Можно ли утверждать что в россии сформировалось информационное общество
Особенности формирования информационного общества в России
Классификационный признак угрозы
по характеру источников угроз
— внешние угрозы, источники (действия) которых находятся за пределами границ Российской Федерации;
— внутренние угрозы, источники (действия) которых находятся на территории Российской Федерации
по вероятности реализации
— реальные угрозы, которые уже осуществляются или могут осуществляться в любой момент времени;
— потенциальные угрозы, которые могут быть реализованы при определенных условиях;
— мнимые угрозы, которые в результате неверной оценки информации (дезинформации) интерпретируются как данность при их реальном отсутствии
— явления, процессы и действия, ведущие к деградации хозяйства Российской Федерации, снижению жизненного уровня большинства населения страны, подрыву социально-политической стабильности, утрате экономических позиций на внутригосударственном и международном рынках
— непосредственные опасности нарушения устойчивости и надежности экосистем в результате человеческой деятельности или естественных катастроф, которые могут привести к необратимым изменениям окружающей природной среды;
явления, процессы и действия, способные подорвать и привести к разрушению (гибели), либо обусловить деградацию:
возможные физические, химические и механические воздействия на население страны и среду обитания в результате производственной деятельности человека, а также аварий (катастроф) на предприятиях и др.
по масштабу (уровню) действия:
Можно ли утверждать что в россии сформировалось информационное общество
В нашей стране формирование элементов информацион ного общества является задачей актуальной и чрезвычайно сложной в силу тех исторических обстоятельств, в которых находится Россия. Экономические и политические проблемы, нестабильность в устройстве общественных институтов и другие факторы требуют поиска своих, не столь затрат ных, как в ведущих промышленно-развитых странах, путей вхождения в информационное общество.
В 1999 году по инициативе профильных комитетов Госу дарственной Думы была разработана Концепция формиро вания информационного общества в России. Ее цель — определение российского пути перехода (или построения) информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулиру ются политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российского пути к информационному обществу. Познакомимся с ее основными элементами.
В констатирующей части концепции отмечается, что в России за последнее десятилетие сформировались сле дующие предпосылки перехода к информационному обще ству.
1. Информация становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т. д.) ресурсами. Объ ем продаж в России средств вычислительной техники и информатики достигает величины более одного миллио на штук в год (на самом деле, в 1999-2000 гг. этот объем
был существенно больше). Общие расходы на информати зацию составляют порядка 5% ВВП России, что уже име ет макроэкономическую значимость.
2. В России сформировался и успешно развивается отечест венный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг.
3. В целом в стране быстро растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуника ций. Растет количество корпоративных информацион ных сетей. Количество российских пользователей Интер нета приближается к миллиону (в 2000 г. этот рубеж превзойден; по предварительным данным, за 2000 г. чис ло пользователей Интернета в России удвоилось). Интен сивно расширяется национальная сеть связи, осуществ ляется телефонизация страны и растет рынок средств мобильной связи.
4. В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера и сфера государствен ного управления.
5. В общественном мнении сложилось понимание актуаль ности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения.
6. Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т. д.
Концепция исходит из следующих базовых положений.
1. Стратегической целью перехода к информационному об ществу является создание развитой информационно-ком муникационной среды общества и интеграция России в мировое информационное сообщество, что должно обес печить существенное повышение качества жизни населения и социально-политическую стабильность общества и государства.
2. В ближайшей перспективе переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое усло вие выхода страны из сегодняшнего экономического кризиса, как инструмент преодоления трудностей со циальной, политической и духовной жизни, как фактор
интеграции общественного сознания вокруг непреходя щих гуманистических ценностей и национально-истори ческих традиций народов России.
3. Переход к информационному обществу полностью отвечает концепции устойчивого развития — формированию экономики, основанной на знаниях, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проб лем.
4. Государство играет ведущую роль в обеспечении процесса перехода к информационному обществу, прежде всего, путем создания законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей информационные отношения в обществе. На начальном этапе создания социально-значи мых информационно-коммуникационных систем и комп лексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.) госу дарство берет на себя основные расходы.
