Мсфо или нсфо чему отдать предпочтение
Инструкция для тех, кто первый раз готовит финансовую отчетность по МСФО
Кто отвечает за предоставление финансовой отчетности по МСФО
Согласно требованиям законодательства и Международным стандартам аудита (МСА), ответственность за подготовку и достоверное представление финансовой отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и за систему внутреннего контроля несет руководство организации.
Ответственность по надзору за подготовкой финансовой отчетности организации несут лица, отвечающие за корпоративное управление.
Наряду с МСА ответственность руководства и членов совета директоров за финансовую отчетность прописана в законе «Об акционерных обществах» (208-ФЗ) и Кодексе корпоративного управления. Поэтому есть прямой смысл очень внимательно относиться к документам финансовой отчетности, особенно годовой и полугодовой финансовой отчетности по МСФО, а также к аудиту этой отчетности.
Если в организации отсутствует подразделение, ответственное за подготовку финансовой отчетности по МСФО, руководству и членам совета директоров нужно задуматься о:
МСФО и РСБУ: ключевые различия, требования регуляторов
Обычно выделяют три основных вида отчетности и учетной политики:
Существует также управленческая отчетность, которая, как правило, приближена к финансовой отчетности по МСФО, хотя имеет отличия, связанные с конкретными потребностями акционеров.
Бухгалтерская отчетность по РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета) исторически готовилась в основном для предоставления в налоговые органы, и сейчас она сдается первым делом в налоговую инспекцию даже до проведения ее аудита. Хотя Правила бухгалтерского учета (ПБУ) и Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) во многом основаны на тех же принципах, что и МСФО, сохраняется принципиальное отличие бухгалтерской отчетности по РСБУ, связанное с тем, что эта отчетность больше нацелена на исполнение обязанностей перед налоговыми органами и регулятором, чем на удовлетворение информационных потребностей инвесторов, контрагентов и других рыночных игроков.
Финансовая отчетность по МСФО считается отчетностью «общего назначения», то есть предназначенной для пользователей, не имеющих возможности требовать от организации отчетность, отвечающую их частным информационным потребностям, как это могут требовать государственные органы. В Концептуальных основах МСФО прямо указано, что цель финансовой отчетности по МСФО — предоставление финансовой информации, которая является полезной прежде всего для инвесторов (существующих и потенциальных), заимодавцев и прочих кредиторов при принятии ими решений о предоставлении данной организации ресурсов. Регуляторы и госорганы отнесены к «прочим» и «вторичным» группам пользователей.
Поэтому стандартами МСФО к такой отчетности предъявляются особые требования в части прозрачности, понятности, уместности, правдивого представления, сопоставимости, проверяемости, своевременности, приоритета экономического содержания над юридической формой, и все это — с учетом принципов существенности информации и непрерывности деятельности организации.
Вот перечень основных отличий бухгалтерской отчетности по РСБУ (за исключением кредитных организаций и компаний, перешедших на отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ):
В России компании составляют финансовую отчетность по МСФО как по собственной инициативе, так и по требованиям регуляторов. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» установил обязанность составления и аудита финансовой отчетности по МСФО для следующих организаций:
Компании, привлекающие финансирование путем выпуска облигаций или акций, обращающихся на бирже, то есть являющиеся или собирающиеся стать эмитентами, подпадают под действие закона № 208-ФЗ и в соответствии с положением Банка России № 454-П от 30.12.2014 года «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» обязаны раскрывать годовую и полугодовую финансовую отчетность по МСФО с аудиторским заключением, а при первичном размещении ценных бумаг — финансовую отчетность по МСФО за три последних года в составе Проспекта ценных бумаг.
Если компания заинтересована в раскрытии наиболее полной и понятной широкому кругу пользователей (прежде всего инвесторам) информации о своей деятельности, то независимо от законодательных требований она может готовить консолидированную финансовую отчетность по МСФО и проводить ее аудит. Такая финансовая отчетность вместе с аудиторским заключением от известной и надежной аудиторской организации может быть существенным дополнительным инструментом для привлечения новых клиентов и инвесторов, продвижения позитивной информации о компании.
Особенности первого применения МСФО
Организации, впервые готовящие финансовую отчетность по МСФО, должны руководствоваться требованиями МСФО 1 (IFRS — International Financial Reporting Standard 1) «Первое применение МСФО».
Параграф 1.3 МСФО 1 определяет, что первая отчетность организации, составленная по МСФО, — это финансовая отчетность, в которой организация принимает МСФО путем включения в данную отчетность ясного и безоговорочного заявления о ее соответствии МСФО.
Согласно МСФО (IFRS) 1, организация, впервые применяющая МСФО, должна:
При подготовке входящего баланса по МСФО (МСФО (IFRS) 1, параграф 10) организация должна:
В первой финансовой отчетности по МСФО обязательно приводится выверка капитала и финансового результата на дату перехода на МСФО и на сравнительную отчетную дату.
Выверка между капиталом, представленным в отчетности по прежним правилам, и капиталом по МСФО (МСФО 1.39, а) производится на следующие даты:
Пример. Дата первой финансовой отчетности по МСФО — 31 декабря 2020 года, дата перехода на МСФО — 1 января 2019 года. Выверка капитала представляется на 1 января 2019 года и на 31 декабря 2019 года.
В этом примере выверка между прибылью и убытками, представленными за последний период в последней годовой отчетности по прежним правилам, и прибылью и убытками по МСФО за тот же период (МСФО 1.39, b) представляется за 2019 год.
Трансформация и подготовка финансовой отчетности по МСФО
Существует три основных метода подготовки финансовой отчетности по МСФО:
На практике в большинстве случаев используется метод трансформации в MS Excel, когда за основу берется бухгалтерская отчетность по РСБУ и «трансформируется» в МСФО следующим образом.
Параллельный учет используется, как правило, дочерними компаниями иностранных организаций, а создать единое хранилище данных с возможностью автоматической подготовки разных видов отчетности, в том числе по МСФО, могут позволить себе только очень крупные компании.
Для каждой корректировки, не связанной с перегруппировкой или переклассификацией статей, должен быть отдельный расчет и обоснование. Как правило, достаточно сделать расчеты в MS Excel, но также встречаются сложные инструменты и программы.
Ключевые корректировки при переходе от РСБУ к МСФО включают:
После проведения трансформации и расчета всех корректировок необходимо подготовить книжку финансовой отчетности по МСФО. Это документ в MS Word объемом до 200 страниц, в котором есть формы отчетности и примечания в виде текста и таблиц. Существует общепринятый формат, используемый клиентами БДО и крупнейших международных аудиторских компаний. Такой формат привычен для инвесторов и рыночных пользователей, обеспечивает лучшую прозрачность финансовой отчетности по МСФО и большее доверие к ней.
Одним из важных вопросов, который иногда недооценивает руководство компаний при решении начинать подготовку финансовой отчетности по МСФО и проводить ее аудит, является выделение адекватных ресурсов для этого проекта. Выделенные сотрудники и квалифицированные специалисты потребуются как для подготовки финансовой отчетности по МСФО, так и для сопровождения аудита этой отчетности.
Вариантов подготовки качественной финансовой отчетности по МСФО может быть два: собственными силами компании и с привлечением внешнего консультанта, обладающего соответствующим опытом, квалификацией и репутацией.
Лучшим вариантом является подготовка финансовой отчетности по МСФО собственными силами. Для этого потребуется квалифицированный сотрудник, имеющий опыт трансформации и подготовки финансовой отчетности по МСФО, желательно с сертификатом АССА/CPA/ДипИФР. Если такого сотрудника нет в компании, придется пригласить его со стороны. Если компания собирается стать публичной, подготовка отчетности по МСФО будет проводиться не раз в год, а как минимум два раза, а в идеале — ежеквартально, поэтому такой сотрудник будет занят в течение всего года. Кроме того, в сферу его ответственности может входить ведение управленческой отчетности и сопровождение аудита. В зависимости от размера компании и сложности ее операций за финансовую отчетность по МСФО может отвечать один человек или отдел/департамент из нескольких сотрудников, возглавляемый квалифицированным специалистом.
