Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества

Социальная стратификация: понятие, примеры, классификация

Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Смотреть фото Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Смотреть картинку Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Картинка про Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Фото Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества

Приветствую Вас, друзья!

Важнейшая особенность человеческого общества заключается в том, что оно очень неоднородно. Оно разделено на социальные группы и социальные страты. И если разделение на социальные группы не подразумевает явного неравенства, то понятие «социальная страта» основывается на расслоении людей по их материальной обеспеченности, влиятельности, возможностям самореализации, уровню образования и прочим признакам. Сегодня мы подробно рассмотрим такое явление как социальная стратификация и выясним, что она собой представляет, какой бывает, почему возникает и к каким последствиям может приводить.

Что такое социальная стратификация?

Термин «стратификация» имеет латинское происхождение. Он образован от слов stratum (слой, пласт, прослойка) и facio (создавать). Соответственно, социальная стратификация – это расслоение общества как явление или как процесс. При этом разделение происходит по самым разным признакам: по материальному достатку и доходам, объему прав и обязанностей, наличию привилегий и престижного положения в обществе, уровню образования и количеству возможностей для самореализации.

Социальная стратификация подразумевает деление общества на так называемые страты – эмпирически определяемые общности людей, объединенных определенным признаком.

У социальной стратификации присутствуют две важных особенности:

Согласно теории социальной стратификации, деление человеческого общества на слои можно сравнить с делением горных пород и минералов на пласты в геологии. Данный процесс происходит под влиянием большого количества факторов, при этом никто не прикладывает целенаправленных усилий для его осуществления.

Формы социальной стратификации

В истории человеческой цивилизации наибольшую роль сыграли такие виды социальной стратификации как:

Критерии социальной стратификации

В современном обществе социальная стратификация происходит по таким критериям как:

Причины стратификации

Существует несколько основных причин, приводящих к расслоению человеческого общества:

Теории социальной стратификации

К числу наиболее значимых теорий социальной стратификации относятся: Классовая теория Карла Маркса, трехкомпонентная теория стратификации Макса Вебера, теория стратификации Питирима Сорокина. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Классовая теория Карла Маркса

Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Смотреть фото Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Смотреть картинку Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Картинка про Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Фото Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества

Немецкий философ Карл Маркс считал, что в любом обществе существует всего два класса: эксплуататоры и эксплуатируемые. Он по-своему понимал, что такое социальная стратификация и как она проявляется. Согласно его классовой теории, тот, кто владеет средствами производства и использует наёмный труд, является эксплуататором. Соответственно, тот, кто не владеет средствами производства и работает за зарплату, является эксплуатируемым.

По мнению Маркса, классы находятся в непрерывном противостоянии, и борьба между ними является основной движущей силой истории (а итогом этой борьбы в любом обществе должна стать революция).

Маркс считал, что развитие любого общества состоит из 5 этапов:

Маркс и его сторонники считали коммунизм вершиной развития любого общества. Однако история показала, что подобный порядок невозможно воплотить в реальность по целому ряду причин.

Трехкомпонентная теория стратификации Макса Вебера

Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Смотреть фото Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Смотреть картинку Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Картинка про Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Фото Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества

Немецкий философ и социолог Макс Вебер предложил своё объяснение того, что такое социальная стратификация и чем она вызвана. Согласно его точке зрения, положение человека в обществе определяется тремя факторами: классовой принадлежностью, социальным статусом и отношением к партии.

Все три составляющие являются взаимно независимыми, и каждая из них может дать человеку определенные возможности для улучшения качества его жизни и жизни его семьи.

Теория стратификации Питирима Сорокина

Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Смотреть фото Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Смотреть картинку Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Картинка про Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Фото Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества

Русско-американский социолог Питирим Сорокин, являющийся одним из основоположников теории социальной стратификации, считал, что все факторы, приводящие к расслоению общества, можно разделить на три группы:

Именно этим три категории он считал определяющими. Помимо этого на расслоение могли влиять такие факторы как возраст, воспитание, культура и многое другое. Согласно определению Сорокина, социальная стратификация – это неравномерное распределение прав и привилегий, власти, материальных и иных возможностей среди членов общества.

Сорокин считал, что жизнь в обществе обычно устроена так, чтобы сохранять существующую социальную пирамиду. Но если социальное расслоение значительно усиливается, это может приводит к революциям и разрушению существующего строя. Однако в дальнейшем неизбежно появляется новый привилегированный слой, и довольно часто это происходит сразу же после революции.

Социальная мобильность

Данным термином обозначается возможность перемещения отдельного человека между социальными слоями или группами. Раньше возможности подобного перемещения были сильно ограничены. Однако в современном мире таких ограничений нет, и мобильность достигается за счёт образования, активной политической и общественной деятельности, карьерных и иных успехов.