5. Государство обеспечивает доступ к общественной информации. Информация должна быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и пол ноты.
6. Процесс перехода России к информационному обществу должен быть тесно связан с развитием мирового инфор мационного сообщества. Должно быть обеспечено актив ное участие России в международном разделении труда на мировом рынке информационно-коммуникационных
средств, продуктов и услуг, в реализации международных проектов и программ информатизации.
Концепция определяет особенности перехода России к информационному обществу, обусловленные современным политическим, экономическим, культурным, образователь ным уровнем развития государства и общества. Будучи в основном негативными, указанные особенности имеют и ряд моментов, благоприятствующих решению задач информати зации.
Среди них отмечается:
• опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми странами, создание различных систем связи и индустрии предоставления информационных услуг;
• наличие, в основном, высокого научного, образовательно го и культурного потенциала;
• сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила, которая способна ставить и решать сложные научно-тех нические проблемы.
В предстоящие 10-15 лет Россия не сможет продвигаться по пути информатизации, лишь копируя опыт стран с высокоразвитой и эффективно функционирующей рыночной эко номикой. Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от начального рубежа, определяемым сложившимися политичес кими, социально-экономическими и культурными условиями. Возможный для России вариант — нахождение пути, ориентированного на российские критерии и характеристи ки качества жизни, социально-культурные особенности, и требующего в сегодняшних социально-экономических усло виях лишь минимальных капиталовложений со стороны го сударства.
Основой российского пути должны явиться:
• информатизация всей системы общего и специального об разования от детского сада до окончания высшей школы последующих форм подготовки и переподготовки спе циалистов;
• формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компью теризации, ориентированной на массового потребителя;
• обеспечение сферы информационных услуг духовным со держанием, отвечающим российским культурно-истори ческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете.
Решение этих трех масштабных, исторических для Рос сии задач будет означать реальное превращение информа ции и знаний в подлинный ресурс социально-экономическо го и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распро странение и использование информации, расширение воз можностей саморазвития личности.
Познавательный сайт Узнайка Ком — сайт и интересный и полезный.
Познавательный журнал поможет провести время с интересом и пользой и просто расскажет о сложном
Является ли Россия информационным обществом?
Как на мой взгляд, для ответа на поставленный вопрос необходимо уяснить основные категории, без которых невозможно понять, а что же такое «информационное общество» по своей внутренней сути.
Если говорить об отдельных составляющих этого понятия, то информация является субстанцией, которую в чистом виде, как совокупность определённых знаний, невозможно ни передать, ни принять, ни хранить. Её носителем всегда является сообщение. Информация не существует сама по себе, а только через использование носителя, которым может быть очень многое — от звука или сотрясания твёрдых предметов до импульсов электрической энергии. В настоящее время наиболее часто используемые виды таких носителей — текстовые (книги, письма, документация и др.) и электронные.
Информация является единственным средством взаимодействия человека, как с другими людьми, так и с познаваемым миром. Обо всех моментах, когда кто-то что-то «узнал» можно сказать, что он — «получил информацию». Сам процесс познания возможен лишь благодаря способности человека выделять из окружающего мира информацию и встречной способности мира быть проводником передачи информации.
В части понятия «Общество» говорят, что следует различать его узкий и более расширенный смыслы. В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей — социум. В более узком смысле общество есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями.
Соответственно, можно сделать вывод о том, что «информационное общество» есть сложная социальная система, в которой связи, взаимоотношения и отношения людей существенно зависят от сбора, обработки и передачи информации. И тогда к чертам, отличающим информационное общество от любого другого, можно отнести:
— увеличение роли информации и знаний в жизни общества,
— возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте,
— создание информационного пространства обеспечивающего эффективное взаимодействие людей и их доступ к информационным ресурсам.
Если по порядку.
Первое. Роль информации в современной России неуклонно снижается. Полная, объективная и всесторонняя информация нужна в первую очередь для принятия правильных и соответствующих конкретной ситуации (экономической, политической и др.) решений. «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Так говорил знаменитый Архимед из Сиракуз. В то время просто не придавали такого значения информации, как сейчас, иначе бы философ несколько изменил бы свою фразу. Но современный человек прекрасно понимает, что мир можно перевернуть, не только имея точку опоры, но и обладая информацией.
Информация нужна. Но. Кому? При усилении вертикали власти, на что направлены организационные и административные усилия нынешнего политического руководства России, значительно снижается круг лиц, которым для принятия решения нужна информация. Решения принимает один человек. Где-то там, на самом верху вертикали. Все остальные – исполнители. И их задача – не думать, а исполнять. Даже не задача. Обязанность. Потому, чем меньше думает исполнитель, тем лучше функционирует вертикаль. Принцип «я — начальник, ты – дурак» отвергает необходимость информационного обеспечения исполняющих звеньев вертикали. Дуракам информация ни к чему.
Об этом же говорит и современное состояние системы образования. Если ранее среднее образование было обязательным, то сегодня принцип обязательности уже ушёл в историю. Конечно, можно подобрать какую статистику, но насколько это необходимо? Ни для кого не секрет, что количество средних образовательных учреждений сокращается. На их базе создаются учреждения основного (не полного) образования, которые, в свою очередь, преобразуются в начального. Что, исходя из логики современной российской политической организации, совершенно верно. Исполнителю нужен тот минимум информации (лошади кушают овёс, Волга впадает в Каспийское море), который ему необходим для работы и не будет помехой при добросовестном исполнении им своих функциональных и должностных обязанностей.
Второе. Двумя крупнейшими сегментами внутреннего валового продукта (ВВП) России являются промышленность и торговля — 36% и 26% соответственно. Основную долю промышленного производства и торговли, в свою очередь, составляет продукция нефтегазовой отрасли — она обеспечивает порядка 30-32% ВВП, что говорит о сырьевой направленности отечественной экономики и практически сводит на нет её информационную составляющую. Для того, чтобы занять достойную и стабильную позицию на мировой арене, России необходимо не только развивать обрабатывающий сектор промышленности, но и реализовать свой научный потенциал. Что практически невозможно без серьёзных инвестиций, а также — более равномерного их распределения между отраслями экономики (на данный момент до 50% всех инвестиций в России приходится на сырьевые отрасли).
Однако, как показывает практика, делать этого никто не собирается. Что даёт российской политике информация? Да ничего. А чтобы давала в неё надо вкладываться большими деньгами не год и не два. А на личное потребление тогда откуда?! Другое дело – нефтегазовая составляющая. Кран перекрыл только Украине, а вся Европа забегала. Дёшево, а как сердито. Особенно, если зимой.
Третье. Я уже отмечал, что сегодня основными носителями информации, используемыми на практике, являются — текстовые и электронные. Насколько они обеспечивают создание информационного пространства, эффективное взаимодействие людей и их доступ к информационным ресурсам?
Большая их часть – никак. Например, бумажные СМИ и телекоммуникационные информационные системы. Да они и информационными не являются. Перейдя под бдительный организационный и цензорский контроль государства они все… Все, все. Или может кто-то может сказать, что сетка вещания или информационный блок ОРТ чем-то отличается от РТР? Или от НТВ? Да нет. Везде пусть и разные, но одного содержания сериалы про любовь или доблестные правоохранительные. Или стандартные развлекательные программы.
Собственно, какой информации ни бумажные СМИ, ни телекоммуникации своему потребителю не предлагают. Да и не могут предлагать. Потому что права на то не имеют. У них другая задача. Обеспечение эффективного усвоения зрительской и читательской аудиторией официальной государственной идеологии. А идеология это не пространство. И даже не сегмент этого пространства. Узкий, но правильно ориентированный и направленный вектор.
