Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ

Кейс №1 Задание

Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ

Кейс № 1
ЗаданиеСитуацияВаш ответ
Объясните, прочитав приведенный текст, можно ли «заместить» чем-либо отсутствие ощущения той или иной модальности. За счет чего слепая от рождения О. И. Скороходова «видит» мир?

Многих зрячих чрезвычайно интересует вопрос: могу ли я представить тот или иной цвет? Некоторые даже спрашивали: нельзя ли с помощью осязания различать цвета?

На оба эти вопроса я отвечаю: «Конечно, нет». Но поскольку я пользуюсь языком зрячих, то о различных цветах и их оттенках говорю теми же словами, какими принято о них говорить. Представлять цвета мне очень хочется, и когда я была помоложе, то часто приставала к своим близким, чтобы они объяснили мне различные цвета. Например, однажды мне сшили хорошее шерстяное платье и сказали, что оно цвета кофе с молоком.

. Конечно, я представила чашку горячего кофе с молоком, представила даже запах и вкус кофе, но только не цвет, — вместо цвета мне представлялось мое платье, которое я очень тщательно ощупывала, хотя знала, что с помощью пальцев я не в состоянии увидеть кофейный цвет.

. Подобная же история повторилась при объяснении абрикосового цвета: в моем воображении возникли нагретые солнцем душистые абрикосы, которые я срываю с веток и тут же съедаю, но это отнюдь не помогло мне в смысле представления цвета абрикосов.

Сочетание кожных и двигательных ощущений, возникающих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука. Слепоглухая Ольга Скороходова пишет в стихотворении «К бюсту A.M. Горького»:

Я никогда не видела его, Мне осязанье зренье заменяет, Своими пальцами смотрю я на него, И Горький предо мною оживает.

Источник

Задание по общей психологии. Общая психология. Кейс 1 Задание

Общая психология

Кейс № 1
ЗаданиеСитуацияВаш ответ
Объясните, прочитав приведенный текст, можно ли «заместить» чем-либо отсутствие ощущения той или иной модальности. За счет чего слепая от рождения О. И. Скороходова «видит» мир?

Многих зрячих чрезвычайно интересует вопрос: могу ли я представить тот или иной цвет? Некоторые даже спрашивали: нельзя ли с помощью осязания различать цвета?

На оба эти вопроса я отвечаю: «Конечно, нет». Но поскольку я пользуюсь языком зрячих, то о различных цветах и их оттенках говорю теми же словами, какими принято о них говорить. Представлять цвета мне очень хочется, и когда я была помоложе, то часто приставала к своим близким, чтобы они объяснили мне различные цвета. Например, однажды мне сшили хорошее шерстяное платье и сказали, что оно цвета кофе с молоком.

. Конечно, я представила чашку горячего кофе с молоком, представила даже запах и вкус кофе, но только не цвет, — вместо цвета мне представлялось мое платье, которое я очень тщательно ощупывала, хотя знала, что с помощью пальцев я не в состоянии увидеть кофейный цвет.

. Подобная же история повторилась при объяснении абрикосового цвета: в моем воображении возникли нагретые солнцем душистые абрикосы, которые я срываю с веток и тут же съедаю, но это отнюдь не помогло мне в смысле представления цвета абрикосов.

Заместить ощущение определенной модальности другой нельзя, так как каждый орган чувств (анализатор) получает только один вид ощущений. Но ощущения обычно не существуют независимо друг от друга. И работа одного анализатора может влиять на работу другого. Из-за отсутствия зрения у Скороходовой усилились обоняние, осязание, за счет чего она и «видит» мир. Она именно старается представить определенные цвета, опираясь на полученные ощущения от других органов чувств.
Кейс № 2
Объясните с точки зрения психологии восприятия следующие факты и ответьте на поставленные в текстах вопросы.

1) Однажды И. М. Файгенберг читал лекцию об активности зрительного восприятия преподавателям челюстно-лицевой хирургии мединститутов. В качестве иллюстрации он демонстрировал известный гештальт рисунок Э. Боринга, на котором смотрящий может увидеть либо прелестную молодую женщину, полуотвернувшуюся от зрителя, либо беззубую старуху, уткнувшуюся в меховой воротник. Обычно часть слушателей сразу же видят женщину, часть — старуху. Каково же было его удивление, когда он услышал только «старуха беззубая», «старая бабка». Все увидели только старуху! В первый момент лектор был обескуражен неудачей своего демонстрационного эксперимента, но быстро догадался о причине случившегося. А вы?Из-за специфики работы преподаватели челюстно-лицевой хирургии имеют определенное восприятие картинки. Они привыкли работать с людьми, имеющими проблемы с зубам, и это более привычный для них образ. С учетом их рода деятельности возникает апперцепция.
2) Вы, наверняка, знаете детские стихи:

—Где ты была сегодня, киска?

—У королевы, у английской.

—Что ты видала при дворе?

—Видала мышку на ковре!

Почему киска С. Я. Маршака увидела так мало?

Мышка для кошки привычный образ. А также цель кошки – поймать мышку. Поэтому ее внимание очень узконаправленно.
Кейс № 3
Проанализируйте приведенный текст. Верно ли наблюдение дрессировщика, описанного Ч. Дарвином? Есть ли связь между способностями и вниманием у человека?Воспитатель обезьян, — говорит Дарвин, — покупавший их в зоологическом обществе по пятидесяти рублей за экземпляр, предлагал двойную плату за право удерживать обезьян в течение нескольких дней у себя, чтобы сделать из них выбор. Когда его спросили, каким образом он узнает в такой короткий срок, будет ли данная обезьяна хорошим актером, он отвечал, что все зависит от способности их ко вниманию. Если в то время, когда говорят с обезьяной или объясняют ей что либо, внимание ее легко развлекается мухой, сидящей на стене, или каким-нибудь другим пустяком, то такое животное вполне безнадежно в смысле дрессировки. Когда пытались с помощью наказания заставить невнимательную обезьяну повиноваться, она становилась норовистой, между тем как, напротив, внимательная обезьяна всегда оказывается способной к дрессировке.Наблюдение дрессировщика верно. Чем выше способность к удержанию внимания и сосредоточенности, тем больше будет углубленности в деятельности, тем выше будет ее эффективность при меньших усилиях.

Источник

Программа профессиональной переподготовки Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи (1610)

Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности ответ

Программа профессиональной переподготовки

Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи (1610)

Дисциплина: Общая психология (ИПП) new

Загрузите результат Индивидуального практического задания,

слушатель Болдина Диана Витальевна

Баринова Оксана Владимировна

г. Москва – 2021

Кейс № 1
ЗаданиеСитуацияВаш ответ
Объясните, прочитав приведенный текст, можно ли «заместить» чем-либо отсутствие ощущения той или иной модальности. За счет чего слепая от рождения О. И. Скороходова «видит» мир?

Многих зрячих чрезвычайно интересует вопрос: могу ли я представить тот или иной цвет? Некоторые даже спрашивали: нельзя ли с помощью осязания различать цвета?

На оба эти вопроса я отвечаю: «Конечно, нет». Но поскольку я пользуюсь языком зрячих, то о различных цветах и их оттенках говорю теми же словами, какими принято о них говорить. Представлять цвета мне очень хочется, и когда я была помоложе, то часто приставала к своим близким, чтобы они объяснили мне различные цвета. Например, однажды мне сшили хорошее шерстяное платье и сказали, что оно цвета кофе с молоком.

. Конечно, я представила чашку горячего кофе с молоком, представила даже запах и вкус кофе, но только не цвет, — вместо цвета мне представлялось мое платье, которое я очень тщательно ощупывала, хотя знала, что с помощью пальцев я не в состоянии увидеть кофейный цвет.

. Подобная же история повторилась при объяснении абрикосового цвета: в моем воображении возникли нагретые солнцем душистые абрикосы, которые я срываю с веток и тут же съедаю, но это отнюдь не помогло мне в смысле представления цвета абрикосов.

Заместить нельзя. Так как модальности разные, а компенсировать за счет других, нельзя.

О. И. Скороходова «видит» мир за счет эффекта сенсибилизации. Не имея зрения у человека, лучше развиваются другие ощущения.

Источник

Психология практика. Практическое задание психология ***. Программа профессиональной переподготовки Консультативная психология эффективные стратегии практической психологической помощи (1610) n

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Программа профессиональной переподготовки

Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи (1610)_n

Дисциплина: Общая психология (ИПП) new

Загрузите результат Индивидуального практического задания,

слушатель Турцева Анна Халимовна

Баринова Оксана Владимировна

Кейс № 1
ЗаданиеСитуацияВаш ответ
Объясните, прочитав приведенный текст, можно ли «заместить» чем-либо отсутствие ощущения той или иной модальности. За счет чего слепая от рождения О. И. Скороходова «видит» мир?

Многих зрячих чрезвычайно интересует вопрос: могу ли я представить тот или иной цвет? Некоторые даже спрашивали: нельзя ли с помощью осязания различать цвета?

На оба эти вопроса я отвечаю: «Конечно, нет». Но поскольку я пользуюсь языком зрячих, то о различных цветах и их оттенках говорю теми же словами, какими принято о них говорить. Представлять цвета мне очень хочется, и когда я была помоложе, то часто приставала к своим близким, чтобы они объяснили мне различные цвета. Например, однажды мне сшили хорошее шерстяное платье и сказали, что оно цвета кофе с молоком.

. Конечно, я представила чашку горячего кофе с молоком, представила даже запах и вкус кофе, но только не цвет, — вместо цвета мне представлялось мое платье, которое я очень тщательно ощупывала, хотя знала, что с помощью пальцев я не в состоянии увидеть кофейный цвет.

. Подобная же история повторилась при объяснении абрикосового цвета: в моем воображении возникли нагретые солнцем душистые абрикосы, которые я срываю с веток и тут же съедаю, но это отнюдь не помогло мне в смысле представления цвета абрикосов.

в данном кейсе осязание заменяет зрение, главным органом осязания у Ольги является рука, с помощью прикосновений руки к предмету она формирует образ, ощущения, представления.

Осязание играет огромную роль в жизни человека. Поэтому можно сказать, так как О. И. Скороходова «видит» мир за счет хорошо развитого осязания, обоняния и чувствительности. Она смогла познать окружающий мир с помощью ощущений и ассоциаций. Она не может увидеть картинку, так как у неё не работает область мозга за воспроизведение образов,но она может создать ассоциацию с чем- либо.

Кейс № 2
Объясните с точки зрения психологии восприятия следующие факты и ответьте на поставленные в текстах вопросы.

1) Однажды И. М. Файгенберг читал лекцию об активности зрительного восприятия преподавателям челюстно-лицевой хирургии мединститутов. В качестве иллюстрации он демонстрировал известный гештальт рисунок Э. Боринга, на котором смотрящий может увидеть либо прелестную молодую женщину, полуотвернувшуюся от зрителя, либо беззубую старуху, уткнувшуюся в меховой воротник. Обычно часть слушателей сразу же видят женщину, часть — старуху. Каково же было его удивление, когда он услышал только «старуха беззубая», «старая бабка». Все увидели только старуху! В первый момент лектор был обескуражен неудачей своего демонстрационного эксперимента, но быстро догадался о причине случившегося. А вы?апперцепция- опираясь на опыт у преподавателей мозг улавливал привычные образы с учетом их деятельности. А соответсвенно преподаватели роду своей профессии имели дело с людьми, имеющими проблемы с зубами. Этим можно объяснить провал эксперимента.

Потому, что у киски есть цель-мышка, а соответственно пока кошка видела мышку, она была сконцентрирована только на ней и что ее окружало она не замечала, поэтому кроме мышки она ничего не видела в замке.

2) Вы, наверняка, знаете детские стихи:

—Где ты была сегодня, киска?

—У королевы, у английской.

—Что ты видала при дворе?

—Видала мышку на ковре!

Почему киска С. Я. Маршака увидела так мало?

Кейс № 3
Проанализируйте приведенный текст. Верно ли наблюдение дрессировщика, описанного Ч. Дарвином? Есть ли связь между способностями и вниманием у человека?Воспитатель обезьян, — говорит Дарвин, — покупавший их в зоологическом обществе по пятидесяти рублей за экземпляр, предлагал двойную плату за право удерживать обезьян в течение нескольких дней у себя, чтобы сделать из них выбор. Когда его спросили, каким образом он узнает в такой короткий срок, будет ли данная обезьяна хорошим актером, он отвечал, что все зависит от способности их ко вниманию. Если в то время, когда говорят с обезьяной или объясняют ей что либо, внимание ее легко развлекается мухой, сидящей на стене, или каким-нибудь другим пустяком, то такое животное вполне безнадежно в смысле дрессировки. Когда пытались с помощью наказания заставить невнимательную обезьяну повиноваться, она становилась норовистой, между тем как, напротив, внимательная обезьяна всегда оказывается способной к дрессировке.Внимание — это главный фактор в получение навыков обучаемости, главный фактор внутренней мотивации к познанию.

У животных переход от внимания непроизвольного к произвольному происходит точно так же под влиянием воспитания, дрессировки;

Источник

Клуб студентов «Технарь». Уникальный сайт с дипломами и курсовыми для технарей.

Все разделы / Психология /

Задачи психология. 20 штук.

Тип работы: Задачи
Сдано в учебном заведении: ******* Не известно

Описание:
Задачи к экзамену по Общей психологии (2 семестр)

Задача 1. Определите общую методологическую основу приведенных ниже утверждений. Попробуйте найти в них рациональное зерно и выдвинуть критические аргументы.
• Достаточно сильно надавить глазное яблоко, чтобы «искры посыпались». При хирургическом удалении зрительного нерва больной «видит молнию». Ощущение звука получается и при механическом возбуждении слухового нерва. Значит. в самом органе чувств заложена особая «специфическая энергия», от нее, а не от воздействия внешнего, объективного предмета и зависит содержание ощущения. (По О. О. Яхот)
• Поскольку качество нашего ощущения дает нам весть о свойствах внешнего воздействия, которым вызвано ощущение, — постольку ощущение может считаться знаком. его, но не изображением. Ибо от изображения требуется известное сходство с изображаемым предметом. От знака же не требуется никакого сходства с тем, знаком чего он является. (Г. Гельмгольц)
• И. Мюллер утверждал: «Чувства знакомят нас с состоянием нашего тела при посредстве ощущений, присущих нервам органов чувств; ощущение сообщает нашему сознанию не о качестве или состоянии внешних веществ (вещей), но о качестве, состоянии того или иного чувствующего нерва, вызванном внешними причинами». (По В. П. Петленко)
• Ощущение цвета, звука и т.д. по своему содержанию не что иное, как разряд специфической энергии, дремлющей в нервном волокне. (По М. Г. Ярошевскому)

Задача 9. У. Найссер использует для обозначения системы анализа сенсорной информации, которым мы руководствуемся в акте восприятия, термин «схема». Каким образом схемы определяют наше восприятие? Выберете правильный ответ.
a) С помощью схем мы сопоставляем поступающую стимуляцию с прошлым опытом и классифицируем ее,
b) Схемы позволяют нам быстро ловить главное в потоке информации,
c) Схемы регулируют скорость переработки информации.
Задача 10. Объясните с точки зрения психологии восприятия следующие факты и ответьте на поставленные в текстах вопросы.
• Однажды И. М. Файгенберг читал лекцию об активности зрительного восприятия преподавателям челюстно-лицевой хирургии мединститутов. В качестве иллюстрации он демонстрировал известный гештальт рисунок Э. Боринга, на котором смотрящий может увидеть либо прелестную молодую женщину, полуотвернувшуюся от зрителя, либо беззубую старуху, уткнувшуюся в меховой воротник. Обычно часть слушателей сразу же видят женщину, часть — старуху. Каково же было его удивление, когда он услышал только «старуха беззубая», «старая бабка». Все увидели только старуху! В первый момент лектор был обескуражен неудачей своего демонстрационного эксперимента, но быстро догадался о причине случившегося. А вы?
Задача 11. Объясните приведенные факты, используя знания психологии восприятия. На какой феномен восприятия указывают эти примеры?
• Поздний вечер. Деревня спит. Стук в темное окно. Хозяин неохотно просыпается: «Кто там?»— «Хозяин, а хозяин. »— «Ну, чего надо?»— «Хозяин, дрова нужны?»— «Какие еще дрова? Не нужны мне никакие дрова!» Проснувшись утром, хозяин обнаруживает, что ночные гости вывезли с его двора поленницу дров. «Мерзавцы, — жалуется он соседу, — спросили, хочу ли я купить дрова, а сами украли мои дрова».
Задача 12. Старинная притча рассказывает о дискуссии шести слепых индийских мудрецов относительно того, что есть слон. Каждый из них предварительно ощупал слона. Один ощупывал его бок и решил, что слон — это что-то вроде огромной стены. Другому достался бивень, после чего он заключил, что слон — это что-то вроде копья. Третий слепой старец, держа в руках хобот слона, сказал, что слон похож на змею. Четвертый, ощупывая ногу, предположил, что слон очень похож на дерево. Пятый мудрец, которому досталось ухо, утверждал, что слон похож на веер, опахало. Шестой, ощупав хвост, считал, что слон — это что-то вроде веревки. Какие проблемы психологии восприятия иллюстрирует эта притча?

Задача 13. Ответьте на «шуточные» вопросы психологии восприятия.
• Что лучше для восприятия — кататься на саночках или саночки возить?

Задача 14. Какое свойство внимания обнаруживается в следующих примерах? Каков, по вашему, его механизм? Возможно ли одновременное протекание в поле внимания двух и более процессов?
• 1.Изумительная трудоспособность [Н. Г. Чернышевского] позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера. (Ф. Н.Гоноболин)
• Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках — английском, немецком, французском — разные фразы. Даже так делает: в руки берет по два карандаша, в зубы — пятый и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках. (М.Горький)
• 3.Известны феноменальные способности Юлия Цезаря, который, по преданию, мог делать одновременно 7 несвязанных между собою дел. Существует легенда, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям 7 ответственных дипломатических документов.
Задача 15. Обобщите смысл приведенных текстов. Дайте характеристику сущности и функциям внимания в наиболее емком и полном определении.
• 1.Внимание нельзя отнести к самостоятельным познавательным процессам, так как оно не имеет собственного содержания. Внимание не отражает ни свойств предметов, ни связей и отношений между ними. Во внимании проявляется активность личности по отношению к предмету деятельности, проявляется направленность человека, его интересы, желания. (3. М. Панибратцева)
• 2.Внимание — это выделение сознанием воспринимаемых или вспоминаемых объектов с одновременным отвлечением от других; это направленность сознания на определенный объект. Во внимании проявляется избирательность сознания. То, к чему привлечено наше внимание, становится для нас «фигурой», а все остальное — фоном. (К. К. Платонов)
• Благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять задачи, возникшие в деятельности. (А. В. Петровский)
Задача 16. Проанализируйте приведенные фрагменты текста. Выделите факторы, которые обусловливают внимание.
• Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменения отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании — (в результате) он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. (С. Л. Рубинштейн)
• Чем сильнее интерес к деятельности, чем больше она нас увлекает, тем устойчивее будет наше внимание. Но оно может быть чрезвычайно устойчивым также и тогда, когда деятельность сама по себе может и не казаться нам интересной, но когда мы считаем ее важной для нас в силу того, что она связана с выполнением наших целей. Тогда мы заставляем себя направлять наше внимание не туда, куда нам хочется, а туда, куда мы считаем нужным. (Я. Ф. Добрынин)
• Приучить себя внимательно работать в самых разнообразных условиях — вот верный путь формирования внимания. Следует научиться произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонними раздражителями. Развитие устойчивости внимания человека связано с развитием его волевых качеств; потому надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином своих действий. Лучший же способ стать внимательным — это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно.(К. К. Платонов)
Задача 17. Объясните механизмы влияния названных ниже факторов на процессы внимания. Какие рекомендации вытекают из этого?
• 1.Внимание зависит от циркадных ритмов: ночью, независимо от степени усталости человека, внимание более рассеянно, чем днем. Установлено, что в ночную смену люди работают менее эффективно, даже если они спят положенное число часов днем. Большинство несчастных случаев и ошибок на рабочем месте происходит ночью. У человека, которого оперируют ночью, меньше шансов выжить. Исследования, проводимые на авиалиниях, показали: в ночное время пилоты действуют менее точно в связи с замедлением реакции, которое появляется в результате нарушения циркадных ритмов.
• 2.Стресс, усталость, алкоголь, кофеин, табак, снотворное и лекарства, вызывающие сонливость, притупляют внимание, снижают память, замедляют реакцию, уменьшают способность к суждению. Люди, утверждающие, что они не могут сосредоточиться без кофе или сигареты, являются жертвами стереотипа, которого долго придерживались.
• 3.Эмоции могут поддерживать внимание, но могут и мешать его концентрации. Известен случай, когда человек, узнавший об огромном выигрыше в лотерею, в крайне радостном возбуждении выехал на красный свет и погиб в результате аварии.
• 4.Пожилым людям трудно делать несколько дел одновременно с прежней эффективностью. Монтень в старости любил говорить: «Когда я танцую, я танцую; когда я сплю, я сплю».
Задача 18. Проанализируйте приведенный текст. Верно ли наблюдение дрессировщика, описанного Ч. Дарвином? Есть ли связь между способностями и вниманием у человека?
• Воспитатель обезьян, — говорит Дарвин, — покупавший их в зоологическом обществе по пятидесяти рублей за экземпляр, предлагал двойную плату за право удерживать обезьян в течение нескольких дней у себя, чтобы сделать из них выбор. Когда его спросили, каким образом он узнает в такой короткий срок, будет ли данная обезьяна хорошим актером, он отвечал, что все зависит от способности их ко вниманию. Если в то время, когда говорят с обезьяной или объясняют ей что либо, внимание ее легко развлекается мухой, сидящей на стене, или каким-нибудь другим пустяком, то такое животное вполне безнадежно в смысле дрессировки. Когда пытались с помощью наказания заставить невнимательную обезьяну повиноваться, она становилась норовистой, между тем как, напротив, внимательная обезьяна всегда оказывается способной к дрессировке.
Задача 19. В чем заключается специфика внимания по сравнению с другими регулятивными процессами психики.
A. Внимание не имеет своего специфического «продукта».
B. Внимание трудно исследовать экспериментально.
C. В термин «внимание» разные авторы вкладывают различное содержание.
Задача 20. Станиславский пишет «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же ещё больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создаёт крепкую связь с объектом.» Какое психическое явление подметил на сценическом опыте Станиславский?

Комментарии: 20 задач к госам с полным решением. Все подробно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *