каждый, «входя в бедное его жилище», и которую описал Пушкин.
…Из небольших сеней, освещенных фонарем со свечой, – вход на «чистую половину для приезжающих», интерьер которой воспроизводит «смиренную обитель» станционного смотрителя и его дочери. На стене при входе правила, указы и постановления: «Какому чину и по скольку выдавать лошадей», «О подорожных и сборе с оных». Здесь же расписание: «В какое время, и по скольку лошадей, и в какие экипажи запрягать должно».
В «красном» углу – стол смотрителя. На нем бронзовый подсвечник, ящик для денег, чернильница с гусиным пером, две шнуровые книги.
Когда-то существовала злая эпиграмма, подчёркивающая ничтожное положение чиновника 14 класса: «Коллежский регистратор – чуть-чуть не губернатор».
А вот и комната за перегородкой. Убранство ее воссоздает светелку девушки: диван, сундук для приданого, столик для рукоделия с пяльцами; на комоде портреты отца, зеркало, а рядом – портрет Дуни.
Всюду – приметы «смиренной, но опрятной обители»: дорожные сундуки, чемоданы, «кровать с пестрой занавеской», на окнах «горшки с бальзамином», лубочные картинки – «История блудного сына”,– всё это воскрешает в памяти строки пушкинской повести.
3. Работа с евангельской притчей.
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15,11-32).
Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний блудный сын вернулся к отцу. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к «бродяге», с бережной нежностью прижимает его к себе. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Старик производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте.
Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться «Отец, прощающий блудного сына.
4. Составление таблицы. Слайд № 7.
История Дуни
5. Аналитическая работа. Посмотрите на слайд № 8.
6. Беседа по просмотренному кинофильму. Кадры из фильма. Смотри слайд№9.
7. Подведение итогов урока. Работа с эпиграфом. Уроки нравственности сегодня и в прошлом. Слайд№10.
Итак, ребята, наш урок по изучению повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” подходит к концу. Давайте еще раз прочитаем наш эпиграф.
У святителя Тихона Задонского отдельно выделены в писании “Обязанности детей по отношению к родителям”:
8. Какие выводы мы можем вынести из этого произведения?
Главные сюжетные линии: дочь и отец.
Основной прием – противопоставление. Счастье Дуни противопоставлено несчастью ее отца. Притча о блудном сыне введена, чтобы ярче выделить контрастность в судьбах героев. Почему же несчастен ее отец? Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного союза, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное житье. Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение без прошлого, настоящего и будущего…
Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Презентация может быть использована как сопровождение к уроку литературы по повести А.с.пушкина «станционныйсмотритель»в 6 или 7 классе
Просмотр содержимого документа
«Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»»
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…
Нравственные уроки в повести «Станционный смотритель» А.С.Пушкина
Кто главный герой повести? Какое чувство вы испытываете к главному герою?
Сравните два портрета
«хозяин, человек лет пятидесяти, свежий и бодрый»
«я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»
гордится своей дочерью
это человек, который относится к среднему или низшему социальному сословию, но обладает высокими душевными и духовными качествами.
Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери?
Как вы понимаете значение
ошибку, впавший в заблуждение)
Рембрандт «Возвращение блудного сына»
Нравственные уроки по священному писанию
Выбери одну из тем:
Какие проблемы поднимает Пушкин в повести?
Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними.
Урок литературы по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Урок литературы для 6 класса по повести
А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»
Цели и задачи урока:
обучающие: изучить более подробно содержание повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», её сюжетно-композиционные особенности, охарактеризовать образы произведения, попытаться проникнуть в их внутренний мир, задуматься о вечных проблемах, поднятых в произведении, и обучение анализу текста; замечать смысловые оттенки слова, понимать его эстетическую функцию;
развивающие: развивать монологическую связную речь учащихся, их интеллектуальных коммуникативных навыков, эстетических чувств.
воспитательные: вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина, воспитание любви к поэту, гордости за него, воспитание нравственных качеств у ребят (любви и уважения к родным, взаимовыручки, этики отношений), а также сознательное отношение к библейским заповедям, ответственность за свои поступки, сочувствие к людям.
— текст повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
— текст притчи о блудном сыне (примечание 1)
— компьютер, проектор, экран, презентации по биографии Харменса Ван Рейна Рембрандта и другим репродукциям картин по заданной тематике, подготовленные учениками (использование на уроке ИКТ, формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности)
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»
Выявление читательских впечатлений.
— На предыдущем уроке вы познакомились с повестью А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Как вы думаете, кто в ней заслуживает наибольшего сочувствия? (ответы учащихся)
— Давайте прочитаем «странички из дневников» (На уроках литературы используем читательские дневники, периодически вписывая туда впечатления от прочитанных произведений).
-Попробуем немного отвлечься от сюжета и пофилософствовать…
-Почему Библию называют вечной книгой?
-Где мы впервые встречаемся с историей блудного сына?
-Как вы понимаете значение слова «блудный», совершивший ошибку? Оглашение темы урока. Постановка целей и задач самими учащимися.
-Со времени появления притчи её сюжет не единожды воплощался в произведениях искусства. Сегодня мы увидим мотивы притчи о блудном сыне в живописи и в пушкинской повести «Станционный смотритель». Запишите тему урока «Этот «бессмертный» блудный сын…».
-Что вы ждете от сегодняшнего урока? Какие цели вы бы поставили для себя на этом уроке? (ответы детей)
— Исходя из темы, вдумываясь в эпиграф, попробуйте определить наши задачи на уроке.
— Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по-своему. А в конечном итоге, чаще всего, правы оказываются все-таки родители.
-Давайте вспомним определение жанра притчи. На востоке, в древности, возник жанр притчи. Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. Притча – это аллегории, в которых слушатели должны узнать себя. Это не просто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит? Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста. (Чтение притчи, которая в распечатанном виде на партах у каждого ученика)
— Почему разные авторы так часто обращались к евангельскому сюжету и снова осмысливали его? (выявление общечеловеческого звучания темы)
— Чем судьба Дуни напоминает историю блудного сына?
— Что нового внёс в сюжет А.С. Пушкин? (определить степень новаторства автора в разработке темы)
Информационная справка о Харменсе Ван Рейне Рембрандте.
Работа с репродукцией. Сопоставительный анализ картины и фрагментов текста.
— Всмотритесь в репродукцию. Какому эпизоду сюжета посвящено полотно?
— Попробуйте озвучить полотно словами из притчи ( «Отец, я согрешил против тебя и не достоин называться твоим сыном»).
— Какой смысл мы вкладываем в выражение «называться сыном»? Предполагает ли звание сына, дочери ответственность за людей, подаривших тебе жизнь?
Эвристическая беседа с опорой на художественный текст.
— Обратимся к повести «Станционный смотритель» и попробуем ответить на второй вопрос урока. Правомерно ли здесь вспомнить притчу о блудном сыне?
— Автор сам приводит аналогию. Вспомним описание обители Самсона Вырина. Понаблюдаем, как автор живописует словом. Что странное можно отметить в интерьере?
— Почему рассказчик так пристально всматривается в картинки, украшавшие «смиренную, но опрятную обитель» («Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему на встречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи».)?
— Теперь нам предстоит сопоставить каждую картинку из истории блудного сына и эпизоды крушения спокойного мира Выриных, чтобы увидеть новое в сюжете. Вглядимся в первую картинку. Чем отличается положение «почтенного старика в колпаке и шлафроке» от обстоятельств несчастного Самсона Вырина?
— Вы правы, какое почтение может быть оказано «сущему мученику 14-го класса, ограждённого своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Но драму усугубляет наивная вера старика, что дочь – жертва обстоятельств.
— Какие события, последовавшие за побегом Дуни, подтверждают, что «старик не снёс своего несчастья»? (- «Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у С*** почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью»). Злая ирония судьбы: человек, ведающий лошадьми, не имеет возможности воспользоваться ими… Наивный, простодушный отец надеется вернуть «заблудшую овечку».
-Вы согласны с героем? Попробуйте найти в тексте «подсказки автора», показывающие, что Дуня знала, чего хочет («маленькая кокетка», поцелуй в сенях, при отъезде «Дуня стояла в недоумении», «всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по соей охоте»).
— Обратимся ко второй картинке из комнаты смотрителя. Почему так безутешен Самсон, только ли из-за своего трагического одиночества? Чего боится покинутый отец?
— Прочтите по ролям диалог смотрителя и Минского. Выберем актёров: Минского, отца Дуни и автора (чтение фрагмента повести по ролям).
— «Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хоть раз ещё посмотреть на бедную свою Дуню».
-Увидел ли старик дочь в обществе «неверных друзей»?
-Вчитайтесь, какой стала Дуня (чтение эпизода «В комнате прекрасно-убранной Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался».)
— Отчего отец иногда желал дочери могилы (Боялся, что она находится, как и блудный сын, в рубище)? Прочтите его признание рассказчику («Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает. Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы. »).
— Зачем, упоминая второй раз о комнате смотрителя, автор снова пристально вглядывается в картинки?
Определение новаторства Пушкина в разработке «вечного сюжета».
— Почему Пушкин не украсил жилище станционного смотрителя репродукцией Рембрандта, а предпочёл картинки? История блудного сына имеет поучительный характер и заканчивается оптимистически. Художник изобразил почтенного старика всё тем же. Самсон Вырин постарел, опустился. Найдите его последний портрет.
— Почему Пушкин не закончил повесть столь же радостно, как Рембрандт свою картину?
— Можно ли считать, что возвращение Дуни состоялось?
— Вспомните слова притчи «… был как бы мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Отчего рассказчик, услышав весть о пребывании Дуни на станции, «не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях…»?
— А у вас после финала настроение улучшилось, или конец кажется безрадостным (настроение грустное, потому что раскаяние запоздалое, и Самсон, утопивший в вине своё горе, никогда уже не услышит рыданий Дуни и её мольбы о прощении).
— Стоило ли обсуждать эту тему?
— Велико ли её значение?
— Выполнили ли вы поставленные цели и задачи в начале урока?
— Научил ли вас Пушкин быть детьми?
Задание предлагаю на выбор:
1 вариант. Напишите рассказ-предположение «как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?» В каком стиле он будет написан? Рассказ – обычно случай из жизни героя. Дуня – «барыня». Её дети выросли. Уважают ли они мать? Знают ли о деде? Счастлива ли Дуня? А может быть, в её доме уже висит репродукция Рембрандта?
2 вариант предполагает написание развёрнутого ответа на вопрос «Будет ли Дуня счастлива?» Какой тип речи вы используете? Из каких частей будет состоять ваше рассуждение?
3 вариант – составление портретной характеристики Дуни Выриной.
1. Берковский Н. О «Повестях Белкина», с. 179, 180, 191, 183, 186.
2. Боцяновский В. Ф. К характеристике работы Пушкина над новым романом. — В кн.: Sertum bibliologicum в честь А. И. Малеина. Пб., 1922, с. 182—193; Любович Н. «Повести Белкина» как полемический этап в развитии пушкинской прозы. — Новый мир, 1937, № 2, с. 260—274.
3. Виноградов В. В. Стиль Пушкина, с. 149.
4. Гиппиус В. В. Повести Белкина. — В кн.: Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. М.; Л., 1966, с. 19.
5. Гершензон М. Мудрость Пушкина. М., 1919, с. 125—126.
6. О мотиве угасания, развертывающемся в «Смотрителе» на основе традиционного приема «утроения», см.: Благой Д. Мастерство Пушкина, с. 241—246.
7. Селезнев Ю. Проза Пушкина и развитие русской литературы. (К поэтике сюжета). — В кн.: В мире Пушкина. М., 1974, с. 437.
8. Купреянова Е. Н. А. С. Пушкин. — В кн.: История русской литературы: В 4-х т. Л., 1981, т. 2, с. 289.
Притча о блудном сыне
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.