Можно утверждать что политическое сознание

Политическое сознание и его формы

Общая психология определяет сознание как «открывающуюся субъекту картину мира, в которую включён он сам, его действия и состояния». Политическое же сознание — это восприятие человеком той части реальности, которая связана с политикой, с вопросами власти, подчинения и государства с его институтами. Оно отражает, с одной стороны, степень знакомства отдельного человека или группы людей с политикой; с другой — их рациональное отношение к воспринимаемой политике.

В науке отсутствует единая трактовка понятия «политическое сознание». Западные исследователи предпочитают использовать такие категории, как «убеждения», «вера», «установки», «менталитет», «идеология». Среди отечественных учёных политическое сознание часто рассматривается как наиболее систематизированная форма массового сознания.

Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, правовыми теориями и нормами, философскими учениями, нравственными концепциями, эстетическими ценностями, художественными взглядами.

В современной научной литературе политическое сознание рассматривается как совокупность рациональных, ценностных, нормативных элементов, с одной стороны, и подсознательных, иррациональных, аффективных — с другой. На основе этих элементов формируются политические ориентации и отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти, участию в управлении и т. д.

На общественную жизнь влияют такие функции политического сознания, как когнитивная (потребность человека в познании различных сторон мира политики), идеологическая (необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении завоёванных властных позиций), коммуникативная (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти), прогностическая (способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов), воспитательная (возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определёнными целями, идеалами).

Многие учения и ценности, являющиеся продуктом политического сознания, имеют в современном обществе мировоззренческое значение. Они важны не только для совершенствования политической культуры людей, но и для духовного, цивилизованного развития человечества в целом.

При анализе сознания, в том числе политического, принято выделять два блока элементов: мотивационный и познавательный. Мотивационные элементы включают в себя политические потребности, ценности, установки, чувства, эмоции. К познавательным относят знания о политике, информированность, потребность участия в политической жизни и связанный с этим интерес к политическими явлениям, убеждения. Все эти элементы тесно переплетаются между собой, оказывая друг на друга взаимное влияние. На их основе формируется политическое поведение.

Уровни и формы политического сознания

По критерию субъекта выделяют массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.

Структура массового политического сознания включает в себя статичные и динамичные компоненты. К статичным можно отнести, например, ценности (справедливость, равенство, стабильность, порядок и др.), общие политические ориентации, К динамичным компонентам относятся массовые настроения (уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему).

По критерию динамики развития в качестве уровней политического сознания могут выступать

В политологии существуют различные модели структурирования политического сознания по уровням.

2. Теоретический уровень представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер.

3. Эмпирический уровень базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.

4. Обыденный уровень тесно связан с эмпирическим, но имеет ряд отличий. Так, эмпирический уровень характеризует практический опыт участия человека в политической жизни. Обыденный же уровень — это идеи и взгляды, возникающие непосредственно из будничной жизни. Ему присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придаёт ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.

Утопическое сознание

Утопия — это изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования. Этот термин используется со времён трактата Томаса Мора «Утопия» (1516), который содержит описание идеального общества на фантастическом острове Утопия (буквальный перевод с греческого — «Нигдения» или «Благословенное место»).

Можно утверждать что политическое сознание. Смотреть фото Можно утверждать что политическое сознание. Смотреть картинку Можно утверждать что политическое сознание. Картинка про Можно утверждать что политическое сознание. Фото Можно утверждать что политическое сознание

Понятие «утопия» стало нарицательным для обозначения различных описаний идеального общественного строя. В более широком смысле так именуют все теории и трактаты, содержащие нереальные планы социальных преобразований. Иногда утопией называют «преждевременные истины», т. е. проекты, которые могут быть реализованы в неопределённом будущем.

В Новое и Новейшее время время акцент был перенесён на проблему реализации утопических идей. Поэты, философы, историки XIX— XX веков А. Ламартин, Н. Бердяев и А Фогт указывали на принципиальную осуществимость утопии, а К. Маннгейм говорил, что подлинная утопия — это та, которая получает практическое воплощение.

Утопическое сознание возникает в те исторические периоды, когда происходит распад традиционных общественных связей, будущие перспективы кажутся зыбкими и далёкими, а окружающая действительность— удручающей. Русский философ А. Ф. Лосев (1893—1988) в книге «Жизненный и творческий путь Платона» пишет об истоках платоновского утопизма таю мыслитель «ясно увидел, что современное ему общество идёт к гибели, что совершенно не за что ухватиться ни в общественной, ни в политической жизни, что нужно избрать какой-то другой путь». Платону оставалось только погрузиться в мир мечтаний и утопии.

Мир утопии опирается на некий идеал, служащий основанием для критики действительности и для утверждения проекта светлого будущего. Особенность утопического сознания состоит в том, что утопист разделяет реальность на «позитивные» и «негативные» моменты, разрушает целостную картину мира. Потом он вытесняет всё, что связано с отрицательной стороной жизни, и заменяет положительными началами. В конце концов, появляется на свет образ искусственного мира со своими, искусственно созданными законами.

Можно утверждать что политическое сознание. Смотреть фото Можно утверждать что политическое сознание. Смотреть картинку Можно утверждать что политическое сознание. Картинка про Можно утверждать что политическое сознание. Фото Можно утверждать что политическое сознание

Содержательно политические утопии устремлены в будущее, функционально они являются критикой современной политической реальности. Утопизм массового сознания всегда связан с социальными надеждами, что позволяет людям выживать в сложных жизненных ситуациях.

Обращённость к будущему уже выводит мысль за пределы реальной действительности. Но трансцендентность утопии более радикальна: это выход за границы не только действительного, но и возможного, каким оно представляется в перспективе логики развития существующего мира.

Другой русский философ С. Л. Франк (1877—1950) к утопизму относит «не общую мечту об осуществлении совершенной жизни на земле, свободной от зла и страдания, а более специфический замысел, согласно которому совершенство жизни может — а потому и должно быть — автоматически обеспечено неким общественным порядком или организационным устройством». Следовательно, утопическое сознание ориентировано на идеал совершенного общества.

Немецкий и британский философ К. Маннгейм акцентирует внимание на том, что именно в политической борьбе люди впервые обнаружили бессознательные коллективные мотивации, которые всегда определяли направление мышления. Понятие утопического мышления, по его мнению, отражает противоположное открытие, также сделанное в ходе политической борьбы, а именно: угнетённые группы столь заинтересованы в уничтожении и преобразовании существующего общества, что видят только те элементы ситуации, которые направлены на его отрицание. Идеал «светлого будущего» способен настолько завладеть сознанием и воображением людей, что окружающая действительность теряет значение реальности. Причём чем ужаснее выглядят прошлое и настоящее, тем желаннее покажется «светлое будущее-.

Совершенное общество как бы выпадает из времени, поскольку воплощение идеала означает завершение истории. Совершенный строй не может перейти в иной, качественно от него отличный, поскольку совершенство и означает завершённость, достижение полной гармонии всех элементов и сторон общества, разрешение всех его претворений. Русский религиозный философ Владимир Соловьёв (1853—1900) даже считал, что настоящий утопист не тот, кто хочет преобразовать общество, а тот, кто мечтает остановить ход истории.

Можно утверждать что политическое сознание. Смотреть фото Можно утверждать что политическое сознание. Смотреть картинку Можно утверждать что политическое сознание. Картинка про Можно утверждать что политическое сознание. Фото Можно утверждать что политическое сознание

Утопическое сознание восприняло многие внешние признаки сознания религиозного, но их сущность, содержание и цели принципиально различны, во многом даже противоположны. Утопический вариант устремлен к тому, чтобы из несовершенных людей построить совершенное общество, а, например, христианский — чтобы в несовершенном обществе создать совершенного человека.

Идея общества, построенного на принципах разума, присутствует в любой утопии, так как утопическая идея основывается на представлении об обществе как продукте преднамеренной, сознательной деятельности людей. Утопическое сознание предполагает, что прежде люди руководствовались недостойными принципами и целями и строили общество на обмане и насилии. Этому противопоставляется намерение построить совершенное общество посредством выдвижения разумных принципов и целей и осуществления тотального контроля над их реализацией.

Можно утверждать что политическое сознание. Смотреть фото Можно утверждать что политическое сознание. Смотреть картинку Можно утверждать что политическое сознание. Картинка про Можно утверждать что политическое сознание. Фото Можно утверждать что политическое сознание

В любом политическом сознании содержатся элементы утопичности. В современном демократическом обществе политические утопии возникают потому, что некоторые проекты нельзя реализовать не вообще, а именно в данной ситуации. Вместе с тем утопическое сознание масс в условиях демократии может существенно деформировать политику, порождая популистские настроения.

Утопическое сознание можно в какой-то степени назвать априорным, т. е. не опирающимся на знание фактов, чисто умозрительным. Однако утопист не может полностью абстрагироваться от своего времени, хотя очень к этому стремится. В любой утопии можно обнаружить следы того времени, в которое она создавалась, и утопии каждой исторической эпохи имеют свои специфические черты. На этом основании их можно разделить на античные и средневековые, утопии Возрождения, Просвещения, романтизма, реализма и т. д.

Утопия обязательно содержит какой-то проект — разработанный план идеального устройства общества. В связи с этим исследователи утопий делят их на ретроспективные и проективные. Первые обнаруживают образец идеального общества в далёком прошлом, в воспоминаниях о золотом веке. Они описывают давно утраченный идеал, который надо вернуть. Проективная утопия, наоборот, направлена в будущее.

Определяющим элементом утопичности современного массового политического сознания является убеждение в том, что успеха можно добиться без политической и гражданской активности, без сознательного отношения к процессам реформ. Такие настроения, в свою очередь, приводят к безответственности власти.

Среди части исследователей преобладает мнение о том, что утопическое сознание, направленное на реализацию задуманного образа совершенного будущего, стало основой для возникновения идеологии, а также тоталитаризма как наиболее жесткой её формы. Идеология при этом служит правящей верхушке существующего строя. При такой точке зрения игнорируется важная характеристика утопического сознания — выявление альтернативных возможностей будущего общества и осмысление основ существующего бытия с целью преодоления хаоса реальности.

Источник

1. Свобода частного предпринимательства входит в число неотчуждаемых прав и свобод личности и предстает как свобода …
(+) с выгодой для себя создавать общественно значимые материальные и нематериальные ценности
как право на девиацию в тех сферах, которые не регулируются законом
везде и любой ценой делать деньги, получать прибыль, приращивать капитал
не ограниченная ничем, кроме закона, стоящего на страже интересов других

2. То обстоятельство, что государственная власть выступает от имени всего общества, предопределяет такую специфическую ее черту, как …
верховенство
моноцентризм
(+) публичность
всеобщность

3. Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму … ориентации
аффективной
(+) познавательной
поведенческой
оценочной

4. Реальной истории возникновения политики соответствует суждение: …
Политики (правители) появились, потому, что сильно стремление отдельных людей к власти
Политику привнесли в общественную жизнь политические партии и их харизматические лидеры
(+) Политика – результирующий продукт усложнения отношений между людьми, связанного с возникновением семьи, частной собственности и государства
Политику выдумали древние мудрецы, решившие облагодетельствовать человечество намного веков вперед

5. По отношению к отцу-основателю советского государства В.И. Ленину Б.Н. Ельцин предстает в облике …
лидера-охранителя
лидера-ренегата
лидера-последователя
(+) лидера-реформатора

6. Под политической элитой как групповым лидерством понимается …

организационно упорядоченная группа, объединяющая приверженцев той или иной идеологии и служащая для борьбы за власть
группа давления, воздействующая на власть с целью обеспечения специфических интересов той или иной общности людей (профессиональной, этнической и т.д.)
(+) привилегированное меньшинство, непосредственно участвующее в принятии важнейших политических решений

7. В РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет …
прокуратура
Министерство юстиции
(+) суд
Омбудсмен (уполномоченный по правам человека)

8. В зависимости от места, которое партия занимает в политической системе, различают партии:
Идеологические и прагматические
(+) Правящие и оппозиционные
Кадровые и массовые
Автократические и демократические

9. Партии, находящиеся в оппозиции:
Вообще не обладают политической властью
(+) Обладают, но в масштабах, меньших, чем правящие партии
Имеют объем власти, не уступающий объему власти правящих партий

10. Стремясь объединить различные слои населения вокруг своей программы, партия тем самым выполняет функцию:
Социального представительства
(+) Социальной интеграции
Социальной адаптации
Социальной стратификации

11. Наиболее общее название партийно-политической системы, обозначающее наличие в стране трех и более партий:
Плюралистическая
(+) Многопартийная
Гетерогенная
Дихотомическая

12.Самой высокой стабильностью характеризуется правительство:
При многопартийной системе без доминирующей партии
Многопартийной системе с доминирующей партией
Системе «двух с половиной партий»
(+) Бипартизме

13. Однопартийная система и демократия:
Понятия, которые вполне совместимы друг с другом
Понятия, которые, если и совместимы, то лишь отчасти
(+) Понятия, которые несовместимы вовсе

14. Политический рынок очень часто определяют как «рынок власти». Основными производителями политического товара на этом рынке выступают:
(+) Политические партии
Государственные органы
Избиратели
Лоббистские структуры

15. В либеральной традиции государство трактуется как …

Источник

Политическое сознание общества

Политическое сознание как общественное явление появилось в далёкой Античности. Его возникновение стало ответом на настоящую социальную проблему, которая заключалась в понимании и осмыслении государства и государственной власти.

Политическая форма сознания

Политический настрой определяется множеством факторов, он зависит от удовлетворённости гражданами экономическим и государственным строем.

Политическое сознание – это совокупность идей, выражающая интересы классов, наций и государств.

Политическая идеология созревает, формируется и осуществляется посредством деятельности политических партий и государств. Тем временем политика и политические прения полностью пронизывают бытие и все формы сознания. Её нельзя считать закрытой зоной для профессиональных политиков. Суть заключается в том, что жизнь любого общества, не беря в расчёт первобытное, пронизана насквозь политическими интересами и политической борьбой.

Политика – это такая сфера общественной жизни, в которой в максимальной концентрации находятся все социальные противоречия. Именно политика является ядром для объединения и разрозненной борьбы, для создания дружественных отношений и баталий. В политическом сознании общества воссоздается разумение им того соотношения, которое воцаряется между естественной утилитарной деятельностью людей, с одной стороны, и социально-регламентированными условиями, в которых эта деятельность вынужденно происходит, — с другой.

Политическое сознание, являясь проявлением прямых интересов метафизической деятельности людей, в наиболее чёткой форме является отражением социально-экономической основы общественной жизни, которая в иных форма отражается не так явно. Специфическая особенность политического сознания заключается как раз в этой самой заинтересованности в экономике.

Логично предположить, что политическое сознание общества не однородное и таковым быть не может, поскольку оно сосредотачивает в себе зону отношений всех классов, социальных групп к государству и правительственным органам, а также взаимоотношения между социальными силами. Реальная политическая оценка мира зависит от положения, с которого носитель мнения совершает оценочные действия в данном общественном устройстве.

Уровни политического сознания

Общество характеризуется непрерывной борьбой за политическую власть. Устройство государственной власти – это ключевая проблема современного политического мышления. Политическая борьба, в результате которой определялось политическое устройство, на протяжении всей истории мира, приобретала различные формы. Здесь имеется в виду и общественное обсуждение социальных проблем, и дискуссии и споры в парламенте, выдвижение экономических требований, следствием которых становились реформы, а также не самые гуманные методы, где насильственные государственные перевороты и социальные революции.

Политические интересы играют объективную роль, а значит, касаются каждого человека. При этом могут открыто и сознательно выражать интересы человека, либо скрыто и завуалировано. Призывать к благородной аполитичности могут только благополучные слоя населения, ввиду этого носят консервативный характер.

По своему содержанию общественная жизнь пронизана политическими интересами, которые концентрируют в себе самые острые социальные разногласия. Исключение составляет лишь первобытное общество. Политические интересы преобладают во всех общественно активных организациях. Кроме того, являются источником причин для социальных столкновений. Участвуют в этой борьбе все без исключения: наука, религия, культура, философия. Вместе с тем любая из них может стать объектом политического сознания, все без исключения задействованы в сфере идеологической дискуссии.

Стоит отметить, что духовная жизнь в равном отношении, как и социально-экономическая, находятся в зависимости от интересов политики.

Уход от политики – это тоже политика.

Однако должно быть уразумение того, что не каждое культурное явление – это отражение политических интересов его создателей: истинные художники бескорыстны. Такое отношение и к культуре, и к политике историей отмечено непоправимым ущербом общественной жизни. В своё время непонимание и непринятие самостоятельности культуры и духовного развития от политики, поспособствовало заторможенному развитию некоторых областей культуры, например, искусства, при этом способствовало отторжению от общества уже существующих духовных богатств.

Некоторые великие писатели русской литературы были признаны обществом не сразу, в их числе Ф. М. Достоевский, М. Л. Булгаков и др.

Могучая пробирающаяся сила политического сознания заключается не в том, что только она двигала всеми духовными влечениями человека. Человек в этой ситуации оборачивается в себялюбивую машину. А в том, что всякое Культурное явление, поместившись в общественную жизнь, не только может быть, но обязательно будет применено иными лицами в политических целях.

История развития и становления философской мысли кишит примерами борьбы между различными видами воззрений. Иногда такая борьба приобретала настолько серьёзный характер, что люди могли быть сожжены заживо на костре, посажены в тюрьму или сосланы на каторгу. Поэтому говорить о том, что философы всегда находились в отдалении от политических интересов в корне неправильно. Философская деятельность – это не только защита знания ради знания, но и работа с политическими интересами людей, классов и партий.

Наука, искусство, философия, религия – все эти сферы вовлечены в политическую борьбу. Кроме того, даже технические изобретения точно также относятся к политике, как и всё остальное. Произведения искусства могут вдохновлять людей на разные чувства и их проявления. Всё это также относится к политической сфере. Кроме того, стоит отметить, что философия создаёт мировоззрения народа, может давать ориентир на что-то хорошее и разумное, а может и наоборот.

Философская наука политична уже с той позиции, что всякому философу не безразлично, какие интересы он защищает, например, идеи гуманизма или наоборот межнациональную борьбу. Философия политична ещё и с исторической точки зрения в выполнении своей социально-политической функции. Прежде всего, в том, что философия становится источником социально-должного, при этом активно и объективно отражает и анализирует общественно-политическую реальность. Обращаясь к истории, можно увидеть множество примеров, когда именно философы были в эпицентре реальных событий социального значения. История знает многих мыслителей, которые трудились над политическими учениями, а также тех, кто за основу своих философских систем взял политическую философию.

Политическая философия и политическое учение

Политическое учение в корне отличается от политической философии. Последняя обосновывает политические учения, тем самым выражая связь философии и политики. Кроме того, нельзя недооценивать политического воздействия на философскую науку.

Основателем политической философии принято считать Платона. Политическая философия настолько гармонично вписана в платоновскую философию, что её практически невозможно отделить от общего учения о политике, государстве и праве. Идея, выступающая в концепции Платона как миросозидающий и упорядочивающий принцип, становится организующим принципом и образцом функционирования политико-правовых общественных отношений.

Источник

Политическое сознание

Что такое политическое сознание

Политическое сознание — это совокупность знаний, оценок, представлений и идей, которые выражают интересы социальных субъектов: индивидов, групп, классов, государства.

Оно является отражением реальной политики в сознании людей: зависит от условий жизни социального субъекта и является реакцией на общественно-политическую жизнь.

Сущность представлений о политике многофакторна.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Какие функции выполняет политическое сознание

Политическое сознание выполняет ряд функций.

Уровни политического сознания

В современной науке выделяют 4 основных уровня, на которых существуют представления о политике.

Формы политического сознания

Существуют классификации по разным признакам. Основным критерием является субъект политики.

Классификация по субъекту политики:

У индивидуального политического сознания несколько источников:

Виды политического сознания

Основных видов в политологии принято 4. Их структура от наиболее «левого» к наиболее «правому» представлена на схеме.

Можно утверждать что политическое сознание. Смотреть фото Можно утверждать что политическое сознание. Смотреть картинку Можно утверждать что политическое сознание. Картинка про Можно утверждать что политическое сознание. Фото Можно утверждать что политическое сознание

Радикализм в общем смысле представляет собой бескомпромиссную приверженность крайним взглядам и концепциям. В политике радикальное сознание направлено на коренное изменение существующих институтов.

Правый радикализм также известен как архаизм. Он призывает к активным действиям, направленным на то, чтобы восстановить ушедший в прошлое, как правило, религиозный строй.

Левый радикализм стремится к установлению нового строя, которого до этого не существовало в истории. Внутри такого сознания существует больше различных течений, чем в правом радикализме. Примером является анархизм — движение, отрицающее любое проявление власти над личностью.

Либерализм и консерватизм относят к умеренным видам.

Сторонники либерализма провозглашают права и свободы человека наивысшей ценностью. Как правило, либеральные течения являются демократическими.

Сторонники консервативного направления привержены традиционным ценностям. Традиции общества ставятся превыше всего. Они редко предлагают изменить общество, в отличие от правых радикалов. Являются скорее реакционерами, чем реформаторами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *