Можно ли утверждать что социальная стратификация возникла вместе с зарождением человеческого
Разработка урока-исследования с элементами дискуссии в 11-м классе по обществознанию: «Социальная структура. Социальные отношения»
Тип урока: урок изучения нового материала и первоначальное его закрепление.
Форма проведения урока: урок – исследование с элементами дискуссии.
План изучения нового материала:
1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.
2. Социальные отношения.
3. Социальная динамика:
а/ причины социальных изменений;
б/ социальная мобильность и “социальные лифты”
4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.
Ход урока
Вступительное слово учителя: Мотивация к восприятию нового материала.
Ранжирую ответы учащихся, сообщаю цели урока, обращаю внимание учеников на подготовленные к их работе листы самоконтроля, базовые понятия, документы. /Инструментарий урока/
Устные ответы. Участие в беседе. | Работа с документами и заданиями. | Тестирование. | Участие в дискуссии. |
Главный критерий выделения – отношение к собственности | Выделяется с учетом многих критериев, размеров и форм дохода, образа жизни, уровня образования. |
II. Обсуждаем проблему соотношения “социального неравенства” и “социальной несправедливости”.
Учитель: Вспомните сказки различных народов мира. В сказочном мире всегда торжествует справедливость, но какая? Честный и трудолюбивый, благородный и храбрый, в конце концов все получит, а трусливый, коварный, жестокий все потеряет. При этом от самого человека зависит, каким ему быть – плохим или хорошим. Этот принцип был известен очень давно, еще в Древнем Риме. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам. Гуманисты создали утопическое правило “каждому столько, сколько другому” Как же этот спор разрешается в реальной государственной практике?
Работа с документом № 4
“Справедливость и рынок” Об этом спорят!
Сторонник либеральной рыночной экономики Ф.Хайек считае, что выражение “социальная справедливость” в рыночной экономике вообще лишена смысла. Дело в том, что оно употребляется как синоним выражения “справедливое распределение”. Но в идеальной рыночной экономике никто ничего не распределяет, агенты рынка действуют исходя из своих интересов. Кроме того, в рыночной экономике (да и вообще в человеческом обществе) нет критериев, на основании которых можно было бы объективно судить об эффективности вклада каждого в “общий” результат. А если нет таких критериев, то нельзя говорить “О справедливом вознаграждении”
Вместе с тем в этом случае речь идет не об установлении “социальной справедливости”, а об ограничениях, вынужденно накладываемых на экономику и приводящих к снижению эффективности рынка и уменьшению общего результата”
Высказывание учащимися собственных суждений по проблеме.
III. Учитель.
Работа с базовыми понятиями: социальная мобильность (вертикальная и горизонтальная), маргинал, каналы или “лифты” мобильности. Приводим исторические примеры.
Тесты на закрепление материала.
Второй урок проводится в форме деловой игры “Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить”
Цель игры: выявить наиболее типичные ситуации, ведущие к нарушению связи личности и общества и государства; утверждать мысль о необходимости верховенства закона; развивать умение участвовать в дискуссии; обнаруживать и формулировать проблемы, вырабатывать совместные решения, использовать силу общественного мнения.
Воспитывать учащихся в духе уважения к правам личности, готовности к разрешению конфликтных ситуаций правовыми средствами.
Эпиграф к уроку: “Заговори, чтоб я тебя увидел” Сократ.
Прошу учеников высказать свои суждения по поводу мысли Сократа. Напоминаю детям правила дискуссии.
Организация игровой деятельности:
Игра состоит из трех частей.
Формирование небольших групп учащихся класса
Предварительная подготовка групп по материалам периодической печати, данным социологического опроса.
Обсуждение двух проблем: “Общество, в котором мы живем” и “общество, в котором нам хотелось бы жить”
Группы учащихся для деловой игры: “Предприниматели”, “Производители материальных благ”, “Интеллигенция””, “Пенсионеры”, “Группа риска”, “Правительство”
“Правительство” принимает решения по удовлетворению потребностей общества и интересов выделенных социальных групп. Они опираются на правовые документы, в первую очередь Конституцию Р.Ф.
Игра помогает понять учащимся проблемы общества, необходимость отказа от старых стереотипов мышления, перехода к плюрализму идеологий; перехода к гражданскому демократическому обществу; усовершенствованию демократического общества, его политического устройства; совершенствования законодательной базы.
Подведение итогов урока. Самооценка учащимися своей работы на уроке.
Рефлексия:
Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…
Какой этап урока понравился и почему?
На каком этапе было труднее всего работать и почему?
Получили ли Вы удовлетворение от работы в группе?
§ 34. Социальная стратификация
Стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она имелась уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства — восточной деспотии — стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества и либерализации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал ещё более либеральным.
Рабство — исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов планеты практически до настоящего времени. Оно существовало в США ещё в XIX в.
Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и неравенством (раб — вещь хозяина).
Как и рабство, кастовый строй — это закрытое общество с жёсткой стратификацией. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространённый. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется в разной степени, то касты есть только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества, существующего с древнейших времён.
Каста — социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.
Он не может при жизни перейти из одной касты в другую. Для этого ему нужно родиться ещё раз. Кастовое положение человека закреплено индуистской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно её канонам, люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.
Всего в Индии четыре основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) — и около 5 тыс. неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отверженные) — они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе промышленного развития касты заменяются классами. Индийский город всё больше становится классовым, а деревня, где проживает 7/10 населения, остаётся кастовой.
Формой стратификации, предшествовавшей классам, были сословия. В феодальных обществах, существовавших в Европе с IV по XIV в., люди разделялись на сословия.
Сословие — социальная группа, обладающая закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV—XV вв. общество делилось на высшие сословия: дворянство и духовенство — и непривилегированное третье сословие: ремесленники, купцы, крестьяне. В X — XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои).
Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жёсткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоёв, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).
Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались; допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика частично сохранилась и в современной Англии.
Характерная черта сословий — наличие социальных символов и знаков: чинов, титулов, званий, мундиров, орденов. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию — дворянству.
До Петра I в России понятие «чин» обозначало любую должность, почётное звание, общественное положение человека. В 1722 г. Пётр I учредил строгую систему чинов, известную как «Табель о рангах». Каждый род государственной службы делился на 14 рангов, или классов. Класс обозначал ранг должности и получил название классного чина.
Титул — установленное законом словесное обозначение служебного и сословно-родового положения их обладателя, кратко определявшее правовой статус.
В России в XIX в. существовали общие, частные и родовые титулы. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, орденов. Так в сознании постепенно формировались чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя.
Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными нормами. В классовом обществе дело обстоит иначе: никакие правовые документы не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек волен переходить, при наличии способностей, образования или доходов, из одного класса в другой. В некоторых странах выделяются три класса и по нескольку слоёв внутри их. Такое разделение выглядит следующим образом.
Практическая работа по обществознанию «Социальная стратификация»
Практическая работа по обществознанию
— способствовать формированию умений применять на практике понятия и представления в контексте темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы.
Задание №1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _____(1). Это явление получило название социальной _____(2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ______(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. _____(4). _________(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение, или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном обществе и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ____(6): церковь, армия, брак, политика и т.п.»
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков:
А) Миграция Б) Мобильность В) Горизонтальная Г) Институт Д) Статус
Е) Вертикальная Ж) Группа З) Стратификация И) Лифты
Задание №2. Прочитайте приведенный ниже текст, выполните задания Социальная структура американского общества
С 40-х гг. XX века в США выделяют шесть страт, каждая из которых объединяет людей с одинаковым рангом «престижности».
1. Верхушка высшего класса. Это элита общества, «пропуском» в неё служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют своё богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.
2. Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актёры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали своё положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчёркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2-5%.
3. Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высокопрофессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15% населения.
4. Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, «американскому образу жизни». К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно-технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в «приличном» районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса – 35-40%.
6. Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в «трущобных» районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.
1. Определите, какие критерии положены в основу представленных групп.
2. Можно ли утверждать, что социальная стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества? Приведите аргументы в подтверждение своей точки зрения.
3. Составьте схему «Социальная структура американского общества
Задание №3. Прочитайте приведенный ниже текст, выполните задания
«Маргиналы» Е. Рашковский – современный российский учёный.
1. Кого автор относит к маргиналам? Аргументируйте свой ответ.
2. Как вы понимаете мысль автора, что маргиналы находятся «за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций»?
3. Чем маргиналы отличаются от люмпенов?
4. В чём причины появления маргинализированных групп? Какова их роль в развитии общества? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из истории и современности.
5. Как общество может обезопасить себя от маргинальных групп, проповедующих человеконенавистнические идеи?
Задание №4. В стране Г. в 2003 и 2012 гг. проводились опросы общественного мнения, в ходе которых гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Какой группе населения Вы, скорее всего, отнесли бы свою семью?» Полученные результаты представлены в виде таблицы.
Мы едва сводим концы с концами, денег не хватает даже на продукты
На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает затруднения
Денег хватает на продукты и одежду, но покупка товаров длительного пользования является для нас проблемой
Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования, но нам затруднительно покупать действительно дорогие вещи
Мы можем позволить себе достаточно дорогие покупки – машину, квартиру, дачу и многое другое
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)За 9 лет увеличился процент людей, относящихся себя богатым.
2)За 9 лет существенно повысился процент тех опрошенных, которые относят себя к бедным слоям населения.
3)Для большинства людей покупка товаров длительного пользования является проблемой.
4) С 2012-2016 г. существенно снизилось число граждан, которые считают, что могут без труда приобретать вещи длительного пользования, но им затруднительно покупать действительно дорогие вещи.
5)Абсолютное большинство опрошенных не относится к богатым слоям населения
1)миграция; 2)социальный лифт; 3)стратификация;
4)профессиональный карьеризм; 5)социальная норма; 6)маргинальность
Социальная стратификация
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 21:01, контрольная работа
Краткое описание
Понятие социальной стратификации. Социологические теории социальной стратификации.
Исторические типы социальной стратификации. Роль и значение среднего класса в современном обществе.
Прикрепленные файлы: 1 файл
КР.docx
Министерство образование Республики Беларусь
Белорусский Государственный Университет
Информатики и Радиоэлектроники
Кафедра гуманитарных дисциплин
По курсу «СОЦИОЛОГИЯ»
На тему: «Социальная стратификация»
Тема: Социальная стратификация.
1. Понятие социальной стратификации. Социологические теории социальной стратификации.
Исследования социальной стратификации имеют три цели. Первая цель состоит в том, чтобы установить, в какой мере классовые или статусные системы доминируют на уровне общества, утверждая способы социального действия. Вторая задача состоит в анализе классовых и статусных структур и факторов, определяющих процесс формирования классов и статусов. И последнее, социальная стратификация документально подтверждает неравенство условий, возможностей и доходов, а также способов, с помощью которых группы поддерживают классовые или статусные границы.
На более общем уровне социальная стратификация тем или иным образом рассматривает вопросы формирования классов и статусных групп как ключ к пониманию социальной интеграции: в какой мере социальные отношения интегрируют или дезинтегрируют и какие последствия это имеет для социального порядка. Именно по этой причине мы можем утверждать, что класс и статус являются, прежде всего, социологическими понятиями.
Теории Социальной стратификации возникли в противовес марксистко-ленинской теории классов и классовой борьбы. Буржуазные социологи игнорируют место социальных групп в системе общественного производства и, прежде всего отношение собственности как главный признак классового деления общества. Классы, социальные слои и группы они выделяют на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доходы и так далее. При этом различают “одномерную стратификацию”, когда группы определяются на основе какого-либо одного признака, и “многоизмеримую стратификацию”, определяемую совокупностью признаков.
Американский социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков группы он выделил 4 параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. На основе этих признаков правящую элиту он подразделил на шесть групп: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, промежуточно-промежуточную.
Другой же американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по 6 показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.
2. Социальная мобильность.
Социальная мобильность – движение (обычно индивидов, но иногда и целых групп) между различными позициями в системе социальной стратификации любого общества.
Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями (например, индустриализацией и демографическими факторами).
Больше всего социологи концентрируют внимание на мобильности между поколениями, и особенно на роли полученного образования, сравниваемого с тем, которое имелось в исходной социальной среде, или таких предписанных характеристиках, как раса, с целью объяснения профессионального продвижения.
При урбанизации и индустриализации происходит количественный рост профессий и соответствующие изменение требований к квалификации и профессиональной подготовке. Как следствие индустриализации наблюдается относительный рост рабочей силы, занятой в категории «белых воротничков», и уменьшение абсолютной численности сельскохозяйственных рабочих. Степень индустриализации фактически коррелирует с уровнем мобильности, так как ведет к росту числа профессий высокого статуса и к падению занятости в профессиональных категориях низшего ранга (неквалифицированный труд).
В современном мире особым фактором мобильности является образование, хотя оно играло решающую роль и в некоторых древних государствах, например, в Китае. После Второй мировой войны в условиях бурного экономического роста и в западных, и в «социалистических» странах сформировалось представление о социальной мобильности «с помощью образования». Но эти иллюзии постепенно развеялись.
Образованные работники в иерархии власти и собственности занимают те же позиции, что и их менее образованные родители. Само образование также стратифицировалось, разделившись при формальном равенстве уровней (скажем, высшее) на элитарное, повышенное, «среднее» и с низким уровнем. Поэтому современная система образования скорее камуфлирует реальное неравенство, чем служит «лифтом» по выравниванию позиций. Социальные причины распределения власти и привилегий подменяются при этом их «естественными» причинами, связанными с индивидуальными природными способностями людей.
Не меньшая роль принадлежит и политическим партиям, нередко в совместных с государством действиях. Свое место в процессах мобильности занимают профессиональные объединения, различного рода общественные организации.
Конечно, особенно важна роль семьи — от клановых ее организаций, существующих с древнейших времен на Востоке, до современной семьи, способствующей разными способами продвижению вверх: от браков до поддержки в деловой сфере. Однако исследования показывают, что значительное продвижение вверх ослабляет семейные связи.
Родители, принадлежащие к среднему классу, дают высшую оценку самоорганизации, тогда как родители рабочие выше всего оценивают конформизм, внешне навязанные правила.
В качестве дополнительных факторов, влияющих на мобильность, отметим различный уровень рождаемости в разных стратах — более низкий в верхних и более высокий в нижних, что создает известный «вакуум» сверху и способствует продвижению снизу.
3. Исторические типы социальной стратификации. Роль и значение среднего класса в современном обществе.
Так рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.
Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.