Мудборд что это такое для фотографа
Что такое мудборды и зачем они дизайнеру
Оказывается, любая (почти) подборка картинок и красивых фоток с сайтов — это крутой инструмент в руках дизайнера.
Странное словечко. А это точно не ругательство?
Нет. Мудборд — это «доска настроения» (от англ. mood board). Так называют презентацию, собранную из фотографий, иллюстраций, паттернов, слоганов, шрифтов и цветовых схем. Она создаётся для будущего дизайн-проекта и показывает, каким будет дизайн: серьёзным или весёлым, элитарным или демократичным, какие образы возьмут за основу, как будут сочетаться цвета и какой будет типографика.
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
И как выглядит эта презентация? Для неё тоже нужен PowerPoint?
Мудборд — это презентация в виде коллажа. Раньше для составления пришлось бы вырезать фото из журналов и приклеивать на доску. Сейчас всё проще: берут картинки из интернета и совмещают в любом графическом редакторе. Получается такая штука:
Но это же лишняя работа! Обязательно делать эти коллажи?
Нет, использовать мудборды не обязательно. Но они здорово облегчают работу с проектом. Чтобы сделать несколько разных макетов интерфейса или вариантов фирменного стиля, нужна уйма времени. Поэтому с концепцией лучше определиться заранее. Плюс мудбордов в том, что их можно собрать относительно быстро.
Объяснить что-то на словах и решить, что взять за основу будущего проекта, подчас намного сложнее, чем сделать это с помощью нескольких картинок и паттернов в мудборде. Эта быстрая презентация особенно важна при общении дизайнера с заказчиком и позволяет им проще понять друг друга.
Круто! Собираем в кучу красивые картинки отовсюду и идём к заказчику?
Мудборд — это не просто коллаж, в котором собраны красивые картинки. В первую очередь это визуальные элементы, подходящие к конкретному проекту. Поэтому собрать заранее сотню и раздавать их заказчикам — плохая идея. В мудборде должны быть акцентированы основные идеи, которые будут отражены в дизайне.
Ещё одна важная характеристика мудборда — это его целостность. Всё должно быть подчинено одному настроению: чтобы при взгляде на картинки было сразу понятно, какой это дизайн, для какой аудитории и какой месседж в себе несёт.
А целостность — это как? Картинки должны красиво смотреться вместе?
Не совсем. Даже если фотография грозовых туч симпатично смотрится рядом с изображением солнечного неба, нельзя сочетать элементы, кардинально разные по смыслу и настроению, они не должны противоречить друг другу. Это дезориентирует: ни клиенту, ни самому автору мудборда в итоге непонятно, будет ли дизайн солнечным или мрачным.
По той же причине в мудбордах стараются избегать слишком сложных образов, которые могут быть непонятны клиенту. Скажем, портрет Наполеона Бонапарта в мудборд вставлять бессмысленно — исторические личности вызывают сложные ассоциации, у разных людей они будут разными. Для понимания проекта эти образы не несут никакой пользы.
А если сделать подписи, чтобы образы стали понятнее?
Длинные пояснения точно не нужны. Задача мудборда — не рассказать о дизайне, а показать его в картинках. Но какой-то короткий слоган может быть полезен: для лучшего понимания идеи или просто для демонстрации типографики. Например, вот так:
Где и зачем искать референсы к съемке?
Съемки контента для любого проекта — дело непростое, иногда довольно долгое и дорогостоящее. Дополнительно процесс фотосессии может изрядно усложнить плохая подготовка к ней. Чтобы наверняка зафакапить съемку, советуем экономить на фотографе, снимать студию максимум на час (да 100% успеете), не составлять смету и не подбирать референсы.
Про стоимость съемки контента мы писали в одной из статей в блоге. В сегодняшней статье расскажем о том, чем мудборд отличается от референсов, как и зачем их вообще подбирать, и где искать.
Основное различие в том, что референсы показывают, как именно будет выглядеть отдельный снимок, а мудборд передает более обширное понимание и настроение съемки.
Мудборд — это подборка изображений, которые передают настроение (на это намекает слово «mood»), атмосферу и стиль будущих снимков. Мудборд скорее отображает общую концепцию и видение съемки. Это все должен уловить фотограф. Потом уже из мудборда отбираются референсы. В идеале в мудборде должно быть примерно 50-100 фото.
Референсы — это те изображения, которые максимально детально отражают желаемую визуальную стилистику каждого отдельного кадра. Это может быть снимок в целом, который фотограф пытается условно скопировать. Или набор разных картинок с отдельными «рефами» по разным деталям: свет, цвет, композиция, макияж, одежда и проч. Референсы к съемке подбирают, когда уже есть цель, задачи и идея фотосессии.
Поиск референсов — это процесс творческий и даже исследовательский, поскольку в ходе него изучаются работы других фотографов, дизайнеров, креаторов и художников, затем они анализируются и отбираются наиболее подходящие. Сбор релевантных изображений может стать вдохновением для новой съемки или помочь фотографу увидеть принципиально новое решение для фото. Плюс это полезно для развития насмотренности и визуального вкуса.
Но не ограничивайтесь референсами только трендовых фотографий. Поскольку многие берут довольно похожие изображения из одних и тех же источников, а сами сайты и ключевые запросы у всех плюс-минус одинаковые. Референсы можно брать из кино, сериалов, мультфильмов, клипов, рекламы, иллюстраций, живописи, компьютерных игр и вообще абсолютно из всего, что уже визуализировано.
Один из самых популярных сервисов — Pinterest. Здесь подходящие изображения ищутся по ключевым словам и выражениям (лучше используйте для поиска английский язык), а потом их можно сгруппировать по темам и собрать в собственную «доску». Досками можно делиться и публиковать свои снимки.
Другой вариант — довольно известный сайт Deviantart. Изображения ищутся также по ключевым словам и выражениям, либо в личных галереях отдельных креаторов. Тут можно не только искать работы фотографов, художников и цифровых художников, но и загружать свои изображения и комментировать чужие. Здесь лучше тоже искать на английском языке: сайт предложит гораздо больше подходящего контента.
Для подбора референсов прекрасно подходит и Tumblr. Механика поиска тут мало отличается от Pinterest или Deviantart, только поисковик будет выдавать сначала целые блоги с ключевым словом в названии, а уже потом отдельные изображения, gif или видео. Искать картинки, гифки и видео можно на многих языках.
Любимая всеми дизайнерами и иллюстраторами платформа от Adobe Behance тоже может сослужить хорошую службу при подборе референсов к съемке. Сайт удобен тем, что искать изображения можно не только по ключевым словам и в папках креаторов, но и по цветам, применяемым инструментам (типа Adobe After Effects), сферам деятельности креатора (брендинг, архитектура, fashion и т.д.), локации и даже университету (особенно удобно, если вы подбираете подрядчика). Недостатки: искать можно только на английском языке и все-таки в Behance гораздо больше работ дизайнеров и иллюстраторов, нежели фотографов.
Если вам важно оставаться в тренде современной журнальной фотографии, то идите искать референсы на Artpartner. Там публикуются свежие съемки для разных брендов и журналов. Все работы разбиты в меню по тематическим категориям и затем по креаторам. Классической строки поиска на сайте нет, что не очень удобно в сравнении с предыдущими площадками.
Невероятно красивые снимки публикует американский журнал Kinfolk, который продвигает slow lifestyle. Поиск на сайте довольно удобный: можно ввести ключевые слова самому или зайти в одну из категорий, типа fashion, art, food, music и т.д. Но искать можно только на английском.
Для поиска референсов к фотосессии отлично подойдут многие нишевые издания, поскольку искать для food-съемки фото-вдохновение в beauty-журналах как минимум странно. Найдите ведущие медиа соответствующей тематики и уже оттуда берите референсы. Самый простой пример для fashion-съемки: журналы Vogue, Harper’s Bazaar и Numéro.
На сайтах стоковых фото типа Unsplash найдутся снимки практически на любую тему. Просто введите в строке поиска ключевой запрос и выбирайте. Плюс под каждым изображением есть свой набор тематических тегов, кликнув на который вы увидите все фото с данным тегом. Но учтите, что поиск сайта не работает на русском языке.
Последний и самый простой способ найти референсы — заглянуть в свои сохраненные посты в Instagram. Их можно группировать по темам, а умная лента будет подкидывать аналогичные посты вам в рекомендации.
Ответ довольно банален: чем точнее вы знаете, что нужно снять, тем ближе к желаемому будет результат. Для клиентской съемки подбор референсов особенно важен, поскольку он помогает донести видение конечного результата до каждого участника процесса. Поскольку референсы к съемке — это своеобразный визуальный, а не текстовый бриф. Благодаря их наличию дальнейшее согласование визуального решения проекта становится в разы проще, потому что и агентство, и команда продакшна, и клиент смотрят на один и тот же набор изображений. Что было бы, если это все описывалось словами в длинной переписке, — представить страшно.
Поэтому никогда не пренебрегайте подбором референсов перед фотосессией, они нужны, дабы между заказчиком и всеми участниками фотосессии воцарилось полное визуальное взаимопонимание. А по итогу корректно подобранные референсы облегчат процесс съемки всей команде, а результат сделают более предсказуемым, что для агентства, создающего большое количество контента, — огромный плюс.
Слова отчасти правильные, но ваши фотографии их опровергают. Прежде чем писать статьи, о том как надо анализировать референсы и создавать мудборды, было бы не плохо научиться анализировать свои фото.
И это видно после беглого просмотра ваших фото, кажется статью стоило бы назвать: как найти миллион референсов, но так ничего и не понять.
Автор статьи должен быть авторитетом в глазах читателя, если хочет что бы прислушивались к его советам (ну или шли в его агенство).
Для чего нужен moodboard в фотографии
Мудборд – это визуальное оформление фотосессии, которое состоит из изображений, описаний, музыки и прочего. Служит для отображения настроения будущего проекта. Способствует коммуникации между заказчиком и фотографом. Часто мудборд состоит фотографий-примеров.
Представьте себе ситуацию, когда вы говорите модели, что будем снимать в помещении у окна, а модель будет в свитере, к примеру. Вы у себя в голове видите такую картинку:
А ваша модель представила себе это вот так:
Казалось бы, все есть – и окно, и свитер, но ведь снимки абсолютно разные по настроению. Для того, чтобы не было разногласий с моделью, и существует такая доска настроения.
Из чего состоит мудборд?
Первое – это, конечно, идея съемки, сюжет. Основные сюжеты это: реальная история из жизни модели; история по мотивам (фильмы, сериалы, классические произведения искусства, черпайте свое вдохновение отсюда); love story; и самый сложный жанр – профессиональный портрет (я имею в виду портреты, которые снимает Питер Линдберг)
Съемка по мотивам Бонни и Клайд
Второе – место съемки. Тут все просто: открытое пространство (подойдет, чтобы передать положительные эмоции и динамику в кадре) и камерное, закрытое пространство (подойдет для передачи внутренних переживаний модели, но помните, что все правила можно нарушать).
Динамика в открытом пространстве
Та же передача динамики, но в студии.
Третье – погода и время суток. Это так же задает настроение фотографии, как и выбор места фотосессии.
Четвертое – выбор модели. Хотя вы являетесь исполнителем работ не выбираете, кого фотографировать, я подразумеваю кое-что другое, а именно: телосложение модели, характер, тип лица. Исходя из этого вы уже будете понимать, в каких ракурсах лучше всего снимать модель.
И последнее – это выбор одежды и цвета. Одежду легко подобрать, попросив модель просто сфотографировать то, что у нее есть. Цвета можно подобрать, используя цветовой круг.
Как создать свой мудборд?
Все очень и очень просто. Вы можете сделать такой коллаж из фотографий и показать его заказчику в напечатанном или электронном виде.
Можно воспользоваться онлайн сервисом Pinterest, его функционал прямо намекает на прикрепление фото на доску.
Что такое мудборд и зачем дизайнеры используют его
Инструментом в руках грамотного дизайнера может быть практически что угодно. Насмотренность важна при работе с любым визуальным контентом настолько же сильно, насколько важно грамотно составить ТЗ. А если объединить их – получится мудборд.
Именно он помогает избежать разногласий между дизайнером и заказчиком и формирует визуальный облик будущего продукта. А еще позволяет не отклониться от первоначальной идеи.
Что представляет собой мудборд?
Что такое «мудборд»? Грубо говоря, это «доска настроения» (так звучит прямой перевод «moodboard» с английского) – подборка изображений, характеризующая будущий дизайн-проект.
Она олицетворяет результат, который хочет получить заказчик, и может состоять из нескольких различных элементов:
Все перечисленные графические материалы указывают на настроение и дух проекта и размещаются в форме коллажа. Сделать его можно в фоторедакторе или одной из предназначенных для этого программ.
Для каких целей он используется?
Мудборд применяется в дизайне как альтернатива текстовому ТЗ либо служит его дополнением. Заказчик получает возможность наглядно продемонстрировать свои предпочтения и пожелания, внося в него коррективы. Если заказчик хотя бы немного умеет работать с графическими редакторами, то он может самостоятельно подготовить изображение и прийти с ним к дизайнеру.
Последний, в свою очередь, избавляется от «творческого ступора» и сразу приступает к созданию проекта. А еще снижается шанс того, что клиент отклонит задумки специалиста в последний момент, и всю работу придется переделывать с нуля.
Взглянув на мудборд, сразу становится ясно, какая будет использоваться типографика и цветовая палитра.
Составлять такие коллажи можно не только при создании дизайн-проектов – их могут запрашивать фотографы и организаторы мероприятий. В случае со съемками специалист может сразу определить, какое освещение и локация ему понадобятся. Процесс организации торжества также ускорится, когда организатор будет понимать, в какой цветовой гамме покупать декор и какую развлекательную программу придумать.
Почему вам стоит начать свой проект с составления мудборда?
Конечно, использование мудбордов – личное дело каждого, и от них всегда можно отказаться.
Если вы считаете работу над ним лишней, то просто подумайте: на то, чтобы испробовать несколько вариаций фирменного стиля, корпоративного дизайна или оформления помещения, порой тратится гораздо больше времени, чем на компиляцию нескольких изображений в одно.
Создавая коллаж с вариантами дизайна, цветовой гаммы и текстур:
Опять же, само наличие мудборда – это хорошо, но не каждый мудборд – хорош. Бесцельный сбор картинок в интернете, не связанных общей стилистикой, направленностью или настроением, не принесет никакой пользы.
Основные правила создания мудборда
Перейдем к работе с «красивыми картинками» из интернета, которые так и хочется запихать в будущий проект. Главных правил всего два.
Во-первых, получившаяся подборка референсов должна быть целостной. Некоторые образы могут остаться непонятными для клиента, поэтому стараемся использовать более простые символы, которые вызывают устойчивые ассоциации и перекликаются между собой.
Во-вторых, поиск должен начинаться «от идеи». Нет никакого смысла подготавливать розовый коллаж с принцессами для сайта секции единоборств. К конкретному проекту всегда походят конкретные визуальные элементы: именно их нам и нужно найти.
Торопиться не будем: начнем с разбора «деталей», из которых наш мудборд будет состоять.
Цветовые палитры
Оттенки, цвета и градации обладают яркой эмоциональной окраской. Поэтому выбираем те, которые передают желаемые ощущения и ассоциируются с проектом.
Для этого можно воспользоваться генераторами палитр (свободно доступны в интернете) или самостоятельно взять цвета с какого-либо изображения (для этого подойдет инструмент «пипетка» в Photoshop). Чтобы составить уникальную палитру, просто откроем картинку с подходящей для нас цветовой гаммой, приятной глазу, и возьмем с нее 3-6 оттенков.