Так что информационного пространства в Росси практически нет. За исключением Интернета. Но. Если в городах эта сеть достаточно развита, то в сельской местности… Нет, Сеть пока не обеспечивает эффективного взаимодействия людей и их доступа к информационным ресурсам. Тем более, нужно учитывать, что люди старших возрастных категорий даже о том, что такое компьютер имеют чисто теоретические познания, не подкреплённые практическими навыками пользователя.
Если кто, прочитав мои размышления о полной непричастности к информационному обществу, скажет, что я не патриот своей страны… Он ничего не понял. Патриот — не тот, кто пьёт русский квас и, нахваливая его, считает, что у нас всё луч-че всех. Вернее, он – патриот. Но такой патриотизм имеет специальное качественное определение – квасной. Я – не квасной. Потому что понимаю, что не всё ладно в королевстве Датском. И для того, чтобы всё стало ладно, надо как-то исправлять и что-то менять. Сегодня я понимаю, — «что». Но «как» — я пока не знаю. Может у кого есть какие мысли?!
Похожие статьи
Является ли Россия информационным обществом? : 1 комментарий
Что такое «информационное общество»? Является ли современное российское общество информационным?
Является ли современное российское общество информационным? Думаю, да, но только на стадии развития!
· Информация на сегодняшний день пронизывает все сферы жизни общества.
· Мы получаем ее различными способами – периодические печатные издания, телевидение, радио и, пожалуй, главенствующее положение в этой цепочке занимает Интернет.
· Мы пользуемся различными средствами связи, что можно отнести к информационным технологиям: телефоны, компьютеры, планшеты.
· В нашей стране реализуется всеобщий и свободный доступ к информации, что в какой-то мере обеспечивает прозрачность власти.
Но, не смотря на все перечисленные положительные стороны, существует множество проблем в области развития информационного общества в России. Такими, на мой взгляд, являются:
Ø неполная защищенность конфиденциальной информации;
Ø под вопросом ставится достоверность и точность информации;
Ø слабо развитая компьютеризация общества и насыщение его различными информационными технологиями
(в отличие от развитых стран);
Ø кибертерроризм и пиратство;
Ø цензура в огромных информационных пространствах (Интернет).
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что информационное общество в России находится лишь на стадии развития. Органы власти способствуют этому с помощью разработки и внедрения различных государственных программ. Действующей на сегодняшний момент является государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Информационное общество в России и в мире
Созданная теоретиками картина информационного общества XX в. постепенно приобретает зримые очертания в реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.
Уже опубликован ряд фактических материалов, свидетельствующих, что это не утопия, а неизбежная реальность недалекого будущего.
Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы.В этих странахуже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.
В России переход от общества «производителей» к «сервисному обществу» еще далеко не завершен. Госкомстат еще в 2003 году отчитался о том, что доля сектора услуг в российской экономике превысила 50%. Однако, по данным независимых аналитиков главным источником национального дохода по-прежнему является экспорт сырья. Доля же науки, управления, медицины и образования, ключевых отраслей сферы услуг постиндустриального общества, остается крайне незначительной. По данным аналитического агентства CNews Analytics с 2000 по 2005 гг. доля ИТ-услуг в ВВП выросла более чем в 3 раза, однако на сегодняшний день в абсолютном выражении составляют всего лишь около 0,2% ВВП, притом что одним из главных потребителей ИТ-услуг являются нефтегазовые отрасли.
Анализ современной ситуации в России показывает, что наша страна находится только на стадии формирования экономического базиса постиндустриального общества и, в зависимости от общемировой конъюнктуры и политики правительства, этот этап может продлиться не одно десятилетие. Слишком особенная страна – Россия. Слишком сложен переход от сырьевой экономики к высокотехнологичному производству, слишком сильны социальные, экономические и политические силы, тормозящие развитие Третьей волны. И тем не менее переход России к информационному обществу неизбежен – это просто вопрос национального выживания. Положительные изменения видны невооруженным глазом и с каждым годом убыстряют темп. Даже не смотря на трудности переходного периода в России уже заметны черты наступающей информационной цивилизации и сетевого общества.
Одной из главных проблем, стоящих перед Россией на пути к новому типу цивилизации является ее географическая специфика. Развитие ИКТ в нашей стране трудно регулируется рыночными механизмами. Огромные территории требуют вложения колоссальных средств в развитие инфраструктуры, а низкий уровень дохода населения не способствует развитию информационных сервисов и быстрой окупаемости вложений. С нашей точки зрения на современном этапе только государственное вмешательство способно кардинально изменить ситуацию и создать в России условия для развития информационного общества.
В то же время нельзя забывать, что информатизация страны и развитие информационных сервисов не означает перехода к информационализации. Сейчас в России действует несколько безусловно важных и прогрессивных программ: ФЦП «Электронная Россия», всероссийская программа развития новых информационных технологий «Цифровой город», ГАС (государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами) и другие. Однако, наличие компьютерной техники, выхода в Интернет, электронных представительств власти и госструктур в сети – это обязательное, но недостаточное условие информационного общества.
С информатизацией государства тесно связана проблема цифрового разрыва. То, что в России регионы просто чудовищно отстают от мегаполисов в развитии ИКТ известно. Но надо также понимать, что цифровой разрыв представляет собой не только гуманистическую проблему неравномерного доступа людей к информационным благам. Проблема гораздо глубже, так как цифровой разрыв, особенно в рамках отдельного государства – это разрыв между целыми слоями общества в культурном, экономическом, политическом и других аспектах. Невозможно построить информационное общество, пока значительная масса людей ограничена в доступе к ИКТ.
Новое общество в информационную эпоху может столкнуться (и уже сталкивается) с новыми проблемами и опасностями, против которых нет «исторического иммунитета». Опасности цифровой тирании и ограничения приватности, манипулирования общественным сознанием, информационные преступления (кражи, вымогательства, диверсии и т.д.). Активная эмиграция и иммиграция, рост национальных и социальных движений, рост сепаратизма, надвигающиеся экономические кризисы в западных странах – эти и многие другие явления являются закономерными этапами на пути Третьей волны. Нет никаких гарантий, что наступление третьей волны будет безболезненным. Скорее всего, оно будет встречать ожесточенное сопротивление как людей старого поколения, так и разнообразных экономических, политических и криминальных структур. В этих условиях цифровой разрыв в России чреват жестокими социально-экономическими потрясениями, способными спровоцировать как сепаратизм регионов, так и формирование своеобразной «цифровой» тирании.
Во многих концепциях и теориях информационного общества говорится о том, что одним из важнейших условий перехода к этому этапу развития цивилизации является переход от самовозрастания капитала к самовозрастанию информации и, как следствие, замена права собственности правом пользования. Однако в настоящее время в западных странах все отчетливее становятся проблемы, связанные со специфичностью прав собственности на информацию. Многие исследователи отмечают, что современные представления о цифровых правах и копирайте на информацию все больше противоречат складывающимся в информационном обществе социально-экономическим отношениям. Высказывается даже мнение, что в информационную эпоху информация вообще должна быть максимально освобождена от копирайта, т.к. соблюдение прав собственности на информацию, благодаря мощному развитию информационно-коммуникационных технологий, просто не возможно и часто абсурдно.
С нашей точки зрения, оптимальный путь развития современной России – не пытаться копировать уже устаревшие экономические, политические и социальные формы организации общества западных стран, а используя имеющиеся ресурсы способствовать развитию информационного общества.
Важным аспектом развития в России информационного общества является осознание нашим правительством разницы между информатизацией и информационализацией. Информационное общество – это не просто компьютер с Интернетом в каждом доме и ноутбук у каждого школьника, это новый тип экономических, политических и социальных отношений. Вообще, возможно называть нарождающийся тип цивилизации информационным обществом не совсем корректно. Конечно, роль информации очень значительна, но отнюдь не менее важны и другие аспекты: переход на возобновляемые источники энергии, развитие новых методов производства, новые принципы обучения, новые школы и новые формы бизнеса, отказ от стандартизации, синхронизации и централизации, от концентрации денег, энергии и сил в пользу сетевых форм взаимодействия.