В социологии рассматривается два типа социальной мобильности:

Сегодня процессы горизонтальной и вертикальной мобильности стали гораздо более интенсивными чем раньше. Это объясняется высокой динамикой современной жизни, наличием больших возможностей и высокими рисками во всех сферах деятельности.

Заключение

Социальная стратификация – это расслоение, возникающее в любом обществе. Никто не прикладывает усилий для того, чтобы организовать такое расслоение. Однако оно неизбежно возникает, поскольку каждый человек стремится получить определенные блага, занять более высокое положение и стать более влиятельным, в результате чего формируется определенная иерархия и возникает социальное неравенство. Современные государства стремятся к тому, чтобы минимизировать влияние социальной стратификации на качество жизни людей и предоставить каждому равный доступ к социальным лифтам.

Источник

Социальная стратификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 21:01, контрольная работа

Краткое описание

Понятие социальной стратификации. Социологические теории социальной стратификации.

Исторические типы социальной стратификации. Роль и значение среднего класса в современном обществе.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КР.docx

Министерство образование Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет

Информатики и Радиоэлектроники

Кафедра гуманитарных дисциплин

По курсу «СОЦИОЛОГИЯ»

На тему: «Социальная стратификация»

Тема: Социальная стратификация.

1. Понятие социальной стратификации. Социологические теории социальной стратификации.

Исследования социальной стратификации имеют три цели. Первая цель состоит в том, чтобы установить, в какой мере классовые или статусные системы доминируют на уровне общества, утверждая способы социального действия. Вторая задача состоит в анализе классовых и статусных структур и факторов, определяющих процесс формирования классов и статусов. И последнее, социальная стратификация документально подтверждает неравенство условий, возможностей и доходов, а также способов, с помощью которых группы поддерживают классовые или статусные границы.

На более общем уровне социальная стратификация тем или иным образом рассматривает вопросы формирования классов и статусных групп как ключ к пониманию социальной интеграции: в какой мере социальные отношения интегрируют или дезинтегрируют и какие последствия это имеет для социального порядка. Именно по этой причине мы можем утверждать, что класс и статус являются, прежде всего, социологическими понятиями.

Теории Социальной стратификации возникли в противовес марксистко-ленинской теории классов и классовой борьбы. Буржуазные социологи игнорируют место социальных групп в системе общественного производства и, прежде всего отношение собственности как главный признак классового деления общества. Классы, социальные слои и группы они выделяют на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доходы и так далее. При этом различают “одномерную стратификацию”, когда группы определяются на основе какого-либо одного признака, и “многоизмеримую стратификацию”, определяемую совокупностью признаков.

Американский социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков группы он выделил 4 параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. На основе этих признаков правящую элиту он подразделил на шесть групп: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, промежуточно-промежуточную.

Другой же американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по 6 показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.

2. Социальная мобильность.

Социальная мобильность – движение (обычно индивидов, но иногда и целых групп) между различными позициями в системе социальной стратификации любого общества.

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями (например, индустриализацией и демографическими факторами).

Больше всего социологи концентрируют внимание на мобильности между поколениями, и особенно на роли полученного образования, сравниваемого с тем, которое имелось в исходной социальной среде, или таких предписанных характеристиках, как раса, с целью объяснения профессионального продвижения.

При урбанизации и индустриализации происходит количественный рост профессий и соответствующие изменение требований к квалификации и профессиональной подготовке. Как следствие индустриализации наблюдается относительный рост рабочей силы, занятой в категории «белых воротничков», и уменьшение абсолютной численности сельскохозяйственных рабочих. Степень индустриализации фактически коррелирует с уровнем мобильности, так как ведет к росту числа профессий высокого статуса и к падению занятости в профессиональных категориях низшего ранга (неквалифицированный труд).

В современном мире особым фактором мобильности является образование, хотя оно играло решающую роль и в некоторых древних государствах, например, в Китае. После Второй мировой войны в условиях бурного экономического роста и в западных, и в «социалистических» странах сформировалось представление о социальной мобильности «с помощью образования». Но эти иллюзии постепенно развеялись.

Образованные работники в иерархии власти и собственности занимают те же позиции, что и их менее образованные родители. Само образование также стратифицировалось, разделившись при формальном равенстве уровней (скажем, высшее) на элитарное, повышенное, «среднее» и с низким уровнем. Поэтому современная система образования скорее камуфлирует реальное неравенство, чем служит «лифтом» по выравниванию позиций. Социальные причины распределения власти и привилегий подменяются при этом их «естественными» причинами, связанными с индивидуальными природными способностями людей.

Не меньшая роль принадлежит и политическим партиям, нередко в совместных с государством действиях. Свое место в процессах мобильности занимают профессиональные объединения, различного рода общественные организации.

Конечно, особенно важна роль семьи — от клановых ее организаций, существующих с древнейших времен на Востоке, до современной семьи, способствующей разными способами продвижению вверх: от браков до поддержки в деловой сфере. Однако исследования показывают, что значительное продвижение вверх ослабляет семейные связи.

Родители, принадлежащие к среднему классу, дают высшую оценку самоорганизации, тогда как родители рабочие выше всего оценивают конформизм, внешне навязанные правила.

В качестве дополнительных факторов, влияющих на мобильность, отметим различный уровень рождаемости в разных стратах — более низкий в верхних и более высокий в нижних, что создает известный «вакуум» сверху и способствует продвижению снизу.

3. Исторические типы социальной стратификации. Роль и значение среднего класса в современном обществе.

Так рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Источник

§ 34. Социальная стратификация

Стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она имелась уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства — восточной деспотии — стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества и либерализации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал ещё более либеральным.

Рабство — исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов планеты практически до настоящего времени. Оно существовало в США ещё в XIX в.

Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и неравенством (раб — вещь хозяина).

Как и рабство, кастовый строй — это закрытое общество с жёсткой стратификацией. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространённый. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется в разной степени, то касты есть только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества, существующего с древнейших времён.

Каста — социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Он не может при жизни перейти из одной касты в другую. Для этого ему нужно родиться ещё раз. Кастовое положение человека закреплено индуистской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно её канонам, люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Всего в Индии четыре основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) — и около 5 тыс. неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отверженные) — они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе промышленного развития касты заменяются классами. Индийский город всё больше становится классовым, а деревня, где проживает 7/10 населения, остаётся кастовой.

Формой стратификации, предшествовавшей классам, были сословия. В феодальных обществах, существовавших в Европе с IV по XIV в., люди разделялись на сословия.

Сословие — социальная группа, обладающая закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV—XV вв. общество делилось на высшие сословия: дворянство и духовенство — и непривилегированное третье сословие: ремесленники, купцы, крестьяне. В X — XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои).

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жёсткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоёв, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались; допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика частично сохранилась и в современной Англии.

Характерная черта сословий — наличие социальных символов и знаков: чинов, титулов, званий, мундиров, орденов. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию — дворянству.

До Петра I в России понятие «чин» обозначало любую должность, почётное звание, общественное положение человека. В 1722 г. Пётр I учредил строгую систему чинов, известную как «Табель о рангах». Каждый род государственной службы делился на 14 рангов, или классов. Класс обозначал ранг должности и получил название классного чина.

Титул — установленное законом словесное обозначение служебного и сословно-родового положения их обладателя, кратко определявшее правовой статус.

В России в XIX в. существовали общие, частные и родовые титулы. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, орденов. Так в сознании постепенно формировались чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя.

Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными нормами. В классовом обществе дело обстоит иначе: никакие правовые документы не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек волен переходить, при наличии способностей, образования или доходов, из одного класса в другой. В некоторых странах выделяются три класса и по нескольку слоёв внутри их. Такое разделение выглядит следующим образом.

Источник

Разработка урока-исследования с элементами дискуссии в 11-м классе по обществознанию: «Социальная структура. Социальные отношения»

Тип урока: урок изучения нового материала и первоначальное его закрепление.

Форма проведения урока: урок – исследование с элементами дискуссии.

План изучения нового материала:

1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.

2. Социальные отношения.

3. Социальная динамика:

а/ причины социальных изменений;
б/ социальная мобильность и “социальные лифты”

4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Мотивация к восприятию нового материала.

Ранжирую ответы учащихся, сообщаю цели урока, обращаю внимание учеников на подготовленные к их работе листы самоконтроля, базовые понятия, документы. /Инструментарий урока/

Базовые понятия по теме “Социальное развитие общества”

I. Учитель. На первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием. В то же время есть принципиальное отличие между неравенством во французском обществе времен Людовика XVI и современной Францией. Двести лет прошли не зря.

Равенство нельзя понимать как “одинаковость” всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.

В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко.

Работаем с базовыми понятиями №1,2

Существует два основных подхода к выделению этих групп. Первый – деление общества на противостоящие друг другу конфликтные группы – классы. Само понятие “класс” впервые зафиксировано в английском словаре XVII века, но в дальнейшем это понятие стали связывать с именем создателя новой общественной теории К.Марксом. В.И.Ленин, продолжая развивать эту теорию, дает в работе “Великий почин” определение классов.

Учащиеся работают с фрагментами документов, отвечают на вопросы к документам.

Сравните два исторических документа и ответьте на вопросы:

1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии”

“истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…” /Работа вышла в свет в 1848г/

2) Фрагмент работы В.И.Ленина “Великий почин”

Другая теория социальной структуры общества связана с именем немецкого обществоведа М.Вебера, одного из основоположников социологии. Вебер говорил о классе, как о социальной группе людей, обладающих сходными “возможностями” жизни. Чем определяются жизненные шансы? Как и Маркс, Вебер видел в собственности важный классификационный признак, но отнюдь не единственный и не определяющий.

Работаем над определением “страта” и анализируем документ № 3.

Задание. Определите, какие критерии положены в основу выделения этих групп.

Можно ли утверждать, что социальная стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества?

Для закрепления изученных вопросов составляем сравнительную таблицу.

Устные ответы. Участие в беседе.Работа с документами и заданиями.Тестирование.Участие в дискуссии.
Главный критерий выделения – отношение к собственностиВыделяется с учетом многих критериев, размеров и форм дохода, образа жизни, уровня образования.

II. Обсуждаем проблему соотношения “социального неравенства” и “социальной несправедливости”.

Учитель: Вспомните сказки различных народов мира. В сказочном мире всегда торжествует справедливость, но какая? Честный и трудолюбивый, благородный и храбрый, в конце концов все получит, а трусливый, коварный, жестокий все потеряет. При этом от самого человека зависит, каким ему быть – плохим или хорошим. Этот принцип был известен очень давно, еще в Древнем Риме. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам. Гуманисты создали утопическое правило “каждому столько, сколько другому” Как же этот спор разрешается в реальной государственной практике?

Работа с документом № 4

“Справедливость и рынок” Об этом спорят!

Сторонник либеральной рыночной экономики Ф.Хайек считае, что выражение “социальная справедливость” в рыночной экономике вообще лишена смысла. Дело в том, что оно употребляется как синоним выражения “справедливое распределение”. Но в идеальной рыночной экономике никто ничего не распределяет, агенты рынка действуют исходя из своих интересов. Кроме того, в рыночной экономике (да и вообще в человеческом обществе) нет критериев, на основании которых можно было бы объективно судить об эффективности вклада каждого в “общий” результат. А если нет таких критериев, то нельзя говорить “О справедливом вознаграждении”

Вместе с тем в этом случае речь идет не об установлении “социальной справедливости”, а об ограничениях, вынужденно накладываемых на экономику и приводящих к снижению эффективности рынка и уменьшению общего результата”

Высказывание учащимися собственных суждений по проблеме.

III. Учитель.

Работа с базовыми понятиями: социальная мобильность (вертикальная и горизонтальная), маргинал, каналы или “лифты” мобильности. Приводим исторические примеры.

Тесты на закрепление материала.

Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Смотреть фото Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Смотреть картинку Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Картинка про Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества. Фото Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением чел общества

Второй урок проводится в форме деловой игры “Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить”

Цель игры: выявить наиболее типичные ситуации, ведущие к нарушению связи личности и общества и государства; утверждать мысль о необходимости верховенства закона; развивать умение участвовать в дискуссии; обнаруживать и формулировать проблемы, вырабатывать совместные решения, использовать силу общественного мнения.

Воспитывать учащихся в духе уважения к правам личности, готовности к разрешению конфликтных ситуаций правовыми средствами.

Эпиграф к уроку: “Заговори, чтоб я тебя увидел” Сократ.

Прошу учеников высказать свои суждения по поводу мысли Сократа. Напоминаю детям правила дискуссии.

Организация игровой деятельности:

Игра состоит из трех частей.

Формирование небольших групп учащихся класса

Предварительная подготовка групп по материалам периодической печати, данным социологического опроса.

Обсуждение двух проблем: “Общество, в котором мы живем” и “общество, в котором нам хотелось бы жить”

Группы учащихся для деловой игры: “Предприниматели”, “Производители материальных благ”, “Интеллигенция””, “Пенсионеры”, “Группа риска”, “Правительство”

“Правительство” принимает решения по удовлетворению потребностей общества и интересов выделенных социальных групп. Они опираются на правовые документы, в первую очередь Конституцию Р.Ф.

Игра помогает понять учащимся проблемы общества, необходимость отказа от старых стереотипов мышления, перехода к плюрализму идеологий; перехода к гражданскому демократическому обществу; усовершенствованию демократического общества, его политического устройства; совершенствования законодательной базы.

Подведение итогов урока. Самооценка учащимися своей работы на уроке.

Рефлексия:

Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…

Какой этап урока понравился и почему?

На каком этапе было труднее всего работать и почему?

Получили ли Вы удовлетворение от работы в группе?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *