Мрц и ррц что это такое
Зачем соблюдать РРЦ (МРЦ), требуемую брендом?
Рекомендованная розничная цена (РРЦ или МРЦ) – это розничная цена, которую устанавливает поставщик, и он рекомендует посредникам продавать товар конечным покупателям именно по этой цене. Её ещё называют цена производителя.
Соблюдать РРЦ очень важно всем участникам рынка, в противном случае демпинг приведет к недобросовестной конкуренции, а заработать не сможет никто. Продавцы, которые продают согласно РРЦ потеряют своих клиентов, а продавцы, которые продают ниже РРЦ получат настолько низкий доход, что просто не смогут покрыть свои затраты на обслуживание бизнеса.
Важно понимать, что рынок «свободных» цен постепенно приведет к снижению маржи до величин близких к 0, а торговые марки, не контролирующие цены, быстро обесценятся.
Именно поэтому уважающие себя бренды всегда требуют от ритейлеров соблюдение РРЦ. А магазины, желающие на рынке работать долго и продуктивно, всегда выбирают именно те марки, у которых есть контроль за РРЦ и с удовольствием её соблюдают, потому что понимают РРЦ – это их прибыль.
Пример из жизни. У нас был случай с крупным партнером из г. Екатеринбург. Клиент оформил крупную партию на поставку одежды G’n’K, а затем, чтобы быстрее продать большое количество продукции, сильно снизил цену. Никакие уговоры не помогали, даже остановка отгрузок и аннулирование договора на последующее сотрудничество. В конце сезона продаж владелец этой фирмы признался, что товар он распродал, но финансовые показатели были отрицательные. После долгих обсуждений мы пошли навстречу и отгрузили новый заказ. В этот раз продажи шли уже согласно РРЦ. По итогу у партнера немного снизились продажи в штуках, т.е. в обороте были потери, но доход у него резко вырос и чистую прибыль он получил.
Если партнер не соблюдает РРЦ, то он не только лишает себя прибыли, но и рискует испортить отношения с производителем.
Риски магазинов при несоблюдении РРЦ:
РРЦ – это не просто цена, это стратегия ценообразования. Когда производитель устанавливает РРЦ, он предварительно проводит анализ своего бизнеса и бизнеса розничного направления, т.е. своих партнеров. Производитель очень хорошо понимает структуру затрат розничного сектора, он строит стратегию ценообразования таким образом, чтобы ритейлеры достигали поставленных своих целей по прибыли.
Именно поэтому уважающие себя бренды такие, как G’n’K, никогда не соглашаются работать с сервисами совместных покупок (СП). Потому что СП максимально сильно демпингуют и никогда не соблюдают условия по РРЦ. Политика СП разрушает экономику бренда, подрывает его репутацию, обесценивает в глазах потребителей, хорошие марки превращает в ширпотреб. Само сотрудничество производителя с СП нестабильно, закупки имеют плавающий характер, поставщик никогда не сможет положиться на долгосрочное партнерство с СП и спрогнозировать объемы сбыта. Бренды, выбирающие сотрудничество с СП в конечном итоге уходят с рынка.
Что такое РРЦ и риски ее несоблюдения для розничных продавцов
Содержание
РРЦ, что это такое
Рекомендованная розничная цена (РРЦ, RRP — Recommended Retail Price ) – это цена, которую производитель товара рекомендует устанавливать при продаже конечному потребителю с полок офлайн магазинов и со страниц интернет-магазинов и маркетплейсов. Контроль за соблюдением РРЦ клиентами и партнерами это обязательный процесс для каждого поставщика заботящегося об имидже своего бренда.
Розничная цена – цена товара для продажи в небольших количествах населению для личных, семейных и домашних нужд и формируется путем сложения акциза, налога на добавленную стоимость и торговых наценок.
Рекомендованная производителем розничная цена может обозначаться еще аббревиатурой MSRP (Manufacturer’s Suggested Retail Price).
От показателя MSRP зависит такая отрасль, как автомобильная промышленность. Производители рекомендуют дилерам устанавливать эту цену для продажи автомобилей и указывать ее на наклейке на окне. На формирование MSRP влияют затраты на производство, марка и модель автомобиля, регион продажи, материал отделки салона. В разных регионах страны рекомендованная производителем цена может отличаться.
В любом случае MSRP – это только установка производителя для дилера для начальной запрашиваемой цены на транспортное средство. Но, согласно законодательству, на всех новых автомобилях должна быть наклейка на стекле с рекомендуемой производителем ценой.
Розничные товары, к примеру, электроника, бытовая техника, имеют MSRP. Устанавливая MSRP, производитель ожидает, эта цена товара будет одинаковой для всех каналов продаж и позволит всем участникам рынка получать ожидаемую прибыль.
Для формирования РРЦ производители анализируют свой бизнес и бизнесы своих партнеров, оценивая их затраты. Введение РРЦ дает возможность производителю проводить такую ассортиментную и ценовую политику, которая гарантировала бы оптимальные показатели оборота товаров и прибыли всем участникам рынка сбыта. Тем розничным продавцам, которые стремятся установить цену на товар выше РРЦ, прежде необходимо досконально изучить рынок и понимать динамику спроса. Иначе они столкнутся с проблемой падения объемов продаж, что не принесет выгоды ни продавцу, ни производителю.
Напротив, побуждение опустить цену ниже РРЦ приводит к увеличению продаж одного игрока и наносит урон сбыту других. В итоге наступает хаос, в результате которого рынок может «рухнуть». При обрушении цен страдает и репутация торговой марки производителя. В обоих случаях велика вероятность, что валовый доход продавца окажется ниже, чем при реализации товара по РРЦ.
МРЦ и РРЦ – в чем разница
Кроме понятия РРЦ (РРЦ, Manufacturer Suggested Retail Price), в розничной торговле может использоваться показатель МРЦ (МРЦ, Minimum Advertised Price).
Минимальная розничная цена (МРЦ) на товар – это цена, ниже которой не может торговать ни один розничный продавец на рынке. Чаще всего эти цены назначаются и контролируются государственными органами РФ, реже, производителями или импортерами данной продукции. Пример – введение с 1 апреля 2021 года единой минимальной цены на сигареты в РФ. МРЦ контролируется поставщиками строже, хотя иногда эти два показателя, РРЦ и МРЦ, могут пересекаться.
При заключении договоров с клиентами некоторые поставщики настаивают на подписании так называемого «антидемпингового соглашения», в котором обозначены штрафные санкции за продажу товара по ценам ниже РРЦ. Примером этого может служить книгоиздательство. Раньше цена указывалась на каждой книге, которая и была рекомендованной производителем стоимостью. Продавцы не имели права продавать по ценам ниже РРЦ.
Тем не менее, закупая товар по оптовым ценам, ритейлеры умудряются продавать товар по ценам даже ниже МРЦ. С появлением интернет-торговли появилось такое понятие, как ИМРЦ.
Internet Minimum Advertised Price (IMAP, ИМРЦ) — минимальная розничная цена для продажи товара в онлайн. Политика ИМРЦ — это соглашение между производителем и продавцом, по которому устанавливается самая низкая цена для рекламы товара на веб-сайтах.
Например, если производитель на своем сайте продает товар за 10 000 рублей, то продавец не может установить на этот товар на своем веб-сайте цену ниже.
Что такое МРЦ и РРЦ на пачках сигарет — расшифровка
«МРЦ – что это такое?» — нередко спрашивают граждане, увидев надпись на пачке сигарет, при этом цена зачастую не отличается от указанной на ценнике.
Кто-то считает, что она означает минимальную цену для торговли в розницу, но на самом деле это максимальная стоимость.
МРЦ что это такое
МРЦ расшифровывается как максимальная розничная цена.
Это значение печатают на сигаретных пачках: сумма устанавливается за единицу продукции (пачку) для каждой отдельной марки.
Она определяется государством: продавать выше указанной цены продавец (розничные магазины, предприятия общепита и ИП) не имеет права.
Помимо максимальной существует и минимальная цена на табак: она составляет 75% от максимальной и определяется Налоговым Кодексом РФ.
МРЦ на сигаретах
Увидеть МРЦ можно на пачках сигарет, обычно магазин реализует продукцию по этой же цене.
Считается, что таким образом государство заботится об охране здоровья курящих и борется с монополией отдельных ларьков в небольших поселениях.
Например, если в небольшом поселке есть только один магазин, торгующий сигаретами, владелец может сильно поднять цены, понимая, что конкурентов у него нет.
При этом сложно сказать, с чем конкретно связана необходимость информирования. С одной стороны, ограничения максимальной суммы не дают продавцам нажиться на вредной привычке граждан, вынуждая тратить на табак последние деньги. С другой – при «взвинчивании» цен многим пришлось бы отказаться от вредной привычки именно из-за отсутствия средств.
Стоит также помнить о том, что при повышении цен на алкоголь многие граждане, имеющие зависимость, вынуждены были заменять продукт самогоном или иными дешевыми, но еще более вредными для здоровья «аналогами».
Что такое РРЦ
Помимо МРЦ существует такое понятие как РРЦ или рекомендованная розничная цена.
Эта та цена, которой производитель рекомендует придерживаться.
Несмотря на то, что цена является рекомендуемой, большинство производителей прописывают необходимость придерживаться ее в договорах.
Обычно это связано с желанием производителя получать заказы и далее, не снижая объем работ,
Наказать продавца за повышение или понижение конечной стоимости производители по закону не могут. Самое большое, что может ждать нарушителя – наказание в соответствии с условиями договора и отказ от дальнейшего сотрудничества.
Стоит ли соблюдать цены
За несоблюдение цен (их повышение или понижение) нарушителя ждет ответственность по статье 14.6 КоАП «Нарушение образования цены»:
МРЦ – это важное для продавцов сигарет понятие, которое расшифровывается как максимальная цена. Продавец не имеет права устанавливать цену выше, чем указанная на пачке МРЦ, иначе его ждет административная ответственность и штраф.
Смотрите видео, в котором озвучиваются правила торговли сигаретами в розничной продаже:
МРЦ – что это такое, расшифровка и особенности. МРЦ на сигареты: требования и особенности расчета
МРЦ устанавливается государством и позволяет ему контролировать оборот конкретной продукции. В данном случаем имеется в виду алкоголь, а также сигареты. На законодательном уровне прописана обязанность продавцов и производителей придерживаться МРЦ.
МРЦ – что это такое?
На законодательном уровне закреплены рамки стоимости, которые обязательно нужно соблюдать. Расшифровка МРЦ буквально означает максимальную розничную цену.
Предприниматель должен опираться на эти нормы, когда устанавливает расценки на табачную, либо же алкогольную продукцию. Ему не обязательно придерживаться максимальной или минимальной стоимости, однако выходить за эти рамки строго запрещено законом.
Данный аспект регулируется статьей 187.1 НК РФ. Согласно этому документу МРЦ должна быть указана на упаковке готовой продукции. Также строго запрещено производить товар и не указывать на нем дату и МРЦ.
Табачная продукция
Согласно закону о запрете курения, сигареты нельзя реализовывать по цене меньше 75 % от максимальной розничной цены. Часто табак продается по наибольшей стоимости. Это именно та цифра, которая наносится на саму пачку.
Подобными мерами государство пытается сохранить здоровье своих граждан. Высокая цена на табак является стимулом отказаться от вредной привычки, так как затраты на сигареты будут расти. У данного метода также есть один большой недостаток. С постоянным ростом МРЦ на сигареты, граждане все чаще будут употреблять продукцию собственного производства или подделки сомнительного качества. Такие меры могут крайне негативно сказаться на здоровье людей.
Дополнительно МРЦ на сигареты не позволяет некоторым продавцам устроить монополию. Например, маленький магазинчик, единственный на весь поселок, мог бы бесконтрольно повышать цены. Продукция все равно пользовалась бы спросом, так как альтернативы нет, а следовательно продавец наживался бы на зависимости людей. МРЦ же устанавливает наивысшую возможную цену. Это означает, что предприниматель не может поднять ее выше установленной планки. Если же продавец нарушает закон и реализует свой товар по завышенной цене, ему грозит административная ответственность.
Предприниматель, реализующий сигареты, обязательно должен знать, что это такое – МРЦ на табак. Согласно статье 187.1 Налогового кодекса РФ, продавец должен устанавливать цены самостоятельно.
Производитель может сделать это следующими способами:
Это делается для правильности подсчета уплаченного производителем акцизного сбора.
Акцизы
Так называют вид налога на популярные товары, устанавливаемый внутри страны. Им облагается:
Подобные налоги помогают государству получать прибыль с товаров, которые наиболее часто приобретаются гражданами. В то же время такие товары не являются предметами первой необходимости, поэтому человек может легко прожить без них.
Акциз можно назвать налогом на роскошь. Правительство постоянно вводит новые сборы, а также повышает уже существующие. Эти меры позволяют снизить налогообложение с товаров первой необходимости, а значит, существенно уменьшить их стоимость.
У этого налога есть и негативная сторона – вред здоровью населения. При повышении цен, например, на алкоголь, людям приходится искать более дешевую альтернативу. В этом случае очень высок риск столкнуться с контрафактом – незаконно реализуемым продуктом низкого качества.
Алкогольная продукция
Если говорить о спиртных напитках, что это такое – МРЦ? Это меры, которые позволяют государству контролировать оборот подобного товара, а также сохранять здоровье граждан.
Министерство финансов предложило установить МРЦ на водку в размере 205 рублей за 0,5 литра. При этом теперь подобные условия относятся к продукции, имеющей крепость 37 %. Раньше производители изготавливали алкоголь с показателями чуть ниже 40 градусов. Это позволяло им избежать ограничений, касающихся МРЦ.
Установление МРЦ на алкоголь позволяет государству сохранить здоровье граждан, так как покупать дорогостоящее спиртное регулярно крайне невыгодно. Однако здесь опять таится подводный камень.
Некоторым людям, имеющим невысокий достаток, приходится все чаще обращаться к продавцам контрафактного или самодельного алкоголя. Подобная продукция изготовлена без соблюдения ГОСТ, а также прочих стандартов и может нанести непоправимый вред здоровью человека. В отличие от контрафактных сигарет, алкоголь намного опаснее.
Эта аббревиатура подразумевает под собой рекомендуемую розничную цену. Ее устанавливают производители и советуют реализаторам ее придерживаться. В определенных обстоятельствах при заключении договоров это является обязательным условием.
Государство никак не наказывает продавцов за превышение этого барьера, однако производитель товара может отказаться от сотрудничества. Возможно также применение штрафных санкций за нарушение условий договора.
Основное отличие между двумя рассмотренными выше понятиями заключается в том, что МРЦ вводит государство и таким образом контролирует оборот конкретной продукции. А РРЦ устанавливают производители, исходя из потребностей рынка, сложившихся обстоятельств, а также личных планов. За игнорирование РРЦ не грозит административная ответственность.
Наказание за несоблюдение
Важно учесть, что производитель и поставщик не несут ответственности за действия продавца, а значит, штраф грозит только последнему.
Таким образом, продавцу обязательно нужно знать что это такое – МРЦ, а также соблюдать требования нормативных документов. В противном случае наступает административная ответственность и нарушителю грозят большие штрафы.
Откуда появились РРЦ, МИЦ, РДП, МДП?
Многие, кто открывает или уже открыл свой интернет-магазин, столкнулись с такими требованиями поставщиков, как:
РРЦ – рекомендованная розничная цена;
МИЦ – минимальная интернет цена;
РДП – рекомендованный дилерский прайс.
Ниже я распишу откуда пошли эти аббревиатуры и требования.
А еще ниже – ссылка, в которой подробно описано, как обойти ограничения РРЦ и МИЦ.
Итак, жила-была компания «А», которая производила лампочки и отгружала их дилерам, тогда еще розничным магазинам по 5 рублей. А потом появилась компания «Б», у которой были те же лампочки, но только в красивой упаковке и отгружала она их дилерам по 7 рублей.
Был дилер, то есть розничный магазин, который делал на них наценку в 300% и продавал первые по 15 руб., а вторые по 21 руб.
И тогда, компания «Б», чтобы их продукция была в конкуренции, установила так называемый РРЦ ценник, в рамках которого дилерам запрещено было продавать их продукцию по цене выше 15.90 руб. При этом, у покупателей появлялся уже здоровый выбор: купить в серой картонной коробке по 15 руб., либо в красивой упаковке по 15.90 руб. Для примера, взгляните на пачку с сигаретами, на них пропечатана цена, выше которой магазины не имеют право продавать эти сигареты и ни одни сетевой магазин не продает сигареты по цене, которая выше той, что указана на пачке.
По сути, РРЦ ценник позволил многим компаниям выдержать конкуренцию.
Но вот, появились интернет-магазины, а в сфере интернет-торговли совсем иные принципы и если вы из-за разницы в 5 рублей не пойдете в соседний магазин, то здесь вас от разницы в цене отделяет лишь один клик мышью. Как итог, в интернет-торговле начался демпинг цен и магазины для привлечения покупателей начали снижать розничные цены и эта лампочка компании «Б» начала дешеветь:
— 15.90
— 14.90
— 13.90
— 10.90
— 9.50 ….
А вот ценник на лампочку «А» продолжал оставаться на той же цифре и стоить 15 руб.
Естественно, это свелось к тому, что магазины старались продавать лампочку производителя «А», так как в этом случае они зарабатывали с продажи 10 руб., в с случае с производителем «Б» всего 2.5 руб. и скоро магазинам стало не интересно их продавать.
Казалось бы, вопрос можно решить, потребовав от интернет-магазинов поднять ценник на лампочку до прежних 15.90.
И вопрос так и был решен, ценники были подняты.
Но это уже ничего не дало: покупатели, которые раньше покупали эту лампочку за 9.50-10.90 отказались теперь покупать эту лампочку за 15.90, ожидая вновь понижения цены, а тем временем, на рынке появились лампочки конкурентов, тоже в красивой упаковке и по цене 12.50 руб. Таким образом, продукция компании «Б» больше не продавалась и компания разорилась.
Именно поэтому, производители стараются сделать все возможное, чтобы их товары продавались по определенным розничным ценам, так как если цена будет выше, то их продукцию не будут покупать клиенты, а если ниже, то их продукцию не интересно будет продавать магазинам и страшно не только завышение цены, но и занижение. Демпинг убивает и многие компании исчезли с рынка, так как не смогли своевременно отреагировать и вмешаться в ситуацию.
Какие-то компании, не сумев бороться с демпингом, решают вопрос откатами, то есть предоставляя рибейты и МДФ крупным продавцам. Наиболее ярчайшие примеры Lenovo и Samsung, первая, за продажу ноутбуков готова возвращать крупным компаниям до 10%, а вторая, по 5 тыс. за продажу каждого телевизора. Но в итоге, это привело к тому, что и крупные магазины навешивают ценники на их продукцию уже с учетом этих самых рибейтов, то есть зачастую продают их практически по закупке (с наценкой в 2-3%) и даже ниже (проводя акции и давая бесплатно подарки при покупке техники).
Поэтому, для роста бизнеса любого производителя важно в самом начале разработать РРЦ ценник так, чтобы цена на их продукцию была конкурентоспособней, но в то же время магазинам тоже было интересно продавать их продукцию. Здесь я опущу вопрос о том, на сколько эффективно им удается это делать, моя задача была изначально в том, чтобы объяснить, откуда все это взялось.
Некоторые компании стали практиковать МИЦ – ценник, который должны придерживаться интернет-магазины.
В среднем, данный ценник примерно на 5% ниже, чем РРЦ.
А есть еще аббревиатура, о которой некоторые слышали, но официального подтверждения не существует, это:
МДП – минимальный дилерский прайс, то есть цена, ниже которой дистрибьютор не имеет право отгружать своим дилерам продукцию.
Данная аббревиатура была создана производителями для дистрибьюторов, чтобы уже среди них была равная конкуренция и продавать ниже данного прайса можно только в рамках тендеров, создав спецзапрос вендору, с указанием для какого именно тендера необходима данная продукция.
Применяемые компаниями санкции, при несоблюдении РРЦ.
Как правило, при завышении РРЦ, а так же при занижении, поставщик может прекратить вам отгружать продукцию, либо предоставить прайс с более высокими ценами.
На сколько это законно?
На данный момент, я отправил в ФАС запрос на предоставление информации о законности данного требования и вероятности попадания под статью «Картельный сговор».
Update 17.09.2015г.
Спустя почти год, после 2-х писем в ФАС и одного на имя Президента РФ, которое был вынужден написать из-за того, что ФАС настойчиво игнорировало мой вопрос, я получил ответ, является ли требование по РРЦ картельным сговором.
Ниже скан ответа.