Вариант с привлечением внешнего консультанта также рабочий и нередко используется небольшими и средними компаниями. Плюсы этого варианта — некоторая экономия затрат в первые один-два года, уверенность в качестве получаемого продукта и в применении всех необходимых и свежих требований МСФО в случае привлечения опытного и известного консультанта. Однако в дальнейшем минусы могут перевесить плюсы. Минусами являются:
В качестве консультанта по подготовке финансовой отчетности по МСФО может выступать и аудитор этой отчетности, если его работа заключается в разъяснении требований МСФО и помощь в трансформации (компиляции) бухгалтерской (финансовой) отчетности из системы РСБУ в финансовую отчетность по МСФО. Такие услуги со стороны аудитора, как правило, не создают угроз для независимости при условии, что аудиторская организация не принимает на себя ответственность за функции руководства аудируемой компании, что на практике и не происходит.
Что такое МСФО и кому они нужны. Как Россия переходит на международные стандарты бухучета
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО, International Financial Reporting Standards, IFRS) в России обязательны для использования только некоторым организациям (о них расскажем в статье). В то же время Минфин активно реализует программу по развитию бухгалтерского учета и отчетности в России на основе МСФО, в том числе, через внедрение положений МСФО в федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ). Так что больше узнать об МСФО будет полезно всем.
Что входит в понятие МСФО
МСФО — это набор нормативных документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности организациями коммерческого сектора экономики. МСФО ориентированы не на менеджмент, а на пользователей финансовой отчетности, так как им необходима качественная отчетность для принятия решений.
МСФО представляют собой совокупность взаимосвязанных документов, которые включают: предисловие к положениям МСФО; концептуальные основы финансовой отчетности; собственно, стандарты; разъяснения к стандартам или интерпретации. Все они образуют единую систему и не могут применяться по отдельности, вместе с тем каждый документ как элемент системы имеет определенное назначение.
МСФО разрабатываются Советом по МСФО (ранее — Комитет по МСФО) — независимым органом Фонда международных стандартов финансовой отчётности (МСФО), созданным в 2001 году. Члены СМСФО отвечают за разработку и публикацию МСФО, а также за утверждение их интерпретаций. В процессе разработки публикуются документы для обсуждения, проекты стандартов, по которым принимаются комментарии. Основные члены Совета — высококвалифицированные аудиторы и бухгалтеры из разных стран.
МСФО обеспечивают сопоставимость финансовой отчетности между компаниями в общемировом масштабе, а также являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей, например, банков, финансовых фондов, инвесторов, владельцев бизнеса из различных юрисдикций.
Единые стандарты отчетности способствуют экономической эффективности, помогают инвесторам определять инвестиционные возможности и риски, тем самым снижая стоимость привлечения инвестиций и улучшая процесс распределения капитала между компаниями, отраслями экономики, и географическими регионами.
Совет по МСФО сообщает, что МСФО обязательны к применению в 145 странах по всему миру для всех или почти всех национальных компаний с публичной отчетностью либо для финансовых институтов, в 12 странах компании имеют право применять МСФО на добровольной основе; МСФО обязательны к применению в 15 странах-членах группы G20.
Стандарты МСФО в 2021 году
По состоянию на начало 2021 года действует 18 стандартов финансовой отчетности (МСФО/IFRS) и 26 стандартов бухгалтерского учета (МСБУ/IAS).
IAS называются стандарты, которые издавались Комитетом по МСФО (International Accounting Standards Committee, IASC).
В 2001 году Совет по МСФО выпускает стандарты, которые именуются International Financial Reporting Standards (IFRS). Но по существу и юридической силе IAS и IFRS равнозначны.
Помимо стандартов, обязательными для применения являются интерпретации, раскрывающие тот или иной вопрос применения стандартов, подготовленные Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО/ IFRIC) и утвержденные Советом по МСФО.
МСФО в России
В России МСФО в полном объеме обязателен к применению только некоторым организациям (ст. 2 Закона 208-ФЗ):
Большинство российских компаний в настоящее время используют национальные российские стандарты бухгалтерского учета, которые включают Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402, а также Положения по бухгалтерскому учету и новые Федеральные стандарты бухгалтерского учета.
Одной из задач Минфина РФ является успешная реализация программы внедрения новых федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ), которые разрабатываются с учетом положений МСФО. ФСБУ становятся основными нормативными документами в области регулирования бухгалтерского учета в РФ.
Таким образом, отчетность российских организаций становится более понятной, сопоставимой и полезной для всех внешних пользователей, что особенно важно при выходе компаний на зарубежные фондовые рынки.
Консультирование и подготовка отчетности по МСФО и US GAAP от экспертов СберРешения — наши специалисты имеют необходимую квалификацию для подготовки отчетности. Мы не только подготовим отчеты, но и будет сопровождать их аудит.
Чем МСФО отличается от привычных РСБУ
Российская и международная система учета имеют большое количество отличий, основные из которых приведены в таблице ниже:
Отличие
МСФО
РСБУ
Применение профессионального суждения
«Профессиональное суждение» – понятие, которое широко используется в МСФО. Оно означает, что ответственное за ведение учета лицо оценивает возможность принятия объекта к учету, наличие выгод от его использования, точность оценки и т.д. То есть значение имеет, наряду с другими факторами, и мнение эксперта.
Нет данного понятия в национальных стандартах. Есть рекомендация Р-96/2018-КпР
«Профессиональное суждение» Фонда «НРБУ «БМЦ»
Классификация активов и обязательств
Классификация основана на экономическом содержании элементов финансовой отчетности (производные финансовые инструменты признаются активами или обязательствами)
Классификация основана на исторически сложившихся подходах к представлению и оценке
Применение справедливой стоимости
«Принцип справедливой стоимости» активно используется в МСФО. По этому принципу компания ориентируется на рыночную стоимость активов.
В РСБУ основным способом оценки для большинства объектов учета продолжает оставаться учет по исторической стоимости, т.е. оценка происходит на основании данных бухучета — амортизации и т.п. При этом рыночная стоимость от «бухгалтерской» может отличаться в разы. Вместе с тем в новых ФСБУ 5/2019 «Запасы». С 2022 года обязательны к применению ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды» используется оценка по справедливой стоимости
Внедрение новых стандартов (ФСБУ) в РФ — приближение отчетности к МСФОЗдесь представлены основные отличия в учете между МСФО и РСБУ, однако их значительно больше. Для полного списка необходимо предметно рассматривать каждый стандарт МСФО.
Минфин РФ постепенно отменяет положения по бухгалтерскому учету, вводя новые стандарты ФСБУ для учета российскими организациями. Ежегодно обязательными к применению для всех компаний в России становятся 2-3 стандарта. Рассмотрим подробнее.
С 2021 года стали действовать на территории России следующие ФСБУ:
Таким образом, обязателен к применению в 2021 году только ФСБУ 5/2019 «Запасы». С 2022 года обязательными станут — ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» и ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».
Если в вашей бухгалтерии нет порядка, эксперты СберРешений восстановят учет, разработают индивидуальную учетную политику и будут в дальнейшем сопровождать работу вашего бизнеса.
Зачем России переходить к новым стандартам
Применение ФСБУ позволит российским организациям формировать отчетность по правилам наиболее приближенным к требованиям МСФО.
Отчетность, составленная по МСФО, полезна широкому кругу пользователей по всему миру, способствует принятию участниками рынка экономически обоснованных решений; является важным источником глобально сопоставимой финансовой информации как для инвесторов, так и регулирующих органов по всему миру.
Автор: Татьяна Терешко, Руководитель управления методологии финансового аутсорсинга СберРешений
Какая разница в применении НСФО и МСФО? (Т. Иванова, 17 апреля 2015 г.)
Т. Иванова, налоговый консультант
КАКАЯ РАЗНИЦА В ПРИМЕНЕНИИ НСФО И МСФО?
Какая разница в применении НСФО или МСФО? Если ТОО применяет НСФО, нужна ли налоговая учетная политика? Как ее написать, примерно?
НСФО содержит основные положения, понятия, определения, принципы бухгалтерского учета по запасам, основным средствам, НМА, финансовым активам, учет аренды, учет инвестиций и курсовых разниц, учет доходов и расходов, то есть все позиции упрощенного бухгалтерского учета объединены в одном документе НСФО для МСБ. НСФО установлено, что финансовая отчетность субъекта включает в себя: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках, а также устанавливает формы баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.
· Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS);
· Международных стандартов финансовой отчетности (IAS);
· Разъяснений, подготовленных Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО); и
· Разъяснений, подготовленных ранее действовавшим Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР).
Принципы подготовки и представления финансовой отчетности определяют основы подготовки и представления финансовой отчетности для внешних пользователей. В них рассмотрены такие вопросы, как:
цели финансовой отчетности,
качественные характеристики, определяющие полезность отчетной информации,
порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности,
понятие капитала и поддержания капитала.
Относительно налоговой учетной политики.
Согласно пункту 4 статьи 56 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) самостоятельно разрабатывает и утверждает налоговую учетную политику, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая учетная политика, за исключением налоговой учетной политики ИП, указанных в пункте 2-1 статьи 56 Кодекса, может быть включена в виде отдельного раздела в учетную политику, разработанную в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В соответствии со статьей 276 Кодекса «Об административных правонарушениях»:
«1. Отсутствие у налогоплательщика учетной документации и (или) несоблюдение требований по составлению и хранению учетной документации, установленных законодательством Республики Казахстан,
Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания,
Примечание. Под отсутствием у налогоплательщика учетной документации понимается отсутствие бухгалтерской документации и (или) налоговых форм, налоговой учетной политики, иных документов, являющихся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства».
То есть действующим законодательством предусмотрено административное наказание за отсутствие учетной политики.
Примеры написания учетной налоговой политики публикуются в печатных изданиях для бухгалтеров и размещены на сайтах в интернете. Ниже приведен один из макетов для написания налоговой учетной политики.
1.1. Общая характеристика предприятия
1.2. Система налогового учета и внутреннего контроля
1.2 Принципы организации исполнения обязанностей по налоговому учету и порядок составления налоговых регистров
1.3. Порядок проведения сверок с налоговыми органами в отношении данных по начисленным/ уплаченным налогам
1.4. Учетная документация
2. Корпоративный подоходный налог
2.1 Порядок учета доходов
2.2. Порядок учета расходов для целей вычетов
2.3 Корректировка доходов и вычетов
2.5. Инвестиционные налоговые преференции
2.6. Определение хеджируемых рисков
2.7. Порядок составления и представления расчетов по авансовым платежам и декларации по КПН
2.6. Формы налоговых регистров по КПН
3. Налог на добавленную стоимость
3.1. Объекты налогообложения
3.2. Определение даты и места реализации товаров, работ, услуг
3.3. Порядок исполнения налогового обязательства по НДС
3.5. НДС в зачет. Методы отнесения в зачет
3.6. Налоговые регистры
3.7. Возврат превышения НДС
4. Индивидуальный подоходный налог
4.1. Порядок исполнения налогового обязательства по ИПН
4.2. Налоговые регистры
5. Корпоративный подоходный налог, удерживаемый у источника выплаты, с доходов юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность в Казахстане без образования постоянного учреждения
5.1. Порядок исполнения налогового обязательства
5.2. Налоговые регистры
6. Корпоративный подоходный налог, удерживаемый у источника выплаты, с доходов физических лиц нерезидентов.
6.1 Порядок исполнения обязательства
6.2 Налоговые регистры
7. Корпоративный подоходный налог, удерживаемый у источника выплаты, с юридических лиц-резидентов
7.1. Порядок исполнения налогового обязательства
7.2. Налоговые регистры
8. Социальный налог
8.1. Порядок исполнения налогового обязательства по социальному налогу
8.2. Налоговые регистры
9. Налог на транспортные средства
9.1. Порядок исполнения налогового обязательства по налогу на транспортные средства
9.2. Налоговые регистры
10. Земельный налог
10.1. Порядок исполнения налогового обязательства по земельному налогу
10.2. Налоговые регистры
11. Налог на имущество
11.1. Порядок исполнения налогового обязательства по налогу на имущество
11.2. Налоговые регистры
12. Другие обязательные платежи в бюджет
12.1. Порядок исполнения налогового обязательства по плате за эмиссию в окружающую среду
12.2 Налоговые регистры
12.3 Плата за пользование земельными участками
12.4 Налоговые регистры
13. Таможенные платежи и сборы
13.1 Порядок исчисления таможенных платежей
13.2 Налоговые регистры
13.3 Порядок исчисления таможенных сборов
13.4 Налоговые регистры
Приложение 1. Налоговый календарь
Приложение 2. Налоговые регистры
Другие приложения (перечень транспортных средств, земельных участков, имущества Компании и т. д.).