Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Дуня дочь станционного смотрителя вокруг нее развивается весь сюжет.

Отец не может на нее нарадоватся, Дуня держит все небогатое хозяйство.

Но вот в их жизни появляется ротмистр Минский, который, притворившись больным, вводит отца в заблуждение и увозит девушку с собой — в город.

Только в конце мы узнаем что он действительно был в нее влюблен.

Образ Дуни драматический потому что не каждый сможет принять такие перемены в своей жизни.

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Этот текст должен тебе помочь.

Повесть «Станционный смотритель» была написана А.

С. Пушкиным в 1830 году 14 сентября в Болдино.

Пушкин подготовил к печати «Повести Белкина» летом 1831 года в Царском селе.

Они вышли в свет отдельной книгой в конце октября 1831 года.

Повествование в рассказе ведётся от имени Белкина, который в те времена был ещё молодым и находился в небольшом чине.

Белкин побывал у Вырина два раза, застав его живым и в третий раз навестил уже его могилу.

В первый раз встреча со смотрителем и его дочерью состоялась в 1816 году в мае месяце.

Во второй раз он побывал у смотрителя через три года.

Вырин не мог простить себе, что отпустил дочь ; одно упоминание о ней вызывало боль и горечь.

Об этом свидетельствуют те картинки, которые были развешаны на стене в доме Вырина.

Они изображали историю блудного сына.

Эти картинки символизируют жизненный путь Дуни.

Как и на первой картинке – Дуня уходит из дома.

Так же, как и на второй картинке – Дуня в чужом доме окружена «ложными» друзьями.

Она тоскует и, может быть, раскаивается, как и блудный сын на третьей картинке.

И последняя картинка о возвращении блудного сына – это когда Дуня приезжает на могилу к отцу.

Но эту притчу можно отнести и к самому Самсону Вырину.

Он как бы «уходит» от своей дочери, потому что не верит в её счастье, не верит в то, что молодой гусар может жениться на его дочери.

Вырин так же окружён людьми, которые его обманывали : доктор, Ленский.

На третьей картинке изображён юноша, который пасёт свиней и разделяет с ними трапезу ; на его лице – глубокая печаль и раскаяние.

Из свежего и бодрого человека лет пятидесяти, каким он был ещё недавно, он превратился в хилого старика : седого, с глубокими морщинами на лице, со сгорбленной спиной.

И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется «возвращение» отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.

Рассказчик не пожалел о том, что заехал на станцию после смерти знакомого смотрителя.

Он узнал о том, как закончился этот печальный рассказ, узнал о том, что Дуня навестила старика,.

Источник

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Этот текст должен тебе помочь.

Повествование в рассказе ведётся от имени Белкина, который в те времена был ещё молодым и находился в небольшом чине. Белкин побывал у Вырина два раза, застав его живым и в третий раз навестил уже его могилу.

Рассказчик не пожалел о том, что заехал на станцию после смерти знакомого смотрителя. Он узнал о том, как закончился этот печальный рассказ, узнал о том, что Дуня навестила старика,

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Иван Царевич, был красивым молодым парнем, младшим сыном царя. Был одет подобающе. На нём были красные сапоги, красная кофта и красные штаны, так же у него имелся меч и колчан со стрелами. Характеристика Ивана Царевича дает понять что он смел, отважен, послушен, не противоречит отцу. После того, как батюшка настаивает на его женитьбе с лягушкой, он соглашается. По внешности он напоминал больше Алёшу Поповича. У него были светлые волосы, он был широкоплечий. Иван Царевич обладал здравым умом и мог решать трудные жизненные ситуации. Иван-царевич порой действует необдуманно, рубит сплеча: он сжигает лягушечью кожу, не догадываясь о последствиях. Когда он понимает, что потерял Василису Премудрую, он не просто горюет, а отправляется на ее поиски — «куда глаза глядят». В пути ему помогает старичок, давший волшебный клубок, и Баба-яга. Сам Иван-царевич преодолевает все трудности, побеждает все житейские невзгоды. Он помогает животным, проявляет милосердие, жалеет их, действует бескорыстно, не думая о награде. Эти качества особенно ценит народ

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Источник

Нравственные уроки по повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина

Разделы: Литература

…Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

1. Вступительное слово учителя.

Слайд№1-2. Добрый день, уважаемые ребята и наши гости. Сегодня мы с вами обратимся к одному из самых проблематичных и поучительных произведений в русской литературе – к повести “Станционный смотритель” А.С.Пушкина, проанализируем яркие эпизоды, сопоставим их с евангельской притчей и извлечем свои уроки нравственности. А сопровождать нас на этом уроке будут романсы на слова А.С.Пушкина из кинофильма Сергея Соловьева “Станционный смотритель”.

2. Беседа по вопросам:

Кто главный герой повести, чем он занимался? (Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин). Индивидуальное домашнее задание. Давайте совершим экскурсию в единственный музей литературного героя, история возникновения которого занимательна и по сей день. Слайд №3-4.

Музей “Дом станционного смотрителя”

Путешествия по почтовым трактам становились для современников Пушкина настоящим событием, тему дороги можно встретить у Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. А.С. Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч верст проехал он по дорогам России, не менее 13-ти раз бывал поэт и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести «Станционный смотритель» Пушкин дал от названия этой станции – древнерусского села Выра.

История Вырской почтовой станции берет свое начало в 1800 году. В то время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей по счету станцией от Петербурга. Типичная почтовая станция, отнесенная по «Табелям о рангах» к третьему разряду (18 ямщиков, 55 лошадей), она имела два корпуса: северный и южный – два одноэтажных домика, выложенных из кирпича, оштукатуренных и выкрашенных в розовый цвет. Домики выходили фасадом на дорогу и соединялись между собой кирпичной оградой с большими воротами посередине. Внутри находились две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, пожарная каланча и колодец. Северный корпус станции служил также жилищем смотрителя, за ним и сохранилось название – «Дом станционного смотрителя». Полосатый верстовой столб с цифрами «69» на тракте официально зафиксировал расстояние до Петербурга.

«Дом станционного смотрителя» – первый в нашей стране музей литературного героя, где сделана попытка исторически достоверно воссоздать образ и подобие той обстановки, которую видел каждый, «входя в бедное его жилище», и которую описал Пушкин.

…Из небольших сеней, освещенных фонарем со свечой, – вход на «чистую половину для приезжающих», интерьер которой воспроизводит «смиренную обитель» станционного смотрителя и его дочери. На стене при входе правила, указы и постановления: «Какому чину и по скольку выдавать лошадей», «О подорожных и сборе с оных». Здесь же расписание: «В какое время, и по скольку лошадей, и в какие экипажи запрягать должно».

В «красном» углу – стол смотрителя. На нем бронзовый подсвечник, ящик для денег, чернильница с гусиным пером, две шнуровые книги.

Когда-то существовала злая эпиграмма, подчёркивающая ничтожное положение чиновника 14 класса: «Коллежский регистратор – чуть-чуть не губернатор».

А вот и комната за перегородкой. Убранство ее воссоздает светелку девушки: диван, сундук для приданого, столик для рукоделия с пяльцами; на комоде портреты отца, зеркало, а рядом – портрет Дуни.

Всюду – приметы «смиренной, но опрятной обители»: дорожные сундуки, чемоданы, «кровать с пестрой занавеской», на окнах «горшки с бальзамином», лубочные картинки – «История блудного сына”,– всё это воскрешает в памяти строки пушкинской повести.

3. Работа с евангельской притчей.

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15,11-32).

Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний блудный сын вернулся к отцу. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к «бродяге», с бережной нежностью прижимает его к себе. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Старик производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте.

Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться «Отец, прощающий блудного сына.

4. Составление таблицы. Слайд № 7.

История Дуни1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.2. Никто не ищет его.2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации3. Ведет разгульный образ жизни.3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…4. Радостная встреча сына с отцом.4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

5. Аналитическая работа. Посмотрите на слайд № 8.

6. Беседа по просмотренному кинофильму. Кадры из фильма. Смотри слайд№9.

7. Подведение итогов урока. Работа с эпиграфом. Уроки нравственности сегодня и в прошлом. Слайд№10.

Итак, ребята, наш урок по изучению повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” подходит к концу. Давайте еще раз прочитаем наш эпиграф.

У святителя Тихона Задонского отдельно выделены в писании “Обязанности детей по отношению к родителям”:

8. Какие выводы мы можем вынести из этого произведения?

Главные сюжетные линии: дочь и отец.

Основной прием – противопоставление. Счастье Дуни противопоставлено несчастью ее отца. Притча о блудном сыне введена, чтобы ярче выделить контрастность в судьбах героев. Почему же несчастен ее отец? Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного союза, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное житье. Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение без прошлого, настоящего и будущего…

Источник

Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Презентация может быть использована как сопровождение к уроку литературы по повести А.с.пушкина «станционныйсмотритель»в 6 или 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»»

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…

Нравственные уроки в повести «Станционный смотритель» А.С.Пушкина

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Кто главный герой повести? Какое чувство вы испытываете к главному герою?

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Сравните два портрета

«хозяин, человек лет пятидесяти, свежий и бодрый»

«я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»

гордится своей дочерью

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

это человек, который относится к среднему или низшему социальному сословию, но обладает высокими душевными и духовными качествами.

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери?

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Как вы понимаете значение

ошибку, впавший в заблуждение)

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Нравственные уроки по священному писанию

Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Смотреть картинку Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Картинка про Можно ли считать что возвращение дуни состоялось. Фото Можно ли считать что возвращение дуни состоялось

Выбери одну из тем:

Какие проблемы поднимает Пушкин в повести?

Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними.

Источник

Урок литературы по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Урок литературы для 6 класса по повести

А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»

Цели и задачи урока:

обучающие: изучить более подробно содержание повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», её сюжетно-композиционные особенности, охарактеризовать образы произведения, попытаться проникнуть в их внутренний мир, задуматься о вечных проблемах, поднятых в произведении, и обучение анализу текста; замечать смысловые оттенки слова, понимать его эстетическую функцию;

развивающие: развивать монологическую связную речь учащихся, их интеллектуальных коммуникативных навыков, эстетических чувств.

воспитательные: вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина, воспитание любви к поэту, гордости за него, воспитание нравственных качеств у ребят (любви и уважения к родным, взаимовыручки, этики отношений), а также сознательное отношение к библейским заповедям, ответственность за свои поступки, сочувствие к людям.

— текст повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

— текст притчи о блудном сыне (примечание 1)

— компьютер, проектор, экран, презентации по биографии Харменса Ван Рейна Рембрандта и другим репродукциям картин по заданной тематике, подготовленные учениками (использование на уроке ИКТ, формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности)

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»

Выявление читательских впечатлений.

— На предыдущем уроке вы познакомились с повестью А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Как вы думаете, кто в ней заслуживает наибольшего сочувствия? (ответы учащихся)

— Давайте прочитаем «странички из дневников» (На уроках литературы используем читательские дневники, периодически вписывая туда впечатления от прочитанных произведений).

-Попробуем немного отвлечься от сюжета и пофилософствовать…

-Почему Библию называют вечной книгой?

-Где мы впервые встречаемся с историей блудного сына?

-Как вы понимаете значение слова «блудный», совершивший ошибку? Оглашение темы урока. Постановка целей и задач самими учащимися.

-Со времени появления притчи её сюжет не единожды воплощался в произведениях искусства. Сегодня мы увидим мотивы притчи о блудном сыне в живописи и в пушкинской повести «Станционный смотритель». Запишите тему урока «Этот «бессмертный» блудный сын…».

-Что вы ждете от сегодняшнего урока? Какие цели вы бы поставили для себя на этом уроке? (ответы детей)

— Исходя из темы, вдумываясь в эпиграф, попробуйте определить наши задачи на уроке.

— Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по-своему. А в конечном итоге, чаще всего, правы оказываются все-таки родители.

-Давайте вспомним определение жанра притчи. На востоке, в древности, возник жанр притчи. Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. Притча – это аллегории, в которых слушатели должны узнать себя. Это не просто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит? Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста. (Чтение притчи, которая в распечатанном виде на партах у каждого ученика)

— Почему разные авторы так часто обращались к евангельскому сюжету и снова осмысливали его? (выявление общечеловеческого звучания темы)

— Чем судьба Дуни напоминает историю блудного сына?

— Что нового внёс в сюжет А.С. Пушкин? (определить степень новаторства автора в разработке темы)

Информационная справка о Харменсе Ван Рейне Рембрандте.

Работа с репродукцией. Сопоставительный анализ картины и фрагментов текста.

— Всмотритесь в репродукцию. Какому эпизоду сюжета посвящено полотно?

— Попробуйте озвучить полотно словами из притчи ( «Отец, я согрешил против тебя и не достоин называться твоим сыном»).

— Какой смысл мы вкладываем в выражение «называться сыном»? Предполагает ли звание сына, дочери ответственность за людей, подаривших тебе жизнь?

Эвристическая беседа с опорой на художественный текст.

— Обратимся к повести «Станционный смотритель» и попробуем ответить на второй вопрос урока. Правомерно ли здесь вспомнить притчу о блудном сыне?

— Автор сам приводит аналогию. Вспомним описание обители Самсона Вырина. Понаблюдаем, как автор живописует словом. Что странное можно отметить в интерьере?

— Почему рассказчик так пристально всматривается в картинки, украшавшие «смиренную, но опрятную обитель» («Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему на встречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи».)?

— Теперь нам предстоит сопоставить каждую картинку из истории блудного сына и эпизоды крушения спокойного мира Выриных, чтобы увидеть новое в сюжете. Вглядимся в первую картинку. Чем отличается положение «почтенного старика в колпаке и шлафроке» от обстоятельств несчастного Самсона Вырина?

— Вы правы, какое почтение может быть оказано «сущему мученику 14-го класса, ограждённого своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Но драму усугубляет наивная вера старика, что дочь – жертва обстоятельств.

— Какие события, последовавшие за побегом Дуни, подтверждают, что «старик не снёс своего несчастья»? (- «Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у С*** почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью»). Злая ирония судьбы: человек, ведающий лошадьми, не имеет возможности воспользоваться ими… Наивный, простодушный отец надеется вернуть «заблудшую овечку».

-Вы согласны с героем? Попробуйте найти в тексте «подсказки автора», показывающие, что Дуня знала, чего хочет («маленькая кокетка», поцелуй в сенях, при отъезде «Дуня стояла в недоумении», «всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по соей охоте»).

— Обратимся ко второй картинке из комнаты смотрителя. Почему так безутешен Самсон, только ли из-за своего трагического одиночества? Чего боится покинутый отец?

— Прочтите по ролям диалог смотрителя и Минского. Выберем актёров: Минского, отца Дуни и автора (чтение фрагмента повести по ролям).

— «Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хоть раз ещё посмотреть на бедную свою Дуню».

-Увидел ли старик дочь в обществе «неверных друзей»?

-Вчитайтесь, какой стала Дуня (чтение эпизода «В комнате прекрасно-убранной Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался».)

— Отчего отец иногда желал дочери могилы (Боялся, что она находится, как и блудный сын, в рубище)? Прочтите его признание рассказчику («Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает. Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы. »).

— Зачем, упоминая второй раз о комнате смотрителя, автор снова пристально вглядывается в картинки?

Определение новаторства Пушкина в разработке «вечного сюжета».

— Почему Пушкин не украсил жилище станционного смотрителя репродукцией Рембрандта, а предпочёл картинки? История блудного сына имеет поучительный характер и заканчивается оптимистически. Художник изобразил почтенного старика всё тем же. Самсон Вырин постарел, опустился. Найдите его последний портрет.

— Почему Пушкин не закончил повесть столь же радостно, как Рембрандт свою картину?

— Можно ли считать, что возвращение Дуни состоялось?

— Вспомните слова притчи «… был как бы мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Отчего рассказчик, услышав весть о пребывании Дуни на станции, «не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях…»?

— А у вас после финала настроение улучшилось, или конец кажется безрадостным (настроение грустное, потому что раскаяние запоздалое, и Самсон, утопивший в вине своё горе, никогда уже не услышит рыданий Дуни и её мольбы о прощении).

— Стоило ли обсуждать эту тему?

— Велико ли её значение?

— Выполнили ли вы поставленные цели и задачи в начале урока?

— Научил ли вас Пушкин быть детьми?

Задание предлагаю на выбор:

1 вариант. Напишите рассказ-предположение «как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?» В каком стиле он будет написан? Рассказ – обычно случай из жизни героя. Дуня – «барыня». Её дети выросли. Уважают ли они мать? Знают ли о деде? Счастлива ли Дуня? А может быть, в её доме уже висит репродукция Рембрандта?

2 вариант предполагает написание развёрнутого ответа на вопрос «Будет ли Дуня счастлива?» Какой тип речи вы используете? Из каких частей будет состоять ваше рассуждение?

3 вариант – составление портретной характеристики Дуни Выриной.

1. Берковский Н. О «Повестях Белкина», с. 179, 180, 191, 183, 186.

2. Боцяновский В. Ф. К характеристике работы Пушкина над новым романом. — В кн.: Sertum bibliologicum в честь А. И. Малеина. Пб., 1922, с. 182—193; Любович Н. «Повести Белкина» как полемический этап в развитии пушкинской прозы. — Новый мир, 1937, № 2, с. 260—274.

3. Виноградов В. В. Стиль Пушкина, с. 149.

4. Гиппиус В. В. Повести Белкина. — В кн.: Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. М.; Л., 1966, с. 19.

5. Гершензон М. Мудрость Пушкина. М., 1919, с. 125—126.

6. О мотиве угасания, развертывающемся в «Смотрителе» на основе традиционного приема «утроения», см.: Благой Д. Мастерство Пушкина, с. 241—246.

7. Селезнев Ю. Проза Пушкина и развитие русской литературы. (К поэтике сюжета). — В кн.: В мире Пушкина. М., 1974, с. 437.

8. Купреянова Е. Н. А. С. Пушкин. — В кн.: История русской литературы: В 4-х т. Л., 1981, т. 2, с. 289.

Притча о блудном сыне

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *