Мтз что за техника
Марки тракторов МТЗ
Техника Минского тракторного завода занимает лидирующие позиции по закупкам для нужд сельскохозяйственных предприятий в мире. По статистике, каждый десятый трактор, на котором работают фермеры – это продукция, выпускаемая под маркой «Беларус» Ежегодно с конвейера предприятия сходит около 70 тысяч специализированных машин.
Трактора МТЗ
Лидерами в списке техники, выпускаемой под маркой МТЗ, считаются именно тракторы. Благодаря вариантам потребитель может выбрать машину, максимально подходящую для нужд конкретного предприятия.
Самыми востребованными тракторами Беларус считаются разновидности серии МТЗ-80 и 82, с которой фактически и началось покорение рынка сельскохозяйственной техники минского завода. Полный ассортимент продукции предприятия представлен 15-ю базовыми моделями тракторов и их вариантами. Все они имеют маркировку «Беларус» и отличаются серийным номером:
Кроме крупногабаритной техники минский завод выпускает мини-тракторы и мотоблоки, а также вспомогательные агрегаты для проведения земельных и дорожных работ. Плюсом машин считается использование комплектующих известных марок: на миниатюрные модели устанавливаются двигатели японского и итальянского производства. Расширение ряда стало возможным благодаря усовершенствованию базовых версий машин.
Беларус 330
Модельный ряд компактных тракторов 0,6 тягового класса. Всего в линейке представлено 7 разновидностей машин. Их мощность – 33-36 л.с. Тип двигателя зависит от модели:
Техника 330-й серии выпускается с колесной формулой 4×2 или 4×4, может быть как с отапливаемой кабиной, так и в виде облегченного варианта без кабины.
МТЗ 422
В эту серию входит четыре малогабаритных трактора, укомплектованных двигателями итальянского производства мощностью 50 л.с. Используются по прямому назначению или в качестве погрузчика при условии установки дополнительного оборудования. Несмотря на компактные размеры, отличаются хорошей тяговитостью и высоким клиренсом, что позволяет использовать тракторы этой линейки в сложных условиях. Одна из моделей полноприводная.
МТЗ 550
На основе базовой модели разрабатывается 16 вариантов машин, которые дополняются навесным оборудованием. Техника разделяется на 2 группы: с двигателем 57 л.с. и 62 л.с. Большинство моделей без кабины. Есть как полноприводные версии, так и машины с формулой 4×2. Техника отличается разновидностями капота, моделями кабины, параметрами ВОМ, при этом все 16 версий сходны в одном – они комплектуются двигателями белорусского производства.
Беларус 622
Универсальный колесный мини-трактор, который считают улучшенной версией проверенной временем марки МТЗ 82. В модельном ряду только одна модификация. Машина оснащается высокопроизводительным Lombardini 62,5 л.с. Может быть дополнена полунавесным и прицепным оборудованием. По тяговитости техника относится 0,9 классу. Пользуется популярностью за счет небольших размеров, хорошей проходимости и маневренности.
МТЗ 80.1
Модельная линейка тракторов марки МТЗ 80 считается самой обширной и востребованной. В нее входит 21 подвид технических средств. Машины относятся к тяговому классу 14 кН. Благодаря разнообразию модификаций потребитель может выбрать технику с учетом всех нюансов производства: с электронной системой подачи горючего, дизельными моторами с турбонаддувом и без, повышенной грузоподъемностью, вариантами кабины, увеличенным крутящим моментом.
МТЗ 923
На основе этой базовой модели разработано 9 модификаций машин. За счет комплектации низкопрофильной кабиной эта техника востребована в условиях помещений с ограниченной высотой. Плюс этой модели – комплектация экологичным двигателем с турбонаддувом и синхронизированной с ходоуменьшителем двухдиапазонной коробкой переключения передач.
Беларус 1025
Базовая комплектация линейки 1025 – основа 10 разновидностей универсально-пропашных полноприводных машин, укомплектованных двигателями мощностью 104-110 л.с. Агрегатируются с навесным оборудованием, что расширяет функциональность техники. Машины комплектуются электронной системой подачи дизеля, катализатором вредных выбросов, интеркулером, трансмиссией с системой принудительной смазки.
МТЗ 1220
В эту линейку включены 4 полноприводные сельскохозяйственные машины, которые относятся к тяговому классу 2,0. Все они укомплектованы мощным дизельным силовым агрегатом Д-245 на 122,4 л.с. с электронной или механической системой подачи топлива. На технику ставится механическая синхронизированная коробка передач. На машины устанавливается навесное оборудование: отвал, ковш, земляной бур, что позволяет использовать их в земельной и лесозаготовительной сфере, а также на стройке.