Понравившиеся цвета разместим в виде небольших блоков. Теперь стало гораздо понятнее, перекликаются ли они между собой. Прислушайтесь к ощущениям: если несколько оттенков «выбиваются», попробуйте заменить их на более теплые или холодные.
Иллюстрации и фотографии
Как передать эстетику и настроение проекта? Правильно – отобразить его в подборке иллюстраций и снимков, которые наиболее точно ему соответствуют. Референсы должны быть релевантными и актуальными. Часто для составления «досок настроения» применяют фотографии природы, людей и их взаимодействия между собой, растений, предметов интерьера. Можно поискать иллюстрации, нарисованные от руки, если подходящий снимок выбрать не получается или «чего-то не хватает».
Даже если на выбранной картинке будет лого фотостока – это не страшно, ведь мудборд является «черновиком», и небольшая полупрозрачная надпись никак не повлияет на восприятие изображения.
Текстуры и паттерны
Образы в мудборде для дизайнеров могут быть переданы не только с помощью иллюстраций, но и через фоновые текстуры. Растительные ландшафты, рельефные поверхности, ткани, мрамор или дерево послужат вдохновением для создания фотоконтента, выбора стиля или палитры.
Без использования текстур не обойтись тогда, когда вы создаете оформление продукта.
Что касается паттернов, их тоже можно удачно использовать при разработке фирменного стиля, будущего ремонта в квартире или подготовке к фотосессии. Узоры особенно важны в корпоративном дизайне, так как они повышают узнаваемость фирмы и используются на бланках, пакетах, упаковке и прочей продукции.
Сам паттерн или отдельные его элементы могут дополнять или частично повторять логотип, вызывать прямые ассоциации с продуктом или просто передавать его «характер».
Шрифты: логотипы и цитаты
От лого можно отталкиваться при дальнейшей работе: подбирая визуальные образы под его цвет и форму, постепенно «наращивать» количество изображений на мудборде. Также коллаж может пригодиться в том случае, если в компании планируется редизайн и нужны свежие идеи для логотипа.
Слоган звучит как «Наша бдительность – ваше спокойствие»? Тогда разместите на шаблоне образы, вызывающие ощущение умиротворения и безопасности.
Мудборды для мероприятий: особенности
Поговорим про отдельную категорию «досок»: это коллажи, которые отражают атмосферу мероприятия, например свадебной церемонии. Вам предстоит поработать над ними, если вы планируете доверить торжество какой-либо компании (или сами занимаетесь организацией мероприятий).
Эти советы можно использовать и при планировании корпоратива, презентации или мастер-класса. Если вы – владелец или сотрудник крупной компании, строго следящий за соблюдением корпоративного стиля, придется придерживаться его и во время неформальных мероприятий с клиентами или партнерами.
Где искать исходники?
Удачных референсов достаточно – они окружают вас в повседневной жизни, а также хранятся на фотостоках и в социальных сетях.
Для поиска изображений и текстур по узконаправленным запросам лучше воспользоваться полноценными фотостоками. Они:
Если проект достаточно простой, можно обратиться к более простым инструментам – например, сервису Pinterest. На сайте представлены тематические подборки, подходящие для визуального брифа. Тематические коллекции могут группироваться по цветовой гамме, настроению, стилю или тематике.
Чего в мудборде быть не должно
Все неудачные примеры коллажей похожи на друг друга. Чтобы ваша работа не вошла в их категорию, в мудборде не должно быть:
Перечисленные факторы мешают полноценному восприятию всего изображения, поэтому получившаяся группа картинок будет смотреться несуразно. Любая композиция должна иметь логический центр и быть сбалансированной: тогда ее посыл станет понятным.
Где можно создать мудборд? Топ-5 программ
Перед тем как делать мудборд, нужно выбрать программу для его создания. Можно, конечно, ограничиться стандартным Paint, но возможности в нем урезаны (банально – нельзя редактировать слои, они там отсутствуют как явление).
Если на покупку Photoshop вы еще не решились, то воспользуйтесь одним из предложенных сервисов:
Перечисленные сервисы создавались специально для сборки мудбордов, поэтому работать в них будет проще, чем в других фоторедакторах (особенно людям без опыта с последними). Авторы ПО уже собрали все необходимые инструменты, остается лишь правильно их использовать.
Тут же можно обратиться к галереям работ других пользователей, чтобы почерпнуть немного вдохновения или интересных «фишек». Единственный нюанс – часть из них практически бесполезна при отсутствии подписки, а ежемесячный платеж неоправданно высокий.
Как работать с редакторами изображений
Итак, конкретную задачу вы поставили: «доска настроения» создается для определенного бренда (продукта, сайта, мероприятия, проекта…).Теперь:
Постарайтесь превратить творческий процесс в небольшое развлечение и подходите к нему с хорошим настроением. Так вы начнете получать удовольствие от самого процесса. Расслабьтесь, и вы сможете поймать нужную «волну».
Примеры удачных мудбордов
Если вы до сих пор не до конца понимаете, по какому принципу отбирать изображения и как их располагать, просто взгляните на несколько удачных примеров мудбордов.
Начнем с «доски настроения» для профессиональной фотосьемки. Что мы видим? Заказчик подобрал несколько поз, вариантов одежды и заднего плана, а затем объединил их в один коллаж и добавил примечания. Конечно, длинный текст не всегда подходит для мудбордов, но здесь его использование оправдано. Посмотрев на предложенные картинки, фотограф моментально поймет, как лучше выполнить заказ.
Проектирование интерьера квартиры или дома – дело тонкое. Чтобы избежать большого разбега в цветах и стилистиках комнат, можно определить общее «настроение» и отобразить его в коллаже. Ниже – пример создания мудборда для спальни. На нем наглядно показаны цвета, которые будут использоваться в текстиле и интерьере, текстуры (в этом случае – дерево темных пород) и общая стилистика.
При формировании айдентики компании создается брендбук – он имеет много схожих черт с мудбордом и напоминает усложненную версию последнего. В брендбуках отображается корпоративный стиль: какие цвета, начертания, фигуры и паттерны будут использоваться для продуктов или дизайна торговых точек.
Ниже – наглядный пример, на котором четко прослеживаются схожие с мудбордами черты. Не забывайте о главном отличии: брендбуки содержат больше информации и создаются с нуля, мудборды – имеют «урезанный» формат и представляют собой сборку из общедоступных картинок. Впрочем, мудборд какого-нибудь интернет-магазина может быть и в такой форме.
Обратите внимание: все три изображения смотрятся как единая композиция, в них ничего не «выбивается», не лезет на передний план и не перебивает другие элементы.
Резюме
Подводя итоги, еще раз определим качества, присущие продуманному мудборду:
Если даже для коллажа идей не набирается, значит, пора отправляться на их поиски. Вы можете пролистать журнал или посмотреть фильм, подцепив несколько задумок из них. Прогуляйтесь с камерой и сделайте несколько снимков. Или обратитесь к сайтам для художников, фотографов и дизайнеров – посмотрите чужие работы, изучите доступные палитры и паттерны, посоветуйтесь с коллегами.
Найти идеи помогут фотостоки: это самый подходящий вариант. Выбирайте интересующую категорию, цветовую гамму и рассматривайте тысячи предложенных изображений: пара-тройка из них точно натолкнут вас на верные мысли. Вдохновить могут даже аккаунты в Instagram или лента Pinterest – так вы проведете время в социальных сетях с пользой.
Конечный вариант дизайна не обязан становиться точной копией мудборда, но должен перенять от него характерные линии, движения и оттенки. Если на вашем коллаже нарисован огонь – не пытайтесь впихнуть его изображение во все уголки сайта, для которого создается дизайн-проект. Вы можете оставить оранжево-красные цвета, типичные для пламени изгибы и блики.