Беларус 1221
Полноприводный сельскохозяйственный транспорт 2-го тягового класса. На базе этой модели разработано 8 модификаций машин с дизельными двигателями Д-260 130-136 л.с. Они агрегатируются с рядом дополнительного оборудования, в том числе с широкозахватными сельхозорудиями, что значительно расширяет их функциональность. Основное назначение тракторов линейки МТЗ 1221 – крупные сельхозпредприятия, строительные объекты, коммунальные службы.
МТЗ 1523
Пропашная техника 3-го тягового класса, укомплектованная 6-цилиндровым дизельным мотором 148-153 л.с. В серию входит 6 модификаций современных сельскохозяйственных полноприводных машин. Комплектация – сцепление сухого типа, механическая коробка передач, задний мост с блокируемым дифференциалом, ВОМ. Машины совмещаются с навесным и буксируемым оборудованием.
Беларус 1502
Базовая версия гусеничного трактора, используемого в качестве бульдозера. В линейке всего одна модель с шестицилиндровым дизельным мотором Д-260 мощностью 158 л.с. Трансмиссия с сухой двухдисковой постоянно замкнутой муфтой сцепления, формула – 8/4. В дополнение ставится расширенная гусеница, прямой отвал с гидроперекосом, поворотный отвал, корчеватель, рыхлитель, ВОМ задний, тяговое оборудование.
МТЗ 2022
В это семейство входит 8 модификаций полноприводных колесных тракторов с турбированным двигателем Д-260 от 180 до 212 л.с. В зависимости от комплектации техника относится к 3 и 4 тяговому классу. На каждой машине установлена синхронизированная МКПП. Допустимо крепление дополнительного оборудования, которое расширяет функциональность и позволяет выполнять энергоемкие сельскохозяйственные работы и задачи в строительной сфере.
МТЗ 2103
Гусеничная модель для выполнения основных сельскохозяйственных работ. Возможна агрегация с навесным и полунавесным оборудованием, а также прицепными машинами. Стандартно комплектуется дизельным мотором 212 л.с., дающим максимальный крутящий момент 920 Нм на 1500 об/мин. Модель относится в 4 тяговому классу. Как и на многих тракторах Беларус, на этой машине используется сухое двухдисковое сцепление постоянно замкнутого типа.
Беларус 3022
Тракторы пятого тягового класса, которые задействуют при выполнении всех видов сельскохозяйственных работ. Совмещаются с широкозахватными и комбинированными агрегатами. В данной серии всего две модификации с шестицилиндровыми двигателями компании DEUTZ на 303,3 л.с., сертифицированными по экологическому стандарту Stage II. Обе модели полноприводные. При установке ходоуменьшителя допустимо использование в строительстве и при выполнении мелиоративных работ на грунтах с различными несущими способностями.
МТЗ 3522
Входит в класс мощных машин с гидронавесной системой с электроуправляемым распределителем, комплектом для сдваивания задних колес, передним навесным устройством и передним ВОМ. В линейке 4 машины с импортными двигателями мощностью 355-364 л.с.
МТЗ – 75 лет: вспомнили, с чего начиналась история тракторов «Беларус»
МТЗ отмечает 75-летний юбилей: 29 мая 1946 года Совмин СССР принял решение о строительстве в столице Белорусской ССР тракторного завода.
Сегодня МТЗ – лидер мирового тракторостроения и флагман отечественной промышленности. Предприятие выпускает под брендом BELARUS более ста моделей тракторов для всех климатических и эксплуатационных условий. Число изготовленных на МТЗ тракторов приближается к 4 миллионам. В канун дня рождения предприятия мы решили вспомнить, с чего начиналась история тракторов «Беларус».
Изначально Минский тракторный завод создавался под выпуск пропашных гусеничных тракторов средней мощности типа «Кировец» Д-35 (КД-35).
Пропашной гусеничный трактор «Кировец» Д-35
Работы над этой машиной в СССР начались еще в 1930-х годах на Кировском заводе в Ленинграде, прототипом для нее послужил американский трактор Caterpillar R2. Реализации проекта помешала Великая Отечественная война, но уже в 1943 году работы по новой гусеничной машине возобновились: разработку конструкторской документации продолжили специалисты НАТИ (тогда – Научный автотракторный институт), а местом производства трактора выбрали Липецк, где на мощностях завода «Станкострой» был организован новый тракторный завод. Серийный выпуск гусеничных «Кировцев» с дизельным мотором начался там в 1947 году.
Пропашной гусеничный трактор «Кировец» Д-35. Фото techstory.ru
Однако тракторов стране нужно было много, поэтому задание на производство КД-35 получил и строившийся Минский тракторный завод. Проект предусматривал выпуск до 50 гусеничных тракторов в сутки. Заводу также предстояло наладить изготовление дизельных (Д-35) и пусковых (ПД-10) двигателей. Производство осваивалось поэтапно в процессе строительства предприятия. В ноябре 1950 года минчане начали собирать гусеничных «пахарей».
Правда, выпускался КД-35 в Минске недолго – до августа 1951 года, после чего его производство было передано в румынский Брашов. На МТЗ за 9 месяцев собрали 406 гусеничных тракторов.
Фото НУК «Научно-технический музей истории трактора»
Одновременно на МТЗ разворачивалось производство трелевочных тракторов для лесопромышленной отрасли, переданное в Минск с Кировского завода. В 1951 году начался выпуск модели КТ-12А с 36-сильным газогенераторным двигателем «УралЗИС-352Т» (первая партия машин была собрана в августе). В 1956-м – дизельного «трелевочника» ТДТ-40, который оснащался 40-сильным двигателем Д-40Т и за один рейс мог вывести с лесосеки до 5 кубометров древесины. В Минске также были разработаны еще более совершенные трелевочные машины – ТДТ-54 и ТДТ-60.
Трелевочный трактор КТ-12. Фото techstory.ru
Не прекращалось в Минске и производство дизелей Д-35 и «пускачей» – они поставлялись Липецкому тракторному заводу для оснащения моделей КД-35/КДП-35, а также устанавливались на первые колесные тракторы МТЗ-1/МТЗ-2.
«Колесная» тема в Минске возникла в мае 1948 года, когда заводу было поручено параллельно с освоением выпуска гусеничных КД-35 проектировать универсальный колесный трактор с 37-сильным дизельным двигателем и гидронавесной системой, позволяющей впервые в СССР обходиться без прицепщика.
В октябре 1948 года был закончен эскизно-технический проект трактора в двух модификациях: МТЗ-2 – для междурядной обработки низкостебельных культур с совпадающим следом передних и задних колес; МТЗ-1 – для обработки высокостебельных культур со сближенными передними колесами.
В июле 1949 года из ворот экспериментального цеха вышел первый опытный образец колесного трактора, который стал основой для создания серийной машины. Кроме него было выпущено еще шесть опытных образцов, все они отправились на длительные заводские испытания. Уже тогда по предложению главного конструктора МТЗ Ивана Иосифовича Дронга (работал в Минске в 1949-1963 гг.) семейство колесных тракторов получило имя «Беларусь».
Развернуть массовый выпуск колесных тракторов на заводе планировалось в июле 1953 года, однако старт производства по разным причинам затягивался. И вот наконец 14 октября с главного конвейера тракторосборочного цеха №2 сошел первый серийный трактор «Беларусь» МТЗ-2 тягового класса 1,4.
Первый серийный МТЗ-2
Первые колесные тракторы МТЗ. Фото Александра Дитлова
Выполненный по «классической» схеме первый минский «колесник» оснащался четырехтактным четырехцилиндровым дизельным двигателем Д-36 производства МТЗ (от Д-35 он отличался облегченным радиатором и поддоном картера). Вот основные характеристики этого мотора: рабочий объем – 4,08 л; номинальная мощность – 37 л.с. при 1400 об/мин; наибольший крутящий момент – 23 кгс·м (225,6 Н·м) при 900 об/мин.
МТЗ-2 выпуска 1953 года из коллекции заводского музея. Серийный номер 10
Запуск основного дизель-мотора осуществлялся пусковым двигателем ПД-10 (карбюраторный, двухтактный, одноцилиндровый, мощностью 10 л.с.). Коробка передач на МТЗ-2 была механическая 5-скоростная (число передач переднего хода – 5, заднего хода – 1). Скорости движения (расчетные): на первой передаче – 4,56 км/ч; на пятой – 12,95 км/ч.
Рабочее место тракториста на МТЗ-2 отличалось спартанской простотой. Кабина не была предусмотрена вовсе. Над топливным баком в специальных направляющих, приваренных к крыльям, был установлен инструментальный ящик, служивший каркасом двухместного сиденья. Рулевое колесо – с правой стороны. Контрольно-измерительные приборы – термометры масла и воды да масляные манометры (один показывает давление в масляной магистрали, второй – после фильтра тонкой очистки).
Трактор МТЗ-2 имел вал отбора мощности (ВОМ) с зависимым приводом от промежуточного вала коробки передач. Число оборотов в минуту ВОМ – 520. Для работы со стационарными машинами был предусмотрен приводной шкив (его диаметр – 320 мм; ширина – 200 мм; число оборотов в минуту – 828) с приводом от ВОМ.
Вес незаправленного трактора составлял 3250 кг. Колесная база трактора МТЗ-2 составляла 2380 мм. Длина – 3678 мм. Ширина (по выступающим концам полуосей задних колес) – 1884 мм. Высота (по рулевому колесу) – 1900 мм. Дорожный просвет: под задним мостом – 440 мм; под передней осью – 525 мм. Наименьший радиус поворота – 3,7 м.
Агрегатировался МТЗ-2 почти с двумя десятками сельскохозяйственных машин и орудий. Его можно было использовать для выполнения работ по уходу и уборке пропашных культур, на пахоте легких почв, предпосевной обработке, посеве и уборке зерновых культур, а также для приведения в действие стационарных сельхозмашин и в качестве транспортного средства.
МТЗ-2 вошел в историю как первый массовый отечественный колесный универсально-пропашной трактор на пневматических шинах. Эта модель выпускалась также на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске (1954-1958). Всего было изготовлено 148.800 тракторов «Беларусь» МТЗ-2.
После первой значительной модернизации, завершившейся в 1957 году, трактор «Беларусь» стал выпускаться под индексом МТЗ-5. Данная модель отличалась применением более мощного 40-сильного двигателя Д-40К, 10-скоростной коробки перемены передач (что позволило расширить диапазон скоростей от 0,82 до 20,75 км/ч), двойной муфты сцепления и независимого привода вала отбора мощности (ВОМ), наличием двух выносных цилиндров и трехзолотникового распределителя. Мощность генератора, используемого для освещения, составляла 180 Вт и была достаточна для питания четырех фар трактора и двух фар прицепной сельскохозяйственной машины. Передние колеса стали более широкими (размер шин 6,50-16). Вес незаправленного трактора уменьшился с 3250 до 2850 кг.
В 1957-м в течение нескольких месяцев выпускалась модификация МТЗ-5К с раздельно-агрегатной гидравлической системой. С 1958 года начался выпуск тракторов МТЗ-5Л и МТЗ-5М с 45-сильными двигателями Д-40Л/40М и запуском соответственно с помощью пускового двигателя ПД-10М и электростартера.
С 1960 года с конвейера стали сходить тракторы новых модификаций МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС, которые оснащались 48-сильными дизельными моторами Д-48Л/48М и были предназначены для выполнения различных сельхозработ на повышенных скоростях. На этих тракторах впервые появилась съемная кабина закрытого типа, которую легко можно было переоборудовать в полуоткрытую или в открытую кабину с тентом. Транспортная скорость возросла до 22 км/ч.
МТЗ-7МС из коллекции заводского музея. Серийный номер 162035
В конце 1950-х в Минске на основе «пятерки» был создан и первый трактор «Беларусь» с приводом на все колеса. Эта модель получила индекс МТЗ-7. Новый полноприводный трактор обладал повышенными тягово-сцепными свойствами и высокой проходимостью, что позволило расширить область применения «колесников» в сельском хозяйстве и кое-где даже заменить ими гусеничные машины.
На МТЗ-7 привод к переднему ведущему мосту (в котором, кстати, использовался ряд узлов переднего моста грузового автомобиля ГАЗ-63) осуществлялся карданным валом через постоянно включенную фрикционную муфту от раздаточной коробки. Впереди применялись шины низкого давления увеличенного размера 9,0-20.
С 1959 года серийно выпускались тракторы МТЗ-7Л и МТЗ-7М с 45-сильными двигателями Д-40Л и Д-40М. Годом позже начался выпуск новых модификаций МТЗ-7ЛС и МТЗ-7МС, оснащенных двигателями мощностью 48 л.с., а также съемными кабинами.
Параллельно с модернизацией машин первого поколения в Минске развернулись работы по созданию нового универсально-пропашного трактора МТЗ-50 класса 1.4. Он должен был получить более мощный двигатель и 9-скоростную коробку передач.
Технический проект МТЗ-50 был завершен в 1957 году. В следующем году на заводе изготовили несколько опытных образцов. По результатам их испытаний новый трактор был рекомендован к серийному производству.
Сначала в серию пошла переходная модель МТЗ-50ПЛ с форсированным до мощности 50 л.с. двигателем Д-48ПЛ, а с 1964-го началось массовое производство тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 (вариант с ведущим передним мостом) с новым 55-сильным двигателем Д-50, выпуск которого был налажен на только что введенном в строй Минском моторном заводе.
Трактор МТЗ-50 оснащался съемной кабиной, сиденье тракториста имело гидравлический амортизатор. Среди важных новаций – раздельная агрегатно-гидравлическая навесная система, гидродогружатель ведущих колес, гидроусилитель руля, гидрофицированный крюк. Для агрегатирования с сельхозмашинами и транспортными прицепами трактор был оснащен задним, передним и боковым валами отбора мощности. При этом задний и передний ВОМ имели независимый привод.
Новый минский трактор продемонстрировал высокую конкурентоспособность на мировом рынке. На международных выставках и ярмарках 1965-1969 гг. модель МТЗ-50 и ее модификации получили пять золотых и несколько других медалей, множество дипломов.
МТЗ-50 и МТЗ-52 экспортировались в Германию, Францию, Финляндию, Италию, Венгрию, Югославию, Вьетнам, Пакистан, Бельгию, Судан, Грецию, Алжир, Англию, США, Канаду, Данию, Австралию, Норвегию, Швецию и другие государства. Началось производство этих моделей в Пакистане и Мексике. В 1980-х эти тракторы покупали более чем в 70 странах мира.
Тракторы семейства МТЗ-50/52 продержались на конвейере до 1985 года. Со временем их внешний вид менялся. Сначала выпускались машины с полукруглой решеткой радиатора и бескаркасной кабиной с брезентовой крышей. С конца 1960-х решетка радиатора стала прямоугольной, изменилась конструкция капота. В конце 1970-х на тракторы МТЗ-50/52 стали устанавливать увеличенную каркасную кабину со стеклопластиковой крышей.
Еще более успешной для Минского тракторного завода стала следующая модель – МТЗ-80. Ее разработка началась после выхода в 1966 году Постановления Совета Министров СССР №606, которым ставилась задача освоения производства универсально-пропашных тракторов мощностью не менее 75-80 л.с. На этот проект были выделены значительные деньги и ресурсы. Чтобы ускорить появление новой машины и уменьшить затраты на переоборудование основного завода и смежных предприятий, было решено создавать ее на основе глубокой модернизации семейства МТЗ-50/52.
В конструкцию нового трактора было внесено большое количество изменений. МТЗ-80 получил цельнометаллическую кабину современной конструкции, которая оказалась не менее комфортабельной, чем автомобильные того времени. Были спроектированы новые облицовка и оперение. «Сердцем» нового трактора стал 80-сильный двигатель Д-240 – один из самых надежных и экономичных дизелей Минского моторного завода.
В коробке перемены передач был установлен понижающий редуктор, что позволило удвоить число передач до 18 переднего и 4 заднего хода. Были внедрены ходоуменьшитель и двухскоростной задний ВОМ. Гидронавесная система была оснащена гидроувеличителем сцепного веса, силовым и позиционным регулятором. Грузоподъемность повышена до 2 тонн (позже – до 2,5 тонны). Для работы с прицепными машинами было предусмотрено жесткое регулируемое прицепное устройство, гидрофицированный прицепной крюк, буксирное устройство с амортизатором, пневмосистема, автоматическая сцепка.
Максимальная скорость МТЗ-80 увеличилась до 35 км/ч. Теперь минский трактор можно было эксплуатировать не только на полевых работах – он с успехом конкурировал с грузовыми автомобилями на транспортировке различных сельскохозяйственных грузов, особенно в сложных дорожных условиях.
В 1972 году закончились государственные испытания МТЗ-80, а в ноябре 1974-го на заводе началось массовое производство этой модели. В 1975 году стартовал серийный выпуск полноприводной модификации МТЗ-82. С 1978 года трактора под заказ стали оснащать новой унифицированной кабиной.
Производство «восьмидесяток» и «восемьдесят двоек» продолжается до сих пор. Да, семейство BELARUS-80/82 и сегодня остается основной продукцией завода – настолько удачной оказалась сама концепция этого советского трактора! Простота, надежность, ремонтопригодность и доступная цена – вот за что ценят «восьмидесятки».
Но сегодня Минский тракторный завод предлагает значительно усовершенствованную модификацию BELARUS-82.3, которая отвечает всем современным требованиям и обеспечивает высокий комфорт трактористу. Подробно об этой машине мы уже рассказывали.